17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Высота седла велосипеда

Как правильно установить и отрегулировать седло на велосипеде

6 минут Автор: Михаил Скворцов 307

Поездки на велосипеде призваны держать все группы мышц в тонусе, поднимать настроение и улучшать качество жизни. Большую роль играют техническое состояние всех узлов байка и его настройка. Индивидуальная подгонка под велосипедиста осуществляется по нескольким параметрам, в частности, по положению седла.

Настройка седла определяет посадку, удобство управления и эффективность передвижения. Рассмотрим, как правильно отрегулировать седло, чтобы и комфортно было, и не уставать после продолжительных поездок.

Зачем нужно регулировать седло велосипеда

Велосипедное сиденье может настраиваться в трех направлениях:

  • высота над уровнем педалей;
  • угол наклона в горизонтальной плоскости;
  • смещение.

Рассмотрим, что дает правильная регулировка каждого параметра.

Высота определяет положение ног при движении и эффективность вращения педалей. Заниженное седло способствует сильному сгибанию ног, их быстрой усталости и низкому КПД педалирования. Слишком большая высота ухудшит сцепление обуви с педалями и отрицательно повлияет на управляемость.

Соответствующее росту положение седла исключает все негативные последствия, дает возможность долго вращать педали без существенной усталости и потери энергии, позволит быстро дотянуться ногой до земли на стоянках и в экстренных ситуациях. А в сочетании с настроенным положением руля, высота сидушки обеспечит правильную посадку велосипедиста.

Наклон в горизонтальной плоскости определяет нагрузку на части тела. Положение «вперед» увеличит нагрузку на руки и сместит корпус к рулю. Отклоненное сиденье назад приподнимет верхнюю часть тела, сместив силовой центр в сторону поясницы и брюшной полости.

На некоторых моделях велосипедов седла регулируются и по горизонтали относительно центра подседельного штыря. При выборе правильного положения большую роль играет длина рук. Если до руля доставать тяжело, сидушка немного подвигается вперед. При постоянной усталости рук стоит отодвинуться назад. В длительных поездках на горном велосипеде этот параметр может регулироваться несколько раз в зависимости от условий катания.

Правильная настройка держится на трех китах: удобство, эффективность и снижение усталости при управлении.

Настройка высоты сиденья

Высота – самый важный параметр, который каждый велосипедист выставляет самостоятельно, с учетом роста и особенностей езды. Прежде чем приступать к настройке высоты, рассмотрим ряд аспектов безопасности:

  • подседельный штырь нельзя выставлять за пределы максимальной отметки;
  • седло нужно крепко зафиксировать в данном положении;
  • передний конец должен смотреть в направлении движения.

Общая схема настройки:

  1. Ослабить эксцентрик или затяжную гайку.
  2. Удерживая сидушку, мягко вытянуть или вдавить штырь.
  3. Не отпуская ее, затянуть крепление.
  4. Несколькими легкими ударами проверить прочность фиксации.

Установить уровень седла можно несколькими способами:

  • числовой расчет;
  • метод «почти прямой ноги»;
  • «метод пятки».

Первый вариант – самый простой способ выставить высоту сиденья над кареткой. С помощью сантиметровой ленты или рулетки изменяется высота от подошвы до паха. Далее это значение умножается на 1.09. К примеру, высота ног составила 65 см, значит, сидушка велосипеда должна располагаться над педалями на уровне 71 см. Нужно отметить, что этот способ приближенный и не подойдет тем, кто полагается только на собственные ощущения.

Второй метод установки высоты – определить сгиб ноги. Для правильного положения характерна почти распрямленная нога в крайней нижней точке. Нога совсем прямая – подседельный штырь опускается в трубу. Нога согнута сильно – поднять седло наверх. Увеличивать высоту нужно постепенно, особенно в первый раз.

Метод «прямой пятки» противоположен предыдущему, но также позволяет выставить уровень седла. Последовательность настройки:

  1. Прочно зафиксировать велосипед или попросить кого-либо подержать его за руль.
  2. Сесть и поставить пятку на педаль в нижней точке.
  3. Отрегулировать высоту так, чтобы нога была абсолютно прямой.

Пятка должна быть строго зафиксирована по центру педали. Обе ноги должны выпрямляться в нижних положениях. Если пятки не дотягиваются, и приходится нагибаться, седло нужно опустить. Наоборот, если нога даже немного согнута в колене, приподнять.

Регулировка угла наклона

Стандартное, общепринятое и правильное расположение сиденья в горизонтальной плоскости – параллельно дороге. Производители рекомендуют оставлять положение таким и не прибегать к наклонам без особой надобности. Собственно, по иллюстрации понятно, что седло нельзя отклонять на большой угол.

В первом случае возрастают нагрузки на руки, велосипедист горбится и может съезжать вперед. Отклоненное сиденье назад добавляет усталости ногам и ухудшает управляемость за счет вытягивания рук.

Однако в разумных пределах регулировка по углу наклона может осуществляться в индивидуальном порядке. Чаще всего этого требуют специфические условия езды на горном велосипеде. На неровных участках, где руки отбиваются даже с хорошим амортизатором, нивелировать нагрузку на них можно отклонением седла назад. Когда требуется заниженная посадка (преодоление ветра, например), есть смысл наклонить сиденье вперед. Рекомендуемый диапазон наклона – не более 10-ти градусов в каждую сторону.

Настройка по горизонтали

Регулировка седла относительно руля позволяет выставить положение с учетом длины рук. Правильная центровка обеспечивает положительное влияние на скорость передвижения и управляемость велосипеда.

Работы следует выполнять в такой последовательности:

  1. Ослабить винт закрепления штыря к сидению.
  2. Подвинуть сидушку.
  3. Зафиксировать крепление.
  4. Сесть на велосипед и проверить положение колена. Оно должно располагаться строго на вертикали с осью педали. Проверяется нога на педали в крайней нижней точке. Если колено заметно выдвигается вперед, настроить заново.

Настройка данного типа делается только после регулировки высоты.

Сочетание правильно выставленных параметров седла с учетом физиологических особенностей велосипедиста поможет избежать чрезмерной усталости рук и ног, позволит максимально долго находиться в движении и положительно скажется на комфорте управления.

Методы определения правильной высоты седла на велосипеде

Практически все велосипеды снабжаются конструкцией сидения, которая позволяет проводить регулировку его расположения. При подготовке следует провести правильную настройку. Если высота будет установлена неправильно, то это может привести к весьма серьезным последствиям.

Читать еще:  Как правильно заклеить камеру велосипеда

Как измерить и настроить высоту сидения на велосипеде?

Рассматриваемая проблема получила весьма широкое распространение. Именно поэтому были придуманы различные способы измерения высоты, все они характеризуются своими определенными особенностями.

Наибольшее распространение получили следующие методы:

Правильно выставленная высота сидения позволяет развить достаточно высокую скорость на дороге.

Высота является наиболее важным параметром, при нужно учитывать следующее:

  • Штырь запрещается выставлять за пределы максимальной отметки. Это связано с тем, что надежность крепления существенно снижается.
  • Седло должно фиксироваться надежно. В противном случае избежать травм практически невозможно.
  • Передний конец всегда должен смотреть вперед. Это связано с тем, что поверхность изготавливается с учетом анатомических особенностей человека.

В большинстве случаев провести корректировку положения сидения можно самостоятельно.

Общая схема следующая:

  • Крепежный элемент следует ослабить. В его качестве выступает затяжная гайка или специальный эксцентрик.
  • Придерживая основную часть изменяется положение сидения. При этом приходится прикладывать некоторое усилие.
  • Не отпуская конструкцию проводится крепление основной части. При затягивании крепежных элементов стоит учитывать, что прикладываемое усилие не должно быть слишком высоким.
  • Легкими ударами проверяется надежность крепления. Если сидение немного опустилось, то процедуру придется повторить.

Метод пятки

Этот метод применяется продавцами в велосипеде и тренерами в тренажером зале.

Среди особенностей отметим:

  1. Для начала пятка ноги размещается на педали.
  2. Высота сидения должна быть такой, чтобы нога полностью расправлялась в колене.
  3. Таз должен быть оставаться в горизонтальном положении.

Метод «109%»

С минимальной погрешностью можно провести измерения при применении метода «109%». Впервые его стали применять еще в 1967 году.

Его ключевыми особенностями назовем следующее:

  1. Для разработки метода проводились длительные исследования.
  2. Результат исследований указывает на то, что идеальным вариантом было расположение седла в 109% расстояния между промежностью и ступенями.
  3. Для определения подобного размера человек должен стать лицом к стене, а в качестве седла выступает толстая книга. При этом отмечается положение книги.

Метод Лемонда

Эта вариация метода «109%» была разработана на основании собственных наблюдений спортсменом Лемондом.

Внесенные изменения характеризуются следующими особенностями:

  1. В качестве основы применяется расстояние между промежностью и ступнями.
  2. Требуется определить размер 88,3%.

Метод Холмса

Использование велосипеда с неправильной высотой сидения часто становится причиной, по которой при падении человек получает травму. Рассматриваемый метод применяется для существенного снижения количества травм.

Особенности следующие:

  1. При измерениях применяется специальное устройство, которое получило название гониометр. Он определяет угол коленного сустава в нижней части хода педали.
  2. Рекомендуемый угол составляет 25-30 градусов. Если есть проблемы с коленом, то рекомендуемый показатель ближе к 25 градусам.

Регулировка угла наклона сидения

При настройке сидения велосипеда следует также уделить внимание углу наклона. В большинстве случаев сидение должно быть расположено параллельно дороге. Прибегать к наклону без надобности не рекомендуется.

Эту рекомендацию можно связать со следующим:

  1. При наклоне к рулю велосипедист может сильно горбиться. При этом он немного съезжает вперед, за счет чего увеличивается нагрузка на руки.
  2. Слишком сильное отклонение назад становится причиной, по которой ухудшается управляемость и увеличивается нагрузка на ноги.

Настройка сидения по горизонтали

Правильная центровка также обеспечивает наиболее благоприятные условия для передвижения.

Настройка проводится в следующем порядке:

  1. Ослабляется винт, которым проводится крепление сидения.
  2. Сидение подвигается.
  3. Проводится фиксация конструкции.
  4. Нужно сесть на велосипед и проверить положение колена.

Подобная настройка проводится только после установки требуемой высоты. Правильная установка всех параметров в соответствии с физиологическими особенностями позволяет избежать чрезмерной нагрузки рук и ног.

Высота седла велосипеда

Материал подготовлен на основании статьи эксперта портала BikeRadar Ника Моргана (Nick Morgan).

Установка правильной высоты седла кажется таким базовым элементом катания на велосипеде, что профессионалы уже должны быть выбрать для этого единственно верный способ. Однако, это совершенно не так.

При этом все эксперты сходятся во мнении, что неверно выставленная высота седла может привести к неприятным последствиям. Проведённое недавно исследование показало, что слишком низко опущенное седло может увеличить вашу утомляемость на 12%.

Эту особенность можно даже удачно использовать. Если у вас на велосипедную тренировку есть не так много времени, то можно опустить седло чуть ниже привычного положения и получить дополнительную нагрузку на мышцы.

Это интересная теория. Но если мы знаем, какая высота является неподходяще, то мы должны понимать, как настроить седло правильно. К сожалению, дела далеко не всегда обстоят именно так. И в нашей сегодняшней публикации мы постараемся разобраться какие есть подходы к выбору оптимального положения седла.

Именно его, скорее всего, в первую очередь вспомнит продавец в магазине велосипедов, либо ваш тренер по фитнесу.

Необходимо надеть вашу обычную велосипедную обувь, и установить седло на такой высоте, чтобы в сидячем положении ваша нога была прямой, а пятка уверенно стояла на педали (педаль, по которой проводится измерение, должна при этом находится в самом нижнем положении).

Несмотря на широкую распространённость данного метода, у него нет научного подтверждения, и это зачастую приводит к выбору неподходящей высоты седла.

Профессор Уилл Пелевер (Will Pelever) из Женского Университета Миссисипи написал в своей недавней работе, посвящённой сравнению различных методов выбора оптимальной высоты седла: «Основная проблема «Метода пятки» состоит в том, что он не учитывает индивидуальных особенностей строения бедра, большой берцовой кости и длину стопы».

Более обоснованный с научной точки зрения метод бы разработан Хэмли и Томасом (Hamley, Thomas) в 1967 году. Они много экспериментировали с различным положением седла и пришли к выводу, что оптимальное расстояние от оси педали до верхней точки седла должно составлять 109% длины ноги велосипедиста, измеренной от паха до пятки.

Вы легко сможете провести измерения дома с помощью рулетки или даже обычно линейки. Однако мы рекомендуем повторить процедуру несколько раз, что иметь возможность получить максимально точный результат.

Читать еще:  Какое давление в шинах велосипеда

Этот метод очень популярен и его часто рекомендуют профессиональные тренеры, готовящие велосипедистов мирового уровня. Тем не менее, профессор Пелевер (Pelever) выяснил, что он уступает методу Холмса (Holmes, о нём вы сможете прочитать далее) с точки зрения экономии сил гонщика и эффективности педалирования.

3) Метод Лемонда (LeMond)

Речь идёт о популярной разновидности метода 109%, которую разработал и популяризовал трёхкратный победитель веломногодневки Тур де Франс (Tour de France) Грег Лемонд (Greg LeMond).

Для определения оптимальной высоты седла в рамках этого метода также используется длина ноги, измеренная от паха до пятки. Но при этом по формуле Лемонда расстояние от центра каретки (а не педали в нижнем положении) до верхней точки седла должно составлять 88,3% длины ноги райдера.

Любопытным является тот факт, что согласно исследованиям Пелевера, высота седла при использовании этого метода зачастую отличается от данных, которые мы получаем при использовании «метода 109%». И, несмотря на то, что метод Лемонда подходит большому числу велосипедистов, найдутся и те, для кого он будет не идеальным.

4) Метод Холмса (Holmes)

Изначально он разрабатывался для того, чтобы уменьшить число травм, связанных с активным педалированием у профессиональных спортсменов. Поэтому подход, лежащий в его основе заметно отличается от изложенных выше.

Во время определения оптимальной высоты седла используется прибор, называемый гониометром . Он помогает определить угол, образующийся в коленном суставе, когда одна из педалей находится в нижнем положении (см. рисунок выше). Холм считает, что оптимальным для велосипедиста является диапазон от 25 до 30 градусов. При этом людям, страдающим от тендинита коленей лучше ориентироваться на углы ближе к 25 градусам.

Данный метод может звучать слишком научно и большинству велосипедистов, скорее всего, хорошо подойдут методы, описанные выше. Но хотим обратить ваше внимание, что вместо специализированного гониометра можно использовать недорогой угломер, который можно легко приобрести, не потратив на это значительных средств, но избавив себя от потенциальных проблем с коленями.

Исследования профессора Пелевера показали, что данный метод (особенно при угле коленного сустава в 25 градусов) значительно превосходит другие с точки зрения эффективности работы райдера в седле.

При выборе высоты седла не стоит также полностью доверяться своим ощущениям. Вот что пишет об этом Пелевер: «Если вы уже достаточно долго катаетесь с низко опущенным седлом, то переход к нормальной высоте может стать для вас очень непривычным в первое время. Однако, как только ваше тело приспособится (а это произойдёт за 1-2 недели), новая посадка не только будет казаться вам комфортной, но и сделает ваше катание значительно более приятным и эффективным в долгосрочной перспективе».

Если после нескольких недель катания с новой высотой седла вы всё ещё испытываете дискомфорт, то, конечно, нужно продолжить поиски оптимального положения. Лучше всего начинать с метода Холмса, убедиться, что вы можете комфортно педалировать сидя (не «тянетесь» за педалью, когда она находится в самом нижнем положении), настроить, по мере необходимости угол наклона седла.

Профессор Пелевер также отметил: «Когда я завершал работу над посадкой очередного гонщика, угол его коленного сустава при педалировании (когда педаль находится в нижнем положении) составлял, как правило, от 25 до 30 градусов. Но в большинстве случав этот показатель был значительно ближе к 25».

Посадка на велосипеде. Высота седла

От высоты положения седла зависит сохранность коленей и связок, но, главное, сколько выдержит «пятая точка». Выставлять положение седла нужно в динамике при помощи видеосъемки. В первом приближении можно выставить высоту седла согласно многочисленным рекомендациям из интернета и «до интернета». Рекомендации заключаются в том, что в нижней точке нужно иметь возможность выпрямить коленный сустав до «щелчка», касаясь педали пяткой. А во время педалирования, когда опора на педаль идет не пяткой а «подушечкой» большого пальца, нужно чтобы нога ни в коем случае не была выпрямлена. Иногда указываются предпочтительные углы максимального разгибания коленного сустава, 143-153 град. Постулируется, что если нога слишком сильно выпрямлена, могут пострадать связки, если наоборот, остается недостаточно разогнутой, «убиваются» колени. Разумеется, это очень разумные рекомендации, они вполне достаточны для заездов на 2-3 часа без остановок, а с остановками, наверное вообще достаточны на любую дистанцию.

К сожалению эти рекомендации лишь часть общей картины биомеханики, причем если рассматривать эту часть в отрыве от других, то при долгом педалировании последствия могут быть плохими.

Начну с тезиса, разобранного в предыдущей заметке, что все люди разные. Причем отличаются друг от друга гораздо сильнее, чем спортсмены, занимающиеся велоспортом. Поэтому стремление подогнать посадку под определенные углы сгибания колена, выставление высоты седла по пятке и т.п. — имеет такую же значимость как «средняя температура по больнице».

Оптимальная высота седла напрямую зависит от техники педалирования конкретного человека. В технике кручения педалей ничего особо мудреного нет. Но нужно учитывать, что взгляд на себя «изнутри» может сильно отличаться от того, как это выглядит снаружи (говорю о себе 🙂 ). Поэтому очень важен независимый контроль видеосъемкой. Опишу свои ощущения при силовом педалировании в «контактах» при оптимальной для меня высоте седла.

При педалировании (особенно в горку) внутреннее ощущение: «пятки вниз». Наиболее сильно ощущение «пятка вниз» при движении педали вниз, то есть, сначала опускается пятка, а потом носок «вдогонку» давит на педаль. Угол голень-пятка по ощущениям при этом такой же как в горнолыжном ботинке. Ахилла чуть растянута, но не более, чем в горнолыжном ботинке. Положение «наклон голени вперед — нагрузка на ахиллу» статично, чтобы ахилла не воспалилась (было такое). То есть, не нужно двигать пяткой «верх-вниз», а опустил пятку при движении вниз и держишь ее так. Пятку держишь вниз до нижнего участка и чуть больше до ощущения, того, что ахилла начинает растягиваться. После этого ощущение «пятка вниз» переносится на другую ногу (которая начинает движение вниз), а эта нога превращается в «крюк», который тянет педаль вверх за клипсу контакта. При этом пятка вверх не поднимается, то есть педаль вверх тянешь «носком на себя».

На самом деле (по кинограмме) пятки вниз не опускаются, ступня на один кадр занимает горизонтальное положение (1), а потом пятка поднимается вверх. То есть внутренние ощущения — это именно внутренние, выглядит все не так.

Читать еще:  Доска для катания по воде за катером

В принципе, хорошо бы, чтобы нога в колене была чуть более выпрямлена, но изучение кинограмм показало, что этого не происходит. Если седло поставить чуть выше, то нога далее не выпрямляется, а поднимается пятка (2) (даже с ощущениями «пятка вниз», если еще выше — то начинает зад елозить по седлу. (Такие у меня ноги, у «других участников теста» нога выпрямляется больше (3) ).

Таким образом, (только) съемки видео показывают, насколько действительно выпрямляется нога при кручении педалей. В неподвижном состоянии я, разумеется, могу легко разогнуть ногу полностью. Можно и педалировать с таким же ощущением, но к действительности это не имеет никакого отношения. В моем случае сказывается еще и то, что ноги разные, правая в динамике разгибается лучше, соответствующая разница в высоте седла 1 см (в итоге и выставил «под правую ногу»).

Добавлено в августе 2017

В общем, в первом приближении рекомендую делать так.

Сначала накатать примерно полтора часа, чтобы организм «уселся». Потом сделать кинограммы. Поставить высоту седла так, чтобы ступня внизу оборота педалей принимала горизонтальное положение. Правда, есть одно «но». Нога при этом все-таки не должна быть слишком выпрямлена. К началу сезона 2016 заметно улучшилась растяжка, поэтому стало возможным поднять седло выше (с сохранением горизонтального положения ступни). Вот еще раз фотка (1), которая была выше (сезон 2015).

А вот посадка сезона 2016:

Коллеги с форума нашли, что нога слишком выпрямлена и это может привести к неприятным последствиям. Честно говоря, так и произошло. В заключительной в сезоне серии заездов на 100+ км подрастянул какую-то анатомию в задней части колена. Прошло к концу зимы только. Поэтому к началу сезона 2017 седло чуть опустил.

Таким образом, основной критерий оптимальной высоты седла состоит в том, чтобы в стоп-кадре нижней точки педали ступня была горизонтальна, а седло при этом установлено как можно выше. Далее нужно смотреть на получившийся угол в коленном суставе. Хорошо, чтобы он попадал в рекомендации, приведенные выше: 143-153 град. Если не попадает «снизу», как верхней фотке этой врезки (138 град), то ничего страшного, просто такова растяжка. А если нога получается слишком разогнута и выходит за рекомендованный диапазон, как на следующей фотке (161 град), то седло лучше опустить. Можно не сразу, но «прислушиваться» к задней стороне коленей и, если появятся болезненные ощущения типа «чуть потянул», то сразу после этого.

Есть еще один момент, который заметен только стороннему наблюдателю. Это покачивание бедер из стороны в сторону. То есть, когда нога разгибается, бедро идет вниз. Я так ездил довольно долго, пару сезонов и считал, что неприятные ощущения в суставе «шейка бедра» наутро после долгого педалирования это то, что и должно быть после кручения. При этом был в полной уверенности, что покачивания бедер нет. Пока не увидел себя со стороны на бревете с экшн камеры едущего сзади 🙂

Вернусь к горизонтальному положению ступни в нижней точке. Как писал в заметке о педалировании по кругу, это не обязательное положение. Может быть и небольшой наклон «пятка вверх, носок вниз», особенно если педали не контактные. Тем не менее, при нацеленности на длинные дистанции рекомендую регулировать седло так, чтобы было горизонтальное положение ступни. Тут мы подходим к очень важному моменту в вопросе высоты седла. Это нужно не только для педалирования. Более того, на гонки седло можно поднимать от оптимального положения. Это позволит повысить мощность.

Оптимальная высота седла позволяет максимально возможно сберечь пятую точку. Об этой интимной подробности часто стараются не говорить в первую очередь. Но после 5-и часов кручения замалчивать вопрос уже не получается 🙂

Как вообще распределен вес человека на велосипеде? Касание идет в пяти точках, две на педалях, две руле и пятая на седле. Соответственно, весь вес приходится на 5 точек, которым приходится в прямом смысле слова тяжело 🙂 Пятая точка по распределению веса больше связана с ногами. То есть, чем сильнее (в сумме по кругу) давишь на педали, тем меньше нагрузка на 5-ю точку. Постепенно ноги устают, это выражается в том, что падает средняя скорость. Следовательно, возрастает нагрузка на 5-ю точку. Теперь вводим в рассмотрение поднятые пятки в нижней точке вращения педалей. Это то же самое, что стоять на носочках. Пока свеж и бодр — не вопрос. Но в конце концов пятки опустятся. И что тогда произойдет с уже тоже уставшей пятой точкой? Причем резко. Самое неприятное, что 5-я точка устроена настолько терпеливо, что последствия можно заметить слишком поздно, уже после катания. И планы на следующие заезды могут оказаться резко нарушены 🙂

Вадим Никитин

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: