Как сделать мотовелик
Самодельный велосипед с мотором
11 минут Автор: Михаил Скворцов 373
Использование велосипеда в качестве транспорта имеет ряд очевидных преимуществ. Он недорог, экологически чист, позволяет поддерживать хорошую физическую форму. С ним любая поездка превращается в приятную прогулку. Ежедневный маршрут из дома на работу и обратно приносит лишь удовольствие, ведь байк позволяет избежать пробок в часы пик и избавляет от необходимости штурмовать переполненные вагоны метро или салоны автобусов.
Но если ваш офис находится в другом конце города, рельеф которого представляет собой сплошные подъёмы и спуски, то лёгкая прогулка превращается в тяжёлый труд, а каждый пройденный метр напоминает вам о муках первых христиан. Когда же, наконец, вы попадаете на работу, то чувствуете себя усталым и измождённым. Ваше тело требует отдыха, а ведь впереди ещё целый трудовой день. Перспектива того, что вечером придётся проделать весь путь в обратном направлении, тоже не способствует поднятию настроения. Если к тому же отсутствует возможность принять душ, то весь день вас будет сопровождать стойкий запах пота.
Что же делать, если расставаться с байком не хочется, но искать работу поближе к дому тоже как-то не с руки? В этом случае можно приобрести велосипед с моторчиком или установить двигатель на уже имеющийся. Промышленно изготовленный вариант не требует доработок, но стоит довольно дорого и часто имеет не слишком привлекательный дизайн. Чтобы снизить себестоимость, производители используют в этих велосипедах дешёвые комплектующие и рамы из хайтена. В результате такой байк весит более 20 кг, и если двигатель по какой-либо причине откажет, передвигаться на нём с помощью педалей будет очень нелегко.
Самодельный велосипед с мотором лишён этих недостатков. В прошлом подобные аппараты были довольно неуклюжими и использовались в основном подростками, но сейчас рынок предлагает широкий спектр решений, с помощью которых можно своими руками превратить обычный байк в высокотехнологичное транспортное средство. Такая переделка не потребует каких-либо серьёзных технических знаний, поэтому стоит остановить свой выбор именно на этом варианте.
Двигатели для велосипедов
Перед началом работ следует определиться с типом силового агрегата, который вы собираетесь использовать. При выборе следует руководствоваться такими критериями, как вес и предпочтительный вид используемого топлива. Основных видов всего два, так что сильно ломать голову не придётся:
- Двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Долгое время бензиновый моторчик оставался единственно возможным решением, доступным для установки на велосипед. Чаще всего это были переделанные бензопилы и газонокосилки. Сейчас найти подходящий малогабаритный двигатель не составит труда.
- Электродвигатель. Ещё совсем недавно он был явным аутсайдером, но появление компактных аккумуляторных батарей высокой ёмкости позволило ему отодвинуть бензиновый мотор на задний план.
Бензиновый двигатель
Использование ДВС позволяет легко развивать значительную скорость, и это обстоятельство часто становится решающим фактором при выборе силовой установки. Однако не стоит забывать, что велосипед остаётся всё тем же велосипедом, и его узлы не рассчитаны на такие высокие нагрузки. Необходимо постоянно следить за его техническим состоянием, иначе он может попросту развалиться в самый неподходящий момент.
Обычно бензиновый мотор устанавливается на багажник или крепится к раме. В обоих случаях для сообщения крутящего момента от двигателя к колесу потребуется передача того или иного вида, что увеличивает сложность и массу конструкции. Не стоит забывать и о весе самого двигателя, а также запаса топлива, который придётся возить с собой. При выходе мотора из строя езда на таком велосипеде с помощью одних педалей будет весьма непростым занятием.
Использование бензина в качестве топлива убивает саму идею о недорогом и экологически чистом виде транспорта. Во время прогулки вместо пения птиц вы будете слышать только треск мотора, а если надумаете хранить велосипед дома, то в вашей квартире всегда будет пахнуть, как на бензоколонке.
Ещё один аспект, который требует пристального внимания, относится не к технической, а правовой стороне вопроса. Во многих странах использование велосипедов, оснащённых ДВС, требует регистрации и наличия прав соответствующей категории.
Совокупность всех этих обстоятельств позволяет смело исключить бензиновый мотор из рассмотрения. В самом деле, зачем в очередной раз «изобретать велосипед» (или мотоцикл), если на рынке и без того полно доступных скутеров и мопедов. Поэтому стоит оставить ДВС в стороне и перейти к рассмотрению второго варианта, который сейчас является приоритетным.
Электрический велосипед
Хотя идея сделать велосипед с электрическим приводом появилась ещё в конце XIX века, уровень развития электротехники не позволял в полной мере использовать её на практике. В начале 90 годов прошлого века произошёл всплеск интереса к подобным устройствам. С тех пор электрический байк занял прочные позиции среди городских видов транспорта, а его популярность с каждым годом только растёт.
Для переоборудования велосипеда понадобятся электродвигатель, аккумуляторная батарея, контроллер, а также приспособления для управления. Всё это можно легко приобрести в магазине или через интернет. Однако перед установкой следует решить, какой вид привода лучше поставить на байк.
Первым делом следует исключить из рассмотрения двигатель с фрикционной передачей, так как его низкая надёжность и недостаточная эффективность не позволяют достичь при его использовании сколько-нибудь приемлемых результатов. Остаётся два варианта: подвесной двигатель и мотор-колесо, и оба имеют свои плюсы и минусы.
Подвесной мотор
У подвесных велосипедных двигателей есть ряд преимуществ. Они поставляются в виде готового комплекта, установка которого своими руками не вызывает никаких затруднений; двигатели легко крепятся на раму или прямо на каретку, имеют небольшие габариты и вес. Существуют также варианты электромотора, интегрированного в кареточный узел. Многие из них позволяют переключать передачи, используя уже имеющуюся велосипедную трансмиссию. В конструкции некоторых двигателей заложена опция рекуперации энергии, существенно экономящая заряд аккумулятора. Мощность таких электродвигателей колеблется в диапазоне от 250 до 2 тыс. Вт, что даёт возможность развивать довольно приличную скорость.
Но у этого решения помимо многочисленных достоинств есть один огромный недостаток – высокая цена, сравнимая по величине со стоимостью заводского электровелосипеда. Если добавить сюда затраты на приобретение аккумуляторной батареи, контроллера и прочих запчастей, то выгода данного варианта становится совсем неочевидной.
Дешёвый транспорт превращается в весьма дорогой, и далеко не каждый согласится пойти на подобные издержки.
Альтернативой заводскому комплекту может стать сборка силового агрегата из доступных запчастей. Часто для этих целей используются двигатели от различной бытовой техники или электроинструментов. Установка такого мотора своими руками может стать нетривиальной задачей, особенно для людей, не обладающих навыками механика. Некоторые из проблем уже упоминались при рассмотрении бензинового двигателя. Во-первых, это увеличенные нагрузки на узлы велосипеда, вызванные повышенной скоростью. Во-вторых, необходимость использования ременной или цепной передачи, что усложняет конструкцию и увеличивает вес.
Трудно посоветовать что-то конкретное тем, кто решился самостоятельно взяться за подобный проект, так как каждый случай индивидуален и зависит от множества факторов. Можно привести лишь несколько общих соображений.
- Для начала следует выбрать подходящий по мощности и габаритам двигатель. Если он должен лишь помогать крутить педали и снижать физическую нагрузку, то подойдёт небольшой моторчик мощностью 200–250 Вт. Если же вы стремитесь к высоким скоростям, то придётся подыскать модель на 350 Вт и выше.
- Затем нужно тщательно продумать крепление двигателя, выбрать для него подходящее место, правильно рассчитать параметры передачи, длину цепи или ремня. Используйте уже известные, хорошо зарекомендовавшие себя решения. Это убережёт вас от серьёзных ошибок, сэкономит время и деньги.
- Не стоит чрезмерно увлекаться и пытаться сделать революцию в технике. Для некоторых людей важен сам процесс технического творчества. Они проводят массу времени, постоянно что-то переделывая и улучшая. Можно с почти стопроцентной уверенностью сказать, что их агрегат, собранный из самых невероятных компонентов, никогда не будет завершён. Такие «франкенштейны» обречены провести всю свою жизнь в гараже, а если и покидают его для испытаний, то едут недалеко и недолго, сразу ломаются и возвращаются в мастерскую для доработки и усовершенствования.
- Уделите особое внимание прочности конструкции. Именно от неё зависит ваше здоровье, особенно если вы собираетесь поставить мощный двигатель.
Мотор-колесо для велосипеда
Самая популярная и доступная разновидность электродвигателя для велосипеда – мотор-колесо. Это устройство лишено многих недостатков, присущих подвесным моторам. Оно представляет собой электродвигатель постоянного тока, вмонтированный прямо в ступицу. Его мощность колеблется в самых широких пределах, что позволяет легко подобрать версию, соответствующую вашим запросам. Оно гораздо дешевле и практически не меняет внешний вид байка. Установка моторколеса не занимает много времени, и с ней легко справится любой, кто умеет читать инструкцию, а для остальных существует большое количество рисунков и видеороликов, детально иллюстрирующих процесс.
Как правило, производитель предлагает два вида поставки: неоспицованный мотор и готовое колесо со спицами и двойным ободом. Первый вариант позволяет вставить двигатель в уже имеющееся колесо, а второй полностью готов к использованию, недостаёт только покрышки с камерой. Обычно в набор также входят контроллер, ручки газа и тормоза, соединительные провода, крепёж и зарядное устройство. Аккумуляторную батарею чаще всего приходится покупать отдельно.
При выборе моторколеса следует обратить внимание на соответствие размеров его втулки расстоянию между ногами вилки или перьями рамы. Если её длина будет больше, то их придётся раздвигать, что крайне нежелательно.
Трансформация простого велосипеда в электрический обычно занимает всего полчаса. Мотор-колесо легко устанавливается как спереди, так и сзади. Можно использовать сразу два двигателя и получить в итоге полноприводный байк. Далее подключается контроллер, батарея закрепляется на раме или подседельной трубе, на руле размещаются ручки газа и тормоза. Затем все эти компоненты соединяются при помощи проводов. Каждый из них имеет индивидуальный разъём, так что ошибиться невозможно. Вот и всё, можно садиться на велосипед и отправляться в путь.
В рамках одной статьи трудно ответить на все вопросы, которые могут возникнуть в процессе установки двигателя на ваш любимый байк. Каждый из перечисленных вариантов переделки имеет свои преимущества и недостатки. Можно лишь отметить, что по таким параметрам, как цена и простота установки, бесспорным лидером является мотор-колесо. Приложите немного усердия и смекалки, и у вас непременно всё получится. В конце концов, вы собираете не машину времени, а всего лишь велосипед с мотором.
Как сделать мотовелосипед своими руками по видео-инструкции
Мотовелосипед — это незаменимый вид транспорта, особенно в городе. Ведь найти выход из бесконечных пробок с помощью такой техники не составит никакого труда. Но это не означает, что в сельской местности устройство не справится с ездой. Напротив, он станет настоящим вездеходом, с помощью которого можно будет за быстрое время оказаться в нужном месте. Тем более, права на его вождение не нужны, поэтому он может стать реальным выходом для тех, кто не смог их получить.
Мотовелосипед своими руками
Отечественный рынок предлагает покупателям мотовелосипед с двигателем типа Д. Однако такие устройства обладают некоторыми недостатками, самым существенным из которых является наличие только одной передачи, из-за чего возможности устройства значительно снижаются. Тем не менее, их стоимость не является слишком высокой, поэтому, как говорится, получите то, за что платите.
Но можно сделать самодельные агрегаты своими руками. Для этого нужны все необходимые материалы. Еще недавно мотовелосипеды были заветной мечтой любого мальчишки. Да уж, в детстве подобные самоделки вызывали массу восхищения. Отличием от обычного велосипеда было то, что такое устройство снабжалось бензиновым двигателем. А ток в цепи можно было создать при помощи обычного триммера для волос. Хотя использование триммера не является обязательным, поскольку заменить его можно любым другим подходящим устройством.
Создать мотовелосипед можно и своими руками, но чтобы это сделать, может понадобиться видео с подобной тематикой. Если же права на необходимое видео защищены, то можно воспользоваться любой подходящей инструкцией.
Инструкция
Итак, для того чтобы сделать такое устройство, нужны:
- велосипед;
- мотор;
- кронштейн;
- самодельная звездочка;
- выхлопная труба;
- топливный бак;
- тормоз для заднего колеса.
Двигатель на велосипед
Сделать мотовелосипед можно, следуя данной инструкции:
- Взять обычный велосипед, на который имеются права собственности. С этой целью не обязательно использовать новое устройство, поскольку идеально подойдет даже и старенький агрегат.
- Чтобы без проблем прикрепить сварную раму, необходимо использовать подготовленный заранее кронштейн.
- На заднее колесо надо установить звездочку, сделать которую можно и самостоятельно.
- Купить выхлопную трубу можно в любом месте. Прикрепляется она при помощи сварки.
- Вместо топливного бака вполне можно взять баллон от сифона для газировки.
- На заднее или переднее колесо можно установить дополнительный тормоз, поскольку устройство становится более быстрым, а обычный тормоз может вовремя не сработать.
- Остается только соединить все детали друг с другом. Для этого может понадобиться специалист, если у самого нет опыта работы с током.
Кроме того украсить полученный мотовелосипед можно при помощи различных поделок из бросовых материалов.
И хотя права на вождение такого вида транспорта не нужны, не забывайте соблюдать права пешеходов и других участников дорожного движения.
Мопед из бензопилы. Советы и рекомендации
Мотоцикл из бензопилы своими руками — выход для тех мужчин, которые не хотят тратится на автомобиль и его последующее обслуживание и которым не нравится крутить педали велосипеда. В таким случае прекрасным выходом из ситуации станет мопед из бензопилы и велосипеда, который вы сможете собрать своими руками в гараже, докупив некоторые необходимые, недостающие детали и запчасти. Сам процесс переделки не отличается особенной сложностью.
Перед началом сборки или при возникновении вопросов, вы всегда сможете обратиться к чертежам и многочисленным видео обзорам, доступным в интернете.
Принцип самодельного мопеда из бензопилы
Как основу для будущего мопеда вы можете выбрать старенький велосипед, в который захотите вдохнуть новую жизнь. Также вам потребуется бензопила, для установки на велосипед мотора. Таким образам, вы получите мотовелосипед, который можете апгредить: перекрасить, установить более широкие колеса, сменить руль и делать другие процедуры, которые сделают ваш самодельный велосипед более похожим на мотоцикл.
Выбор бензопилы на велосипед
Самый важный фактор, по которому нужно выбирать бензопилу для сборки мопеда — мощность силового агрегата. Наиболее подходящей мощностью является 2 лошадиные силы, поскольку меньшей мощности будет недостаточно для начала движения велосипеда. Объем движка должен быть не более 50 см3. Также опытные водители самодельных мопедов рекомендуют выбирать движки со старых мопедов или газонокосилок.
Что нужно, чтобы сделать мопед из бензопилы и велика?
В большинстве своем, преобразование велосипеда в мопед своими руками путем прикрепления к нему мотора от бензопилы не требует особенных навыков слесаря или инженера. Если вы новичок в этом деле, то вам помогут многочисленные чертежи мопеда из бензопилы, а также обучающие видео обзоры. Также, не у каждого мужчины в гараже найдется все необходимое для того, чтобы сделать своими руками мотовелосипед из бензопилы. Поэтому перед сборкой рекомендуется изучить список нужных деталей, крепежей и запчастей и купить недостающие элементы.
В магазинах специальных товаров вы можете найти целые комплекты, в состав которых входит уже готовый к установке двигатель, крепежи и другие детали, которые необходимы для трансформации велосипеда в мопед. Данный набор существенно облегчит процесс сборки мотоцикла, поскольку отпадает необходимость подбирать двигатель, подходящей мощности, крепежи, аккумулятор, передаточный ремень, трос и т.д.
Говоря об инструментах, то вам очень необходимы будут все популярные виды составляющих набора автомеханика: отвертки, плоскогубцы, ключи, кусачки и т.д.
Инструкция по сборке и чертежи самодельного мопеда
Во-первых, мы сперва разберем наиболее простой и доступный вариант того, как сделать мопед из бензопилы с фотографии выше. При сборке часто возникает вопрос, как поставить мотор от бензопилы на велосипед. Важно, чтобы он был надежно прикреплен и не двигался во время езды. Для данного вида самодельного мотоцикла нужно закрепить хомутами следующие детали на определенных местах:
- аккумулятор устанавливается на верхней трубе;
- сам веломотор из бензопилы крепится на пересечении нижней передней и подседельной труб;
- бак для заправки топливом — около двигателя.
Следующим шагом переделки будет создание и установка шкивов на велосипед. Они нужны для того, чтобы работа двигателя провоцировала вращение заднего колеса. Как правило, для шкивов используют колеса с внешним барьером, размер которых примерно как компакт-диски.
При подборе колесиков берите во внимание прочность и надежность как самого материала, так и креплений. Для установки шкивов переднее колесо крепится к валу мотора, а второй шкив — на втулку заднего колеса. Далее вам нужно надеть ремень на шкивы. Иногда вместо ремня мужчины используют цепь. В этом случае шкивы заменяются цепью, а принцип ее установки никак не отличается.
Дело осталось за малым — подключение двигателя. Сперва соединяется мотор с аккумулятором, а затем собирается зажигание. Для этого нужно тормозную ручку установить на руле и соединить ее тросом с двигателем.
Если же говорить о более сложном варианте, то в результате вы получите самодельный транспорт, наиболее похожий на настоящий мотоцикл. Основные отличия от предыдущей конструкции заключаются в более надежной и прочной раме, более широких колесах, которые можно снять со старого мопеда, наличии амортизации и установке движка с бензопилы.
Наиболее удобным местом для двигателя станет отдельная площадка, приваренная внизу рамы. Туда же можно поместить и топливный бачок. К двигателю также присоединяется выхлопная труба. Что касается аккумулятора то владельцы самодельных мопедов рекомендуют расположить его ближе к рулевой. Следующим шагом будет также трансмиссия и подключение двигателя. Все нюансы как правильно сделать мотоцикл из бензопилы своими руками вы сможете посмотреть на видео.
Советы и рекомендации
Многие пользователи настаивают обращать внимание на то, как держится ремень на колесах. Степень его закрепленности влияет на передачу усилия от двигателя, а, следовательно, и на процесс езды. Цепь является более надежной и долговечной деталью, но не забывайте, что при использовании цепи на самодельном мопеде применяются шестерни вместо шкивов.
Двигатель, который вы достали из бензопилы должен быть полностью исправен. В противном случае, потратьте немного больше времени на сборку мопеда своими руками и переберите движок. Постарайтесь исправить вышедшие из строя детали или вовсе заменить их на новые.
Видео как сделать мопед из бензопилы своими руками
Отзывы о самодельном мотоцикле из бензопилы
Многие мужчины, когда хотят усовершенствовать обычный велосипед задаются вопросом, как сделать велосипед с мотором от бензопилы? Ответ очень прост: для этого необходим исправный двигатель, вышеперечисленные детали, терпение, чертежи и свободное время. В результате, как гласят множество отзывов, вы получаете удобное и маневренное транспортное средство, которое не требует больших денежных вкладов и сложного
обслуживания.
Олег, 67 лет, Ростов
“У меня много старых бензопил и мне всегда были интересны собственноручные переделки. Два года назад решил сам удостоверится, что можно собрать самокат с мотором от бензопилы своими руками и получить при этом работающий мопед на ходу. Взял бензопилу “Дружба”, колеса от старого мотороллера, раму от мопеда и еще некоторые детали по списку. Пришлось потрудиться над чертежами, но получилось неплохое транспортное средство при минимальных затратах. Скорость, конечно, не гоночная, да и шума многовато. Но, в целом, удобно и интересный опыт.”
Игорь, 32 года, Херсон
“Было много свободного времени и решил собрать своими руками мотовелосипед. Прочитал пару статей, изучил строение и построил у себя в голове план, как сделать мотовелик из бензопилы. Купил необходимые запчасти и детали для самоката, нашел чертежи, подключил к работе старшего сына и за неделю собрали крутой мотоцикл. Самодельный мопед ездит достаточно быстро, всегда можно его еще как-то улучшить потому что знаешь полностью его конструкцию.
Достоинства: маневренность, низкие денежные затраты, удобство управления и обслуживания.
Недостатки: нужно потратить немало времени на сборку, много шума.”
Самодельный электрический мотовелосипед мощностью 15 л.с.
В статье рассмотрен пример создания мощного мотовелосипеда, работающего на электроэнергии. В качестве двигателя здесь используется силовой агрегат мощностью 15 лошадиных сил и рабочим напряжением 48В. В качестве основы был взят пляжный круизер фирмы Felt. Эта модель была выбрана потому, что для самоделки требовался крепкий велосипед с правильными формами, на котором бы можно было разместить все необходимые элементы. Можно использовать и другой велосипед, главное, чтобы рама имела нужную прочность и изгиб.
Первостепенной целью было размещение центра тяжести как можно ниже к уровню дороги.
Материалы и инструменты для самоделки:
– электромотор Briggs and Stratton;
– в качестве контроллера для двигателя Alltrax AXE 300А;
– ручка газа (Magura 0-5K Ohm);
– аккумуляторные батареи 4х12В, 21А/ч (кислотно-свинцовые, герметичные);
– цепь для мопеда #35;
– дисковый тормоз типа Avid Bb7 160 мм;
– ведущая звездочка на 13 зубьев;
– ведомая звездочка на 66 зубьев;
– крупный выключатель;
– предохранитель на 300А;
– опора для двигателя (из нержавеющей стали с диаметром в 21 см, устанавливается вместо каретки).
Ну и конечно будут нужны гаечные ключи, сварка, режущий инструмент и так далее.
Процесс модернизации велосипеда:
Шаг первый. Замена вилки
Родная жесткая вилка была снята с велосипеда. Вместо нее установлена вилка с амортизатором фирмы Manitou.
Поскольку в оригинальной версии велосипеда был установлен ножной тормоз (включается, если крутить педалями назад), в районе дропаутов понадобилось изготовить специальное крепление для установки дискового тормоза. Чтобы вырезать необходимый кусок стали, использовалась ножовка. Далее понадобился сверлильный станок, чтобы просверлить необходимые отверстия для крепления тормозной системы.
Шаг третий. Задняя втулка
В качестве задней втулки использовалась двойная передняя. На ней имелись стандартные для маунтинбайков места крепления под 6 болтов. В итоге в звездочке было просверлено 6 отверстий именно так, чтобы она подходила под эти 6 болтов. Очень важно точно расположить втулку, ротор тормоза и звездочку на одной оси.
Крепление тормоза приваривается, колеса прикручиваются к втулкам. Верхнее перо рамы понадобилось отогнуть таким образом, чтобы за него не цеплялась ведомая звездочка и цепь.
Шаг четвертый. Крепление для двигателя
Крепление под двигатель сваривается из листов нержавеющей стали. Оно вваривается на место каретки. Само крепление находится в кольце, это кольцо было сделано из куска фонарного столба. Ширина кольца составляет 11 см, а диаметр 21 см. Учитывая размеры двигателя, зазор составляет всего 3 мм. Чтобы поток воздуха мог охлаждать двигатель, кольцо было просверлено на сверлильном станке. Здесь важна точность, так как при перекосе цепь будет постоянно слетать.
На этом же этапе устанавливаются подножки. Крепления подножек сделаны из пары осветительных стоек, которые автор сварил вместе. Что же касается самих подножек, то здесь подошли алюминиевые пеги для ВМХ.
Шаг пятый. Доработка рамы
Заводской держатель седла автор снял с велосипеда. Затем его укоротили и приварили к верхним перьям рамы над задним колесом. Чтобы повысить прочность конструкции, была установлена усилительная вставка.
На подседельную трубу надевается резиновый колпачок, а седельный хомут разворачивается.
Аккумуляторы удерживаются при помощи специальных лотков, изготовленных из алюминия. Лотки приклепывают друг к другу, а затем фиксируют с помощью болтов к правой и левой панели. В центре можно увидеть переключатель питания. Чтобы к контактам переключателя можно было легко добраться, панели автор изготовил асимметричными.
Контроллер находится под верхней трубой и установлен вверх ногами, при этом его контакты развернуты назад.
После установки всех необходимых элементов и подключения проводов, велосипед прошел тестирование. По словам автора, разгонялся он довольно интенсивно, при этом его максимальную скорость никто не замеривал. По оценкам он должен ездить со скоростью порядка 80-ти км/ч.
Установленный контроллер имеет довольно гибкие настройки, его можно подключать к компьютеру при помощи RS-232 и корректировать динамику разгона, а также есть возможность следить за статистикой.
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных