54 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто изобрел парашют

Какими были первые парашюты, и как произошел первый удачный прыжок

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

У изобретения Луи-Себастьяна Ленормана (Louis-Sebastien Lenormand) было практическое применение — инженер хотел показать, что во время пожаров есть способ спрыгивать с крыши горящего здания и при этом остаться в живых. Изобретение состояло из деревянной основы — Луи-Себастьян использовал вяз — и льняной ткани.

До этого представления Луи-Себастьян не раз экспериментировал самостоятельно, что правда, прыгая с меньшей высоты. Так что в этот раз он наверняка и сам волновался. Тем более, что внизу с каждой минутой собиралось все больше и больше народу. Вот так 26 декабря 1783 года произошел первый в истории человечества успешный прыжок человека с парашютом — тогда он был больше похож на большой зонтик, чем на современный парашют. Луи-Себастьян действительно тогда прыгнул с крыши и приземлился, не поломав себе ни рук, ни ног.

Безусловно, Ленорман не был первым, кто додумался до такой идеи, но он был первым, кто доверил свою собственную жизнь такому изобретению — и при этом выжил. Если взглянуть на историю, то окажется, что парашюты в том или ином виде существовали — в реальности или в воображении — уже давно. Например, писатель династии Хань Сима Цянь рассказывает историю о легендарном китайском императоре Шуне, который бежал от своего отца-убийцы, взобравшись на крышу амбара и прыгнув с него с двумя бамбуковыми шляпами в руках.

В итальянской рукописи неизвестного автора 1470-х годов есть изображение парашюта — человек висит в воздухе на раме, к которой прикреплен конический купол. Буквально десять лет спустя Леонардо Да Винчи сделал свой набросок парашюта — более сложного, с квадратным каркасом. «Если у человека будет палатка из льна, палатка будет без отверстий и размером 12 сгибов вширь и в длину, то с ее помощью человек сможет спрыгнуть с любой высоты, не получив травм при приземлении», — написал Да Винчи под своим эскизом. Но, конечно, на деле он сам вряд ли пробовал прыгать с помощью своего изобретения.

Столетие спустя Фаусто Веранцио изучил эскиз парашюта Да Винчи и немного его усовершенствовал — он оставил квадратную раму, но купол сделал выпуклым на подобие паруса. Из-за существующего изображения этого изобретения под названием «Homo Volans» («Летучий человек»), на котором изображен мужчина, прыгающий с парашютом с колокольни Святого Марка в Венеции, долго думали, что именно этот прыжок и был первым в истории. Но Веранцио тогда было 65 лет и он был серьезно болен — вряд ли бы он решился прыгнуть, да и других сведений об этом прыжке нет — так что вряд ли он когда-либо происходил на самом деле.

Собственно, до того момента, как Луи-Себастьян Ленорман прыгнул с обсерватории, и слова-то такого как «парашют» не было. Это тоже было его вкладом в историю — Ленорман взял префикс с итальянского «пара», что означает «против» и французское слово «падение», то есть изобретение «против падения».

Успешный прыжок Ленормана дал толчок дальнейшим усовершенствованиям изобретения другими инженерами. Так, через два года Жан-Пьер Бланшар показал, что с помощью парашюта можно прыгать не только с крыш зданий, но и с более большой высоты — что правда, показал это не на своем примере, а на примере своей собаки, выбросив ее с воздушного шара. Он же стал придумывать как сделать парашют не на рама, а складным — так появился не льняной, а шелковый парашют. Еще через 10 лет еще один инженер — Андре Гарнерен самостоятельно прыгнул с помощью шелкового складного парашюта — и успешно приземлился. Теперь на месте его приземления стоит памятная табличка.

И только через сто лет Чарльз Бродвик внес новые существенные изменения в изобретение: он сложил парашют в рюкзак и сделал так, чтобы он открывался с помощью статической линейной системы — такие иногда используют и сегодня.

В нашей статье “Рождённый шить – летать не может” мы рассказываем о глупой кончине портного, решившего изобрести парашют.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История парашюта

В истории сохранились разные легенды о смельчаках, пытавшихся приземлиться с помощью хитроумных приспособлений – прыгнуть, например, с колокольни. Одно из таких преданий, известное по китайским текстам, говорит о человеке, который спрыгнул с чердака объятого пламенем дома. Китайский парашютист укрепил над собой две большие шляпы, сплетённые из камыша, и сиганул вниз. Приземление прошло удачно.

Первые шаги

Первые сведения о парашюте как таковом мы встречаем в ренессансной Италии. Рисунок подобного устройства конической формы сохранился в одном из манускриптов семидесятых годов пятнадцатого века. Великий Леонардо Да Винчи, наизобретавший кучу разных приспособлений и механизмов, не обошёл своим вниманием и парашют:

«Если человек возьмёт полотняный купол, каждая сторона которого имеет двенадцать локтей ширины и двенадцать локтей длины, то он может безопасно сброситься с любой высоты.»

Однако, как и многие другие его гениальные прозрения, идея парашюта так и осталась на бумаге. Прошло несколько десятков лет и другой замечательный иностранец –Фаусто Веранцо, насмотревшись рисунков Леонардо, опубликовал в 1595 году трактат под названием «новые машины». В этом трактате был помещён и рисунок Homo Volance – летающего человека. Человечек на рисунке спускался с башни, при этом он был подвешен к квадратному куполу. В 1617 году летающим человеком стал сам Веранцо. Он воплотил свою мечту в жизнь, спустившись на парашюте с колокольни собора Святого Марка в Венеции.

Читать еще:  Хардтейл или двухподвес

Летающий рецидивист

В 1777 году парижский профессор Фонтанж изобрёл ещё один вариант парашюта –летающий плащ, который по его утверждению, гарантировал безопасный спуск с любой высоты. Поскольку испытать такой аппарат на себе желающих не было, Фонтанж обратился к судебным властям с просьбой предоставить ему для испытания плаща преступника, приговорённого к смертной казни. Подопытным стал рецидивист Жак Думье, ожидавший своей участи в Бастилии. Узнав, чего от него ожидает Фонтанж, уголовник согласился. В присутствии стражей закона и самого изобретателя, он взошёл как на эшафот, на парижскую оружейную башню. Полёт прошёл нормально, лишь при приземлении Думье немного повредил колено, после чего смертную казнь ему заменили пожизненной каторгой.

А вот на самом себе испытал парашют Жозеф Монгольфье. В том же году, что и Фонтанж, он сконструировал некий аппарат для прыжков. Монгольфье прыгнул с крыши высокого сарая и остался жив. Свой подвиг Монгольфье больше не повторял, сконцентрировавшись на создании летательного аппарата. В 1783 году ему, вместе с братом, удалось впервые подняться на воздушном шаре в небо. В их честь такие аппараты, наполняемые тёплым воздухом, получили название монгольферов.

Вскоре французский физик Луи Себастьен Ленорман усовершенствовал известный уже более столетия аппарат Фаусто Веранцо. Парашют Ленормана представлял собой зонтикообразный купол со стропами, несколько напоминающий современные учебные парашюты, с которыми прыгают с вышки. Кроме того, Ленорман придумал и сам термин «парашют», соединив в одно слово греческое «пара» -против и французское «шют» — падение. Так что всё очень просто – парашют – это антипадение, или, выражаясь по-русски, антипад. Первый в истории человечества прыжок с парашютом с воздушного шара совершил Андре Жак Гарнерен. 22 октября 1797 года, набрав высоту около километра над Парижем, он перерезал постромки, соединявшие его картину с шаром, вызвав ужас у людей внизу. К Корзине был привязан шёлковый безрамный парашют. Во время падения корзина раскачивалась, а от удара при приземлении заскрипела. При этом сам парашютист остался жив и здоров. Примеру смельчака последовала и его жена, Жанна Женевьева, ставшая первой в мире женщиной-парашютисткой.

Но на пути человека ввысь не обходилось и без летальных исходов. В 1837 году погиб при испытании своей модели парашюта английский энтузиаст-воздухоплаватель Роберт Коккинг.

Воздушные шоу

Уже в 19 столетии прыжки с парашютом стали популярным аттракционом. В разных странах появилось много бродячих парашютистов-аэронавтов, которые в поисках заработка показывали свои рискованные прыжки.
Нашлись свои энтузиасты-парашютисты и в России. В 1806 году газета «Московские ведомости» сообщала, что русский воздухоплаватель Александровский поднялся в воздух на большом шаре и совершил прыжок с парашютом. Смельчак благополучно спустился на землю и был восторженно встречен публикой.
В 1885 году В Россию прибыл француз Леру с цирковым трюком «король воздуха». Реклама необычного зрелища сулила публике прыжок с пятисот метров тормашками. Парашют Леру имел вид большого зонта. Это был своеобразный парашют-полуавтомат. Он крепился сбоку аэростата на особой верёвке с пружиной и как только человек прыгал, пружина разжималась, и парашт отделялся от шара.
В конце 19-го века в России прославилось целое семейство спортсменов-парашютистов. Юзеф и Станислав Древницкие и их сестра Ольга. Они сконструировали подвесной парашют наподобие тех, которыми пользовался ещё Гарнерен. Свои устройства-антипады они стали использовать на воздушных шарах-монгольфьерах.
А первым в истории животным-парашютистом стала свинья, которую всемирно известный дрессировщик Лев Дуров спустил с парашютом с большой высоты. Существует даже рассказ об этом, который так и называется — Хрюшка-парашютист.

Первый авиационный парашют

Со временем на смену воздушным шарам пришли новые летательные аппараты – самолёты. По мере развития авиации росло и число жертв среди лётчиков. Необходимость в надёжном спасательном средстве для пилотов дала парашютам новую жизнь. В 1910 году во время показательных полётов в Санкт-Петербурге погиб Лев Макарович Мациевич, легенда русского воздухоплавания. Это трагическое происшествие стало первой в отечественной истории авиакатастрофой. Под впечатлением от этой трагедии русский Глеб Евгеньевич Котельников создал первый в мире авиационный парашют. Он имел круглую форму и укладывался в ранец, который крепился на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол после того, как прыгающий выдёргивал вытяжное кольцо. Такая конструкция спасательного парашюта используется до сих пор. В 1911 году Котельников зарегистрировал своё изобретение – ранцевый парашют свободного действия. Но главное инженерное управление русской армии не приняло в производство парашют Котельникова. Резоны для отказа были таковы: при малейшей неисправности авиаторы будут стремиться покинуть боевой аэроплан.
Вскоре, как часто и бывает с русскими открытиями, это изобретение получило признание за рубежом, а в России о нём вспомнили только в ходе Первой Мировой Войны.

Читать еще:  Сколько строп в парашюте вдв

История создания парашюта, кто изобрел первым?

Древние записи свидетельствуют, о попытках людей спускаться с башен, деревьев и скал при помощи различных приспособлений, напоминающих зонт. К сожалению, подобного рода попытки заканчивались увечьем, а иногда даже смертью. Но мечта покорить небо не давала покоя человеку, или если не летать, то хотя бы не так быстро падать…

Первые теоретики

В XIII веке Роджер Бэкон — английский философ и испытатель, в своих работах писал о возможности опираться на воздух при использовании вогнутой поверхности. Но сама идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи, в его работах — 1495 г., упоминается о возможности безопасного спуска с высоты.

В чертежах, датируемых 1843 годом, красуется пирамидальная конструкция будущего небесного купола. Леонардо да Винчи писал: «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Таким образом, по расчетам Леонардо, парашют должен был иметь площадь 60 м² – цифра довольно близка к современным стандартам.

Однако идею свою в жизнь итальянец не воплотил: в те времена, аристократы и прочие прожигатели жизни не находили удовольствия в прыжках в пропасть со скал с шатрами за спинами, они предпочитали войны. И чертежи парашюта легли на пыльные полки итальянских библиотек. Еще одним теоретиком, развивавшим идею полетов под шатрами и куполами, был итальянец с весьма говорящим именем Фауст Веранчино, который подробно описал аппарат, подобный изобретению своего знаменитого земляка. В своей работе он уточнил, что объем купола должен быть соотнесен с весом прыгающего. Однако еще долго разработка его никому не была нужна.

Практические попытки и авторы

Спустя 200 лет появились первые желающие спрыгнуть с башни или скалы и остаться при этом живым. Вот только абсолютно точно назвать, кто изобрел парашют, невозможно, слишком многие претендуют на авторство. Здесь и итальянцы, и чехи с венграми. Однако история предпочитает называть француза Луи Ленормана.

Точно известно, что дал парашюту его название француз Луи Себасьтян Ленорман, его же принято считать официальным изобретателем парашюта в современном понимании. Первый прыжок отчаянный изобретатель совершил 26 декабря 1783 года. Ленорман совершил прыжок с башни обсерватории в городе Монпелье, о чем свидетельствует гравюра того времени. Он и дал современное название изобретению, этимология которого предельно проста: «пара» означает «против», а «шюте» — «падение».

Первым же, кто опробовал изобретение Леонардо, был француз Лавен в начале XVII века. Двигала им вовсе не жажда адреналина, а жажда свободы – он был заключенным одной из неприступных французских крепостей, и решил сбежать. Сшив парашют из простыней, дополнив конструкцию китовым усом и веревками, смельчак спрыгнул с крепостной стены вниз, в реку, и приводнился вполне удачно и завершил свой побег.

В следующий раз прыжок с прототипом парашюта совершает приговоренный на смерть Жан Думье: в качестве казни должен был испытать новое изобретение, летающий плащ профессора Фонтанжа. Спрыгнув с высокой башни, Жан остался жив, и, в качестве награды, ему даровали жизнь и свободу.

Затем мода на воздушные шары дала толчок к новому витку развития парашютов, ведь теперь было, откуда падать. Тут и появился уже упомянутый нами Ленорман, который совершил свой исторический прыжок на парашюте, очень напоминающем по конструкции современный. Начинал Ленорман с попытки безопасного прыжка с первого этажа и двух раскрытых зонтиков, потом пускал в полет на парашюте различные предметы и животных.

Однако практического применения парашюты опять не нашли – в корзинах воздушных шаров крепить их было совершенно неудобно. Да и они имели существенный недостаток: при снижении парашюта купол сильно раскачивался. Разобраться с этим смогли лишь в девятнадцатом веке англичане: они экспериментальным путем выяснили, что парашют должен иметь форму конуса, в полостях которого образуется пространство разреженного воздуха, а при разности давлений на парашют сверху и снизу существенно замедлится и его падение. Правда, ученый Кокинг, сделавший это открытие, на своем же парашюте и разбился насмерть. Тогда другой англичанин – Лаланд – додумался сделать в куполе парашюта небольшое отверстие для обратного хода воздуха, что позволит уменьшить разность давлений и спасти жизнь парашютисту. Во многих современных системах парашютов это отверстие используется и в наши дни.

Необходимость парашютов в авиации

В XX веке, начинает бурно развиваться авиация, и парашют становится жизненно необходимым. Но существовавшие в те времена парашюты были излишне громоздкими, и в самолеты банально не помещались. Первый парашют для авиации создал наш соотечественник, Глеб Евгеньевич Котельников.

Купол нового парашюта был круглый, а крепился он на летчике в специальном железном контейнере. На дне контейнера находились пружины, которые и выталкивали парашют при необходимости. Для применения механизма в действие, как и сейчас, используется кольцо. Вскоре свое изобретение Котельников зарегистрировал и назвал его «ранцевый парашют свободного действия». Вскоре металлический ранец был заменен на мягкий ранец. Так родился современный парашют.

Читать еще:  Задняя втулка велосипеда

Глеб Котельников – изобретатель ранцевого парашюта

Сразу после того, как люди начали подниматься в воздух сначала на аэростатах, а затем и на самолетах, остро встал вопрос их спасения в случае аварии на большой высоте. На первых самолетах для этого использовались длинные сложенные конструкции в виде зонтов, которые закреплялись на фюзеляже. Это были очень ненадежные устройства, которые сильно увеличивали вес летательного аппарата, поэтому применялись крайне редко.

На воздушных шарах эволюция средств для относительно мягкого приземления при падении с многокилометровой высоты шла своим путем. Там использовались тяжелые и неудобные изделия из льняной ткани, которые привязывали к нижней или боковой части аэростата. Понятно, что в случае аварии грамотно воспользоваться такой конструкцией удавалось далеко не всегда.

Все изменилось в 1912 году, когда свой ранцевый парашют испытал русский изобретатель Глеб Котельников.

Содержание

Биография конструктора

Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге в 1872 году, его отец был профессором механики и высшей математики. Главным увлечением родителей являлся театр, и мальчик тоже полюбил его. С детства он занимался игрой на скрипке и пением. Однако нравилось ему и еще кое-что – изготовление своими руками разных игрушек и моделей.

В 1894 году Глеб оканчивает Киевское военное училище и после 3-летней обязательной службы уходит в запас. Котельников уезжает в провинцию и живет тихой размеренной жизнью – служит акцизным чиновником, помогает в организации драматических кружков, иногда сам играет в спектаклях. Не бросает он и своего конструкторского увлечения.

Трагедия как толчок

В 1910 году Котельников возвращается в Санкт-Петербург и вступает в труппу Народного дома на Петербургской стороне. Он играет под псевдонимом Глебов-Котельников.

24 сентября 1910 года (по старому стилю) в Санкт-Петербурге стояла прекрасная безветренная погода. На этот день назначили проведение первого в России праздника воздухоплавания. Публика была в восторге от невиданного ранее зрелища, и вдруг один из самолетов начал разваливаться в воздухе. Из него с высоты 400 м выпал пилот, у которого не было шансов выжить. Так в первой для Российской империи авиационной катастрофе погиб известный авиатор Лев Мациевич.

Глеб Котельников оказался свидетелем трагедии, и в тот момент он твердо решил, что такое повториться не должно. Так 38-летний актер превратился в разработчика парашюта.

Создание парашюта

Работа Котельникова по созданию первого складного ранцевого парашюта была завершена уже в декабре 1911 года, то есть спустя 15 месяцев после гибели Мациевича. Изобретатель заменил тяжелое льняное полотно легким и крепким шелком. В края парашюта Глеб Евгеньевич вшил тонкий эластичный трос. Стропы были разделены на две группы, закреплявшиеся на плечевых обхватах подвесной системы. В результате получилась конструкция, которой человек мог управлять, пока спускался на землю.

Главной особенностью парашюта Котельникова было то, что он уложил его в небольшой заплечный ранец. На его дне находилась специальная полка с сильными пружинами под ней. За счет такого решения парашют моментально выбрасывался наружу, когда человек выдергивал в воздухе стопорное кольцо. Первая модель была названа РК-1 – это сокращение от «Русский, Котельникова, модель 1».

После успешных испытаний с манекеном разработка была предложена военному ведомству, но российская бюрократическая машина восторгов по поводу изобретения не разделила. Один из великих князей даже назвал парашют вредной для авиации вещью, так как с ним летчик будет при малейшей опасности спасать себя, а не самолет.
Котельников не опустил руки и продолжил работу над изобретением, которое все же понадобилось русской авиации, когда началась Первая мировая война.

Советский период

После революции и Гражданской войны Котельников остался в Советской России. В 1923 году он представил модель РК-2, а немногим позже – РК-3 с мягким ранцем. Современные парашюты российских десантников имеют практически ту же конструкцию, что и РК-3. Воздушно-десантные войска появились в нашей стране в 1929 году именно благодаря Глебу Евгеньевичу и его разработкам.

Почти одновременно с РК-3 Котельников создает грузовой парашют РК-4. Он отличается увеличенным куполом диаметром 12 м и способностью опускать груз, весящий до 300 кг. Впрочем, этот парашют применения не получил. В 1926 году Котельников все свои изобретения передал Советскому правительству.

Начало Великой Отечественной войны изобретатель встретил в Ленинграде. Он пережил часть блокады, и после первой зимы в осажденном городе был эвакуирован. Котельников дождался снятия блокады с родного города, но до конца войны не дожил. Он умер в конце 1944 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Первое испытание парашюта Котельникова прошло в деревне Сализи, которую в 1949 году переименовали в Котельниково (Гатчинский район Ленинградской области). Рядом с полигоном и сейчас стоит небольшой памятник с изображенным на нем парашютом.

Могила Глеба Евгеньевича – место паломничества парашютистов. Они привязывают к деревьям рядом с его надгробием ленточки для затяжки парашютов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: