4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повороты на мотоцикле

Как закладывать мотоцикл в поворот?

Очень важным параметром в процессе прохождения извилистых участков дороги является процесс подачи топлива или проще говоря ручка «газа». Если завременно добавить байку намного больше оборотов или же преждевременно убавить последние, вас, наверняка, будет выносить на внешний радиус поворота. А такая естественная потеря траектории грозит очень уж печальными последствиями, вплоть до летальных исходов.

Зачем выжимают «газ» на полную в начале поворота, знают не все. Правильный поворот на мотоцикле в такой ситуации предусматривает активную борьбу с большой центробежной силой. Для того, чтоб успеть повернуть на байке в условиях повышения скорости его наклоняют как можно ниже. При этом, степень контакта, а также устойчивость мото на дороге существенно уменьшаются. Да и повышение нагрузки на заднюю подвеску прослеживается далеко не минимальное. Как бы там ни было, а выжимают рукоятку газа в процессе поворота не спроста. Такой ход позволяет избавиться от возрастания нагрузки на переднюю вилку. Последняя, в таком случае, не перестанет уходить от своего непосредственного функционала — поглощения неровностей дорожного покрытия. На нее в случае снижения скорости не будет наседать весь совокупный вес мото и его водителя.

Как проходить повороты на мотоцикле

Главный секрет удержания управляемости байка, как вы уже поняли, состоит в выборе золотой средины относительно выжимки рукоятки «газа». Жать последний нужно плавно, без каких-либо резких рывков. Причем делать это нужно на всей протяженности поворота. Показателя в несколько миллиметров в такой ситуации будет более чем достаточно. Их накручивают незадолго до вхождения в поворот. Да и сбрасывать газ не нужно, так как это вызовет существенное повышение нагрузок на вилку. А скорость мото в повороте все же спадет сама по себе, независимо от того отпускали вы дроссель или нет.

Особый опыт техники прохождения поворотов на мотоцикле приобретается во время езды в дождь. Вопреки общепринятому мнению во влажную погоду на мокрой дороге колесить очень даже полезно. Вы обязательно научитесь во время дождя лучше контролировать рукоятку газа на мото. Причем во время вышеуказанной езды важно ни на секунду не забывать о наказуемости любого резкого движения.

Как проходить повороты на мотоцикле, лучше всего знают мотогонщики. Опытные наездники байков, профессионально участвующие в разного рода состязаниях, отточили мастерство преодоления дорожных поворотов по-максимуму. Им под силу прохождение подобных участков даже со срывом обоих колес железного коня. Простым же обывателям важно знать, что срыв хотя бы только одного колеса чреват смертельным исходом во время маневра. Чаще всего такой срыв случается в холодную погоду года. В такое время шины плохо соприкасаются с дорожным покрытием. Да и в дождливую погоду повороты на больших скоростях нередко заканчиваются вышеуказанной неприятностью.

Если вы попали в такую ситуацию, очень важно хладнокровно противостоять инстинкту, который подсказывает отпустить ручку газа, так как это только ухудшает ваше положение на треке, так как заднее колесо в результате сброса газа разгрузится, а соответственно ухудшится и сцепление с дорогой.

Техника поворота на мотоцикле при срыве запрещает подробный сброс скорости в любую погоду. Газ нужно оставить зафиксированным. Сбрасывать его нужно очень медленно. В случае, если вы способы поднять мото с наклона, можно даже немножко поднять дроссель карбюратора.

Вывешивание на мото

Как правильно проходить повороты на мотоцикле, знают те, кто умеет вывешиваться. Нужно последнее осуществлять для быстрого понижения центра тяжести, а соответственно и ускоренной стабилизации мотоцикла. Довольно-таки низкий центр тяжести позволяет байку ехать максимально устойчиво. Во время создания идеальной траектории прохождения поворота на мото, его устойчивость на дороге — это самое важное.

Кроме того, профессионалы часто вывешиваются на мотоцикле для того, чтоб пройти поворот с максимальным углом наклона. Чем больше контакт шин с дорогой, тем проще контролируется байк и тем эффективнее соблюдается траектория на практике.

Вывешивание также используется для того, чтоб свести возможность попадания в аварию к минимуму, так как выставляя ногу в сторону поворота вы поднимаете свой зад повыше (а это достаточно безопасное положение при быстрой мотоезде).

Ниже вы увидите видео-пример того, как нужно правильно входить в поворот на мотоцикле и выходить с него.

Как правильно проходить повороты на мотоцикле

Мотоцикл, как и любое тело, движется в соответствии с законами физики. Плохо, если вы пропустили этот раздел в школе. Тогда бы у вас не возник вопрос о том, как правильно переворачивать – простите за ошибку – поворачивать на мотоцикле, или как делать поворот, который закладывают. Мы восполним этот пробел. Ответы на эти вопросы просты. Силы, двигающие мотоцикл, сделают все за вас. Задача райдера – смотреть вперед и чувствовать байк.

Как заложить мотоцикл в повороте

Когда байк едет прямо на него воздействует сила тяжести, перпендикулярная полотну дороги. Когда мы поворачиваем руль, мы создаем силу, направленную в сторону условного центра, вокруг которого совершается поворот. Это сила называется центростремительной. Ее направление – перпендикулярно вектору движения байка.

Читать еще:  Как ездить на заднем колесе мотоцикла

Если бы центростремительная сила воздействовала без силы тяжести, то мотоцикл бы в миг перевернулся. Но сила тяжести выравнивает центростремительное ускорение, создавая результирующую силу, которая проходит от центра масс байка и райдера к пятну соприкосновения с полотном дороги. Эта сумма сил автоматически наклоняет байк в сторону поворота, предотвращая опрокидывание. Проще говоря, находясь в дуговом движении, мотоцикл балансирует между постоянной силой тяжести и временно созданным центростремительным ускорением.

Соответственно, чем больше будет центростремительное ускорение, тем на меньший угол к дороге закладывается мотоцикл (т.е. получается больший угол наклона). При слишком крутом повороте, резком торможении или газе центростремительная сила настолько велика, что она не выравнивается силой тяжести. В результате мотоцикл уходит в занос, теряет сцепление с дорогой и опрокидывается.

Чтобы заложить мотоцикл в повороте нужно:

  • развить скорость;
  • войти в поворот;
  • использовать контрруление;
  • придерживаться траектории;
  • работать газом;
  • отклониться телом (при необходимости).

Гироскопический эффект и скорость

Вам никогда не приходило в голову, почему едущий мотоцикл устойчив, а стоящий в покое – падает? Устойчивость мотоциклу придает гироскопический эффект, создаваемый вращающимися вокруг своей оси колесами. Колеса являются мощным гироскопом по типу детской юлы. Помните, как по мере остановки вращения юла увеличивает свою «раскачку» и постепенно теряет устойчивость. А как только юла останавливает вращение, она тут же теряет равновесие и падает.

Примерно также ведет себя и мотоцикл. Гироскопический эффект, образующийся от высокой скорости вращения колеса, стабилизирует положение байка. То есть высокая скорость делает байк устойчивым в повороте. Поэтому чем выше скорость, тем более крутой поворот реально сделать. Следует учитывать, что одновременно с повышением устойчивости мотоцикла уменьшается его маневренность, и им становится сложнее рулить.

Контрруление

Контрруление – это единственно верный способ управления байком в дуговом движении. Оно использует силу, результирующую центростремительную и притяжения, и гироскопический эффект, создаваемый колесами.

Суть контрруления: совершая поворот, мы толкаем от себя ту рукоятку руля, в сторону которой мы поворачиваемся. И наоборот: вытягивая на себя рукоятку руля в сторону поворота, мы изменим направление поворота.

На принципе контрруления построено удержание равновесия на низких скоростях, когда гироскопический эффект не оказывает достаточной стабилизации. В этих случаях мы инстинктивно выворачиваем руль в сторону вероятного падения. В результате двухколесный друг отклоняется в противоположную сторону, и равновесие сохраняется.

Траектория

Традиционно траектория гоночного поворота предполагается наиболее выпрямленной с максимально большим радиусом. Это позволяет сохранять адекватный и безопасный наклон к дороге.

Такая траектория состоит из следующих этапов:

  • следование по внешней стороне трассы;
  • резкий заход в поворотную дугу в направлении апекса на внутренней стороне трассы;
  • из апекса плавный выход из дуги снова на внешнюю сторону трассы.

Чтобы вписаться в поворот, нужно видеть траекторию движения на несколько секунд вперед. Подъезжая к повороту, вы должны видеть не только точку съезда на апекс, но и сам апекс. И далее – подъезжая к внутреннему апексу, вы должны иметь представление о траектории выхода из поворота.

Естественно, приведенная выше конструкция идеальна. В реальной жизни на траекторию влияет масса факторов: естественные препятствия, другие мотоциклисты, погодные условия, степень освещенности и т. д. Все они вносят коррективы при дуговом движении транспортного средства.

Работа газом

Мотоцикл в движении имеет разную площадь соприкосновения колес с дорожным полотном. У заднего она больше, чем у переднего, т.к. оно является ведущим и испытывает большую нагрузку. Соответственно, заднее колесо имеет лучшее сцепление. Но при прохождении поворота в силу разных причин происходит изменение развесовки между колесами.

Это чревато потерей управления:

  • Резкий газ приведет к заносу и перевороту.
  • Торможение станет причиной перегрузки переднего колеса. Возникнет сила, выводящая мотоцикл из поворота. Снижение гироскопического момента приведет к потере устойчивости и падению.
  • Выжимая сцепление, поворот можно пройти, но делать этого не стоит.

Правильной тактикой будет дуговое движение с ускорением. То есть, войдя в траекторию, нужно периодически плавно открывать газ, чтобы в меру загружать заднее колесо. Так, немного увеличивая скорость, мы избежим заноса, повернем быстро и безопасно.

Участие тела в повороте

Из всех рассмотренных выше элементов, влияющих на поворот, отклонение райдера в ту или иную сторону будет иметь наименьшее значение. Мотоцикл значительно тяжелее мотоциклиста, центр тяжести всей системы смещен вниз. Наклоном корпуса можно отклонить только очень легкий мотоцикл – и даже в этом случае это воздействие происходит медленнее, чем это требуется. Общее правило: мотоцикл в повороте в основном реагирует на рулевое усилие, а поза тела вторичны.

Совет: всегда старайтесь поворачивать, держа корпус ровно, используйте наклон в сторону, противоположную повороту, чтобы быстрее наклонить мотоцикл.

Вторично – это не значит, что влияние наклона тела отсутствует вовсе. Это значит, что в зависимости от веса райдера и массы байка наклоном тела можно изменять угол наклона байка в повороте на 3-6°C; (либо увеличивать/уменьшать скорость с сохранением угла наклона). Что, в общем, немного, но может быть полезным в качестве легкого «тюнинга» поворота.

Соответственно, если мы смещаем центр тяжести системы байк-райдер в одну сторону, то мотоцикл под действием совокупности сил выравнивается в противоположную. То есть если мы хотим уменьшить угол наклона, то мы отклоняемся в сторону наклона. Если увеличить – то в сторону, противоположную наклону байка.

Прохождение поворотов на мотоцикле

Четыре этапа и три техники

Прохождение поворота на мотоцикле можно разделить на четыре основных этапа:
1. Торможение
2. Заход в поворот
3. Вкатывание
4. Выход и ускорение

Первый этап это когда мы снижаем свою скорость до той на которой мы гарантировано пройдем поворот.
На втором этапе, уже сбросив скорость, мы начинаем поворачивать, для чего толкаем от себя ту ручку, в сторону которой нам надо повернуть. Надо нам повернуть налево, толкаем от себя левую ручку руля. При этом мотоцикл начинает наклоняться налево и соответственно поворачивать налево. Тут главное не переусердствовать и не завалиться вместе со всем мотоциклом, так что давление на ручку нужно дозировать с умом.
Далее на этапе вкатывания нам возможно будет необходимо корректировать наклон и соответственно радиус поворота.
На выходе из поворота мы добавляем газ, вырастает центробежная сила и мотоцикл выпрямляется. Если газа недостаточно, например в связке поворотов, то мы давим от себя противоположную ручку, выпрямляя мотоцикл и продолжая давить укладываем его в следующий поворот.

Читать еще:  Мотоциклы для трюков

Из трех показанных на первой картинке техник поворота чаще всего используется средняя, когда мы входим в поворот не перемещая пятую точку в стороны, такой метод позволит пройти практически любой поворот. Первый метод заламывания используется в малых пространствах, а третий, со «свешиванием» доступен только после тренировок, но позволяет использовать много дополнительных возможностей при скоростном прохождении поворотов.

Торможение

Приближаясь к повороту очень желательно заранее оценить свои возможности и в случае чего затормозить. Торможение лучше закончить до поворота. Почему? Поскольку пятно контакта шины с асфальтом в наклоне смещается в сторону от центра, то появляется рычаг силы, который, при торможении мотоцикла, во-первых пытается поднять мотоцикл в вертикальное положение, а во-вторых создает большое усилие на руле препятствующее повороту в нужную сторону. И только отпустив тормоз, мы можем снизить эти неблагоприятные факторы и зайти в поворот легко и непринужденно.
Отпустив тормоз, мы сразу сможем оценить, правильную ли передачу мы выбрали для этого поворота. Если выбрана слишком низкая передача, то обороты мотора будут слишком высокие, а тормозной момент мотора слишком сильный. И в апексе поворота (апекс это высшая точка поворота) наша скорость будет слишком низка. Если передача чересчур высока, вы не сможете вкатываться в поворот регулируя скорость только газом, придется притормаживать внутри поворота (задним тормозом, иначе см. выше!) или пытаться еще сильнее накренить мотоцикл по ходу прохождения, иначе можно и не уложиться в ширину дороги. Что, как известно, вредно для здоровья.

Вкатывание

Вхождение в поворот и качение
Уже при вхождении в поворот важно, чтобы мы направили взгляд на выход из из него, чтобы взгляд мог провести нас через поворот.
На этапе вкатывания на колеса практически не действуют продольные силы. Зацеп ровный и зависит только от покрытия и свойств шин. Если вы вдруг переборщите с наклоном, то у большинства мотоциклов поначалу заскользит переднее колесо. Но не надо волноваться — современные шины при нормальной рабочей температуре и на цепком асфальте работают в наклонах до 50 градусов и даже больше.
Но даже 50° недостижимо для большинства мотоциклов. Ещё задолго до этого они начнут царапать асфальт подножкой, подпоркой или даже выхлопной трубой. Да и многие мотоциклисты так и не решаются на большой угол — в конце концов как известно человек генетически запрограммирован бояться наклонов больше 20 градусов. Преодолеть этот страх и наклонить мотоцикл глубже поможет только одно — практика и ещё раз практика.

Ускорение

Главный вопрос, когда именно можно начинать ускоряться в повороте? Как и вопрос выбора самой правильной траектории он вызывает много споров среди мотоциклистов. Самое распространенное мнение, что ускоряться можно сразу после прохождения апекса поворота.
Так как апекс поворота не всегда удается четко определить, есть еще один критерий, попроще: начиная с точки, с которой можно увидеть конец поворота, можно добавить газ. А пока не видите, то лучше подождать, то есть продлить этап вкатывания. Из этого требования неизбежно следует, что траекторию на дороге необходимо определить таким образом, чтобы как можно раньше получить как можно лучший обзор, не выезжая конечно на полосу встречного движения.

Заламывать или свешиваться?

Техника прохождения поворота «Заламывание»

Этот способ прохождения поворотов берет свое начало из внедорожных гонок. Водитель сохраняет относительно вертикальное положение, мотоцикл при помощи рулевого управления отжимают вниз. При этом помогают изгибом туловища в сторону от наклона (или даже в экстремальных случаях сдвиг ягодиц по сидению, как показано выше). Способ хорошо работает в крутых поворотах и поворотах с быстрым изменением курса или при маневрах уклонения. Он идеален для гравийных дорог и на рыхлом или скользком дорожном покрытии, так как центр тяжести находится ближе к пятну контакта шины.

Техника прохождения поворота «Закладывание»

Это классика: водитель и машина при наклоне образуют прямую линию. Хоть с фиксированием колена, хоть со свободно-спортивным опусканием этот стиль вождения подходит для всех видов поворотов в любом темпе. Направление движения можно очень быстро изменить, из закладывания при чередующихся поворотах можно плавно перейти в заламывание. Непринужденная поза посадки не требует больших усилий. Также хорош обзор: водитель наклоняет голову, чтобы держать горизонт взгляда как можно ровнее, взгляд идет в направлении выхода из поворота. Угол крена немного меньше, чем при заламывании.

Техника прохождения поворота «Свешивание»

Даже по иллюстрации видно, что этот стиль вождения практикуют, прежде всего, на гоночных трассах, где маршрут известен. При той же скорости в повороте наклон меньше, но тут требуется сила и много практики. На дороге при прохождении многих поворотов может помочь упрощенная форму «свешивания» с применением большого усилия на переднее колесо. Особенно, если в наклонном положении вдруг потребуется притормозить. Также хорошо видно, что при всех трех способах поворота человек и мотоцикл занимают значительно больше ширины дороги, чем при движении по прямой, наиболее справедливо это утверждение для «свешивания». Угол крена мотоцикла при свешивании самый низкий. Звучит немного парадоксально, но свешивание как раз и нужно, что бы не увеличивая крен мотоцикла повысить скорость прохождения поворота.

Читать еще:  Чем питбайк отличается от кроссового мотоцикла

Если вам приглянулась статья, то ваш палец вверх а еще лучше подписка на канал будут очень кстати!

Учимся входить в поворот на мотоцикле

Уверен, вы наблюдали, как некоторые мотоциклисты красиво входят в повороты, при этом будучи на грани падения. Вот мы и решили вывести идеальную формулу, по которой можно вписаться в любой поворот.

Уверен, вы наблюдали, как некоторые мотоциклисты красиво входят в повороты, при этом будучи на грани падения. Вот мы и решили вывести идеальную формулу, по которой можно вписаться в любой поворот.

Проведя опрос, станет ясно, что каждый водитель мотоцикла, может входить в поворот по-разному. Единственное, в чем совпали все ответы, так это в совокупности факторов, влияющих на поворот мотоцикла. Естественно, основной фактор – это поворот руля. Но без движений корпусом и регулировки газа и тормоза, будет очень сложно.

Чтобы достичь успехов во всех вариантах управления мотоцикла, стоит научится, сперва, контррулению. Сегодня, мы все расскажем подробно об этом процессе. Не нужно понимать принцип контрруления, стоит лишь разобраться, каким образом влияя на руль, вы меняете поведение мотоцикла. Но если вы разберетесь в этом процессе, и будете его применять постоянно, объезд любого препятствия, станет для вас не проблемой. Выход из экстремальной ситуации на дороге, если сказать простыми словами, зависит от ваших умений тянуть и толкать руль. Когда вы обуздаете контр руление, остальные способы езды вам будут понятны сразу.

Тянем и толкаем руль.

Известно, что чем быстрее движется мотоцикл, тем он устойчивей. То есть, на ста километрах в час, повернуть руль будет куда сложнее, чем на пятидесяти. Войти в поворот на малой скорости настолько легко, что некоторые даже не догадываются до этого. Некоторые водители, имея некий опыт, до сих пор не знаю, что поворот исходит от руля, а уж только потом от поворота корпуса.

Кто пытался изучать контрруление, и пробовал это на практике, знают, от приложенной силы, зависит поведение мотоцикла. В идеале, чтобы мотоцикл четко входил в поворот, стоит толкнуть внутреннюю рукоятку, и тянуть к себе внешнюю. Таким образом, наклонить мотоцикл не составит, почти, никаких усилий.

Положение рук.

Этот тот случай, где важно иметь расслабленные руки. Возьмите руль мягкой хваткой. Больших сил прикладывать не нужно. Не нужно быть и дергать рукоятки, нужно плавно тянуть и толкать их, не выпуская из-под контроля движение. Если добавить агрессию, тоже можно войти в любой поворот, но на время, пока шасси не в норме, мотоцикл потеряет управление. А за эти доли секунды можно натворить большие проблемы.

Снизьте нагрузку с руля.

Так как весь ваших рук, и часть веса корпуса припадает на руль, нужно предпринять все, чтобы остальной весь распределился равномерно и не упал в одну точку. Да, тут уже не обойтись без спортзала. Ведь силами мышц пресса, груди, спины, нужно работать не слабо при езде на мотоцикле. Да, когда вы будете входить в поворот, определенные усилия нужны. Но и здесь, ни в коем случае нельзя повиснуть на руль. Повернув, и когда нет необходимости поворачивать руль, стоит вновь расслабить руки и снизить нагрузку с руля. Будьте за рулем расслабленным. Так вы сможете лучше контролировать байк и чувствовать дорогу. Вцепившись в руль, безопасней не станет. Теперь давайте рассмотрим основные способы руления мотоциклом. Их четыре, попробуем доходчиво объяснить каждый.

Рулим газом.

Чтобы руки во время поворота были расслаблены, стоит научится входить в повороты используя рычаг газа. Как только вы снизите газ при повороте, мотоцикл начнет валиться в сторону, добавите – и он вновь выпрямится и угол наклона будет сохранен. Теперь давайте узнаем некоторые термины. Сначала познакомимся с «открытым газом». Это когда рукоятка находится в таком положении, что мотоцикл начинает набирать ход. На «ровном газу», заслонки инжектора будут двигаться совсем немного. Эти понятие совсем не схожи. С открытым газом можно войти в поворот, но контролировать процесс будет сложно. Чтобы повысить эффективность, и суметь толкнуть рукоятку, нужно переходить на ровный газ и перемещать весь мотоцикла вперед. Если все сделать не вовремя, можно не вписаться в поворот и сделать его шире.

Рулим ногами.

Чтобы контролировать руление ногами, нужно пользоваться внешней ногой. Прижмите колено и бедро плотно к баку, и вы сможете начать поворачивать. Грубо говоря, вы расслабляете руки, и переносите все внимание на свои ноги. Такой прием при повороте, поможет вам избавится от глупой привычки, и прекратить повисать на руле. Но при этом процессе, стоит учесть работу корпуса. Напрягите пресс и спину, чтобы удержать равновесие. Включая ногу при повороте, вы сделаете его плавным и более безопасным. Пробуйте, и у вас обязательно получится.

Рулим весом.

Сколько бы не весил мотоцикл, ваш весь будет иметь большое значение. Вот почему нужно уметь управлять своим весом, будучи за рулем мотоцикла. Вспомните времена, когда вы в детстве катались без рук. И в повороты могли входить также. Все просто, мы просто перемещали весь тела в ту сторону, куда хотим повернуть. С мотоциклом происходи нечто подобное. Особенно мотоцикл слушается при повороте голов и торса. Но перемещение веса, это не залог успеха. Стоит решить, когда лучше это сделать. Опоздаете, и поворот будет слишком широким, сделаете раньше, соответственно, свернете на обочину. В любом случае, мотоцикл перестанет вас слушаться. Сосредоточьтесь на движении тела. А главное, на перемещение своей массы на подножках. Именно ими и управляется байк. Вывод данной статьи очень прост – умение качественно водить мотоцикл, это целая наука. Познайте ее, и вам не будут страшны экстремальные ситуации на дорогах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×