11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опасно ли прыгать с парашютом

Насколько опасно прыгать с парашютом?

Хотелось бы услышать о тех ошибках, которые могут привести к тяжелым травмам или к гибели, а также узнать статистику по несчастным случаям. Всем спасибо за ответы.

Я бы вот наверно никогда не отважилась прыгнуть с парашюта, так как очень боюсь высоты. Но все-таки информацией про этот экстрим интересовалась и статистикой тоже.

Так вот, по статистике процент того, что парашют не раскроется почти сведен к нолю, а вот что можно получить переломы и ушибы во время приземления — так об этом должны провести инструктаж опытные люди перед самым прыжком.

Так что, если вам нравится такой экстремальный вид спорта как прыжки с парашюта, то не беспокойтесь ни о чем, только будьте внимательны к тому — о чем говорит инструктор.

Прыгать с парашютом не опаснее, чем ходить по улице, но для этой процедуры необходима соответствующая тренировка. Самый травмоопасный момент — это приземление. Если вы прыгаете с неуправляемыми десантными парашютами типа Д-5, то необходимо при приземлении, держась специальным образом за стропы, развернуться по ветру и встречать землю полусогнутыми, готовыми амортизировать, ногами. Иначе легко переломать ноги, а особо «талантливые» и позвоночник сломать могут.

Если же вы прыгаете с современным управляемым куполом, на котором в момент приземления можно закрывать клапана и резко уменьшать скорость снижения, то это уже не так актуально.

При прыжках поначалу у вас скорее всего будет запасной парашют, на котором чека срабатывает автоматически при определённом давлении (на определённой высоте), так что бояться потерять сознание и не «рвануть кольцо» не стоит.

Скажите, как часто Вы пользуетесь лифтом? Возможно никогда. Хорошо, тогда ванной. Как часто Вы пользуетесь ванной?

Думаю что каждый день, не так ли?) Так вот в лифтах, в собственных ваннах и при выполнении парашютных прыжков, ежегодно гибнут от 10 до 15 человек. Проще говоря заходя в ванну, ежегодно, т.е. 365 раз в году, Вы рискуете стать одной из этих 15и. Если лифтом пользуетесь, то смело прибавляйте к тем 365и, ещё столько же, стало быть риск увеличился вдвое. А если Вы ещё и по пешеходным переходам на зелёный свет ходите, тогда полученный результат смело умножайте на сто. В общем проживая, просто проживая в обычном городе, Вы ежеминутно рискуете, причём смертельно рискуете.

Теперь о прыжках с парашютом.

Есть статистика, разбор каждого отдельного происшествия: кто, когда и почему — информация в свободном доступе. Таких происшествий каждый год 10-12. Лично я по долгу службы в разборах этих происшествий обязан участвовать, так что текущей информацией владею наверняка. Подавляющее большинство этих происшествий — неосмотрительность опытных парашютистов. Тех, кто по неосторожности или по собственному разгильдяйству решил что ему всё можно, он — профи. Начинающих среди этих 12и, 1 в два-три года.

Для начинающих, незначительные травмы при приземлении: ушибы, вывихи. И опять, это следствие наплевательского отношения к инструктажу. Касается в основном людей весом 80-90 кг — они в повышенной группе риска. Девушек весом 40-50 кг, парашют ставит на землю как пушинку. Даже если они при приземлении грубо ошибаются, это из за малого веса ни на что не влияет.

При прыжках в тандеме с инструктором, вообще риск сведён к нулю как при раскрытии, так и при приземлении. В общем опасайтесь заходить в лифт, в собственную ванну. Особо опасайтесь двигаясь по пешеходному переходу, даже на зелёный свет. Опасайтесь гололёда, скользких ступенек, сосулек свисающих с крыш. Электроприборов, бродячих собак, очередей в поликлинике особо опасайтесь! Поликлиника — это самое опасное по статистике место!

А парашютных прыжков. Там тысячи умов по всему миру, ежедневно потеют над тем, чтобы парашют стал безопаснее бабочки на цветочках. И поверьте, с каждым годом у них это всё лучше и лучше получается.

Опасно ли прыгать с парашютом?

Парашютный спорт – экстремальная дисциплина, сопряженная с повышенной опасностью для здоровья и жизни. Перед тем как подняться в воздух и прыгнуть с парашютом человека попросят подписать бумагу о добровольном характере прыжка и отсутствии претензий к организаторам в случае каких-либо неприятностей. И это – непростая формальность.

Вероятность несчастного случая

Информация о смертности, связанной с парашютным спортом, не является публичной. В открытом доступе можно найти данные за период 1998-2005 гг., опубликованные российским Федеральным управление авиационно-космического поиска и спасения. В соответствии со статистикой этого ведомства за 7 лет в России был зафиксирован 91 смертельный случай в результате неудачного прыжка с парашютом. Что составляет в среднем 13 человек в год.

Много это или мало?

Если говорить о месте парашютных инцидентов со смертельным исходом в структуре общей смертности от внешних причин (около 200000 случаев ежегодно), то они занимают самое последнее – с долей 0,007%.

Таблица 1. Структура смертности от внешних причин (100% — все случаи со смертельным исходом)

Ежегодно в России совершаются около 40 тыс. прыжков. Из них:

  • смертельный исход – 0,03% — 3 из 10000 человек;
  • травматизация (переломы, ушибы, сотрясения) – около 0,1% — 1 из 1000 человек.

Если учесть, что аналогичный показатель смертности при пожарах составляет 6,7%, то вероятность погибнуть при совершении прыжка с парашютом в 233 раза меньше, чем от огня.

Примеры реальных несчастных случаев

Ниже приведены случаи реальных инцидентов, имевших место при совершении прыжков опытными парашютистами.

  • 2 парашютиста при спуске находились рядом друг с другом, допустили столкновение на высоте 60 м., произошло частичное гашение куполов, увеличение скорости приземления. Результат – переломы. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
  • Произошло неправильное раскрытие основного парашюта в результате некорректно произведенной укладки. Прыгающий пытался выправить ситуацию, но ничего не вышло. Запасник открыт на высоте ниже 100 м. Приземлялся на частично наполненном куполе запасника и нескольких секциях основного купола. Результат – перелом бедра и ребер.
  • Парашютист опасно выполнил разворот на 180° на высоте 30 м при ветре 10 м/с. Результат – переломы ног и сотрясение мозга. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
  • Приземление на крышу здания с гашением купола, последующим протаскиванием парашютиста и падением на землю. Результат – тяжелые травмы.
  • Приземление на неровность: одной ногой на кочку. Результат – перелом лодыжки.
  • Потеря человеком сознания при спуске. Приземление происходило в неуправляемом режиме. Результат – смерть парашютиста.
Читать еще:  Прыгнул без парашюта

Причины несчастных случаев

  1. В почти 80% случаях причиной несчастного случая является неправильные действия парашютиста:
  • 30% несчастных случаев происходит в результате неправильного приземления (резкое управление, низкие развороты, недооценка метеоусловий и др.);
  • 27% отсутствовала попытка открытия запаски;
  • 21% — запасной парашют открыт на низкой высоте.

Как видно, почти 50% смертей происходит в результате неправильного раскрытия или нераскрытия запаски.

  1. Оставшиеся 20% несчастных случаев связаны:
  • с неправильной работой страхующего прибора или его с его отсутствием;
  • с потерей сознания парашютистом во время спуска;
  • другими не зависящими от прыгающего человека факторами.
  1. Неправильно думать, что при прыжке погибают только прыгающие первый раз. Они составляют менее 30% от общего количества смертей. 70% — те, кто имеют опыт более 25 прыжков. Это свидетельствует о том, что несчастные случаи в парашютном спорте происходят в результате:
  • неосмотрительности;
  • недисциплинированности;
  • самоуверенности;
  • принятия неверного решения во время спуска.

Как предостеречься от несчастного случая

Успех (или неудача) прыжка определяется:

  • на 20% — подходом к организации и к инструкторской работе в выбранном парашютном клубе;
  • на 80% — дисциплинированностью и алгоритмичностью действий самого парашютиста.

Выбрать правильный парашютный клуб

Собравшись первый раз прыгнуть, примите во внимание два момента:

  • рекомендации других людей;
  • стоимость прыжка.

С первым – все понятно: вряд ли кто обратится к организаторам, за которыми идет не очень хорошая слава. Клубы, понятно, не афишируют и любым образом скрывают случаи «происшествий». Но мир слухами полнится. Никогда не прыгайте за дешево. Самолет, горючее, услуги пилота и инструктора – все это стоит денег. Если стоимость невысока, значит, в конторе на чем-то экономят.

  1. Экономят на горючем.

Парашютистов выбрасывают не на минимально положенной высоте 800 м, а на 600 м или даже 400 м. Прыгающему не нужно ничего предпринимать: парашют выдергивается стропой, закрепленной на самолете, при совершении прыжка. Однако если по какой-то маловероятной причине что-то пойдет не так, у человека должно быть время для раскрытия запасного парашюта. Предельная высота, на которой это можно делать безопасно – 300 м.

Скорость свободного падения – около 50 м/с. Т.е. если организаторы экономят и опасно выбрасывают парашютистов на высоте 600 м, у человека есть всего 6 секунд, чтобы сориентироваться и выдернуть чеку из запасного парашюта. Если – на высоте 400 м., то – всего 2 секунды. Этого катастрофически мало даже для профессионала.

  1. Экономят на экипировке

Автоматическое страховочного устройство – ППКУ – должно раскрыть запаску на высоте 400-500 м. Но и на нем организаторы могут экономить. Они рассуждают так: все равно основной парашют раскроется принудительно, высота небольшая. Чтобы ППКУ не сработало, нужно выдернуть специальную чеку из устройства в течение первых секунд спуска.

Многие новички от охватившего восторга и нервного возбуждения забывают об этом. В результате в дополнение к основному выбрасывается еще и запасной парашют.

Но так как человек уже находится не в свободном падении, раскрыться куполу нет возможности. Запаска начинает наматываться на парашютиста, затруднять подвижность ног – все это вносит дополнительные риски уже на стадии контакта с землей. Поэтому многие организаторы, уменьшая высоту прыжка, вообще не используют автоматическую страховку. В совокупности эти два фактора – опасно низкая высота выхода из самолета и отсутствие или неработоспособность ППКУ – существенно увеличивают риск несчастного случая.

Кроме того, парашютное снаряжение должно периодически проверяться и заменяться. Экономные конторы не уделяют этому должного внимания, используют нештатные элементы в парашютах (проще говоря, отремонтированные), что катастрофически увеличивает вероятность несчастного случая.

  1. Экономят на квалифицированных кадрах.

От слаженной работы летчика и инструктора во многом зависит успех прыжка. Парашютистов нельзя выбрасывать в любое время. Это делается на определенной скорости, чтобы самолет «не болтало», выброс должен быть без «скольжения». В противном случае, колесо самолета – и такие случаи бывали – может зацепить за какую-либо функциональную часть экипировки парашютиста, сделав невозможным и неполным раскрытие парашюта.

Таким образом, при выборе аэроклуба для первого прыжка примите во внимание следующие советы:

  • выбирайте известные клубы с хорошей историей;
  • интересуйтесь деталями предстоящего прыжка (высотой, типом парашюта, наличием ППКУ)
  • не экономьте.

Быть готовым к прыжку

Несмотря на кажущуюся простоту, прыжок с парашютом – ЭТО СЛОЖНО. В человеке не заложены способности к полету и к управлению куполом парашюта. Более того, все имеющиеся от природы рефлексы противоречат тому, что требуется при прыжке и приземлении. Для большинства людей выпрыгнуть из самолета – уже подвиг.

  1. Подойдите к подготовке серьезно.

Сегодня многие организаторы ограничиваются экспресс подготовкой непосредственно перед прыжком. Для спуска на круглым куполе с принудительным раскрытием на 800-метровой высоте этого достаточно. Но, если в ваши планы входят захватывающие полеты с высоты 3-4 км, то начните сразу с парашютной школы. Не ленитесь и перед пряжками пройдите полную теоретическую и практическую подготовку.

  1. Будьте дисциплинированы и психологически готовы

Аэроклубы часто не ставят ограничений по возрасту, а в тандеме с инструктором позволяют прыгать даже детям школьных лет. Стоит помнить, что инструктор – это не панацея, и разбиваются даже самые опытные, имеющие за плечами десяток тысяч прыжков.

Опасность представляет самостоятельный прыжок в подростковом возрасте. В голове прыгающего должен быть четкий доведенный до автоматизма алгоритм действий. Это предполагает определенную психологическую подготовку, эмоциональную зрелость. Чего, например, в 14 лет не хватает.

Читать еще:  Сколько строп у парашюта десантника

В любом случае, чтобы подписывать все необходимые бумаги, человек должен быть совершеннолетним, т.е. достигнувшим 18 лет. Иначе – требуется присутствие родителей.

  1. Учитесь управлять парашютом.

Даже купольным парашютом можно «подруливать», не говоря о «крыле». Например: если ветер сносит не в ту сторону, внизу сложный и опасный для приземления ландшафт и во многих других случаях. Несмотря на кажущийся с земли медленный спуск человека под парашютом, дующий ветер сносит его на километр, а иногда и более, от точки выхода из самолета.

Для корректировки нужно правильно применять технику скольжения. Подтягивая или отпуская нужные стропы, парашютист затормаживает или ускоряет горизонтальное движение.

  1. Приземление важнее, чем спуск.

Большинство травм происходит при касании земли. Скорость человека в этот момент – 3-5 м/с или 11-18 км/ч, что соответствует скорости интенсивного бега. Теперь представьте, что в определенный момент перед вами оказывается стена, и вы врезаетесь в нее со всей силой – примерно то же самое происходит при касании земли, только врезаетесь вы не в вертикальную, а в горизонтальную плоскость. В ветреную погоду скорость приземления еще выше: доходит до 36 км/ч. И это может стать большой проблемой, если спускающийся не прошел подготовку по управлению скоростью спуска и не умеет правильно группироваться при приземлении.

Заключительное замечание

Если вы чувствуете неуверенность, сомневаетесь, что все пройдет благополучно, если вы нервничаете, и вас панически пугает мысль о нераскрытом парашюте – то лучше воздержитесь от прыжка. Возможно, вы еще не совсем готовы к этому шагу. Возможно, вы никогда не будете к нему готовы. Это не должно расстраивать: парашютный спорт требует значительного преодоления себя, обладание мужеством, 100%-уверенности в том, что прыжок удастся. Другой вариант — прыгнуть в тандеме с инструктором, что вселит вам больше уверенности, позволит почувствовать себя в безопасности рядом с профессионалом, а также даст возможность сделать фото и видео с вашим прыжком. Именно так и поступила ведущая проекта «Амазонка» Оксана:

Чего стоит и чего не стоит бояться, прыгая с парашютом

Не стоит бояться

1. Того, что парашют не раскроется.

Парашютисты перворазники никогда не отвечают за то, раскроется у них парашют или нет, за них это сделает либо самолет, при выпрыгивании из него сдернется чехол с купола и тот наполнится от потока воздуха, либо специальный прибор, который реагирует на скорость падения. Если же по каким-то причинам основной парашют не раскрылся, то такой же прибор стоит на запасном парашюте, и по прошествии нескольких лишних секунд, или при достижении определенной высоты раскроется тот. Случаи гибели парашютистов от нераскрывшегося парашюта за всю историю парашютизма единичны.

2. Высоты прыжка

Часто даже начинающих спортсменов страшит увеличивающаяся высота прыжка. На самом деле высота в данном случае лучший друг, так как при возникновении внештатных ситуаций есть время на их устранение. А опытные парашютисты боятся низких прыжков.

3. Свободного падения

Свободное падение дает контроль над телом, оттачивает быстроту реакций и как раз и дарит тот заряд адреналина за которым приходят на прыжок.

4. Своего страха

Не бояться только дураки. Прыгать с высоты всегда страшно, даже люди прыгающие давно бояться, даже если говорят, что нет, просто они могут себя контролировать. Без эмоций могут обходится роботы, но у них и мозга нет человеческого. А в нашем случае это страх это инстинкт выживания, и в прыжке он поможет.

Чего стоит бояться

Для круглых куполов оно бывает довольно жестким, но главное как бы близко не казалась земля, нельзя ловить ее одной ногой, приземление только на обе. Да и для спортсменов основная часть нечастных несчастных случаев приходится на приземлении, поэтому расслабляться нельзя, до момента, пока не соберешь парашют.

2. Потерять страх

Потеря страха приводит к расслаблению во время прыжка и преждевременного его усложнения, когда опыта для этого еще недостаточно. Этим грешат начинающие спортсмены.

3. Того, что это затянет

Все больший процент людей, придя на аэродром прыгнуть один разок, чтобы поставить некую галочку в своем списке планов, возвращаются еще и еще, пропрыгивая иногда последние деньги.

4. Влюбится в парашютиста (парашютистку)

Тогда вас ждут одинокие выходные и праздники, ведь наверняка он (она) будут проводить время на дропзоне, прыгая на деньги, на которые бог бы быть куплен подарок для вас.

Секретная информация: прыжки с парашютом с точки зрения науки

Вы только представьте, как сильно нам повезло.
Судя по древнегреческим мифам, уже на заре своего существования человек мечтал научиться летать. Но и спустя тысячелетия – буквально в начале прошлого века – он все еще был обречен всю жизнь ходить по зе

Преодолеть земное притяжение даже на пару минут было недостижимой мечтой. То, что сейчас называют первым полетом братьев Райт, по сути представляло собой подскок и длилось всего 12 секунд.

Со временем, конечно, самолеты стали летать повыше, но было их – штук десять на всю планету. При этом особой надежностью они не отличались, а средств спасения еще не существовало. Хотя всевозможные прототипы парашютов изобретатели придумывали, начиная аж с XIII века, все они представляли собой конструкцию наподобие гигантского зонтика, либо заранее аккуратно разложенного полотнища. Прыгать с такими движущихся объектов было нельзя.

Все изменилось, когда «отец» всех скайдайверов Глеб Котельников в 1911 году изобрел ранцевый парашют. Предполагалось, что он будет служить для спасения жизни летчиков на случай аварии, но прежде чем поставить изобретение на вооружение армии, его, как водится, принялись всячески испытывать. Испытателей набирали в основном из числа тех же военных авиаторов. Но те быстро смекнули, что прыжки с парашютом – сами по себе штука крайне увлекательная, и очень скоро все это вылилось в отдельные войска в армии и отдельный парашютный спорт на «гражданке».

Формально в Советском Союзе стать парашютистом мог кто угодно, но на деле нужно было сначала пройти строгий отбор, а затем месяцами учить матчасть, начиная с устройства парашюта и заканчивая аэродинамикой, и годами тренироваться.
Сегодня же возможность прыгнуть с парашютом имеет любой человек. Москва в этом плане так вообще рай – около десятка дропзон в пределах ста километров. Причем «любой» в данном случае нужно понимать дословно: абсолютно любой, от ребенка до пенсионера. Даже люди с ограниченными возможностями все чаще покоряют небо. А уж молодым, сильным и физически здоровым и подавно нет никаких преград.
Другое дело, зачем оно надо? А вот зачем.

Читать еще:  Страшно ли прыгать с парашютом

Все дело в адреналине

Вы, конечно же, слышали, что наш организм способен производить эту загадочную субстанцию, которую называют «гормон радости». Давайте разбираться, как он работает.
Давно известно, что современному человеку остро не хватает эмоций. Убивать мамонтов сегодня не надо, завоевывать соседние племена, чтобы испытать чувство собственного превосходства, нужды тоже нет. Но инстинкты-то никуда не делись! Как и нашим древним собратьям, нам необходимо хотя бы иногда чувствовать себя лучше, круче, выше, сильнее других. А как это сделать, если вся жизнь свелась к дом-работа-дом-детсад-дача-теща-картошка?

Вот тут-то и поможет адреналин. На самом деле, было бы правильнее называть его «гормон страха». Потому что вырабатываться он начинает в тот момент, когда наш мозг получает от своих внешних разведчиков – глаз, ушей, вестибулярного аппарата и т.д. – сигналы, что организму грозит опасность. Вот почему так страшно стоять перед открытой дверью самолета. Умом-то понимаешь, что за спиной надежный парашют (точнее, даже два), но глаза видят, как высоко, и сигнализируют мозгу: можно упасть. Адреналин вызывает страх, тем самым как бы предупреждая – остановись!

Одновременно с этим он на всякий случай стимулирует нервную систему и приводит в тонус мышцы. Если в этот момент вдруг случиться упасть и пораниться, болевые ощущения будут во много раз меньше, чем обычно.

Но вот мы прыгаем, парашют раскрывается, глаза любуются великолепными пейзажами, вестибулярный аппарат наслаждается ощущением свободного полета, и организм, наконец-то, понимает – все отлично. Чтобы усмирить разбушевавшийся адреналин, организм выбрасывает в кровь щедрую порцию эндорфинов – гормона счастья. И действительно, каждый, кто хотя бы однажды совершил прыжок с парашютом, скажет вам, что чувство эйфории, накрывающее в этот момент, не сравнимо ни с чем! Причем если вы только начинаете прыгать, эндорфинов выделяется так много, что заряда великолепного настроения хватает на несколько дней вперед.

Итак, вы решились на прыжок с парашютом

Для начала перестаньте терзать поисковики вопросом, где прыгнуть с парашютом в Москве. Нигде. Последний аэродром в Москве закрылся несколько лет назад и сейчас любые полеты авиации в пределах МКАД запрещены. Все действующие парашютные клубы расположены в Подмосковье.

Такой момент как прыжки с парашютом цена примерно одинакова на всех крупных, внушающих доверие дропзонах, поэтому слишком низкая стоимость должна вас насторожить. Очевидно, что когда речь идет о таком серьезном мероприятии, экономить на профессионализме инструкторов, состоянии снаряжения и авиапарка не стоит.

Хорошо, если информация об этих вещах есть в открытом доступе, и вы можете изучить ее заранее – например, как на сайте парашютного клуба «Аэроград Коломна». В этом случае вы гарантировано избежите сюрпризов, когда обещанная инфраструктура для семейного отдыха (вы же наверняка захотите взять с собой группу поддержки) окажется бытовкой в чистом поле, а вместо современного самолета вам радостно помашет крылом видавший виды «кукурузник».

Если хотите сэкономить, лучше изучите повнимательнее раздел «акции и спецпредложения». Так, почти все аэроклубы, которые работают ежедневно (правда, их совсем немного) предлагают в будни прыгнуть с парашютом в тандеме с заметной скидкой.
В любом случае помните, что цена включает не только прыжок с парашютом как таковой, но и целый ряд сопутствующих «бонусов». Судите сами.

— Прыжки с парашютом – это лучшее лекарство от стресса . А Москва, между прочим, как и все мегаполисы, поводов для стресса дарит в избытке. Это даже не научный факт, а народная мудрость: клин клином вышибают. Ученые давно доказали, что любое психологическое напряжение лучше всего лечить напряжением физиологическим. Бросил любимый человек, уволили с работы, у тещи картошка не уродилась – все эти неприятности кажутся сущей мелочью, когда стоишь перед открытой дверью самолета, летящего со скоростью 150 км/ч на высоте 4000 метров. А что происходит потом, выше уже писали: количество позитивных эмоций зашкаливает настолько, что все проблемы улетучиваются окончательно и бесповоротно.

— Парашютный спорт – это спорт. Со всеми вытекающими последствиями: здоровое тело, здоровый дух, стройная фигура, меньший риск всевозможных заболеваний (которые, как говорят умные врачи, в основном от нервов случаются, а с нервами мы уже разобрались ), ну и все такое прочее. О пользе регулярных занятий спортом и так все знают. Но даже если вы не собираетесь прыгать регулярно, имейте в виду, что скинуть пару-тройку лишних кило можно уже после первого прыжка.

— Скайдайвинг – это новые друзья. Причем какие друзья! Не те, что приходят поныть в жилетку или занять в долг до получки, а самодостаточные, уверенные в себе, позитивные и всегда улыбающиеся люди. Часто можно услышать, что Россия – страна угрюмых интровертов. Так вот, те, кто так говорят, просто никогда не были на аэродроме. Приезжайте в «Аэроград Коломна» и убедитесь сами: такой концентрации позитива на один квадратный метр не бывает даже на Гоа.

— Это новые горизонты – внешние и внутренние. Вы никогда не узнаете, как прекрасна планета с высоты птичьего полета, и никогда не поймете, на что способны, пока не отважитесь на первый прыжок с парашютом Москва – стоимость такого способа раздвинуть собственные границы смехотворна мала по сравнению с услугами всяких коучей и тренингов личностного роста.

— Наконец, прыжки с парашютом – это возможность быть выше других . Просто вдумайтесь, сколько людей на планете мечтают прикоснуться к небу, и насколько ничтожен процент тех, кто пошел дальше слов и отважился на такой шаг. Это в прямом смысле каста избранных. И вы можете стать одним из них.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector