12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка заднего переключателя

Как установить задний переключатель скоростей на велосипеде?

5 минут Автор: Михаил Скворцов 10

Накрутив немало километров на велосипеде убедился, что для комфортной поездки гораздо важнее фирменный переключатель, чем стильные грипсы или кожаный Brooks. Но недостаточно просто приобрести Shimano или Sram, важно – качество установки и настройки.

Немного скучной теории

Механизм заднего переключателя скоростей перекидывает цепь по звездам кассеты, позволяя понижать или повышать передачи (для справки – придумал его итальянец Туллио Кампаньоло в далеком 1950 году). Это устройство также поддерживает цепь в натянутом состоянии. Разновидностей, с момента изобретения, создано множество. Немного о главных, наиболее характерных чертах.

  • Материал изготовления. От стали до карбона. На модели начального уровня ставят сталь, причем далеко не всегда хорошего качества, и пластик. В умелых руках такие переключатели даже иногда работают. Модели средней категории в большинстве случаев изготавливаются с использованием алюминия. Самые дорогие модели могут похвастаться не только точностью в работе, но и титаном, карбоном или композитом в составе.
  • Размер рамки. В теории все просто – чем длиннее рамка, тем большее количество передач можно выбрать. Однако нельзя утверждать столь категорично, поскольку кто-то предпочтет короткую рамку, не боящуюся камней, а других интересует больший комфорт в переключении. И все по-своему правы.

Можно еще долго и подробно расписывать действие пружины или варианты расположения тросика. Однако на эту тему написано немало хороших статей. Замечу лишь, что нет большой разницы с какой стороны на переключатель заходит тросик. Итак, теперь об интересном.

Установка и регулировка

Имея в своем распоряжении «средненький ашан-байк» с задним переключателем нонейм-фирмы, всегда есть желание «довести его до ума». После установки колеса с усиленным ободом и шимановской трещоткой, переключатель зажил собственной жизнью, работая так, как захочет, в зависимости от фаз луны и еще каких-то сложных китайских условностей. Настройка помогала на пару километров, после чего он снова переставал действовать, перекидывая цепь через звезду либо вообще саботируя процесс движения. Пришлось вернуться в веломагазин и приобрести новый задний переключатель. Выбор пал на Shimano TX – уж очень соблазнили невероятные скидки.

Справка: Shimano Tourney TX – модель начального уровня, хотя внешний дизайн наводит на мысль о более высоком классе.

Да и ставить что-то более серьезное на недорогой велосипед, используемый только для покатушек исключительно по асфальту – бессмысленно. А вот диапазон переключений был важен, поскольку город изобилует холмами, холмиками и горищами.

Итак, замена заднего переключателя начинается со снятия старого нонейма с рамы – пришла пора Shimano. Раскрывается звено цепи. Если такого нет, то необходимо воспользоваться выжимкой.

Откручивается и снимается старый переключатель, а на его место вешается новый и прикручивается к «петуху» – выступающему треугольнику с отверстием на раме. Прикручивать стоит хорошо, но без излишнего энтузиазма.

Цепь велосипеда ставим на самую маленькую звезду. Визуально ролик и малая звезда должны быть на одной линии. Маленькая звезда – это самая высокая скорость, поэтому регулируем положение ролика винтом Н –

Справка: буква Н это сокращение от high gear, то есть высшая передача.

Следующий шаг – застраховаться от возможности попадания цепи в спицы, что вполне вероятно, если переключатель уйдет за самую большую звезду. Для этого необходимо отвести переключатель до самой большой звезды, аккуратно и без лишних усилий. Ни в коем случае не за ролик, крепление которого очень легко согнуть.

Регулировочным винтом фиксируется положение переключателя именно так, чтобы он был напротив большой звезды. Заход за нее чреват потерей спиц и хорошего настроения. Если переключатель слишком зажат – нижней передачи не будет.


Очередь за тросиком – он должен свободно ходить в рубашке. Проверяем ход и отсутствие заломов. На данной модели переключателя видно место для прохождения тросика. Ставим цепь на самую маленькую звездочку, подтягиваем трос для убирания слабины, фиксируем. Таким образом, установка заднего переключателя и его регулировка – это два неотъемлемых друг от друга, взаимодополняющих процесса.

Теперь проверка работы всего механизма. При прокручивании педалей со стороны заднего переключателя не должно быть никаких ярко выраженных щелкающих звуков. Переключение вверхвниз должно происходить точно, без перескакивания и задержек. И даже если все встало на свои места, работает точно, тихо и без задержек – для первой поездки стоит взять с собой отвертку. Работа с нагрузкой вполне может потребовать мелкой корректировки.

Замечу, что столкнуться с таким понятием, как «профилактический ремонт переключателя» придется, независимо от его ценовой категории. По мере износа роликов, являющихся расходным материалом, потребуется их своевременная замена.

Бытует мнение, что установка и настройка заднего переключателя гораздо легче, чем переднего. Тем не менее, придется потратить время и приложить усилия, но этот труд окупится сторицей во время поездки.

Регулировка заднего переключателя скоростей на велосипеде

Владельцы велосипедов могут всегда рассчитывать на помощь специализированных фирм, которые и полное техническое обследование транспорта проведут, и ремонт осуществят, и все подтянут/настроят/отрегулируют. Но в большинстве случаев ни времени, ни денежных средств на посещение ремонтных мастерских у велосипедистов нет – в таком случае, рекомендации, пошаговые инструкции процессов максимально упростят задачу самообслуживания двухколесного транспортного средства.

Часто велосипедисты сталкиваются с проблемой проведения регулировки заднего переключателя скоростей. Сразу оговоримся, что очень трудно настраивать старые и изношенные переключатели – в некоторых случаях детали этого механизма настолько потерты, что даже неопытный велосипедист обратит внимание на существующий люфт, от которого избавиться практически невозможно. Но с другой стороны, если задний переключатель скоростей на велосипеде еще не перешел в категорию «доисторических», то провести его регулировку можно и самостоятельно – сломать механизм невозможно ни теоретически, ни практически.

В каких случаях необходима регулировка заднего переключателя скоростей

Рассматриваемый процесс не стоит проводить постоянно, при систематическом обслуживании двухколесного транспортного средства – как говорят опытные механики, «не мешай велосипеду ездить». Поэтому нужно четко понимать, что может послужить поводом для регулировки заднего переключателя скоростей:

  1. Тросик и его рубашка либо неисправны, либо требуют смазки.
  2. Крепление к раме заднего перебрасывателя (его называют «петух») изогнуто.
  3. Кассеты и/или цепи звездочки на заднем колесе изношены.
  4. На заднем перебрасывателе явно заклинены ролики натяжителя.
  5. Манетка смены скоростей на руле пришла в негодность.

Чем проводится регулировка

Прежде чем приниматься за процесс регулировки заднего переключателя скоростей велосипеда, нужно знать, что предусмотрено для проведения такой работы. На велосипеде присутствуют 5 регулировочных винтов:

  1. Пустотелый винт с барабаном для натяжения (это и есть один из способов регулировки) тросика.
  2. Ограничительный винт хода перебрасывателя, обозначенный буквой «Н» — работает только для самой маленькой звездочки.
  3. Ограничительный винт хода перебрасывателя с маркировкой «L» — работает только для самой большой звездочки.
  4. Закладной болт с гайкой — предназначен для крепления тросика.
  5. Специальный винт для натяжения цепи.

Обратите внимание: некоторые модели велосипедов (обычно это относится к недорогим маркам) не оснащаются барабанчиком натяжения троса или винтом натяжения цепи. Но в таком случае производители устанавливают на руле у манеток регулировочный барабан. Это дает возможность настраивать/регулировать уровень натяжения троса непосредственно в движении велосипеда, только сначала нужно будет перекинуть цепь на самую маленькую звездочку.

Как настроить задний переключатель скоростей

Все работы по настройке заднего переключателя скоростей удобно проводить, когда заднее колесо велосипеда приподнято вверх. Для этого можно воспользоваться подножкой (если таковая предусмотрена конструктивно), либо установить двухколесное транспортное средство на обычной гладильной доске, либо воспользоваться помощью друга.

Рассматриваемый процесс нужно проводить поэтапно.

Подготовка

Сначала необходимо установить цепь на среднюю звездочку спереди, а на самую маленькую звездочку – сзади. Теперь внимательно осматриваем задний перебрасыватель – его нужно тщательно очистить от грязи, застрявших травинок и палочек. Цепь отмывается и смазывается, кассета не просто очищается от грязи, но и продувается от пыли – даже эти простейшие манипуляции приведут к улучшению работы заднего переключателя скоростей на велосипеде.

Освобождение тросика

Чтобы это осуществить, достаточно до упора вкрутить винты натяжения на заднем перебрасывателе и на руле возле манетки, а затем вытянуть тросик из зажимного винта крепления.

Специалисты не рекомендуют полностью снимать освобожденный тросик велосипеда, но вот осмотреть его на предмет повреждений (в случае их обнаружений, трос придется полностью заменить) и тщательно смазать его, предварительно очистив от грязи, нужно обязательно.

Установка предела хода на самую маленькую звездочку

Для этого нужно присесть сзади велосипеда и проворачивать регулировочный винт с маркировкой «Н», одновременно с этим перебрасыватель устанавливается так, чтобы и ролики, и самая маленькая звездочка в колесе находились на одной линии.

Обратите внимание: в осуществлении этого процесса есть одна хитрость – если велосипед достаточно долго эксплуатируется и перебрасыватель не отличается новизной, то качественно отрегулировать его можно, выставив рамку не по прямой линии, а сместив ее вправо от колеса буквально на 1-2 мм.

Проверить правильность установки предела хода на самую маленькую звездочку можно вращением колеса: цепь не будет соскакивать в сторону, а весь механизм будет работать практически бесшумно.

Читать еще:  Двустволка страйкбольная

Регулировка натяжения троса

Такая регулировка выполняется буквально в 2 действия:

  1. Натягиваем тросик и фиксируем его крепежным болтом. Причем, делать это нужно рукой, плоскогубцы применять в данном случае неуместно.
  2. Вращаем пустотелый винт с барабанчиком и натягиваем трос таким образом, чтобы при одном щелчке и нажатии манетки перебрасыватель легко и беспрепятственно(без задержек даже на секунду) переходил с одной звездочки на другую и обратно.

Стоит отметить, что процесс регулировки натяжения троса занимает несколько минут – достаточно настроить правильный переход только между двумя соседними звездочками, а все остальное будет работать автоматически.

Обратите внимание: в некоторых моделях велосипедов для тросика в зажиме предусмотрена канавка – проследите при регулировке, чтобы он лег точно в нее, а не был пережат в неправильном положении.

Установка предела хода на самую большую звездочку

Делается все строго по инструкции:

  1. Чтобы ничто не мешало ходу перебрасывателя, ослабляем регулировочный винт с маркировкой «L».
  2. Медленно проворачиваем педали и одновременно перебрасываем цепь на самую большую звездочку сзади.
  3. Проворачиваем регулировочный винт с маркировкой «L», тем самым добиваясь выравнивания перебрасывателя в положении, когда его ролики и самая большая звездочка кассеты находятся на одной линии.

Обратите внимание: в данном случае, если перебрасыватель уже сильно изношен, для облегчения процесса установки/регулировки нужно сместить его рамку по направлению к колесу. Во многих случаях именно такого минимального смещения рамки и не хватает для перебрасывания цепи в нужное положение.

Регулировка натяжителя цепи

Процесс этот простой и даже неопытный велосипедист, далекий от принципа ремонта своего транспортного средства, справится с ним за несколько минут. Что нужно сделать:

  1. Цепь переводится на самую маленькую звездочку спереди и самую большую сзади.
  2. Обращаем внимание на вращение роликов натяжителя – если в момент перебрасывания цепи он задевается за звезду в кассете, то нужно закрутить винт натяжения цепи. Путем этого действия устанавливается зазор между цепляющимися элементами в 5 мм.
  3. Цепь переставляется на самую большую звездочку спереди и самую маленькую сзади, попутно проверяется уровень натяжения цепи в таком положении.

Тросики и их рубашки

Как бы это ни звучало странно, но чаще всего регулировка заднего переключателя скоростей заключается в очистке и последующей смазке тросиков и их рубашек. Эти детали велосипеда могут быть высокого качества, либо качеством похуже – и те, и другие будут работать достаточно долгое время, если владелец велосипеда хотя бы 1 раз в месяц будет их очищать от грязи и смазывать жидким маслом.

Обратите внимание: если в ходе очередного обслуживания обнаружился порванный тросик или поврежденный кожух (его рубашка), то они подлежат полной замене на новые детали.

«Петух» заднего переключателя

Эта часть механизма отличается хрупкостью – «петух» достаточно легко повредить даже при прыжках через бордюры или во время езды по плохим дорогам с большим количеством камней. Если задний переключатель стал плохо работать, то в первую очередь опытные велосипедисты обращают внимание как раз на «петуха». Определить его неисправность легко – присядьте возле двухколесного транспортного средства и внимательно присмотритесь к «петуху» — два ролика натяжителя цепи должны располагаться в абсолютно вертикальной плоскости по отношению друг к другу.

Категорически запрещено выравнивать «петух» непосредственно в сборе и руками или какими-то подручными инструментами/приспособлении – так можно привести в негодность весь механизм заднего переключателя скоростей. Самое разумное решение – разбор велосипеда, съем «петуха» и его выравнивание на твердой поверхности.

Звездочки и цепи

Нередко причиной плохой работы заднего переключателя скоростей велосипеда становится сильный износ цепного механизма. И чаще всего к такому положению приводит езда на транспорте в режиме неразрешенного совмещения скоростей, либо с перекошенной цепью.

Бывают случаи и когда абсолютно новый цепной механизм уже непригоден для использования – задняя кассета звездочек накручивается с перекосом на втулку заднего колеса. Справедливо будет отметить, что такое происходит при установке на двухколесное транспортное средство деталей низкого качества, дешевых.

Ролики натяжения цепи

На рамке переключателя расположены миниатюрные звездочки – они также нуждаются в периодической очистке от грязи и смазке жидким маслом. Если ролики долго эксплуатируются без надлежащего ухода, то они обязательно начнут заклинивать – цепь по ним будет тереться, подпрыгивать и слетать с задних звездочек.

На рынке недавно появились ролики с карбоновым покрытием снаружи и керамическими подшипниками внутри – производители заявляют, что они будут служить вечно. Специалисты же рекомендуют не тратить свои деньги на эти модные «фишки» — при правильном и регулярном уходе и обычные пластиковые ролики будут служить долго.

Переключатели на руле

Если на руле ломается манетка, то велосипедист это почувствует сразу – натяжение троса моментально ослабевает, так что «диагностировать» проблему просто. Манетка в таком случае подлежит замене, но приобретать дорогие комплектующие опытные велосипедисты не рекомендуют – при правильной эксплуатации таких деталей даже не самое высокое качество проявит себя только с положительной стороны.

Как точно настроить задний переключатель скоростей

Периодически владельцам велосипедов приходится выполнять и точную настройку заднего переключателя скоростей. Как правило, такая работа проводится в следующих случаях:

  • проводился ремонт, регулировка или полная замена элементов цепной передачи;
  • на двухколесное транспортное средство были установлены новые тросики и их рубашки;
  • на велосипед были установлены низкокачественные тросики, и они постоянно растягиваются при работе.

В таком случае регулировка переключателя осуществляется путем выкручивания пустотелого винта натяжения троса – достаточно сделать пол-оборота в левом направлении. После настройки обязательно нужно проверить работу механизма – прокатитесь на велосипеде в разных скоростных режимах.

Воспользовавшись советами и рекомендациями, данными в представленном материале, можно весь процесс провести и самостоятельно. Единственное, что нужно помнить – задний переключатель, который сильно изношен, подлежит замене: никакие регулировки/настройки/замены тросиков не помогут.

Установка заднего переключателя

Снятие, установка и настройка заднего переключателя передач
У современного заднего переключателя передач многоскоростного велосипеда существует до 6 различных регулировок. Рассмотрим их.

1. Болт крепления переключателя передач (регулировкой не является).
2. Болт крепления управляющего тросика.
3. Полый винт регулировки натяжения управляющего тросика.
4. Ограничительный винт низшей передачи (большая звезда, L).
5. Ограничительный винт высшей передачи (малая звезда, H).
6. Винт регулировки положения верхнего ролика относительно звезд.

Натяжение тросика может регулироваться и бобышкой на манетке, если такая у вас есть. На некоторых переключателях передач есть не все перечисленные элементы. На переключателях передач Shimano XTR снизу еще располагается винт регулировки натяжения пружины параллелограммного механизма.
Необходимые инструменты

* Шестигранник 5 мм.
* Шестигранник 3 мм.
* (Рожковый или торцевой ключ 9 мм).
* Плоская или крестовая отвертка.

1. Ослабьте болт, крепящий тросик и выньте его.
2. Отвинтите ролики переключателя передач или снимите цепь с велосипеда.
3. Отвинтите болт, крепящий переключатель. Снимите переключатель.

1. Привинтите новый переключатель. При затыжке оттяивайте переключатель назад, чтобы не повредить винт положения верхнего ролика относительно касеты.
2. Завинтите регулировочные бобышки на переключателе и манетке до упора и отверните на один оборот. Натяните тросик и, аккуратно уложив его в канавку, затяните болт крепящий тросик.
Регулировка

Прежде, чем регулировать задний переключатель необходимо почистить и смазать сам переключатель, ролики и цепь, а также вытащить весь мусор из кассеты.

Для обычных переключателей и “вывернутых” переключателей Shimano RapidRise/LowNormal, к коим относятся вся линейка из серии Comfort (C050 — C900 и Nexave), новые переключатели XTR 2003, Deore XT 2004 и часть старых переключателей XTR и Deore XT, часть действий будет прямо противоположными. Здесь описана регулировка традиционного переключателя передач.

1. Ослабьте натяжение тросика регулировочной бобышкой или аналогичной бобышкой на манетке.
2. Установите цепь на малую звезду кассеты и, вращая ограничитель H, установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью малой звездочки кассеты. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.
3. Переключитесь на самую большую звезду и, вращая ограничитель L, установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью большой звездочки кассеты, отжимая при этом манеткой переключатель к спицам. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.
4. Установите цепь на самую малую звезду спереди и большую сзади. Винтом регулировки положения роликов добейтесь того, чтобы при вращении педалей назад, ролик не задевал за зубья больщой звездочки, нонаходился всего в 3-5 мм от нее.
5. Вращая педали, попробуйте попереключать передачи в обе стороны по одной. Если цепь плохо сходит с больших звезд на маленькие, необходимо ослабить тросик, вращая бобышку регулировки натяжения тросика по часовой стрелке. В противном случае — наоборот.

После того, как вы добьетесь четкого переключения, прокатитесь немного. Под нагрузкой четкость переключения несколько ниже. Если необходимо, произведите подстройку.
Проблемы

Читать еще:  Что такое альпинизм

Если вы так и не смогли настроить переключатель, проверьте следующее.

Необходимо убедиться, что тросик нигде не заедает в рубашках. Для этого, установив цепь на самую большую звезду и не вращая педали, спустите манетку до последней передачи. Провисший тросик легко можно будет вынуть из упоров на раме. Все рубашки должны легко двигаться относительно тросика. Если это не так, попробуйте смазать тросик или замените рубашки, предварительно очистив тросик. На тросике не должно быть лопнувших жил в рабочей области. Установите тросик на место и прокрутите педали, чтобы цепь заняла соответствующую звезду.

Если переключатель стоит криво, т. е. плоскость натяжителя цепи не параллельна плоскости звезд, то необходима замена переключателя или “петуха” или правка последнего.

Взявшись за конец натяжителя, покачайте его вправо-влево относительно продольной плоскости велосипеда. Люфт на конце рамки при ее вертикальном положении не должен превышать 3-4 мм.

Люфт роликов должен быть незначителен. Новый верхний ролик имеет небольшой осевой люфт.

Переключатели передач для многоскоростных велосипедов

Использование большого количества передач (скоростей) на велосипеде позволяет передвигаться с наименьшими затратами энергии вне зависимости от дорожных условий, выбирая оптимальное соотношение частоты вращения педалей (каденса) и усилия, прилагаемого к ним. Для современных многоскоростных велосипедов характерно наличие 16-30 передач: 2-3 ведущих звезды в системе и 7-10 звезд в кассете, или 3-14 передач для случая внутреннего переключения.
Втулка с внутренним переключением передач

Типы переключения передач

Существует два принципиально различных типа: внутреннее и внешнее переключение передач. Механизмы внутреннего переключения – это так называемые втулки с внутренним переключением передач (internal gear hub). Их планетарный механизм целиком спрятан в корпусе втулки заднего колеса. К элементам внешнего переключения передач можно отнести ведущие и ведомые звезды и переключатели передач. О внешних переключателях и пойдет речь. Подобные системы распространены наиболее широко по причине их относительной простоты и небольшого веса. Кроме внешнего и внутреннего переключения, существуют и комбинированные варианты, например SRAM DualDrive и Shimano Intego.
Задний переключатель передач

Основные параметры современного переключателя передач – соответствие типу велосипеда, количество передач, на которое он рассчитан, максимально-допустимый размер наибольшей звезды (max sprocket), емкость переключателя (capacity) и относительный ход управляющего троса. Например, переключатели Shimano делятся на переключатели для шоссейных (до 27 зубьев в большой звезде) и горных (от 28 до 34 зубьев) велосипедов. Максимально-допустимый размер звезды – размер, при котором верхний ролик не задевает за зубья звезды (характерные значения для современных переключателей для MTB – 34 зуба). Емкость переключателя – суммарная разница между самыми большими и самыми маленькими звездами кассеты и системы, которая может быть отработана переключателем без провисания или заедания цепи. Емкость определяется длиной рамки натяжителя. Для MTB это 33-45 зубьев (44-22=22 спереди и 34-11=23 сзади, итого 22+23=45). Относительный ход переключателя – соответствие между ходом управляющего тросика и поперечным перемещением рамки с роликами. Например, задние переключатели Shimano и SRAM 1:1 по этому показателю несовместимы, так как относительный ход тросика у переключателей SRAM больше.
Задний переключатель передач

Роль заднего переключателя передач состоит в переброске цепи со звездочек одного размера на звездочки другого для обеспечения необходимого передаточного числа привода велосипеда. При этом происходит изменение длины свободной ветви цепи. Таким образом, переключатель должен еще и регулировать ее длину, выбирая излишек. Для этого служит рамка натяжителя цепи с двумя закрепленными на ней роликами. Перемещением цепи в перпендикулярном плоскости звездочек направлении заведует параллелограммный механизм, перемещающий рамку с роликами и, следовательно, цепь.

Крепление переключателя может быть прямым, на съемный или несъемный петух велосипедной рамы, или через переходник, зажимаемый гайкой крепления заднего колеса. Последний вариант встречается лишь на оборудовании самого начального уровня. Подвод тросика осуществляется прямо через ограничитель или через специальный ролик, что характерно для переключателей из группы Comfort. Переключатели для горных и гибридных велосипедов высокого уровня обычно имеют грязезащитные кожухи на тросике.

Для обеспечения относительного постоянства расстояния от верхнего ролика до звезд кассеты, параллелограммный механизм большинства современных переключателей имеет плоскость движения расположенную по диагонали к оси звезд. Сами ролики обычно пластиковые, на переключателях верхних групп керамические. Стальные ролики уже ушли в прошлое. Шарикоподшипники в роликах также применяются лишь на верхних моделях переключателей.
Переключатели с прямой и обратной тягой

В последние годы компания Shimano активно продвигала задние переключатели передач с обратной пружиной (Low Normal): тросик заводит цепь на малые звезды кассеты, а пружина возвращает ее на большие, что сделано для унификации направления движения с передним переключателем, но дает посредственные результаты при переключении передач под нагрузкой или в грязи. Такие переключатели сейчас существуют в четырех верхних группах горного оборудования: XTR – Deore. Их оптимально использовать совместно с манетками Dual Control. Традиционные же переключатели с прямой пружиной (Top Normal), которые присутствуют во всех горных и шоссейных группах навески Shimano кроме XTR и у других производителей, оптимально комбинировать с классическими триггерными манетками RapidFire Plus.
Передний переключатель передач

Передний переключатель передач с креплением хомутомНа передний переключатель, в отличие от заднего, возложена лишь функция переброски цепи со звезды на звезду. А, учитывая невозможность добиться качественной работы переднего переключателя из-за работы верхней ветви цепи под нагрузкой, конструкция его очень проста: рамка, сквозь которую проходит цепь, перемещаемая параллелограмным механизмом.

Передний переключатель передач с креплением на каретке

Основные параметры переднего переключателя – направление подвода управляющего тросика, способ его крепления на раме велосипеда и угол установки (угол между подседельной трубой и плоскостью нижних труб заднего треугольника рамы). Тросик к переключателю может подводиться сверху или снизу. Это зависит от расположения креплений тросика на раме велосипеда. Первый вариант предпочтительнее. Большинство переключателей рассчитаны на один конкретный вариант, но есть и универсальные. Крепиться переключатели могут хомутом на подседельной трубе или пластиной, зажимаемой правой чашкой каретки или картриджа. В случае переключателя на хомуте, последний может быть расположен выше или ниже рамки переключателя. Многие модели существуют во всех трех вариантах. Это связано с невозможностью установки некоторых типов переключателей передач на велосипеды с различными видами задней амортизационной подвески или использованием рам нетрадиционных форм. Хомуты могут быть рассчитаны на подседельные трубы разного диаметра, что также необходимо учитывать (характерные значения 28-34 мм). Необходимо учитывать и угол установки переключателя для избежания зацепления рамки за раму (характерные значения 63-66 или 66-69°).

Передний переключатель передач SPCM

Самые продвинутые переключатели передач имеют независимое движение внешней и внутренней пластин рамки. Неплохо, если переключатель имеет сектор, по которому обкатывается подводящий тросик, как это сделано в Shimano Deore, что позволяет продлить срок службы тросика.

С 2002 года среди оборудования Shimano появились передние переключатели с системой SPCM (Shimano Power Change Mechanism), суть которой заключается в том, что усилие для переключения передач отбирается от вращающихся педалей, а управляется система лишь парой кнопочек.
Материалы

Переключатели Shimano обычно изготавливаются из сталей и алюминиевых сплавов, доля которых увеличивается по мере повышения группы. Часть переключателей SRAM изготавливаются с использованием композитных деталей, что позволяет снизить их вес, но повышает хрупкость.

Знаем этот сайт
а еще есть Velorama ( velorama.ru/)

Как правильно настроить задний переключатель на велосипеде?

Как настроить задний переключатель на велосипеде, необходимо знать каждому любителю велоспорта. Дело всё в том, что названный узел любого велосипеда отвечает за переключение передач на велобайке во время движения. Если же он выйдет из строя, нормальная эксплуатация его станет невозможной.

Устройство заднего переключателя

Для того чтобы знать и разбираться в вопросе о том, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, необходимо для начала изучить его устройство. Основным принципом его работы является переключение передач при помощи переведения велосипедной цепи с одной звезды привода на другую, иного диаметра. При этом, с конструктивной точки зрения, такие переключатели достаточно просты, и их работа основана на применении грубой физической силы.

Устройство заднего переключателя на велосипеде

Передняя система переключения представляет собой обычную стальную рамку, перемещающуюся в разных направлениях. Во время движения она подвигает цепь в сторону, толкая и снимая её с той звёздочки, на которой она находится. Далее происходи перемещение цепи на соседнюю звезду.

Задний переключатель скоростей велосипеда имеет более сложную конструкцию по сравнению с передним переключением, так как введена специально подпружиненная лапка со смонтированными на ней небольшими звёздочками-роликами. В процессе переключения передач такая лапка натягивает цепь, перемещая её на нужные велобайкеру ведущие звёздочки.

Когда же нужно переместить цепь на большую звёздочку, процесс переключения передач немного меняется. На первом этапе цепь входит в соприкосновения с ближайшей к ней звездой большого диаметра и трется о неё до тех пор, пока не будет подхвачена боком зуба, который и перенесёт её на новую передачу.

Читать еще:  Биарриц температура воды

Важно! Для того чтобы этот процесс проходил проще и быстрее, современнее звёзды имеют зубья со скосами на боках.

Задний переключатель скоростей велосипеда имеет более сложную конструкцию по сравнению с передним переключением

Ранее используемые передачи таких скосов не имели, и поэтому переключались очень тяжело. Основной причиной выхода переключателя передач из строя являются механические повреждения, которые он может получить при падениях велосипеда на трассе.

Другими же причинами неисправности заднего переключателя скоростей могут стать следующие моменты:

  • неверная настройка;
  • загрязнение как тросика переключателя, так и «рубашек», через которые он проходит;
  • большая степень износа звёзд, цепи, а также роликов переключателя;
  • установка на велосипед устройства низкого качества;
  • неисправность манетки (переключателя передач на руле).

Непосредственную причину поломки, а также потребность в регулировке данного узла велосипеда можно определить только на месте. Симптомами же неисправности могут служить возникающие затруднения в процессе переключения передач, а также невозможность движения.

Симптомами неисправности могут служить возникающие затруднения в процессе переключения передач

Подготовительные операции настройке

Все руководства, написанные по вопросу о том, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, первым пунктом содержат советы на тему, как правильно подготовить велосипед к данной операции. Дело в том, что переключатель скоростей – это достаточно тонкое устройство, расположенное в относительно недоступном месте. Перед тем как начать его регулировать, необходимо будет устранить все причины, мешающие правильности выполнения такой процедуры.

Следует обратить особое внимание на чистоту велосипеда и его отдельных конструктивных элементов — кассеты со звёздами и самого переключателя. Кроме того, необходимо будет смазать велосипедную цепь. Такие операции позволят вам не испачкаться и хорошо видеть те узлы, которые вам придётся регулировать.

Следующим этапом проведения подготовительных работ станет перевод велосипедной цепи так, чтобы она стала на звёзды самого малого диаметра как спереди, так и сзади. Для этого нужно будет отыскать расположенные на переключателе регулировочные винты, имеющие надписи: H (high) и L (low). Их назначение – регулировка передач большого и малого диапазона. Здесь нужно винт под литерой «L» выкрутить на максимальную величину.

Перед тем как начать регулировать велосипед, его нужно очистить и смазать

После того как винт будет выкручен, необходимо провернуть барабан до упора, двигаясь по часовой стрелке. Данный барабан, предназначенный для натяжения троса, устанавливается далеко не на всех моделях современных велосипедов. Это стоит иметь в виду. Подобный же барабан обычно размещают и на манетке. Он также проворачивается подобным образом, при этом нужно будет остановиться, не докрутив до упора где-то 4 оборота.

Одной из заключительных операций по подготовке переключателя скоростей велосипеда является отворачивание винта, крепящего тросик непосредственно к переключателю. Если он ржавый и грязный, то его придётся заменить. В том случае, когда он не слишком изношен, а именно, не видно, что он расплетается, почистить его и смазать.

Необходимо будет проверить лёгкость скольжения тросика через «рубашку», которая представляет собой трубки из пластика, установленные на раме велосипеда. Дело в том, что в большинстве случае передачи переключаются плохо именно из-за того, что они забиваются грязью. Чтобы этого не происходило, «рубашки» необходимо промыть.

Основы настройки заднего переключателя

В том случае, когда вы не имеете достаточного опыта эксплуатации велосипеда и не знаете, как настроить задний переключатель на велосипеде, вам нужно будет тщательно изучить инструкцию к вашему велосипеду. Обычно она написана простым и понятным языком, и вы сможете разобраться во всём без посторонней помощи. Если же вам трудно будет во всём разобраться, можно обратиться к мастеру, который имеет достаточный опыт регулировки данного узла.

Саму же процедуру регулировки необходимо начинать с проверки нахождения ролика, предназначенного для натяжения цепи, точно над маленькой звёздочкой. Если же такое положение не установлено, его необходимо выставить при помощи регулировочного винта, помеченного литерой «H» Для того чтобы передвинуть ролик влево, необходимо винт вращать по часовой стрелке, если же вам нужно будет развернуть его вправо – против.

Схема выставления ограничения

После того как вы удостоверитесь в том, что большие передачи выставлены правильно, можно будет приступить к установке троса переключателя. Для этого необходимо заправить его в крепёжный винт. Дальнейшая работа состоит в том, чтобы посильнее затянуть его одной рукой, другой зажать сам винт, воздействуя на шестигранник. Если вы новичок в велоспорте и не знаете, как настроить задний переключатель на велосипеде, помните о том, что крепёжный винт нельзя затягивать на максимальную величину.

В после того как тросик будет установлен, необходимо настроить малые передачи. С этой целью цепь переводят на заднюю звезду самого большого диаметра. После этого проверяют нахождение ролика натяжителя над большой звездой, выставляя его в таком положении при помощи винта под литерой «L». Он настраивается по той же схеме, что указана выше.

Если ваш переключатель скоростей имеет возможность по настройке уровня натяжения цепи, отрегулируйте её. После того как вы закончите настраивать переключатель скоростей, попробуйте в движении переключать передачи на вашем велосипеде. Они должны меняться быстро и легко. Если же вы ощущаете некоторые трудности, то настройте устройство дополнительно при помощи барабана натяжения троса.

Настройка заднего переключателя велосипеда

Лучше всего будет, если вы подберёте для себя оптимальные настройки и запомните их. В дальнейшем вы сможете выставлять их, уже зная, какое положение регулировочных винтов или же барабана для вас оптимально. Это облегчит езду на велосипеде и позволит значительно продлить срок службы вашего велосипеда.

Правильное переключение скоростей

Разобравшись с тем, как настроить задний переключатель на велосипеде, стоит заняться изучением вопроса о правильности переключения скоростей на велобайке. Дело в том, что если вы не будете «щёлкать» ручкой переключения передач, а подойдёте к вопросу их выбора ответственно, то значительно продлите срок службы своему велосипеду.

Важно! Первым правилом переключения передач на велобайке является то, что делать это можно только при движении велосипеда.

Выбор правильной передачи

Если же попробовать переключить скорость в неподвижном положении транспортного средства, это может привести к выходу трансмиссии из строя. Перед тем как вы начнёте выполнять переключение, силу давления на педали необходимо будет ослабить.

Если вам необходимо быстро переключать передачи, старайтесь делать это последовательно, не перескакивая через них. Дело в том, что когда вы пропустите несколько передач, это может привести к поломке звёзд и самого переключателя. В том же случае, когда эта процедура будет выполняться последовательно, все узлы и детали трансмиссии повреждены не будут.

Если же вы плохо знаете, как настроить задний переключатель на велосипеде, старайтесь при езде в гору не «кидать» цепь между передними звёздами, так как этим самым вы просто собьёте настройку переключателя. Если же вы решите переключаться между задними звёздами подобным образом, то это не противоречит требованиям инструкции по эксплуатации велосипеда.

Положение перекидки относительно цепи

Стоит запомнить следующее правило: если вы хотите преодолеть горку, переключайте передачу на повышенную до начала подъёма на неё. Этим самым вы не только сбережёте свои силы, но и убережёте трансмиссию от поломки. То же самое правило действует и при спуске с возвышенности.

Подбор правильных сочетаний звёзд

Опытные велосипедисты подбирают удачные сочетания звёзд для комфортной езды в зависимости от той или иной модели велосипеда. Наиболее распространённым сочетанием для езды в условиях города или же асфальтированной трассы является тандем 4-й и 8-й задней звезды.

Если же вы собираетесь выехать на просёлок или же покататься по пересечённой местности, вам потребуется сочетание ведущей звезды с ведомыми, начиная с 3-й и заканчивая 6-й. Такое же сочетание пригодиться и в том случае, если вы хотите добавить себе нагрузку во время езды по трассе.

При этом езда в гору требует сочетания малой ведущей звезды с ведомыми с 1-й по 3-ю. В этом случае усилия, передаваемые на педали велосипедистом, будут минимальными, но придётся вращать их чаще.

Подбирайте передачу задним переключателем, чтобы не было сильной нагрузки на ноги

Важно! В любом случае стоит всегда помнить о том, что если вы выберете неверное сочетание ведущих звёзд, то это может привести не только к перекосу велосипедной цепи, но и значительно сократит срок её службы, а также приведёт к поломке переключателя скоростей.

Кроме того, стоит запомнить ещё одно правило эксплуатации велосипеда, оснащённого переключателем скоростей: как только вы услышите при движении посторонние звуки, необходимо сразу же прекратить движение и проверить переключатель на предмет наличия неисправностей. При этом нужно уметь отличать звуки, сопровождающие переключение скоростей, от звуков, издаваемых при поломке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: