13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пьяный на велосипеде штраф

Пьяная езда на велосипеде с мотором: лишение прав или штраф за нарушение ПДД велосипедистом?

Управление моторным велосипедом в состоянии опьянения должно квалифицироваться по ст. 12.8 КоАП и наказываться лишением водительских прав и штрафом, если этот велосипед отвечает признакам мопеда, в частности, имеет двигатель внутреннего сгорания или может развивать скорость более 25 км/ч. Эту правовую позицию поддержал Верховный Суд РФ, рассмотрев жалобу в защиту нетрезвого велосипедиста (Постановление Верховного Суда РФ от 4 октября 2018 г. № 21-АД18-4).

Владелец китайского двухколесного изделия решил покататься, будучи навеселе. В этом состоянии его остановил инспектор ДПС. Убедившись, что от велосипедиста исходит запах спиртного, инспектор освидетельствовал весельчака на состояние алкогольного опьянения (алкотестер показал 0,24 мг/л против допустимых 0,16) и отстранил его от управления велосипедом, о чем – в присутствии понятых и надлежащим образом – и составил соответствующий протокол. Сам велобайкер хмеля и не отрицал – он объяснил инспектору, что употребил 0,33 л пива. Впоследствии был составлен и протокол об административном правонарушении, где велосипед был поименован «веломотором», а нарушение квалифицировано по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения»).

С этой квалификацией согласился и мировой суд, который наказал велосипедиста штрафом в 30 тыс. руб. и лишением права управлять транспортными средствами сроком на полтора года.

Однако велосипедист с этим категорически не согласился, и вот почему:

  • по его мнению, определение транспортного средства — для целей главы 12 КоАП РФ –содержится в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, а там сказано, что ТС – это автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час;
  • в то время как у него простой китайский велик с движком в 48 кубических см. А стало быть — в понимании примечания к ст. 12.1 КоАП РФ – вообще транспортным средством не является!
  • кроме того, указывал велобайкер, суд ссылается на инструкцию к велосипеду, невесть откуда взявшуюся. А эта инструкция, по китайскому обычаю, представляет собой текст и несколько картинок с велосипедами, причем не установлено, что какая-то из этих картинок и обозначает тот велик, которым он управлял,
  • стало быть, нарушил он всего-то на ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ («Нарушение ПДД велосипедистом»), а именно на штраф в размере 800 руб.

Однако и районный, и региональный, и Верховный Суд Российской Федерации с этими доводами не согласились:

  • примечание к ст. 12.1 КоАП РФ относится исключительно к применению самой статьи, а в целях применения статей главы 12 КоАП РФ под транспортными средствами понимаются также иные транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право;
  • при этом ПДД определяет транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а велосипед – как транспортное средство, которое приводится в движение как правило мускульной энергией, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч;
  • из инструкции к велосипеду, а также из заключения эксперта усматривается, что данный «пьяный» велосипед оборудован двигателем — и не электрическим, а внутреннего сгорания, с объемом 48 куб.см., мощностью 1,6 кВт, а изделие может развивать максимальную скорость до 26,3 км/ч. Значит, этот «веломотор» к велосипедам – в понимании ПДД и главы 12 КоАП РФ – вообще не относится;
  • а вот зато в ПДД есть определение мопеда, которым является двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, с двигателем – именно внутреннего сгорания – рабочего объема не более 50 куб. см, номинальной максимальной мощностью от 0,25 до 4 кВт. И спорное велосипедное изделие из Китая как нельзя лучше подходит под это описание!
  • стало быть, пьяная езда имела место на мопеде, для управления которым требуются водительские права категории «М», а сам мопед есть транспортное средство, на которое распространяется действие главы 12 КоАП РФ.
Читать еще:  Как снять цепь с велосипеда

Следовательно, квалификация правонарушения была верной, отменять наказание не будут.

Лишение прав за езду пьяным на велосипеде – когда введут?

Законодатели предложили лишать водительских прав за езду на двухколёсном в состоянии алкогольного опьянения. То есть если вы едете на велосипеде и вас бы ни за что не лишили права ранее, так как и предъявлять их вы не обязаны инспектору ДПС, то после вступления в силу нового закона вас уже могут оставить без удостоверения, которое даёт право водить автомобиль. Как обстоят дела с этим нововведением в 2020 году и что грозит сегодня за пьянку велосипедисту?

Что за новый закон?

По состоянию на 2020 год это пока только инициатива, и выдвинул её один из депутатов Государственной думы России. Но вообще, предложения было не одно, а 2:

  • лишение прав за езду пьяным на велосипеде как таковую,
  • как альтернатива первому нововведению – грубое нарушение велосипедистом какого-либо пункта ПДД, совершённое в состоянии опьянения,
  • если же водитель двухколёсного не имеет права управления, и лишать его, соответственно, нечего, то предлагается отсрочить выдачу тому в/у на определённый срок.

Когда вступит в силу?

Данные инициативы были выдвинуты в начале октября 2019 года и на сегодняшний день в силу они не вступили и даже не приобрели статус законопроекта, внесённого на рассмотрение в думу. Таким образом, пока это только предложения на словах.

Могут ли лишить прав за пьянку на велосипеде сегодня?

Но ПДД прямо запрещают ездить на велосипеде в пьяном состоянии в 2020 году по букве 2 пунктов:

  • в пункте 1.2 можно увидеть, что велосипед – это транспортное средство,
  • а пункт 2.7 запрещает управлять ТС в состоянии опьянения.

Наказания за эти нарушения содержатся в Административном кодексе, и именно он предусматривает отдельное наказание для пьяных велосипедистов, хотя отдельной санкции за факт езды в состоянии опьянения нет.

Статья 12.29 КоАП предусматривает всего 2 меры ответственности:

  • за любое нарушение велосипедистами ПДД – штраф 800 рублей,
  • за любое нарушение при езде на вело, совершённое в состоянии опьянения – штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Да, есть отдельная статья 12.8 КоАП, предусматривающая лишение прав за алкогольное или наркотическое опьянение при управлении ТС. Но дело в том, что на велосипедистов она не действует в силу Примечания ко всей 12 главе Кодекса, которое гласит, что под транспортным средством в рамках наказаний по этой главе следует понимать только такие, на которые предоставляется специальное право управления. А вот на велосипед такого права не предоставляется, поэтому лишить велосипедиста, если он едет пьяным, автомобильных водительских прав по закону 2020 года не могут.

Более того, для наездника двухколёсного нет обязанности даже передавать для проверки и, соответственно, возить с собой автомобильное водительское удостоверение. Тем не менее, сотрудник может потребовать удостоверение личности для составления протокола – это его законное требование. И, хотя, обязанности возить с собой паспорт тоже нет, для установления личности вас могут задержать, а там уже установить личность, а вместе с ней и узнать о наличии водительских прав. А при их наличии – лишить их, но только уже после вступления в силу нового вышеописанного закона, чего на сегодняшний день пока не произошло.

Имеют ли право привлечь к ответственности пьяного на велосипеде?

С тех пор как белорусские водители наконец-то худо-бедно поняли, что с алкоголем внутри безопаснее/дешевле/проще ходить пешком, на горизонте замаячила альтернатива: «А можно ли ехать на велосипеде пьяному? Что за это будет? А заберут ли «права»?» — посыпались в редакцию ABW.BY вопросы.

Журналисты решили, что с этой темой надо разобраться. Тем более что разбираться есть с чем.

1. Столкновение автомобиль — велосипед

Подобное происшествие полностью укладывается в рамки ДТП, определение которого можно найти в п.2.18 ПДД: происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

Это значит, что само ДТП будет рассматриваться сотрудниками ГАИ, а действия его участников, а также их состояние — оцениваться по отработанной схеме.

Если виновным будет признан велосипедист, он будет привлечен к ответственности по ст.18.23 КоАП. К слову, это «главная» статья в КоАП для велосипедистов.

Статья 18.23. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

  1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
  2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
  3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, – влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.
  4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.
Читать еще:  Как перевезти велосипед в поезде

2. Столкновение велосипед — велосипед, велосипед — пешеход

В рамках ст.18.23 КоАП будут оцениваться действия велосипедиста и тогда, когда столкновение произошло с другим велосипедистом или пешеходом. Правда, на такой вызов сотрудники ГАИ уже не поедут.

— Такие случаи не относятся к компетенции ГАИ, поскольку не являются ДТП. Ведь велосипед не является механическим ТС, поскольку приводится в действие мускульной силой человека, — сообщили нам в профильном ведомстве.

К кому же тогда обращаться? В пресс-службе МВД пояснили:

— Если в результате столкновения велосипедисту или пешеходу причинены телесные повреждения и (или) материальный ущерб (сломался велосипед, порвалась одежда, пришли в негодность багаж или ручная кладь и т.п.), необходимо обращаться в милицию по телефону 102. Правильно будет записать координаты очевидцев (имя, фамилию, номер телефона). Далее составляется заявление в РОВД по месту происшествия, проводится проверка, устанавливается виновник происшествия, а вопрос о возмещении ущерба затем решается в судебном порядке.

— Но к столкновению так или иначе все равно приводит чья-то ошибка. Это значит, кто-то из участников нарушил ПДД и должен быть привлечен к ответственности…

— Да. Вопрос привлечения к ответственности за нарушения ПДД по статье 18.23 КоАП решается органами внутренних дел. И здесь, кстати, важно знать, что деяния, содержащие признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.23 КоАП, в случае причинения лицом, управлявшим велосипедом, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Какими бы легкими ни казались травмы

— Особо следует обратить внимание на причинение вреда здоровью участников таких столкновений, — отмечают в пресс-службе МВД. — Кто бы ни был прав или виноват, окажите друг другу посильную первую помощь и в случае необходимости вызовите «скорую». Даже если полученные травмы не кажутся серьезными, не будет лишним посетить поликлинику и проверить состояние здоровья. Не забывайте, что при необходимости пешеход или велосипедист может попросить у сотрудника милиции направление на судебно-медицинскую экспертизу или самостоятельно обратиться в Госкомитет судебных экспертиз Республики Беларусь.

3. Нарушение ПДД велосипедистом

Естественно, в случае фиксации нарушения ПДД велосипедист будет привлечен к ответственности все по той же ст.18.23. Чтобы правильно квалифицировать его проступок, он может быть освидетельствован на предмет употребления алкоголя. Как сказано выше, штраф для «принявших» увеличивается в разы.

Как сообщили в МВД, за 5 месяцев нынешнего года по данной статье, которая одновременно устанавливает ответственность и за нарушения ПДД пешеходом, лицом, управляющим гужевым транспортным средством, лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, органами внутренних дел составлено 145.349 протоколов об административных правонарушениях.

4. Управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения

А теперь, так сказать, самое интересное. Что будет, если велосипедист выпил, но ничего не нарушает, никого не травмирует, а просто аккуратно едет домой?

Здесь можно сломать голову, прорываясь сквозь дебри нашего законодательства.

Смотрим ПДД. В них сказано, что водитель — это физическое лицо, управляющее транспортным средством (…), а велосипед — это транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем.

Читать еще:  Техника катания на горных лыжах

При этом п.10.1 запрещает водителю «управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения».

А что у нас предусмотрено за нарушение ПДД? Правильно, ответственность по ч.1 ст.18.23 КоАП!

Но с применением ч.2 в таком случае уже возникают проблемы: привлекать к ответственности за нарушение ПДД, заключавшееся в управлении велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, а как отягчающий признак указывать все то же состояние алкогольного опьянения? Это уже никуда не годится.

Очевидно, что законодатель имел в виду нарушение иных требований ПДД, касающихся участия велосипедиста в дорожном движении, но, как обычно, неудачно сформулировал норму?

Такой «формальный» подход к нарушению ПДД велосипедистом нелогичен и несправедлив. Поэтому на практике нормы закона трактуются «по совести»:

— За что я буду штрафовать велосипедиста, который ничего не нарушает? Едет человек — пусть едет! А вот если он нарушил правила маневрирования, расположения на проезжей части или что-то еще, то будет привлечен к ответственности. Если он при этом будет пьян, штраф будет больше, — рассуждают в неофициальных разговорах сотрудники ГАИ.

На словах все, конечно, хорошо. Но пока в проблеме привлечения велосипедистов к ответственности не будут расставлены точки над «i», каждый, кто сядет за руль велосипеда выпившим, будет «под колпаком». Пусть даже и формальным.

Никто не спорит, что езда на велосипеде изначально достаточно опасна: слишком велик риск серьезных травм для всех участников движения. Поэтому попытки управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения должны пресекаться, а нарушители — преследоваться. Однако если мы требуем от водителей соблюдения правил и законов, эти правила нужно четко прописать.

Что грозит пьяному велосипедисту?

Поборники здорового образа жизни, да и обычные автовладельцы с удовольствием открывают весенне-летний период использования вело транспорта. Но всегда ли вождение велосипедистов бывает безобидным для прохожих и других автолюбителей? Какая ответственность накладывается на владельцев колесных средств?

К чему обязывает управление вело транспортом?

Согласно правилам дорожного движения велосипедист является таким же участником дорожного движения, как и остальные владельцы других машин. Поскольку велосипед представляет собой механизм с двумя колесами, то он полноправно именуется транспортным средством в отличие от роликов, скейтбордов, самокатов.

Однако все пользователи этих, на первый взгляд безобидных средств передвижения, несут одну и ту же ответственность за безопасное передвижение пешеходов и других ТС (часть 1. ст. 12. 30 КоАП). Административное наказание вменяется по двум видам несоблюдения правил:

  • Прямое нарушение правил дорожного движения.
  • Косвенное нарушение ПДД (создание помех на дороге, провоцирующих аварию).

ПДД запрещают велосипедистам не только перевозить детей до 7 лет без дополнительного сиденья, но и держаться за руль только одной рукой. Езда же в нетрезвом виде на велосипеде тем более опасна и грозит штрафными санкциями.

Само опьянение не объясняется как нарушение ПДД, но однозначно отягощает вину в проступке. Степень вины определяется судебным органом, которая может нести характер уголовной. Судите сами, можно ли ездить пьяному водителю, если:

  • Увечья легкой и средней тяжести влекут административную ответственность по ст. 12. 24 КоАП.
  • Тяжкие телесные повреждения – уголовную.

Какой штраф за пьяную езду?

Согласно ПДД 2. 7. водителю колесного средства наравне с остальными автолюбителями запрещается:

  • Управлять транспортом в алкогольном, токсическом, наркотическом и другом опьянении; находясь под влиянием лечебных препаратов, тормозящих концентрацию внимательности и реакцию; в сонном и утомленном сознании, влекущее опасное вождение.
  • Передавать вождение ТС физическим лицам в алкогольном, токсическом, наркотическом опьянении; находящимся под влиянием лекарств, в больном или вялом состоянии; детям, не достигшим 14-летнего возраста.

Штраф в размере 1000–1500 рублей налагается за езду на велосипеде в нетрезвом виде, если столкновение обошлось без жертв. При этом не имеет значения, как оно было совершено: самим велосипедистом или он его спровоцировал. Нарушение правил дорожного движения в трезвом состоянии облагается суммой в 800 р.

Полезные советы владельцам велосипедов

Приведем самые распространенные нарушения закона пользователей колесных средств, ведущие к ДТП:

  • Движение навстречу автомобилям.
  • Проезд на пешеходном переходе.
  • Отсутствие сигнала о дальнейшем изменении маршрута.

На заметку! В согласии со статьей 12. 30 КоАП вменять вину водителю за провоцирование аварийной ситуации работники ГИБДД имеют право, независимо от того, вращал педали человек в нетрезвом виде или просто шел рядом с велосипедом.

Дело не в том, какой размер штрафа вам выпишут. Основной принцип, которым стоит руководствоваться – это соблюдение безопасности на дорогах. У каждого участника езды есть возможность уважительно относиться к безопасности других граждан. Ведь один неграмотный велосипедист способен причинить непоправимый вред не только нескольким пешеходам и автовладельцам, но и себе. Смотрите также: Степени опьянения и за какое время алкоголь выводится из крови

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector