2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство параплана

Параплан. Виды и устройство. Как летать и особенности

Параплан – безмоторный планер(парашют)-паритель с неподвижным крылом, которое наполняется воздухом через специальные воздухозаборники. Полет на параплане позволяет ощутить все прелести свободного парения, без каких-либо ограничений. Этот аппарат можно носить в рюкзаке, а чтобы подготовить его к полету достаточно пяти минут. Если оснастить его парамотором, то он станет маленьким личным самолетом, помещающимся в багажнике автомобиля.

Отличия от парашюта и дельтаплана

По своему виду параплан схож с парашютом, но он намного длиннее, больше по площади, а вот количество строп меньше. Парашют нужен для приземления, а параплан — для полета. Его устройство не предусматривает раскрытие в состоянии свободного падения, взлет производится с возвышенности. Он способен парить в воздухе в течение нескольких часов, подниматься выше, передвигаться по заданному маршруту.

Дельтаплан, в отличие от параплана, имеет жесткую конструкцию, и техника управления им сложнее. Преимущество дельтаплана в том, что он развивает большую скорость и может преодолевать большие расстояния. Но транспортировка его по земной поверхности сопряжена с немалыми затруднениями, в то время как со сложенным в рюкзак парапланом можно без труда сесть в машину или в поезд. Для посадки дельтаплана необходима большая площадка, параплан же способен приземлиться практически везде, поэтому и места для полета на нем не ограничены.

Характеристики

Параплан – самый медленный из всех безмоторных аппаратов и самый легкий. Его скорость варьирует в пределах от 20 до 70 км/ч, а вес составляет 5-7 кг. Его легко освоить начинающему пилоту, поскольку аппарат может самостоятельно выходить на стандартный режим пилотирования. Но летные характеристики невысоки, поэтому возможность эксплуатации и безопасность очень связаны с метеорологическими условиями:

  • Совершать полеты можно только в сухую погоду.
  • Допустимая скорость ветра для подъема на параплане — не более 7 м/с, а оптимальная и того меньше — 3-4 м/с.
Устройство

В конструкцию параплана входят:
  • Крыло
  • Подвесная система
  • Стропы
  • Ручки управления
  • Запасной парашют

Подъёмная сила появляется в результате наполнения крыла встречным воздушным потоком, все элементы функционируют на растяжение, поэтому в конструкции аппарата отсутствуют жесткие детали. Ими могут быть оснащены только парапланы, используемые на соревнованиях, для поддержания формы крыла на большой скорости движения.

Крыло

Имеет два слоя, сшитые из воздухонепроницаемой прочной ткани, которые прикрепляются друг к другу нервюрами по всему периметру, кроме передней кромки. Именно здесь и находится воздухозаборник, через который происходит наполнение крыла. Воздуху необходимо заполнить все секции, поэтому в нервюрах предусмотрены специальные отверстия. Закрытыми для доступа воздуха остаются только крайние секции с обеих сторон крыла, что необходимо для улучшения аэродинамики.

Чтобы воздухозаборник не терял своей формы, на передние нервюры настрачивают плотную ткань. Внизу нервюры расположены петли для строп.

Стропы

Параплан оснащен несколькими рядами и ярусами строп. Они отличаются прочностью, выдерживают растяжение от 80 до 250 кг, причем более прочные устанавливаются на нижние ярусы. Стропы, отвечающие за управление, пристрачиваются к задней кромке крыла. Внизу стропы соединяются и заканчиваются свободными концами. На них карабинами фиксируется подвесная система.

Ручки управления

Всего их две – левая и правая, и называются клевантами. Если вытянуть одну из них, задняя кромка с соответствующей стороны подгибается и крыло делает поворот в соответствующую сторону. Если потянуть обе ручки, снизится скорость параплана.

Для набора скорости предусмотрен акселератор — приспособление, которое фиксируется на подвесной системе и присоединяется к стропам. Пилот нажимает на акселератор ногой, меняет тем самым угол наклона аппарата и скорость повышается.

Подвесная система
В ней располагается пилот. Система составляется из высокопрочных лент и соединяется со свободными концами строп. Состоит из:
  • Силовой ленты, удерживающей сиденье пилота.
  • Ножных, плечевых, поясных обхватов.
  • Грудной перемычки.

Подвеска должна быть правильно центрована, чтобы обеспечить устойчивость, удобство и безопасность в небе.

Запасной парашют

Находится в подвесной системе в контейнере с кольцом — дергая за него, пилот высвобождает запасной купол. Запасной парашют в параплане круглый — такая форма сокращает время раскрытия. При его производстве используются высокопрочные стропы из синтетического волокна и особый материал для купола — он не склеивается и не накапливает статическое электричество.

Как летает параплан и как им управлять

Подъемную силу формирует крыло, наполняемое встречным потоком воздуха. Горизонтальную скорость определяет сила тяжести. Эту скорость ограничивает сила сопротивления, и чтобы преодолеть ее, параплан тратит запас высоты и, соответственно, постепенно снижается. При недостаточном опыте пилот может вновь подняться в небо, лишь прыгнув снова с горы. Профессионалы же поддерживают нужную высоту, используя восходящие потоки, и находятся в воздухе без приземления желаемое время. Но такую технику необходимо освоить.

Взлет
Подняться на параплане получится только с горного склона:
  • Крыло параплана раскладывают на земле, при этом передняя кромка должна располагаться сзади, а задняя — спереди, по направлению движения.
  • Стропы распрямляются во всю длину и разъединяются между собой. Их перепутывание недопустимо.
  • Ремни крепления к стропам надеваются на пилота, все карабины застегиваются.
  • Стоя лицом к параплану, пилот прикрепляет подвесную систему к стропам крест накрест, иначе при развороте стропы окажутся перекрещены.
  • Для того, чтобы произвести взлет, пилот начинает быстро двигаться спиной вперед. Локти рук необходимо выпрямить и повернуть внутренней стороной вверх. Крыло должно начать надуваться и устремляться ввысь.
  • Когда крыло займет вертикальное положение, пилот поворачивается и продолжает движение до края склона.
  • Почувствовав напряжение строп, он отрывает ноги от поверхности и взлетает.
Управление

Клеванты, предназначенные для управления, при полете расположены у головы пилота. При свободных клевантах устройство движется прямо с установившейся скоростью. Для поворота влево или вправо нужно потянуть за соответствующую клеванту. Пилот способен повернуть и другим способом — перенося центр тяжести своего тела в необходимом направлении.

Для сброса скорости пилот тянет за обе клеванты, а для набора — надавливает ногой на акселератор, изменяя угол наклона параплана.

Виды парапланов

Видов парапланов существует большое количество, но все они объединены в 4 класса:
  1. Standard. Используется новичками для первых полетов. Такой аппарат — самый простой в управлении и безопасный, способный самостоятельно стабилизировать свой полет.
  2. Performance. Требует наличия навыков пилотирования, но не обладает летными качествами спортивных парапланов. Такими парапланами управлять труднее, их эксплуатируют пилоты, регулярно занимающиеся парапланеризмом.
  3. Competition. Аппараты для профессиональных спортсменов. Имеют хорошие летными характеристиками, способны преодолевать большие дистанции. Их применяют для проведения состязаний.
  4. Biplace. Предназначены для тандемных обучающих полетов и обладают повышенной грузоподъемностью. Пилотом выступает опытный тренер, а пассажиром — его ученик.

Отдельно необходимо сказать о моторизированных парапланах. Такие аппараты укомплектованы легким двигателем с пропеллером, позволяющим улучшить летные характеристики. Параплан с мотором позволяет произвести взлет с земли и находится в небе, пока не кончится бензин. Затем продолжать планирование можно уже без мотора.

Читать еще:  Как выбрать велопокрышку

По назначению парапланы разделяют на:
  • Учебные, предоставляемые обучающимся планерными школами или клубами.
  • «Акро», на которых профессионалы показывают фигуры высшего пилотажа.
  • Тандемные, предназначенные для совместных полетов с тренером.
  • Моторизованные.
Опасен ли полет на параплане

Неверно утверждать, что планерный спорт безопасен. Каждый понимает, что падение с высоты может быть сопряжено с серьезными увечьями.

Травмы чаще всего имеют место в двух случаях:
  1. В ходе спортивных соревнований, когда происходит гонка за результатом, заставляющая забыть о собственной безопасности.
  2. При первых самостоятельных полетах без инструктора, когда вчерашний ученик опьянен своим успехом, уверен, что ничего плохого с ним не случится и начинает творить все, что ему заблагорассудится.

Начиная покорять небо, не следует забывать, что в полете пилот сам отвечает за свою безопасность. Все учителя советчики находятся внизу, и помочь при случае некому. Поэтому необходимо тщательно готовиться к полетам и никогда не фамильярничать с воздушной стихией.

Разновидности и особенности парапланов с мотором, нюансы управления

Обычный параплан, по сути, компактная и очень легкая разновидность планера, с виду напоминающая парашют. Популярностью у «воздухоплавателей» он пользуется благодаря возможности получить невероятные впечатления. Но параплан с мотором – это уже почти мини-самолет, обучиться управлению которым несложно. Его конструкция проходит сертификацию по жестким требованиям, поэтому «пилоту» обеспечивается максимальная безопасность.

Что собой представляет

Обычный параплан – это, по сути, усовершенствованный парашют, очень легкий и компактный. Специфическая форма помогает ему парить, оставаясь в воздухе, до нескольких часов. По виду он напоминает тканевое «крыло» со стропами.

Пройдите опрос

Параплан с мотором (парамотор) обеспечивает «пилоту» независимость от воздушных потоков. На нем можно подняться с земли и оставаться в воздухе, пока не кончится топливо, а затем – просто парить. Конструкция у него предельно простая, но при этом гарантирует безопасность.

Конструктивно необходимыми для параплана частями являются:

  • оболочка;
  • нервюры с аэродинамическим профилем, соединяющие изнутри его верхнюю и нижнюю поверхность;
  • воздухозаборники, необходимые для создания, поддержания давления внутри оболочки;
  • подвесное кресло пилота;
  • система очень тонких, крепких строп;
  • легкий двигатель с пропеллером.

От парашюта он отличается формой оболочки (крыло вместо купола), большей ее площадью и гладкостью поверхности (отсутствуют отдельные секции). Параплан предназначен для полета, а не для мягкого, плавного опускания на землю. Поэтому для его изготовления используют более легкие и жесткие материалы, улучшающие аэродинамику.

Основные отличия от дельтаплана – жесткая конструкция его крыла, иной принцип управления (балансировка и изменение центра тяжести дают необходимый крен, это требует значительных затрат физических сил). Такое «крыло» труднее транспортировать, оно больше весит и дольше готовится к полету. Времени на освоение техники управления дельтапланом нужно много. Его плюс по сравнению с парапланом – лучшая аэродинамика, как следствие – возможность набрать большую скорость.

Достоинства параплана с мотором очевидны:

  • небольшой вес;
  • малогабаритность – он помещается в багажник автомобиля;
  • возможность стартовать с любого места, приземлиться на небольшую площадку;
  • безопасность – летать на нем не опаснее, чем кататься на горных лыжах;
  • аэродинамические свойства – когда заканчивается топливо, можно продолжать парить, как на обычном параплане;
  • легкость управления;
  • сравнительно доступная стоимость.

Пилоты, пробовавшие летать на параплане с мотором и без него, как недостаток первого варианта отмечают худшую управляемость и «чувство крыла». Из-за большего веса он быстрее снижается. Винт мотора и его ограждение негативно сказываются на аэродинамических свойствах конструкции. Хранить в квартире приспособление с двигателем, ощутимо пахнущим маслом и бензином, готовы не все.

Основные характеристики

Вес самой оболочки параплана – всего 5–8 кг. Мотор – это еще плюс 8–12 кг. Такую массу по силам поднять абсолютному большинству взрослых людей.

Скорость варьируется в пределах 20–65 км/ч. Такой большой «разброс» обусловлен опытностью пилота, его умением реагировать на сложение оболочки параплана. Иногда производители искусственно ограничивают скорость моделей для начинающих и любителей 30–40 км/ч.

Еще одно важное для пилотов свойство – глайд – частное дальности полета к высоте. Если при снижении на метр по горизонтали параплан пролетает 10 м и более, это качественная спортивная модель. На учебных – аэродинамическое качество составляет 7–8 единиц.

Объема бензина при моторе класса Standard хватает примерно на 3 часа полета. На подготовку параплана уходит максимум четверть часа. Высота полета – до 5 км.

Летать на параплане с мотором можно круглогодично. Температурных ограничений не предусмотрено. Запрещаются вылеты в следующих случаях:

  • при скорости ветра от 8–10 м/с;
  • под ливнем, снегопадом, которые ограничивают видимость;
  • в туман (по той же причине);
  • при сильных восходящих воздушных потоках – не все могут справиться с турбулентностью.

Основные сезоны для полета на параплане с мотором в России – весна и лето. Его вполне можно взять с собой в путешествие. В большинстве государств отношение закона к парапланеристам очень лояльное, для полета не требуется подтверждения навыков пилота, прохождения через бюрократические процедуры.

Устройство аппарата

Параплан состоит из следующих элементов:

  1. Крыло. Объемная оболочка из крепкой ткани, которая не пропускает воздух и не растягивается, при «надувании» ветром превращается в «крыло», по форме похожее на узкий, длинный эллипс с гладкой поверхностью.
  2. Мотор. Винт изготавливают из легкого дерева, стеклопластика или карбона, имеет 2–4 лопасти и диаметр 90–130 см. Иногда конструкция предусматривает наличие центробежных муфт, благодаря которым винт не вращается вхолостую.
  3. Стропы. Располагаются на параплане в несколько рядов и ярусов. Материал изготовления (арамидные волокна) позволяет им выдерживать растяжение 80–250 кг. Наиболее крепкие образуют нижний ярус. Стропы, необходимые для управления, размещаются на заднем краю оболочки.
  4. Клеванты (ручки управления). Их две, пилот управляет парапланом обеими руками.
  5. Подвесная система. Основное требование к ней – качественная центровка. Крепится к нижним концам стропов с помощью карабинов. Напоминает кокон из прочных лент. Пилот садится на сиденье, они дополнительно фиксируют его ноги, плечи, пояс и грудь.
  6. Запасной парашют. Тоже находится в подвесной системе, упакован в специальный контейнер. Высвобождается, если пилот дергает за кольцо. Купол у него круглый, изготавливается он из материала, не слипающегося и не накапливающего статическое электричество. Это позволяет развернуть его за минимальное время.

Дополнительно на параплан могут устанавливать многофункциональный прибор, играющий роль альтиметра, тахометра, термометра, счетчика часов полета, показывающий уровень оставшегося в баке топлива.

Разновидности

Конструктивные особенности парапланов с мотором позволяют выделить несколько их разновидностей:

  1. Мотопараплан. Оснащен рамой из тонких трубок (алюминиевых, карбоновых), к которой крепится кресло пилота, и силовой установкой. Она позволяет взлетать с горизонтальной поверхности. Чаще всего это двухтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания мощностью 14–29 л. с. и ременным либо шестеренчатым редуктором. Гораздо реже встречаются мотопарапланы с электродвигателем.
  2. Паратрайк. Вариация мотопараплана, у которой силовая установка крепится к тележке на колесах. Это облегчает взлет, но ухудшает мобильность.
  3. Аэрошют. Так называется парашют с мотором. Крыло здесь почти прямоугольное, такая форма обеспечивает пилоту стабильность при парении в условиях турбулентности. Модель для него комфортнее, может нести больший вес. Управляется он теми же клевантами, но ногами, а не руками. Необходимые навыки можно освоить за 2–3 дня.
  4. Паралет (или дельталет). Крыло по форме напоминает дельтаплан, но оно гораздо более гибкое. Аппарат очень легкий, скоростной, может нести большой полезный вес. Силовая установка крепится к тележке на колесах или лыжах. Управление балансирное, освоить его непросто.
Читать еще:  Что лучше sram или shimano

Вариант для экстремалов носит название спидглайдер. Крыло у него небольшое, почти квадратное. Аэродинамическое качество низкое, зато скорость – до 120–130 км/ч. Парить на нем можно только при ураганном ветре, в остальное время он используется для скоростного спуска с гор.

Мотопараплан Паратрайк Аэрошют Дельталет Спидглайдер

Нюансы управления

Для взлета на обычном параплане требуется склон и довольно быстрый разбег или пилота вместе с устройством поднимают на лебедке (примерно так запускают воздушного змея). Конструкция с мотором позволяет взлететь и с горизонтальной поверхности. Нужно просто разбежаться, сориентировать крыло против ветра так, чтобы оно наполнилось воздухом и завести двигатель. Расположенный сзади мотор «толкает» пилота вперед, устройство набирает высоту, пока он работает на больших оборотах.

Управление предусмотрено ручное. Если потянуть за клевант справа или слева, оболочка с этой стороны подогнется. Крыло повернет в эту сторону за счет изменения геометрии его поверхности. Одновременно задействованные ручки – это эффективный тормоз.

Для набора скорости на подвесной системе фиксируется акселератор. При нажатии на него ногой изменяется угол наклона аппарата, скорость увеличивается. Использовать его необходимо, ведь параплан неизбежно теряет высоту, расходуя энергию на преодоление сопротивления воздуха.

Параплан с мотором – еще одно устройство для любителей экстрима и незабываемых впечатлений. Технику управления им при желании может освоить каждый, никаких удостоверений «летчику» не требуется. Разумеется, это «транспортное средство» не лишено отдельных недостатков. Имеются и метеорологические ограничения для полетов.

Видео


Конструкция простейшего параплана

Говоря строгим языком терминов, параплан — это мягкая самозаполняющаяся оболочка с глухой задней кромкой и воздухозаборниками по передней, снабженная стропами для подвески пилота и управления аппаратом в полете.

Попробуем перевести это определение на язык более привычных для широкого читателя понятий. Представьте себе огромный мешок размерами примерно 10 Х 3 метра, но с отверстием не в узкой, в одной из широких частей. Теперь вообразите, что внутренний объем этого мешка разделён матерчатыми перегородками на 18-25 ячеек. Мысленно добавьте сюда стропы, служащие, как и у обычного парашютов, для подвески пилоте и управления аппаратом, и у вес получится модель, похожая на параплан.
Конечно, его реальная конструкция сложнее. К примеру, оболочка параплана (её еще называют куполом) на самом деле имеет не прямоугольную форму. Если посмотреть на нее сверху, то можно увидеть, что она более широкая в средней части и более узкая по краям. Материал, из которого шьется купол, — это синтетическая парусная ткань (также успешно применяется нейлоновая и капроновые ткани)

Рис.1. Конструкция простейшего параплана:
1 — воздухозаборник, 2 — нервюра, 3 — купол, 4 — стабилизатор, 5 — левая труп па строп, 6 — левый тормоз, 7 — свободные концы, 8 — правый тормоз, 9 — правая группа строп.

Главное требование, предъявляемое к материалу купола — полная воздухонепроницаемость. От этого во многом зависят аэродинамические свойства аппарата. А вот к нервюрам (полоскам ткани, разделяющим оболочку на ячейки) требования менее жесткие. Иногда их даже специально делают частично проницаемыми, чтобы обеспечить равномерную наполняемость. Достигается это либо путем подбора соответствующего материала, либо изготовлением нервюр с отверстиями. Кроме того, по бокам купола параплан имеет два дополнительных полотнища ткани, которые в полете служат стабилизаторами (иногда их еще называют концевыми косынками). Подвесные стропы крепятся в различных точках нижней плоскости с таким расчетом, чтобы при подвеске пилота к аппарату возникающая нагрузка равномерно распределялась по площади купола. Стропы — левой и правой групп. Каждая из групп имеет свободные концы, к которым подвешивается пилот. Стропы управления крепятся к задней кромке и заканчиваются так называемыми левым и правыми тормозами. (Происхождение этих названий станет понятно чуть позже).

Подвеска, которую надевает на себя пилот,- это система ремней, определенным образом соединенных друг с другом и имеющих свободные концы для крепления к подвесным стропам. Существует несколько различных модификаций подвесных систем, различающихся по тому, некое положение обеспечивают они пилоту во время полета. На первых парапланах летали вертикально, сейчас более современным считается полет сидя или полулежа ногами вперед.

Нельзя не отметить такие достоинства нового летательного аппарата, как легкость и компактность. В воздухе он производит впечатление довольно громоздкой конструкции, а на самом деле легко помещается в обычном рюкзаке и весит всего 6-8 кг.

Рис.2. Методика старта на параплане:
А — исходное положение, Б — переворот купола и наполнение его воздухом, В — взлет.

Полет на параплане не столь сложен, как это может казаться поначалу. Проще всего стартовать в ветреную погоду; при этом место старта не имеет значения — будь то склон горы или ровная площадке. Разложив аппарат «брюхом» вверх и передней кромкой по ветру, пилот прикрепляет к нему свою подвеску, становится лицом против ветра, в затем поддёргивает передние стропы, тем самым переворачивая купол. Одновременно через воздухозаборники передней кромки воздушный поток устремляется в ячейки, заполняя их (вот откуда пошел упомянутый выше термин «самонаполняющаяся оболочка»). Воздухонепроницаемая ткань обеспечивает герметичность верхней и нижней плоскости, а также задней кромки, благодаря чему заполненный воздухом купол приобретает жесткость, достаточную, чтобы поднять в небо пилота и при этом не потереть крыловидную форму.

Итак, воздушный лоток подхватил аппарат. В этот момент пилот приводит в действие стропы управления, натягивая или отпуская их. При этом изменяется профиль купола, в следовательно, и траектория попета. В основу управления парашютом положен принцип, схожий с принципом управления гусеничными машинами: торможение левой гусеницы приводит к повороту влево, торможение правой — к повороту направо. Видимо, по этой аналогии стропы управления получили названия левого и правого тормозов. Натягивается правая стропа — и параплан разворачивается влево, натягивается левая — начинается разворот вправо. Натягивание обеих строп одновременно, в зависимости от условий полета, может влиять как на вертикальную, так и на горизонтальную скорость аппарата. В ветреную погоду, при наличии восходящих потоков, умело управляя стропами, пилот может разворачиваться, снижаться, набирать высоту, выполнять некоторые фигуры высшего пилотажа (например, «спираль») и даже зависеть над одной точкой.

Старт в безветренную погоду сложней ненамного. Нужен лишь крутой склон горы и хороший разбег. Правда, при отсутствии ветра и, как следствие, динамических потоков полет будет не парящим, а планирующим.

Оценить каждый конкретный аппарат можно по нескольким основным характеристикам. Прежде всего площадь купола:


Рис.3. Конфигурация купола параплана «Орион» конструкции О. Зайцева и А. Черновалова.

Читать еще:  Путешествие под парусом

Основные данные купола: площадь 23 м2, удлинение 4, количество ячеек 24, аэродинамическое качество 4,5, масса пилота 60. 90 кг.

У простейших парапланов она составляет 20 — 27 кв.м. Эта величине зависит, например, от веса пилота. Так, парапланом площадью в 23 кв.м может управлять пилот весом 60-90 кг. Затем следует аэродинамическое качество, определяемое ориентировочно как отношение дельности полете к высоте старта при полном отсутствии ветра. У нынешних аппаратов оно достигает от 4 до 5 единиц. Можно назвать еще ряд показателей: размах купола, хорда его центральной части, удлинение, количество ячеек

Параплан — особенности, виды модернизации (9 фото + 1 видео)

Параплан — это сверхлегкий планер-паритель, по конструкции аналогичный планирующему парашюту. Параплан максимально прост в пилотировании и обслуживании. Он доступен практически каждому здоровому человеку. Полный вес параплана от 6 до 20 кг, в собранном виде он помещается в среднем рюкзаке, а подготовка к полету занимает всего 5 минут. Взлететь на нем можно с любого холма, сесть на очень ограниченные площадки. Полет на параплане дает непередаваемое чувство свободного полета, без преград в виде кабины, иллюминаторов или стекла фонаря. Используя восходящие потоки, на параплане можно часами летать под облаками, покрывая десятки и сотни километров без единой капли горючего. А в сочетании с парамотором параплан становится маленьким самолетом, который помещается в багажнике, а взлететь может с любой поляны. Параплан — это самая простая и демократичная, но все же настоящая авиация.

Чем параплан отличается от парашюта

Внешне параплан, конечно, похож на парашют типа «крыло», однако на рисунке видно, что парашют имеет прямоугольную форму, а параплан — эллипсовидную. Параплан намного длиннее парашюта, то есть имеет намного большее удлинение купола. У параплана гладкая аэродинамически чистая поверхность с небольшим количеством тонких строп, а парашют состоит из небольшого числа секций и поэтому не имеет такой гладкой поверхности. Площадь параплана больше площади парашюта.

Парашют предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения и мягкой посадки на землю. Конструкция параплана не рассчитана на раскрытие из свободного падения, поэтому используются более легкие и жесткие материалы, обеспечивающие ему более чистые аэродинамические формы. Параплан своими аэродинамическими качествами скорее похож на планер и дельтаплан, а старт происходит с горы или холма. Параплан действительно летит, а не падает вниз. Скорость снижения у современных парапланов меньше 1 м/с, а на метр снижения параплан пролетит в горизонтальной плоскости 7-10 метров, то есть имеет аэродинамическое качество 7-10 единиц. У парашюта же при этом качество 2-4 единицы и минимальная скорость снижения не менее 4 м/с. Параплан — паритель. Это значит, что при благоприятных погодных условиях (наличие восходящих потоков), пилот может часами оставаться в воздухе, набирать высоту, совершать маршрутные полеты. Параплан — младший брат планеризма и дельтапланеризма, поэтому уместнее его сравнивать с ними.

Чем параплан отличается от дельтаплана

Дельтаплан — сверхлегкий планер-паритель, с жесткой конструкцией, с управлением: перемещением тела пилот изменяет центр тяжести и создает необходимый крен. Так же как на параплане, на дельтаплане стартуют с ног.

Техника пилотирования дельтаплана сложнее, чем у параплана, поэтому требуется более длительное обучение. Требуется не менее 10-15 занятий, что получить базовые навыки пилотирования дельтапланом. При этом ученик тратит много физических сил, и обучение проходит не всегда безболезненно. Многочисленные ушибы и перенапряжения мышц — обычные проблемы при обучении на дельтаплане.

При этом у дельтаплана есть два неоспоримых преимущества — скорость и качество. Современные безмачтовые дельтапланы имеют максимальную скорость более 120 км/ч против 65 км/ч у лучших спортивных парапланов. И аэродинамическое качество дельтапланов достигает 15-18 единиц против 10-11 единиц у самых совершенных парапланов. Бесспорно, конструкция дельтаплана аэродинамически более совершенна конструкции параплана. Большая скорость и качество позволяет проходить большие дистанции дельтапланам. Так же для дельтаплана допустим более сильный ветер на старте, чем для параплана. Отчасти это компенсируется трудностями взлета на дельтаплане с боковым ветром, в штиль с небольших площадок и практически невозможным стартом с попутным ветром.

Но на земле достоинства жесткой конструкции дельтаплана оборачиваются трудностями при транспортировке. Далекий полет на дельтаплане немыслим без организованного подбора на машине. К тому же на небольшую посадочную площадку, где без труда сядет параплан, не всегда приземлится дельтаплан. Это лишает дельтапланеристов летать во многих местах, где летают на параплане. В России дельтапланеристы обычно летают либо около старта, имея возможность всегда вернуться обратно, либо на соревнованиях с организованным подбором.

Параплан в большой степени свободен от этих проблем. С небольшим рюкзаком легко сесть в машину, или в любой общественный транспорт, добираясь до парадрома или после маршрутного полета. Небольшая масса и габариты параплана не составит проблем при погрузке в поезд и не заставит переплачивать за огромный перегруз в самолете, как с дельтапланом.

Параплан и планер

Изначально именно планера первыми осваивали парящие полеты. На заре авиации, в начале века их летные характеристики были сравнимы с характеристиками параплана. Но в настоящее время конструкции и технология изготовления планеров ушли очень далеко от своих предшественников. Максимальное аэродинамическом качество планеров 50-60, рабочая скорость 90-200 км и минимальная скорость снижения 0.4 м/с. Маршруты по 1000 км и более не фантастика для них. Планера достигают стратосферы в волновых явлениях, используют такую тактику и технику парящих полетов, которая никогда не будет доступна на параплане. Планера — идеальные парители.

Чувство полета на параплане сильно отличается от полета на планере. На параплане ничто не ограничивает обзор, как в закрытой кабины планера, нет бликов от кабины на фонаре. Ощущения пилота-планериста сильно отличаются от парапланериста, который не отделен стенками фюзеляжа и стеклом фонаря от окружающего пространства и чувствует скорость по ветру в лицо. Ну а те потоки, которые сможет виртуозно обработать парапланерист, планерист может и не заметить.

Как летает параплан

Параплан — это мягкое крыло, наполняющееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемную силу создает крыло, обтекаемое набегающим потоком воздуха. Вниз и вперед параплан движется под действием силы тяжести. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха. Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (планирует).

Естественно, если пилот не будет предпринимать никаких действий, чтобы сохранить высоту, он неминуемо рано или поздно окажется внизу. Единственный способ подняться в воздух для такого пилота — опять взобраться на гору и повторить все заново. Полеты подобного типа очень просты и практикуются не очень опытными пилотами, альпинистами для спуска после восхождения или просто для обучения на параплане. Однако любому пилоту быстро наскучивает летать сверху вниз, и он приходит к тому, что нужно освоить такую технику полета, которая позволит ему не терять высоту, и летать столько, сколько хочется. Этого можно достичь, используя восходящие потоки воздуха.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector