2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Туристические узлы техника вязания и применение

Содержание

Туристические узлы: виды, применение и схемы вязания

Существует масса разновидностей узлов, начиная от самых простых, которыми пользуемся ежедневно, завязывая шнурки на ботинках, и заканчивая наиболее сложными, применяемыми в альпинизме и мореплавании.

Для простого обывателя, да и для заядлого путешественника нет никакой необходимости знать все вариации, достаточно владеть техникой вязания лишь самых основных узлов.

Что это такое?

Туристический узел – способ соединения веревок, лент и другого перевязочного материала, в основе которого лежит их связывание или переплетение. К узлам, используемым в туризме, предъявляются определённые требования: они должны быть простыми как для запоминания, так и по способу завязывания, но при этом надёжными и также легко развязываться при необходимости.

Сферы применения

Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:

  • при наращивании верёвок;
  • при установке палатки;
  • для преодоления водных преград;
  • для фиксации предметов;
  • для рыбной ловли;
  • при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
  • для спуска с высоты;
  • при сборе дров или хвороста для костра;
  • для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.

Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.

  • Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
  • Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
  • Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
  • Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
  • Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
  • Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
  • Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
  • Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
  • Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
  • Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
  • Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.

Техника вязания

Ниже подробно представлена схема вязания описанных узлов.

Контрольный узел (контроль)

Известный всем узел, применяющийся повсеместно. Из одиночной веревки делается петля, в которую вставляется ходовой конец, после чего узел затягивается. На картинке представлены два варианта вязания с использованием дополнительной веревки.

Прямой (рифовый)

Существуют два способа вязания данного узла.

  • Первая веревка складывается в виде петли. Вторая сверху проходит через её середину, потом под одним концом, выходит наверх, сверху заходит под противоположный конец и низом через середину возвращается обратно. Веревки затягиваются.
  • Обе веревки кладутся одна на другую, после чего необходимо завязать два простых узла в противоположные стороны (рисунок в и г). В обоих вариантах важно, чтобы ходовые концы были либо внизу, либо вверху. В противном случае узел не выйдет.

В завершение необходимо завязать контроли на ходовых концах, чтобы предотвратить расползание узла.

Восьмерка

Потребуется одна веревка, складываем её пополам. Восьмерка должна располагаться на конце. Складываем веревку в этом месте пополам повторно, конец накладываем сверху, после чего пропускаем снизу, а затем продеваем в образовавшуюся петлю и затягиваем. Контроль не требуется.

Булинь

Есть два варианта вязания. Для обоих вариантов необходима опора.

  • Прикидываем нужное расстояние от конца веревки, ходовой конец обвиваем вокруг опоры и протаскиваем через сделанную ранее петлю, но пока не затягиваем. Далее конец пропускаем под рабочей веревкой и снова вставляем в петлю, но уже с другого конца. Затягиваем и вяжем контроль.
  • Для этого варианта необходима «пустышка», которая используется вместо петли. Складываем веревку пополам, обвиваем получившуюся петлю ходовым концом, после чего продеваем его в получившееся отверстие. Затем ходовым концом обносим опору и продеваем его через петлю «пустышки». Затягиваем и вяжем контроль.

Палаточный (простой штык)

Здесь также необходима опора:

  • перекидываем ходовой конец через опору;
  • обвиваем им рабочую часть и вставляем конец в получившуюся петлю;
  • повторяем предыдущую операцию. вяжем контроль.

Готовый узел должен быть незатягивающийся.

Грейпвайн

Схема вязания следующая.

  • Две одинакового диаметра веревки кладутся параллельно друг другу.
  • Делается двойной контроль. Для этого ходовым концом одной дважды оплетаем вторую. Сначала ходовой конец идет сверху, затем проходит под первой веревкой, выходит наверх – первая петля. Вторая должна находиться ниже. Ходовой конец снова проходит сверху, затем идет снизу первой веревки и выходит вверх. На этом этапе петли не затягивают.
  • После получения двух петель ходовой конец проходит между двух веревок через обе петли по направлению снизу вверх. Узел затягивается.
  • Аналогичная процедура происходит с другого конца.
  • Контроли не нужны.

Простой проводник

Необходима одна веревка. Складываем её пополам и вяжем простой узел-контроль. Затягиваем, а на конце ходового вяжем простой контроль.

Срединный австрийский проводник

Также необходима только одна веревка. Находим её середину, складываем пополам и дважды оборачиваем вокруг своей оси, чтобы получилась восьмерка, которая смотрит вниз. Нижнюю петлю поднимают и протаскивают через неё первую, затягивают. Контроль не вяжут.

Двойной проводник, или «заячьи уши»

Понадобится одна веревка. Складываем её вдвое и делаем петлю, в которую снизу продеваем ходовой конец с петлей, но сильно не затягиваем. Должна получиться «пустышка», развязывающаяся, если потянуть за петлю, в противном случае узел будет завязан неверно.

Читать еще:  Техника прыжка с места

После того, как «пустышка» готова, нижнюю одинарную петлю проносим через двойную верхнюю, за которую после стягиваем узел. Контроль не нужен.

Карабинная удавка

Потребуется одна веревка. На конце вяжем «восьмерку», в которую вщелкивается карабин. После перекидываем рабочую часть вокруг опоры и вщелкиваем карабин в эту часть. Закручиваем муфту, узел затягиваем.

Маркировочный

Берем моток, который нужно связать, и находим его конец, что будет ходовым. Складываем его пополам, получаем петлю. Наматываем ходовой конец вокруг нашего мотка. Количество мотков произвольно, но обычно по ширине равняется двум диаметрам обматываемой веревки. После ходовой конец вставляется в сделанную ранее петлю. Узел затягивается, контроль не вяжется.

Существует ещё одна вариация, позволяющая легче развязать полученный узел. Для этого после обмотки ходовой конец складывают вдвое и продевают через петлю. В данном случае затягивание происходит за основную часть, а не за рабочий конец. Контроль не нужен.

На картинке представлен вариант, когда используются оба ходовых конца.

Схватывающий

Есть два способа вязания, для обоих будут нужны две веревки. Толстая, которая будет основной, и репшнур, как правило, вдвое тоньше её.

  • Складываем репшнур пополам и оборачиваем вокруг основной веревки. В образовавшуюся петлю продеваем ходовые концы шнура. Повторяем данные операции ещё раз. Затягиваем узел, распрямляем и завязываем контроль. Можно обойтись без контроля, если предварительно на репшнуре был завязан «грейпвайн».
  • Вяжется одним ходовым концом репшнура. Основная веревка сначала дважды обвивается им влево от места приложения шнура, затем переносится вправо и вновь обкручивает веревку, но уже к месту приложения. Узел затягивается, вяжется контроль.

О том, как правильно вязать туристические узлы, смотрите в следующем видео.

Обзор туристических узлов от профессионалов

Самый полный обзор туристических узлов от экспертов отрасли. Большая подборка и ответы на частые вопросы.

Собираясь в поход, важно не только правильно собрать вещи и упаковать их. Есть ряд знаний и умений, которыми должен заранее овладеть каждый участник путешествия. Туристические узлы занимают одно из первых мест в списке необходимых навыков. Их просто изучить по схемам с пошаговыми пояснениями.

Ниже приведены основные названия туристических узлов, их виды и способы вязки.

Какие узлы применяются в туризме

На веревках одинаковой толщины

Самые простые узлы, которые потребуются путешественникам.

Геркулесов (прямой)

Туристическое крепление, не предназначенное для большой нагрузки. Используется для удлинения канатов и тросов.

  • Два конца веревки переплетают.
  • Из верхнего конца формируют петлю.
  • В нее протягивают нижний конец.
  • Должно получиться подобие восьмерки, ее аккуратно стягивают натяжением с двух сторон.
  • Короткие концы оказываются друг напротив друга.

Если планируется затем развязать его, то в восьмерку вставляют палку.

  • Не используется для применения на переправах или при страховке. При больших нагрузках ползет и развязывается.
  • Не используется на скользких синтетических тросах и канатах без контрольных дополнительных креплений.

Для использования требуется тренировка техники вязания, потому что при ошибках он может самораспуститься.

Кроме знания техники вязания туристических узлов, нужно внимательно отнестись к областям их применения. Знание свойств креплений поможет избежать дорогостоящих и даже трагических ошибок.

Рифовый

Широко известен – это обычный бантик. Отличается простым исполнением и мгновенным развязыванием.

  • При завязывании вытягивается бантик только с одного конца.
  • Двойной рифовый получается при вытягивании бантика с двух сторон.

Скользкая синтетика для этого типа крепления не подходит.

Эти два вида узлов – самые простые среди туристических креплений по способу вязки. Их используют для упаковки багажа, скрепления свертков, парусов.

Встречный проводник (ленточный)

Надежный способ соединения строп, ремней. Этот туристический узел отличается довольно сложной техникой вязки, но прочен и выдерживает нагрузки. Этот вид крепления завязывается из веревки и ленты, используется для разных диаметров.

  • Два конца располагают на плоскости.
  • Основной завязывается простым узлом.
  • Второй протягивают в получившуюся петлю и располагают параллельно всем ее изгибам. Это нужно сделать очень аккуратно.
  • Получившуюся двойную петлю постепенно затягивают максимально.

Если связываются стропы, то обходятся без контрольных креплений, но в других случаях их укрепляют.

Вязание туристических узлов в этой технике требует четкого понимания применения. Под нагрузкой они стягиваются так, что развязать их практически невозможно.

Рыбацкий (лесной, ткацкий, булинь)

Этот вариант всегда дополняется дополнительными креплениями.

  • Две веревки располагают напротив друг друга.
  • На одном конце делают простой узел.
  • Второй конец протягивают сквозь него, затем разворачивают в обратную сторону с захватом первой петли.
  • Завязывают простой узел.
  • Получается конструкция из двух пересекающихся петель с простыми креплениями. Ее аккуратно стягивают.
  • На концах делают контрольные крепления.

Узел такой вязки выполняется просто, но не выдерживает высоких нагрузок. Применяется не только в туризме, рыбаки часто связывают этим способом лески.

На веревках разной толщины

Шкотовый (ткацкий булинь)

Используется для привязывания каната к карабину или кольцу. Надежен при постоянной нагрузке, при ослаблении сползает.

  • Более толстую веревку кладут петлей с коротким концом наверху.
  • В нее протягивают вторую веревку, формируя кольцо у ее основания.
  • Затем еще раз продевают в петлю.
  • Конструкцию стягивают, затем на конце вяжут страховку.

Шкотовый булинь вяжется из веревок разной и одинаковой толщины. Не подходит для скользких канатов из синтетики.

Легко развязывается при ослаблении нагрузки.

Брам-шкотовый

Усиленный вариант предыдущего варианта. Как видно на схеме, завязывается сложнее. Может применяться для присоединения жесткого троса. Выдерживает рывки, смену направления тяжести, требует постоянной нагрузки.

  • Толстую веревку кладут петлей, закрепляют ее.
  • Вторую протягивают сквозь нее.
  • Дважды обводят вокруг основания петли и протягивают еще раз под основной частью той же веревки.
  • Еще раз обводят вокруг основания и протягивают через пространство между петлей и второй веревкой.
  • Получившуюся конструкцию стягивают, расправляя петлю.
  • На концах сооружают страховочные узлы.

Этот вариант допустим для синтетических тросов.

Академический

Под этим названием используются два морских узла, которые успешно используются для сухопутного туризма.

Морской академический

Применяется для связывания:

  • натянутых жестких тросов
  • каната (обычного и эластичного) с веревкой.

Техника исполнения максимально проста. Применение обусловлено свойствами. Этот вид туристического узла легко развязывается, не соскальзывает.

  • Две веревки кладут одна на другую, переплетают между собой – каждый конец по одному разу.
  • Оба конца выводят вверх.
  • Еще раз переплетают по той же схеме, двигаясь во встречном направлении.
  • Затягивают, готовый узел похож на косичку.

Подходит для синтетических и обычных тросов, можно связать лески, стянуть объемные тюки.

Академический туристический узел

Усложненный вариант предыдущего крепления, применяемый в туризме для более ответственных креплений. Техника вязки легко воспроизводится по схеме.

Переносит переменную нагрузку.

  • Конец более толстой веревки кладут открытой петлей.
  • Тонкую протягивают в петлю, обводят вокруг ее основания.
  • Затем перекрещивают с основной частью той же веревки.
  • Затем выводят обратно из петли и затягивают.
  • С двух сторон делают страховочные узлы.

Идеальный вариант для прикрепления к опоре. Для сооружения переправ его использовать запрещено.

Что нужно сделать, чтобы узел не перетерся?

Перед затягиванием его смачивают. Это делает его более плотным и предохраняет быстрого истирания.

Как дополнительно закрепить скользящие узлы на опоре?

Для усиления можно использовать шлаги. Веревка накладывается на опору и делается петля простым пересечением, повторяется несколько раз. Вся конструкция легко распускается.

Читать еще:  Техника катания на горных лыжах

Вывод

Выходить в поход нужно подготовленным. Это только основные типы удобных туристических узлов, которые можно использовать в пути. В идеале путешественник должен уметь сплести сети, силки, быстро закрепить палатку. Знание назначения туристических узлов и техники их связывания требуется каждому члену отряда.

Умение ориентироваться в любой ситуации и быстро решать неожиданные задачи, которые могут возникнуть по дороге, сделает путешествие более безопасным и комфортным.

Как вязать туристические веревочные узлы

Как вязать туристические веревочные узлы

Веревка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Рассмотрим туристические узлы. К ним предъявляют определенные требования: они должны просто завязываться, самопроизвольно не развязываться под нагрузкой или же после ее снятия, при переменных нагрузках не «ползти» и не затягиваться «намертво», если в этом нет необходимости. По назначению туристические узлы разделяют на:

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Также при вязании узлов следует помнить, что у каждой веревки есть прочностная характеристика. Узлами же прочность веревки существенно ослабляется. Так, например, ткацкий узел ослабляет прочность веревки на 35 %, «восьмерка» — на 25 %, «булинь» — на 30 %. Помните, мокрая веревка теряет 10 % прочности, а если использовать веревку в 30° мороза, то прочность снижается на 30 %.

Вяжем «прямой» узел

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т. е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т. е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:

Этот узел самопроизвольно развязывается, поэтому его нужно использовать только с контрольными узлами. Чтобы их завязать, ходовые концы должны быть длиной более 15 см. Узел завязан правильно, если ходовые концы выходят или только снизу, или только сверху.

Узел «Стремя»

Узел может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой.

Узел может используется при спасательных работах для торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Также используется для самостраховки на крючьях и для промежуточной страховки.

Туристские узлы: проводник, проводник-восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел чтобы получилась петля. Можно завязывать и в середине верёвки.

Этот узел очень прост в исполнении – практически он является простейшей незатягивающейся петлёй. Может вязаться одним концом. Под нагрузкой сильно затягивается, на жёсткой веревке ползёт. Используется для крепления верёвочной петли к чему-либо. Для облегчения развязывания после использования можно предварительно вставить в плетение узла какой-либо предмет. При высокой вероятности переменных нагрузок рекомендуется вязатьконтрольный узел.

Такой узел приводит к снижению прочности верёвки на 30-40%.

Этот узел можно рассматривать как подготовительный перед изучением следующего узла – проводник восьмёрка.

Как взять узел проводник-восьмерка? Схема:

Вяжется одной веревкой. Представляет собой модификацию простого проводника. Следует сделать петлёй на пол-оборота больше и ввести её в узел с другой стороны. Этот узел также можно завязать одним концом. Контрольный узел здесь не требуется. Сфера применения узла проводник восьмёрка аналогична простому проводнику.

Снижение прочности верёвки в узле составляет 25-35%.

Можно добавить, что существует ещё и проводник девятка – дополнительные пол-оборота петли, но он применяется довольно редко.

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Данный узел используют для крепления веревки к различным кольцам, проушинам, а также для обвязывания веревки вокруг опоры. Он «ползёт» при переменных нагрузках. Однако, следует отметить, что это надежный узел, который сильно не затягивается под нагрузкой.

Узел грепвайн

Грепвайн – более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны, затем то же самое с другой. После узлы стягиваются.

Надёжный узел. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров.

Узел «Срединный» (австрийский проводник)

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за нужный участок, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка, вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел, нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Узел, который дает возможность сделать надежную петлю абсолютно в любом месте веревки. Он ослабляет ее прочность даже меньше, чем «проводник» или «восьмерка».

В отличие от всех узлов описанных выше, штык не относится к незатягивающемся петлям. Однако область применения этих узлов сходна. Он используется для закрепления верёвок к опорам и грузов к верёвкам.

Важной особенностью этого узла является то, что его можно завязать под нагрузкой. После снятия нагрузки штык очень легко развязывается — он вообще не затягивается!

Обратите внимание на удивительно простую схему узла! Количество петель верёвки вокруг грузового конца может быть любым, но не менее двух.

Вязка контрольного узла обязательна!

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка. Затем операция повторяется. После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел. Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

Читать еще:  Прыжки в длину с места техника выполнения

Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

    для завязывания двух веревок одинакового диаметра; для связывания веревок разного диаметра; для создания петель; для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т. д.); для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.

Для транспортировки веревки удобно держать ее в компактном состоянии. Для этого используют несколько способов маркировки. Способом, показанным на рисунке I удобно маркировать короткие веревки, а способом, показанным на рисунке II – длинные.

Туристические узлы – виды и способы завязывания

С узлами в своей жизни сталкивается каждый человек. Их используют и в повседневной жизни, и в походах, путешествиях, туризме, экстремальных видах спорта. А их видов существует такое множество, что пересчитать их почти невозможно. Если планируется поход, туристическое мероприятие или другой вид активного отдыха на природе, то умение вязать узлы будет прекрасным навыком, который не только приятно удивит друзей, но и окажется полезным в мероприятии.

Туристические узлы

К туристическим видам узлов предъявляются особые требования:

  • они должны довольно легко завязываться;
  • не развязываться сами под нагрузкой или после снятия нагрузки;
  • не должны затягиваться «намертво» или распускаться при переменных нагрузках.

Петли для туризма по назначению разделяют на следующие:

  • для связывания между собой шнуров одного диаметра;
  • для завязывания верёвок разного диаметра;
  • страховочные (незатягивающиеся петли);
  • для привязывания к опорам;
  • вспомогательные.

Нужно учитывать, что у каждой верёвки есть своя характеристика прочности, а узлами она заметно ослабляется.

Виды туристической вязки

Конечно, многообразие туристских узлов таково, что все их запомнить может только специалист, однако, есть наиболее часто применяемые и популярные, у каждого из которых есть своё название.

Среди них:

  1. Прямой – развязывается самопроизвольно, в связи с чем его используют только вкупе с контрольными узлами. Чтобы завязать его нужны ходовые концы верёвки более пятнадцати сантиметров длиной, его правильность можно определить по тому, что ходовые концы выходят только с одной стороны.
  2. Ткацкий – шнуры одинаковой толщины накладывают друг на друга, потом вяжутся контрольные узлы с обеих сторон и стягиваются, на концах завязываются контрольные узлы. При нагрузках он ползёт и сильно затягивается. Прочность верёвки он ослабляет на 35 процентов.
  3. Встречный – затягивается под нагрузками, он подходит для связывания верёвок любого диаметра или сочетаний верёвки из разных материалов и ленты.
  4. Грейпвайн – очень надёжный, крайне сильно затягивается от нагрузок, им связывают верёвки разных и одинаковых диаметров. Чтобы его завязать, нужно наложить друг на друга две одинаковые по толщине верёвки, с каждой стороны сделать по двойному, похожему на контрольные, узлу, после чего стянуть их.
  5. Проводник – легко завязывается и на конце, и в середине шнура, он затягивается и ползёт под нагрузками, а применяют его в том случае, если нужно к чему-то закрепить верёвочную петлю.
  6. Восьмёрка-проводник – так же, как и предыдущий вяжется в любом месте, делает надёжные петли, при этом особо не затягивается и не расползается под нагрузкой. Ослабляет прочность верёвки на 25 процентов. Метод завязывания: верёвка складывается пополам, на конце делается узел, который похож на цифру восемь, после чего нужно затянуть его и расправить.
  7. Заячьи уши – не ползёт, но стягивается под нагрузками, он образует двойную петлю, которая увеличивает прочность на разрыв. Применяют его в тех местах, где требуется прочная петля.
  8. Булинь – им крепят верёвки к кольцам и другим подобным предметам либо обвязывают вокруг опоры. При переменных нагрузках он расползается, но в целом очень надёжен и не сильно затягивается в случае нагрузки. Концы у него должны быть свободными, петля создаётся поворотом верёвки по часовой стрелке на 180 градусов. После этого опора обносится ходовым концом, конец верёвки продевается в петлю, рабочая верёвка тоже обносится ходовым концом и продевается в петлю с противоположной стороны. Потом затягивается и завязывается контрольная петля.
  9. Схватывающий Пруссика – у него есть два варианта, перемещается он свободно, затягивается при нагрузках. Его особенность в том, что после того как нагрузка будет снята, он легко восстанавливается. Его широко применяют в альпинизме для самостраховки. Но он плохо держится на жёстких верёвках, а на обледенелых не держится вообще.
  10. Схватывающий австрийский – применяется на переправах при натяжении верёвки.
  11. Саморазвязывающийся – также используется на переправах, вяжут его применяя отрезок из основной верёвки. Особенность такой петли в её надёжности и том, что развязывается она без труда даже под большими нагрузками. Чтобы она не развязывалась сама, нужно контролировать петлю с помощью карабина или использовать вместе с ней рифовый узел.
  12. Девятка – у этого узла самая большая прочность из типов «проводник». Она достигает 70-74 процентов.
  13. Академический узел – предназначен, чтобы соединять несколько верёвок разного диаметра. Чтобы завязать академический узел нужно взять верёвки разных диаметров, толстой сделать петлю, а тонкой обкрутить её, после чего затянуть и расправить, а потом завязать с обоих концов контрольные.
  14. Шкотовый – применяется когда верёвка требуется длинная, а в наличии есть только куски, причём разные по толщине. Как вязать шкотовый узел: из толстой верёвки делается петля, тонкая верёвка продевается через неё и обкручивает с обеих сторон. Шкотовый вариант хорошо подходит для постоянных нагрузок, но в случае их отпускания может развязаться.

Как научиться вязать узлы

Чтобы правильно научиться вязать верёвочные петли, нужно понять основные правила и принципы их вязания. Нужно изучить какие из них и для чего вяжутся, какие виды верёвок для этого нужно использовать, а какие применять нельзя. Также нужно помнить такие нюансы, как то, что промокшая верёвка теряет порядка 10% своей прочности, а если она используется на сильном морозе, то она теряет прочность примерно на 30%. Для некоторых типов петель вообще нельзя брать мокрые, заледеневшие или слишком жёсткие варианты верёвок.

Чтобы хорошо научиться вязать узлы, нужно для начала тщательно изучить схему каждого из них. Для каждого из них нарисованы детальные схемы, по которым легко учиться. После изучения схем нужно каждый вариант попробовать на практике и не единожды. Помимо этого, существует множество обучающих видео, курсов и тренингов по вязанию всевозможных петель.

Не стоит сразу разбрасываться на изучение вязания большого числа узлов, лучше начать с нескольких основных и часто применяемых и совершенствовать навыки постепенно. Вязка узлов для туризма может оказаться не только полезным, но и крайне увлекательным занятием.

Важно понимать, что от умения вязать верёвочные узлы может зависеть безопасность и даже жизнь самого человека и его товарищей. Поэтому не стоит начинать заниматься вязкой на практике до тех пор, пока нет полной уверенности в правильности действий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector