52 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грузовой велоприцеп

Грузовой прицеп для велосипеда

Велосипед сам по себе является уникальным средством передвижения, но его малая грузоподъемность для многих велолюбителей иногда становится насущной проблемой. Однако сегодня на рынке можно найти множество дополнительных аксессуаров, облегчающих жизнь велосипедистам. Так, для перевозки груза тяжелее десяти килограммов можно приобрести отличного помощника – комфортный велоприцеп. Данное средство отлично подходит для поездок на дачу, рыбалку, в магазин или велопоход.

Стоит отметить, что отечественным велолюбителям вполне успешно удается и самостоятельно мастерить разнообразные тележки для перевозки грузов на велосипеде. Иногда велосипедисты решаются на такой шаг, чтобы сэкономить, а иногда чтобы удовлетворить свое желание – создать что-то собственными руками. Купить готовую конструкцию или смастерить ее самостоятельно – каждый должен решить для себя сам.

Грузовой велоприцеп и его конструкция

Поскольку велоприцеп предназначен для перевозки тяжелых, но малогабаритных грузов, его конструкция должна отличаться максимальной прочностью. Но вместе с тем велоприцеп должен быть легким и маневренным. Также важно, чтобы в случае какой-либо поломки владелец данного приспособления мог самостоятельно устранить проблему, поэтому конструкция велосипедного прицепа должна быть незамысловатой и понятной простому человеку.

Грузовой велоприцеп может представлять собой как цельную, так и сборную конструкцию, дополнительно оснащенную чехлом из водонепроницаемого полипропилена. Данные устройства движутся относительно оси велосипеда, тем самым обеспечивая надежность и безопасность при езде по грунтовой проселочной дороге, даже с учетом полной загрузки прицепа.

Грузовые прицепы позволяют перевозить до 50 кг груза, а иногда и до 70 кг. Одна из самых грузоподъемных моделей – велоприцеп Y-Frame, в котором можно транспортировать до 90 кг, при этом сам он отличается легкостью и практичностью.

Неоспоримым достоинством грузовых прицепов для велосипедов является удобство во время длительных поездок. Это идеальный вариант для велопутешествий, поскольку имеется возможность взять с собой все необходимое.

Виды велоприцепов:

  • двухколесные;
  • одноколесные. В основном используются для туристических поездок. Одноколесный велоприцеп является более маневренным и позволяет без проблем проехать по узким тропам и дорожкам.

Три базовые составляющие велосипедного прицепа:

  1. Рама, которая в стандартном виде представляет собой конструкцию, состоящую из косых крепежных отвесов и выровненной оси для колес. Рама велосипедного прицепа обязательно должна отличаться прочностью и надежностью. Как правило, ее изготавливают из алюминиевого или стального профиля.
  2. Платформа, основная задача которой выдерживать нагрузку. Чаще всего ее изготавливают из пластика, МДФ или фанеры. При выборе прицепа следует сопоставлять материал, из которого выполнена платформа, с погодными и дорожными условиями, в которых будет эксплуатироваться устройство. Например, некоторый материал может размокать от излишней влаги.
  3. Система крепления прицепа к велосипеду, которая является одной из важнейших деталей велоприцепа. От качества выполнения данной составляющей зависит маневренность и функциональность всего устройства.

Сегодня на рынке представлено большое разнообразие моделей грузовых прицепов для велосипедов. Выбирая себе такого помощника, следует отдавать предпочтение уже проверенным и известным производителям. Грузовой прицеп может быть специального назначения (например, для перевозки доски для серфинга) или универсальным, некоторые модели могут трансформироваться в ручные тележки и т. д.

Одним из ярких представителей данного сегмента является прицеп фирмы Burley Travoy, на котором можно перевозить груз до 27 кг. К достоинствам данного прицепа можно отнести то, что он легко отстегивается от велосипеда и может выполнять функции магазинной тележки. К тому же прицеп легко складывается до размера чемодана, что упрощает его хранение.

Грузовой прицеп своими руками

Конструкция грузового прицепа достаточно проста и лаконична. Как правило, это короб из МДФ или фанеры, в который ничего кроме бортов выбранной высоты не монтируется.

Если вы решили все-таки создать грузовой прицеп своими руками, то для начала нужно подготовить материалы и создать чертежи. Благо сегодня в сети Интернет можно найти массу чертежей велоприцепов разного размера и конфигурации, и чтобы получилось устройство, достаточно следовать рекомендациям и тщательно подбирать размеры.

Выбирая материал для рамы, лучше отдавать предпочтение более легкому и прочному варианту — алюминий или титан, благодаря которым достигается максимальная жесткость всей конструкции. Для изготовления дна прицепа можно выбрать МДФ или толстую фанеру, но лучшим вариантом для дна грузового велоприцепа является прочная корзина.

Для соединения прицепа с велосипедом используется металлическая трубка, на конце которой имеется специальная конструкция – дышло.

Предлагаем ознакомиться с видео, как сделать велоприцеп своими руками:

Советы по эксплуатации грузовых прицепов для велосипедов

В процессе использования велоприцепов специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

  1. Не перегружать прицеп. Для любого грузового прицепа оптимальный груз не должен превышать 50-60кг. Перегрузка сказывается отрицательно не только на раме велоприцепа, но и на самом велосипеде (ускоряется износ шин, деформируются обода).
  2. Во время поездки с прицепом следует учитывать увеличившиеся габариты транспорта. Чтобы чувствовать себя более уверенно в дороге, желательно перед длительной поездкой совершить несколько пробных заездов.
  3. Прокладывая маршрут для передвижения, лучше выбирать асфальтированные или плотные грунтовые дороги, поскольку по мягкой и рыхлой почве прицеп едет очень сложно, в равной степени, как и в гору.

Велосипедные прицепы: предназначение и виды

7 минут Автор: Михаил Скворцов 152

Собственно, на вопрос, «зачем нужен велоприцеп», ответить очень легко. Он необходим для перевозки. А вот чего – грузов, сумки, ребёнка или взрослого пассажира – отдельный вопрос.

Сейчас чаще всего можно встретить материалы о туристах с дополнительными тележками, но это далеко не единственное их применение. Ведь существует множество, зачастую самодельных, грузовых изделий, а рынку небольших детских «домиков» на колёсах ещё предстоит вырасти. Серьёзная «угроза» разнообразию промышленных моделей – это традиция механиков изготавливать подобные аксессуары своими руками.

Во многих случаях он просто необходим – ведь на раму велосипеда редко можно безопасно взвалить 20-30 дополнительных, относительно райдера, килограмм, а уж про крупногабаритные грузы можно забыть. Правда, если у вас неспециализированный грузовой велосипед, но о них – в другой статье.

Читать еще:  Окружность колеса 26 дюймов

Виды велоприцепов

Как уже было сказано, существует несколько видов велоприцепов. От вида зависит его конструкция, материалы и стиль использования. Специализированные производители сосредотачиваются на одном модельном ряде, например, только на детских типах, а производители, у которых прицепы – лишь один из типов продукции, как, например, topeak, выпускают во всех линейках по 1-2 модели.

Есть и уникальные модели, например, сделанные по аналогии с мотоциклетными, боковые прицепы – необычные и тяжёлые в эксплуатации, но любимые журналистами и некоторыми звёздами. Самые же необычные модели – это самодельные изделия, форму и вид которых невозможно предугадать, даже если создавались они не передовым дизайнером, а обычным деревенским механиком. Чертежи, как сложных фабричных изделий, так и сделанных с умом самоделок, можно найти в интернете.

Детские

Детский велоприцеп используется, как это можно предположить из названия, для перевозки детей. На самом деле, в этом классе есть два подкласса:

  • трейлер – закрытая «кабина», в которой ребёнок едет как полноценный пассажир, защищённый от внешнего мира рамками и тканью;
  • полуприцепы – детские модели, представляющие собой полноценный велосипед, рама которого продолжается вперёд и превращается в дышло, так что ребёнок, чувствуя себя настоящим велосипедистом, держится сам и получает намного больше удовольствия.

Несмотря на обилие интересных моделей, широкого распространения велоприцепы для детей пока и не получили, да и вряд ли получат, ведь кроме, действительно, большого веса, главный минус таких конструкций в том, что ребёнок практически не защищён от внешних воздействий. Он остаётся позади велосипедиста без присмотра, что очень опасно.

Грузовые

Грузовые велоприцепы – скорее всего, самый распространённый тип велоприцепов, правда, не столь популярный в магазинах и интернете. Дело в том, что грузы на велосипедах перевозят постоянно, но обычно это происходит в деревнях и странах третьего мира, где большинство потенциальных покупателей изготавливают велоприцеп своими руками.

Тем не менее, на рынке есть интересные модели грузовых прицепов. Несмотря на простоту, прицеп позволяет увезти до 80-100 килограмм негабаритного груза, что может предложить не каждая машина, а уж о простоте и надёжности конструкции нечего и говорить. Примером «старого доброго» изделия может служить велоприцеп «Пчёлка», выпускаемый в Саранске уже много десятилетий.

Туристические

Звёзды дальних велопоходов – лёгкие и высокотехнологичные велоприцепы для туристов. Фактически, это те же самые грузовые модели, правда, с некоторыми доработками:

  • резко облегчённая конструкция;
  • легко монтируемая сцепка;
  • надёжные компоненты.

Выделяют несколько направлений по конструкциям туристических вело прицепов:

  • «Дополнительное колесо» – достаточно молодой вариант компоновки, когда устройство представляет собой колесо, над которым крепится рама, подобная багажнику. При минимальном весе такая конструкция позволяет перевозить большой вес в стандартных велосипедных сумках, добиваясь эффектной унификации аксессуаров.
  • «Площадка» – туристический аналог грузового велосипедного прицепа, плоская площадка с рамками и креплениями для складывания любого груза, обычно – рюкзаков и сумок. Почти всегда поставляется в комплекте с кожухами и тентами для защиты груза от воды и грязи на дорогах.
  • Подвес – специальная рамка, на которую подвешиваются ёмкости, рюкзаки, дополнительные сумки. Обычно является частью комплекта из специализированного рюкзака и велоприцепа для него же.

Туристические велоприцепы очень легки, манёвренны и набирают сейчас большую популярность, ведь с ними дальние поездки становятся намного удобнее, чем с тяжёлыми «велоштанами» или со всем весом за собственными плечами. В данном классе редко можно встретить самодельные прицепы.

Плюсы и минусы

Велоприцепы не стали, да и не станут, пожалуй, стандартом для каждого райдера, поэтому особенно важно понимать, как сделать выбор между прицепом и другими способами перевозки грузов. В этом поможет знание конструкции и поведения этих механизмов на дороге.

Особенности конструкции

Стандартный набор элементов конструкции:

  1. Сцепное устройство – то, чем крепится прицеп на велосипед. Выделяют три типа сцепных устройств:
    • под гайку – на ось заднего колеса велосипеда;
    • под седло – при специальной длинной тяге (дышло) крепление устанавливается на подсидельный штырь. Достаточно опасно, так как сильно влияет на равновесие райдера;
    • за раму – на задний треугольник рамы устанавливаются специальные зажимы, к которым и цепляется весь механизм.
  2. Тяга – она же дышло, изогнутая или прямая труба, заканчивающаяся сцепным устройством.
  3. Платформа – основная часть, на которой размещаются вещи. В зависимости от типа и назначения, может быть трейлером, подвесной решёткой или иной конструкцией.
  4. Ходовая часть и колёса – опять же, зависят от конструкции, но отвечают за то, как двигается велоприцеп.

Бывают и дополнительные детали прицепов для велосипедов, например, средства поворота, световая индикация, дополнительные тормоза и даже электродвигатели, передающие силу энергии движения велосипеду.

Динамика на дороге

Главное на велосипеде – безопасность, а она зависит от того, как велосипедист двигается, и от его заметности.

На заметность влияет удлинение всего движущегося объекта – с иными конструкциями это ещё одна длина велосипеда, болтающаяся сзади практически без контроля. Для того чтобы увеличить заметность сцепки, на площадку и колёса устанавливают дополнительные фары, светоотражающие полосы и делают кожухи из ярких материалов.

На физику движения прицеп для велосипеда тоже влияет достаточно сильно:

  1. Радиус поворота должен быть увеличен – велосипед с прицепом вдвое длиннее.
  2. Силы расходуются на порядок быстрее, особенно замедляется набор скорости в горку, усилий поглощается намного больше – это может сделать передвижение весьма затруднительным.
  3. Торможение так же затрудняется, и на некоторых прицепах даже пытаются установить дополнительные тормоза.
  4. Габариты прицепа могут мешать передвижению по узким обочинам и тротуарам.
  5. Прицепы не предназначены для движения по пересечённой местности – с грузом они просто увязают и не дают двигаться дальше.
Читать еще:  Вейвборд что это такое

Заключение

Велоприцеп – не обязательный аксессуар, но часто используется, когда на самом деле нужен: в дальних туристических заездах и при перевозке громоздких и тяжёлых вещей. Далеко обходя по эксплуатационным качествам багажники и специализированные сумки, прицеп к велосипеду может стать лучшим другом велосипедиста, правда, за достаточно внушительную цену. Из-за редкости изделия и небольших партий цены на прицепы остаются весьма высокими.

Велоприцеп: грузовой велосипед, прицеп для велосипеда своими руками

Велоприцеп – сделай велосипед грузовым!

Живут на земле умельцы, что называется на все руки, которые способны самостоятельно собрать велосипед. О качестве в таком случае говорить не приходится, хотя бывает разное. Но тем не менее, собственноручное изготовление чего бы то ни было – отличный опыт, который никому не помешает. Например китаец Kevin Cyr спроектировал, а затем и собрал целый дом на колёсах. Кемпер байк. Представлен он был публике в апреле 2008 года. Но серийных образцов пока никто не выпускает, сами понимаете почему. )))


Грузовой велосипед может понадобиться всего несколько раз в жизни, однако пусть он лучше будет, чем придется его внезапно искать позже. Данная конструкция будет незаменима для перевозки некоторого количества груза, который не перенесешь руками, но и автомобиль для этого использовать крайне невыгодно и затратно. Далее предлагаем посмотреть видео. В нём наглядно показано как сделать простой грузовой велосипед из обычной старой «Украины». Всё сделано при помощи болкарки и сварочного аппарата. Не понадобились даже токарные работы.

Велоприцеп – штука полезная. Одна из коммерческих компаний выпускает пользующиеся популярностью велоприцепы «Пчёлка» и «Пчёлка 2». Однако прицеп для велосипеда можно сделать своими руками. Его конструкция достаточно простая и включает в себя несколько обязательных компонентов: платформу размером 70 на 100 сантиметров, крепежные кронштейны, рама с колесами и место крепления к велосипеду.

Для изготовления велоприцепа вам понадобятся следующие инструменты: болгарка с дисками двух типов – отрезным и шлифовальным, сверло с электроприводом и насадками различного диаметра, сварочный аппарат, маска, перчатки для безопасны работ, линейка, карандаш для нанесения разметки, стальные трубы малого и дюймового диаметров, а так же полосы шириной до тридцати сантиметров, молоток, болты для закрепления конструкции (их диаметр зависит от диаметра сверл, выбранных для работы), шаровой шарнир, шпильки с резьбой, два колеса, собственно сама платформа (она может быть как деревянной, так и из других материалов).

Металлическая рама для велоприцепа может иметь простейшую конструкцию с косыми крепежными отвесами и выроненной осью для колес. Чертеж для ее изготовления вы всегда сможете найти в сети Интернет или при наличии способностей создать самостоятельно. Для того, чтобы все получилось что называется с первого раза, необходимо делать очень четкие замеры и руководствоваться принципом «семь раз отмерь и один раз отрежь». Очень важный момент – система крепления прицепа к велосипеду. В простонародье ее называют дышлом. Это своего рода узел, изготавливаемый из квадратной трубы в два дюйма. Далее приводим несколько чертежей для самостоятельного изготовления этого девайса.

Сама платформа для велоприцепа должна быть в одночасье легкой и прочной, чтобы с ее помощью можно было транспортировать тяжелые предметы и грузы. Чаще всего используется МДФ – материал прочный на излом и в то же время отличающийся малым весом. Единственный минус этого материала – он легко впитывает воду и разрушается под ее воздействием. Но современный рынок предлагает и МДФ с водоотталкивающим покрытием. В сущности, это решает все проблемы.

Велоприцеп собственного изготовления – вещь весьма удобная. Вы можете самостоятельно определить размеры и форму прицепа, который будет отвечать вашим потребностям. В конце-концов, после того, как вы создали велоприцеп, вы можете испробовать себя в роли мастера-изготовителя экспериментальных велосипедов – это всегда очень интересно, а в перспективе еще и невероятно прибыльно!

Видео: Простой прицеп для велосипеда, без сварки!

Видео: Прицеп-тележка для велосипеда. Классная самоделка

Видео: Как сделать грузовой прицеп для велосипеда своими руками

  • Полезное пространство — длина 128 см. ширина 101 см. высота 40 см.
  • Габариты — длина вместе с дышлом 196 см. ширина 142 см. высота 73 см.

Нагружал непосредственно дышло и сцепной узел 70 кг. (при реальной эксплуатации такого веса никогда не будет) сцепной механизм выдержал. Максимальный перевозимый мною груз составлял около 90 кг.

Велоприцеп как альтернатива велобагажнику

В одной из прошлых статей мы выяснили, какие багажники можно использовать в велотуризме, как они крепятся к велосипеду и что делать, если велосипед не предназначен для их установки.

Основными ограничениями при установке багажника на такой велосипед была его небольшая грузоподъемность, отсутствие штатных креплений и большие нагрузки не заднюю подвеску, которая мягко сказать, на них не рассчитана.

Так есть ли альтернатива велобагажнику?

Оказывается, есть, и уже довольно давно применяется как заграничными, так и отечественными велотуристами.

  • Зачем нужен велоприцеп
  • Какие бывают велоприцепы
  • Особенности езды с прицепом
  • С каким велосипедом использовать
  • Преимущества перед велобагажником
  • Недостатки

Зачем нужен велоприцеп, думаю, долго объяснять не нужно – для перевозки тяжелых (или неудобных) грузов на большие расстояния в длительном путешествии. Центральное слово тут – длительном.

Если путешествие ожидается короткое, вполне можно ограничиться установкой велобагажника.

Также он пригодится тем, кто не имеет возможности или желания по каким-то причинам устанавливать велобагажник.

А также любителям велотуризма, берущих с собой детей.

Какие бывают велоприцепы

Разделим их на виды по назначению:

Грузовой, как видно из названия, служит для перевозки больших тяжелых и неудобных грузов.

Читать еще:  Спицовка колеса 36 спиц

В принципе он может использоваться в походных целях, но более часто им пользуются рыболовы, дачники и жители сельской местности.

Если нужно перевезти с рынка пару мешков картошки, доставить домой оцинкованную трубу или не совсем трезвого товарища, такой прицеп будет как раз кстати.

Грузоподъемность его может достигать 100 килограммов.

Он обычно представляет собой капитальную сварную конструкцию, состоящую из платформы с колесами по бокам. Платформа часто оборудована бортами, тентом, фонарями, отражателями.

Вес прицепа 10 – 20 килограммов.

Что касается маневренности, то она конечно больше маневренности автомобильного прицепа, но сильно уступает туристическому велоприцепу.

Туристический велоприцеп предназначен для решения туристических задач.

На нем конечно можно и картошки с рынка привезти, но, во-первых не каждый из них для этого подойдет, а во-вторых это, по-моему, кощунство.

Лучше использовать его по назначению, для перевозки туристического скарба.

По сравнению с грузовым, обладает меньшей грузоподъемностью, которая часто не больше 20-30 кг, хотя бывают и до 50.

Конструктивно могут отличаться друг от друга. Это может быть и простое колесо с велоштанами, прикрепленное сзади к велосипеду и более серьезная рамная конструкция, с собственной подвеской емкостью для вещей и световыми приборами.

Туристические прицепы приспособлены для более активного передвижения, маневренны и легки, имеют лучшую проходимость. Для снижения трения о дорогу и повышения маневренности практически всегда имеют только одно колесо.

Вес их варьируется в среднем от 3 до 10 килограммов.

За счет низкой посадки и небольшой ширины, они плохо различимы на дороге для проезжающего транспорта, потому, для повышения заметности, на них часто устанавливают сигнальные флажки.

Детский велоприцеп используется для перевозки детей. Многие родители увлекающиеся велотуризмом часто берут с собой в путешествие собственных чад.

Такие прицепы, в зависимости от возраста буксируемого ребенка можно разделить на: полуприцеп и трейлер.

Полуприцеп – это, грубо говоря, половина велосипеда. Вместо передней вилки у него имеется штанга, являющаяся продолжением рамы, которая через кронштейн крепится к ведущему велосипеду.

В состыкованном виде получается подобие тандема с раздельной рамой.

Задняя часть у полуприцепа полноценная: с подвеской, трансмиссией и позволяет ребенку также участвовать в движении при помощи мускульной силы.

Трейлер используется для перевозки маленьких детей: одного или двух.

Конструктивно выполнен в виде двухколесной тележки, оборудованной креслами, ремнями безопасности, снаружи имеющей защитный кожух. В комплекте с трейлером идет тент с москитными сетками.

Кожух изготавливается из дышащего, водонепроницаемого материала, для вентиляции предусмотрены окна.

На раму трейлера часто установлены амортизаторы и сигнальные фонари-светоотражатели.

К велосипеду крепится сзади, при помощи штанги, а некоторые модели могут крепиться кроме того и спереди.

Встречаются также самоходные прицепы.

На раму прицепа установлены электромотор и аккумулятор, мощности, и заряда которых, хватает на пару десятков километров при скорости до 30 км/ч.

По ровной дороге на таком составе отпадает необходимость крутить педали.

Регулятор скорости выносится на руль.

Кратко о креплениях.

Для крепления к велосипеду в основном используются три варианта:

  • через карданный кронштейн, хомутом к подседельному штырю;
  • через фаркоп, прикрепленный к втулке заднего колеса;
  • через фаркоп или кронштейн к отверстиям в дропауте.

Особенности езды с прицепом

При буксировании прицепа нужно помнить, что теперь длина велосостава стала больше и поворот нужно проходить с учетом этого, немного увеличивая его радиус.

На ровной дороге проблем с буксированием не возникает. Прицеп практически не чувствуется, а потому не мешает движению и управлению велосипедом.

При движении по пересеченной местности наличие прицепа начинает проявляться в большей мере. На подъемах становится тяжелее крутить педали, на спусках приходится своевременно притормаживать.

За счет того что ширина прицепа немного больше ширины велосипеда, могут возникать сложности при движении в узких местах: на заросших тропах, вдоль бордюров и велодорожек в городе и т.д.

На пересеченной местности с рыхлой землей или песком проходимость велосостава падает. Он быстро грузнет, что снижает его мобильность.

И, конечно же, все препятствия которые мы раньше преодолевали не слезая с велосипеда (ямы, канавы, бревна), теперь придется преодолевать ногами, перетаскивая велосипед и прицеп.

С каким велосипедом использовать

В принципе использовать прицеп можно с любым велосипедом, но больше всего он пригодится для таких случаев:

  • у Вас двухподвес, на который установить обычный багажник проблемно (решение есть тут);
  • у Вас велосипед, который не хочется допиливать, доваривать и досверливать;
  • у Вас велосипед с установленным на задний багажник детским креслом, а нужно куда-то приткнуть велорюкзак (или наоборот);
  • при планировании путешествия оказалось много вещей, которые не умещаются в велорюкзак.

Преимущества перед велобагажником:

  • центр тяжести прицепа смещен вниз, потому вес груза меньше влияет на устойчивость и управляемость велосипеда;
  • бОльшая грузоподъемность;
  • меньшая нагрузка на подвеску велосипеда, а соответственно меньший ее износ;
  • пусть прицеп сложно переносить, зато его просто перевозить в отстыкованом виде.

Недостатки:

  • инерционность, при спуске или подъеме, чувствуется очень хорошо: загруженный прицеп сложнее разогнать и остановить;
  • увеличенная длина состава;
  • проходимость по сыпучим грунтам с прицепом ниже, чем при перевозке груза на багажнике.
  • сложнее ездить по пересеченной извилистой местности: прицеп цепляется за растительность и плохо вписывается в крутые повороты.

Вот кратко и все. Использовать прицеп или багажник Вам, конечно же, придется решать самостоятельно, но надеюсь, что основную информацию о них мне удалось донести.

С уважением, Сергей Дроздов.

P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: