166 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как связать усы самостраховки

Изготовление безопасных регулируемых усов самостраховки

В этой статье вы найдете пошаговое руководство по вязке усов самостраховки, отличающихся большой прочностью и удобством регулировки. Для этого понадобится всего 1 метр репшнура и 4 метра динамической веревки.

1 метр репшнура и 4 метра динамической веревки

Ус самостраховки – это обязательный элемент снаряжения альпиниста, который представляет из себя кусок веревки или стропы, служащий для удобства закрепления на точке страховки.

Помимо предлагаемой в этой статье системы, существует еще несколько видов самостраховочных усов. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Примечание. Некоторые из пунктов данного списка являются средствами позиционирования, а не самостраховки. Однако, далеко не все альпинисты прислушиваются к указаниям производителей, а потому обозначим и их – для полноты картины.

  • Нейлоновая кольцевая стропа. Недостатки: слабая амортизация рывка, петля путается под ногами.
  • Дейзи-чейн. Не является средством самостраховки, хотя и используется многими альпинистами.
  • Клифа – мягкая одинарная стропа с пряжкой. Ее можно укорачивать в безопорном пространстве. Не является средством самостраховки. Действительно может не выдержать даже небольшой рывок.
  • Одинарная динамическая веревка. Сшитая или с узлами. Не очень удобна из-за относительной жесткости (по сравнению со стропами). Нет возможности оперативно менять длину уса.

Помимо этого, альпинистами используется множество других вариантов, каждый со своими преимуществами и недостатками (самостраховки с амортизаторами рывка, одинарные стропы с резинками внутри и т.д). Однако, приведенные 4 средства самостраховки используются наиболее часто.

Предлагаемая система основывается на варианте самостраховки из динамической веревки. Ее преимуществом является возможность быстрой регулировки длины одного из усов. Кстати, большая часть даваемых ниже рекомендаций может быть с успехом использована даже если вы решили использовать не регулируемую самостраховку.

Что понадобится:

  1. Беседка с раздельными ногами и поясом (Type C). Подойдет и другая система, но рекомендации по длине усов будут для нее недействительны.
  2. 4 метра динамической веревки, диаметр 9 мм. На самом деле, понадобится чуть больше 3 метров, но проще взять с запасом. Прочности 9 мм веревки достаточно, а на более тонкой будет плохо держаться схватывающий.
  3. 1 метр репшнура 5 или 6 мм. Шесть миллиметров – спокойнее, но пятерка лучше схватывает основную веревку. (Здесь допустимо использование тонкого репшнура, т.к. он всегда подстрахован основной веревкой).

Далее дается пошаговая инструкция по завязыванию системы.

1. Надеваем обвязку.
2. Продеваем веревку в ножные петли и пояс – параллельно центральному коушу системы
3. Завязываем простой проводник – так, чтобы петля узла была той же длины, что и центральный коуш. Не затягиваем его.

4. Вяжем восьмерку на том конце, что покороче. Теперь регулируем и затягиваем простой проводник так, чтобы петля восьмерки доставала до кончика носа.

В этот ус, посредством карабина, будет встегиваться жумар. При таком положении, каждое передвижение жумара будет достаточно длинным, но вы всегда сможете до него дотянуться и не придется подвисать на руке.

На простом рельефе иногда хочется использовать жумарный ус подлиннее. Однако, делать это крайне нежелательно. Проблема в том, что при прохождении по перилам, могут вылететь промежуточные точки, и есть вероятность оказаться на более крутом рельефе (даже на нависании), чем тот, по которому пролез лидер. Оказавшись в такой ситуации на длинном усе (особенно с тяжелым рюкзаком), придется потратить много сил, чтобы достать до ручки жумара и выйти обратно на маршрут..

5. Вытяните оставшийся свободным конец вверх, на вытянутую руку – держите его между средним и указательным пальцами. Свяжите восьмерку так, чтобы место перегиба оказалось в ее петле. Таким усом самостраховки уже можно пользоваться, однако его пока невозможно регулировать, что доставляет массу неудобств: он будет постоянно цеплять колено и зубья кошек, на станции не получится его укоротить, чтобы удобно разместиться на полочке.

6. На длинном самостраховочном усе завяжите обыкновенный схватывающий из репшнура – так, чтобы один из оставшихся хвостов был сантиметров на 20 длиннее другого. Проверьте, хорошо ли он схватывает веревку. Если нет – добавьте на схватывающем еще один оборот.

7. Проденьте длинный конец репшнура рядом с петлей простого проводника и центральным коушем. Завяжите узел Грейп-Вайн. Между схватывающим и простым проводником обязательно должен остаться зазор в несколько сантиметров – это нужно для удобства регулировки.

8. Обрежьте лишнюю веревку после узлов – восьмерок и грейп-вайна. (Свободные концы после узлов должны равняться семи—восьми диаметрам веревки) Обязательно оплавьте срезы.

Усы самостраховки готовы, можно пользоваться!

Подобные системы, с небольшими вариациями, я видел в использовании у нескольких инструкторов советской закалки, причем из разных городов. Такие усы я использовал сам, и предлагаю вязать то же самое участникам учебных отделений. Рекомендации по длине веревки и связанных из нее усов – плод моих собственных наблюдений.

Длина второго (не жумарного) уса позволяет комфортно вставать на самостраховку в одну станцию сразу нескольким участникам. Будучи пристегнута на разгрузочную полочку обвязки, она не образует больших петель, в которых могли бы путаться колени и кошки.

Мне неизвестно, проводились ли стендовые испытания таких самостраховок, однако, можно предположить, что ее прочность составит порядка 5 kN – до момента, когда начнет ползти схватывающий, а 9 мм веревка с данными узлами выдержит свыше 10 кN. (Более чем достаточный запас прочности).

Страховочные системы и самостраховка в альпинизме

Страховочная система в области альпинизма является элементом снаряжения, которое надевает на себя альпинист, и к которому крепится веревка с помощью карабина или узла «восьмерка». Страховочная система предназначена для распределения усилия во время рывка веревки вследствие падения и предотвращения травмирования альпиниста. Индивидуальные страховочные системы, которые применяют в альпинизме должны отвечать требованиям UIAA.

В альпинизме, впрочем, как и в скалолазании или горном туризме, существует несколько видов страховочных систем — грудная обвязка или верхняя система, беседка или нижняя система, комбинированная или полная система.

Главными компонентами в страховочной системе можно назвать:

  • Пряжка.
  • Кольцо.
  • Петельки или, так называемые, балконы по бокам системы.

Что такое самостраховка?

Самостраховкой называют устройство, которое предназначено для страховки и позиционирования альпиниста на трудных горных рельефах. Самостраховка должна без повреждений и разрушений выдерживать наибольший расчетный рывок и обеспечивать на сорвавшегося нагрузку не больше 12 кН.

Самостраховочные системы изготавливают производственным образом или завязывают своими руками из динамической сертифицированной веревки.

В страховочную цепь входит: страхующий, самостраховка страхующего, страховочная станция, страховочное устройство, страховочная система, промежуточные точки страховки, карабины и веревка, соединяющая все это.

В процессе выбора снаряжения для скалолазания, главным правилом для формирования страховой цепи является применение сертифицированного, испытанного и изготовленного именно для этой задачи снаряжения.

По этой причине категорически запрещено применять статическую веревку для нижней страховки и не рекомендовано применять усы из ленты для самостраховки. Однако следует помнить, что даже применение сертифицированного снаряжения не может дать гарантий, так как применение ошибочных технических приемов или использование снаряжения с ошибками не менее опасно.

Самостраховка из окончания связочной веревки

Самостраховку из окончания связочной веревки можно связать всего лишь за несколько секунд и, при этом, не нужно дополнительного снаряжения:

  1. Необходимо выбрать, какое количество веревки вам нужно.
  2. Далее следует завязать стремя.
  3. Теперь вставляем в него карабин.
  4. Готово.

Такой метод подходит либо для лидеров, которые работают на двух веревках, либо для двоек. Новые динамические веревки с сертификатами UIAA способны удлиняться на сорок или менее процентов во время фактора рывка 1.7.

Наиболее безопасные самостраховки

Делают их с куска динамической веревки. На подобную самостраховку уходит около трех или четырех метров веревки. Один ус необходимо сделать коротким и применять для зажима. У него должна быть оптимальная длина, чтобы жумар, который пристегнут карабином к усу, был расположен на уровне лица. Второй ус нужно сделать длинным, но он не должен быть длиннее, чем вытянутая рука. Последний и является самостраховкой.

Что бы самостраховка стала регулируемой, необходимо добавить прусик в основание усов. Схватывающий узел необходимо завязать на самостраховочном усе и прикрепить к обвязке таким же образом, как самостраховку. Для укорочения следует выбрать слабину между карабином и схватывающим узлом.

Читать еще:  Как правильно ездить на горном велосипеде

Подобная страховка способна погасить энергию рывка посредством затягивания узлов, растяжения веревки и протравливания в узле схватывания.

Данные страховки не советуется применять участникам альпинистского лагеря.

Готовые связочные самостраховки

Не менее безопасным вариантом являются готовые связочные самостраховки. Желательно, что бы самостраховка крепилась к обвязке не карабином, а полусхватывающим узлом. В такой ситуации карабин является лишним звеном в страховочной системе.

В готовой самостраховке вместо узлов применяют сшивку. Во время срыва на подобную страховку, часть энергии поглощается растяжением веревки. Запрещено укорачивать из коробки прошитые самостраховки, однако вы можете связать узел, как указано выше.

Парсел-пруссик

Парсел-пруссик является оптимальным вариантом для любителей кордалетов и всего западного в целом. Его вяжут из куска репшнура в толщину семь миллиметров. Если репшнур соответствует стандартам EN 564, то он способен выдержать минимально 9,8 кН.

Длина подобной штуки довольно легко регулируется. При срыве веревку протравит схватывающий узел. В комбинации с растяжением репшнура, получится менее жесткий рывок.

Sterling Chain Reactor, Metolius PAS и тому подобные

Наиболее безопасные из самостраховок, сделанных не из веревки. Каждое кольцо в подобных самостраховках является силовым. Если страховка не повреждена и пристегнута двумя карабинами к вам, значит способна выдержать на разрыв ровно столько, сколько указано в паспорте изготовителем.

Полусхватывающий узел способен ее ослабить на 30-60%. Стропы при рывке поглощают энергию хуже, чем веревка. Стропа из нейлона способна погасить около пяти процентов энергии рывка, а это очень мало.

Кроме того, паспортную нагрузку они смогут выдержать лишь при условии, что пристегнуты карабинами.

Желательно использовать такую самостраховку в сочетании с самостраховкой из окончания связочной веревки.

Самостраховки, связаные из стропы

В принципе такие страховки придуманы для спелеологов. Для альпинизма же они не очень удобные — длинный ус подойдет для жумара, а короткий для вынесения корзинки при спуске.

Если говорить о поглощении самостраховкой энергии рывка, то такие виды страховок будут амортизировать хуже веревки, но лучше Дайнемы. Пристегивают ее двумя карабинами. По сути для альпинистов удобств практически нет, зато есть минусы.

Связанные из стропы

Их преимуществом является то, что они очень легкие.

Однако имеют и несколько минусов:

  • Наличие чувствительности к перетиранию по сравнению с веревочными самостраховками.
  • Отсутствие регулирования длины.
  • Поглощают энергию рывка существенно хуже, чем веревка.

Дейзи чейны различных типов

Ни один вид Дейзи чейнов, по сути, не является самостраховками — так считают изготовители. Основным предназначением Дейзи чейнов является ИТО — это манера лазания в альпинизме, где точки опоры искусственные.

Однако никому это не интересно — очень много альпинистов используют их в качестве самостраховки из-за удобства в использовании.

Если неправильным образом укоротить дейзи чейн, что сделать не так уж и сложно, при нагрузке двести или триста килограммов он разорвется. Если вы правильно его укоротили, но завязали любой узел, он может потерять от тридцати до шестидесяти процентов своей прочности.

По причинам, описанным выше, не желательно использовать дейзи чейны в качестве самостраховки.

Клифы

Так же, как дейзи чейны, не являются самостраховками и созданы специально для ИТО. Их разрывная нагрузка варьируется в рамках от 120 кг у Петцеля и до 300 кг у Метолиуса.

В качестве самостраховки дейзи чейны еще можно приспособить, но с клифами это никак не получится, так как под нагрузкой порвется стропа на пряжке.

Самостраховки для ледового инструментария

Они совсем хлипкие. Их основная задача — не позволить ледовым инструментам падать вниз и могут порваться при нагрузке 200 кг. Резинки можно использовать лишь для ледовых инструментов и ни в коем случае нельзя применять для страховки или самостраховки.

Сравнение разнообразных типов самостраховок из паспорта резинок Гривель

  1. Из окончания главной веревки:
  • Преимущества — безопасность, простая регулировка, нет необходимости в дополнительном снаряжении.
  • Недостатки — область применения ограничена.
  1. Из главной веревки:
  • Преимущества — безопасность, простая регулировка.
  • Недостатки — громоздских размеров, неудобна в снятии.
  1. Из прошитой главной веревки:
  • Преимущества — безопасность, просто снимать и надевать, преимущественно компактнее, чем из куска веревки.
  • Недостатки — невозможно регулировать, длину усов необходимо выбирать тщательно.
  1. Парсел пруссик:
  • Преимущества — относительная безопасность, простая регулировка, просто надевать и снимать, отлично гасит рывок.
  • Недостатки — громоздких размеров, трудно вязать, ус только один.
  1. PAS и ему подобные:
  • Преимущества — относительная безопасность, простая регулировка, просто надевать и снимать, под ногами не путается.
  • Недостатки — плохое поглощение энергии рывка.
  1. Из стропы:
  • Преимущества — легкая, просто снимать и надевать.
  • Недостатки — невозможно регулировать, плохое поглощение энергии рывка, в сравнении с веревкой менее износостойкая.
  1. Дейзи чейн:
  • Преимущества — легкая, просто укорачивать, просто снимать и надевать.
  • Недостатки — не самостраховка.
  1. Клифы:
  • Преимущества — просто и удобно укорачивать.
  • Недостатки — не самостраховка.
  1. Резинки на инструментарий:
  • Преимущества — сами укорачиваются, легкие.
  • Недостатки — не самостраховка.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  1. Можно смело использовать — из окончания главной веревки, сшитые из веревки, из куска веревки.
  2. Осторожно использовать — парсел прусики, из сшитых колечек.
  3. Не рекомендовано использовать — клифы, дейзи чейны, связанные стропы, резинки для инструментария.

В конце хотелось бы сказать, что страховка, как никакая другая деталь техники альпинизма, требует регулярного и постоянного тренинга и внимания. Опытные альпинисты, которые много лет совершают совместные восхождения и отлично владеют приемами техники восхождений, на практике могут никогда не испытать реальную необходимость действий при срыве партнера по связке.

Поэтому необходимо знать порядок действий во время срыва. Кроме того, необходимо уметь надежно и правильно организовывать станцию страховки — качественно использовать рельеф и микрорельеф для осуществления приемов страховки и самостраховки.

Оптимальные усы самостраховки


Общая схема

Изначальная идея была в том, чтобы сделать маленькую внутреннюю инструкция на своем сайте для людей, которые приезжают ко мне на школы, но во время написания объем информации вырос настолько, что получилась целая статья. Все нижесказанное является субъективным мнением автора, в том числе и прилагательное “оптимальные” в названии публикации.

Данная концигурация базовой самостраховки и способы ее настройки были вычислены опытным путем. Диапазон применения охватывает практически все потребности любителя высоты – от работы на закрепленных веревках, до сложного свободного лазания в качестве лидера (очень быстро и легко вывязывается из беседки, компактно собирается и вешается на заднюю полочку, ввязывается обратно при смене ролей или при начале дюльферов).

Данная конфигурация лишена минуса соединения самостраховки и беседки посредством карабина – нет опасности того, что нагрузка придется на защелку карабина.

Усы самостраховки должны быть сделаны из динамической веревки. Удобно использовать тонкую веревку диаметром не более 10 мм.
Усы из тонкой веревки, при достаточной прочности, дают экономию в весе и компактны при переноске “собранной” самостраховки на задней полочке беседки. Я предпочитаю диаметры до 9.2 мм, часто использую веревку-половинку 8.5 мм (спорный момент, но в собранном виде самостраховка принимает размер среднего мужского кулака).

Узлы на концах усов могут быть разные – восьмерка, проводник, баррел (надежный и компактный узел, но после затягивания делает процесс освобождения усов самостраховки от карабинов слишком сложным).
В качестве “обобщающего” узла благодаря своей компактности в данном примере использован проводник.

В зависимости от диаметра, жесткости веревки, от вида узлов, которые буду завязаны, на создание самостраховки уйдет разное количество веревки. При покупке, можно прямо в магазине завязать, не сильно затягивая, желаемую конфигурацию самостраховки – после развязывания будет понятно, сколько веревки было задействовано, купить с небольшим запасом.
После создания самостраховки, оставьте излишки веревки на выходе из узла/узлов на конце усов. После определенного срока использования, полной затяжки узлов и дополнительных регулировок, излишки можно будет отрезать со спокойной душой.

Иногда нужно добавить третий ус, ввязываемый в центральное кольцо беседки полусхватывающим узлом. Если такие ситуации происходят редко, третий ус можно сделать не из динамической веревки, а из подручных средств. Чаще всего это – петля из стропы длинной 60 см.
Ситуации в моем опыте, когда не хватает двух усов:
1. Во время подъема “неспелеологическим” способом (не “грудь-нога” с кролем в груди и свободным коротким усом) по закрепленным перилам, навешенным в стиле SRT. В таком случае третий ус применяется для вщелкивания в точки перестежки, чтобы переставлять зажимы на верхний участок перил без потери страховки двумя “точками” одновременно.
2. При подходе по перилам к станции, особенно – к висячей. В станцию вначале вщелкивается третий ус. Если он сделан из динамической веревки и его длины хватает, на нем можно и остаться. Если это “временная” петля из стропы, нужно снять один из зажимов и в станцию вщелкнуться уже основным усом самостраховки из динамической веревки (короткий или длинный в завсимости от удобства нахождения именно на этой станции), а временный третий ус снять.
3. При подъеме по закрепленной веревке с помощью зажимов и снятии точек страховки на сильном нависании или при сильном траверсе. В таком случае третий ус вщелкивается в оттяжку на точке, что помогает при дальшейших действиях, но это – другая история.

Читать еще:  Как снять шину с велосипедного колеса


Мой постоянный третий ус сделан из репшнура диаметром 7 мм, связанным в петлю узлом грейпвайн. Длина петли примерно 80 см. На петле завязан узел восьмерка. Итоговая длина с завязанной восьмеркой – 60 см. При ввязывании петли третьего уса в центральное кольцо обвязки (полусхватывающим узлом), узел восьмерка не позволяет карабину “гулять” по петле, карабин находится в нужном месте. В случае необходимости, я могу использовать третий ус при создании полиспастов, во время спасработ, или при любых других обстоятельствах, когда на основной веревке нужно завязать схватывающий узел из 7 мм репшрура.

Ввязывание усов в беседку – продеть “петлю самостраховки для ввязывания в беседку” через ножную и поясную петлю беседки, затем продеть в петлю сами усы. Получится полусхватывающий узел.

Размер “петли для ввязывания в беседку” должнен быть таким, чтобы во ввязанном, но не затянутом состоянии, когда узел проводник упирается в изгиб петли – получившаяся петля полусхватывающего узла была по размеру равна центральному кольцу обвязки, либо чуть меньше.
Во время загрузки усов самостраховки, например при подъеме на зажимах или на висячей станции, полусхватывающий узел самостраховки, ввязанной в беседку, стянет ножную и поясную петлю друг к другу. Но во время нахождения без нагрузки, правильный размер “петли для ввязывания в беседку” дает возможность расслабить полусхватывающий узел и получить первоначальный комфорт. Эта проблема также может быть решена, если ножные обхваты имеют пряжки регулировки (или не имеют, но сами ножные обхваты большие), тогда можно сделать ножные обхваты большими по размеру, в таком случае будет комфортно даже в “схлопнутом” положении ножной и поясной петель беседки.

Само центральное кольцо беседки остается свободным для использования со страховочными/спусковыми устройствами.

Если нет необходимости снимать самостраховку с обвязки, базовую конфигурацию можно немного изменить. У меня так сделано на беседке, которую я использую только при пробивке новых маршрутов. Петля для ввязывания в беседку имеет размер, чуть больший чем центральное кольцо беседки, петля ввязана в ножную-поясную петлю беседки напрямую, без полусхватываюего узла. В таком случае, затянувшийся обобщающий узел мешает быстро демонтировать самостраховку, но полностью исчезает эффект схлопывания ножной и поясной петель беседки, после исчезновения нагрузки они автоматически расходятся.

Ключевой момент – длина короткого уса. Она должна быть такой, чтобы при вытягивании уса вверх со средней силой верхушка вщелкнутого в ус карабина доставала до кончика носа. Человек должен стоять с ровной спиной, смотреть вперед, улыбаться. Петля самостраховки, ввязанная в беседку полусхватывающим узлом, не должна быть затянута – ножная и поясная петли беседки не должны соприкасаться. Сильно тянуть не нужно, система обвязка-самостраховка просто не должна иметь слабины. У людей разный рост, этот способ позволяет подогнать длину короткого уса “под себя”. Это базовая примерка, работающая для 80% людей. Всегда находятся те, у кого есть свои специфические предпочтения. В основном правильная длина короткого уса нужна при подъеме способом “рука-нога” (классический способ с двумя зажимами – чаще всего с механическими, когда на коротком усе находится жумар, на длинном – второй жумар с лесенкой-педалькой для ноги).

На мой рост 180-186 см, короткий ус имеет длину 45 см (от “обобщающего узла” до края уса). Длина второго уса может быть произвольной – просто длиннее короткого, в моем случае разница составляет 35 см, больше мне никогда не было нужно – слишком длиный нерегулируемый ус начинает мешать, регулировочная система уса – увеличение сложности, веса и громоздкости всей системы, не оправданная в спортивном альпинизме.

При необходимости кардинально удлинить самостраховку, можно использовать кордалет, завязанный в петлю грейпвайном. Петлю можно использовать в изначальном размере, можно сложить вдвое, в четыре раза, еще более точной регулировки можно добиться, завязав из кордалета парсел-прусик.

При спуске по веревке, я часто размещаю спусковое устройство типа “лукошко” на длинном усе самостраховки, ввязывая его в нужное место узлом стремя. Петля репшнура для завязывания хватывающего узла в этом случае закреплена карабином на центральном кольце беседки. Это нужно, как все знают, для разнесения спускового устройства и схватываюего узла на некоторое расстояние друг от друга для корректной работы спусковой системы.

Второй вариант размещения “лукошка” с помощью описанных выше вариантов самостраховок – сложенный вдвое третий ус самостраховки (из репшнура или из петли из стропы), продетый через центральное кольцо беседки.

Если вы заметили, я стремлюсь использовать как можно более универсальные элементы снаряжения, чтобы сэкономить в весе и не таскать с собой все время что-то специфическое, также такая привычка помогает тогда, когда вы забыли нужное снаряжение – заменить его имеющимся. В итоге все сводится к следующему набору:
– Базовая самостраховка с двумя усами.
– Третий ус из репшнура (полиспасты, спасработы и другое) или петли из стропы длиной 60 см (создание станций, оттяжки, поддержка кроля, сбор снаряжения при ношении через плечо, аварийный схватывающий узел и другое).
– Кордалет длиной 5-7 метров диаметром 7 мм, для кардинального удлинения уса самостраховки. Кордалет- крайне универсальная штука.

Усы самостраховки

Усы самостраховки — второй по необходимости, и важности элемент индивидуального снаряжения для работы на высоте после страховочной системы.

Как и в случае с железом, современная индустрия товаров для высотных работ, уже предлагает множество специализированных устройств под различные специфические нужды. То же можно сказать и об усах самостраховки, коих на рынке сейчас можно легко найти с избытком: верёвочных и тканых, одинарных и сдвоенных, длинных и коротких, амортизированных и нет. В промышленном альпинизме (где работник часто перегружен весом промышленного инструмента и строительных материалов) золотым стандартом давно уже считается связка инерционных систем Petzl ASAP и амортизаторов Petzl ASAP’SORBER. В спортивном скалолазании они практически не встречаются в силу своей специфичности, сложности и относительно большого веса, из-за чего чаще используются более простые, лёгкие и универсальные решения типа Petzl Connect Adjust и их аналогов.

В погоне за чем-то универсальным я решил собрать свои усы самостраховки самостоятельно, и пошел немного дальше обычного отреза динамической верёвки с тремя узлами и двумя карабинами. В результате у меня получилось нечто среднее между спортом и промальпом, но заложенная в данную конструкцию функциональность зарекомендовала себя настолько удачно, что я решил поделиться ею с вами.

Для того, чтобы создать свои усы самостраховки, мне понадобились следующие компоненты:

  • Динамическая верёвка — в моём случае это отрез верёвки Tendon Ambition 10 mm 5 метров в длину, способной удлинятся при рывке, тем самым поглощая часть нагрузки. Для усов самостраховки используйте только динамическую верёвку! Многие крупные магазины продают её не только бухтами по 60-100 метров, но и на метраж, чем советую воспользоваться для покупки необходимого вам количества. Диаметр 10 мм. считаю оптимальным в соотношении надёжностьвес, но, исходя из ваших потребностей, можете использовать и верёвки диаметрами 9,2 — 12 мм. Чем меньше диаметр — тем легче будут ваши усы самостраховки, чем больше — тем дольше они прослужат при постоянном использовании.
  • Карабины — для усов самостраховки вам потребуется три карабина. На фото выше изображены карабины First Ascent Ovalock, но позже два из них я заменил карабинами First Ascent HMS Autolock, которые вы увидите на фото в конце статьи. Если ваши усы самостраховки будут закреплены к одной страховочной системе постоянно, то один из карабинов можно сэкономить, заменив его петлёй верёвки и парой узлов.
  • Прусики — два отреза вспомогательной верёвки Tendon Reep 6mm метровой длины, завязанные узлом грейпвайн в замкнутые петли. С их помощью в дальнейшем вяжутся узлы Прусика для контроля длины усов самостраховки.
Читать еще:  Как научиться нырять

После того как вы соберёте все необходимые компоненты, можно создавать ваши усы самостраховки, для чего вам потребуется выполнить следующие манипуляции.

На одном конце верёвки завяжите узел Бочка (Barrel Knot) и в его петлю вставьте один из карабинов. Если вы ещё не знаете как вязать этот узел — в нашей предыдущей статье мы как раз о нём рассказывали. Следите за тем, чтобы узел был корректным, и выходящий из него конец имел минимум 10 см. запаса длины. Чем сильнее вы будете тянуть за коренной конец верёвки — тем сильнее будет зажиматься вставленный в узел карабин, что делает узел Бочка оптимальным для создания усов самостраховки.

На противоположном конце верёвки завяжите такой же узел Бочка, но на сей раз не спешите встёгивать в него карабин. Вместо этого вытяните из него запас длины коренного конца достаточный для того, чтобы создать большую петлю как на фото выше.

Длины этой петли должно хватать для того, чтобы из неё можно было создать узел Стремя петлями и накинуть его на используемую вами обувь. В последствии эту петлю можно будет использовать в качестве педали для подъёма вверх по верёвке. Запас длины ходового конца, выходящего из узла Бочка и на этом конце также не должен составлять менее 10 см.

Накиньте узел Стремя на ногу и определите удобную для себя длину педали, что позволит вам высчитать место размещения второго карабина.

Прикинув комфортную длину педали, определите место расположения второго карабина. На фото выше он ввязан при помощи узла Восьмёрка витком. В данном месте также можно использовать и узел Бочка. Пускай он и быстро развязывается (зачем его развязывать вы поймёте немного позже), но вот завязать его обратно, особенно имея на конце ещё одну длинную петлю, не всегда быстро и удобно. Потому я всё-таки предпочитаю пока использовать для крепления второго карабина Восьмёрку витком.

После того как вы ввязали в верёвку второй карабин, сложите их вместе для определения середины отрезка верёвки между ними. Этой точкой ваши будущие усы самостраховки будут крепиться к вашей индивидуальной страховочной системе (ИСС).

Возьмите петли из вспомогательной верёвки и завяжите их узлом Прусика недалеко от обоих карабинов. Следите за тем, чтобы узлы грейпвайны на этих петлях были смещены относительно места встёгивания петель в карабин.

Завяжите узел Стремя петлями на центральной точке между карабинами как показано на фото выше.

Встегните узел Стремя и обе петли Прусика в третий карабин. Для этих целей лучше всего подходят карабины овальной формы, позволяющие равномерно расположить три узла, без особых конфликтов между ними. Теперь вы получили основную точку фиксации, которой ваши усы самостраховки будут крепиться к индивидуальной страховочной системе.

Встегните карабин в страховочную петлю вашей страховочной системы. Если вы не планируете использовать усы самостраховки с другими системами, то можно обойтись и без карабина, ввязав узел Стремя и петли-Прусики непосредственно в петлю. Многие предпочитают именно такой способ, аргументируя его тем, что усы самостраховки и система становятся неразрывными, а также вы не используете карабин, который потенциально может раскрыться или перекоситься при рывке. Но это, к сожалению, не мой случай, т.к. я меняю системы, из-за чего приходится перестёгивать и усы самостраховки.

По завершении всех описанных манипуляций ваши усы самостраховки приобретут вид с фото выше. В результате в вашем распоряжении окажутся два регулируемых посредством Прусиков уса самостраховки, и педаль для подъёма. Но давайте подробнее остановимся на использовании преимуществ данной конфигурации усов самостраховки.

Некоторые школы утверждают, что усы самостраховки обязательно должны быть разной длины, некоторые — наоборот, что одинаковой. В данной же ситуации вы получаете два уса самостраховки одинаковой длины, любой из которых в зависимости от необходимости можно укоротить посредством петли-Прусика. Всё что вам необходимо — это просто подобрать необходимую длину, пододвинуть узел вдоль верёвки и нагрузить его. При помощи таких усов вы можете фиксироваться в две независимые точки (анкерные петли, шлямбуры или проушины) где бы они не находились относительно друг друга. При этом вы можете как уравновесить нагрузку между ними, так и сместиться в сторону одной из них, плавно продвинув нагруженный Прусик вдоль верёвки. При необходимости вы даже можете протянуть всю верёвку с одной стороны на другую, просто протянув её сквозь узел Стремя, что позволит вам получить один длинный и регулируемый ус самостраховки.

Помимо собственно самостраховки, данная конфигурация усов также позволяет вам без каких-либо существенных модификаций получить минимальный комплект для подъёма по верёвке. Как видите всё что вам потребуется — это добавить к усам жумар и кроль. Жумар встёгивается в ус с педалью, а кроль — в страховочную петлю системы, после чего вы можете подыматься по верёвке даже в безопорном пространстве, попеременно продвигая жумар и кроль вдоль неё, и используя педаль для переноса веса с одного подъёмного устройства на другое. Как видите, ваша педаль ещё и всегда остаётся соединена со страховочной системой одним из усов, что существенно снижает шансы сорваться, уронить или потерять её.

В дополнение к двум весьма очевидным способам применения усов самостраховки, есть у этой конфигурации и один не столь очевидный, для которого вам, правда, доведётся таки внести в систему кое-какие модификации. Сбросьте узел Стремя и одну петлю-Прусик с центрального карабина, а также развяжите узел Восьмёрку, удерживающую один из карабинов. В результате у вас получиться индивидуальная страховочная система для позиционирования в непосредственной близости от края. Закрепившись к опоре одним из карабинов, вставьте в петлю педали второй карабин и затяните её полностью. Одну петлю-Прусик, оставшуюся на верёвке встегните в центральный карабин — и вы получите один ус самостраховки длиной без малого пять метров, вдоль которого вы сможете свободно передвигаться, фиксируя своё положение посредством Прусика. Такая система, к примеру, выручит вас при вывешивании основной верёвки. Основная прелесть тут состоит также в том, что вы не используете никакого дополнительного снаряжения, а вернуть усы в исходное состояние весьма просто.

Надеюсь мне удалось проиллюстрировать вам основные преимущества данной конфигурации, и убедить вас не отрезать избыток от пятиметрового куска динамической верёвки для получения двух усов самостраховки. Добавив всего пару прусиков и карабинов вы можете наделить свои усы самостраховки доселе недоступными возможностями, что позволит им стать куда более функциональными и универсальными.

Однажды MAD устал собирать полезную информацию о туризме, выживании и снаряжении в блокноты, записывать цитаты на бумажках, добавлять закладки в сети, и откладывать полезные статьи на потом . Вот тогда он и решил запустить SECRET SQUIRREL, на страницах которого Вы сейчас находитесь. Что из этого получилось – судить Вам

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: