12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Права для велосипедистов

Права для велосипедистов: опыт Германии

Как в Европе решают проблемы велосипедистов, рассказал собственный корреспондент “Вестей ФМ” в Германии Сергей Курохтин.

“Вести ФМ”: Сергей, вы знаете, я помню из моего недавнего путешествия в Мюнхен, что я замешкалась на одной из велосипедных дорожек и там чуть не стала жертвой отчаянной такой велосипедистки, которая двигалась, естественно, по этой велосипедной дорожке, уверенная в своей правоте. И досталась мне – я не знаю немецкого, но, кажется, порция отборного немецкого мата.

Курохтин: Простите, а вы застряли на дорожке, будучи автомобилистом или тоже велосипедистом?

“Вести ФМ”: Нет, будучи пешеходом я там застряла.

Курохтин: А! Да, вы не правы. Вы не правы.

“Вести ФМ”: И велосипедистов в принципе, например, в Мюнхене очень много – это дамы в платьях, мужчины в пиджаках. А вот они все знают какие-то правила велосипедного движения, у них там есть велосипедные права?

Курохтин: Они знают. Права у них есть. И многое происходит именно так, как это только что в синхроне сказал Виталий Милонов, нравится это кому-то или нет. Права действительно получают в школе, и это практически обязательный предмет. В четвёртом классе, примерно в 9-10 лет, вы в школе будете сдавать на велосипедные права. Для этого вы изучите, естественно, правила движения обычные, пусть в сокращённом формате, но вы их обязательно изучите. Там не надо изучать парковку, ещё что-то, но основные принципы движения вы должны будете изучить. Потом вы должны сдать теоретический экзамен письменный и ответить правильно на все вопросы. Потом класс везут на специальный полигон, который есть для сдачи именно на велосипедные права, там имитируется дорожное движение, вы садитесь на велосипед, точнее, ваш ребенок, он всё проезжает, и если всё хорошо, то полицейский, строгий, но доброжелательный, выписывает ему велосипедные права, которые все должны хранить. Их не обязательно с собой возить, кстати, но, например, если вы с велосипедом захотите сесть в автобус, что разрешено, у вас должны быть велосипедные права.

“Вести ФМ”: Сергей, то есть обязательно всем? Если я не хочу вообще никогда в жизни кататься на велосипеде, не хочу, не люблю, меня тоже заставят или нет?

Курохтин: Да нет, ну, конечно вы можете отказаться, хотя мало кто вам поверит, что вы, а уже тем более в Германии, никогда не сядете на велосипед. Это практически невозможно. Но, тем не менее, конечно вы можете от этого отказаться. И более того, вы можете потом ездить на велосипеде, не имея этих прав, не сдавая на эти права, но правила вы знать обязаны. И они в принципе такие же, как и для основного движения, для всего транспорта, но при этом есть две вещи: есть права и обязанности велосипедиста. Его обязанности очень невелики, на мой взгляд, так как я всё-таки автомобилист, а права огромны и безграничны. Обязанности его – это чтобы у него звонок звенел обязательно, были два независимых тормоза, фара была впереди белая, сзади красная и светоотражатели на колёсах. Вот и всё. А дальше у него…

“Вести ФМ”: А это кто-то проверяет, Сергей, вот эти вот… техосмотр велосипедов он есть?

Курохтин: Нет. Но если, так или иначе, кто-то скажет, а в Германии это распространено, что у вас велосипед не соответствует, или полицейский увидит, всё-таки как любой участник движения вы выйдите на дорогу, и полицейский может это увидеть, или кто-то другой это увидит, то вас ждёт штраф. Первый – 15 евро, а дальше, если вы нарушаете на велосипеде правила движения, или, например, на велосипеде нельзя, как и в машине, разговаривать по мобильному телефону. Нельзя ехать без рук. Кстати, нельзя ехать в нетрезвом виде на велосипеде…

Нужны ли водительские права на велосипед: с бензиновым мотором или электродвигателем?

Права на велосипед

Велосипед – это транспортное средство по ПДД. Но специальное право управления на него не действует. Равно как регистрации он не подлежит. Между тем, этот термин имеет своё достаточно чёткое определение в Правилах. И может оказаться так, что ваше двухколёсное относится к совершенно другому виду транспорта. О том, на какие велосипеды нужны водительские права в 2020 году в нашей стране, какие законы это регулируют, требуется ли удостоверение для езды на вело с двигателем или электромотором, выясним в этой статье.

Бывают ли права на обычный велосипед?

Нет. Если вы едете по дороге на обычном двухколёсном, которое приводится в движение исключительно педалями, безо всяких моторов, то права вам не нужны – это касается как вождения велосипеда взрослым, так и ребёнка на детском транспорте.

Об этом прямо говорит статья 25 ФЗ О безопасности дорожного движения. В пункте 1 перечисляются категории транспортных средств, для управления которыми необходимо специальное право. Среди них есть мопеды и мотоциклы, а вот велосипедистам можно ездить без водительских прав.

Но обратите внимание на то, что такое велосипед. Для того, чтобы ТС подпадало под этот тип, должны быть выполнены несколько условий:

  1. велосипед, на который не нужны права водителя в России, должен приводиться в движение, как правило, мышцами его наездника,
  2. но он также может иметь электромотор со следующими ограничениями:
    1. мощность в режиме длительной нагрузки – не более 250 Вт,
    2. двигатель должен отключаться автоматически на скорости свыше 25 км/ч.

Обратите внимание, что если у вас установлен бензиновый мотор, то к велосипеду ваше ТС в 2020 году отнести уже нельзя.

Читать еще:  Электровелосипед как работает

А вот про режим длительной нагрузки мы поговорим ещё немного ниже.

Введут ли новый закон об обязательном получении прав?

Это маловероятно произойдёт в ближайшее время. Хотя, попытки введения такого нового законопроекта были. Мы ранее писали о возможных поправках по части экзаменов для велосипедистов и получения ими водительских прав.

Но на сегодняшний день новшества не введены, и права на велосипед по-прежнему получать не надо.

Если велосипед с мотором?

То он может стать по букве ПДД уже мопедом. И поверьте, законодательству всё равно, как выглядит ваш двухколёсный: есть ли у него видимая выхлопная труба, карбюратор и прочее – на что он больше похоже в той или иной степени. Велосипедом или мопедом его делают определения из Правил дорожного движения.

Итак, если на ваш велосипед установлен электродвигатель мощностью более 250 Вт либо если он не отключается на скорости или отключается на скорости более 25 км/ч или же у вас стоит бензиновый двигатель внутреннего сгорания, то это уже мопед. На мопед в России по состоянию на 2020 год нужны права.

Это были, возможно, плохие новости. Но есть и хорошие – для управления вело с таким мотором чаще всего подойдёт любая категория водительского удостоверения. Но не всегда. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Когда подойдут права любой категории?

Дело в том, что в таком случае приводимый в движение двигателем велосипед следует относить к мопедам по Правилам. А ФЗ №196 устанавливает, что для езды на таких требуется категория прав “M”. И она не обязательно должна быть прописана в соответствующей графе в вашем в/у. Любая имеющаяся у вас категория подтверждает право управления мопедами.

Но такая категория подходит только в отношении мопедов, и они также регламентированы по ПДД:

  • рабочий объём бензинового двигателя вашего велосипеда не должен быть выше 49,9 кубов,
  • максимальная скорость не превышает 50 км/ч,
  • если на вашем велосипеде стоит электрический мотор, то его мощность для управления с любыми категориями прав должна быть от 250 Вт до 4 кВт.

Когда нужна категория A?

А вот если хотя бы одно из условий, перечисленных выше, не выполняется, то тогда без полноценной категории водительских прав “A” вождение такого велосипеда вам уже запрещено.

  • вам нужны права “A” категории, если объёма мотора 50 см 3 и более,
  • если велосипед может развить скорость свыше 50 км/час, то также нельзя ездить на нём без прав,
  • либо если установлен электродвигатель мощностью больше 4 кВт.

Особенности измерения мощности мотора

Обратите внимание, для электродвигателя оба порога: для мопеда более 250 Вт и для мотоцикла более 4 кВт – приведены как максимальная мощность в режиме длительной нагрузки. Но если вы заглянете в документацию к мотору, если он устанавливался на ваш вело отдельно, или велосипеду в сборе, то можете увидеть там 2 других параметра:

  • номинальная мощность мотора,
  • максимальная мощность.

То есть понять из этого, что к чему относится, невозможно. Но, на самом деле, всё довольно просто! Мощность в режиме длительной нагрузки – это тот параметр максимальной мощи двигателя, при которой он сможет проработать неограниченное время (не учитывая аккумуляторы, конечно же) без выхода из строя.

Такому параметру в документации обычно соответствует именно номинальная мощность. Например, если у вас номинальная 225 Ватт, а максимальная указана 350 Ватт, то вам можно ездить на таком велосипеде, не получая водительские права, так как по ПДД его мощность менее 250 Ватт.

Но и здесь кроется большая практическая недоработка. Начиная от сотрудников ГИБДД и заканчивая мировыми судьями, мало кто будет различать эти 2 параметра. То есть, если у вас в документах будет указана только максимальная мощность и она подразумевает необходимость водительского удостоверения (в том время как номинальная вообще не указана), то и судьям, и инспекторам будет, к сожалению, чаще всего всё равно до этого – вам присудят штраф. Но его будет нужно далее обжаловать по меньшей в районный суд. Хотя, если номинальная мощность у вашего велосипеда с мотором не указана, то потребуется ещё и техническая экспертиза.

С другой стороны, требовать на дороге от наездника документы на вело никакой инспектор ДПС не вправе. Тем более, ни у кого не будет возможности замерить мощность мотора.

Что в итоге?

Итак, во всех этих характеристиках двухколёсных сделаем несложные выводы:

  1. вам не нужны права на велосипед в 2020 году, если он совсем без мотора, а только с педалям, либо имеет электродвигатель мощностью до 250 Ватт, который отключается на скорости 25 км/час,
  2. если у двухколёсного стоит бензиновый двигатель либо электродвигатель мощность в пределах 0,25-4 кВт, рабочий объём мотора менее 50 “кубиков”, а скорость – не более 50 км/ч, то это уже мопед по ПДД, и на него требуется получить удостоверение водителя на право управления любой категории – если у вас такого нет, то придётся сдать в ГИБДД экзамен на любую автомобильную категорию,
  3. а вот если хотя бы одна из характеристик не подпадает под указанные в пункте 2, то это уже мотоцикл с обязательным наличием прав категории “A” или подкатегории “A1“.

Какой штраф?

В случае, если у вас нет права управления на мопед или мотоцикл, и вы едете на велосипеде с мотором, удовлетворяющим условиям одного из этих терминов, то действующее на 2020 год законодательство предусматривает наказание в виде штрафа от 5 до 15 000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП.

Кроме того, если выяснится, что транспортное средство принадлежит не вам, то штраф выпишут ещё и собственнику вело с двигателем, но тому уже в размере 30 000 рублей по части 2 этой же статьи за передачу управления лицу без прав.

Читать еще:  Мягкое сиденье для велосипеда

Но если вы едете на моторном велосипеде с параметрами, которые подходят для мопеда, а действующие права водителя вы получали, но забыли само удостоверение дома, то такое нарушение уже по закону должно быть квалифицировано по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса со штрафом 500 рублей.

Увезут ли велосипед на штрафстоянку?

На практике могут, но по закону не должны.

Дело в том, что эвакуация на спецстоянку предусмотрена в целях пресечения нарушения и до устранения причины такой эвакуации. Но велосипедом – даже при наличии у того мотора и отсутствии у вас на него водительских прав – можно не управлять после того, как вас остановит сотрудник. Вы просто можете его вести рядом с собой, и управлением это считаться не будет (определение термина “пешеход” в пункте 1.2 ПДД).

Права для велосипедистов

Все больше рижан ежедневно перемещаются по городу на велосипеде. С весной велосипедистов на улицах Риги становится все больше и больше. По данным статистики, более половины жителей Латвии (52,1%) периодически ездят на велосипеде, но только 9,9% жителей страны передвигаются на велосипеде регулярно. И порой, к сожалению, всем участникам дорожного движения не хватает взаимного уважения друг к другу. Чтобы избежать конфликтов на дороге, важно помнить о Правилах дорожного движения, касающихся и велосипедистов.

Тротуар или велодорожка?

Согласно Правилам дорожного движения, особое внимание уделяется наименее защищенным участникам движения. Правила предусматривают, что велосипедисты должны передвигаться преимущественно по предназначенной для них инфраструктуре, но если таковой нет, то по проезжей части. И лишь в исключительных случаях по тротуарам, полноправные «хозяева» которых – пешеходы. Исключительные случаи – это погодные условия, интенсивность движения на проезжей части, ремонты, опасная или узкая дорога и т.д.

Если нет специальной велополосы и велодорожки, дети до 12 лет (и их сопровождающие) вправе передвигаться по тротуару. Но преимущество – за пешеходами!

Почему нельзя ездить по тротуарам всем велосипедистам?

Специалисты объясняют: движение по проезжей части более предсказуемо. Большинство водителей, движущихся по правилам, наблюдают картинку в зеркала заднего и бокового вида, чего не скажешь о пешеходах. По данным исследования Latvijas fakti, 48% велосипедистов предпочитают ездить по проезжей части. Преимущества – удобство, скорость, безопасность. На тротуаре велосипедист не застрахован о того, что в любой момент дорогу перебежит ребенок или собака, пешеход может резко затормозить или поменять направление движения.

Поскольку на тротуарах преимущество у пешеходов, то велосипедистам следует выбирать скорость, которая не несет пешеходам угрозы.

Права для велосипедиста

Велосипедисту, передвигающемуся по проезжей части или по велополосе, необходимо водительское удостоверение. Права могут получить лицам с 10-летнего возраста в любом отделении Дирекции безопасности дорожного движения (CSDD) или в Рижском Мотор-музее. Специальные курсы проходить не обязательно, но рекомендуется. CSDD советует использовать для обучения и проверки знаний портал www.berniem.csdd.lv.

Сдать экзамен и получить права велосипедиста можно бесплатно.

Ездить без прав по проезжей части, а также по велополосам запрещено!

Дети, вне зависимости от возраста, могут ехать на велосипеде без прав в жилых зонах, дворах многоквартирных домов и в местах, где не передвигаются механические транспортные средства. Также, начиная с 10-летнего возраста, дети могут ездить по тротуару или велополосе в сопровождении взрослого.

Проверяет велосипедистов Государственная полиция. Водительское удостоверение нужно иметь при себе. Велополосы (велоинфрастрактура) не является исключением: передвигаясь по ним, также необходимо иметь при себе права. В случае, если у велосипедиста нет с собой прав, то полиция в любом случае сможет проверить, если ли они в принципе, по базе данных.

Если у человека есть удостоверение на управление механическим транспортным средством более высокой категории (например, самые популярные права на вождение авто категории В), то ему отдельные права на велосипед не нужны.

Велосипед и дети

Дети любого возраста без прав самостоятельно могут ездить во дворах и парках, и в других местах, где нет движения механического транспорта. Малыши – естественно, под присмотром взрослых. Самостоятельно ездить по проезжей части или обочине может ребенок не младше 10 лет (при условии сдачи экзамена и наличии водительского удостоверения!). Ездить по проезжей части или обочине в сопровождении взрослых разрешено детям не младше семи лет. С детьми до 10 лет обязательно должен быть совершеннолетний, имеющий права.

До 12 лет ребенок может ездить на велосипеде только в шлеме, который должен быть застегнут. После этого возраста шлем только рекомендуется. И днем, и ночью велосипедист должен быть виден на дороге. Видимость обеспечивают светоотражатели, фонарики (в темноте), если их нет – обязателен специальный жилет.

Еще раз напоминаем, что детям до 12 лет передвигаться на велосипеде по тротуару разрешено (придерживаясь правой стороны и с уважением относясь к движению пешеходов), в особенности, если поблизости нет велоинфраструктуры. Во велодорожкам и велополосам разрешено передвигаться детям любого возраста, но о до 10 лет – в сопровождении взрослого. И с 10 лет у ребенка должны быть права.

До семи лет ребенка можно перевозить в специальном кресле, прикрепленном к взрослому велосипеду. В целях безопасности кресло лучше крепить за спиной взрослого велосипедиста. Малыш обязательно должен быть в шлеме, а также в одежде с отражающими элементами. Ребенка можно перевозить и в специально оборудованном для этого прицепе. К прицепу относятся те же требования, что и к велосипеду – он должен быть оснащен отражающими элементами, а в темное время суток – красным фонариком сзади.

Читать еще:  Какое давление должно быть в велосипедных колесах

Одежда и акссесуары

В темное время суток или в условиях недостаточной видимости на велосипедисте должны быть светоотражающие элементы, также на велосипеде должны гореть фонарики. Спереди фонарик должен гореть белым светом, за спиной – красным. Рекомендуется одежда яркого цвета со спины, со светоотражающими элементами (до 12 лет обязателен шлем). Велосипедист должен быть виден и днем, и ночью. Видимость обеспечивают отражатели, фонарики (в темноте), если их нет – светоотражающий жилет обязателен. Важная деталь: на велосипеде должен быть звонок или клаксон.

Велосипед всегда должен находиться в технически исправном состоянии, в том числе оборудован тормозами.

Правила дорожного движения для велосипедистов — что нужно знать водителям?

Велосипедисты появляются на дорогах сразу после того, как сходит снежный покров. Люди продолжают перемещаться на двухколесном транспорте до поздней осени, что раздражает многих автомобилистов. Это не всегда справедливо, ведь большинство велосипедистов соблюдают Правила дорожного движения. Однако встречаются и те, кто не имеет о законе никакого представления. Вливаясь в поток транспорта, они создают угрозу безопасности окружающих. Поэтому каждый водитель автомобиля должен знать правила, действующие для велосипедистов. Это поможет при необходимости исправить чужие ошибки.

ПДД для велосипедистов

Согласно ПДД, транспортным средством считается любое приспособление, созданное для транспортировки грузов, людей или оборудования по дорогам. Следовательно, велосипед тоже относится к таковым.

Главное отличие велосипеда от механического транспорта — отсутствие двигателя. Он перемещается только благодаря мускульной силе человека. В редких случаях велосипед может быть оборудован электрическим двигателем, мощность которого не превышает 0,25 кВт. Такой мотор автоматически отключается, когда скорость достигает 25 км/ч.

Тот, кто едет на велосипеде, является водителем наравне с автомобилистами. В то же время обобщенное выражение “транспортное средство” относится к ситуациям с велосипедистами, а понятие “механическое транспортное средство” — нет.

Общие обязанности водителей содержатся в разделе 2 ПДД. Они касаются всех лиц, управляющих транспортом. Согласно пункту 2.3 данной нормы велосипедисты обязаны:

  • перед началом поездки проверять исправность своего средства передвижения;
  • обеспечивать его надлежащее техническое состояние в пути;
  • по требованию инспекторов ГИБДД проходить освидетельствование (в том числе медицинское) на состояние опьянения;
  • предоставлять транспортное средство сотрудникам полиции, если в этом возникла необходимость.

Велосипедистов также касается пункт 2.7 ПДД. Им, как и водителям автомобилей, запрещается:

  • управлять транспортом в пьяном виде или передавать управление нетрезвому лицу;
  • пересекать организованные колонны или занимать в них место;
  • принимать алкоголь после ДТП, к котором они причастны;
  • перемещаться на велосипеде без соблюдения режима труда и отдыха;
  • разговаривать во время езды по сотовому телефону.

Велосипедистам также запрещено опасное вождение. Оно может заключаться в частом перестроении из одного ряда в другой, нарушении дистанции или бокового интервала и пр.

Дополнительные ограничения накладывает пункт 24.8 ПДД. Согласно ему велосипедистам нельзя:

  • ехать, отпустив руль (важно держать его хотя бы одной рукой);
  • транспортировать груз, габариты которого превышают ширину или длину велосипеда на 50 см и более;
  • перевозить пассажиров на велосипедах, не предназначенных для этого, а также детей до 7 лет без специальных удерживающих приспособлений;
  • совершать левый поворот через трамвайные пути;
  • поворачивать налево или совершать разворот там, где дорога имеет больше 1 полосы для каждого направления движения;
  • пересекать «зебры», не спешившись перед этим.

Человек, который ведет велосипед рядом с собой, тут же становится пешеходом. Все вышеперечисленные правила перестают для него действовать.

Пользование автомобильными дорогами

Если рядом с полотном имеется велосипедная или велопешеходная дорожка, ехать можно только по ней. При этом возраст водителя не должен быть меньше 14 лет. Иногда автомобильные дороги оборудуют специальными полосами для велотранспорта. Если такая полоса есть, для перемещения следует использовать ее.

Ехать по правой кромке асфальтового полотна можно, если:

  • коммуникации для велосипедов отсутствуют или двигаться по ним невозможно;
  • габариты двухколесного транспорта или присоединенного к нему прицепа больше 1 м;
  • группа велосипедистов едет колонной.

Если край проезжей части не позволяет двигаться по нему, допускается езда по обочине. Если и это невозможно – ПДД разрешают использовать тротуары и пешеходные дорожки. Эта же «льгота» действует для взрослых, которые сопровождают ребенка (детей) младше 14 лет или перевозят малыша до 7 лет. Для транспортировки людей велосипеды оборудуются дополнительными сиденьями, специальными прицепами или колясками.

Детям младше 14 лет вообще запрещено покидать пределы пешеходных коммуникаций или велосипедных дорожек. До семи же лет нельзя пользоваться даже последними. Маленький ребенок может ехать только там, где идут пешеходы, например, по тротуару.

При движении по краю дорожного полотна велосипедисты обязаны ехать в один ряд. Если по дороге движется колонна, допускается езда в два ряда. Главное – чтобы габаритная ширина каждого транспортного средства (учитывая полноту людей) не превышала 75 см.

Если велосипедист едет по автомобильной дороге, для него действует тот же порядок движения, что и для автомобилей. Он обязан останавливаться при запрещающем сигнале светофора, пропускать транспорт при наличии помехи справа. В свою очередь водители машин должны понимать, что велосипед нужно воспринимать как полноценное транспортное средство. Если автомобилист находится на второстепенной дороге, а велосипедист на главной, последний будет иметь преимущество. При повороте налево нужно пропускать встречный двухколесный транспорт, едущий прямо и т. д.

На дороге крайне важно проявлять взаимное уважение. При этом не имеет значения то, на чем именно едет человек. Вежливость и знание ПДД – то, что поможет избежать непредвиденных ситуаций.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: