276 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Элементы фигурного катания

Любое движение должно быть красивым! Основные элементы в фигурном катании

Базовые элементы фигурного катания — фигуры и трюки, выполняемые фигуристами на льду.

Их можно разбить на 4 группы: шаги, вращения, спирали, прыжки; в парном катании добавляются компоненты, не имеющие аналогов в одиночном катании: тодесы и поддержки.

Каждому техническому элементу, который оценивается судьями во время соревнований, приписывается своя ценность, в соответствии с его сложностью.

Названия основных элементов фигурного катания

В фигурном катании существует множество основных элементов, которые должен уметь исполнять каждый спортсмен.

Это комбинации толчков и базовых элементов катания. Служат для соединения компонентов программы (connecting steps), для набора скорости перед прыжком или для украшения программы.

Комбинации различных шагов и поворотов корпуса объединяются в дорожку шагов (steps sequence), относящуюся к обязательным элементам программы.

Шаги должны исполняться четко, но плавно и согласовываться с музыкой и ритмом. Они раскрывают как техническое, так и артистическое мастерство фигуриста.

Существует три уровня сложности шагов: простейшие, простые и сложные, которые, в свою очередь, исполняются со сменой или без смены ноги, ребра или направления движения.

Справка. В танцах на льду главными критериями технической оценки спортсменов являются шаги и повороты, выполняемые синхронно.

К шагам относятся:

  • Дуги — скольжение на одной ноге (в учебных целях на обеих конечностях) вперед и назад на внутреннем или наружном ребре конька. Дуга относится к простейшим фигурам с самым низким коэффициентом сложности и разучивается на первоначальном этапе подготовки. Дуга может быть короткой (30—40 см) или длинной, при этом спортсмену необходимо продемонстрировать правильность положения тела (прямая спина, положение рук, угол выпрямления ноги и разворот носка), красоту и изящество.

Фото 1. Выполнение дуги в фигурном катании: спортсменка движется на одной ноге, вторая поднята, руки разведены в стороны.

  • Тройки — поворот на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения, который оценивается как простой. Название элемент получил за то, что след, остающийся на льду, имеет вид цифры «три». Тройка используется при заходе на прыжки тулуп и флип. При выполнении данных шагов поочередно с разных нижних конечностей образуется серпантин.
  • Перетяжки — простые шаги, оставляющие волнообразный след за счет скольжения на одном коньке со сменой ребра.
  • Скобки — повороты на одной ноге, которые считаются сложными шагами и исполняются преимущественно в дорожках шагов. На льду оставляют следы наподобие фигурных скобок.
  • Крюки — сложные повороты на одной конечности со сменой направления движения, ребра конька и дуги въезда.
  • Выкрюки — сложные поворотные элементы; обратный вариант крюка. Выполняется на одной ноге с переходом на одно, затем на другое ребро, при этом дуга выезда противоположна дуге въезда. В основном используются в танцах на льду.
  • Петли — сложные повороты вокруг своей оси, которые могут выполняться на любых ребрах, но сам элемент осуществляется строго на ребре захода. На льду от лезвия конька остается след в виде петли. Исполняется в дорожках шагов.

Спирали

Обязательные элементы длительного скольжения на опорной ноге на четком ребре одного конька, при котором свободная конечность поднята и колено находится выше бедра.

Спирали различаются по стороне скольжения, ребру, направлению движения и позиции свободной ноги. При исполнении спиралей ценится плавность, точность позы и реберность, то есть четкость и устойчивость позиции ребра во время скольжения.

Спирали являются обязательным элементом одиночного женского и парного катания. Название закрепилось в начале XX века, благодаря следу на льду, похожему на спираль.

Внимание! Для того чтобы спираль была засчитана, фигурист должен находиться в позиции не менее 7 секунд. В зависимости от оценок судей, спортсмены могут получить от 0,5 до 4,1 очков за исполнение элемента.

  • Кораблик — скольжение на двух конечностях на наружных или внутренних ребрах в выворотной позиции (пятки обращены друг к другу). Используется как связующий элемент.
  • Ласточка (или арабеск) — максимальный подъем свободной ноги до образования прямого угла или выше. Угол подъема определяется растяжкой фигуриста. В зависимости от ребра конька выделяют наружные, внутренние, передние и задние ласточки.
  • Уголок — разновидность задней или передней подсечки. Опорная нога присогнута, корпус опущен, свободная нога выносится наружу.

Вращения

Это пируэты на одной ноге; основной компонент фигурного катания. Вращения имеют 4 категории сложности. Различают универсальные вращения: стоя, сидя, комбинированные (и исключительно женские): заклон и бильман.

Фото 2. Выполнение вращения на льду из приседа: фигуриста кружится на одной ноге, вторую держит перед собой параллельно полу.

Фигуристы могут вращаться по часовой или против часовой стрелки, «вперед» (на левой) и «назад» (на правой ноге), менять позу, переходить с одной ноги на другую, заходить на вращение прыжком. Выделяют парные и танцевальные вращения.

Справка. Самое быстрое вращение характерно для винта, скорость может превышать 2 оборота в секунду.

  • Либела —вращение в положении ласточки; опорная нога прямая, свободная поднята выше уровня бедра, корпус параллелен льду. Название происходит от латинского «книжица», поскольку позиция напоминает по форме раскрытую книгу.
  • Волчок — базовое вращение в положении сидя; опорная нога согнута до параллели бедра со льдом, свободная вытянута вперед или немного присогнута по направлению к опорной. Существуют простые и сложные вариации волчка.
  • Стоя — существует порядка 10 вариаций вращений стоя на одной ноге, которые различаются по позиции корпуса (прямо или в прогибе) и положению свободной ноги (скрещенная, вытянутая свободно или с удержанием; вперед или назад).

Прыжки

Обязательные элементы фигурного катания, подразделяющиеся на реберные (отталкивание от поверхности льда ребром опорного конька) и зубцовые (перед прыжком зубец конька опорной ноги упирается в лед).

Количество прыжков и повторов в программе фигуристов ограничены требованиями системы судейства.

Прыжки характерны для всех дисциплин, кроме спортивных танцев на льду.

  • Аксель — самый сложный прыжок в фигурном катании. Он относится к классу реберных и единственный из всех исполняется с движения вперед, за счет чего получается не целое число оборотов. Заход на прыжок осуществляется против часовой стрелки. Максимальное количество оборотов — 3,5.
  • Сальхов — самый простой из реберных прыжков, выполняющийся с разворота с внутреннего ребра левой ноги; свободная нога производит характерный мах, а приземление совершается на маховую ногу на наружное ребро. Максимальное число оборотов — 4.
  • Риттбергер — реберный прыжок, выполняющийся с ребра правой ноги с хода назад-наружу, поэтому он нередко используется в качестве второго прыжка в каскаде. Чаще всего на него заходят с дуги или с тройки.
  • Тулуп — зубцовый прыжок со сменой ног; традиционный заход осуществляется с правой ноги по прямой с толчком зубцом левого конька и приземлением на правую ногу на наружное ребро.
  • Лутц — прыжок с противовращательным заходом (с длинной дуги назад-наружу или подсечки назад); прыжок осуществляется путем упора правого зубца в лед. Элемент часто встречается первым в каскаде. В 2015 году впервые был исполнен лутц в 4 оборота.

Фото 3. Техника выполнения прыжка Лутц. Фигурист начинает элемент, двигаясь спиной вперед.

  • Флип — зубцовый прыжок с хода внутреннего ребра левой ноги назад (с заходом с тройки вперед-наружу или открытого моухока вперед-внутрь) и ударом зубцом правой; приземление производится на правую ногу на ход назад-наружу.

Какие базовые фигуры разучиваются в первый год обучения

В первый год подготовка спортсменов-фигуристов направлена на разучивание базовых навыков катания и усвоение основных элементов:

  • ходьба по льду, овладение равновесием;
  • скольжение по прямой линии и дуге;
  • дуги вперед-наружу и внутрь;
  • шаг на ход вперед («елочка»);
Читать еще:  Что такое утилитарный снегоход

  • скольжение на одной ноге с выносом бедра («цапелька»);
  • скольжение в приседе («стульчик»);
  • вращение на одной и двух ногах;
  • тройки;
  • прыжки в пол-оборота;
  • перетяжки;
  • подскоки на месте, в движении, по прямой;
  • перепрыгивание с одной ноги на другую.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором демонстрируется выполнение различных прыжков в фигурном катании.

Принципы оценивания обязательных фигур

Каждому элементу программы в фигурном катании присваивается базовая стоимость, то есть оценка за 100% правильное исполнение. Если спортсмен допустил ошибку (недокрут, заезд или прыжок не с того ребра, касание льда, падение, отсутствие фиксации позиции при вращении) оценка снижается.

Помимо оценки отдельных элементов, по десятибалльной шкале квалифицируются: базовый уровень катания, хореография, связующие элементы, прокат и выразительность. Вес присужденных баллов распределен примерно пополам между базовыми техническими элементами и компонентами программы в целом.

Фигурное катание: элементы. Описание, название, фото

Одним из самых эстетичных видов спорта является фигурное катание. Элементы его состоят из различных комбинаций прыжков, пируэтов, парных поддержек, вращений, дорожек шагов. Движения выполняются под музыкальное сопровождение.

Истоки этого невероятно изящного вида спорта лежат в далеком прошлом. Однако его выделение как основного вида зимнего спорта связывают с появлением железных коньков. Изначально это было состязание, в котором выполнялись различные статичные фигуры в красивых позах.

Коньки

Коньки — главный атрибут фигуриста. Их лезвие имеет внутреннее и наружное ребро. Единственная сложность для обывателя состоит в разнице движений между ними. Когда спортсмен выполняет дугу, визуально может показаться, что его корпус расположен перпендикулярно льду. Однако если проследить внимательно, фигурист при выполнении этого действия немного отклоняется.

Коньки имеют определенные особенности. В передней части расположены специальные зубцы для выполнения сложных фигур. Лезвие отличается шириной и длиной. Кроме того, оно может быть изготовлено из различных видов стали. Его кривизна обеспечивает легкое скольжение. В зависимости от угла наклона, изменяется соприкосновение с поверхностью. Это дает возможность спортсмену выполнять шаги как обязательный элемент фигурного катания, а также и другие пируэты.

Главные фигуры зимнего вида спорта

Элементы принято разделять на несколько групп. Шаги относятся к базовым фигурам. Практически любой переход с наружного или внутреннего ребра оценивается как действие. В основных программах они присутствуют в качестве дорожек и связующих деталей. Особое внимание судьи обращают на техничность, грамотность и красоту исполнения.

Вращения могут быть:

  • простые (назад или вперед);
  • парные и танцевальные;
  • комбинированные;
  • со сменой ноги.

В основном судьи оценивают скорость, центровку (вращение вокруг своей оси), количество оборотов и четкость позиции. Для пар характерно выполнение действия в основном синхронно.

Как фигуристы в парах,так и спортсмены в одиночном разряде, выполняют прыжки. Оценивая прыжки, члены жюри анализируют фигурное катание, элементы которого должны быть красивыми и эффектными еще и с точки зрения правильной техники выполнения, высоты прыжка и четкости приземления. Женская программа состоит из выполнения двойных и тройных тулупов. Стандартом для мужчин является тройной аксель и каскад прыжков.

Парный и одиночный разряд

В одиночном разряде участник демонстрирует навыки владения основными фигурами: вращениями, спиралями, прыжками, шагами. От эффективности и сложности выполнения зависит уровень спортсмена. Критериями оценивания являются:

  • артистизм;
  • движения в такт музыке;
  • эстетичность;
  • четкость и техничность выполнения элементов;
  • пластика.

Парное фигурное катание, элементы котрого выполняются в основном синхронно, по этой причине создают впечатление единых действий. Они состоят из традиционных прыжков, спиралей, шагов, а также главных характерных составляющих:

  • поддержек;
  • выбросов;
  • тодесов;
  • параллельных и совместных вращений.

Синхронность действий является основным критерием оценивания для жюри.

Танцы на льду

С технической точки зрения, в танцах на льду особое внимание уделяется шагам и позициям. Любые движения партнеры должны выполнять синхронно. По сравнению с парным разрядом, здесь отсутствуют выбросы, прыжки и другие фигуры.

Красивый внешний вид участников и плавность действий являются одной из главных составляющих спортивных танцев. Немаловажную роль играет музыкальное сопровождение и подбор элегантных нарядов для каждой соревновательной программы. Поэтому многие зрители отдают предпочтение этому направлению спорта. Основная программа исполнения включает 3 танца и элемент парного фигурного катания — поддержку.

Синхронное катание фигуристов

Группа участников синхронного катания состоит из 16—20 фигуристов. Техника, скольжение и действия не отличаются от классического соревнования. Однако существует определенная специфика. Как правило, вносятся изменения в исполнение некоторых фигур.

Основной целью командных выступлений является синхронность действий. Обязательными фигурами синхронного катания являются: пересечение, колесо, линия, блоки и круг. Во избежание травм запрещены прыжки более 1 оборота, спирали назад.

Команды должны выполнять сложную последовательность шагов. Фигурное катание, элементы которого состоят из множества поворотов и действий, выполняемых большой группой спрортсменов, выглядит еще более зрелищно. Спортсменам старших возрастных групп разрешено выполнять подъемы двух и более участников. В старших и младших разрядах проводят короткие и произвольные программы.

Основные виды шагов в фигурном катании

  • Елочка. Этот шаг получил название, поскольку оставляет след на льду, напоминающий елку. Спортсмены применяют этот вид действия для набора скорости и перехода к исполнению другой фигуры.
  • Подсечка. В подсечке основные движения выполняются по кругу. Она может быть задней, наружной и внутренней. Чаще всего фигуристы используют переднюю подсечку для поворота в углу катка. Это одни из простых шагов, применяемых в «рабочих» целях.
  • Шаги, основанные на совершении поворота под названием тройка. Спортсмен, исполняя его на льду, оставляет след в форме арабской цифры 3. Одна из самых распространенных фигур выглядит следующим образом: участник выполняет переднее скольжение на внешнем ребре левой ноги и резко разворачивается на 180 градусов. После этого он перемещается назад на внутренней части лезвия конька.

Профессиональные спортсмены могут выполнять различные шаги и и элементы фигурного катания. Названия элементов: скобка, крюк и выкрюк, моухок и чоктау.

Спирали

Спираль — это позиция, когда одна нога коньком касается льда, то есть является опорной, а свободная нога под различным углом поднимается выше уровня бедер. Позиции спирали классифицируют по скользящей ноге (правая или левая), ребру конька (наружное или внутреннее), направлению скольжения (назад или вперед) и по позиции свободной ноги (вперед, в сторону или назад). Спираль засчитывается, если позиция удерживается в течение как минимум 3 секунд. Выделяется 4 уровня сложности при выполнении спиралей.

Рассмотрим некоторые виды спиралей.

  1. Кораблик — это скольжение на обеих ногах, используемое в качестве связующей детали. Раньше такой элемент часто использовали Виктория Волчкова и знаменитая танцевальная пара Роман Костомаров и Татьяна Навка. Один из видов кораблика отличается тем, что ноги расположены параллельно друг другу, а упор приходится на внутреннее лезвие конька. Спортсмен будет перемещаться по прямой линии или вокруг своей оси.
  2. Ласточка. Спортсмен, выполняя скольжение, поднимает свободную ногу как можно выше до такого уровня, чтобы получился прямой угол. В зависимости от ребра конька, на котором выполняется скольжение, спирали могут быть наружными, внутренними, задними и передними.
  3. Уголок — разновидность исполнения задней и передней подсечки. К примеру, выполняя скольжение на внутреннем лезвии конька, фигурист, немного присаживается, опуская корпус и вынося свободную ногу наружу. Спирали также включены в основные элементы женского фигурного катания.

Вращения

Самым распространенным вариантом вращения является винтик. В начале фигуристу необходимо согнуть ногу, а руки соединить вместе на уровне груди. Затем спортсмен постепенно ногу опускает и выпрямляет. Эффект создается за счет общей динамики действий и скорости исполнения. Существует и другой вариант, где свободная часть выносится за опорную ногу.

Читать еще:  Упражнения со скандинавскими палками

Волчок является самым популярным вращением в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная вытягивается параллельно ледяному полотну. Существует несколько вариантов исполнения этой детали.

Ласточка исполняется фигуристом на опорной ноге с вытянутыми руками. Другой разновидностью является либела — круговое движение с наклоном вперед и обратным подъемом.

Заклон — обязательный элемент женского фигурного катания. При выполнении этого элемента, спортсменка выгибается, а ее свободная нога выносится назад и выворачивается наружу.

Прыжки

В этом виде спорта принято разделять зубцовые и реберные прыжки. Таким образом, фигурист отталкивается от носка (зубца) или ребра конька. На данный момент спортсмены выполняют следующие 6 типов прыжков: флип, лутц, риттбергер, сальхов, тулуп, аксель.

Аксель — обязательный элемент парного фигурного катания. Он выполняется с переменной ноги движением вперед. Прыжок может быть одинарным, двойным и тройным.

Сальхов исполняется с переменной ноги. Чаще всего фигуристы используют несколько тройных подходов. В другой ситуации можно применить переступание, когда правая нога следует вперед, а левая во внутреннюю сторону назад. Переход к толчковой дуге является более эффектным и динамичным.

Тулуп – один из разновидностей прыжков. Спортсмен начинает его выполнять с правой ноги в три оборота (словно выписывая цифру 3). В результате чего он должен вернуться в начальное положение.

Фигуристы начинают риттбергер, с внешней стороны правой ноги. Спортсмены с легкостью исполняют этот несложный элемент. Прыжок схож с акселем по методу отталкивания.

Флип является зубцовым прыжком,начинаясь с характерного удара правой ноги об ледяное полотно. Выполняется с внутреннего ребра левой ноги, а приземление осуществляется на правую.

Лутц — это один из самых сложных прыжков. Обыватель может спутать с флипом, но у этих двух элементов есть существенное отличие: лутц прыгают с внешнего ребра, перед эти заходя на длинную дугу.

Элементы фигурного катания для начинающих: дорожка шагов, передняя и задняя спираль, аксель в два оборота.

Фигурное катание — это один из немногих видов спорта, который воспитывает в человеке чувство уверенности, стремление к борьбе и духовной красоте.

Элементы фигурного катания в картинках

Вышло так, что раньше занимался фигурным катанием. Вчера смотрел выступления и незаметно для себя разбирал программы на элементы, профзаболевание видимо)
Так вот, человеку, который видит это впервые, разобраться с тем, что нарисованно в схемах из этого поста будет, скажем так, трудновато. Если с вращениями еще более-менее (заход, затем изобразить с помощью рук и ног требуемую фигуру. Повторять до синяков на заднице), то с прыжками беда, в них движений побольше будет.

Попробую внести небольшое дополнение к схемам (Числа означают номер человечка в схеме, рассчет согласно стрелке на схеме):

Сальхов. Направление: Справа налево ( )

1) Заход на прыжок. Едем по дуге на ЛЕВОЙ ноге, руки в стороны.
2) Руки и ПРАВУЮ ногу заводим назад.
3) Одновременно с руками выбрасываем ПРАВУЮ ногу вперед. ЛЕВОЙ опорной ногой толкаемся.
4-5) Если сделать только 1/2 поворота, то это будет т.н. “Перекидной”, в нем после 4-5 сразу идет 12-13-14, т.е приземляемся на ПРАВУЮ ногу, делаем красивый выход.
6-11) Летим. Вращаемся нужное, НЕ ЦЕЛОЕ количество раз (зашли лицом – вышли спиной), группируем руки, ноги скрещиваем.
12-14) Приземление и выход.

Риттбергер. Направление: Слева направо (–>)

1-2) Разворот.
3-5) Едем на правой ноге, она опорная, левая нога впереди. Руки в стороны.
6) Толкаемся ПРАВОЙ опорной ногой, руками закручиваем себя влево. Левую ногу начинаем скрещивать с правой.
7-11) Полет. Группируемся, ноги скрещены.
12) Приземляемся на ПРАВУЮ ногу, левую выводим назад.
13) Выход.

Главное во всех прыжках – не забывать про руки, ибо с их помощью происходит как подъем, так и вращение тельца бедного фигуриста. Естественно, что все описанное выше можно делать и в другую сторону)
Про остальные три пока писать не буду, запарился.

1) При прыжках с целым числом оборотов и заходом спиной, частенько не хватает энергии для закручивания себя на это целое число оборотов, посему выходим лицом вперед. Повезет, если приземлился “свечкой” и не раскорячился при этом. А бывает и так, что при прыжке ось вращения наклоняется относительно льда и приземление получается под углом. В таком случае, выходя лицом вперед, можно присесть на задницу или вообще разложиться на льду, что не есть хорошо.
2) Само строение коньков располагает к выходу спиной вперед, а именно зубцы на передней части лезвия. Эти зубцы при приземлении позволяют иногда скорректировать траекторию движения или сбавить скорость при неудачном прыжке (ими хорошо тормозить). А так как прыжки нужно делать на больших скоростях, то приземляться, не имея таких полезных органов управления, было бы печально. Плюс эти зубцы останавливают вращение при приземлении.
3) Удобство и эстетическая сторона. При всем желании, выйти красиво из прыжка с приземлением лицом вперед очень тяжело. При выходе спиной вперед само собой получается изобразить нечто похожее на “ласточку”, что позволяет погасить энергию от приземления и выглядит неплохо. Если попытаться сделать тоже самое при приземлении лицом вперед, то скорее всего фигуриста просто развернет по инерции и в лучшем случае он не упадет. И выглядит это печально.
В итоге, все это в сочетании с законами физики и человеческой физиологией говорит нам о том, что выходить с прыжка проще, удобнее, эстетичнее спиной вперед)

Знакомство с элементами фигурного катания

Фигурное катание является одним из самых эстетически красивых видов олимпийского спорта. Комбинации его состоят из последовательностей пируэтов, вращений, множества прыжков, различной сложности шагов — это и есть элементы фигурного катания . Изначально, данный спорт был состязанием между людьми, исполняющими фигуры в статике, застывающими в красивых позах.

Позднее стали образовываться пары фигуристов, и, наоборот, выделяться одиночки. Из этого выросли такие катания, как одиночное и парное.

Опытные тренера занимаются с детьми общей физической подготовкой, основами балетного искусства, гимнастикой, а также разучивают элементарные базовые шаги и элементы. Изучение основных элементов фигурного катания (знание терминов, создателя элемента и прочее) — является обязательным уроком в обучении начинающих фигуристов.

Так какие же прыжки, вращения и другие простые элементы — необходимо изучать и осваивать спортсменам?

Названия основные элементов в фигурном катании

В первую очередь, это шаги. Они подразделяются на базовые и технические. К базовым относятся:

  • Дуга. Ему обучаются с самого начала. Это скольжение вперед или назад попеременно на одной ноге. Можно катиться как на наружном, так и на внутреннем ребре. В результате след должен образовывать окружность.
  • Елочка. Шаг очень похож на одноименный лыжный. Называется он так по причине оставляемого следа, похожего на хвойную тезку.
  • Фонарик. Шаг выполняется на двух ногах. Приседая, ноги находятся вместе, при подъеме они скользят в разные стороны. Посмотрев на след, оставляемый коньками, можно разглядеть китайские фонарики.
  • Змейка. Данный шаг выполняется на двух ногах, максимально близко расположенных друг к другу. Фигурист плавно перемещается слева — направо, и наоборот, оставляя параллельные линии.

Основные технические шаги это:

  • Тройка. Самый простой поворот на одной ноге. Резко изменяется направление движения и ребро скольжения. Шаг назван так, потому что по следу своему очень напоминает слишком широкую цифру «3».
  • Твизл. Поворот на ноге, один из 6-ти видов, включенных в обязательную программу фигуристов-одиночек. Как правило, поворот этот один полный. Во время поворота происходит смещение по направлению движения фигуриста. Существуют «серии твизлов», выполняемые для более высокой оценки программы спортсмена.
  • Петля. На одной ноге фигурист резко делает поворот на 360 градусов и продолжает движение в том же направлении. На льду же запечатлеется петля, в честь которой и назван весь шаг.
  • Тройка вальсовая. Поворотный шаг на одной ноге, во время которого свободная нога двигается вперед и наружу, подобно вальсовому шагу.
Читать еще:  Обучение на пилота любителя

В фигурном катании огромное разнообразие прыжков, от элементарных до сложно выполнимых, требующих наличия определенной техники. Среди самых часто исполняемых можно выделить такие, как:

  • Козлик. Элементарная подпрыжка, которая выполняется с опорной ноги на зубец той же ноги, с резким переходом на ребро противоположного конька.
  • Лутц. Чаще всего этот прыжок исполняется после длинной дуги назад-наружу. Это полный оборот в воздухе, с перекрестом ног и рук. Отталкивание происходит с зубца, приземление на полную стопу.
  • Аксель. Единственный прыжок в фигурном катании, исполняемый с движения вперед. Происходит широкий замах одной ногой, отталкивание с ребра опорной ноги, поворот на 360 градусов и приземление на носок, с последующим переходом на полную стопу противоположной ноги.
  • Тулуп. Прыжок, очень похожий на лутц, исполняется с замаха и толчка с зубца опорной ноги. В воздухе положение тела такое же, как и у прыжка «Лутц». Приземление происходит на зубец опорной ноги, с последующим переходом на полную стопу.
  • Риппон. Прыжок назван в честь современного фигуриста. При его исполнении, во время элементарного прыжка обе руки должны подниматься вверх.

Прыжки, следующие друг за другом без остановок и промежуточных шагов, были названы каскадом. Их сделали обязательными для исполнения в короткой программе на Олимпиаде.

ВАЖНО! Зачастую путают комбинации прыжков и каскады. Комбинацией называют серию, состоящую из прыжков, которые представляют собой определенный замысел, эстетический или технический. Каскад же — частный случай этих комбинаций, в котором нет ни поворотов, ни смены ног.

Элементы прыжков

В подготовительные и связующие прыжки объединяют три группы элементов: вращения, скольжение и спирали.

Вращения, иначе пируэты, один из основополагающих элементов фигурного катания. Выполняются чаще всего на одной ноге. Однако, в период тренировок, в качестве упражнений, всегда начинают с пируэтов на двух ногах. При правильном исполнении вращения конек скользит вдоль небольшой окружности. Для пируэтов необходима хорошая подготовка и натренированный вестибулярный аппарат. Среди основных выделяют:

  • Бабочку. Стремительное вращение с перекрестными ногами и постепенно поднимающимися от груди к голове руками.
  • Волчка. Это вращение не под силу новичкам, так как требует большой физической подготовки. Выполняется оно сидя, опорная нога должна быть прямо параллельна полу, а вторая, точно так же параллельно выставляется вперед, с натянутым носком флекс. Есть множество вариаций, в которых свободная нога не вытянута вперед, а устремляется в сторону, или же кладется на опорную ногу.

Скольжение — прием фигурного катания, позволяющий фигуристам отдохнуть после выполнения элемента и подготовиться к следующему. С возрастанием опыта у фигуристов в их программе скольжений становится все меньше. Падений на скольжении практически не бывает (разве только на тренировочных занятиях). Это — обязательный элемент программы в женском и парном фигурном катании.

Спирали — это частные случаи скольжения, исполняемые на одной ноге, в которых колено свободной ноги должно находиться выше бедра опорной. Многие элементы, придуманные на заре становления фигурного катания, отходят от этого правила, так как изначально спиралью назывались все фигуры, оставляющие на льду этот след. Среди основных выделяются:

  • Ласточка. Движение на одной ноге, корпус параллельно наклонен к полу, свободная нога максимально поднимается назад — прямая. Руки чаще всего раскрыты — для равновесия. Данную спираль часто осваивают самостоятельно, на дворовых катках, так как она не представляет большой сложности. Она является элементом фигурного катания для начинающих спортсменов.
  • Пистолетик. Подготовительное упражнение к вращению волчком. Чаще всего используется в детских программах. Спираль на одной ноге, с приседом и выставлением свободной параллельно ледовому покрытию.
  • Флажок. Для исполнения этой спирали необходима хорошая растяжка. Происходит движение на опорной ноге, вторая же поднимается в сторону, образуя поперечный шпагат. Одноименная с поднятой ногой рука держит первую за пятку.
  • Циркуль. Происходит скольжение на ребре одной ноги, с постановкой второй на зубец в центре образовываемой окружности.

Парное катание

В парном катании ответственность за исполнение номера равноценно лежит на обоих партнерах. Поддержка и взаимопонимание в паре — несомненный залог успеха. Парное катание подразумевает под собой определенную долю опасности, ведь если одиночка рассчитывает лишь на себя, то для того, чтобы исключить всевозможные травмы при прокатке программы, пара должна чувствовать себя единым целым.

Наиболее часто использующиеся элементы парного катания это:

  • Подкрутка. Партнер подбрасывает партнершу высоко в воздух. Она крутится в горизонтальной плоскости, скрещивая руки и перекрещивая ноги. При приземлении — мужчина ловит ее и аккуратно ставит на землю.
  • Тодес. Самый сложный элемент в фигурном катании ввиду того, что для его исполнения партнеру нужно обладать недюжинной силой. Поэтому ставится он чаще всего на взрослых. Мужчина выполняет спираль «циркуль», держа женщину за руку. Партнерша же находится в горизонтальном положении и, как-будто бы описывает второй внешний круг вокруг партнера. Выход из данного элемента осуществляется сильным подтягиванием мужчиной к себе женщины.

Начальная подготовка фигуристов

Вместе с общей физической подготовкой и занятиями у хореографического станка, важную роль в подготовке спортсменов имеет специально-техническая подготовка. Иначе ее называют ледовой. Данная подготовка включает в себя несколько этапов, постепенное овладение которыми приводит фигуриста к призовым местам на крупнейших соревнованиях.

Время тренировок на начальном этапе не должно превышать 45 минут. При этом нужно комбинировать занятия на льду с хореографической подготовкой.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! Что для эффективного обучения в детском возрасте целесообразно выполнять различные упражнения на обе стороны (вращение влево чередовать с вращением вправо, делать толчки с обеих ног и т.д.).

В первоначальные навыки входят скольжение по льду и овладение равновесием. Скольжение выполняется как на двух ногах, так и поочередно на каждой. Здесь очень хорошо будет использовать упражнение «Фонарик» (основной шаг, п.1). Трюки на коньках для начинающих фигуристов — не подходят.

Важная часть обучения — это навыки остановки. Выделяют два положения при остановках — двухопорное и одноопорная. Последняя — наиболее легкая (чаще всего это остановка «буквой Т»), когда при скольжении одна нога поднимается и выставляется вперед, на ребро, постепенно замедляя скорость. Двухопорная же — это резкий поворот на ребрах обеих ног. Останавливаясь во время движения назад, следует ставить ногу перпендикулярно направлению движения на внутреннее ребро, и постепенно переносить на нее вес тела.

Фигурное катание — это нелегкий, многогранный вид спорта, на достижение вершин в котором у спортсменов уходит немало времени, сил и здоровья. Но болельщики, и просто любители этого вида спорта получают несравненное эстетическое удовольствие, видя результаты их трудов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: