55 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перегазовка на мотоцикле

Перегазовка на мотоцикле

В этой статье мы рассмотрим вопросы переключения скоростей на последовательной коробкой передач, которой оборудованы большинство мотоциклов.

Подготовка

Важным параметром успеха в переключении передач является скорость и точность с которой вы переключаетесь, поэтому нужно внимательно отнестись к вопросу удобства расположения рычага сцепления и высоты подъема лапки коробки передач. Оба параметра целиком зависят от вашей посадки на мотоцикле и могут меняться с ростом опыта управления мотоциклом. Пальцы левой кисти не должны лежать на рычаге сцепления, вы должны касаться рычага только в момент переключения передачи, всё остальное время ваша кисть должна обхватывать клипон руля. Вы должны подобрать угол наклона рычага сцепления и его подъем таким образом, чтобы в любое время вы могли бы дотянуться до рычага и ничего бы вам не мешало. Тянуть рычаг сцепления нужно четырьмя пальцами руки. Обратите на это внимание. Не рекомендуется устанавливать укороченные ручки велосипедного типа под два пальца руки.

  • подъем рычага слишком большой, есть моменты когда нужно перехватывать руль чтобы дотянуться до рычага и это получается сделать только кончиками пальцев;
  • угол наклона рычага таков, что не во всех ситуациях возможно дотянутся до рычага.

Старт

Наиболее сложный элемент для начинающего мотоциклиста. Переключите КПП на нейтраль. Убедитесь, что ваши руки согнуты в локтях, центр тяжести перенесен вперед. Выжмите сцепление. Включите первую передачу. С оборотов холостого хода плавно отпускайте ручку сцепления одновременно поднимая обороты. Если ваш мотоцикл оборудован датчиком позиции рычага сцепления (например, инжекторные мотоциклы Сузуки) то вы можете заметить как при старте с нейтрали мотоцикл сам добавляет оборотов – упрощая старт. Не бросайте рычаг сцепления. После того как вы отработаете плавный старт вы можете научиться стартовать быстрее. Принцип быстрого старта тот же самый что и для медленного – вы загружаете перед, руки согнуты, но старт начинается не с оборотов холостого хода, а с оборотов от 4000 до 8000. Оптимальным для начинающего в городе является старт с 3000 оборотов. При старте мы рекомендуем держать ступню правой ноги на заднем тормозе – если вы не рассчитали обороты – и мотоцикл начал подниматься на заднее колесо – воспользуйтесь задним тормозом. Часто, мы начинаем с того чем заканчиваем. Контроль тяги при старте мотоцикла, с помощью заднего тормоза, широко используется гонщиками при старте мотоцикла в чемпионатах мира.

Каков же ориентир – какой самый быстрый старт. Самый быстрый старт это когда вы лежите на баке при этом на всей прямой разгона ваше колесо оторвано на 0.5 – 1 см от уровня земли. С учетом кочек – этот элемент довольно сложен и, часто, для его практической реализации в мотоциклах устанавливается электроника, контролирующая разгрузку переднего колеса. На мотоциклах, оборудованных быстрым стартом можно стартовать с полностью открытой ручкой газа, электроника анализирует нагрузку на передней вилке и автоматически отключает зажигание по мере чрезмерной разгрузки вилки. С точки зрения пилота это выглядит следующим образом: вы загружаете перед, ложитесь на бак, полностью откручиваете ручку газа и практически бросаете сцепление – всё остальное делает электроника. 99% процентов мотоциклов не оборудованы быстрым стартом и работу электроники приходится выполнять пилоту.

Основным критерием удачного старта в городе являются постоянные обороты мотора по мере стравливания сцепления. В то время когда вы опускаете сцепление, обороты начинают опускаться и вы должны стараться открывая ручку газа одновременно с стравливанием сцепления удерживать обороты мотора постоянными. Если вам это сделать удалось вы можете перейти к следующему шагу – уменьшению времени стравливания сцепления. После того как и это упражнение стало получаться – попробуйте стартовать с больших оборотов, загрузив перед.

Переключение передач вверх со сцеплением

Для того чтобы понять технику переключения вверх проведите следующий эксперимент. Двигайтесь на второй передаче со слегка открученной ручкой газа. Теперь не закрывая ручку газа – выжмите сцепление – вы увидите как моментально обороты поднимутся. Закройте ручку газа. Когда пропадает нагрузка в виде заднего колеса – ничто не мешает мотору раскручиваться и обороты стремительно возрастают. Именно поэтому скорость в переключении передач играет важную роль. Если вы переключаетесь быстро, то вы можете не закрывать ручку газа, в момент когда сцепление выжато, обороты поднимаются и тут же происходит переключение передачи вверх и возвращение сцепления. Если вы это делаете быстро, то обороты поднимаются всего лишь на 1000-1500 чтоб обеспечивает оптимальные условия для переключения вверх со сцеплением.

Для переключение передач вверх со сцеплением необходимо быстро выжать сцепление переключиться вверх и отпустить сцепление таким образом чтобы обороты на которых включается следующая передача не превышали обороты передачи с которой вы переключаетесь более чем на 1500. Если вы делаете это медленно – вам необходимо закрывать ручку газа в момент когда выжато сцепление, если быстро – можно удерживать ручку в прежнем положении или едва закрывать ручку. Важным критерием являются обороты на которых вы начали переключаться вверх и разницу между оборотами с которых вы выжали сцепления и на которых отпустили сцепление – разница не должна превышать 1000 – 1500 оборотов. С практикой, переключение передач станет получаться автоматически и не будет требовать внимания.

Читать еще:  Водный мотоцикл название

Обороты, на которых вы переключаетесь

Вы должны переключаться вверх в зоне высоких оборотов (обороты отсечки минус 4000). Если вы переключаетесь на низких оборотах, то вам может потребоваться большая перегазовка – 2000/3000. Техника переключения на высоких оборотах одинакова для всех мотоциклов и объемов. Техника переключения на низких оборотах разнится в зависимости от объема двигателя перегазовкой. На малых объемах, при переключении на низких оборотах необходима большая перегазовка, чем на больших объемах. Переключение на низких оборотах не правильна.

Переключения без сцепления

Коробка мотоцикла устроена таким образом, что позволяет переключаться вверх без сцепления на любых оборотах. Одним из способов переключения передач вверх без сцепления является кратковременное снижение тяги с помощью ручки газа. Вам необходимо быстро закрыть и открыть ручку газа и одновременно толкнуть лапку переключения передач вверх. Если вы сделали это одновременно и быстро то коробка переключится вверх без использования сцепления. Другим способом является использование устройства быстрого переключения, в разрыв тяги лапки переключения устанавливается датчик, подключенный к блоку управления зажиганием. Во время переключения вверх тяга давит на датчик, датчик передает команду блоку управления зажиганием, а блок отключает зажигание на запрограммированное заранее время, зависящее от оборотов мотора (обычно, не больше чем на 50 миллисекунд), тяга мотоцикла падает и коробка перещелкивается вверх.

Переключения вниз

Для того чтобы понять, чего стоит опасаться при переключении вниз, проделайте простое упражнение: разгонитесь на второй передаче и полностью закройте ручку газа, во время торможения двигателем выжмите сцепление и катитесь с выжатым сцеплением, вы увидите что обороты мотора опустятся до холостого хода, теперь, если вы отпустите сцепление произойдет резкий толчок, вплоть до временной блокировки заднего колеса – мотоцикл попытается раскрутить мотор с оборотов холостого хода до оборотов на которых сейчас движется мотоцикл. Если вы поднимите обороты в момент когда отпускаете сцепление то толчок будет менее ощутим, а если обороты мотора совпадут со скоростью, на которой движется мотоцикл на второй передаче – рывка и вовсе не будет.

Когда вы переключаетесь вниз необходимо либо делать это быстро на закрытой ручке газа, чтобы не дать оборотам мотора опуститься, либо использовать перегазовку – т.е. в момент переключения вниз добавлять газ.

Итак – быстро выжмите сцепление, быстро щелкните передачей вниз – быстро отпустите сцепление. Если вы делаете это медленно, то мы рекомендуем использовать перегазовку – т.е. в момент когда сцепление выжато и обороты начинают опускаться до оборотов холостого хода – кратковременно, резко поднимите обороты и переключившись вниз отпустите сцепление. Цель – обороты на которых включается передача ниже должны быть либо такими же либо на 1500 выше чем обороты с которых вы переключаетесь.

Ограничитель момента

Новичкам вниз переключаться довольно тяжело и не совсем понятно. Вероятность того что заднее колесо неожиданно заблокируется – велика. Поэтому производители мотоциклов уже около 10 лет устанавливают в сцепления большинства мотоциклов так называемый ограничитель момента. Ограничитель момента не стоит путать с проскальзывающим сцеплением, используемом на гоночных мотоциклах. Основное отличие в том, что ограничитель срабатывает на недовыжатом сцеплении, а именно – в момент времени когда вы отпускаете сцепление. Так если вы разгонитесь на второй передаче, выжмите сцепление, опустите обороты мотора и теперь отпустите сцепление то за доли секунд до того как рычаг опустится сработает ограничитель момента. Ограничитель предназначен для борьбы со “прыганием” заднего колеса если вы ошиблись с оборотами на которых вы переключаетесь вниз или вверх. Запомните – ограничитель не работает с полностью отпущенным сцеплением и не является панацеей против блокировки заднего колеса.

Дедушкин ограничитель момента

Задолго до того как в мотоциклы стали встраивать ограничители момента, многие пилоты уже умели это делать с помощью сцепления. Если вы во время переключения вниз промедлите с отжатием сцепления (т.е. отпустите его почти до конца но не до самого конца) то даже при самом резком толчке (например при уходе на 3 передачи вниз сразу) диски в коробке передач начнут проскальзывать и заднее колесо не будет прыгать.

Загрузки

Во время торможения и переключения передач нужно ВСЕГДА стараться сидеть как можно дальше от бака упираясь коленями в бак. Посадка помогает загрузить заднее колесо, разгруженное торможением передом и помогает в работе ограничителю момента. Если вы сидите сзади – вероятность того что заднее колесо начнет прыгать на переключении вниз существенно снижается.

Читать еще:  Чем смазывать цепь мотоцикла

Существует масса мифов относительно переключения передач. Простые правила:

  • чем быстрее переключаетесь тем меньше вы изнашиваете сцепление;
  • чем выше обороты тем быстрее вы переключаетесь;
  • можно и нужно тормозить передачами;
  • можно уходить с 5 ой на первую передачу (понимая зачем это нужно и что за этим последует);
  • можно и нужно переключаться на высоких оборотах;
  • переключение передач без сцепления незначительно изнашивает вилку и копирный вал.

Поиск нейтрали

Если вы остановились и ищете нейтраль с выжатым сцеплением с первой или второй передачи – одновременно с переключением верх или вниз, на выжатом сцепление кратковременно поднимите обороты вверх (сделайте перегазовку) на большинстве мотоциклов это существенно облегчает переключение в нейтраль на остановившемся мотоцикле. То же самое справедливо для переключения передач на стоящем неподвижно мотоцикле.

Перегазовка на мотоцикле

  • sp80
  • 25 июня 2019 в 7:53

  • dwdart
  • 25 июня 2019 в 10:14

  • wd-33
  • 25 июня 2019 в 11:00

  • Storr
  • 25 июня 2019 в 15:10

  • skymani
  • 25 июня 2019 в 1:53

  • Ty3
  • 25 июня 2019 в 10:20

  • Kagi
  • 25 июня 2019 в 11:05

  • TeXnolog
  • 25 июня 2019 в 2:57

  • vit292
  • 25 июня 2019 в 8:24

  • rassmond
  • 25 июня 2019 в 9:01

  • vit292
  • 25 июня 2019 в 9:17

  • wd-33
  • 25 июня 2019 в 8:43

  • seledkin
  • 25 июня 2019 в 9:14

Переключение я думаю вниз) Перегазовка жеж.
2. Выжал сцепление, втыкнул передачу, поддал газку. — это не работает совсем.

Давайте разберемся зачем вообще нужна «перегазовка» при понижении?
Ну грубо и в кратце: Грамотная перегазовка продлевает жизнь КПП.
Как это работает: на 5 передаче на скорости 60км/ч валы (первичный и вторичный) вращаются со скоростью Х, а на 4ой на той же скорости валы будут вращаться быстрее со скоростью Y (обороты выше). И при зацепе шестеренок происходит «ударный» такой зацеп: X->Y. И тут нам помогает «перегазовка»: т.е. на 5 передаче выжим сцепления и обороты поднимаем с X на Y и после этого втыкаем 4 передачу. При отпускании сцепления шестерни зацепляются легко и мягко, т.к. валы УЖЕ вращаются на нужных оборотах Y. Y->Y. На практике выжим сцепления и перегазовка происходят практически одновременно, а не так: я выыыыжал сцепление, я приииибавил обороты, я отпустиииил сцепление. Т.к. понятно и ежу, что количество метров проеханных «накатом»/не на передаче/с выжатым сцеплением/без тяги — нужно стремить к нулю. Поэтому быстро&плавно.

p.s. Очень интересно почитать источники, в которых приведён ВТОРОЙ вариант. Прямо сильно.))

  • seledkin
  • 25 июня 2019 в 9:16

  • rassmond
  • 25 июня 2019 в 14:28

p.s. Очень интересно почитать источники, в которых приведён ВТОРОЙ вариант. Прямо сильно.))

Стандартная «перегазовка» перед включением понижающей передачи:
Применяется перед входом в поворот, при комбинированном торможении, на подъеме, перед обгоном. Последовательность действий:
— сбросить газ и выжать сцепление;
— включить понижающую передачу без паузы на «нейтрали»;
— резко «открыть» и «закрыть газ», доведя частоту вращения коленчатого вала двигателя до значений, соответствующих максимальному крутящему моменту, плюс запас 1000—1500 об/мин
— отпустить сцепление;
— «открыть газ».

Как делать перегазовку на мотоцикле? Теория

Просмотров: 48 500

12 августа 2015

Andriy Torbenko

Прошло 4 года – это единственное действительно полезное видео про перегазовку. Спасибо!
И привет от Чердака

Доктор Айболит

а если нет тахометра,на приборке только номер передачи показывает (street twin)

Болат Айтпай

3 года назад смотрел и учился по твоим видосам
Спасибо тебе

Болат Айтпай

3 года назад смотрел и учился по твоим видосам
Спасибо тебе

Mr_ Rick

Здравствуйте, Братья. Подскажите пожалуйста, что за трек играет на фоне? Спасибо

Elemental Hero

Суууупер. Спасибо огромное. Очень помогло. Одно единственное видео толковое.

SinGlE BW

правильно ли я понял. едешь на 1й передаче набираешь 8т.оборотов, переключаешься на 2ю показывает 6т.оборотов. если захотеть опять воткнуть 1ю передачу, то опять 8 т. не будет, так и останется 6т. ?

Александр Алексеев

Ни о чем. Смотрите кейта кода

Александр Алексеев

Плохо знаешь предмет, в учителя рано.

Александр Экобакс

Называется синхронизация крутящего момента, подсказка первоклассника с о всеми категориям.

Serghii Shabatura

Немного спешишь и чуть кашеца выходит моментами, а так всё очень гуд)

Артур Жакупов

Ты просто красавчик. Очень познавательные видосы.без всякой шелухи. Береги себя

ilya polozov

о господи, как же сложно объяснить эту тему на словах и руках.

Dmitry Kobiljansky

Спасибо! Хорошо объяснил! 5+

Anton Chigur

Покупаешь новые колёса и стираешь первые пять комплектов подряд, на тормозе об асфальт – Бернаут, тогда ты байкер, а так – малыш ясли сад.

WooDy WoodPecker

Практику смотрел-не понял, а в теории всё понятно.

Читать еще:  Мотоциклы эндуро хонда

andrey76816

перегазовка делается на зиле, газе, камазе итд, но никак не на этом. Нужно всего лишь включать пониженную в воответствии со скорлстью движения, и всё! а остальное дрочка всего!

Гектор

Для того чтобы было понятно разжую так чтобы в голове возникла последовательность правильных действий. Итак для того чтобы вам переключить передачу с высшей на низшую с наименьшим звуком(а следовательно наименьшими последствиями для коробки) вам надо сделать следующие вещи:
1) выжать сцепление;
2) Повысить обороты на величину разности передаточных чисел между этими передачами. Прошу ЗАМЕТИТЬ это не в количестве оборотов в минуту а в процентах(или долях единицы). Следовательно чем больше оборотов двигателя, тем больше разница будет исчисляться в оборотах в минуту. Пример приведу ниже;
3) Переключиться на низшую передачу;
4) Отпустить сцепление;
И вуаля! Вы добились того что нужно. При этом у вас нет ни рывка мотоцикла, ни постороннего звука.
_______________
Перехожу к примеру о котором писал выше. К примеру если на 4 тысячах оборотов вам нужно повысить обороты для переключения на 1 тыс. об/мин, то при оборотах двигателя 8 и 12 тыс. об/мин повышение оборотов должно составлять 2 и 3 тысячи об/мин. соответственно. Конкретные цифры можно рассчитать только зная передаточные числа для каждой передачи для данной КПП.

Переключение передач на мотоцикле

В отличие от автомобиля, мотоцикл оборудован последовательной коробкой передач. Чтобы переключиться, к примеру, на пятую передачу со второй необходимо переключиться сначала на третью, затем на четвертую и только после этого на пятую. То же справедливо, если вам надо переключиться с третьей на первую передачу вам необходимо переключиться сначала на вторую а затем на третью передачу. В связи с этой особенностью последовательной коробки передач, а так же с тем, что управление мотоциклом требует большего внимания чем управление автомобилем (см. статью Вождение Мотоцикла) , многие начинающие и уже бывалые мотоциклисты путаются с передачами, что приводит к опасным ситуациям.

Для того чтобы решить эту проблему некоторые производители мотоциклов в стоке ставят индикатор передач. К сожалению, далеко не все мотоциклы оборудованы индикатором передачи, тем ни менее, компания Healtech Electronicsпроизводит индикаторы передач для всех мотоциклов, ATV и автомобилей. Если у вас есть мотоцикл – у нас есть к нему индикатор в наличии.

Как правильно переключаться вверх

1. Выжмите сцепление
2. Удерживая сцепление толкните лапку передач вверх
3. Плавно отпуская ручку сцепления увеличьте обороты на 700-1000 так чтобы набор оборотов пришелся на плавное схватывание корзины сцепления.

Чего ненужно делать при переключении вверх

* резко отпускать сцепление
* при стравливании сцепления набирать обороты больше 1500 – оставьте старт с высоких оборотов на тот момент когда вы наберете достаточно опыта
* сидеть откинувшись назад, с распрямленными руками – если вы все же отпустите сцепление грубо – мотоцикл рванется вперед, – а вы назад, ваша правая рука, держащаяся за ручку газа, – сама открутит ручку газа в результате, как минимум, получится грубый, как максимум – мотоцикл поднимется на заднее колесо и может перевернуться (на вас).

Как переключаться вниз когда мотоцикл движется

1. Выжмите сцепление
2. Толкните лапку переключения передач – вниз
3. Плавно отпустите сцепление

Если вы сделаете это быстро – мотоцикл не успеет потерять обороты и переключение будет мягким. Если вы затяните переключение – мотор потеряет обороты и переключение получится жестче. К счастью, большинство современных мотоциклов оборудовано ограничителем обратного момента, который срабатывает именно в такие моменты – сцепление отпущено не до конца а мотор потерял обороты, поэтому особо волноваться на счет переключения вниз – не нужно. Тем ни менее, если вы хотите более ровного переключения – необходимо делать перегазовку при переключении вниз – при выжатом сцеплении – одновременно с переключением вниз и стравливанием сцепления нужно кратковременно, резко увеличить обороты мотора на 1-2 тысячи – дернуть ручку газа. Делать перегазовку – сложно для начинающих, поэтому старайтесь переключаться вниз быстро – этого будет достаточно для плавного переключения.

В случае, когда мотоцикл неподвижен, вы подъехали к светофору, к примеру, на 3ей передачи и остановились, и пытаетесь уйти вниз вам НЕОБХОДИМО делать перегазовку перед переключением вниз. На выжатом сцеплении – дерните ручку газа, увеличив обороты – на 1 – 2 тысячи, когда мотор начнет останавливаться в этот момент толкните лапку переключения вниз. То же самое нужно делать при поиске нейтрали. Некоторые мотоциклы оборудованы автоматическим поиском нейтрали и перегазовка лишь незначительно ускоряет процесс поиска.


Мы рекомендуем использовать наши индикаторы передач – GiPro-DS, GiPro-X, GiPro-ATRE, GiPro-XC, которые существенно упрощают работу с последовательной коробкой передач.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: