96 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ратрак для лыжных трасс

Ратраки для подготовки лыжных трасс

Правильно выбранный ратрак для лыжных трасс является залогом удачной организации зимних спортивных мероприятий. Объединяя эту машину с дополняющими устройствами, можно создать лыжню, полностью соответствующую установленным нормам.

Общие требования к лыжне и лыжным трассам

Ширина лыжной трассы равняется:

  • 3 м, если она предназначена для обучения (тренировочная);
  • 6 м, если ее используют для соревнований.

Общая протяженность трека — от 0,5 до 70 км. Когда маршрут уже полностью разработан, формируется лыжня. Над созданием колеи работает команда лыжников или машина, уплотняющая (вдавливающая) снег.

Если лыжники планируют использовать классический стиль езды, то вдоль трека прокладывают одну лыжню. Свободная манера катания требует наличия колеи на горных спусках, а другие трассовые сектора нужно укатать полностью (на этих участках часто используется ходьба «елочкой»).

Как сделать лыжную трассу своими руками

Чтобы самостоятельно построить лыжную трассу, потребуется провести целый комплекс мероприятий, включающий в себя:

  • земляные работы;
  • расчистку дистанции от растительности (особенно кустов);
  • возведение мостов на трудных участках трека.

Также нужно определить, для чего прорезается лыжня:

  • для тренировок;
  • для прогулок;
  • для присвоения разряда;
  • для соревнований.

Если трасса учебная, то основной маршрут дополняют срезками, позволяющими сокращать дистанцию, обходить трудные участки. При правильном проведении работ этот путь может использоваться летом для бега или езды на велосипеде.

Наилучший вариант — если строительство трассовой системы выполняется в соответствии со схемами и требованиями гомологации, установленными Международной лыжной федерацией (FIS).

Поверхность трассы

Полотно зимней трассы получается довольно ровным, если в отсутствие снега на ней нет ям или бугров (как на автодороге). Также для всех поворотов должны быть характерны плавность и хороший обзор.

Водоотвод

Водоотвод позволяет сохранять снег на дистанции зимой и обеспечивать твердость грунта летом. Обычно для удаления излишков влаги прокладывают дренажные канавки, а треку придают такую форму, чтобы в поперечном разрезе он был немного выпуклым. Также ликвидируют все впадины, в которых скапливается жидкость.

Характеристики дренажных канавок:

  • глубина — от 40 см;
  • линия поперечного разреза — V-образная (угол схождения стенок — 90-120°);
  • расположение — вдоль краев трассы, максимально близко к деревьям.

Система дополняется водоотводящими канавками, по которым жидкость уходит из дренажных выемок.

Растительность на треке

Растительность убирают с трассы не реже трех раз за сезон. Рабочий инструмент подбирают по своему усмотрению. Это может быть:

  • коса;
  • триммер с леской;
  • триммер с диском (если на дистанции есть кустарник).

В редких случаях с пути приходится убирать деревья, рухнувшие от старости или сильных ветров. Для проведения таких работ требуется бензопила и обязательное присутствие напарника.

Отсыпка трассы

Отсыпка необходима, чтобы:

  • сделать трассу более сухой и твердой;
  • предотвратить появление на дорожном полотне канавок, формирующихся в результате ходьбы, бега или езды на велосипеде;
  • замедлить или полностью исключить появление растительности.

Для выравнивания трека используют:

Приемлемая толщина отсыпки — 10-30 см. Желательно, чтобы она покрывала всю ширину трассы. Если сделать это невозможно, то достаточно обработать наиболее проблемные участки.

Оборудование для прокладки трассы

Для подготовки лыжных трасс пользуются приспособлениями различных видов и от разных производителей.

Ратрак

Это устройство называют снежным трактором. Его используют, если толщина снега составляет не менее 15 сантиметров. Применение ратрака оправдано на участках с искусственным оснежением.

В Россию такие машины поставляют следующие производители:

  • Ohara (Япония);
  • PistenBully (Германия);
  • Prinoth (Италия);
  • SnowRabbit (Италия).

Также есть американские марки ратраков, но на российском рынке они не представлены.

Пистенбулли

Машины от PistenBully многофункциональны. Они применяются для создания и обслуживания горнолыжных трасс. Все устройства оснащены парой лыжнеукладчиков, положение которых регулируется ручной или гидравлической системой управления.

Формируемые ратраком PistenBully лыжни отстоят друг от друга на 73,5 см, а ширина каждой из них изменяется в диапазоне 7 см. Некоторые модели рассчитаны на установку систем для массового катания (с 3-4 лыжнеукладчиками).

Принот

Ратрак PrinothHusky предназначен для создания трасс на равнинах или небольших горнолыжных склонах. Формирующие резаки крепятся к задней фрезе машины. Дистанцию между лыжнями, как и их ширину, можно регулировать.

Фаверо

FaveroSnowRabbit 3 — это самый компактный, легкий и недорогой из ратраков на российском рынке. Такие характеристики обеспечивают ему проходимость по снежному покрову любого типа. Стандартная комплектация устройства позволяет формировать полосу шириной 2 м. Дополнительные приспособления увеличивают охват до 4,5 м.

Читать еще:  Лыжи и стрельба вид спорта

Ратрак можно перевозить на малогабаритных грузовиках, не демонтируя гусеницы. При этом сам «Фаверо Сноу Рэббит 3» имеет транспортировочный кузов для материалов.

Снегоход

Снегоходы дешевле ратраков, а при наличии прицепного устройства их используют для формирования лыжни после первого же снегопада. Хорошо, если у машины широкие (от 50 см), длинные ошипованные гусеницы. Последнее особенно значимо при ведении работ на обледеневшей трассе.

Прицепные устройства

Стандартный комплект прицепных приспособлений для формирования лыжни:

  • борона или сетка (решетка);
  • резак;
  • каток-барабан (необходим, чтобы прикатывать снег).

Эти устройства производятся преимущественно в США и Европе. Все они оснащены аварийной расцепкой, позволяющей высвободить их, если в процессе работы снегоход застрянет. Благодаря им необходимость создавать оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками уже не столь актуальна, как раньше.

Каток

Катками от SnowRoller трассовые полотна подготавливаются в любую погоду. Начинать работу можно уже после первого снегопада.

Борона

Бороной лыжня формируется на путях с устойчивым снежным покровом. Полотно выравнивается по всем направлениям.

Устройства марки Plain имеют дополнительное оснащение в виде зубчатых ножей. Если снега мало, то задействуется обратная сторона бороны.

Механизмы от SNOWPRO дополнены тремя съемными модулями из стали с порошковым покрытием. Эта модификация позволяет изменять технику снегообработки и уровень нагрузки.

Резак

Резаки для подготовки лыжных трасс — это формирующие элементы асимметричной формы, выдавливающие излишки снега на края дорожного полотна. Они прорезают лыжню фрезерованными частями из закаленной стали.

Порядок подготовки трассы

Подготовка лыжной трассы проводится регулярно (при сильных снегопадах — ежедневно). Порядок работы зависит от характера снежного покрова.

Как выбрать ратрак?

Выбор снегоуплотнительной машины, то есть ратрака, зависит от ряда факторов. Может показаться, что определяющей тут является цена, ведь все ратраки имеют разную стоимость. Кто-то посчитает, что все дело в мощности. Но, конечно же, это не так. Главное при выборе ратрака – это его соответствие поставленной задаче. Давайте на примере линейки ратраков PistenBully разберемся с тем, каким назначениям соответствуют те или иные ратраки.

Ратраки для гор

Горные машины – наиболее большие тяжелые и мощные, ведь им предстоит работать на крутых горных склонах. В линейке PistenBully к таким относятся модели серий 600 и 400.

Тяжелые ратраки серии 600 имеют увеличенную ширину отвала и фрезы, а также широкие гусеницы с максимальным зацепом. Также данные машины могут оснащаться лебедками для работы с анкерами на самых крутых склонах.

Мощные ратраки серии PistenBully 400 также предназначены для работы в больших горах, но более универсальны. За счет более компактного размера, меньшей ширины отвала и фрезы, а также площади гусениц, они обладают большей маневренностью.

Ратраки для сноу-парков

В последние годы все больше и больше курортов по всему миру предлагает клиентам не только стандартные лыжные трассы, но и более веселый формат, а именно, сноу-парки.

Если раньше это были комплексы снежных фигур, предназначенных исключительно для профессиональных экстремалов фристайла на лыжах или сноубордах, то теперь сноу-парки включают в себя развлечения для всей семьи и лыжников любого уровня подготовки. Профессионалы, в свою очередь, получили еще более совершенные трамплины и более крупные препятствия.

Для создания всех этих фигур нужны специальные ратраки. В линейке Pisten Bully, главными парковыми специалистами являются машины серии 400 Park. Мощные и умеренно компактные, они имеют расширенный рабочий диапазон инструментов – фрезы и отвала, а также набор специальных приспособлений, расширяющих их возможность и позволяющих сноу-шейперам проявлять всю свою креативность.

Стоит упомянуть и парковую модификации компактного ратрака 100 Park, являющегося самым компактным парковым специалистом линейки PistenBully. Эта машина – оптимальный выбор для строительства парка на горнолыжном курорте с небольшими склонами.

Ратраки для работы в помещениях

Крытые горнолыжные курорты – еще один тренд современного мира. Уникальная возможность кататься на лыжах и сноубордах по настоящему снегу круглый год – что может быть круче? К машинам для крытых горнолыжных комплексов применяются специальные требования по чистоте выхлопа и уровню шуму.

Всему этому соответствуют ратраки PistenBully серии Indoor, оснащенные дополнительными системами фильтрации выхлопных газов и глушителем повышенной производительности.

Модель 400 Indoor предназначена для крупных комплексов, а модель ратрака 100 Indoor отлично подойдет для небольших крытых горнолыжных комплексов.

Читать еще:  Велосипед транспортное средство или нет

Ратраки для беговых лыжных трасс

Беговые лыжи – замечательный и популярный во всем мире вид активного зимнего спорта и отдыха. Прошли те времена, когда трассы для беговых лыж делали при помощи снегоходов.

Для полноценных трасс для лыжных гонок или биатлона в настоящее время применяются снегоуплотнительные машины серии PistenBully Nordic – ратраки, оснащенные, помимо базовых рабочих инструментов в виде отвала и фрезы, дополнительными насадками – так называемыми лыжнепрокладчиками или, как иногда их называют, лыжепрокладчиками.

Прокладчики лыжни состоят из двух платформ для прокладывания лыжни. В зависимости от модификации, прокладчики лыжни могут иметь регулируемые интервалы между лыжнями. Также существуют модификации лыжнепрокладчиков с дополнительными фрезами – для трасс самого высокого класса.

Помимо лыжных трасс, ратраки серии PistenBully 100 идеально подходят для подготовки склонов небольших горнолыжных курортов. Благодаря компактному размеру, эти машины незаменимы для обработки склонов под бугельными и кресельными подъемниками.

Ратрак как незаменимый механизм на трасcах

Мало кто из нас знает, что в техническое оснащение современных горнолыжных курортов, а также стадионов горнолыжных видов спорта в обязательном порядке должна входить машина, именуемая ратрак. Это техническое средство является ни чем иным, как снегоуплотнительным агрегатом, который передвигается при помощи гусениц.

Чтобы было понятнее читателю, ратрак – это адаптированная модель бульдозера, предназначенная для ведения работ в суровых зимних условиях. Такой трактор способен двигаться по горным склонам, которые имеют довольно крутой угол наклона.

Основное назначение такого снегоуплотнителя – подготовка горнолыжных склонов, формирование лыжных трасс и выполнения спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций в горах. Также такой горный трактор является очень удобным средством для перевозки людей, при которой он оборудуется отдельно пассажирской кабиной, и надежным механизмом для перевозки грузов.

Свое название – «ратрак» – машина получила от названия первой модели этого механического средства, которые продавались в Европе еще в далекие 60-е годы. С самого начала главными производителями агрегата были американские фирмы Thiokol и LMC, которые реализовывали их под торговой маркой Ratrac. Вот с тех времен эта машина и обрела свое название, которым пользуются до сегодняшнего дня.

На сегодняшний день брендами по выпуску ратраков являются такие знаменитые машиностроительные компании, как Prinoth (Италия), Bombardier (Канада), Kässbohrer (Германия). Все эти фирмы занимаются выпуском ратраков, которые реализуются на рынке по продаже специальной техники под торговой маркой PistenBully, а в Америке этот тип снег уплотнительных машин реализуется под именем snow cat.

Обойтись на горнолыжных трассах без снегоуплотнительного трактора практически не возможно. Пушки, которые насыпают снег на будущие склоны и лыжные трассы, создают достаточно большие сугробы, которые необходимо равномерно распределить и уплотнить.

Технические параметры снегоуплотнительной машины

Ратраки имеют широкий модельный ряд от разных фирм-производителей. В России на горнолыжных курортах и на спортивных лыжных трассах широко применяется ратрак японской компании OHARA, который отлично подходит для устройства трамплинов и лайпов для сноубордистов.

Модельный ряд OHARA включает в себя следующие серии снегоуплотнительных машин – DF 330, DF 357 и DF 430, они имеют очень высокую надежность в работе, большую мощность и качественное исполнение технологического процесса. Ратраки от японского производителя имеют технические параметры, которые их отличают от других марок снегоуплотнительной техники. Такие конструктивные характеристики позволяют OHARA исполнять целый комплекс задач по формированию лыжных трасс, как простой степени сложности, так и сложных, имеющих крутой угол подъема.

Снегоуплотнительная машина от японского производителя OHARA для сгребания снежной массы оборудован специальным ковшом, который расположен в передней ее части. Для проведения уплотнительных работ ратрак этой модели в задней его части имеет фрезерный механизм с выступающими элементами, сконструированный на металлическом кронштейне.

Для выполнения функции дополнительной трамбовки снежной массы снегоуплотнительный трактор этой марки имеет в своей конструкции специальную резиновую ласту. Это устройство одновременно является защитным щитом для фрезерного механизма.

Трактор OHARA имеет очень просторную и теплую кабину, из которой можно с удовольствием наблюдать за красотами природного ландшафта. А самое главное из-за такого обзора кабины машинист имеет полный обзор участка, на котором ведется работа.

Стоит отметить, что японский ратрак может по своей технической возможности быть оборудованным специальным устройством, при помощи которого устраивается идеальная лыжная трасса. Такой дополнительный механический элемент называется лыжепрокладчиком, при помощи которого еще производится корректировка расстояния до соседних лыжных трасс.

Читать еще:  Переднее мотор колесо

Для легкого передвижения по крутым горным склонам и выполнения своих функций трактор OHARA изготавливается из очень легкого, но прочного материала. Для высокой устойчивости и высокой маневренности движения при выполнении работ разной сложности ратрак японской марки оснащен широкими гусеницами, которые в своей конструкции имеют грунтозацепные элементы. Именно благодаря этим механизмам трактор OHARA способен оказывать большое давление на снежный покров, а также иметь устойчивое состояние на очень крутых склонах.

Этот японский горный трактор является еще отличным средством для устройства велосипедных трасс в летнее время. Такая техническая возможность еще раз подтверждает его многофункциональность.

Ратраки

Ратраки представляют собой особый трактор, который способен передвигаться по горной местности, поднимаясь по склонам с достаточно большим углом наклона (более 20 градусов). Основное предназначение ратраков – доставка людей или грузов на вершину горы. Для этого машину оборудуют специальными грузовыми платформами или пассажирскими кабинами. Название «ратрак» технике было дано по аналогии с первыми подобными машинами, которые выпускались американскими фирмами Thiokol и LMC. Трактор назывался «Ratrac» и был очень популярен в Европе в 60-х годах прошлого века. В 1990-х годах в названии была заменена последняя буква и техника получила название «Ratrak».

Эксплуатация ратраков

Ратрак является наиболее распространенной техникой, используемой для подготовки лыжных трасс, поскольку позволяет равномерно уплотнить снежное покрытие на склоне горы. С помощью этой техники выравнивают как естественный, так и искусственный снег, производимый снегогенераторами. Обойтись на горнолыжной трассе без ратраков достаточно проблематично, в связи с тем, что в результате работы снежных пушек на склонах образуются достаточно высокие снежные кучи, которые необходимо равномерно распределить по горе.

Хотя свежевыпавший натуральный снег тоже доставляет немало проблем работникам трассы – если его вовремя не уплотнить, то уже через несколько часов активных спусков лыжники превращают трассу в бугристое пространство, что существенно затрудняет перемещение. Уплотненный снег, представляющий собой ровное покрытие, «служит» гораздо дольше времени и позволяет активно эксплуатировать лыжные трассы.

Ратраки используют и для сооружения трамплинов и пайпов, которые так любят сноубордисты. Как правило, при работе ратраков, горнолыжные трассы зарывают, поскольку случайное столкновение райдеров с этой техникой может привести к печальным последствиям. Для перемещения по горным склонам ратрак оборудован широкими (более 1 м) гусеницами, имеющих специальные грунтозацепы. Именно специальные траки обеспечивают хорошую устойчивость машины на крутых склонах и позволяют оказывать сильное давление на снежный покров.

Характеристики ратраков

Техника отлично подходит для эксплуатации даже в суровую зимнюю погоду. Для сгребания снега техника комплектуется ковшом, а для уплотнения снежного покрова на кронштейн, расположенный в задней части машины, одевается фреза с выступами. В результате работы этого трехметрового цилиндра структура утрамбованного снега становится ребристой, что в разы усиливает скольжение райдеров.

Дополнительно приминать снег возможно за счет установленной резиновой ласты, которая одновременно выполняет функцию защиту фрезы. Для производства ратраков используются облегченные материалы. Производители заботятся об утеплении кабины, из которой открывается панорамный обзор. Некоторые модели ратраков оборудованы специальными лыжепрокладчиками – эти устройства позволяют создать идеальную трассу и корректировать расстояние между соседними лыжнями.

Лидирующее место на рынке снегоуплотняющей техники принадлежит итальянской компании Prinoth, которая выпустила свою первую модель ратрака еще в 1962 году. Огромное разнообразие моделей, различающихся по мощности и по дополнительной комплектации, подарило этой компании мировое признание и статус ведущего производителя. Эргономичный дизайн, высокий уровень безопасности, низкие затраты на эксплуатацию – эти неоспоримые преимущества привлекают огромное количество пользователей во всем мире, в том числе и в России.

Часто встречающейся маркой ратраков в России является и Kassbohrer. Машины каждой компании имеют свои преимущества и недостатки, и выбирать определенную модель необходимо с учетом дальнейших условий эксплуатации. Некоторые ратраки можно использовать и в летнее время, например, для создания трасс для горных велосипедов, выравнивания теннисных и футбольных полей. В последнее время становится все больше любителей покорять нетронутое природное пространство. Для проведения, так называемых, фрирайдерских туров используются ратраки,оснащенные пассажирскими кабинами (вместимостью до 16 человек).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: