2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плоты для отдыха на воде

Содержание

Виды водного туризма и обязательное снаряжение

Всё больше людей хотят отдыхать непросто лёжа в шезлонгах на пляже, а именно отдыхать и отрываться в своём отпуске. Опробовать все новое и неизвестное, чтобы дух захватывало. Большую популярность набирает водный туризм в странах СНГ. Главным плюсом служит то, что у нас есть все нужное для этого отдыха и куда-либо летать за границу особо не нужно. И он также разнообразен, существуют разные виды водного туризма.

Виды туризма

Есть три основных вида водного туризма:

Это вид представляет собой спуск по реке на транспортном водном средстве, которое имеет надувную основу. Но при этом такие плавсредства удобны в обращении. И в основном очень хорошо чувствуют себя на водной поверхности.

Как правило группа людей, которая участвует в таком спуске не превышает 12 человек. В наших краях очень много рек и все они замечательно подходят для водного туризма, но чаще всего такой активный водный отдых, как рафтинг устраивают в Карелии.

  • Сплав на байдарках

Осуществляется с помощью плавательного средства в отличие от рафтинга, которое имеет жёсткий каркас. Лодка довольно лёгкая и небольшая в ширину. Такие судна способны разместить до 3 человек.

Управление производится при помощи обычных вёсел. Чаще всего такие спуски организовывают на реках Алтая или водоёмах Якутии.

  • Парусный туризм

Он подразумевает собой некое соревнование между участниками заплыва. Но конечно, это может быть обычная прогулка на судне по красивым уголкам природы, которые со стороны водного пространства радуют своими живописными картинами.

Для этого вида туризма используются чаще всего яхты, а также катамараны с парусом. Самые рисковые туристы могут отправиться в такое путешествие на плоту.

Определение маршрута для водного туризма

Так как у нас самый большой выбор всевозможных рек, озёр и водохранилищ, то нашим водным туристам может позавидовать любой иностранный путешественник. Но так как всего великое множество, то и определится с выбором маршрута ещё сложнее. На просторах бывшего СССР привлекают водников реки Киргизии и республик Закавказья, гладь Каспия и Байкала, побережье Черного моря.

Подготовка судна к спуску должна быть тщательной и продуманной до мелочей. Нужно изучить схему реки по которой предполагается провести спуск. А также можно пролистать информацию в интернете с отзывами и другими схемами одного и того же маршрута, как известно из разных источников можно собрать более точную информацию.

Так же существуют категории маршрута:

  • 1 категория, это реки с медленным течением и незначительными преградами, встречающимися на пути.
  • 2 категория, это реки с нормальным течением, линия маршрута видна, существуют бочки и сливы.
  • 3 категория, это когда линия маршрута не должна отличаться от определённой заранее траектории. На пути большие камни, и бочки, а также валуны.
  • 4 категория, очень сложна тем, что не видно линии маршрута. Все должно быть осмотрено заранее с берега. Есть пороги при спусках, бочки. Нужны очень хорошие навыки при манёвренности судна.
  • 5 категория, опасна для жизни, течение мощное, маршрут узкий и сложный. Обзор с берега необходим заранее.
  • 6 категория, плотный поток воды, одна ошибка и выжить уже не удастся.

Снаряжение и техника безопасности

Подготовка должна быть связанна не только с маршрутом, но и с туристским обмундированием.

Взять с собой следует такие вещи:

  1. Снаряжение для организации места отдыха, палатка, спальник и все нужное для ночлега.
  2. Костюм, который будет поддерживать температуру тела в холодной воде.
  3. Обувь должна быть правильно подобрана. Есть два вида выхода из такой ситуации. Можно воспользоваться носками из материала, который называется неопрен и на них надеть обычные кеды. Либо нужно будет купить сапоги неопреновые. Но как показывает практика такие сапоги прослужат гораздо меньше чем кеды.
  4. Кофта с длинным рукавом на термической основе.
  5. Штаны и куртка, непромокаемые и лёгкие. Что-то наподобие дождевика.
  6. Перчатки. Это очень важный вид снаряжения. Лучше всего брать перчатки без пальцев из неопрена.
  7. Шлем для защиты головы.
  8. Подшлемник. Лучше всего, если он будет как бы слитный и закрывать ещё область шеи.
  9. Спасательный жилет, без него ни один инструктор, так же как и без шлема просто не имеет права вас выпустить на маршрут.
  10. Нож для экстренных случаев.
  11. Страховой канат с карабином.
  12. Зажигалка или спички. Но это самое первое правило для всех туристов. А так как спуск по воде, то упаковать их нужно в упаковку, которая не промокнет.

И после того как выбран маршрут и подготовлено все снаряжение водный туризм можно начинать. Увлекательное и невероятное путешествие по просторам России запомнится надолго. Развитие водного туризма в России очень продвинулось в последние годы и динамично развивается с каждым днём всё больше.

Особенности водных походов и сплавов по рекам

Водный туризм – разновидность походов, которые проходят по водяной глади. Такие путешествия могут осуществляться по рекам, озерам, морям, водохранилищам на различных судах. Для одних это мимолетное приключение во время отдыха, для других – бизнес, а для кого-то – образ жизни. Кто-то предпочитает щекотать себе нервы на экстремальных сплавах по горным рекам, а кто-то любит спокойные прогулки на яхтах. Какими бы не были разными водные туристы, их объединяет одно – любовь к водной стихии.

Основные виды водного туризма

Для каждого водоема есть свое плавательное средство, благодаря которому удастся получить максимум удовольствия. На протяжении своей истории сплавы по рекам активно развивались, благодаря чему появились новые элементы снаряжения и конструкции судов, которые дают возможность покорять те или иные воды. В зависимости от выбранного района и объекта, любители активного отдыха предпочитают различные виды водного туризма.

Каякинг – сплавы на маломерных лодках, которые выполняются из прочного пластика. Каяки бывают как для экстремального водного туризма, так и для спокойного. Что касается походов по горным рекам, то на большой воде мастера своего дела могут выполнять очень эффектные трюки.

Сплавы на плотах – отличный вариант для отдыха на спокойных реках. Это плавсредство, изготовленное чаще всего из дерева, может оборудоваться крышей, местом для отдыха, парусом и прочим. Подобные путешествия отлично подойдут тем, кто любит неспешный и размеренный отдых.

Яхтинг – парусный туризм и вид спорта, где используются судна с водоизмещением до 3000 т. В зависимости от назначения, яхты могут модифицироваться, оборудоваться моторами, дополнительными парусами и прочими элементами. Является самым дорогим видом водных походов.

Сплавы на байдарках чаще всего актуальны на небольших реках, где важны небольшие габариты и хорошая маневренность. Такие плавательные средства требуют определенных навыков в управлении, потому как не обладают устойчивостью из-за особенностей конструкции.

Читать еще:  Восток с какой стороны

Рафтинг – экстремальные сплавы по горным рекам на специальных надувных лодках – рафтах. Они представляют собой овал и рассчитаны на несколько человек (от 4 до 16), которые могут сидеть на бортах, карме, банках и иногда на носу. Рафтинг является наиболее популярным среди других вариантов водных походов.

Сплавы на катамаранах (суднах с двумя корпусами, которые соединяются между собой мостом) по праву считаются одними из самых безопасных. Подобные плавсредства отличаются повышенной устойчивостью и могут быть разных видов – прогулочными, спортивно-туристическими, парусными или экспедиционными.

Разработка водных маршрутов

Подготовкой и составлением маршрута для сплава по реке является сбор и систематизация информации о водоеме, ландшафте, климатических условиях района, населенности, трудных технических участках, местах для отдыха и ночлега.

Все собранные данные о водном походе, а также о его участниках, отражается в ряде документов, которые необходимо предоставить в федерацию туризма перед отправкой в путь. Очень важно составить точный календарный план-график и строго его придерживаться. В этом документе отражается место и дата, когда группа должна достигнуть указанной точки.

Пункт правил требует, чтобы команда в указанные сроки уведомляла лиц, ответственных за организацию водного похода, свою маршрутно-квалификационную комиссию и областной совет по туризму о том, как проходит водный поход – на каком отрезке маршрута находится группа, укладывается ли в отведенный срок. Подачей контрольных уведомлений нельзя пренебрегать – их отсутствие автоматически будет воспринято как сигнал неблагополучия. На плане-графике сеансы связи должны быть обозначены восклицательным знаком красного цвета.

Важную роль в организации играет приходо-расходная смета, где ведется подробный учет пользования денежными средствами. Приобретение личного водного снаряжения здесь не отражается. Как правило, большую часть расходов занимают транспортные услуги, стоимость питания, покупка или аренда недостающей групповой экипировки.

В целом же можно сказать, что разработка водных маршрутов для обычных походов ограничивается в большей мере только воображением группы. Все зависит только от целей и уровня подготовки команды. Немного по-другому дела обстоят со спортивным водным туризмом – обязательно соответствие выбранного района техническим требованиям и наличие классифицированных участков. К разработке спортивного аналога необходимо подходить более внимательно.

О спортивном водном туризме

Главная задача спортсмена преодолеть определенный маршрут без нарушения правил за кратчайшее время. Взрослый туризм имеет категории водных походов по сложности, выраженной в пройденном пути относительно установленного времени:

  1. Не менее 150 км на 6 дней.
  2. Не менее 160 км на 8 дней.
  3. Не менее 170 км на 10 дней.
  4. Не менее 180 км на 13 дней.
  5. Не менее 190 км на 16 дней.
  6. Не менее 190 км на 20 дней.

В целом, можно выделить несколько особенностей водных походов, ориентированных на спортивную дисциплину:

    Местом проведения соревнований по спортивному водному туризму могут быть как природные водоемы, так и специально оборудованные искусственные каналы.

Категория сложности определяется специальной комиссией, периодически выезжающей на участки рек, по которым будут проходить соревнования, и оценивающей количество препятствий. В связи с изменением природных условий, категория может понижаться или повышаться.

Подготовка к сплаву по реке

Каждый водный поход требует обязательной подготовки, будь то сплав по тихой речке или экстремальный рафтинг. Даже профессиональные туристы-водники не рискнут отправиться в путешествие без предварительной подготовки. Первым ее этапом является разведка водного маршрута. Для медленных рек достаточно просто изучить карту и пообщаться с бывалыми туристами.

Перед сплавом по бурной горной реке разведка жизненно необходима, особенно если он проходится впервые. Для водных походов выделяют следующие категории сложности маршрутов:

    Реки с небольшим и равномерным течением. Единственными водными препятствиями могут оказаться мели со всеми их вытекающими.

Впервые отправляться на сплав по конкретной реке лучше вместе с другими командами, которые уже имеют опыт в прохождении данного участка водного маршрута. Ориентируясь на них, получится выбрать оптимальную линию движения, благодаря чему водные препятствия не окажутся неожиданностью.

Коротко о водном снаряжении

Экипировку, как и необходимый инвентарь, необходимо подбирать, опираясь на погодные условия, категорию сложности водного похода и продолжительность путешествия.

Всегда неизменны также два элемента: каска и спасательный жилет. Часто к ним добавляют еще и третий, не менее важный.

Гидрокостюмы разделяются на два вида: сухие и неопреоновые (мокрые). Первый лучше использовать в прохладную и ветреную погоду. Под ним можно носить теплые вещи, однако при повреждении вода быстро попадет внутрь. Второй вариант часто дополняют ветровкой, потому как неопреон на ветру интенсивно испаряет влагу, охлаждая тело. Такой выбор особо актуален в теплую пору. Опытные туристы умело сочетают снаряжение обоих видов.

Потребуется второй комплект одежды, в который можно будет переодеться на суше. В него должны входить:

  • комплект термобелья;
  • теплые носки;
  • перчатки;
  • шапка;
  • куртка и штаны;
  • сменная обувь.

Что касается инвентаря, то на сплав по реке необходимо взять с собой следующее:

  • аптечки (групповая и индивидуальная);
  • ремонтный комплект для судна;
  • спальные принадлежности (палатка, спальник, термоодеяло);
  • нож, спички (желательно штормовые);
  • предметы для приготовления и приема пищи;
  • канат с карабином.

Всю сменную одежду и промокаемое снаряжение необходимо укладывать в герметичную упаковку таким образом, чтобы внутри оставался воздух. Благодаря этому она не утонет. Нелишне взять с собой спасконец, яркий плавучий мешок в форме цилиндра. Внутри у него находится веревка 15-20 метров, на конце которой располагается петля для крепления карабина.

Безопасность водных походов

Любители безмятежного отдыха с удовольствием выбирают сплавы на плотах по спокойным рекам европейской части России. Те, кто готовы потратить на свой отдых больше денег, выбирают прогулки на яхтах. Парусный туризм хорошо развит в приморских регионах и городах, в которых есть большие водохранилища. Однако вопрос безопасности водных походов актуален для всех и складывается из следующих элементов:

  • приказы капитана на воде выполняются беспрекословно;
  • посадка в судно и загрузка тяжелого багажа производится только после спуска на воду;
  • при остановке на ночлег надо вытаскивать судно на берег;
  • при движении в связке должна соблюдаться дистанция;
  • крик – сигнал о помощи, поэтому на воде надо вести себя тихо;
  • для ночлега лучше выбирать пологие и проверенные места.

Безопасность водных походов сильно зависит от дисциплинированности всей команды. При отсутствии опытного лидера в экстренных ситуациях не будет слаженности. При падении в воду следует помнить:

    в потоке не делать резких движений и беречь воздух – спасательный жилет сам вытянет своего владельца на поверхность;

Водный туризм – это возможность покорить природу. Человек, который отправляется на горную реку, может получить огромную дозу адреналина, либо обрести умиротворение от спокойного сплава по тихой речке. Чтобы от такого путешествия остались только положительные эмоции необходимо тщательно готовиться к предстоящему водному походу.

Плоты для отдыха на воде

Плоты размером от 3 х 6 до 6 х 12 метров — это лагерь на воде

Размеры плотов позволяют комфортно разместиться компании от 3 до 22 человек.. Обладая грузоподъемностью от одной до четырех тонн, они имеет превосходную остойчивость, и даже если вся команда переместится на самый края борта, это не грозит абсолютно ничем. Оснащение плотов дает возможность плыть несколько дней вообще не сходя на берег!

Путешествие на плоту — это свобода

Свобода от суеты города, свобода от работы, свобода плыть, свобода стоять, свобода ходить,свобода сидеть, свобода загорать, свобода купаться в любом месте, свобода ловить рыбу и готовить на природе, свобода сидеть у костра, смотреть на звезды и встречать рассветы. Путешествие на плоту — вкусная духовная пища для неисправимых романтиков!

Путешествие на плоту — это постоянно меняющийся пейзаж

В отличие от просто выхода на природу или съема коттеджа на выходные, на плоту у вас при всем желании не получится заскучать — ведь даже простая смена удивительных видов сама по себе прогоняет тоску. Река, как жизненный путь, и каждый поворот ее неповторим. А сколько всего интересного бывает вокруг — к сожалению, описать словами невозможно, и, лишь попробовав, можно понять, о чем речь.

Путешествие на плоту — это удобно

Вы не намокнете в дождь, не обгорите на солнце, не надо нести на себе вещи, вы ничего себе не отсидите, вам не нужно искать дрова, чтобы приготовить пищу, не надо ставить палатки и каждый вечер разбивать лагерь и, кстати, тратить время на приготовление пищи вечером, ведь все можно делать на ходу и все можно заготовить заранее.

Путешествие на плоту — это приключение

Но при желании МОЖНО )): находиться под дождем, бороться с ветром,искать дрова, ставить палатки и разбивать лагерь, ловить рыбу, изучать местность, собирать грибы и ягоды и почувствовать себя настоящим путешественником. Можно взять с собой надувную лодку, металлоискатель, котелок, да любое снаряжение и запланировать свой маршрут с нужными вам остановками на нужное время.

Путешествие на плоту запомнится навсегда

99% людей не знакомы с данным видом отдыха, однако 100% из уже сплавившихся подобным образом никогда не забудут это путешествие, будут с особым теплом его вспоминать и с упоением рассказывать об этом окружающим. Нами это не раз уже пройдено. Думаете в вашем случае будет иначе?))

Заявки на 2020 год принимаем по телефону 89060660522.

Территориально находимся — 110 км от Столицы по Симферопольскому шоссе.

Почти наверняка вы оказались на этом сайте неслучайно. Возможно что-то слышали про сплав на плоту от знакомых, пришли к этой мысли после поиска различной информации в сети или просмотра какого-нибудь фильма или видео на тему различных видов отдыха на воде. Возможно вы заядлый рыбак или рыболов-любитель, участник водных, пеших походов, любого другого вида активного отдыха на свежем воздухе или просто ценитель красоты природы, фотограф или художник. В таком случае не мне вам рассказывать о тех необычайных и просто великолепных видах и ощущениях, которые способны подарить вам речные просторы в разную погоду, время года и суток. Так что вам лишь напомню, а опишу больше для тех, кто еще пока не почувствовал это очарование, не попадал в плен изумительной природы нашей красавицы Оки.

Потрясающей красоты рассветы, задернутые пеленой тумана, местами пронизанного лучами восходящего солнца, всплески рыбы над тихой водой, яркие пылающие закаты, грозовое небо и раскаты грома, нежно-зеленая весенняя и ранне-летняя, рассыпанная и насыщенная красками осенняя листва, одевающая покровом волнистые берега, соловьиные трели и освежающая прохлада воды в жаркий летний день — разве можно все это описать словами или передать через наушники или экран?

А ведь сплав на плоту — это еще и постоянно сменяющие друг друга пейзажи — такое постоянное реальное кино, дарующее такую массу впечатлений, какую нельзя получить ни от автопутешествия, ни от путешествия на поезде. Да и вообще данный вид отдыха в принципе нельзя ни с чем сравнить. Он просто другой.

В отличие от круиза на теплоходе, во время путешествия на плоту вы в любой момент можете прыгнуть в воду и искупаться, вы можете готовить еду прямо на ходу, остановиться в любом месте для рыбалки, экскурсии или сходить за продуктами, весь день проводить в плавках или купальнике и загорать не стесняя посторонних.

В отличие от пешего похода или сплава на байдарках, в сплав на плоту по реке можно взять даже маленьких детей, гораздо больше вещей и не требуется никакой специальной подготовки. А также на плоту имеется навес, который защитит вас от дождя и от ветра.

Рыбалка на Оке сама по себе хороша, но рыбалка при сплаве на плоту -это рай для рыбака. Помимо утренних и вечерних стоянок, в любой момент всего путешествия можно закидывать удочки, также в любой момент можно пристать к берегу или встать на якорь в понравившемся месте и отвести душу. Ловить рыбу с плота можно как во время сплава и отдыха параллельно с прочими занятиями, так и организовать сплав специально с целью лова рыбы с друзьями рыбаками. Также можно дополнительно взять лодочку и опережать или догонять остальных, когда этого захочется.

Аренда плота для сплава — один из лучших видов отдыха на воде в нашей местности.

Водный туризм: особенности экстрима на воде

Туристам из Украины, России и Беларуси очень повезло — огромное количество рек и озер предоставляют возможность заниматься водным туризмом в каждом регионе.

Эта дисциплина развивает умение работать в команде, силу, выносливость, концентрацию, самообладание. Являясь частью экотуризма, оказывает минимальное влияние на природу (в том случае, когда ради коммерческих туров не взрывают русла рек). Цель — пройти маршрут, который состоит из участка реки, водохранилища, озера или связки нескольких водоемов.

Виды водного туризма

Огромное количество разного экстрима на воде усложняет четкую классификацию. В специализированной литературе к этой отрасли относят все: от дайвинга до спортивной рыбалки. Я остановлюсь на классификации по средствам сплава.

Рафтинг

Походы на надувных плотах набрали феноменальную популярность за последние пятьдесят лет. Впервые советские водники увидели рафт в 1989 году на советско-американских соревнованиях «Project Raft», и победу, ко всеобщему удивлению, одержала наша команда. Ей же удалось победить и в следующем году в Штатах. С 1997 года рафтинг имеет свою международную федерацию IRF.

6-8-местные надувные плоты рафты в корне отличаются от других гребных судов для сплава, поэтому имеют свои методы и техники маневрирования: панчинг, хай-сайдинг, лоу-сайдинг, даунстрим флип, дарксайдинг и другие.

Если есть возможность заброски и выброски, а также необходимость брать с собой много вещей, надувной плот — идеальное решение. Этим он и полюбился организаторам коммерческих туров.

Рафтинг в Новой Зеландии. Можно только позавидовать этим ребятам

Многоместные модели плотов неповоротливы в мелководных реках, на них сложнее проходить повороты и узкие пороги. Альтернативой в определенных условиях может стать катамаран.

Сплав на каяках, байдарках и каноэ

Узкие маломестные плавсредства уступают по популярности рафтингу, так как для управления ими необходима сноровка.

Одноместные закрытые каяки идеальны для спокойной воды, а для опытного гребца и белая вода не проблема. Особенность каяка в малой грузоподъемности и больших габаритах, что затрудняет его транспортировку и использование в походах. Подробно о путешествиях на байдарке читайте в статье Спуск на байдарках для новичка.

Узкие и легкие туристические лодки имеют десятки разновидностей: разборные и неразборные, надувные, деревянные, складные, суперлегкие и тяжелые, с установкой паруса и др. Разборное судно удобно в транспортировке, в остальном же ничем не уступает монолитной конструкции. Чем длиннее и уже судно, тем выше его скорость, но для прохождения бурного потока используют максимально маневренные и короткие лодки.

Открытые каноэ более функциональны и грузоподъемны, чем байдарки и каяки, хотя и уступают им в скорости и маневренности. Встречаются даже надувные модели, легко проходящие заросшие заводи тихих рек. В каноэ несколько сложнее поддерживать стабильность, так как центр веса гребца располагается над водой. Но в походах по спокойным маршрутам оно имеет свои плюсы: возможность хорошо загрузиться и посадить 2-4 человек, постоянный доступ к вещам. Начать с каноэ первые пробы водных походов — хороший выбор.

Сплав на катамаранах

На страницах этого веб-журнала вышла серия материалов о катамаранинге. В это емкое понятие вложена история водного туризма целой эпохи, данная тема обсуждалась в статье История появления катамаранов.

Туристические катамараны чаще всего состоят из двух надувных гондол на легком каркасе и имеют 2-4 посадочных места (редко до 8-ми). К плюсам этого судна относится компактность в разобранном виде, небольшая осадка и быстроходность, огромное разнообразие моделей и возможность взять с собой увесистое снаряжение. Он подходит как для спокойных, так бурных рек, устойчив, безопасен, приспособлен к транспортировке. Между гондол можно сделать палубу, поставить парус, закрепить транец для мотора. Современные катамараны — лучшая альтернатива рафтам.

Яхтинг и парусный туризм

Один из самых захватывающих и техничных видов — хождение под парусом в прибрежных водах морей и по внутренним водным путям. Чтобы получить удовольствие от похода под парусами, необходимо знать физику течения и ветра, всегда держать судно под контролем.

Морской яхтинг подчиняется Международным правилам предотвращения столкновений на море (COLREG). На внутренних водах могут действовать аналогичные правила, например европейские ПСВВП.

Под парус можно поставить даже каноэ, полинезийцы тысячу лет назад успешно путешествовали на таких, но нельзя сказать, что яхтинг и парус доступен каждому. Самостоятельное управление лодкой, на которую влияют три стихии — не для новичков. Даже катание в хорошую погоду в спокойных защищенных водах могут быть небезопасными — погода быстро меняется, а небольшое судно не так-то просто контролировать.

Вывод: суда для туристических сплавов могут быть любыми. Главное, чтобы они соответствовали сложности маршрута, а у участников похода не возникало трудностей с их управлением.

Для водного туризма важна простота транспортировки и грузоподъемность судна. Например, перевозить 80-килограммовую упаковку с рафтом не удобно, однако он может переправлять снаряжение всех пассажиров. Иногда к месту старта приходится добираться на поездах, а потом дополнительно забрасываться на автомобиле (в лучшем случае), поэтому хорошо, если суда разборные и легко распределяются по рюкзакам участников экипажа. В этом отношении хороши катамараны, байдарки и надувные каяки.

Снаряжение и экипировка

В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:

  • Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
  • Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах.
  • Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
  • Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта.
  • Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
  • Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
  • Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
  • Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
  • Водонепроницаемый рюкзак и спальник.

Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Безопасность в водном походе

Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.

Личная ответственность:

  1. Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
  2. Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
  3. Держать себя в руках в критической ситуации.
  4. Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
  5. Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
  6. Оценивать риски.
  7. Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
  8. Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
  9. Не пренебрегать экипировкой.
  10. Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
  11. Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
  12. Спасать себя и группу, а не снаряжение.
  13. Не допускать обезвоживания.

Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector