100 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выглядит катамаран

Катамаран. Виды и характеристики. Отличие от яхты и особенности

Катамаран – это судно, имеющее две палубы, соединенные между собой мостом в единую конструкцию. Хотя иногда палуба может и отсутствовать — ее заменяет металлическая сеть (как правило, это характерно для спортивных катамаранов). Название плавсредства относится к одному из диалектов населения южной Индии — словом «каттумарам» называли два связанных между собой бревна.

История создания

Первые приспособления, напоминающие современный катамаран, появились не одну тысячу лет назад. Их использовали жители Океании, а также римляне, устанавливая на них лестницы для штурма вражеских крепостей.

В переводе с полинезийского языка катамаран означает «плот». Родина таких судов — побережье Индии. Рыбаки Мадраса издревле вязали (и продолжают делать это до сих пор) устойчивые и легкие плоты из трех-девяти бревен под парусом. Бревно по центру — самое толстое, его нос заострен и приподнят вверх, что делает плот похожим на пирогу. Индийцы виртуозно управляют таким судном, плавают на нем при любой погоде и даже перетаскивают его через песчаные наносы в устьях рек.

Судно из двух одинаковых бревен под парусом первоначально развивало скорость до 37 км/ч. После многочисленных разработок и модификаций появился моторный вариант. Причем эксперименты по созданию такого плавсредства проводились почти одновременно в Англии и в России. В 1834 г. на Неве был спущен на воду двухкорпусный катер для водных прогулок.

Катамараны применялись только для прогулок почти 50 лет, до тех пор, пока в 1874 г. не появился паром под названием «Каталея». На нем перевозили через Ла-Манш грузы и пассажиров. В 20 в. разработчиками катамаранов была проделана грандиозная работа и производство этих судов приобрело массовый характер, было создано множество видов и конструкций. В настоящее время катамараны — это распространенные суда, пользующиеся большим спросом и выполняющие не одну функцию.

Катамаран сегодня

Сейчас катамараны встречаются повсеместно. Особенно часто их можно увидеть у водоемов, где их используют для прогулок и развлечений. Обычно такие судна оснащены педалями, поэтому быстрой скорости они не развивают.

Активно распространяются также яхты-катамараны — быстроходные судна, способные разгоняться до 250 км/ч. Они имеют и парус, и мотор, бывают серийными и изготавливаются под заказ. Материалами служат алюминий, сталь и многокомпонентные составы. Именно такие катамараны обусловили появление водно-моторной Формулы 1 — новой спортивной дисциплины.

Отличия катамарана от яхты
Катамаран часто причисляют к яхтам, поскольку яхтой обычно называют все плавательные средства, используемые для отдыха на воде. Однако это совершенно разные судна, имеющие существенные отличия:
  • Во-первых, большие катамараны в 2 раза вместительнее яхт, поскольку в обоих их поплавках могут оборудоваться различные помещения.
  • Во-вторых, катамараны устойчивее яхты при волнении воды, что достигается большей площадью. Поэтому он подходит для путешествий даже тем, кто страдает морской болезнью.
  • В-третьих, катамараны более безопасны в мелководье, поскольку его киль не так глубоко опускается в воду по сравнению с яхтой. А это придает судну большую проходимость и открывает новые возможности для прогулок там, где невозможно плыть на яхте.
Виды катамаранов
Различия конструкций тех или иных катамаранов обусловлены, прежде всего, их предназначением и способом перемещения. Поэтому выделяют три разновидности плавсредств:
  1. Моторные.
  2. Парусные.
  3. Сплавные.
Моторные катамараны

Название говорит само за себя — такой катамаран движим мотором по тому же принципу, что и моторная лодка. Его основное достоинство — хорошая скорость, что обусловило большую популярность этого судна и постоянное увеличение спроса на него.

Конструкция моторного катамарана проста: два корпуса с мостом посередине и мотор, приводящий плот в движение. Он идеально подходит для морских и речных туристических поездок, для рыбалки и строительства разных водных сооружений. На них часто организуют плавучие кафе, рестораны и временные причалы.

Основные характеристики моторных катамаранов:
  • Остойчивость. Этот показатель значительно выше, чем у однокорпусных плавсредств. Это обеспечивется за счет того, что подъемная сила распределяется по краям судна за счет его двойного корпуса. Этим же достигается более плавное и устойчивое движение. Набирая скорость, катамаран приподнимается и между его корпусами образуется подушка из воздуха. В длительных путешествиях хорошая остойчивость создает очень комфортные условия сна и приготовления пищи. При этом площадь соприкосновения с водой не так велика, как у однокорпусных, и, как следствие, не возникает избыточного расхода топлива.
  • Полезное пространство. Его на катамаране достаточно — как внутри корпусов, так и на палубе. Всю площадь под палубой можно оборудовать под каюты, кладовые и т.п. Сам корпус судна не имеет сужения и поэтому в его носовой части тоже много места.
  • Экономичность. По сравнению с однокорпусными яхтами катамарану требуется немного больше топлива при выходе на глиссер, но потом его расход значительно уменьшается.
  • Грузоподъемность. Хорошая остойчивость катамарана позволяет ему перевозить большое количество пассажиров или грузов, не теряя при этом своей управляемости. На этой особенности основано широкое применение катамаранов-паромов.
  • Маневренность.Это свойство обеспечивается наличием двух моторов и позволяет удачно пришвартовываться к берегу в любую погоду. А кроме того, запасной двигатель повышает безопасность судна.
  • Защищённость от брызг. Узкие корпуса катамарана создают минимальное количество брызг при движении по воде.
  • Хранение. Никаких особых условий не требуется — судно достаточно поставить на блоки. Да и найти место у причала несложно за счет небольшой ширины.
Парусные катамараны

Скорость движения такого судна развивается за счет паруса и может достигать 250 км/ч. Это делает его подходящим не только для прогулок, но и для спортивных состязаний. Он имеет такие конструктивные особенности, как:

  • Двойной руль для лучшей управляемости.
  • Сквозные латы по всей ширине грота для повышения жесткости судна.
  • Поворачивающаяся мачта для хорошего обтекания паруса воздухом.
Читать еще:  Коньки для шорт трека

Основные характеристики парусного катамарана таковы:
  • Стабильность. Конструкция судна устойчива и не дает крена во время движения, поэтому плавать на нем комфортно и безопасно: можно свободно передвигаться по палубе, не испытывая приступов морской болезни.
  • Хорошая навигация. Парусный катамаран той же длины, что и однокорпусное судно, движется быстрее на 25%. А при попутном ветре этот показатель достигает 75%.
  • Небольшая осадка корпуса, позволяющая передвигаться по мелководью и заходить в труднодоступные места.
  • Безопасность. Это одна из основных причин, делающих парусные катамараны настолько популярными. Устойчивость судна сводит к нулю риск перевернуться а нем даже при сильном волнении вод. Вдобавок он почти непотопляем, ему даже не требуется балласт. Известны случаи, когда парусные катамараны выдерживали даже 7-балльный шторм!
Сплавные катамараны

Пожалуй, самая известная разновидность, на которой хоть раз в жизни плавал каждый из нас. В движение это судно приводится человеком, а именно поворотами педалей, имеющихся на борту. Их часто используют для развлечения туристов на морских курортах, можно встретить их и у небольших водоемов, в местах скопления отдыхающих.

Сплавной катамаран представляет собой небольшое плавсредство из двух надувных баллонов, соединенных жестким каркасом из дюралюминия. Число возможных пассажиров на нем варьирует от двух до четырех, а иногда и до шести-восьми. Помимо пляжного отдыха спортивное судно используется для сплава по бурным рекам с большим числом порогов. Гребцы на нем размещаются на специальных сиденьях-пирамидках с двух сторон поровну, лицом вперед. Реже места для гребцов оборудованы в раме.

Интересные факты
  • Среди катамаранов встречаются и такие, которые предназначены для использования в военное время. Так, в составе Черноморского флота имеется ракетный катамаран на воздушной подушке. Его боевые характеристики настолько высоки, что ему просто нет равных, а скорость достигает 40 узлов даже при шторме в 5 баллов. За счет такой скорости судно не могут догнать ни торпеды, ни самонаводящиеся ракеты.
  • Катамарану присуще еще одно преимущество — подходить вплотную к берегу. Именно этим воспользовались испанцы, впервые нашедшие судну применение в сфере туризма, имевшее очень большое будущее. Там, на побережье Коста-Брава, на катамаранах совершались комфортные туристические прогулки между городками. Сегодня конструкции испанских туристических катамаранов еще более усовершенствовались: с ложкообразных носовых окончаний прямо на песок опускается трап, и пассажиры восходят на борт, не замочив ног. Такие судна называются тримаранами. У них широкая палуба и большая пассажировместимость. Подводные части каждого корпуса оборудованы иллюминаторами, позволяющие путешественникам наслаждаться панорамами не только побережья, но и морского дна.
  • Помимо привычных маленьких катамаранов есть и большие экземпляры. Так, между Анапой и Керчем курсирует двухпалубный пассажирский катамаран «Сочи-1», вмещающий 300 человек и оснащенный радио, кондиционером и, что самое приятное, — баром. Скорость, которую он может развить, достигает 63 км/ч.
  • Необычное судно было изобретено в Южной Корее. Кабина между корпусами полностью погружена в воду и имеет окна с трех ее сторон. Это дает возможность путешествовать под водой. А в целях безопасности пассажиров используется стекло толщиной 20 мм.

  • Переплюнули всех, пожалуй, экономные немцы, разработав катамаран на солнечных батареях. Он имеет 30 м в длину и 16 м в ширину, а на борту установлено 38 тыс. фотоэлектрических элементов, приводящих в движение 2 мотора. Даже в условиях повышенной облачности заряженного аккумулятора хватит на 3 дня движения судна.

Катамараны: все виды, фото, история создания и многое другое

Катамаран – это двухпалубное судно, которое, как правило, должно быть соединено в единый корпус специальным мостом. В некоторых спортивных вариантах этого судна палуба вообще отсутствует, вместо нее устанавливается металлическая сеть.

Само слово катамаран происходит от одного из диалектов дравидийского языка, распространенного в южной Индии, изначально произносилось как каттумарам, что буквально обозначало связанные между собой бревна.

Такое плавсредство появилось еще в глубокой древности. История помнит подобные катамарану суда, которые использовались еще несколько тысяч лет назад. Наибольшее распространение катамараны тогда получили в странах Океании, также использовались и европейскими народами, например, римлянами при осадах, на них дополнительно устанавливали лестницы для штурма.

Но со временем такие плавательные суда утратили популярность ввиду сложности при изготовлении и постоянных проблем с обеспечением устойчивости и прочности на волнах. Поскольку в качестве морских судов катамараны не оправдывали себя, их стали строить в основном для использования на внутренних водоемах, реках, озерах и т.д.


Катамараны сегодня

В настоящее время катамараны можно встретить практически во всех уголках мира, в основном, в качестве развлечения для туристов на водоемах. Чаще всего это педальные катамараны, которые не могут развивать большой скорости. Такой водный транспорт продолжает активно развиваться и все большую популярность набирают яхты-катамараны, основными материалами для их изготовления являются:

  • алюминий;
  • многокомпонентные материалы;
  • сталь (морская).

Такие яхты делятся на серийные и индивидуальные, последние изготавливаются под заказ и могут быть укомплектованы исходя из предпочтений заказчика. Это позволяет отнести такие яхты-катамараны к люксовой категории. Подавляющее большинство таких судов имеют парусно-моторное снаряжение.

Особенность конструкции яхт-катамаранов позволяет развивать очень высокую как для водного транспорта скорость, некоторые экземпляры могут разгоняться 250 километров в час, а то и больше, что привело со временем к появлению новой спортивной дисциплины водномоторной Формулы 1 или же катера 1 класса, которые тоже имеют конструкцию, схожую с катамараном.

Читать еще:  Водные походы на байдарках

Отличия яхт и катамаранов

Несмотря на существование яхт-катамаранов, яхты и катамараны имеют отличия, это 2 разных вида транспорта. Катамараны часто относят к яхтам по одной единственной причине – яхтой принято считать судно любого типа, предназначенное для отдыха. А самое главное отличие в том, что большой катамаран – это, по сути, двойная яхта, в которой в 2 раза больше места, каждый поплавок может быть оснащен отдельными гальюнами, камбузом, комнатами, условиями и т.д.

Катамаран, как и яхта, может ходить как под парусом, так и приводиться в движение мотором, но говоря об устойчивости на воде при волнении, разница просто колоссальная. Благодаря большей площади, качение практически не ощущается, поэтому получить достойный отдых на таких катамаранах смогут даже те, у кого морская болезнь.

Яхта-катамаран гораздо безопаснее показывает себя на отмели, так как киль у такого судна не настолько глубоко уходит под воду. Это открывает на порядок больше возможностей, ведь можно отправиться в труднодоступные гавани, в которые классические яхты не могут зайти.

Другие виды катамаранов

Вместе с усовершенствованием составляющих композитных материалов стали появляться новые виды катамаранов, в основном они оснащаются парусным вооружением. В СССР и на всем постсоветском пространстве довольно часто можно встретить справные или надувные катамараны, которые обычно используются для выхода в водоемы с целью порыбачить или же просто отдохнуть.

Такие катамараны удобны тем, что имеют сравнительно небольшой вес, их можно складывать и перевозить. Такие туристические сплавные катамараны состоят из 2 воздухонепроницаемых баллонов, поверх обтянутых качественной, плотной резиной. Часто каждый баллон для увеличения безопасности также имеет по 2 отсека с отверстиями для надувания.

Существуют и детские пластмассовые катамараны, которые приводятся в движение с помощью педалей.

Катамараны используются традиционно аборигенами, проживающими на тропических островах, чтобы переправляться с одного на другой и для рыбалки. В этом случае конструкции катамарана изготавливаются из бамбука, который хорошо держится на воде и может выдерживать большой вес.
Парус для такого плавсредства обычно изготавливается из пальмовых листьев, но иногда встречаются и другие варианты. В конструкции применяются древесные породы, прочность обеспечивается связыванием бамбука и бревен канатом из волокна пальмы.

Катамараны. История и разновидности

Катамаран – это судно, состоящее из двух плавающих баллонов, соединенных жесткой рамой. История развития катамаранов начинается с далекого прошлого. Древние египтяне и племена Амазонки использовали деревянные судна подобной конструкции. Эти катамараны прекрасно подходили для перевозки грузов и людей. Катамараны были достаточно тяжелы и неудобны в управлении, однако обладали потрясающей устойчивостью на воде. Ниже на фото представлен древний катамаран, найденный на одном из островов в Индийском океане.

Конечно же, современные катамараны существенно отличаются от изображенного на фото «чуда судостроения». Они состоят из надувных баллонов и жесткой металлической рамы. В СССР был распространен парусный надувной катамаран «Простор». Их было продано почти десять тысяч штук. Надувной катамаран «Простор» был отличным решением в то время, он обладал высокой скоростью и манёвренностью. Но все же, «Просторы» имеют несколько существенных недостатков, хотя многие из них исправляются модернизацией.

Одним из главных недостатков являются стандартные баллоны. Они сделаны из полностью устаревших материалов, которые не соответствуют современным требованиям безопасности катамаранов. Мы настоятельно советуем заменить стандартные баллоны катамарана «Простор» на более надежный и удобный аналог из ПВХ.

Наши баллоны для катамарана «Простор» сделаны из многослойной лодочной ПВХ ткани с применением двухкомпонентных промышленных клеев. Они имеют увеличенный объем и по два независимых отсека. В случае повреждения одного или даже двух (с разных сторон) из них вы сможете продолжить движения и добраться до берега в безопасности. Другим недостатком катамарана «Простор» являлся его вес.

Как и другие вещи, произведенный в СССР катамаран имел большой вес – около 80 кг, а с ПВХ баллонами все 90 кг. Однако при удобном подъезде к воде и наличии машины это не является серьезным неудобством. Все же не стоит так критиковать катамаран «Простор». Ведь это спортивное судно, которое не раз побеждало в регатах. Его баллоны имеют особую форму, которая позволяет развивать высокую скорость. В итоге катамаран «Простор» является неплохим первым парусным катамараном.

В этой статье хочется рассказать немного об истории развития надувных катамаранов «Мастеркат». Наши катамараны прошли долгую историю развития от простых маленьких баллонов в рюкзаке до серьезного моторного судна с огромной палубой. Технологии производства постоянно совершенствовались, а сами катамараны получали новые возможности.

Катамараны «Мастеркат» являются особым видом катамаранов. Первые модели были сделаны в 2005-2007 году. Они имели простую конструкцию и малый вес. Испытания некоторых моделей проходили во время вело-пеше-водного похода в 2008 году на Приполярный Урал. Вес катамарана двойки был всего лишь 8кг. Это позволяло добираться до реки на велосипедах с преодолением перевалов и сплавляться на катамаране по течению.

Одна из первых моделей катамаранов «Мастеркат». Катамаран двойка вес всего 8кг

К 2009 году были сделаны два новых надувных судна совершенно другой конструкции. Плоский катамаран четверка и узкий тримаран. Испытания проходили на реке Кереть и на Белом море. Плоский катамаран отличается от обычного катамарана уменьшенной осадкой в воде и общей высотой. Баллоны с напряженной продольной перемычкой обеспечили нужную осадку и высоту. Эти баллоны позволяли не подкачивать целый отсек в случае повреждения соседнего, так как напряженная перемычка не растягивается, и давление в целом баллоне остается в норме. Так же даже полная потеря одного из двух отсеков в баллоне не повредит ходу катамарана, сохранит его горизонтальное положение и геометрию. Уменьшение осадки увеличило маневренность катамарана и его ходовые характеристики.

Читать еще:  Как смазать закрытый подшипник без разборки

Узкий тримаран показал отличные скоростные качества, в целом он был быстрее катамарана почти в два раза. Малая ширина позволяла удобно грести веслом как на байдарке. Имея скоростные характеристики, близкие к байдаркам, он по остойчивости приближался к катамаранам. Как и катамараны, тримаран мог взять на борт большое количество снаряжения и был «незаливаем» в порогах.

К 2010 году были разработаны новые модели, в которых устранены выявленные недостатки предыдущих моделей, а так же внедрена новая концепция моторного надувного катамарана и тримарана.

Катамаран моторный: описание, плюсы, минусы

Чем моторный катамаран отличается от других плавсредств? Так называют судно, стоящее на двух (реже трех) поплавках, соединенных между собой общей частью — мостом. Стандартные пассажирские решения имеют верхнюю палубу на всю ширину соединяющей части. Также бывают варианты, когда плавучие части соединяются между собой простыми металлическими балками.

Такая конструкция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Но куда именно отнести такое судно: к плохим или хорошим решениям – предоставим решать читателю. А пока коснемся истории создания.

История

В переводе с полинезийского катамаран — это… “плот”. Скрепленное из нескольких бревен определенной толщины, такое плавсредство при наличии паруса могло развивать скорость до 20 узлов (37 км/час). Различные испытания привели к тому, что крайние бревна стали толще и средняя часть стала подниматься над водой. Так появился тип корабля, известный сейчас как катамаран. Моторный вариант возник много позже в Европе. Опыты такого плана начались в Англии еще в 17 веке. Были такие разработки и в Российской империи. Первое судно спустили на воду в 1834 году — это был катер о двух корпусах для прогулок по Неве. Почти полвека эти суда выполняли только прогулочную роль, пока в 1874 году не появилась «Каталея» — паром-катамаран, осуществлявший перевозки через Ла-Манш. Примечательно, что судно могло взять на борт до 1000 человек. Но настоящее развитие многокорпусные суда получили только в 20 веке.

На основе такого принципа сейчас собираются военные, грузовые, транспортные корабли и даже гоночные яхты. Впрочем, последние зачастую относятся к типу “парусно-моторный катамаран” благодаря дополнительной оснастке.

Описание и особенности

Основным отличием катамарана от обычной моторной яхты является наличие двух корпусов. Благодаря этому основная подъемная сила такого судна концентрируется не в центре, а по бокам, что делает его более остойчивым. Удачно сконструированный мост (соединяющий две части) позволяет брызгам при быстром движении уходить под него, что, в свою очередь, увеличивает скорость судна.

Также нужно упомянуть, что внутреннее пространство катамарана значительно больше, чем у обычного однокорпусного варианта. Кроме того, можно отметить более рациональное использование носовой части, так как судно к носу не зауживается.

Следующее, на что можно обратить внимание, это маневренность, которой обладает катамаран. Моторный катер, особенно в ветреную погоду, развернуть не так просто. Благодаря паре двигателей по сторонам широкой кормы, катамаран можно развернуть практически на месте.

Однако наличие двух двигателей — это не только дополнительный, «запасной» вариант. Это удар по экономичности. Но данный минус также является и плюсом. Большой катамаран-паром способен развивать скорость свыше 20 узлов, чего просто нереально достичь на однокорпуснике. Следует отметить, что при этом загрузка судна практически не имеет значения.

Владельцы катеров знают, что для подъема на берег судну потребуется стойка-тележка определенной формы. Катамаран можно просто поставить на блоки. Наличие двух корпусов будет достаточно устойчивой опорой.

Разновидности

Паромные переправы – хоть и самое частое, но далеко не единственное место, где нашел свое применение катамаран. Моторный двухкорпусный вариант используется в океанографии. Свое применение он находит и в портах — например, как плавучий кран. Нельзя забывать и о такой области, как туризм. Именно последнему посвящена разработка, названная Helicat.net. Это тоже катамаран, однако необычный. По своим внешним очертаниям этот «кот» напоминает вертолет. Масса без моторов – 750 кг, с моторами — тонна. Кроме водителя, в салоне могут разместиться два пассажира. Взлететь он не сможет, но прокатить с ветерком — вполне. Ведь один из предлагаемых моторов для этого судна развивает 69 км/час.

Но существуют и другие варианты. Например, российские разработчики создали надувные моторные катамараны. Конструкция такого судна состоит из пары гондол-поплавков, которые соединяются между собой металлическими балками, на основе которых собираются мост и верхняя палуба. Надувные разработки есть не только у России, и некоторые их них достойны были бы отдельного разговора.

Заключение

Катамаран моторный — достаточно удачное решение, которое, благодаря своей конструкции, имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным катером. Часть из них была описана выше, но в заключение заметим, что на рынке можно встретить такую версию, которую – собрал в мешки, загрузил в машину и уехал, тогда как сделать это с обычным катером будет немного проблематично.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: