29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипедная система

Как устроен велосипед

11 mins Автор: Михаил Скворцов 428

Двухколесный велосипед – удобное, практичное и полезное транспортное средство, которое прочно обосновалось и в городе, и в сельской местности. Помимо прямого назначения, велик широко используется в различных видах спорта. Общая конструкция идентична, если сравнивать простой городской байк, шоссейник или кросс-кантри. Простое устройство велосипеда, однако, не ограничено лишь описанием «колеса, руль, седло, педали» и включает в себя ряд тонкостей. В этой статье подробно остановимся на составных частях байка и поясним назначение каждой из них.

На чем держится велосипед

Строение велосипеда схоже с автомобильным: здесь есть несущая конструкция, на которую крепятся все рабочие узлы. Для легковой машины это кузов, а у велосипеда – рама. Тип рамы во многом определяет назначение, а ее качество отвечает за срок эксплуатации байка.

Рама велосипеда представлена ромбовидным остовом, сваренным из элементов:

  • главные передние трубы – верхняя и нижняя (закрытые), изогнутая передняя труба (открытые);
  • подседельная труба;
  • верхние перья;
  • нижние перья.

Передние трубы «сшиваются» между собой в рулевой стакан, нижние труба и перья с подседельной – в кареточный стакан, а перья между собой – в дропауты заднего колеса. По обеим сторонам передние трубы и перья приварены сверху к подседельной трубе.

Относительно подседельной трубы передняя и задняя части представлены двумя неодинаковыми треугольниками, размеры и геометрия которых зависят от типа и назначения велосипеда. Для современного ассортимента существует большое количество вариантов рам, но все они разделяются на классы:

  • городские – жесткие, прочные и тяжелые;
  • горные – стойкие к нагрузкам, мобильные, прочные;
  • шоссейные – легкие;
  • спортивные – устойчивые к высоким нагрузкам, прочные, ударостойкие;
  • трюковые – используют для BMX-велосипедов.

Велосипеды делятся на полноразмерные и складные. Первые не имеют складного механизма, и для перевозки в метро, общественном транспорте и багажнике автомобиля их необходимо разбирать. Складные имеют, по крайней мере, один стык, по которому складывается рама. Они более удобны в перевозке и хранении, но уступают полноразмерным по ходовым показателям.

Большое влияние на эксплуатацию велосипеда оказывает материал несущего остова. Современные велосипеды выпускаются на стальных, алюминиевых и карбоновых рамах.

Сталь используют на сити-байках. Материал обладает высокой прочностью и ударостойкостью, а его недостатки – тяжесть и невысокая гибкость, из-за чего рама плохо сглаживает толчки. Все это не лучшим образом сказывается на динамике велосипеда.

Алюминий – легкий, прочный и гибкий материал. По сравнению со стальными аналогами, рамы из него обладают лучшей маневренностью и пассивной амортизацией. Легкость и прочность улучшают динамику и не создают существенного сопротивления движению. Разумеется, стоимость их будет выше.

Самыми дорогими являются рамы на основе углеродного волокна – карбона. Этот материал используется на дорогих моделях шоссейных, горных и спортивных велосипедов. В числе достоинств по сравнению с металлическими конкурентами – долговечность, прочность, ударостойкость и легкость. Плюс к этому велосипеды на карбоне обладают лучшей маневренностью по сравнению с алюминием.

Из чего состоят колеса

Велосипедные колеса – прочные и легкие конструкции, которые дают движение и за счет вращения удерживают раму в вертикальном положении. Традиционно велосипед имеет задний привод, то есть заднее колесо – толкающее, а переднее – ведомое и отвечает за управление.

На рисунке показано, из чего состоит классическое велоколесо. Устройство простое и почти не изменилось со времен своего основания.

Втулка – центральная часть, состоит из оси, подшипников и шайб. Основное назначение – задание и удержание крутящего момента. На задние втулки закрепляются трансмиссионные звездочки. Внутреннее устройство сложнее, чем у передних, так как втулка участвует непосредственно в раскручивании колеса. На дорожных моделях, помимо этого, в задние втулки интегрирован тормозной механизм. Планетарные задние втулки имеют скрытый механизм переключения скоростей.

Обод – круглое кольцо, которое закрепляется к втулке через спицы. Геометрия обода в сочетании с натяжением спиц определяет устойчивость колеса к повреждениям и динамическим нагрузкам. Ободья для велосипедных колес изготавливают из алюминия, спицы – из легких сплавов с хромовым напылением. Традиционно головки-регуляторы натяжения спиц находятся у ободьев, но существуют и «перевертыши», которые настраиваются на втулке.

Шины состоят из камеры и покрышки. Камера – полое резиновое изделие, которое накачивается воздухом до нужного давления. С «внешним миром» она связана ниппелем, через него воздух закачивается внутрь шины. Неплохо также узнать, какими бывают велониппели и чем они различаются. Для защиты камеры от остриев головок спиц поверх внутренней части обода накладывается резиновый флиппер.

Покрышка – внешняя часть шины и состоит из бортов, боковин и контактной части – протектора. В зависимости от предназначения велосипеда, устанавливаются различные типы покрышек:

  • слики, полуслики – на шоссейники, для ровных дорог;
  • дорожные – шины со средним рисунком протектора;
  • агрессивные – покрышки с выраженным рисунком, для горных велосипедов;
  • гибридные: могут использоваться и на ровном покрытии, и в бездорожье (но уступают по проходимости агрессивным).

Видимость колеса в темноте в лучах света дает катафот – оранжевая вставка на спицы. В связи с требованиями по безопасности движения катафотами оснащаются колеса всех велосипедов.

Читать еще:  Подставка для велосипеда напольная своими руками

Система управления и амортизация

К основному элементу устройства велосипеда относится рулевой узел. Он включает в себя несколько составляющих:

Велосипедная вилка служит соединительным узлом для руля и переднего колеса. Устанавливается в передний стакан рамы при помощи штока. Руль вставляется непосредственно внутрь вилки, а колесо закрепляется на ушках ног – дропаутах.

Для того чтобы вилка могла свободно вращаться при поворотах, внутри стакана устанавливается рулевая колонка. Она состоит из верхней и нижней чашек, подшипников и фиксирующих колец. Чашки могут быть запрессованы или накручиваться на внутреннюю резьбу стакана (на дорогих профессиональных моделях). Подшипники делятся на закрытые промышленные и насыпные шариковые. Кольца надеваются на шток вилки, который фиксируется в рулевой колонке.

Руль велосипеда состоит из горизонтальной изогнутой трубы и вертикального штока. По форме рули разделяют на:

  • прямые (для МТБ и гибридов);
  • изогнутые вверх (дорожные);
  • изогнутые вниз;
  • бараны (на шоссейники).

Вертикальный шток руля имеет на конце разводник, который фиксирует трубу в вилке при закручивании гайки.

Вынос – деталь, которая определяет расстояние руля от рамы и крепится к регулировочной трубе. На разных моделях ставятся жесткие и регулируемые выносы. Простые велосипеды дорожного типа выносом не оснащаются. Удаленность руля влияет на посадку: чем он дальше, тем больше велосипедист принимает горизонтальное положение.

Седло зафиксировано в центральной трубе рамы подседельным штырем. Регулировка высоты позволит подобрать оптимальную посадку. Ширина седел различается в зависимости от типа велосипеда: на дорожных моделях они шире, чем у МТБ и шоссейных. Седла могут различаться по форме и длине. Снизу они подпружинены или оснащаются демпферами.

Амортизация – способность гасить колебания и смягчать ударные нагрузки. Традиционно амортизационная система находится в передней вилке, а такие велосипеды носят название хардтейлов.

Амортизация состоит из пружины и демпфера. В зависимости от используемых компонентов, вилки разделяются на несколько типов (пружина/демпфер):

  • пружинные (без демпфера);
  • пружинно-эластомерные;
  • пружинно-масляные;
  • воздушно-масляные.

Регулировка параметров вилки: длина хода (Preload), скорость отбоя (Rebound) и блокировка. Вилки без амортизации называются жесткими и ставятся на шоссейные и дорожные модели.

В дополнение к стандартной амортизации, на горные велосипеды устанавливают задний амортизатор, который сглаживает колебания рамы. Велосипеды с двумя амортизаторами называются двухподвесами.

Устройство трансмиссии и велосипедных тормозов

Трансмиссия – это то, без чего велосипед не поедет. Достаточно сложный узел, в его состав входит большая часть механизмов:

  • каретка;
  • ведущие звезды;
  • шатуны и педали;
  • цепь;
  • задние звезды;
  • переключатели скоростей и монетки.

Кареточный узел расположен в нижнем стакане рамы, служит соединительным узлом для шатунной пары и передних звезд. Каретка обеспечивает свободное вращение без проворачивания за счет фиксированных подшипников и сквозной оси на них. Разделяется на два типа: с открытыми подшипниками и картриджная, где весь механизм скрыт внутри корпуса.

Шатуны – детали для соединения каретки с педалями. Могут иметь два варианта крепления: шлицевое и квадратное. Двусоставные, или парные, шатуны идут комплектом с передней звездой (звездами на скоростные модели), закрепленными на правом шатуне.

Педали – опоры для ног, через которые усилия передаются на шатуны, каретку и передние звезды. В зависимости от сферы применения различают несколько видов:

  • классические, или платформы – ставятся на велосипеды начального уровня, можно использовать любую обувь, зацепление за педали за счет сил трения;
  • контактные – со специальные вставками, предназначены только для велообуви, улучшенное сцепление поверхностей;
  • экстремальные – для спортивного велосипеда, широкая поверхность, толщина, вставки-фиксаторы;
  • педали с ремешками;
  • педали-мини.

Задние трансмиссионные звезды скоростного велосипеда крепятся к втулке заднего колеса. На одну переднюю звезду приходится 2-3 задние. Маленькие звезды отвечают за высокие, а большие звезды – за низкие передачи.

Соединительным звеном между передними и задними звездами служит цепь: на велосипеде используется блочная модель Галля. Переброс цепи осуществляется с помощью переключателей, которые управляются манетками на руле. Манетки делятся на два типа – барабанные и рычажные. С переключателями их соединяют приводные тросы.

На синглспиде отсутствуют переключатели, передняя и задняя звезда в единственном экземпляре, цепь короче.

Тормоза – самая важная система, без которой велосипед выкатывать строго запрещено. Современные тормозные системы для велосипедов различных классов:

  • ободные – клещи, V-brake;
  • дисковые;
  • барабанно-втулочные.

Ободные тормоза представляют собой зажимные устройства с колодками, воздействуют на ободья колес, замедляя их вращение. Клещевые модели имеют одно крепление, за счет движения рычага скобы сближаются, а при ослаблении раздвигаются обратно. Клещи ставятся на место закрепления крыльев. Используются как дополнительные тормоза на синглспидах и на шоссейных велосипедах.

V-brake работает по такому же принципу, но скобы находятся в закрепленном состоянии: к вилке для переднего, к перьям – для заднего тормоза. V-brake обладают большей точностью и силой торможения по сравнению с клещевыми.

Дисковый тормоз состоит из закрепленного на втулку диска (тормозная поверхность), калипера и привода – рычага и тросика. На калиперах закрепляются тормозные колодки, которые прижимаются к диску при нажатии ручки. Точность дисков выше, чем у V-brake благодаря большей поверхности торможения, меньшему ходу колодки и независимости от геометрии обода. По типу привода дисковые тормоза делят на механические и гидравлические.

Читать еще:  Как определить размер рамы

Барабанно-втулочные тормоза порядком устарели, но продолжают активно устанавливаться на дорожные модели. Барабан спрятан в задней втулке и приводится в соприкосновение с колодками нажатием педалей назад. Чтобы втулка не прокручивалась, встроен специальный стопорный механизм. Эффективность торможения низкая в сравнении с ободными и дисковыми аналогами, но для односкоростных дорожников лучшего варианта не придумать.

Заключение

Велосипед – довольно обширный механизм, и состоит из большого количества узлов. При эксплуатации важным показателем является исправное состояние каждого из них. Теперь, когда знаем, как устроен велосипед, можно заниматься диагностикой, ремонтом и обслуживанием запчастей.

Типы велосипедных систем

Одна из наиболее важных элементов велосипеда – система шатунов и звезд, и конечно же рама и вилка. Но сегодня говорим, именно о системе шатунов, благодаря которой велосипедист передаёт усилие от ног к колёсам и велосипед начинает ехать.

Давайте разберемся, чем отличаются системы.

Форма звезд. Большинство велосипедных систем имеют круглые звезды, но есть и системы с овальными звездами, они дают чуть более высший КПД.

Количество звезд. В системах могут быть от 1 до 3 звезд. Они стоят на разных типах велосипедов, так к примеру, 1 звезда стоит на городских велосипедах, горных, а так же великах для триала и даунхила. 2 звезды (имеющие пару 42-52 зуба) установлены на туринговых и шоссейных велосипедах, а 3 звезды обычно ставят на MTB/ATB и гибриды (характерная тройка 44(42)-34-22 зуба).

Крепление шатунов к каретке бывают двух видов: первый – шатуны совмещенные с осью каретки, в основном ставится на бюджетных моделях велосипедов и на детских, второй – с конусным креплением на ось.

Длина шатунов. Большая длина шатуна позволяет развивать большее усилие и скорость. Стандартная длина велосипедных шатунов 170мм и 175мм. Однако, езда с очень длинными шатунами – это дело привычки.

Немаловажный параметр – материал, из которого изготовлены звезды и шатуны. Большинство современных производителей изготавливают недорогие системы с шатунами из алюминия, это уменьшает вес, добавляет прочность на изгиб. Самые бюджетные модели сделаны со стальными шатунами. Если в алюминиевом шатуне пустая полость – его вес снижается, но стоимость больше, хотя в целом, само качество полости ни как не влияет на прочность.

Звезды производятся из стали и алюминиевых сплавов, иногда они могут быть смешанные. Последнее справедливо для бюджетных велосипедов, чья стоимость не превышает 600$.

Как показывает практика, алюминиевые звезды превосходят по качеству стальные. Звезды изготавливаются либо путем штамповки, либо путем фрезеровки. Отличаются они стоимостью, штампованные дешевле, а фрезерованные устанавливаются на велосипеды с высокими группами оборудования (от LX) за счет их более высокого качества.

Типы велосипедных систем

Система включает в себя два шатуна, паук и звезды. А в интегрированных системах добавляется ось.

Шатуны это рычаги, которые являются связкой между педалью и звездами. Шатуны бывают П-образной формы, либо полость, о которой говорилось выше, что дает возможность облегчить конструкцию без потери жесткости.

«Паук» для шатуна

Связывает шатуны и звезды. Они могут сниматься, быть несъемными и цельные с шатуном. Некоторые велосипеды оснащены встроенным датчиком измерения мощности, который располагается в «пауке». Есть несколько типов таких конструкций, где «пауки», предназначенные для одной, двух, трех и даже четырех звезд. Самые распротраненные «пауки» на 2 или 3. Тип крепления – от 3 до 5 лапок.

На бюджетных моделях велосипедов звезды не снимаются, приходится менять всё систему целиком, а на дорогих моделях они являются съемными.

Отличие этих систем от других в том, что у них имеется вал каретки, который впрессовывается в один из шатунов, преимущественно в правый. Вал выглядит как трубка, то есть он полый. У него достаточно большой диаметр по сравнению с традиционными валами каретки. Чашки каретки в интегрированных системах раздельные, с внешними промподшипниками, а между чашами стоит пластиковая проставка.

Устройство системы велосипеда

Системой шатунов (или сокращенно “системой” или “шатунами”) называют механизм, передающий усилие от педалей к цепи. Этот, обычно, третий по стоимости компонент велосипеда (после рамы и вилки), довольно серьезно влияющий на вес велосипеда в целом.

Устройство.

Рассмотрим типичную систему шатунов для горного велосипеда. Она состоит из:

  1. Звезды. Бывают стальные (тяжелее и долговечнее) или алюминиевые (легче, но менее износоустойчивые).
  2. Защита от звезд (опционально). Защищает одежду от смазки и повреждения.
  3. Крепление звезд. Заклепки или бонки (специальные болты). Если установлены бонки, то звезды можно менять по мере износа. Актуально в дорогих системах с алюминиевыми звездами.
  4. Лапки. К ним крепятся звезды.
  5. Посадочный интерфейс каретки (подробнее читайте ниже).
  6. Шатуны.
  7. Место крепления педалей.

Левая и правая педали имеют разную резьбу. Не перепутайте их, при установке.

Типы крепления.

Важным моментом при выборе системы является тип интерфейса каретки. На протяжении последних лет, стандартом в бюджетном секторе стал “квадрат”. Более совершенной (и более дорогой) альтернативой являются шлицевые интерфейсы, которые постепенно становятся всё доступнее и уже встречаются на младших моделях велосипедов некоторых производителей.

Шлицевых стандартов довольно много (часто у каждого крупного производителя встречается свой собственный стандарт), но есть и “общие”, например, ISIS. Встречаются и системы, с интегрированной кареткой. На сегодня, это самый современный тип крепления.

Читать еще:  Вес шоссейного велосипеда

Материалы.

Что касается материалов, то они напрямую зависят от цены и применения шатунов.

Самые простые в любой дисциплине – стальные. В более дорогих моделях:

  • В горных и шоссеных – алюминий и карбон (на велосипедах про-уровня);
  • В экстремальных велосипедах алюминий дополняют (или заменяют вовсе) хром-молибденом.

Стоит заметить, что алюминиевые шатуны практически полностью вытеснили стальные даже в бюджетном секторе. Между собой алюминиевые модели часто отличаются конструкцией (литые, фрезерованные, полые).

Всегда хорошо закручивайте шатуны при установке. Плохая затяжка легко выводит из строя даже самые дорогие модели.

Типы звезд.

В среднем и дорогом сегменте используют съемные звезды. Это актуально, если вы много катаетесь и есть вероятность износа звезд (пробеги от 20 тыс. км). Звезды могут быть стальные или алюминиевые. Первые тяжелее но надежнее, вторые больше подходят для спортивных велосипедов т.к. легче, но и менее надежны.

Стоимость современной системы лежит в пределах от $15 до $500. Самая простая система – стальная, неразборная, под “квадрат”. С ростом класса (а следовательно и цены), в конструкции применяется больше дорогих облегченных материалов (алюминий, хром-молибден, карбон), возможность замены звезд и современные системы крепления (шлицевые, часто с интегрированной кареткой).

Велосипедная система

Велосипедная система

Система ведущих звезд (система) — передний набор звезд велосипеда, расположенный на оси каретки, часть велосипедной трансмиссии. Система служит для преобразования поступательного движения ног велосипедиста во вращательное и изменения передаточного отношения (при наличии на велосипеде устройства переключения передач).

Шатуны (кривошипы) соединяют валы педалей с валом каретки. Звезды прикрепляются, как правило, к правому шатуну. Существуют системы как с несъемными звездами, так и поставляемые отдельно от звезд.

Классификация систем

1. По области применения:

  • MTB системы:
    • Даунхилл системы – особо прочные одинарные.
    • Гибриды – тройные системы с набором звезд наподобие 26-36-48. Ориентированы в большей степени на движение по шоссе и туризма.
    • Кросс-кантри – тройные системы с набором звезд 22-32-42 (у дешевых), 22-32-44 или 24-32-42 (Shimano Dyna-Sys ). Последние системы высокого уровня (Shimano SLX и выше, Sram X.7 и выше) могут быть двойными: 26-38(39) или 28-40(42), подразумевая использование 10-звездной кассеты. Последние разработки – системы с 1 звездой спереди (при кассете на 11 звёзд сзади), полностью пропадает необходимость в переднем переключателе.
    • Компакт-системы – двойные системы со звездами 34-50, 36-50. Больше подходят для гонок в холмистой местности. Для новичков и развлекательной езды — тройные системы 30-39-50.
    • Велокроссовые системы – всегда двойные. Характерный набор звезд — 36-46, но выпускаются и традиционные 34-50.
  • Шоссейные системы – системы пятилапки и звезды на 5 болтов.
  • Системы для дорожных велосипедов – двойные системы с большими звездами наподобие 39-52, 42-53 и т. п. Для новичков и развлекательной езды — тройные системы 30-42-52.

2. По количеству звезд:

  • С одной звездой.
  • С двумя звездами (“двойники”).
  • С тремя звездами (“тройники”).

3. По принципу работы механизма переключения передач:

  • Системы с несколькими звездами.
  • Планетарные системы.

В тандемных велосипедах системы имеют обычно дополнительные звезды для передачи крутящего момента от педалей второго ездока. Дисковый тормоз, встроенный в систему, применяется на велосипедах со втулкой без свободного хода (например, в велосипедах для велотриала). А иногда механизм свободного хода также располагается в системе ведущих звезд.

Стандарты крепления системы к валу каретки:

  • соединение “на клиньях” – использовалась на старых советских велосипедах.
  • соединение “под квадрат” нескольких разновидностей (JIS, ISO, JISLP)
  • С полой осью под шлицевую посадку (Shimano Octalink, ISIS и др.)

В некоторых случаях вал каретки и один из шатунов изготавливаются неразъемными. Существуют так же системы, в которых оба шатуна образуют с валом единую деталь (встречаются, например, в BMX).

Шатуны

Шатун – это рычаг, передающий усилие с педали на вал каретки. В процессе эксплуатации шатуны для велосипеда подвергаются достаточно большой нагрузке, поэтому для их производства используются прочные материалы: сталь, алюминиевые сплавы, карбон. Стальные шатуны зачастую выпускаются полыми, что способствует уменьшению их веса.

В зависимости от конструкции шатуны для велосипеда разделяются на следующие типы:

  • односоставный шатун — представляет собой цельнометаллическую конструкцию, состоящую из оси, правого и левого шатунов; имеет большой вес, но достаточно прочен и надёжен;
  • двухсоставный шатун — конструкция, состоящая из правого шатуна, оси и ведущей звезды; левый шатун является отдельной деталью и фиксируется при помощи стяжного болта или клина на шлицах оси;
  • трёхсоставный шатун — самая распространённая конструкция, в которую входит три составных части: левый шатун, ось и правый шатун со звездой.

Длина шатуна должна быть пропорциональна длине ног велосипедиста. Чтобы два велосипедиста разного роста, в верхней точке амплитуды, поднимали ногу на один и тот же угол, у них должны быть установлены шатуны разной длины. Алгоритмы вычисления длины шатунов не детерминированы. На рынке наибольшую популярность получили шатуны от 160 до 180 мм.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: