49 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роллерные тормоза для велосипеда

Роллерные тормоза для велосипедов

9 минут Автор: Михаил Скворцов 896

Роллерный тормоз – довольно редкий, но эффективный тип тормозной системы. Если описать его в нескольких словах, то он представляет собой усовершенствованный барабанный тормоз, который можно встретить на подростковых синглспидах. Но стоит познакомиться с устройством и принципом действия роллерного тормоза поближе.

Принцип действия

Принцип работы роллерного тормоза практически ничем не отличается от барабанного. Главное отличие заключается лишь в том, что на роллерном мы тормозим ручкой, а на барабанном усилие передается за счет обратного вращения педалей. При нажатии на рычаг торможения он тянет тросик, который, в свою очередь, воздействует на эксцентрик. Он имеет особую форму, похожую на цветок. Когда тросик начинает вращать этот эксцентрик, то он выдавливает ролики. Последние упираются в тормозной барабан, который сцеплен с втулкой колеса. Чем сильнее давление роликов на барабан, тем сильнее его замедление.

Особенности

У данного типа тормозной системы есть две особенности, которые значительно отличают ее от всех остальных. Во-первых, в роллерном тормозе используется смазка. Хоть скольжение и торможение – это две противоположности, они имеют место быть. Без смазки ролики, барабан и другие компоненты быстро бы стерлись и пришли в негодность. Во время торможение на ролики оказывается большое давление, которое выдавливает большую часть смазки. Поэтому она не очень сильно влияет на тормозные способности.

Вторая особенность – это торможение за счет давления, а не за счет трения. Любой другой тормоз воздействует на колесо за счет оказываемого трения. Роллерный же – за счет давления на колодки и барабан.

Комплектующие

Практически любая модель роллерного тормоза состоит из одних и тех же деталей. Так, например, модель Shimano BR-IM55-F состоит из 10-ти компонентов:

  1. Крышка.
  2. Передатчик усилия тросика на эксцентрик.
  3. Возвратная пружина эксцентрика.
  4. Возвратная пружина обоймы с роликами.
  5. База тормоза.
  6. Эксцентрик.
  7. Ролики.
  8. Обойма.
  9. Колодки.
  10. Барабан.

Большим плюсом является то, что в него не попадает ни грязь, ни влага. Благодаря этому, на байке с таким тормозом можно смело ездить в любую погоду и не утруждать себя систематической чисткой. Именно крышка обеспечивает изоляцию всех комплектующих от попадания внутрь системы грязи. Так как комплектующие нуждаются в периодической смазке, в крышке есть специальное отверстие с крышкой, через которое можно заливать масло внутрь.

Следующая деталь устанавливается внутрь, соединяется с тросиком и рычагом-эксцентриком. В ней есть также отверстия для крепления пружины, которая возвращает деталь в изначальное положение.

5-я деталь является основной всего тормоза. Она соединяет все остальные комплектующие. Кроме этого, она также отвечает на неподвижность колодок и не дает им проворачиваться.

Рычаг-эксцентрик, вращаясь, оказывает давление на ролики. В зависимости от модели тормоза, в нем может быть разное количество роликов. В Shimano BR-IM55-F используется 6 одинаковых круглых роликов. Все они удерживаются. благодаря обойме. Непосредственное воздействие на барабан оказывают тормозные колодки.

На моделях подороже есть специальные охлаждающие диски. Дело в том, что процесс замедления вращения колеса сопровождается выделением большого количества тепла, несмотря на то, что сила трения не такая большая. Охлаждающий диск играет большую роль на роллерных тормозах, которые устанавливаются на тяжелые электробайки.

Установка

Установка роллерного тормоза имеет свои особенности. Лучше всего обратиться в специализированные сервисные центры, поскольку потребуется замена втулки, а значит, и переспицовка всего колеса.

Итак, данную систему можно устанавливать как на переднее, так и на заднее колесо, правда, не на любую втулку.

Интересно!
Некоторые втулки под роллерные тормоза оснащены анти-блокировочной системой, которая увеличивает эффективность работы при резком торможении.

Сам тормоз необходимо зафиксировать во втулке в специальные пазы, которые расположены в центре по периметру.

Некоторые втулки оснащены отверстиями с резьбой для дополнительной фиксации тормоза.

После этого корпус необходимо закрепить к ноге вилки или заднему перу. Чаще всего это делается с помощью металлических хомутов, которые крепятся к специальному хвостику на основе.

Существуют модели с идентичными дисковым тормозам креплениями на вилку и перья. Их установка и фиксация к байку еще проще и надежнее. К подобным моделям можно отнести Shimano Nexave BR-IM86.

Потребуется установить также ручку на руль и протянуть трос. Этот процесс не имеет никаких особенностей и не должен вызвать проблем. Тросик необходимо крепить хомутами к рулю, раме и вилке для того, чтобы он не болтался и не попал в колесо.

Преимущества и недостатки

К плюсам можно отнести:

  1. Долговечность.
  2. Высокую мощность.
  3. Отсутствие необходимости постоянного ухода.
  4. Вожность установить на любой байк.

Большинство владельцев байков, оснащенных подобной тормозной системой, утверждают, что ее может хватить не то что на несколько лет, а даже на весь срок службы велосипеда. Действительно, устройство предельно простое. При периодической смазке комплектующие практически не будут изнашиваться.

Роллерные тормоза отличаются еще и высокой мощностью. Их могут смело устанавливать велосипедисты с весом более 90 кг на тяжелые электробайки.

Данные тормоза могут эксплуатироваться до трех лет без сборки и разборки. Другие же типы нуждаются в систематической переборке и смазке после каждой «влажной» покатушки. Роллерные тормоза защищены от попадания внутрь грязи и влаги, а значит. не нуждаются в частой чистке.

Для установки роллерных тормозов не требуются специальные крепления на вилке или раме велосипеда. Именно поэтому их выбирают те, у кого на байке нет места для крепления дисковых, клещевых или ободных тормозов.

  1. Большой вес.
  2. Стоимость.
  3. Необходимость покупки специальной втулки.
  4. Редкость.

Роллерные тормоза весят немало. Многих это сразу отпугивает. Тем, у кого нет выбора, приходится просто закрывать на это глаза. С другой же стороны, глупо гоняться за весом любительского байка, на который чаще всего и устанавливается подобные тормозные системы.

Стоимость данных комплектующих значительно больше, например, бюджетного ободного тормоза, но и качество тоже лучше. Велосипедистам приходится выбирать: либо потратиться один раз и забыть про тормоза, либо периодически их обновлять более дешевыми аналогами.

Самым главным минусом можно назвать невозможность установки на обычные втулки. Если делать выбор в пользу роллерных тормозов, то придется дополнительно потратится на покупку специальной втулки. Но нет худа без добра. Есть возможность опробовать велосипедную втулку с анти-блокировочной системой.

Далеко не каждый велосипедный магазин может похвастаться широким выбором роллерных тормозов, поскольку они используются довольно редко. Поэтому если велосипедист задумает их установку на свой байк, то придется совершать покупку в интернет-магазине и, возможно, по предзаказу.

Кому подойдет роллерный тормоз?

Данная система встречается довольно редко, но все же некоторые делают выбор в пользу роллерных тормозов. Устанавливать их лучше всего на прогулочные, городские и электрические велосипеды, поскольку именно на этих типах байков они не только окажутся наиболее эффективными, но и будут гармонично смотреться на велосипеде.

Задуматься над установкой роллерных тормозов стоит и велосипедистам с большим весом. Так, например вес ситибайка с электроприводом может достигать 25 кг. Если прибавить еще и крупного райдера весом около 95 кг, то общая масса составит 120 кг. Мощности ободных или барабанных тормозов будет просто недостаточно, чтобы эффективно справляться со своей задачей.

Кроме этого, роллерные тормоза эффектно смотрятся на круизерах и чопперах. Те, кто покупает эти редкие и зачастую экстравагантные байки, очень щепетильно относятся к его внешнему виду.

Как обслуживать роллерный тормоз

Не смотря на то что крышка практически полностью закрывает все комплектующие от грязи и влаги, герметичным устройство роллерного тормоза назвать нельзя, он нуждается в периодической смазке. Из-за этого нельзя использовать жидкие типы. Лучше всего будет приобрести специализированную смазку. У компании Shimano есть неплохие смазки специально для роллерных тормозов. Можно также использовать и любые другие густые смазки, например, графитовые. Но только специализированная может гарантировать максимальный эффект и отсутствие негативного воздействие на детали.

Читать еще:  Средство от запотевания очков для плавания

Хоть грязи, пыли и влаги внутрь тормоза попадет и мало, он все же нуждается в чистке и переборке. В зависимости от интенсивности эксплуатации эти процедуры необходимо проводить не реже одного–двух раз в год или каждые 1500 километров. Такая периодичность технического обслуживания сможет обеспечить долговечность тормозной системы.

Самое важное

Роллерный тормоз – отличный вариант для любительских синглспидов и велосипедов с планетарными втулками. Принцип его работ заключается в давлении роликов на колодки и барабан, вследствие чего и происходит остановка колеса. Главными плюсами этого устройства является долговечность, неприхотливость и высокая мощность. Минусами же становятся большой вес, стоимость и возможность установки только на специальные втулки.

Роллерные тормоза велосипеда

Роллерные тормоза – это, фактически, усовершенствованный вариант барабанных тормозов, которые пользовались огромной популярностью в советское время. Их проще всего вспомнить на велосипедах без переключения передач, где торможение осуществлялось с помощью педалей. Но, естественно, в отличие от барабанных, конструкция роллерных сильно отличается.

Принцип действия и особенности роллерных тормозов

Механизм в роллерных тормозах находится снаружи втулки и закреплен он на раме. Торможение осуществляется тормозной ручкой на руле, по специальному небольшому диску, путем зажатия его меж роликами. За счет этого эффективное торможение происходит мгновенно. Роллерные тормоза фактически считаются барабанными, но отличаются применением усовершенствованных технологий и иным принципом прижатия колодок к барабану. Принцип действия основан на смещении твердосплавных стальных роликов, которые находятся внутри стальной муфты. При этом фрикционный процесс не сухой, как в тормозных колодочных механизмах. Все соприкасающиеся части находятся в специализированной смазке, гарантирующей плавность работы.

Тормозная система в данном типе нередко прикрыта от воды и других воздействий, за счет чего может предложить весьма продолжительную и эффективную работу без вмешательств. Тормоза будут неизменно работать и при очень высокой влажности, и в сухих условиях. Также роллеры оборудованы охлаждающими тормозными дисками, диаметр которых разнится в зависимости от класса. Нередко передние втулки могут быть снабжены антиблокировочной системой, которая исключают блокировку переднего колеса при резком торможении. В основном применяются на ситибайках среднего и высокого уровня, которые обладают инновационными достижениями в сфере комфортных велосипедов (автоматическое переключение передач, «умные» подвески колес и прочее).

Преимущества и недостатки роллерных тормозов

Роллерные тормоза имеют массу бесспорных достоинств перед недорогими ободными и дисковыми тормозами. Они более долговечны в использовании и не требуют обслуживания. При правильной установке и надлежащей настройки роллерные тормоза способны проработать до трех и более лет, не нуждаясь в дополнительных регулировках и обслуживании. Еще одно важное достоинство, которым наделен данный тип – великолепная линейная модуляция тормозного усилия. При покупке роллерного тормоза по средней цене (50 у.е) покупатель получает модуляционные характеристики дисковых тормозов из дорогих категорий (200-300 у.е. за комплект). А выражается это в том, что чем сильнее мы жмем тормозную ручку, тем больше повышается тормозное усилие, в то время как тормоза традиционных конструкций среднего уровня начинают блокировать колеса в этом режиме. А такое в свою очередь становится частой причиной падений и травм.

В итоге, среди преимуществ отмечаются следующие:

  • Быстрое торможение;
  • Отсутствие износа обода;
  • Защита от пыли, грязи, воды, снега;
  • Движение даже с искривленной геометрией колеса;
  • Длительная работа без регулировки и настроек.

Недостатки роллерных тормозов:

  • Большие габариты и вес;
  • Несовместимость с некоторыми амортизационными вилками;
  • При зажатом тормозе небольшое обратное вращение колеса;
  • Сложности в приобретении, низкая распространенность в России.

Каково именно воздействие на велосипед?

Езда на велосипеде, который оборудован роллерными тормозами, придает абсолютно новую плавность торможения, комфорт и безопасность. За счет плавности торможения обеспечивается максимально быстрая остановка велотранспорта, без блокировки колес. Это их весомое преимущество перед традиционными дисковыми и ободными тормозными механизмами. Благодаря встроенному в переднюю втулку ABS-модулятору и правильным настройкам роллера, блокировка переднего колеса полностью исключена, будь то на повороте, на грунте или на мокрой дороге. Можно оборудовать велосипед комбинированным способом, установив передний роллерный тормоз, а задний – ножный. Однако и в таком случае почти всегда работать будет передний тормоз, а к комбинированному или ножному обычно прибегают лишь в самых экстренных ситуациях.

Основные виды велосипедных тормозов. Их плюсы и минусы.

Тормоз – важнейшая деталь велосипеда, отвечающая за безопасность движения и поэтому проверять его необходимо перед каждой поездкой.

Велосипедные тормоза бывают разных типов:

Мы коротко расскажем обо всех этих типах тормозов, но отметим, что на велосипедах, продающихся в нашем магазине, установлены только 3 вида тормозов, как самые распространенные. Это – барабанные (ножные), ободные типа V-brake и механические дисковые.

Каждый из этих тормозов имеет свои плюсы и минусы и предназначен для вполне конкретных вариантов использования. Главная задача любого тормоза – остановить велосипед. И все они ее решают.

Очень сильно выбор тормоза зависит от двух основных причин:

  • режима эксплуатации велосипеда: где, как и когда Вы собираетесь ездить;
  • Вашего финансового положения.

Например, дисковые – самые дорогие, а вибрейковые – значительно дешевле. Конечно, если вопрос денег для Вас вообще не стоит, то дисковые гидравлические тормоза – очень хороший выбор. Но, честно говоря, и тут не все так однозначно – не все в нашей жизни решают деньги.

Итак, попробуем разобраться по-порядку.

Начнем со старых, добрых барабанных тормозов.

Барабанные тормоза

Тормоза этой конструкции используются в дорожных велосипедах уже не один десяток лет. Их конструкция проста и технологически давно отработана. Используются в основном в дорожных и городских велосипедах с одной передачей (в нашем магазине это городские велосипеды Dorozhnik Retro и Dorozhnik Comfort Male).

Принцип работы: тормозные колодки находятся внутри втулки заднего колеса и приводятся в действие при нажатии велосипедистом педали назад. Если тормоз установлен на переднем колесе, то он приводится в действие при нажатие на тормозную ручку, установленную на руле и тормозного тросика.

Практически всегда устанавливаются на детских и одно скоростных подростковых велосипедах. Иногда в сочетании с передним ручным V-brake тормозом. Это очень удачная и надежная комбинация, использующая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.

Устнавливают на передних и задних колесах, хотя чаще всего на задних колесах односкоростных велосипедов.

Маленький, но важный нюанс:

Для наиболее эффективного использования этих тормозов во время движения, педали, когда Вы их не крутите, лучше всего держать в горизонтальном положении или одна чуть выше другой. Тогда велосипедист, слегка нажимая одной ногой назад, сразу начинает потихоньку притормаживать. Если ситуация на дороге становится экстремальной – такое положение ног позволят остановить несущийся байк с минимальным временем и тормозным путем.

При вертикально расположенных педалях быстро затормозить не всегда удобно. Одна нога в самом нижнем положении, а другая – в самом верхнем и крутануть педаль назад просто невозможно. В результате приходится или немного прокрутить педали вперед, тем самым увеличивая свою скорость, или подавать корпус вперед и давить педаль назад. В итоге Вы тратите драгоценные мгновения, чтобы привести тормоза в действие, что иногда критически важно.

Поэтому опытные велосипедисты, когда не крутят педали во время езды, всегда держат их либо горизонтально, либо одну выше другой, но не вертикально. Это дает возможность в нужный момент сразу начать тормозить или прибавить скорости.

Весь тормозной механизм находится внутри втулки заднего или переднего колеса. Обслуживания практически ни какого не нужно – служат весь срок жизни велосипеда. Не подвержены никаким погодным и механическим воздействиям, работают «и в дождь и в зной», в любой грязи и на любой «восьмерке», зимой и летом. Не боятся падений и ударов – именно поэтому идеально подходят для детских и подростковых моделей.

Читать еще:  Электровелосипед своими руками из двигателя дворника

Есть у них и свои недостатки.

Для их установки нужны специальные втулки и на заднем колесе работают только на односкоростных велосипедах.

Если цепь слетает со звездочки – тормоза уже не работают. Правда эту проблема, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. Обычно это V-brake.

Иногда еще в качестве недостатков говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, втулка и спицы испытывают при торможении более значительные нагрузки, чем на дисковых и вибрейках, а при длительном торможении сильно нагреваются. Однако, для городских и дорожных велосипедов, на которых устанавливают барабанные тормоза, это не имеет никакого решающего значения.

Принцип барабанных тормозов так же используется в планетарных втулках, которые сочетают в себе возможность переключения передач и тормоз.

Ободные тормоза

Бывают нескольких видов и представлены на рисунке.

Идея работы. Тормозные колодки прижимаются к ободу колеса и тормозят велосипед.

Мы остановимся только на V-brake типе. Сейчас они наиболее распространенные и установлены на большинстве продаваемых в нашем магазине моделей.

Связано это с их хорошим тормозным усилием, малым весом, низкой ценой (очень простая конструкция), дешевизной и легкостью в обслуживании. Поменять тормозные колодки, подтянуть тросик можно где-угодно с помощью шестигранника.

Есть и у них свои недостатки. Самый основной – плохое торможение в мокрую погоду. Если проехать по глубокой луже или в дождь, то тормозные колодки работают хуже, не обеспечивая необходимое тормозное усилие. Хотя тут есть свои приемы – при проезде глубокой лужи тормоза сушат путём кратковременных нажатий на ручку тормоза.

Плохо работают если на колесе «восьмерка», или не правильно настроен зазор между ободом и колодкой. Необходимо время от времени подтягивать ослабевающий тросик.

При попадании на обод колеса песка или грязи он и колодки быстро изнашиваются. Вообще в грязи характеристики торможения резко ухудшаются. Хотя здесь есть нюансы. Первое, отнюдь не все велосипедисты ездят по большой грязи – слишком тяжелое это занятие. Второе. В грязи слишком быстро не поедешь и в тормозах большой необходимости нет. К тому же колесо в грязи вообще теряет контакт с поверхностью и тут уже никакой тормоз не поможет. Для того чтобы грязь не мешала торможению, ставят специальные колодки с грязе-отводящими канавками.

При максимальном усилии на тормоз штаны вилки и перья рамы подвергаются расширению, хотя для устранения этого недостатка устанавливают специальные коромысла, придающие дополнительную жесткость.

При длительном торможении нагреваются обода колес, что приводит к повреждению покрышек и быстрому износу колодок. Хотя колодки – это расходные материалы, стоят довольно дешево и, как уже упоминалось выше, довольно легко меняются.

Как видно из перечисленных выше недостатков большинство из них для среднего велосипедиста не играют принципиальной роли, так что ободные тормоза – практически лучший выбор по цене и качеству работы для бюджетных велосипедов с переключением скоростей.

Интересное видео о настройке V-brake тормозов

Дисковые тормоза.

Пришли в велосипеды из мотоспорта и бывают двух видов – механические и гидравлические.

Идея работы проста дисковых механических тормозов. К прикрепленному ко втулке колеса стальному диску справа и слева прижимаются тормозные колодки с помощью специального механизма.

В механических тормозах усилие от ручки передается на колодки через тросик, именно такие продаются в нашем магазине. В гидравлических – с помощью несжимаемой тормозной жидкости, находящейся в шланге высокого давления. Гидравлические дисковые тормоза, хотя и являются в настоящее время самыми эффективными, стоят довольно дорого и в моделях, представленных в нашем магазине, не установлены.

Для горного велосипеда это самый эффективный тип тормозов. Работают, так же как и ножные барабанные тормоза, при любых температурах, им не страшны «восьмерки» на колесах, в них не попадает грязь и никак не страдают обода колес, так как при торможении нагревается ротор. Не требуют постоянных подстроек (особенно гидравлические), легко дозировать усилие кучкой тормоза. Еще одна «фишка» дисковых тормозов – быстрота срабатывания. Из-за короткого рычага ход ручки меньше чем на вибрейках. И не нужно жать ручку тормоза до упора. Да, тормозные колодки более износоустойчивые, хотя и дороже колодок для ободных тормозов.

Среди недостатков дисковых тормозов, прежде всего, хочется отметить их цену. Она значительно выше, чем у V-brake. Они тяжелее вибрейков и требуют повышенной жесткости амортизационной вилки. Сюда же относят и сложность замены колодок. Да, есть момент, если при смазке велосипеда вы случайно попали маслом на ротор и поехали – скорее всего, придется менять колодки, потому что они пропитаются маслом. Так что смазывайте внимательно, не капайте маслом.

С дисковыми тормозами нужно быть аккуратнее при транспортировке и хранении. Если погнется ротор – тормоз перестанет работать и вообще ехать на велосипеде будет проблематично. Выпрямить его очень сложно – нужно менять.

Так же при наличии заднего дискового тормоза – проблемно установить на велосипед багажник. Нужны багажники специальной конструкции.

Учтите вот еще что. Если Вы хотите сейчас купить велосипед с ободными тормозами, а потом проапгрейдить его до дисковых, то стоить это будет очень дорого, и не факт что вообще получится. Не на каждый велосипед с V-brake можно установить дисковый тормоз. Так что если хотите диски – лучше подкопите денег и сразу купите байк с дисковыми тормозами.

Хочется остановиться еще на одном нюансе дисковых тормозов. Чем больше диаметр ротора, тем выше эффективность торможения. Как говорят они более “стоповее”.

Если вес байкера 100 кг и даже более или при будущих поездках планируется, что нагрузка на велосипед будет порядка этих величин (например, будете брать в велопоход тяжелые рюкзаки), то тем более просто необходимо брать ротор как минимум диаметром 180 мм, а еще лучше 203 мм. Если с деньгами туговато, а дисковые тормоза нужны, лучше ставьте на переднее колесо ротор большего диаметра, чем на заднее. Это связано с тем, что переднее колесо при торможении играет большую роль, чем заднее.

В нашем магазине все типы тормозов оптимально подобраны к тем моделям, на которых установлены. Поэтому перед покупкой внимательно проанализируйте где, как и когда Вы собираетесь ездить, а так же оцените свой бюджет.

Видео и о настройке Дисковых тормозов

Роллерные тормоза

Предыдущие три вида тормозов – самые распространенные на территории постсоветских стран. Каждый из них, как говорилось выше, имеют свои плюсы и минусы.

Инженеры компании Shimano решили сконструировать тормоза, сочетающие в себе плюсы всех предыдущих типов и не имеющих их минусов. От дисковых тормозов они должны были перенять эффективность и мощность, от барабанных – надежность и неприхотливость в обслуживании.

Все про тормоза велосипеда

Ободные тормоза

Этот тормоз прост, как сам велосипед: грубо говоря, это по два рычага с резиновыми колодками, прикрепленные на перьях вилки и заднего треугольника, сходящихся под действием троса, который в свою очередь выбирается ручкой на руле.

Типы ободных тормозов

Система настолько же проста, насколько и эффективна. Такой механизм практически не может поломаться и легко поддается регулировке. Существует несколько типов ободных тормозов:

V-Brake тормоза

Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов.

Читать еще:  Нужны ли права на мотовелосипед

Клещевые тормоза

Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надежен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.

Преимущества ободных тормозов

  • Простая и эффективная конструкция
  • Малый вес в сравнении с дисковыми тормозами или тормозами барабанного типа.
  • Невысокая цена.
  • Невысокая нагрузка на спицы и втулку.
  • Меньше нагреваются, чем дисковые тормоза.
  • Настройка очень простая, доступная, можно производить в полевых условиях.

Недостатки ободных тормозов

  • Ухудшение работы в грязь и мокрую погоду, это приводит к опасным ситуациям.
  • Если обод кривоват (восьмерка), тормоза будут цеплять его.
  • Колодки тормоза требуют относительно частой смены.
  • Невозможность установки на многие рамы и вилки.
  • Более быстрый износ обода. Этот недостаток важен для горных и других экстремальных велосипедов, для городских это несущественно.
  • стирание колодок и обода, нагрев при длительном торможении.
  • С V-brake тормозами невозможно использовать очень широкие покрышки.

Отчего же эти надежные тормоза постепенно вытесняются дисковыми даже в нише бюджетных велосипедов? Давайте посмотрим.

Дисковые тормоза

Дисковый тормоз представляет собой комбинацию из стального диска, размещенного на втулке велосипедного колеса, как правило, с левой стороны, и устройства, которое сжимает этот диск тормозными колодками — суппорта.

Дисковые тормоза делятся на 2 типа:

  1. Механические. Тормозное усилие передаётся с помощью тросика в рубашке.
  2. Гидравлические. Тормозное усилие передается жидкостью по гидролинии.

Устройство дисковых тормозов

Тормозной диск (ротор) прикреплен к втулке колеса, и тормозное машинке (калиперу), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.

Особенности механического тормоза

  • усилия от ручки передаются на трос;
  • трос подтягивается;
  • тормозная колодка перемещается в калипере;
  • под действием возвратной пружины она отскакивает от диска при ослаблении рычага.

Особенности гидравлического тормоза

  • бачок с тормозной жидкостью или маслом;
  • гидролиния;
  • ведущий приводной цилиндр;
  • тормозные поршни.

Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.

Во многих механических дисковых тормозах подвижна только одна колодка, вторая же закреплена неподвижно относительно рамы. Это позволяет упростить и удешевить калипер, но приводит к необходимости по мере износа подтягивать неподвижную колодку. В гидравлических тормозах подвижны обе колодки.

Преимущества дисковых тормозов

  • Дисковые тормоза меньше засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса, работают в грязи, на снегу.
  • Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией.
  • Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
  • Можно использовать со слегка искривленной геометрией колеса, «восьмерки» не влияют на работу тормозов.
  • Дисковые тормоза редко требуют обслуживания.
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Большой срок службы колодок.
  • Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
  • Можно использовать в жестких условиях.

Недостатки дисковых тормозов

  • Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем других видов. Для «прокачки» гидравлических тормозов необходимо спецоборудование. Ремонт в полевых условиях требует большого опыта, но многие запчасти можно найти в обычном автомагазине. Но это относится, в основном, к гидравлическим дисковым тормозам.
  • Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной. Важно в некоторых дисциплинах.
  • Цена выше, чем у ободных тормозов.
  • Далеко не все модели лучше хороших ободных тормозов при большей цене;
  • Попадание масла на диск снижает эффективность торможения (существует методика удаления масла прокалкой длительным торможением).
  • Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
  • Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.

Выбор между механическими и гидравлическими дисковыми тормозами

Дисковые тормоза с механическим приводом дешевле и проще, поэтому подойдут тем, кто выбирает бюджетную модель велосипеда.

Область применения механики и гидравлики

Гидротормоза требуют наличия специализированной мастерской для ремонта гидролинии, прокачки, замены комплектующих. Есть смысл их брать, когда мастерская находится поблизости, чтобы обратиться туда за помощью.

Гидравлику лучше использовать в особо жестких условиях, где сила, точность и скорость торможения выносятся на передний план.

Если бюджет позволяет — берите гидравлику, ощущения от качественного торможения сложно описать словами, очень позитивные эмоции!

Барабанные тормоза

Механизм тормозов находится в задней втулке колеса, при этом сама втулка или её специальная часть является барабаном, а тормозные колодки, находящиеся внутри, при торможении распираются и зажимают тормозной барабан.

Могут иметь как ручной, так и ножной привод. В настоящее время ручные барабанные тормоза практически вытеснены по причине большой массы и прихотливости; ножные барабанные тормоза по-прежнему используются в дорожных и городских велосипедах с одной передачей или с планетарным механизмом переключения передач.

Преимущества барабанных тормозов

  • Малообслуживаемые и неприхотливые. Обслуживание достаточно редкое, хотя и требует определённого навыка.
  • Не подвержены влияниям воды, грязи, снега, масла и погодных условий на торможение.
  • Отсутствие износа обода.
  • Возможно ехать с искривленной геометрией колеса («восьмеркой»).

Недостатки барабанных тормозов

  • Имеют большой вес.
  • Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
  • Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
  • Наличие «мертвой зоны» — когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
  • Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
  • Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.

Роллерные тормоза

Роллерные тормоза (роликовые, кулачковые), фактически, являются барабанными (но не колодочными) тормозами, но имеют несколько иной принцип прижатия роликов-«колодок» к барабану.

Схематически механизм представляет собой такую же конструкцию как и внутренний (подколодочный) кулачковый механизм колодочного барабанного тормоза; либо развёрнутый против основного направления вращения роликовый кулачковый фрикцион муфты свободного хода.

Преимущества роллерных тормозов

  • Мощные.
  • Полная независимость от пыли, грязи, воды и снега.
  • Отсутствие износа обода.
  • Возможность длительной работы без регулировок и настроек.
  • Можно ехать с искривленной геометрией колеса.

Недостатки роллерных тормозов

  • Большая масса.
  • Высокая цена.
  • Невозможно установить на некоторые амортизационные рамы.
  • Возможно прокручивание колеса назад при нажатом тормозе.
  • Плохо распространены (в том числе и в России). Отсюда и сложности в приобретении.

Так какие же тормоза выбрать?

Какие тормоза лучше – ободные или дисковые – зависит от цены, предназначения велосипеда и условий эксплуатации. На бюджетных моделях ставятся ободные, на более дорогих – дисковые тормоза. Супер-навороченные велосипеды оснащаются гидросистемой. Там, где исключен экстрим и важна скорость, подойдут V-brake, для нестандартных поездок надежнее приобрести велосипед с дисковыми тормозами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: