33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужны ли права на велосипед

Хочу купить электробайк. Мне точно нужны права?

Читателю «За рулем» отвечает глава ГИБДД Михаил Черников.

Хочу купить электробайк. В СМИ неоднократно встречал сообщения, что скоро их владельцам будут нужны права. Так ли это? Если да, то какие?

Иван Батов, Москва

На вопрос читателя отвечает начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации индивидуальных электрических транспортных средств, включая электровелосипеды, электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и прочие, активно обсуждается. Однако каких-либо решений нормативного характера на этот счет пока не принято.

С учетом положений действующего законодательства для управления такими средствами передвижения водительское удостоверение не требуется, а лицо, их использующее, приравнивается к пешеходам.

Исключение составляют велосипеды с электрическим приводом, водители которых должны руководствоваться требованиями раздела 24 Правил дорожного движения, а также транспортные средства, по совокупности технических характеристик и конструктивных особенностей относящиеся к мопедам.

Напомню, что таковым считается двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания рабочим объемом, не превышающим 50 см³, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики (пункт 1.2 Правил). Для управления таким транспортным средством требуется российское национальное водительское удостоверение категории М либо водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из следующих категорий или подкатегорий: А, А1, В, В1, С, С1, D, D1, ВЕ, СЕ, С1Е, DЕ, D1Е, Tm (трамвай), Tb (троллейбус).

  • Можно ли обменять водительские права досрочно, не оформляя медсправку, узнайте тут.
  • Электробайк, как и любой велосипед, иногда необходимо перевозить. Если вопрос перевозки велосипедов и электротехники для вас актуален, обращайтесь за консультацией в интернет-магазин «За рулем».

Нужны ли водительские права на велосипед: с бензиновым мотором или электродвигателем?

Права на велосипед

Велосипед – это транспортное средство по ПДД. Но специальное право управления на него не действует. Равно как регистрации он не подлежит. Между тем, этот термин имеет своё достаточно чёткое определение в Правилах. И может оказаться так, что ваше двухколёсное относится к совершенно другому виду транспорта. О том, на какие велосипеды нужны водительские права в 2020 году в нашей стране, какие законы это регулируют, требуется ли удостоверение для езды на вело с двигателем или электромотором, выясним в этой статье.

Бывают ли права на обычный велосипед?

Нет. Если вы едете по дороге на обычном двухколёсном, которое приводится в движение исключительно педалями, безо всяких моторов, то права вам не нужны – это касается как вождения велосипеда взрослым, так и ребёнка на детском транспорте.

Об этом прямо говорит статья 25 ФЗ О безопасности дорожного движения. В пункте 1 перечисляются категории транспортных средств, для управления которыми необходимо специальное право. Среди них есть мопеды и мотоциклы, а вот велосипедистам можно ездить без водительских прав.

Но обратите внимание на то, что такое велосипед. Для того, чтобы ТС подпадало под этот тип, должны быть выполнены несколько условий:

  1. велосипед, на который не нужны права водителя в России, должен приводиться в движение, как правило, мышцами его наездника,
  2. но он также может иметь электромотор со следующими ограничениями:
    1. мощность в режиме длительной нагрузки – не более 250 Вт,
    2. двигатель должен отключаться автоматически на скорости свыше 25 км/ч.

Обратите внимание, что если у вас установлен бензиновый мотор, то к велосипеду ваше ТС в 2020 году отнести уже нельзя.

А вот про режим длительной нагрузки мы поговорим ещё немного ниже.

Введут ли новый закон об обязательном получении прав?

Это маловероятно произойдёт в ближайшее время. Хотя, попытки введения такого нового законопроекта были. Мы ранее писали о возможных поправках по части экзаменов для велосипедистов и получения ими водительских прав.

Но на сегодняшний день новшества не введены, и права на велосипед по-прежнему получать не надо.

Если велосипед с мотором?

То он может стать по букве ПДД уже мопедом. И поверьте, законодательству всё равно, как выглядит ваш двухколёсный: есть ли у него видимая выхлопная труба, карбюратор и прочее – на что он больше похоже в той или иной степени. Велосипедом или мопедом его делают определения из Правил дорожного движения.

Итак, если на ваш велосипед установлен электродвигатель мощностью более 250 Вт либо если он не отключается на скорости или отключается на скорости более 25 км/ч или же у вас стоит бензиновый двигатель внутреннего сгорания, то это уже мопед. На мопед в России по состоянию на 2020 год нужны права.

Это были, возможно, плохие новости. Но есть и хорошие – для управления вело с таким мотором чаще всего подойдёт любая категория водительского удостоверения. Но не всегда. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Когда подойдут права любой категории?

Дело в том, что в таком случае приводимый в движение двигателем велосипед следует относить к мопедам по Правилам. А ФЗ №196 устанавливает, что для езды на таких требуется категория прав “M”. И она не обязательно должна быть прописана в соответствующей графе в вашем в/у. Любая имеющаяся у вас категория подтверждает право управления мопедами.

Но такая категория подходит только в отношении мопедов, и они также регламентированы по ПДД:

  • рабочий объём бензинового двигателя вашего велосипеда не должен быть выше 49,9 кубов,
  • максимальная скорость не превышает 50 км/ч,
  • если на вашем велосипеде стоит электрический мотор, то его мощность для управления с любыми категориями прав должна быть от 250 Вт до 4 кВт.

Когда нужна категория A?

А вот если хотя бы одно из условий, перечисленных выше, не выполняется, то тогда без полноценной категории водительских прав “A” вождение такого велосипеда вам уже запрещено.

  • вам нужны права “A” категории, если объёма мотора 50 см 3 и более,
  • если велосипед может развить скорость свыше 50 км/час, то также нельзя ездить на нём без прав,
  • либо если установлен электродвигатель мощностью больше 4 кВт.
Читать еще:  Боюсь высоты что делать

Особенности измерения мощности мотора

Обратите внимание, для электродвигателя оба порога: для мопеда более 250 Вт и для мотоцикла более 4 кВт – приведены как максимальная мощность в режиме длительной нагрузки. Но если вы заглянете в документацию к мотору, если он устанавливался на ваш вело отдельно, или велосипеду в сборе, то можете увидеть там 2 других параметра:

  • номинальная мощность мотора,
  • максимальная мощность.

То есть понять из этого, что к чему относится, невозможно. Но, на самом деле, всё довольно просто! Мощность в режиме длительной нагрузки – это тот параметр максимальной мощи двигателя, при которой он сможет проработать неограниченное время (не учитывая аккумуляторы, конечно же) без выхода из строя.

Такому параметру в документации обычно соответствует именно номинальная мощность. Например, если у вас номинальная 225 Ватт, а максимальная указана 350 Ватт, то вам можно ездить на таком велосипеде, не получая водительские права, так как по ПДД его мощность менее 250 Ватт.

Но и здесь кроется большая практическая недоработка. Начиная от сотрудников ГИБДД и заканчивая мировыми судьями, мало кто будет различать эти 2 параметра. То есть, если у вас в документах будет указана только максимальная мощность и она подразумевает необходимость водительского удостоверения (в том время как номинальная вообще не указана), то и судьям, и инспекторам будет, к сожалению, чаще всего всё равно до этого – вам присудят штраф. Но его будет нужно далее обжаловать по меньшей в районный суд. Хотя, если номинальная мощность у вашего велосипеда с мотором не указана, то потребуется ещё и техническая экспертиза.

С другой стороны, требовать на дороге от наездника документы на вело никакой инспектор ДПС не вправе. Тем более, ни у кого не будет возможности замерить мощность мотора.

Что в итоге?

Итак, во всех этих характеристиках двухколёсных сделаем несложные выводы:

  1. вам не нужны права на велосипед в 2020 году, если он совсем без мотора, а только с педалям, либо имеет электродвигатель мощностью до 250 Ватт, который отключается на скорости 25 км/час,
  2. если у двухколёсного стоит бензиновый двигатель либо электродвигатель мощность в пределах 0,25-4 кВт, рабочий объём мотора менее 50 “кубиков”, а скорость – не более 50 км/ч, то это уже мопед по ПДД, и на него требуется получить удостоверение водителя на право управления любой категории – если у вас такого нет, то придётся сдать в ГИБДД экзамен на любую автомобильную категорию,
  3. а вот если хотя бы одна из характеристик не подпадает под указанные в пункте 2, то это уже мотоцикл с обязательным наличием прав категории “A” или подкатегории “A1“.

Какой штраф?

В случае, если у вас нет права управления на мопед или мотоцикл, и вы едете на велосипеде с мотором, удовлетворяющим условиям одного из этих терминов, то действующее на 2020 год законодательство предусматривает наказание в виде штрафа от 5 до 15 000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП.

Кроме того, если выяснится, что транспортное средство принадлежит не вам, то штраф выпишут ещё и собственнику вело с двигателем, но тому уже в размере 30 000 рублей по части 2 этой же статьи за передачу управления лицу без прав.

Но если вы едете на моторном велосипеде с параметрами, которые подходят для мопеда, а действующие права водителя вы получали, но забыли само удостоверение дома, то такое нарушение уже по закону должно быть квалифицировано по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса со штрафом 500 рублей.

Увезут ли велосипед на штрафстоянку?

На практике могут, но по закону не должны.

Дело в том, что эвакуация на спецстоянку предусмотрена в целях пресечения нарушения и до устранения причины такой эвакуации. Но велосипедом – даже при наличии у того мотора и отсутствии у вас на него водительских прав – можно не управлять после того, как вас остановит сотрудник. Вы просто можете его вести рядом с собой, и управлением это считаться не будет (определение термина “пешеход” в пункте 1.2 ПДД).

На какие электровелосипеды нужны права и как их получить

Взрывной рост городских агломераций, массовое использование автотранспорта порождают трудно разрешимые проблемы с транспортной доступностью и сохранением окружающей среды. Одним из альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации является использование транспорта с электроприводом. Одним из этих транспортных средств является электовелосипед.

Велосипед, на который смонтирован электрический аккумулятор и электромотор мощностью 150-1500 Вт, это и есть электовелосипед. Этот гибрид объединяет достоинство велосипеда и мопеда. Он легок, манёвренный, нет проблем с парковкой, хранением и автомобильными пробками. Очень удобно, когда можно выбрать один из двух режимов движения: крутить педали и в качестве движущей силы использовать энергию ваших мышц, или включить электропривод и наслаждаться быстрой и комфортной ездой. Электровелосипед – доступное, демократичное транспортное средство, с высокими экологическими и экономическими характеристиками

Важно не забывать, электовелосипед – не простой велосипед. Они массивнее и оснащены двигателем. Велогибриды, могут разгоняться на значительную скорость, из-за этого электовелосипедисты обязаны соблюдать правила уличного движения вместе с другими водителями автотранспортных средств.

Исходя из этого, возникает вопрос: нужны ли права на электовелосипед?

Права на электовелосипед 2017

Из-за ускоренного роста популярности этого вида транспорта, вопрос о получение прав на электовелосипед, как-никогда своевременен. Рассмотрим проблему подробно. В соответствие с постановлением правительства РФ от 22.03.2014 номер 221 электовелосипед – это транспортное средство на двух колёсах оснащённое электрическим двигателем, если мощность электрического двигателя менее 250 Вт, а скорость движения не может превышать 25 км/ч, данное транспортное средство, считается велосипедом и оформлять права на него не требуется.

Читать еще:  Как заклеить камеру велосипеда с помощью ремкомплекта

В случае, если двухколёсное транспортное средство обладает двигателем мощностью от 250-4000 Вт и может развивать скорость до 50 км/ч, оно является мопедом. А для использования мопеда необходимо иметь права категории М. В реальной обстановке отличить электовелосипед с двигателем малой мощности в 250 Вт от мопеда с двигателем большей мощности в 350-500 Вт трудно. Таким образом, видно, мопед от электровелосипеда отличается только мощностью и разрешенной скоростью. Исходя из этого правой статус мопеда – электровелосипеда зависит от мощности двигателя и находящейся в прямой зависимости от него максимальной скорости на моторе. Предположим, электовелосипед можно использовать с двумя режимами езды.

В одном режиме он передвигается со скоростью около 25 км/ч, в другом примерно 50 км/ч. В том случае, когда скорость меньше 25 км/ч, водитель может ездить, не имея прав. В другом варианте, необходимы права, или надо перемещаться вне транспортных магистралей общего пользования, например в лесу, или по частной территории.

Проблема получения прав на велосипед с мотором полностью не урегулировано законодательством РФ. Существует несколько ситуаций требующих дальнейшего уточнения. Каждый электрический двигатель обозначен мощностью, трудность заключена в том, каким образом сотрудник ГИБДД будет её проверять.

Соблюдение правил дорожного движения – залог долгих лет жизни

Велосипед с мотором, только на вид кажется безобидным. На самом деле эти транспортные средства имеют достаточно высокую скорость, чтобы нанести серьёзную травму пешеходу. Велосипед с мотором обладает значительным весом, на много больше, чем имеют простые велосипеды, поэтому его падение может оставить большой ушиб или повредить чужое имущество. В ряде стран велосипед с мотором приравнен к автомобилю.

Для того чтобы электровелосипед приносил вам пользу и радость, следует выполнить ряд правил:

  • Знать и соблюдать ПДД;
  • Содержать транспортное средство в технически исправном состоянии;
  • Не выезжать из дома в состоянии алкогольного опьянения;
  • Обладать здоровьем дающими возможность использовать технические возможности мопеда.

В ПДД конкретно прописано, как водить велосипед и мопед в отдельности. В принципе велосипедисты обязаны передвигаться по сети велосипедных дорожек, наличие которых в большинстве населённых пунктов или слабо развито, или полностью отсутствует. В том случае, если велосипедистам больше 14 лет, он имеют право перемещаться по спец. велодорожкам, при их отсутствии двигаться по правой полосе транспортной магистрали, обочине, тротуарам, в некоторых случаях по пешеходным дорожкам.

Если велосипедисты не достигли возраста 14 лет, то они не имеют право появляться на автомобильных дорогах. Владельцы мопедов имеют право ездить по правой стороне дороги, по велодорожкам или обочине. Водители электробайков, мопедов или скутеров обязаны иметь при себе права, которые выдаются с 16 лет, в том числе управлять электробайками можно при обладании иной другой категорией прав.

В чём отличие электровелосипеда от мопеда

Электровелосипед уникальное эксклюзивное транспортное средство. Он отличается не только от автотранспорта, но и от мопеда наличием педалей, передающих мускульное усилие, через цепную передачу на ведущее колесо. Сотрудник ГИБДД, проверяющий электовелосипедиста, испытывает затруднение в доказательстве нарушения ПДС. Сложность в том, что невозможно точно установить, что владелец велосипеда с мотором при движении не пользовался педалями. Современный велосипед легко можно разогнать до скорости больше 40 км/ч. Мопед не оснащен педалями, его движение осуществляется за счёт усилия вырабатываемого мощным электромотором. На мопед требуется иметь права категории «М».

Из вышесказанного подводим итоги: лучше всё же иметь права на велосипед с мотором, тем более, если ваш электродвигатель большой мощности и его габариты, свидетельствуют об этом и если вы перемещаетесь по транспортным магистралям общего пользования на высоких скоростях. Права категории «М» необходимы для того, чтобы избежать проблем с инспекторами ГИБДД, формально, если ваш электовелосипед оснащен электрическим двигателем мощностью свыше 250 Ват, это уже мопед, не имеет значение, на какой тяге вы передвигаетесь мускульной или электрической. В законе прописано, если мощности двигателя выходят за установленные границы, а у владельца отсутствуют права, он может подвергнуться административному наказанию. Штраф за отсутствующие права может колебаться в диапазоне от 5000 до 15000 руб., кроме того электовелосипед эвакуируют на штраф стоянку и вернут только гражданину имеющему права.

По факту, существует закон предписывающий получение прав на велосипед с мотором, но нет его правоприменительной практики, и отсутствуют ведомственные нормативные акты, регулирующие его применение. В том случае, если вы следуете ПДД, не конфликтуете с другим гражданами, имеете при себе права на вождение мопеда, можете быть спокойны, встреча с сотрудниками ГИБДД не принесёт неприятных последствий.

Совет

Если вы любите ездить на велосипеде с мотором оснащённым двигателем большой мощности по транспортным магистралям общего пользования, желательно права на мопед иметь. Когда перемещаетесь в лесах и по велодорожкам на электробайке с маркированным двигателем малой мощности, проблем с законом у вас не появится.

Права на вождение велосипеда в России

С появлением большого числа высокоскоростных моделей велосипедов на дорогах уже в который раз остро встаёт вопрос о необходимости обязательного введения обучения для водителей и категории прав на такой вид транспорта. Споры в правительстве по поводу, нужны ли права на велосипед, ведутся достаточно давно. Это обусловлено тем, что происходит много аварий с участием велосипедистов.

Запрещающий знак для велосипедистов

Поскольку современные байки иногда бывают сродни мопедам и мотоциклам, позволяя развивать довольно большую скорость, существует риск нанести серьёзные травмы как самому водителю, так и пешеходам. Человеку, имеющему достаточный водительский опыт, вне зависимости от транспортного средства, на котором оттачивалось мастерство вождения, гораздо легче влиться в стихию дорог на велосипеде. Но на проезжую часть могут выезжать и люди, не имеющие представления о том, как вести себя в потоке машин. Всё потому, что если на человека официально не возложить обязанность знать и соблюдать правила, он не сочтёт это нужным. По этой причине представители закона наказывают материально нарушителей и с каждым годом штрафы за пренебрежение ПДД только растут.

Читать еще:  Велосипед с широкими шинами

Учитывая тот факт, что инфраструктура для велосипедов у нас незначительно развита, многие велосипедисты и в глаза не видели велодорожки, соответственно, им приходится передвигаться по проезжей части. Тем не менее законом определено, где именно и с какого возраста можно ездить на велосипеде.

Согласно статье 24, по правому краю проезжей части можно ехать велосипедистам старше 14 лет, если отсутствует велодорожка, велопешеходная дорожка, специальная полоса. Дети от 7 до 14 лет могут передвигаться только по пешеходным, велопешеходным или велосипедным дорожкам. Маленькие велосипедисты возрастом до 7 лет должны ездить лишь по дорожкам для пешеходов или же по велодорожке со стороны для пешеходов.

На какие велосипеды нужны права

Вопреки всевозможным слухам в сети о необходимости приобретать водительское удостоверение на право вождения велосипедом, для владельцев обычного байка всё же пока не требуется такой документ. А вот если ваш двухколёсный друг оснащён мотором, то, согласно его техническим характеристикам, можно сказать, относится он всё ещё к велосипедам или уже перешёл к категории мопедов.

Девушка на велосипеде нарушает ПДД

Современные электробайки иной раз в состоянии обогнать даже мопед и скутер, а под понятием велосипед подразумевается транспортное средство с развиваемой скоростью до 25 км/час. Развитие велоиндустрии обеспечило выход на рынок высокоскоростных моделей, но электровелосипед всё же может подходить под эту категорию, если он оснащён двигателем мощностью не выше 0,25 кВт. А скутеры, мопеды, электробайки с более мощными моторами уже попадают в класс механических транспортных средств, развивающих скорость до 50 км/час и имеющих электродвигатель 0,25–4 кВт или двигатель объёмом до 50 куб. см, для которых нужны права категории «М» или выше. Кроме того, необходимо придерживаться правил, которые рассчитаны именно на этот вид транспорта, так что гонять по пешеходным дорожкам на мощном электровелосипеде уже нельзя.

Зачастую инспектору ГИБДД проверить в точности, насколько мощный у вас двигатель, не представляется возможным, а доказать, что скорость была превышена, также проблематично. Заставить вас предъявить удостоверение на право управления велосипедом никто не в силах, если мощность двигателя сопоставима с категорией велосипед. Но вот на механическое транспортное средство вы уже обязаны показывать права и другие документы по требованию представителей закона. Можно даже при виде инспектора выключить мотор и продолжать движение кручением педалей, но если по вине велосипедиста случилось ДТП, то тут уже от ответственности не отвертеться. Даже без наличия документов представители закона без труда определят вашу личность и привлекут к административной или уголовной ответственности. Так что если велосипедист нанёс ущерб пешеходу или спровоцировал автомобильную аварию, придётся понести наказание за содеянное.

Штрафы для велосипедистов

В апреле 2017 года появились новые поправки в законе, касающиеся велосипедистов, для них теперь вынесены новые пункты, что позволит обеспечить большую безопасность. Большой минус отсутствия удостоверений на право управления велосипедом — незнание элементарных правил дорожного движения, что, конечно же, всё равно не освобождает от ответственности.

Штрафы для велосипедистов отдельно обозначены в КоАП. Согласно статье 12.29 за нарушение ПДД предусмотрены следующие взыскания:

  • 800 рублей за любое несоблюдение правил дорожного движения;
  • 1000–1500 рублей за нарушение правил велосипедистом в состоянии опьянения.

Если брать во внимание темпы развития велоиндустрии, не за горами новые законопроекты, которые обяжут абсолютно каждого велосипедиста пройти обучение, обзавестись правами и нести полную ответственность за движение на дороге, как того требуют от автомобилистов.

Главное, чтобы наряду с нововведениями в городах России появлялось больше велодорожек, что обусловит меньшее количество нарушений и комфортное передвижение для велосипедистов.

Велодорожка для байков

Основное и неизменное правило для обеспечения безопасности владельцем любого транспортного средства — это проверка исправности технического состояния транспорта, а также внимательное изучение и соблюдение правил.

Пользуясь тем, что права на управление велосипедом не требуются, многие велосипедисты пренебрегают изучением ПДД, создавая аварийные ситуации на дорогах. Особенно это касается подростков, не ознакомленных с правилами, которым по возрасту разрешено выезжать на проезжую часть. Участниками дорожного движения являются все лица, находящиеся на дороге, включая пешеходов, и каждый несёт ответственность за безопасность передвижения. Любое неадекватное поведение или нарушение правил со стороны имеющих отношение к процессу может повлечь за собой трагедию.

Категорически запрещено при езде на велосипеде

Пребывать на дороге в качестве велосипедиста не совсем безопасно, потому как велосипед не защищает человека так, как автомобиль, и риск пострадать для самого водителя значительно больше. В любом случае каждый находящийся на дороге должен в равной степени быть внимателен к процессу движения. Немного несправедливо, что автомобилисты, которые учились, имеют права на вождение транспортного средства, несут большую ответственность, чем велосипедисты или те же пешеходы, которые в большинстве случаев сами выступают виновниками ДТП.

Какие могут быть последствия за езду в пьяном виде на велосипеде. Меры, принимаемые по отношению к пьяным водителям представителями закона.

Нужны ли права на велосипед с мотором? К какой категории транспорта относится такой велосипед.

Велотуризм с каждым годом завоёвывает всё большее число поклонников, опытных велопутешественников так и тянет совершить долгожданное путешествие по России и Европе. На такой шаг готов пойти не каждый, только настоящий любитель, готовый крутить педали в любую погоду и наслаждаться неописуемой красотой открывающихся горизонтов и загадочных городов.

  • на сайте
  • ВКонтакте
  • facebook
  • 18 июня 2018 года в г. Томске на пешеходной дорожке моего мужа сбил велосипедист, велосипедист с места аварии скрылся. В итоге муж до сих пор находится в больничном, сейчас прооперирован. Видеокамер нет на месте происшествия, ну и кому предьявлять иски, а человека реально покалечили.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: