54 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Скоростной катамаран

Суда-тримараны в России и мире.

Зеленодольское ПКБ, возможно, является единственной в России организацией, имеющей опыт проектирования многокорпусных судов. В портфеле инновационных проектов этого бюро находятся разработки судов тримаранного типа «Русич-2.2» (исследователь морских биоресурсов), «Россиянка-1» (скоростное грузопассажирское судно) и другие. Андрей Харитонов (представитель Зеленодольского Проектно-конструкторского бюро)рассказал о том, что по проекту ПКБ была построена действующая модель тримарана длиной в 12 м и массой около 4 т, показавшая превосходные результаты на испытаниях (в сравнении с моделью однокорпусного корабля).

«Русич-2.2» – высокомореходное судно тримаранного типа

По словам Харитонова , испытания тримарана проводились в специальных имитационных бассейнах в различных условиях, включая ледовый режим. Информация о параметрах корвета пока не разглашается, но у конструктивно схожего тримарана «Русич-2.2» длина корпуса составляет 83 м, ширина – 33 м, осадка – 4,7 м (при водоизмещении около 900 т), а расчётная скорость – около 35 узлов.

На выставке была представлена небольшая модель трёхкорпусного корвета, при этом разработчик утверждает, что уже существует его действующий 12-метровый образец

Учёные утверждают, что технология изготовления трёхкорпусных лодок известна человечеству уже четыре тысячи лет. Так, аборигены Полинезии издавна использовали такие лодки, что позволило им расселиться на островах Тихого океана. Вопреки предубеждениям о неприменимости древних технологий, современные катамараны и тримараны демонстрируют превосходные мореходные характеристики. Многокорпусность придает им большую поперечную остойчивость при волнении, что позволяет разместить на борту больше груза и использовать паруса большей площади. В результате суда с двумя и тремя корпусами часто развивают более высокую скорость, чем однокорпусные, а также лучше переносят волнение и сильный ветер. Так, экипажу скоростного 40-метрового парусного тримарана «Banque Populaire V» принадлежит кубок Жюля Верна за самый быстрый вояж вокруг света. Используя лишь силу ветра, судно обогнуло земной шар всего за 45 суток.

Тримаран «Banque Populaire V». Средняя скорость, которую судно продемонстрировало в ходе кругосветного путешествия, равняется 19,75 узла (36,577 км/ч)

В XX веке интерес к многокорпусным судам заметно возрос. Одним из пионеров этой отрасли называют американского энтузиаста парусного спорта Виктора Чечета, выходца с Украины. Именно ему приписывают авторство термина «тримаран» и отдают пальму первенства в постройке первых спортивных трёхкорпусных яхт. Эмигрировав в 1923 году в США, бывший пилот Чечет приложил немало усилий для развития теории и практики строительства мнокорпусных малых судов.

В 60–70-х годах в мире началось строительство первых грузопассажирских судов с двумя и тремя корпусами. Так, в 1973 году норвежская компания Westermoen Hydrofoil построила первый скоростной катамаран Westamaran длиной в 27 м, который мог перевозить до 170 пассажиров. С каждым последующим судном росли и размеры катамаранов. В 1998 году австралийская компания INCAT построила высокоскоростной пассажирский катамаран с полным водоизмещением более 1650 т. Длина судна составила 96 м, ширина – 26 м, а его скорость достигает 40 узлов в грузу (без груза – до 50 узлов). В 2005 году на регулярную линию между Канарскими островами и Испанией вышел паром Benchijigua Express, представляющий собой почти 130-метровый тримаран водоизмещением около 9000 т. Паром вмещает свыше 1200 пассажиров и более 300 автомобилей, развивая скорость до 36 узлов (около 67 км/ч).

На выдающиеся свойства многокорпусных судов обратили внимание и военные. Так, компания INCAT в 2001 году получила новые заказы и построила несколько катамаранов военного назначения, среди которых HSV-X1 Joint Venture и HSV-2 Swift для ВС США. В настоящее время катамараны этого типа используются в качестве транспортных и десантных кораблей.

Скоростной грузопассажирский паром-тримаран Benchijigua Express

Китай стал строить многокорпусные корабли в числе первых. В 2004 году в КНР начались работы по созданию серии ракетных двухкорпусных катеров проекта 022 (класс «Хубэй»), и в настоящий момент в составе Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая насчитывается 83 двухкорпусных ракетных ударных катера, при строительстве которых были использованы стелс-технологии. Каждый катер имеет две пусковых установки по четыре ракеты YJ-83 в каждой. Другими словами, этот «москитный флот» являет собой мощную силу, вооружённую почти семьюстами противокорабельными ракетами с дальностью полёта до 200 км. По некоторым данным, китайские катера-катамараны могут быть также вооружены 1,6-тонными ракетами Hongniao, которые имеют дальность полёта до 3000 км и способны нести ядерные боеголовки. Кроме того, на катерах установлены скорострельные шестиствольные автоматические артустановки АК-630, а на вооружении у членов экипажа имеются переносные зенитные ракетные комплексы. Китайские катера-катамараны могут развивать скорость до 40 узлов (74 км/ч), а за счёт своей малой осадки (до 1,5 м) легко преодолевают отмели между островами и устья рек.

Читать еще:  Выучиться на пилота гражданской авиации

Китайский ракетный катер-тримаран «Хубэй» наносит ракетный удар

В начале 2000-х годов США запустили программу постройки двенадцати лёгких многоцелевых прибрежных кораблей-тримаранов. Серия получила название Independence, и в 2010 году первый корабль с одноимённым названием был принят в состав ВМФ США. Тримаран Independence имеет в длину около 127 м, в ширину – 32 м, полное водоизмещение – более 3000 т, при осадке всего 4,3 м. Максимальная скорость, которую может развить тримаран, составляет 44 узла (более 81 км/ч). Корабль несёт на борту ракетно-пушечное вооружение, многоцелевой вертолёт Sikorsky SH-60/MH-60 Seahawk и 1–2 БПЛА MQ-8B Fire Scout. Одновременно с программой строительства тримаранов в США реализовывается проект по созданию кораблей-катамаранов (Spearhead-class), которым предназначена роль скоростных перевозчиков, мобильных баз поддержки и снабжения войск, штабов управления и координации.

USS Independence – боевой корабль прибрежной зоны, построенный в 2010 году американской компанией Austal

Катамараны, Тримараны и другие многокорпусные суда

Бегущий по волнам: для сибирских рек разработали скоростной катамаран

В России разработан проект катамарана «Сапсан». Благодаря инновационной форме корпуса он обещает не уступать в скорости некоторым кораблям на подводных крыльях при отсутствии свойственных им недостатков. Катамаран сможет перевозить 150 пассажиров на расстояние в 1000 морских миль (1852 км), достигая в пути максимальной скорости в 35 узлов (около 65 км/ч). Предполагается, что новая техника станет основой современного российского скоростного флота — как речного, так и морского.

Длинные поплавки

В настоящее время в Минтрансе обсуждают проект Концепции развития внутренних водных путей РФ на период до 2024 года, общий объем финансирования — 281,96 млрд рублей. Одна из целей проекта — развитие пассажирских и грузовых перевозок по российским рекам, что позволит снять пиковые нагрузки с автомобильного и железнодорожного транспорта. Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) разработал несколько концептуальных проектов, призванных обновить российский скоростной пассажирский флот. Один из них — катамаран «Сапсан».

Это 36-метровое судно сможет перевозить 150 пассажиров на расстояние до 1000 морских миль, выдерживая крейсерскую скорость в 30 узлов (около 55 км/ч) и достигая максимальной в 35 узлов (около 65 км/ч). Первый «Сапсан» планируют оснастить двумя дизельными двигателями суммарной мощностью 2,2 тыс кВт (почти 3 тыс. л.с.)

Впрочем, высокие скоростные характеристики судна будут обеспечены не столько за счет мощности его моторов, сколько благодаря совокупности оригинальных инженерных решений. Наиболее интересное из них — использование эффекта вихре-волнового взаимодействия, возможности которого впервые будут направлены на снижение сопротивления воды при движении корабля.

— Катамаранная конфигурация судна позволяет нам использовать клиновидные корпуса большого удлинения, длина каждого «поплавка» в 12 раз превышает его максимальную ширину, — рассказал «Известиям» главный конструктор, интегратор технологической платформы «Скоростные суда» КГНЦ Виктор Соколов. — Благодаря этому создаваемая при движении катамарана носовая волна, отделяясь от корпуса, порождает систему вихрей в его задней части. Данный эффект приводит к увеличению давления воды в корме, что существенно снижает сопротивление движению.

По словам ученого, это стало возможным благодаря оптимальной форме корпуса, над совершенствованием которой коллектив крыловского института работал долгие годы.

Сбросить лишнее

Инновационны и сами принципы построения судна. В частности, российские корабелы решили отойти от общепринятой схемы строительства катамаранов, подразумевающей соединение их корпусов с помощью специального моста — как правило, он выступает в качестве основы судна, на которой размещается пассажирский салон. Вместо этого конструкторы сделали несущим элементом судна его надстройки, выполненные в виде коробчатых балок высотой 2,5 м. Благодаря своим габаритам они обеспечивают катамарану повышенную прочность при таких механических воздействиях, как поперечный изгиб и кручение. Также за счет исключения соединительного моста удалось снизить общую высоту «Сапсана» и его массу.

По словам Виктора Соколова, еще одно преимущество новой схемы состоит в том, что пассажирский салон стал самостоятельным элементом конструкции, который при необходимости можно заменить на грузовой модуль.

Не забыли конструкторы и о комфорте пассажиров. Они планируют устанавливать салон в месте наименьших перегрузок корпуса на спирально-тросовых амортизаторах, которые будут поглощать большую часть вибраций, возникающих при движении.

Также «Сапсан» обещает превзойти своих крылатых собратьев по мореходности — его можно будет использовать при волнении моря до 4 баллов, во время которого высота волн достигает 2 м.

Сибирская «маршрутка»

Одна из главных эксплуатационных особенностей нового судна — способность производить посадку-высадку пассажиров с необорудованного берега, что возможно благодаря небольшой осадке в 1,5–1,7 м. Нужно лишь перекинуть на берег специальный трап, расположенный в передней части корпуса. По мнению разработчиков, такие суда особенно пригодились бы в Сибири и на Дальнем Востоке, где речная инфраструктура пока слабо развита.

Читать еще:  Электронный маркер для пейнтбола

— Эксплуатация «Сапсанов» в этих регионах сможет обеспечить скоростным водным транспортом множество населенных пунктов, не располагающих соответствующей причальной инфраструктурой, — отметил Виктор Соколов. — Например, для организации движения судов на подводных крыльях по реке Лене с остановками в основных населенных пунктах необходимо создать более 80 специальных причальных сооружений.

С преимуществами малой осадки судна согласны и в Российском университете транспорта (РТУ).

— Способность двигаться на малых глубинах необходима не только из-за отсутствия причальной инфраструктуры, но и вследствие процесса обмеления сибирских рек, что в дальнейшем будет ограничивать движение по ним судов, — считает председатель совета конструкторов и специалистов по высокоскоростным амфибийным судам РТУ Владимир Буковский. — В качестве дополнительного преимущества кораблей катамаранного типа можно назвать низкую боковую качку.

Снизить цену

Ожидается, что стоимость первого образца «Сапсана» составит около 400 млн рублей. В серийном производстве судно обойдется примерно на четверть дешевле. Но и такая цифра выглядит заоблачной, учитывая, что стоимость наиболее распространенного подержанного судна на подводных крыльях «Метеор» (новые уже не выпускаются) составляет сегодня 20–25 млн рублей. Впрочем, эксперты уверены, что изготовление катамарана вполне возможно удешевить.

— Цена «Сапсана» соответствует рыночной стоимости ближайших зарубежных аналогов, — отметил генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел Компани» Юрий Набатов. — В частности, норвежские морские катамараны со схожими характеристиками стоят около 400 млн рублей. Однако это не значит, что «Сапсан» нельзя удешевить. Думаю, за счет использования недорогого российского алюминия, а также применения более простой отечественной автоматики и навигационных систем цену можно опустить до уровня в 120 млн рублей — а это уже вполне приемлемо для российских потребителей.

По мнению эксперта, в случае если эти меры не помогут добиться необходимого удешевления, будет необходимо заручиться финансовой помощью государства, которое могло бы субсидировать деятельность предприятия, занявшегося производством техники для обновления скоростного флота.

Учитывая нынешнее состояние пассажирского флота, замена старых кораблей с подводными крыльями на их обычных маршрутах может остро понадобиться уже в ближайшие 10 лет. В течение этого времени подойдут к концу сроки эксплуатации большинства скоростных судов предыдущего поколения.

Результатом разработок крыловского центра станут речной и морской варианты катамарана. При наличии заказов первое судно сможет выйти на маршрут уже через три года.

Скоростной катамаран “Сапсан” готов заменить “Метеоры”

Наконец удалось подробнее рассмотреть новую разработку Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) – скоростной пассажирский # катамаран “Сапсан”. Концепт был впервые представлен весной 2019 года, ни много ни мало, как замена знаменитого # судна на подводных крыльях (СПК) “Метеор”.

В ходе выставки “Нева-2019” КГНЦ показал макет, демонстрирующий внешний вид скоростного катамарана.

Что касается технических характеристик “Сапсана”, то на данный момент известно следующее. Судно имеет класс Российского морского регистра судоходства КМ (*) [2] AUT1 CC Passenger Ship.

Длина катамарана составляет 36 м, ширина – 9,4 м, высота надводного борта – 1,8 м, осадка при полном водоизмещении – 1,5/1,7 м. Дальность плавания – до 1000 миль, число пассажиров – 120-150 человек. Экипаж – 3/6 чел.

Мощность энергоустановки равна 2 х 1100 кВт, максимальная скорость хода – 35 узлов, эксплуатационная скорость – 30-32 узла. К сожалению, на макете не видно движителей, но с большой долей вероятности можно предположить, что в проекте заложены два винта фиксированного шага.

Заменить “Метеоры” – идея вполне здравая и насущная. Проект разработан в 1950-60-х годах, а действующие суда имеют уже не малый возраст. Так, по данным комитета по транспорту Санкт-Петербурга, средний возраст курсирующих в городе “Метеоров” и “Восходов” приближается к 30 годам.

Однако со стороны катамаранов такая попытка уже предпринималась. Именно как замена “Метеорам” преподносился представленный в 2017 году пассажирский катамаран “Грифон” проекта 23290 от Средне-Невского судостроительного завода. Судя по тому, что до сих пор в опытной эксплуатации находится всего лишь одно судно, попытку вряд ли можно назвать успешной.

Среди недостатков “Грифона” отмечают низкую обзорность из рубки и волнообразование, из-за которого часть пути в Северной столице скоростной катамаран должен идти со сниженной скоростью. Впрочем, есть у “Грифона” и очевидные преимущества по сравнению с “Метеором”. Это более высокий уровень комфорта и всепогодность. При сильном ветре “Метеоры” в рейс не выходят.

Читать еще:  Боюсь высоты что делать

Разработчики “Сапсана” утверждают, что учли все эти особенности и представляют на рынок судно, сочетающее высокую топливную экономичность, мореходность, ремонтопригодность, низкую строительную стоимость и высокий комфорт. Насколько такое предложение заинтересует судовладельцев, станет понятно в ближайшее время.

Тем временем сторонники подводных крыльев не сидят на месте и готовят новый проект. Нижегородское “ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева” ведёт разработку замены советским “Метеорам” – проекта “Метеор 120”. Пока в инициативном порядке, но свою поддержку обещал Минпромторг. Новинку в металле обещают показать в 2021 году. Так что “Сапсану” явно стоит поторопиться.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. Недавно здесь рассказывали о новом научно-экспедиционном судне “Умка” .

10 самых быстрых в мире плавательных средств, поражающих воображение (ВИДЕО)

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Когда речь заходит о высоких скоростях, все почему-то сразу вспоминают о самолётах или автомобилях. Но на самом деле суперскорости демонстрируют и плавсредства. В нашем обзоре 10 самых быстрых в мире суден в истории.

1. Советская подлодка K-222

Самая быстрая субмарина
Максимальная скорость: 83 км/ч

Эта субмарина была единственным кораблем в своем классе. Она могла похвастаться титановым корпусом, двумя атомными реакторами водо-водяного типа мощностью 2 × 177,4 МВт и двумя паровыми турбинами мощностью 80000 лошадиных сил. Благодаря сочетанию низкой массы и высокой мощности подложка могла нести на борту экипаж из 82 моряков, 10 противокорабельных ракет П-70 «Аметист» и 12 533-мм торпеды на максимальной скорости в 44,7 узла.

2. Военный корабль HCMS Bras D’Or 400

Самый быстрый военный корабль
Максимальная скорость 116 км/ч

Этот экспериментальный канадский корабль на подводных крыльях – один из самых быстрых кораблей за всю историю. Bras D’Or был спроектирован по идеям Александра Грэхема Белла и был оснащен двумя газотурбинными двигателями Pratt & Whitney. К сожалению, эксперимент был закрыт в 1971 году, и единственный построенный корабль был выставлен на обозрение в Морском музее Квебека.

3. Парусник Vestas Sailrocket 2

Самый быстрый парусник
Максимальная скорость 120 км/ч

120 км/ч – кажется, не очень много, но для судна, в котором нет двигателя – это впечатляет. Sailrocket 2 побил все рекорды по скорости в парусном спорте.

4. Яхта World Is Not Enough

Самая быстрая яхта
Максимальная скорость 129 км/ч

Роскошная яхта, которая способна развить скорость в 70 узлов – что тут еще добавить?

5. Cigarette AMG Electric Drive Concept

Самое быстрое электрическое судно
Максимальная скорость 160 км/ч

Mercedes-AMGв сотрудничестве с Cigarette Racing выпустили самый быстрый электрический катер в мире. В нем установлено 12 электродвигателей общей мощностью 2220 л.с.

6. Понтонная лодка Brad Rowland’s South Bay 925CR

Самая быстрая понтонная лодка
Максимальная скорость 184 км/ч

Тот факт, что кто-то сделал понтонную лодку, которая может разогнаться до 184 км/ч, уже сам по себе является безумием.

7. Катамаран Spirit Of Qatar

Самый быстрый катамаран
Максимальная скорость 393 км/ч

В катамаране Spirit Of Qatar используются спаренные турбины Lycoming общей мощностью 9000 л.с.

8. Problem Child

Самый быстрый гидроплан в классе Top Fuel
Максимальная скорость 422 км/ч

Гидропланы класса Top Fuel похож на драгстер Top Fuel, за исключением того, что они мчатся по воде. Problem Child Эдди Нокса является самым быстрым судном в своем классе, и, как и на драгстер, на него установлен двигатель Hemi V8 мощностью 8000 л.с .

9. Гидроплан Bluebird K7

Самый быстрый гидроплан
Максимальная скорость 444 км/ч

K7 был первым из сумасшедших турбинных гидропланов, которые ставили рекорды по скорости на воде семь раз в 1955-1964 годах. Во время его последнего запуска он развил шокирующую скорость в 444 км/ч. К сожалению, его пилот Дональд Кэмпбелл погиб в 1967 году, пытаясь достичь скорости в 482 км/ч.

10. Spirit Of Australia

Самый быстрый катер
Максимальная скорость 511 км/ч

511 км/ч – удивительная цифра, которая впечатляет еще больше, когда узнаешь, что «Дух Австралии» был построен энтузиастом во дворе собственного дома. Кен Варби спроектировал суперкатер в 1978 году. Рекорд скорости катера Кена Варби пока не побит.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]