22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипедное колесо

Как выбрать колеса для велосипеда?

К огда вы проехали на велосипеде достаточно много, приходит время задуматься о смене колес. Стоит отметить, что в этом вопросе все очень индивидуально: нельзя точно сказать, какой именно километраж делает необходимой покупку – цифра может варьироваться от нескольких до десятков тысяч километров. Все зависит от дорожных условий, веса, какой вес в целом перевозит велосипед, насколько вы агрессивный наездник и как много вы тормозите.

Когда пора менять колеса: Некоторые ободы имеют специальный индикатор смены – отверстие или выемку, которая исчезает по мере того, как обод изнашивается. Если такой индикатор отсутствует, нужно попробовать поискать на поверхности незначительные впадины, углубления или другие признаки чрезмерного износа.

Нельзя забывать, что абсолютно все ободы и спицы подвержены так называемой “усталости металлов“, поэтому разумно будет попросить продавца в велосипедном магазине оценить состояние колес вашего велосипеда в том случае, если вы ездите на нем уже несколько лет, а замену ни разу не производили.

Также стоит задуматься о смене колес, если необходимо повысить производительность: обновление позволит ездить быстрее, покорять более крутые склоны и более агрессивнее вести себя на спуске.

Прекрасный вариант – воспользоваться дополнительной опцией и сделать предварительный заказ на изготовление велосипеда. Это довольно дорого, но позволяет выбрать каждую составляющую колес индивидуально, и, кроме того, абсолютно точно подобрать их под ваши индивидуальные потребности и запросы.

Совместимость велосипедных колёс

Неважно, меняете ли вы колесо вследствие износа обода или потому что случайно попали в рытвину: убедитесь, что новые колёса будут идеально совместимы со всеми текущими настройками велосипеда в нижеперечисленных аспектах. Начать нужно с того, что колесо может быть задним или передним, для шоссейных или для горных велосипедов – это обязательно нужно держать в голове и всегда учитывать при замене.

Размеры шин

Посмотрите на боковину шины, чтобы определить ее размер: он должен идеально соответствовать размеру новой шины.

На шоссейных велосипедах вы всегда встретите такую пару чисел как 700х23. Первое число (700) означает внешний диаметр шины в миллиметрах; второе (23) – указывает на фактическую ширину шины (тоже в мм).

На горных велосипедах можно найти пару чисел, которая выглядит как 26х2.0. Это приблизительный внешний диаметр в дюймах (26″ = 66 см) по отношению к ширине (2″ = 5 см). Вот еще несколько довольно распространённых размеров: 27.5″ (= 69 см) и 29″ (= 74). Другие размеры тоже существуют, но вышеназванные встречаются чаще всего.

Если диаметр шины и размер колеса совпадают, то ширина шины, в принципе, должна тоже подойти. В исключительных случаях – суперширокая шина на суперузкой раме – шину будет довольно сложно подобрать. Кроме того, на некоторых колёсах можно найти небольшой специальный список с перечислением подходящих широт шин.

Типы шин

Если у вас самый обыкновенный тип покрышки (клинчера), то клапан камеры шины, Шрадера или Престы, должен идеально подходить к отверстию на велосипедном ободе. Если это не так, камеру шины необходимо заменить.

Вы можете использовать бескамерные шины, но тогда потребуется приобрести и подходящее бескамерное колесо (и такой же герметик). Большинство владельцев горных велосипедов предпочитают бескамерные покрышки; и растущее число шоссейных велосипедистов также хвалят их. Бескамерные покрышки используются для снижения давления, что приводит к более мягкой, приятной езде и лучшему сцеплению с трассой без риска прокола.

К колесам с системой UST (Универсальная Бескамерная Система) гораздо легче подобрать и прикрепить покрышки. (Имейте в виду, что бескамерные покрышки не могут быть использованы на колёсах с камерами. Так что при выборе новых колес подумайте о покупке такого колеса, которое подойдет к бескамерным покрышкам, чтобы иметь возможность их попробовать).

Камерные покрышки обычно используются владельцами элитных велосипедов и тоже подходят только к тому ободу, который был специально создан для их использования.

Виды тормоза

Важно знать, какой у вас тормоз: на ободе или дисковой? Тормоз, действующий на обод требует использования колеса с плоским ободом, идеально выровненным по тормозной колодке. Если у вас сейчас на колесе стоит дисковой тормоз, то и новые колеса тоже должны ему подходить в соответствии с имеющимся типом ротора (перфорированный круг, который вращает спицы колеса). У большинства дисковых тормозов ротор присоединён 6-болтовым креплением, но некоторые из колёс Shimano имеют одно центральное крепление.

Крепление оси

Ваше колесо крепится к раме при помощи механизма-эксцентрика или с помощью сквозной оси? Убедитесь, что новое колесо также будет соответствовать имеющемуся типу крепления.

Механизм-эксцентрик проходит через ось, вписанную в накладку на раму (так называемый “петух”) по обеим сторонам колеса. Колесо встанет на место, только тогда, когда вы его сильно и надёжно прикрутите.

У вас крепление с помощью сквозной оси, если вы видите, что она проходит через два отверстия на раме (одно из которых нарезное), для того, чтобы прикрепить колесо к велосипеду. (Имейте в виду, может случиться и так, что у вас на одном колесе окажется крепление с помощью сквозной оси, а на другом – с помощью механизма-эксцентрика).

Размеры оси

Диаметр оси: если у вас сквозная ось, необходимо узнать ее диаметр. Наиболее встречаемые размеры: 12 мм (передние колёса шоссейных велосипедов и задние колёса горных велосипедов), 15 мм (передние шоссейных и передние горных) и 20 мм (передние горных). (Поскольку почти все механизмы-эксцентрики имеют диаметр в 9 мм, то здесь не приходится беспокоиться при выборе и теряться от разнообразия).

Длина оси: и для механизмов-эксцентриков и для сквозных осей необходимо знать размер расстояния внутри рамы, там, где крепятся колеса. Самые распространенные цифры: 100 или 110 мм (передние), и 130, 135 или 142 (задние). (У некоторых колес есть специальный адаптер, который позволяет подогнать их к различным длинам оси).

Размеры задней втулки

Размер задней втулки определяет, как колесо соединяется с ходовой частью велосипеда (трансмиссией).

Существует два типа втулок :

Кассетная задняя втулка с барабанной трещеткой. Такая втулка находится на большинстве велосипедов и отличается наличием шлица, который входит точно в центр задней кассеты (она, в свою очередь, обычно крепится к втулке с помощью специального замка). Очевидно, что втулка ваших новых колёс должна идеально подходить к кассете.

Нитевидная втулка. Такой вид втулки чаще всего можно встретить на более старых, пяти, шести или семи скоростных велосипедах. Лучше всего она сочетается с трещеткой со звёздами – набором задних зубцов, которые крепятся обыкновенными спицами. Этому виду втулки подойдёт абсолютно любая кассета с резьбой.

Апгрейд велосипедных колес

Часто при замене колес велосипедными любителями напрочь игнорируется тот факт, что правильные колеса могут намного увеличить производительность велика. Все обсужденные выше проблемы совместимости при замене колес должны быть учтены и при их апгрейдах.

И даже если вы не собираетесь одновременно обновить и шины, внимательно проинспектируйте их текущее состояние, чтобы убедиться, что они не нуждаются в замене.

Вот некоторые факторы, которые влияют на качество и цену велосипедных колес :

Улучшенные материалы. Суперлегкие и суперпрочные ободы из волокон карбона сильно отличаются в эффективности и цене от большинства колес из алюминиевого сплава. В отличие от алюминия, из карбона могут создаваться ободы более разнообразных форм и обеспечиваться наибольшая сила и надежность. Это позволяет дизайнерам создавать более легкие, прочные или аэродиномичные колеса с таким же или даже меньшим весом, как и у алюминиевых аналогов. Тем не менее, будьте предельно осторожны при выборе, так как тормоза карбоновых ободов могут стать очень скользкими при дожде или наоборот, сильно нагреться при быстром спуске (в сравнении с алюминиевыми).

Читать еще:  Лучшие велосипедные бренды

Улучшенные подшипники. Подшипники не сильно влияют на производительность вплоть до того момента, как начинается их износ. Когда это происходит, колесо начинает терять эффективность. Когда вы замените его не более качественное и дорогое, скорее всего, подшипники окажутся более долговечными.

Улучшенная втулка (на задних колёсах). Вы сможете наслаждаться более эффективной и долгосрочной ездой. Колесо с более быстрым вращением втулки – имеется в виду шатун, который проходит более короткую дистанцию до окончания трансмиссии – сделает велосипед более отзывчивым и податливым.

Выбор колес для улучшения производительности велосипеда

При обновлении колес вы наверняка надеетесь найти более легкие, прочные и аэродиномичные, при этом прекрасно подходящие тому типу езды, который вы предпочитаете. Тогда следует подумать о ключевых областях, от которых зависят особенности выбора колес для разных типов езды.

Облегченные колеса. Играют ключевую роль при поднятии в гору. Более легкие колеса уменьшают общий вес велосипеда, а значит и ту энергию, которую вы затрачиваете на движение. Всего лишь на двести грамм легче, чем нынешние колеса – но при этом, огромная разница в производительности!

Распределение веса по колесу также играет важную роль. Колеса с бОльшим весом на обод тяжелее привести в движение. С другой стороны, колеса с меньшим весом на обод и с бОльшим на втулку являются гораздо более восприимчивыми.

Более прочные колеса. Для некоторых видов езды важность прочности превосходит важность веса. Шоссейным велосипедам для езды в пригородах и туризма приходится сталкиваться с высокими нагрузками и большим километражем.

Прочный комплект колес – обязательная составляющая спусковой горной езды, которая подразумевает агрессию и длинные прыжки. К счастью, широкая распространённость фуникулеров облегчает процесс поднятия транспортного средства на вершину. Любая горная езда, в которой спуски сочетаются с поднятиями, должна осуществляться только на легких и одновременно прочных колесах.

Нет универсальной системы для оценки прочности, поэтому следует обращать особое внимание на название марки колёс, использованные материалы и другие конструкторские детали. Более высокое расположение спиц делает колесо более прочным. Пересечение спиц также увеличивает прочность, особенно если спицы пересекаются по несколько раз.

Более аэродинамичные колеса. Даже на такой низкой скорости, как 40 км/ч, уменьшение сопротивления ветра создает существенную разницу. Так что для всех типов езды: от очень быстрой до очень медленной, замена колес на более аэродинамичные сослужит прекрасную службу. Не нужно сотни тысяч рублей на полнодисковое колесо: такие неуловимые изменения, как более глубокое расположение обода – то есть когда боковина шины находится выше – улучшают аэродинамику и создают лопасти у спиц. Ищите надпись “аэро” в названии колес и других устройств. Однако, будьте внимательны: с аэродинамичными колёсами гораздо сложнее управляться при встречном ветре.

Более широкие колеса. В прошлом считалось, что более тонкие колёса являются более аэродинамичными, однако последние исследования в области воздушной турбулентности показали, что не всегда излишняя широта колёс – причина слабого сопротивления воздуху. Такие колеса позволяют более комфортно чувствовать себя в седле – и они намного меньше отвечают дорожному сопротивлению – так что основная тенденция в мире колёс – увеличение широты.

Большинству колес подходят разные широты покрышек, но лучше все-таки подумать об их идеальном сочетании. Также, если вы выбрали экстраширокие колеса, нужно убедиться, что они смогут соответствовать размерам рамы велосипеда. В таких случаях необходима консультация экспертов.

Обслуживание велосипедных колёс

Центровка колеса. Центровка колёс подразумевает поддержание идеальной круглой формы, без всяких изгибов и неровностей. Эта процедура может проводиться нечасто, а только во время обязательных технических осмотров. Однако, если вы постоянно пользуетесь велосипедом, то, соответственно и количество осмотров должно быть увеличено: это позволит повысить продуктивность.

Ремонт колеса. Если вам кажется, что колесо скорее испортилось, чем износилось, можно попробовать попросить починить его в магазине. Принесите его с собой и проконсультируйтесь, что будет лучшим вариантом: замена или ремонт.

Колесо и его части

Современный велосипед имеет два колеса, как правило, одинакового диаметра, рулевое переднее колесо и ведущее заднее колесо, связанное с педалями передачей.

Детские и специализированные велосипеды могут иметь колеса разного диаметра. На детских двухколёсных велосипедах можно устанавливать вспомогательные колёса для облегчения обучения езде на велосипеде.

Колеса могут иметь разный диаметр в зависимости от типа велосипеда. Этот размер указывается в дюймах: 16″, … 26″, 27,5″, 28″, 29″, 36″.

Из чего состоит велосипедное колесо

Велосипедные покрышки

Велосипедные покрышки влияют на поведение велосипеда на дороге больше, чем любая другая его деталь. От качества вело покрышек зависит не только комфорт езды, но и безопасность передвижения, особенно на мокрой дороге. Чем выше качество резины, тем дороже стоит покрышка.

От сликов до внедорожных

Рисунок и высота протектора определяют к какому типу относится покрышка для велосипеда. Чем глубже протектор, тем выше сцепление с любым дорожным покрытием. Шины с глубоким негативным протектором испытывают высокое сопротивление качению.

Обод велосипедного колеса

Обод велосипедного колеса — наружная часть колеса в виде круга, которая крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах. На обод монтируется велосипедная шина.

Обод велосипедного колеса

Для изготовления колёсных ободьев велосипеда используют алюминиевые сплавы, сталь, углепластик. Во многих ободьях, предназначенных для езды по пересечённой местности, для придания колесу большей жёсткости внутри обода коробчатого сечения добавляется дополнительное ребро жесткости. Такие ободья называются двойными.

Обод крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах, число которых может быть от 12 до 48.

Велосипедная спица

Велосипедная спица — конструктивный элемент колеса, представляет собой стержень, соединяющий центр колеса (ступицу) и его обод. Использование спиц позволяет значительно облегчить конструкцию колеса, при этом не снижая его прочности.

Спицы для сборки колеса

Спицы производят из стали, алюминия и титана. Спицы из стали хромируются или никелируются. Спица соединяет втулку колеса с ободом при помощи ниппеля, в который она вкручивается (со стороны обода). Ниппель изготавливают из стали, латуни, алюминия.

Для натяжки спиц используется спицной ключ, установка и натяжка производятся путём закручивания ниппеля. Спицы должны быть натянуты с одинаковой силой, чтобы равномерно распределять нагрузку.

Втулки на колесе велосипеда

Втулка велосипедного колеса — центральная деталь колеса, которая вращается вокруг неподвижной оси на подшипниках. Различают два вида: передняя и задняя втулки.

Передняя втулка по конструкции предельно простая, потому что всё, что от неё требуется — вращение колеса. На некоторых втулках с левой стороны может иметься крепление для тормозного диска.

Передняя и задняя втулки

Задняя втулка (англ. freehub) имеет более сложную конструкцию, поскольку является частью трансмиссии. Если с правой стороны имеется резьба, то такая втулка предназначена для установки трещотки — системы задних звёзд с обгонной муфтой.

Читать еще:  Велосипед это транспортное средство или нет

Втулка под установку кассеты имеет прикреплённую полым болтом трещотку в виде шлицевого барабана, на который надеваются задние звёзды. Такая система гораздо надёжнее, чем трещотка, хотя и дороже. С левой стороны у некоторых моделей может иметься крепление для тормозного диска.

Также задние втулки могут иметь встроенный планетарный механизм переключения передач.

Камера велосипеда

Велосипедная камера – это элемент велосипеда, который поддерживает давление в колесе и придает форму покрышке. Конечно, существуют и бескамерные колеса, но у них есть свои минусы и они подходят не во всех случаях. Кроме того бортировка бескамерки сложнее, чем обычной покрышке, что очень важно в полевых условиях.

Камера должна соответствовать размеру велосипедной покрышки. Нужно соотнести размеры камеры с размерами покрышки. На покрышках размеры обычно выбиты на резине с боку, на камерах нанесены несмываемой краской.

Велосипедные колёса: Втулки

Втулки велосипеда играют одну из важнейших ролей, они позволяют колесу свободно вращаться, при этом надёжно удерживая его на раме или вилке. Кроме того, часто, при помощи втулок мы тормозим, а в случае с задней, ещё и придаем велосипеду ускорение.

Они состоят из оси, подшипников и корпуса, на который мы крепим спицы. Так же на них есть либо крепление для тормозного диска, либо крепление для звёзд, либо и то и другое. Сегодня о типах втулок (преимущественно задних) мы и поговорим.

В статье будут рассмотрены следующие вопросы:

Односкоростная втулка (Синглспид)

Самый простой вид втулок. Для передачи усилия на колесо используется только одна звезда. Так как при установке такой втулки нет переключателя, который бы натягивал цепь, их обычно устанавливают в рамы с «горизонтальными» дропаутами, позволяющими отрегулировать натяжение самостоятельно, перемещая колесо вперед-назад.

Если вы хотите использовать такую втулку на велосипеде с вертикальными дропаутами, то придётся установить натяжитель цепи.

Часто такие втулки можно встретить на прогулочных и городских велосипедах, и обычно они комплектуются «ножным» тормозом. Поворачивая педали назад вы активируете механизм и втулка начинает тормозить.

Есть ещё один вариант односкоростной втулки – это втулка для фикседов. В ней нет храповика и звёздочка постоянно вращается вместе с колесом. Минусом такой втулки является то, что вы не можете перестать крутить педали, не заблокировав колесо. К плюсам можно отнести долговечность и низкую стоимость. Такие втулки подойдут для путешествий на небольшие расстояния по «плоской» местности.

Планетарная втулка

У планетарной втулки тоже только одна звезда и все ограничения, действующие для сингспид втулок, работают и здесь. Эти втулки появились в начале 20 века и имели 3 скорости. Современные собратья могут иметь по 7-8 скоростей, а порой и больше. Само устройство втулки – это отличная тема для другой статьи, так что не будем особо углубляться в неё. Скажем только, что переключать передачи на такой втулке можно даже стоя на месте.

Сам механизм переключения спрятан внутри втулки и хорошо защищен от внешних воздействий. Это делает планетарные втулки отличным приобретением для суровых погодных условий. Внутрь практически не попадает влага, а передачи переключаются даже при -15! Главным минусом можно назвать трудный самостоятельный сервис такой втулки и проблематичный монтаж/демонтаж колеса (если вы пробились или что-то в таком духе).

Трещотка и барабан

Часто эти 2 вида путают. Первый – это втулка с резьбой для накручивания звёзд с трещоткой. Была популярна до конца 1980-х годов, пока дорогостоящий механизм трещотки решили не выкидывать каждый раз, при замене звёзд. На приведённом ниже фото изображена трещотка, втулка под неё, втулка с барабаном и кассета для втулки с барабаном. Основные отличия в способе установки звёзд.

Для нарезания резьбы на втулке и на трещотке нужны высокоточные инструменты, в противном случае установить трещотку параллельно самой втулки и тем самым соблюсти соосность будет невозможно. Это выливается либо в проблемы с переключением на дешевых версиях, либо в цену конечного продукта.

Втулки с барабаном лишены такого недостатка, плюс звёзды для них производить гораздо проще. Ещё одним плюсом втулок с барабаном является расположение подшипника, он находится ближе к дропауту и нагрузка на него меньше, следовательно, ось будет ломаться реже, а подшипник жить дольше. В современных втулках используют по 3-4 промышленных подшипника и при своевременном сервисе они работают очень долго.

Барабан в разы лучше и проще в использовании. Для фиксации на нем кассеты используется контргайка, на которую практически нет нагрузок. Вы просто надеваете кассету, а шлицы не дают ей провернуться.

Конечно, есть свои особенности, вроде использования кассет на «пауке» с алюминиевым барабаном. Иначе вы можете просто угробить барабан.

Совместимость кассет Shimano и Sram

Стандарт для кассет Shimano и Sram одинаков для 8-9-10-скоростных кассет. Вы можете использовать кассеты Shimano в связке с переключателем Sram и наоборот. При этом само крепление кассеты на барабане остаётся неизменным.

А вот стандарт Sram XD для 10-11-12-скоростных кассет потребует особого барабана. Он чем-то похож на смесь классической трещотки и барабана со шлицами. Разницу вы можете оценить ниже, слева обычный барабан, справа XD.

Совместимость кассет Campagnolo

У Campagnolo есть отдельный стандарт для своих шоссейных втулок и в них очень сложно не запутаться. Итак, существует старый стандарт (Old Campagnolo) для 7-8-скоростных кассет, он первый на фото. Ещё есть стандарт (Exa-Drive) для 8-скоростных кассет, который отличается от старого шириной верхнего (на фото) шлица на барабане. А ещё есть Obsolete Exa-Drive для 8-скоростных титановых кассет. Если вы ещё на запутались – вот вам Exa-Drive для 9-скоростных кассет, с коварным нижним левым зубом!

Актуальный стандарт барабана Campagnolo подходит для всех 9-10-11-скоростных кассет, естественно, только для своих.

Размеры

Раньше использовались задние втулки шириной 120, 126мм, но эти времена давно ушли в небытие. Теперь у нас есть: 135, 142, 148, 150, 158 и фиг его знает сколько ещё стандартов ширины втулки придумывают именно в этот момент. С диаметром оси чуть проще, это 10 и 12 мм.

С передней втулкой проще. Ширина 100 или 110мм, а диаметр оси 10, 15 и 20мм.

Измеряется ширина втулки всегда от контргайки до контргайки.

Рекомендации по выбору

Пожалуй, это самый важный раздел, обязательно прочитайте его! Если вы выбираете втулки для ваших будущих колёс, то здесь всё зависит только от ваших пожеланий. Практически все втулки для МТВ изготавливаются из алюминия, хотя дорожные велосипеды могут комплектоваться втулками из нержавеющей стали.

Старайтесь подобрать втулки так, чтобы для передней и задней втулки диаметры фланца (того места, куда крепятся спицы) были одинаковы, хотя бы для одного колеса, тогда вам не придётся покупать кучу спиц разной длинны.

Помните, что количество отверстий в фланцах втулки должно совпадать с количеством отверстий в ободе! Существуют способы спицовки колёс, когда у вас слишком много/мало отверстий в втулке или ободе, но мы не будем их рассматривать, так как такой подход изначально неправильный.

Читать еще:  Прокручиваются педали на велосипеде

Если вы где-то запутались или чего-то не поняли, то мы с огромным удовольствием поможем и подскажем вам. Не стесняйтесь задавать свои вопросы в комментариях!

Все про велосипедные колеса

Хотя гениальнейшее изобретение людской цивилизации — колесо использовалось еще в пятом тысячелетии до нашей эры, человечеству понадобилось еще почти семь тысяч лет, чтоб в 1884 году английский изобретатель Джон Кемп Старли придумал не менее гениальный механизм – велосипед.

Классификация велосипедных колес по размеру

Современные велосипедные колеса бывают следующих размеров: 20, 24, 26, 27, 27.5, 28, 29 и 36 (новые) дюймов.

Размер 20 дюймов

Изначально двадцатидюймовые колеса использовались исключительно на детских велосипедах, однако, рост популярности складных велосипедов обусловил появление данного размера на «взрослом рынке». Легкость колес данного размера стала причиной того, что сегодня 99% BMX оснащены именно «двадцаткой».

Размер 24 дюймов

В советские времена такими колесами комплектовались подростковые велосипеды «Альтаир», «Аист» и «Салют». Сегодня же 24-й размер нашел поклонников среди фрирайдеров.

Размер 26 дюймов

Самый распространенный тип велосипедных колес. Изначально им оборудовались прогулочные городские велосипеды, сохранилась сия тенденция и сегодня. Иногда 26-м оснащают подростковые «псевдогорные» велосипеды из Китая.

Размер 27 дюймов

Классическое колесо шоссейного велосипеда. Именно 27-й размер раньше был стандартом велогонок Тур де Франс.

Размер 27.5 дюймов

Промежуточный размер специализированных горных велосипедов. Данный размер появился лишь в 2013 году.

Размер 28 дюймов

Гибридный размер, подходящий для городской и внедорожной езды по проселочным дорогам. Раньше такими колесами оснащали легендарную «Украину».

Размер 29 дюймов

Так называемые «найнеры» — еще одна разновидность колес горных велосипедов. Лучше накат и проходимость.

Размер 36 дюймов (новый)

Инновационная разработка. Столь внушительный размер шин обеспечивает лучшее сцепление и позволяет относительно легко преодолевать даже влажную каменистую местность или грязь.

Стоит отметить, что 27, 28 и 29 размеры имеют одинаковый диаметр обода – меняется лишь толщина шин, которые можно использовать.

Классификация велосипедных колес по типу

Традиционным велосипедным колесом принято считать спицованные обода. Как правило, такие колеса оснащены стальными, алюминиевыми или титановыми спицами, количество которых кратно 4 (обычно не менее 12), прикрепляемыми с помощью ниппелей. Впрочем, количество спиц может быть самым разным.

Кроме спицованных также используются литые, они же — цельные колеса. Изначально такая конструкция колес предназначалась для горных велосипедов, однако сегодня литые колеса продаются повсеместно, а их надежность значительно хуже, нежели у спицованных. Качественные цельные велосипедные колеса стоят десятки тысяч рублей.

Мотор-колеса для велосипеда

Чрезвычайно популярными становятся мотор-колеса. Позволяющие проехать от 5 от 100 км без вращения педалей. Концепцию мотор-колеса предложил еще Фердинанд Порше, однако массовое использование таких колес стало возможным относительно недавно.

Размеры таких колес бывают самыми разными, однако чем больше колесо, тем больший источник питания в него умещается, и тем дольше сможет ехать велосипед, оснащенный такими колесами. Мощность таких колес также бывает самой разнообразной, однако обычно она составляет 200-5000 Ватт.

Большинство стран не подвергает велосипеды с такими колесами сертификации, однако из-за нескольких несчастных случаев в США уже ввели обязательную регистрацию всех электро велосипедов оснащенные мотор-колесами мощностью от 1000 Ватт.

Стоимость велосипедных колес

Купить велосипедные колеса от отечественных производителей можно относительно недорого – примерно за 15-20 долларов, если речь идет о городских, и за 25-30 долларов, если о горных и шоссейных велосипедах. С триал-велосипедами сложнее – триальные колеса в странах СНГ не выпускаются.

Ценовая политика зарубежных брендов растет с востока на запад. Так, колеса от китайских и турецких производителей можно купить даже дешевле, нежели велосипеды от «наших» — всего за 5-10 долларов, независимо от предназначения, однако и качество будет соответствующим. Колеса от европейских и американских брендов ощутимо дороже – начиная от 30-50 долларов.

Камеры, ниппели и бескамерные велосипедные покрышки

Первые велосипедные камеры появились одновременно с велосипедом Джона Кемпа Старли – в 1884 году, однако на современные камеры они походили разве что названием — лопались они на каждой кочке. Сегодня велосипедные камеры способны выдерживать колоссальнейшие нагрузки, а порой даже «самостоятельно залатывать» мелкие пробоины.
Еще одной важнейшей частью любого спицованного колеса являются ниппели. Именно с их помощью спицы крепятся к ободу и втулке.

Стоит отметить, что велосипедные ниппели конструктивно практически не изменились с момента своего изобретения в 1817 для сидячих самокатов барона Карла фон Дрез. Некоторые горные велосипеды с 1983 оснащают бескамерными покрышками – это позволяет уменьшить их вес, и увеличить удельный объем воздуха внутри колеса, что повышает амортизацию.

Протектор велосипедных покрышек

Сцепление покрышки велосипедов с поверхностью нестабильной обуславливается наличием протектора. Изначально протекторы отличались лишь исполнением двухмерного рисунка, но одновременно с появлением горных велосипедом появилась градация протекторов по «высоте». Точно такие же протекторы, только на более узких покрышках позже стали использоваться как «зимняя резина» городских велосипедов.

Сегодня же проекторы велосипедных покрышек оснащают самыми разнообразными элементами, начиная от светодиодов и заканчивая противогололедными металлическими шипами для езды зимой.

Велосипедные втулки

Еще одной конструктивной составляющей любого велосипедного колеса является втулка, она же – ступица. Конструктивно втулки могут быть сами разными — с интегрированными тормозным барабаном, с внешним креплением тормозного диска, с планетарным цилиндром переключения передач, и с креплением велосипедной звездочки. Однако внутри любой втулки обязательно есть подшипник, а к её корпусу всегда крепятся спицы, лопасти или колесный диск.
Стоимость втулок зависит от их назначения, так, самая обычная втулка стоит 1-2 доллара, ступица с тормозным барабаном или креплением диска – 3-5 долларов, с планетарным цилиндром – 5-10. Стоимость спортивных ступиц начинается от 30 долларов, однако такие втулки практически «не убиваемы».

Ремонт колес велосипеда

Большинство поломок, с которыми сталкиваются обыватели, довольно типичные. Устранить их можно без специального оборудования, например:

  • Устранение прокола шины – дело нескольких минут. Достаточно лишь найти место повреждения оной и заклеить его тонким слоем резины. Отыскать брешь проще всего поместив камеру в наполненное водой ведро;
  • Разорванную спицу всегда можно заменить новой – достаточно открутить ниппели, снять покрышку, поменять повреженную спицу;
  • Заклинившая втулка чаще всего отказывается крутиться из-за засорения подшипника – достаточно лишь разобрать его, промыть и смазать. Если же подшипник рассыпался – нужно просто вставить новый.

Нестандартные велосипедные колеса

Количество необычных велосипедных колес настолько велико, что их вряд ли удастся уместить в одной статье, однако упомянуть Пенни-Фартинг колеса, использовавшиеся в велосипедах Джеймста Старли, непременно стоит.

Разница размеров этих колес оказалась настолько большой, что со временем Пенни-Фартинг стал неотъемлемым атрибутом любого крупного цирка.

Будущее велосипедных колес

С конца прошлого века, производители велосипедов трудятся над уменьшением веса и увеличением прочности колес. Вполне возможно, что уже через пять-десять лет большинство колес велосипедов будет оснащено наноуглеродными ободами, которые будут раскручиваться уже не мускульной силой, а миниатюрными мощными электромоторами. В видео ниже можно увидеть уникальный велосипед:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: