10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Погода для планеристов

Прогноз погоды

Подробный прогноз погоды в удобной и понятной форме. Погода на интерактивной карте, спутниковые снимки, аэрологическая диаграмма. Архив данных о фактической погоде.

Прогноз погоды по городам России

Полный список населенных пунктов для прогноза погоды по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Есть прогноз на 5 дней в виде таблицы. По умолчанию в таблице отображаются основные метеорологические параметры. В настройках можно изменить количество полей таблицы, размерность величин и способ их отображения. Например, направление ветра можно выводить цифрами (в градусах), символами направления (ЗЮЗ) или стрелкой . Добавилась информация о скрости ветра в порывах.

Погодные информеры

Вы можете установить на свой сайт информеры с прогнозом погоды на ближайшие сутки:

Еще есть аэрологическая диаграмма на ближайшие 84 часа. Очень полезная штука для определения пригодных для полета метеоусловий. Чтобы научится ей пользоваться, почитайте соответствующую главу из книги Е. Руденского «Полет на планере». А лучше — всю книгу!

Для удобства поиска, прогнозы разделены по группам: Московская область, Россия, зарубежье. Есть поиск населенного пункта по названию.

Погода на интерактивной карте

Подробный прогноз погоды по всем регионам мира теперь можно посмотреть на карте Yahoo! Информацию о погоде можно совместить с картой-схемой региона или со снимком из космоса. На карте представлены более 6000 населенных пунктов России.

Спутниковые снимки

Снимки земной поверхности из космоса в видимом и ИК диапазоне. Есть архив за две недели.

Авиационная метеосводка

Сведения о фактической погоде, полученные из всемирной метеорологической сети. Исходные данные в коде METAR и расшифровка. Есть архив за 48 часов.

Вот так в тексте выделены ссылки в «Глоссарий».
Выделение можно отключить в настройках сайта.

Погода для планеристов

Точный ПРОГНОЗ ПОГОДЫ – важнейшая составляющая успешного и безопасного полета. Считаю, что каждый пилот должен научиться составлять прогноз погоды на летный день.

Сложно предложить универсальный алгоритм выбора условий полета по погодным условиям. И это во многом связано с тем, что в разных районах он разный. Например, попробуй описать погоду в Прибайкалье, или на берегу Тихого океана, или в тундре Якутии – не получиться, жизни не хватит дать ответы на все варианты погоды. Но, все же, постараюсь дать некоторые советы.

Первое важное – источники прогноза погоды. Таковых, желательно, должно быть несколько. И ими должны быть поставщики прогнозов погоды, а не их трансляторы.

К поставщикам я отношу компании, которые имеют собственные модели прогнозирования погоды. Такие компании имеют специальные сайты с удобной формой представления прогноза погоды. Поставщиками, также являются аэронавигационные службы. Здесь необходимо иметь выход на их прогнозы. Например, в Иркутске есть автоинформатор аэронавигационной службы аэропорта, и он доступен по городскому телефону: 56-38-44.

Трансляторы прогнозов погоды – это телевидение, радио, сайты, типа Яндекс, городские порталы, где прогноз погоды взят у поставщиков, и представляется, на мой взгляд, очень вольно, и годится только для бабушек и домохозяек, его уровень – «будет завтра солнце или не будет». Это нам не подходит. Нам необходимо точно понимать прогноз следующих параметров: облачность, осадки, температура, давление, влажность, ветер и связь между ними. И зависимость этих параметров между собой и от времени года и суток. Например, резкая смена давления, влечет за собой усиление ветра.

Второе важное – интерпретация прогнозов погоды. Прогнозы на сайтах, как правило показываются в виде таблиц из которых видно то, как погода будет меняться в определенном месте в течении ближайших дней или часов. Нужно понимать, что, прогнозы основываются на данных, полученных из разных моделей прогнозирования погоды. Прогнозы на сайтах не обязательно являются официальными прогнозами. Все что вы видите там – есть всего лишь набор данных модели прогнозирования в понятном для человека виде и их интерпретация зависит полностью от вас. Имейте ввиду, что модель, есть всего лишь модель. Предсказывать погоду очень тяжело и потому эти модели чрезвычайно сложны. Так что если прогнозы не идеальны, то это нормально. Например, одни и те же параметры (температура, сила ветра) на разных сайтах могут быть предсказаны по-разному, причем, иногда очень существенно. Поэтому совет – прочтите инструкции на сайте. Владельцы и обслуживающий персонал сайтов не отвечают за ущерб, полученный в результате использования информации сайта, и естественно предупреждают об этом «мелким шрифтом».

Третье важное – использование прогнозов погоды. Прогнозы погоды никогда не бывают точными на 100%. Наблюдаемые метеорологические условия часто противоречат прогнозам.

Читать еще:  Восхождение на эльбрус для новичков

Рекомендую не полагаться на один источник метеорологической информации и учитывать ваш жизненный опыт и здравый смысл при принятии решений. Советую регулярно сопоставлять прогнозы погоды и фактическую погоду на месте (на летном поле). Это позволит через некоторое время выявить «правильный сайт» и понять погрешности, с которыми даются прогнозы. Например, на мой взгляд, в весенний и осенний периоды года, когда в атмосфере происходят серьезные изменения, достоверность и точность прогнозов значительно ниже летнего и зимнего периодов года, когда атмосфера устойчивее.

Так же будьте аккуратнее с различными приборами. Например, я не один раз был свидетелем, когда решение на вылет принималось только на оснований данных о скорости ветра, полученных с помощью анемометра на летном поле. Анемометр конечно хороший и полезный прибор, но дает всего лишь приземный ветер. А этого не всегда достаточно, что бы оценить все риски. Советую данный прибор использовать для проверки прогноза погоды и для выявления динамики изменения ветра (усиление, стихание).

Вывод – не стоит всецело доверяться прогнозу и показаниям приборов, советую критично подходить к оценке качества погодных условий для полетов и принимать решение взлета при 100 % уверенности в погоде, особенно это важно для начинающих пилотов.

Так же рекомендую изучить специальную литературу для парапланеристов, в которой, как правило, подробно описывают условия полетов в зависимости от местности с учетом конкретных условий по погоде.

Предлагаю вам – посетителям сайта, пилотам поделиться имеющимся опытом по выбору погоды для полетов. Информацию необходимо представить в виде статьи, в которой можно поделиться, например неудачным выбором погоды для полетов.

Ниже источники прогнозов и состояния погоды, которыми пользуюсь я.

На данном сайте прогноз погоды представлен на месяц в городах, районных центрах и в некоторых поселениях. Но практика показывает, что погода достаточно достоверна на ближайшие три дня. Погоду можно смотреть в двух вариантах: первый вариант выдается сайтом автоматически и предлагается как основной, это просмотр прогноза по дням, путем переключения закладок; второй вариант «погода по-старому», в виде горизонтальной таблицы, на который необходимо переключиться самостоятельно. Вариант в виде таблицы, на мой взгляд, гораздо удобнее для оценки динамики изменения погоды во времени. На сайте доступны карты погоды с возможностью анимации, которые позволяют оценить изменение прогноза погоды пространственно, а так же связать между собой изменения ветра, температуры и осадков.

На данном сайте прогноз погоды представлен даже для самых маленьких населенных пунктов на ближайшие шесть дней. Прогноз погоды представляется в виде горизонтальной таблицы. Точку расчета прогноза погоды можно проверить на Гугл-карте. Данная функция очень удобна для отслеживания погоды в ближайших населенных пунктах от желаемого места полета. Очень удобно для охотников, которые летают в тайге, в удалении от населенных пунктов.

WindGURU это сервис по прогнозированию погоды, в основном для виндсёрферов и кайтсёрферов, но его также с успехом используют и парапланеристы. Данный сайт способен предоставить прогноз для любого места на Земле. Сайт своеобразный, нацеленный на получение дохода, поэтому нужно вникать в его особенности.

Трудно сказать, кто стоит за этим сайтом, но прогноз погоды на нем вполне достоверный. Информация представлена в оригинальной вертикальной таблице на ближайшие пять дней.

5. Автоинформатор Аэропорта, телефон: 56-38-44

В Иркутске, автоинформатор городского аэропорта дает состояние атмосферы в настоящий момент времени по телефонному звонку с помощью автоответчика. Дается температура воздуха, давление, направление и сила ветра (на трех высотах: приземный, на высоте 30 метров, на высоте круга – 700 м), точка росы, облачность и видимость. Очень удобный и полезный источник данных о метеоусловиях.

Благоприятные и неблагоприятные погодные условия для полётов на параплане

Парапланеризм — это очень зрелищный вид спорта как для зрителя извне, так и для самого спортсмена: оказаться высоко под облаками, наблюдая сверху на пролетающие мимо пейзажи, дорогого стоит. Но полёт на параплане осуществляется за счёт токов воздуха и без единой капли горючего (за исключением мотопарапланов) и поэтому сильно зависит от погодных условий. Так в какую же погоду можно летать на параплане? Разберёмся в этом подробнее.

Как уже говорилось, парапланеристы летают за счёт токов воздуха, а точнее, используют восходящие воздушные потоки. Они бывают двух видов: динамические и термические.

Динамический воздушный поток

Динамический воздушный поток или, на сленге пилотов, динамик образуется у обрывов, высоких уступов, отвесных берегов и холмов с крутыми склонами. При этом обязательно наличие устойчивого ветра средней силы, дующего в сторону склона. Как образуется такой поток? Воздушная масса движется в сторону, например, крутого холма, натолкнувшись на него, она вынуждена подниматься вверх, чтобы обойти его и продолжить своё движение, при этом возникает динамик. Образование динамика не зависит от времени года, он появляется как жарким летом, так и холодной зимой. Поэтому его можно использовать круглогодично, главное, чтобы температура воздуха не опускалась ниже 18 градусов по Цельсию, иначе начнёт промерзать материал купола, который при достаточно низких температурах становится хрупким. На динамическом воздушном потоке летают при обучении и начинающие пилоты, которые хотят набраться опыта.

Читать еще:  Плоские как доски девушки

Термический воздушный поток

Термический воздушный поток, или термик, возникает солнечным днём (поздней весной или летом), когда солнце прогревает землю. Земная поверхность всегда неоднородна и прогревается по-разному, где-то больше, где-то меньше, поэтому скорость подъёма нагретого землёй воздуха в разных местах разная. Возникают воздушные пузыри, которые и образуют термик. Таким образом, понятно, что для появления термического потока, а значит, и для полётов на параплане нужен жаркий солнечный день, в пасмурную или просто облачную погоду возникновение термика маловероятно и даже если он и возникнет, то будет крайне нестабилен и непредсказуем. Парапланеристы, которые используют такой вид потока, могут летать только летом и поздней весной. Зимой термики, ввиду слабой солнечной активности и наличия снежного покрова, не образуются.

Таким образом, полёт на параплане возможен в динамике в условиях устойчивого ветра, дующего в нужном направлении, а именно в сторону склона, а в термике — в жаркий солнечный день.

Мотопарапланеризм

Отдельно остановимся на моторизированном виде парапланеризма. В этом виде спорта полёт совершается не только благодаря подъёмной силе воздуха, но и благодаря тяге, создаваемой мотором. Мотопараплан имеет крыло большего размера, чем обычный, подвесная система у него отсутствует, вместо неё к куполу крепится специальная конструкция из труб, в которой находятся кресла для пилотов, кроме того, мотопараплан снабжён колёсами. Такой параплан практически не зависит от воздушных потоков и может летать в любую погоду, кроме крайне неблагоприятной, описанной ниже.

В какую погоду не летают

Парапланеризм хоть и относится к экстремальным видам спорта, но требует холодной головы и правильного расчёта, сорвиголовы в этом спорте не задерживаются. Пойдя на поводу у своего желания полетать несмотря на погоду, можно в дальнейшем сильно пожалеть о своём поспешном поступке. Разобравшись в благоприятных лётных условиях, рассмотрим неблагоприятные и категорически неблагоприятные. Итак, на параплане не летают в дождь и не потому, что крыло намокнет (оно изготовлено из непромокаемой ткани), а потому, что в дождь силы поднимающегося воздуха в динамике может не хватить, чтобы поднять и само крыло, и пилота и в то же время преодолеть льющуюся с небес стихию, о термике речь можно вообще не вести, так как в дождь он просто не возникнет. Полёт на параплане невозможен в грозу, при сильном шквалистом ветре, граде, снеге по вполне понятным причинам. Многие парапланеристы летают зимой, используя динамический воздушный поток, и поскольку динамик не зависит от солнечной активности, то можно совершать полёты и в пасмурную, но бесснежную погоду. Но в таком случае ограничивающим фактором будет влажность воздуха. При сильной влажности летать не стоит, так как может начаться оледенение крыла, что приведёт к весьма печальным последствиям, особенно если у пилота нет парашюта.

Прогнозирование полётных условий

Полёт на параплане — это всегда занятие на свой страх и риск, где каждый должен думать в первую очередь своей головой, а не опираться на рассказы «бывалых», летавших верхом на смерче. Поэтому большинство опытных парапланеристов заранее готовятся к выезду на точку старта, а именно изучают прогноз погоды. Погода порой очень переменчива, и, выехав полетать в термическом потоке солнечным, без единого облачка на небе, утром, пилот может приехать на место полётов пасмурным днём. Естественно, полёт будет невозможен, день потерян, а настроение безнадёжно испорчено. Именно поэтому необходимо тщательно отслеживать погоду на протяжении нескольких дней перед поездкой. Тем более современные технологии предоставляют для этого все условия. Это на заре парапланеризма первопроходцы определяли погоду на глазок. А сейчас к услугам пилотов погодные сайты с данными со спутников. Самые популярные из них — это windguru.cz, hmn.ru, meteo.paraplan.net, gismeteo.ru. Используя их, можно узнать скорость ветра, порывы ветра у земли, направление ветра, температуру воздуха у поверхности, облачность, количество осадков. Используя эти данные, пилот сможет составить свой прогноз и выехать на полёт, не прогадав с погодой.

Таким образом, полёты на параплане к погоде предъявляют особые, подчас довольно строгие требования, но, зная, какие условия являются подходящими, и умея пользоваться погодными сайтами, пилот без проблем сможет получить удовольствие от этого вида спорта.

Прогнозы погоды и наблюдение за погодой для пилотов параплана

Из теоретического курса парапланерного клуба “В небе.ру” для пилотов параплана, мотопараплана, паралёта. С сокращениями.

Читать еще:  Как научиться плавать в бассейне

1. Свод правил наблюдения за погодой и прогнозами на равнине.

  • 1. Глаза не врут, в отличие от прогнозов.
    • 1.1. Опыт наблюдений за фактической погодой ценнее всех прогнозов вместе взятых.
    • 1.2. Отслеживайте тенденцию изменения силы ветра на усилениях, диапазон изменения силы и направления ветра, а также скорость этих изменений.
    • 1.3. Наблюдайте за развитием облаков, направлением и скоростью движения облачности, прохождением рядом отдельных мощных кучевых облаков, прохождением вдали и рядом границ характера облачности. Соотносите эти процессы с изменениями погоды в точке наблюдения.
  • 2. Прогнозы неточны. Оценивайте вероятную точность прогноза.
    • 2.1. Смотрите несколько прогнозов по разным моделям.
    • 2.2. Сверяйте прогноз на текущий момент с фактической погодой на текущий момент. Если текущую погоду модель не угадала, то что она рисует на будущее – это видение художника.
    • 2.3. Оценивайте как сильно меняется погода в прогнозе, смена погоды хуже моделируется и точность ниже.
    • 2.4. Всерьез можно воспринимать прогноз на сутки вперед. Прогноз на два-три дня подвергать сильному сомнению. Прогнозы более трех дней – фантазия чистой воды, за исключением случаем из п. 2.5.
    • 2.5. Стабильный прогноз на несколько дней – высокая точность прогноза. Неизменный прогноз на день при наблюдении за прогнозом в течение нескольких дней – высокая точность прогнозов
  • 3. Советуйтесь с инструктором и опытными пилотами, говорите о погоде с людьми имеющими больший опыт наблюдений за погодой.
  • 4. Смотрите ветер по высотам. Сильный верховой ветер часто приводит к порывистому и изменчивому приземному.
  • 5. Прогноз осадков часто излишне пессимистичен и хуже моделируется. Соотносите с прогнозной приземной относительной влажностью и относительной влажностью на высоте облачности.
  • 6. Утренняя и вечерняя погода могут сопровождаться приземной инверсией. В прогнозной аэрологической диаграмме смотрите время ее начала, толщину инверсионного слоя, возможное усиление или смену направления ветра над инверсионным слоем.
  • 7. Оценивайте риск грозового развития. Отслеживайте вертикальное развитие облаков и прохождение быстрых фронтов. Шквалы не возникают без причины.
  • 8. Оценивайте риск возникновения приземных вихрей и смерчиков. В прогнозе смотрите суточный температурный ход и разницу температуры по высотам.
  • 9. Читайте книги и статьи по метеорологии, написанные пилотами-парителями (параплан, дельтаплан, планер) для пилотов. Остальное как правило нечитабельно без подготовки, а учиться на метеоролога 3-5 лет.
  • 10. Из вышеперечисленного, важнее всего для пилота пункт 1.1. Если наблюдение за фактической погодой станет вашей каждодневной привычкой, то добавление к опыту наблюдений информации из прогнозов и теории метеорологии расширит ваше понимание погоды, но не наоборот.

2. Прогнозы погоды в интернете – это компьютерные модели.
На сегодняшний день почти все прогнозы погоды в интернете создаются компьютером, а точнее мощными суперкомпьютерами которые обрабатыват огромные объемы информации чтобы смоделировать развитие чрезвычайно сложных атмосферных процессов. Некоторые модели покрывают весь земной шар, некоторые просчитывают площади ограниченного размера. Модели отличаются разрешением на земле и по высотам, периодичностью выпуска новых прогнозов. Для условий равнины точность прогнозов довольно высока, но в высоких горах и в прибрежной полосе морей и океанов преобладают местные метеоветра, которые имеют малые размеры – намного меньше масштаба компьютерной модели. Другими словами, приземный ветер в горах или у моря часто или почти всегда будет совершенно другим, чем в прогнозе погоды.

Посмотреть модели, которые имеют покрытие в интересующей вас точке можно на мультимодельном прогнозе сайта Meteoblue.com, а так как наш парапланерный клуб “В небе.ру” находится в Екатеринбурге – смотрим ссылку ниже:
Сводные данные результатов доступных прогнозных моделей для Екатеринбурга meteoblue.com. В настройках рекомендую поставить русский язык, и поменять единицы измерения скорости ветра на м/с.

Сводные данные интересны с практической точки зрения.
Если результаты разных моделей расходятся не сильно – значит погода хорошо просчитывается компьютерным моделированием и точность прогноза хорошая.
И наоборот, если модели дают совершенно разные прогнозы, значит точность невысока.

Отдельно выделим американскую модель GFS. Она покрывает весь земной шар, обновляется каждые шесть часов. Опыт наблюдений пилотов, серферов и моряков по всему миру подтверждает ее высокую точность в прогнозировании силы и направления приземного ветра. На базе этой модели пилотами и любителями парусного спорта сделано несколько удобных сервисов, которые выдают результаты в удобном для пилотов парапланов виде, например Windguru.cz и Xcmeteo.net.

Автор: Данил Притчин, пилот-инструктор парапланерного клуба “В небе.ру”. Перепечатка разрешена с указанием автора, за прямую ссылку на источник – респект и плюс в карму.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: