11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипед тандем своими руками

Как сделать велосипед тандем своими руками

В этой статье мы расскажем как своими руками из двух неисправных обычных велосипедов, двух палок и мотка изоленты сделать велосипед тандем !

Шаг 1: Наша цель — тандем своими руками.

Мы собираемся собрать велосипед тандем наподобие изображённого на фотографии выше — в два раза мощнее, в два раза опасней и в два раза интересней!

Шаг 2: Что потребуется для сборки тандема.

Подойдут велосипеды, как на фотографии выше — нам понадобится один хороший велосипед, из которого мы сделаем переднюю часть тандема, и один велосипед для задней части тандема. Кроме того нам также понадобится ножовка по металлу, разводной гаечный ключ, инструмент для выжимки цепи или несколько соединительных звеньев цепи, отвертка, молоток и моток изоленты. Оба велосипеда должны быть мужскими (с высокой верхней трубой рамы) и иметь передний переключатель передач, причём у двух самых маленьких звёздочек должно быть одинаковое количество зубьев — иначе вам придётся дополнительно купить передний переключатель передач.

Шаг 3: Разборка велосипедов доноров.

На следующем этапе вам придётся разобрать велосипеды доноры на части.

Задний велосипед.

Так как этот велосипед будет задней частью вашего тандема, отсоедините руль и переднюю вилку. Кроме того снимите тросики, так как они нам больше не потребуется. Снимите передний переключатель передач — нам он понадобится позже. Снимите обойму подшипника с рулевого стакана («рифленую шайбу» шарикоподшипника, поддерживающую переднюю вилку), постучав по ней молотком. Обойма подшипника просто впрессована в рулевой стакан. Далее с помощью ножовки по металлу распилите рулевой стакан как показано на картинке. Нам нужно сделать «чашку», которая будет окружать подседельную трубу переднего велосипедиста. На этом создание задней части самодельного тандема завершено!

Передний велосипед.

Снимите заднее колесо и все механизмы переключателя передач. Далее с помощью ножовки по металлу отпилите все трубы, поддерживавшие заднее колесо (как показано на фотографии) — верхние перья необходимо полностью удалить, а нижние перья должны остаться.

У вас должно получиться как на фотографии выше (если вы положите две части тандема рядом друг с другом).

Шаг 4: Собираем тандем.

На схеме показана структура тандема — рама переднего велосипеда красная, рама заднего велосипеда зелёная, а голубым цветом показано специальное приспособление.

Клейкая изолента достаточно прочная, если её использовать на растяжение, но совершенно не подходит для противостояния сдвиговым нагрузкам. Она также не работает на сжатие.

На тандеме верхняя труба работает на сжатие, а нижняя труба на напряжение. Во время педалирования из-за нагрузки на цепь нижняя труба также немного работает на сжатие. Используя всего лишь клейкую изоленту, нам придётся сделать соединения и перекладины настолько прочными, чтобы они смогли выдержать эти нагрузки.

Для верхней части достигнуть требуемой прочности легко — мы просто привязываем с помощью клейкой изоленты «переднюю верхнюю часть» заднего велосипеда к подседельной трубе переднего велосипеда. Прочно и аккуратно свяжите их, как будто вы верёвками связываете бамбук, всегда держите изоленту липкой стороной кнутри. Сочленения смогут двигаться вверх-вниз и вперед-назад, но не смогут изгибаться. Чтобы велосипед не мог сгибаться посередине, как автомобиль с прицепом, нам потребуется с помощью огромного количества изоленты привязать две палки к верхним трубам обоих рам. Далее привязываем эти палки к подседельной трубе или к сочленению (смотрите на фотографии). Форму тандема определяет высота верхних труб (и необходимость привязать к ним две палочки).

Создание сочленения на нижней части сложнее, так как у нас нечего связывать вместе и кроме того нам будет мешать цепь. Присмотритесь к фотографиям, чтобы понять как выглядит тандем из магазина и как должен выглядеть наш самодельный тандем. Теперь нам нужно найти способ соединить нижние части вместе. Нам пригодится передняя вилка, которую мы отложили ранее.

Уберите всё лишнее с вилки, пока она не приобретёт U-образную форме вместо Y-образной. Вырежьте две V-образных выемки у основания U по внутреннему краю — это поможет отцентрировать вилку на трубе, на которую мы собираемся её монтировать. Установите вилку вокруг подседельной трубы заднего велосипеда и подгоните её концы к двум трубам переднего велосипеда. Теперь посмотрите, где проходит цепь — там должна находиться трубка… Помните как пользоваться молотком? Возьмите молоток и бейте по раме и вилке до тех пор, пока цепь не сможет проходить мимо труб и трубы вилки и рамы не будут идеально соответствовать друг другу. Теперь вы можете связать переднюю и заднюю части тандема с помощью изоленты. Сначала свяжите концы вилки с концами передней рамы (бок о бок). Далее примотайте вилку к подседельной трубе. Для придания дополнительной прочности примотайте также любую другую часть рамы, которая достаточно близко подходит (как правило, это место, где вилка / две трубы передний рамы проходят поверх диагональной трубы на задней раме).

Вам необходимо продлить цепь переднего велосипеда настолько, чтобы её хватило дойти до колеса заднего велосипеда. Для этого вам потребуется или купить специальную выжимку цепи, или приобретите два соединительных звена цепи (при этом будет нужен ещё кусок цепи, которые можно отрезать от второй цепи с помощью ножовки по металлу). Лучше всего будет купить выжимку цепи, так как вам не придётся ничего резать! Потребуется цепь длиной в 37 звеньев. Лучше если будет цепь немного короче, чем немного длиннее. Рама достаточно гибкая. После сборки цепи постарайтесь покрутить её на разных звёздочках — от нагрузки рама приобретёт свою истинную форму.

Убедитесь, что педали синхронизированы друг с другом, чтобы во время езды на тандеме постоянно не пинать друг друга. Кроме того из-за неправильной синхронизации педалей вы не сможете поставить педали горизонтально во время прохождения поворотов, заездов на бордюры и вам будет трудно держать равновесие.

Шаг 5: Особенности езды на самодельном тандеме.

Итак, мы собрали своими руками тандем с одной передачей и одним тормозом спереди. Купите длинный трос, чтобы подсоединить задний тормоз. Учитывая очень высокие скорости и вес тандема, одного тормоза будет явно недостаточно.

Учитывая слабые тормоза и невысокую надёжность конструкции, использовать систему переключения передач пока бессмысленно. С помощью одной передачи мы смогли достигнуть скорости 56 км/час, тогда как на фабричном тандеме — 72 км/час. Просто подберите самую удобную передачу, которой в дальнейшем вы будете пользоваться.

Читать еще:  Обслуживание вилки велосипеда

Второй руль можно установить позади первого седла, хотя по нашему мнению лучше обойтись одним рулём, так как наличие второго руля снижает равновесие тандема. Если находящийся сзади велосипедист держится за переднего велосипедиста, то он следует за ведущим ездоком, наклоняясь при входе в повороты и т. д. В зависимости от того, кто будет сидеть перед вами, вы можете использовать необходимость улучшить равновесие на велосипеде в качестве предлога снять руль.

Насколько долговечен собранный нами тандем? Несмотря на действующую на нервы гибкость рамы (во время поворота рама изгибаться на угол 5 — 10 градусов), этим тандемом в течение шести месяцев в жестком режиме пользовались два парня весом 83 кг. Но при этом тандем был собран очень аккуратно — на люфт не было даже намёка. Проверку на прочность этот тандем прошёл, когда на нём проехало четыре парня общим весом 317 кг — с рамой ничего не случилось, а только погнулось колесо. Так что данная конструкция из клейкой изоленты вполне жизнеспособна.

Как сделать велосипед тандем своими руками?

Слово «тандем» имеет английские корни и означает «расположение друг за другом». Наиболее известно это слово в применении к велосипеду тандему, предназначенному для двух и более людей, которые сидят один за другим. Стандартно ― это велосипед, имеющий одну раму и два колеса. А у каждого человека имеется индивидуальное седло и свои личные педали.

Описание

Ведет такой необычный велосипед человек спереди, хотя бывают и модели с установленным механизмом переключения рулевого управления. Если руль не выполняет функцию управления, то он используется как ручная опора. Также может быть включена или отключена тормозная система. Есть модели с двумя колесами на оси сзади.

Из истории: первый запатентованный велосипед тандем появился еще в далеком 1898 году в Европе.

Плюсы использования

  • Для преодоления одного и того же расстояния на тандеме сил тратится минимум в два раза меньше, чем на обычном одинарном велосипеде.
  • Если один велосипедист устает, то для отдыха достаточно просто поменяться местами, ведь последний пассажир может ехать, буквально закрыв глаза, и даже опустить усталые руки на ровных участках трассы.
  • Скорость движения на велосипеде тандеме значительно превышает скорость обычного велосипедиста. Она вполне может достигать 35 километров в час.
  • Скорость спуска тоже выше. Хоть крутящий момент остается неизменным, но вес транспортного средства с пассажирами как минимум в два раза больше.
  • Эмоциональные особенности: командный дух, умение работать сообща, чувство «локтя».

Минусы

Из минусов можно отметить три момента:

  • Увеличенный тормозной путь.
  • Из-за значительного увеличения массы транспортного средства тормозные колодки гораздо быстрее изнашиваются и требуют замены.
  • Если предстоит поворот дороги с маленьким радиусом, то на приличных скоростях в него достаточно сложно вписаться без определенного опыта и сноровки.

«Советский» вариант велосипеда тандема

Такой вариант отличается от других самодельных тандемов высоким уровнем безопасности и простотой. В качестве основ можно использовать два «советских» велосипеда, например «Спутник». Как сделать тандем из двух велосипедов? Соединить их в целостную систему.

Приступаем к работе

  1. На задний велосипед добавляется дополнительно кронштейн для рулевой колонки.
  2. В переднем велосипеде нужно усилить багажник и установить на него крестообразную трубку (шарнир):
  • К багажнику привариваем опору.
  • К приваренной опоре прикручиваем шкворень (сделать шкворень можно из переднего вилкового старого стержня с используемого для переделки велосипеда).
  • Шарнир надеваем на уже прикрученный шкворень.

Преимущество такого полутандема в быстрой и легкой сборке ― рамы не распиливаются, цепи на каждом велосипеде раздельные так и остаются. При необходимости такой тандем очень просто разделить снова на два отдельных велосипеда.

Метаморфоза из двух поломанных велосипедов

Есть вариант сделать велосипед тандем своими руками, используя два в неисправном состоянии, две палки и один моток изоленты.

Инструменты и материалы для работы:

  1. Ножовка по металлу.
  2. Изолента.
  3. Ключ гаечный разводной.
  4. Молоток.
  5. Инструмент, которым возможно выжимать цепь или цепные звенья, соединенные вместе.
  6. Отвертка.
  7. Два любых велосипеда, имеющих высокую верхнюю трубную раму (обычно это встречается в мужских моделях).
  8. Переключатель для передач впереди должен быть с двумя самыми маленькими звездочками и идентичным количеством зубцов (его можно будет снять со старого велосипеда, если он подойдет по параметрам, или приобрести новый на рынке).
  9. Длинный трос для заднего тормоза.

Этапы работы

Разборка заднего велосипеда:

  • Нужно отсоединить руль.
  • Отсоединить спереди вилку.
  • Снять тросы (они больше не нужны).
  • Снять молотком рифленую обойму с шарикоподшипника на рулевом стакане, который поддерживает вилку спереди.
  • Ножовкой по металлу распиливается стакан, расположившийся под рулем, таким образом, чтоб получилась чаша для окружения подседельной трубы в переднем велосипеде.

Разборка первого велосипеда:

  • Снимается колесо, которое сзади.
  • Снимаются все приспособления с заднего колеса, необходимые для переключения передач скорости.
  • Трубы, которые поддерживали колесо сзади, отпиливаются ножовкой. Удалить нужно только перья сверху, перья снизу нам еще понадобятся.

Сборка велосипеда тандема:

  • Привязываем при помощи изоленты верхнюю часть впереди последнего велосипеда к трубе под седлом с первого велосипеда. Сделать это нужно как можно аккуратней и прочней, держа изоленту постоянно клейкой частью внутрь.
  • Для того чтобы избежать сгибов посередине нашего тандема в месте соединения, необходимо взять две заранее приготовленные палки и туго притянуть их к рамным трубам, которые находятся сверху. Изоленту на этом экономить не стоит. Дальше совершаем привязку палок к трубе под седлом либо к сочленению.
  • Отложенная заранее вилка с передней части велосипеда очищается от всего лишнего, пока из Y-образной формы не превратится в U-образную.
  • Вилку нужно будет вмонтировать на трубу. Чтобы она отцентрировалась на трубе, понадобится вырезать две выемки в месте основания (V-образно).
  • Вилка устанавливается так, чтоб обвить трубу под седлом. Концы подгоняются в сторону двух других труб на первом велосипеде.
  • Трубка должна быть там, где находится цепь. В этом нам поможет непрерывная работа молотком по раме и вилке, вплоть до момента установления свободного прохождения цепи, не цепляя трубы и вилку. Рамы обязаны максимально дополнять друг друга.
  • Связываем оба конца нашего уже собранного велосипеда тандема изолентой. Для начала конец вилки связывается с концом рамы спереди (делается это впритык). Потом приматывается вилка к трубе под седлом и к любой другой рамной части для дополнительного упрочнения.

Что далее?

Чтобы сделать велосипед тандем (фото примеров есть в нашей статье), нужно проделать еще несколько операций. Итак:

  1. Подходим к этапу продления цепи. Переднюю цепь придется продлевать ровно настолько, насколько необходимо, чтоб она дошла до заднего колеса. Это проще всего сделать при помощи специальной выжимки цепи. Если же такой специальный инструмент отсутствует, то приобретайте два звена для соединения в цепи и отрезайте ножовкой дополнительный необходимый отрезок. Вся цепь должна иметь не более 37 звеньев. Меньше можно, но только не больше.
  2. Чтобы рама собранного велосипеда тандема приняла необходимую для езды форму, достаточно после всей сборки дать на нее нагрузку, покрутив цепь на различных звездочках.
  3. Синхронизируем педали между собой. Это необходимо, чтобы избежать пинания друг друга в процессе езды, а также для поддержки равновесия и прохождения трассы на поворотах, заездах на возвышенность.
  4. Присоединяем тормоз сзади длинным тросом.
  5. По желанию, можно установить второй руль. Однако следует учесть, что это будет мешать удерживанию равновесия.
Читать еще:  Производство велосипедов

Трехместный тандем

Если в вашей семье или компании три человека и все сразу хотят прокатиться на одном велосипеде, то придется создавать трехколесный велосипед тандем с тремя посадочными местами. Такой вариант отлично подойдет для семьи с ребенком, для которого катание на таком редком и необычном виде транспорта станет поистине незабываемым приключением. Однако стоит учесть, что удерживать равновесие на данной модели куда сложнее, чем на одинарном либо двухместном.

Принцип работы с тем, чтобы сделать велосипед тандем с 3 посадочными местами своими руками, такой же, как и вариант с двумя колесами, упомянутый выше. Вот только для создания понадобится три исходных велосипеда, где третий присоединяется ко второму аналогично присоединению второго к первому.

Электротандем

Хотя тандем крутить легче, чем простой велосипед, но усилия прилагать стоит. После пары таких поездок появляется мечта, чтоб педали крутились сами по себе. Но неужели это только лишь мечта? Если существуют электрические велосипеды, то неужели нельзя создать электро-велосипед тандем? Давайте разберем, как это можно сделать своими руками.

  1. Колесо-мотор, которое одновременно исполняет функцию и колеса, и электродвигателя. Необходимо просто сменить родное с тандема на новое, моторное.
  2. Аккумулятор-батарея.
  3. Консоль, которая является панелью управления.
  4. Различные провода и крепежи для батареи.

Все это можно приобрести как по отдельности, так и в готовом комплекте. Инструкция по изготовлению такая же. Разница лишь в том, что на один из велосипедов нужно установить электрическое колесо. Для этого нужны лишь пара гаечных ключей. Все, на этом конструкция будет пригодна к использованию.

Тандем – двухместный велосипед

5 минут Автор: Михаил Скворцов 148

Двухместный велосипед, или тандем, – идеальное средство для неторопливых семейных прогулок. Его принцип прост: педали вращают оба велосипедиста, а контроль над поворотами и торможением выполняет тот, кто сидит за рулем, впереди.

Тандем интересен тем, что сближает людей, заставляет быть единой неделимой системой. Классические тандемы рассчитаны на ровные загородные дороги, и это оправдано: чем длиннее рама, тем труднее проезжать по ухабам, и тем сильнее вибрация и вертикальные нагрузки, в конце концов, приводящие к разрушению самой крепкой конструкции.

Из истории тандемов

История тандемов начинается в XIX веке. Как только появился одноместный велосипед, сразу начались поиски его модификации для парного катания. Как видно на нижнем фото, «тандему все возрасты, сословия и виды одежд покорны»:

Не только классическая конструкция велосипеда подверглась «удвоению». Например, известная модель, которая называется «пенни–фартинг», или «паук», тоже перерабатывалась в велосипед тандем. Об удобстве и безопасности езды на таком велосипеде можно только догадываться:

Во время первой мировой войны двухместные тандемы пользовались не меньшей популярностью, и в итоге появились единые велосипеды для целых воинских подразделений:

Само собой разумеется, что это европейская разработка. Для подобных конструкций нужны ровные дороги. Кроме того, колоссальные нагрузки испытывает середина конструкции, так как общий вес всех солдат может быть около 700-800 кг.

Преимущества тандема

Многие преимущества вовсе не относятся к специфике велосипедной техники. Например, развитие «чувства локтя» и командной поездки. Выработка согласия, умение находить компромисс при вопросе «куда свернуть». Что касается технических преимуществ, они таковы:

  • Расстояние, которое проезжается вдвоем позволяет тратить вдвое меньше сил на тот путь, который вы проезжали раньше в одиночку.
  • Скорость на тандеме значительно выше, и может вполне достигать 30-35 кмч , поэтому двухместный байк – «взрослый» велосипед.
  • На спуске тандем развивает гораздо большую скорость, так как при том же крутящем моменте вес транспортного средства вдвое больше.
  • В случае усталости можно поменяться местами. Это придает значительное разнообразие, ведь последнему велосипедисту можно ехать с закрытыми глазами, а на некоторых участках – даже отпустив руки. Это придает незабываемые ощущения! Двухместный велосипед – это еще свобода!
  • Конструктивно рама тандема и колеса рассчитаны на большие статические нагрузки, большие, чем у велосипеда-одиночки, поэтому при езде по ровной дороге можете не опасаться за прочность конструкции. У него усиленные шины и камеры, мощные ободы, толстые спицы, более прочная рама, длинная цепь.

Недостатки тандема

У «велосипеда для двоих» и недостатка главных два:

  • трудно «вписывается» в поворот малого радиуса на значительной скорости (для этого нужен навык совместного педалирования и выбор скоростного режима);
  • более длинный тормозной путь и более быстрый износ тормозных колодок (ведь масса значительно увеличена).

Как сделать тандем своими руками

В Интернете большое количество справочных материалов о том, как любители собирают двухместные велосипеды. Но так как эти модели не удовлетворяют элементарным требованиям техники безопасности, мы не будем рекомендовать их в данной статье, достаточно показать фотографии:

Поэтому посоветуем вариант, как сделать тандем своими руками, разработанный еще в советское время.

Самое главное, что конструкции велосипедов, в данном случае – «Спутник», не изменялись. Это полутандем. Он является соединением двух отдельных байков в единую систему, и место соединения – место вращения заднего велосипеда вокруг вертикальной оси, проходящей через багажник переднего.

  • Добавляется кронштейн для заднего велосипеда на рулевую колонку.
  • Багажник переднего велосипеда усиливается и на него устанавливается крестообразная трубка, которая является шарниром. Вначале на багажник приваривается опора, к опоре прикручивается шкворень, который делался из стержня старой передней вилки, а сверху на шкворень надевается шарнир.

На рисунке видна эмпирическая схема соединения. Велолюбитель может придумать любую другую схему крепления. Самое главное, что не нужно распиливать рамы, и каждый из велосипедов может использоваться раздельно. У этого тандема раздельные цепи, у каждого велосипеда свои. Принцип этого тандема – относительная свобода конструкции, имеющая поворотную точку. Поэтому только на прямых участках трассы тот велосипедист, которые едет сзади, своим педалированием добавляет импульса общей системе. На поворотах возникает неизбежное угловое смещение, поэтому заднему велосипедисту нужно на поворотах не разгоняться, а пассивно следовать за лидером.

В любом случае, будет у вас двухместный байк, собранный своими руками, или велосипед брендовой марки, купленный в дорогом магазине, это будет незабываемым подарком к отпуску, прогулке выходного дня или к свадебному путешествию. Такие транспортные средства, как велосипеды тандем, очень редко встречаются на дорогах даже больших городов России, и поэтому даже самая простая прогулка будет по достоинству оценена окружающими.

ТАНДЕМ – ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ДВОИХ

Много лет я являюсь постоянным подписчиком «М-К» и нахожу в нем много для себя интересного и нужного. Надеюсь, что и мой опыт пригодится другим читателям: хочу поделиться своими соображениями и практическими рекомендациями по поводу изготовления и эксплуатации велосипеда-тандема. Такую машину я сделал своими силами пять лет назад и проехал на ней уже не одну тысячу километров.

Итак, вначале о достоинствах двухместного велосипеда. Во первых, это возможность езды с высокой скоростью, сравнимой со скоростью, достигаемой гоночными велосипедами. Во-вторых, тандем удобен при поездке двух разных по силам людей: каждый может вращать педали с привычным для себя усилием и автоматически более сильный «тянет» слабого. Это одно из преимуществ, позволяющее рекомендовать такие велосипеды для туризма, особенно семейного. А наличие ведущего в двойке, держащего управление в своих руках, снижает риск и психологическую напряженность при движении по дорогам с интенсивным транспортным потоком.

Читать еще:  Регулировка тормозов велосипеда

Но «бесплатных пирожных не бывает»: и тандем обладает некоторыми недостатками. Это меньшая маневренность, больший тормозной путь, меньшая проходимость по неровной, бугристой местности, труднее езда в одиночку из-за большего веса сочленен ной машины. Поэтому, прежде чем взяться за инструменты и заняться изготовлением «длинного» велосипеда, подумайте о целях, возможностях его эксплуатации, наличии места для его хранения. Если же вы считаете, что тандем вам нужен, то предлагаю более подробно ознакомиться с моим вариантом, хотя решений может быть множество.

Рама моего велосипеда, как видно на фотографиях, сварена из двух рам спортивных велосипедов «Спутник». Ее размеры позволяют входить в стандартный грузовой лифт, не снимая колес, а в пассажирский — без переднего колеса. Применение рам дорожных велосипедов исключает возможность пользования пассажирским лифтом. Также советую не приобретать рамы от гоночных машин, так как наверняка возникнут сложности с размещением колес типа 40х622. А поскольку испытываемые нагрузки довольно высокие, то вилку желательно поставить с более толстыми перьями.

Компоновка самодельного тандема.

Изготовить раму можно различными способами. Исходя из своих возможностей я выбрал следующий. От передней рамы отпиливается цепная вилка. Задняя вилка второй рамы остается без каких бы то ни было изменений (это, кстати, одно из преимуществ, так как при необходимости — например, при неустранимой поломке в дальнем путешествии, — можно с помощью ножовки буквально за полчаса переделать тандем в обычную одиночку).

Теперь необходимо распилить поперек подседельную трубу передней рамы на расстоянии 100 мм от верха и развести получившиеся части вправо и влево. После этого на нижнюю часть «одевается» рулевая колонка задней рамы, а во внутреннюю полость подседельной трубы вставляется буж (можно использовать трубку от седла), разогнутые части совмещаются и обвариваются электросваркой. От третьей рамы (дополнительной; подойдет любая сломанная, из металлолома) отпиливается нижняя труба с половиной каретки и вставляется между каретками передней и задней рам. Спереди крепление осуществляется внакладку с фиксацией временными технологическими болтами М6, а сзади с помощью сварки; после чего обваривается соединение на передней каретке и болты снимаются. Рама готова. На такой конструкции я ездил по любым дорогам, причем вес пассажиров с багажом приближался к 200 кг — поломок не было.

Сборка рамы тандема:

1 — задняя рама, 2 — передняя рама, 3 — дополнительная стяжка между каретками передней и задней рам.

Наличие нескольких передач для тандема очень желательно. И хотя усложняется кинематика конструкции, с этим следует примириться, поскольку возможность использования различных передаточных отношений с лихвой окупается на разнообразном рельефе с равнинными и горными дорогами.

Вращательный момент на заднее колесо передается с помощью двух цепных передач: одной между педальными звездочками, с передаточным числом, равным единице, и второй стандартной, от «Спутника». Цепи можно разместить с одной или разных сторон от оси велосипеда. Во многих источниках рекомендуется второй способ, как наиболее простой в исполнении. Я же настоятельно советую так не делать из-за того, что запас прочности велосипедных деталей невелик, и по возможности надо использовать такие решения, которые позволяют не увеличивать нагрузки на стандартные узлы. При размещении же цепей с разных сторон нагрузка на заднюю каретку многократно возрастает, поэтому вал, подшипники и чашки очень быстро выходят из строя. К этому добавляется и то, что на левой стороне стоят «правые» шатуны и все педали, кроме задней правой, стоящей на своем «родном» месте, постоянно норовят выкрутиться.

Кинематическая схема привода тандема:

1 — блок задних звездочек в сборе (от «Спутника» или «Старт-шоссе»), 2 — задняя цепь, 3 — задняя звездочка переднего привода (Z=40), 4 — задняя ведущая звездочка (Z=51), 5 — натяжной ролик, 6 — передняя цепь, 7 — передняя ведущая звездочка (Z=40).

Установка заднего руля.

С одной же, правой, стороны поставить цепи сложнее, но зато в дальнейшем не будет никаких проблем. Технически это делается так. На валу передней каретки пропиливается напильником канавка под клин таким образом, чтобы можно было сдвинуть шатун максимально влево. 40-зубая звездочка крепится к обрезанному центру от 50-зубой звездочки, а дополнительные шайбы также сдвигают ее насколько можно влево.

Для задней каретки подбирается вал с наибольшим вылетом вправо, повторяется аналогичная процедура с распиливанием канавки на валу, чтобы сместить его максимально вправо, но в данном случае помогает она не намного, так как канавка и так довольно близка к краю. Еще одна возможность сместить вал — подпилить сбоку клин.

Чтобы цепи не задевали друг за друга, толщина дистанционных шайб между звездочками в обычной сборке увеличивается. Если задняя цепь будет цепляться за вилку, на последней можно аккуратно сделать небольшое углубление.

Длительное использование тандема показало, что ни синхронная, ни перпендикулярная установка шатунов не обеспечивает нужную равномерность движения. Надо экспериментально подобрать оптимальный угол между ними: это обеспечит движение без рывков и удобство при посадке и трогании.

Натяжение передней цепи осуществляется с помощью одного ролика от старого суппорта. Он крепится к раме хомутом. Поскольку пружина параллелограмма с суппорта удалена, а оставлена лишь натяжная — ролик самоустанавливается в поперечном направлении.

Установка ролика натяжения цепи переднего привода.

Передние руль и седло не имеют никаких особенностей: используются обычные. Задний руль — самодельный, из трубы от сломанной рамы велосипеда (она легкая и прочная). Крепится руль с помощью штатного хомута и длинного болта к трубе переднего седла. Дополнительное удобство в эксплуатации создает эксцентриковый зажим от складного велосипеда на трубе заднего седла — это позволяет быстро регулировать его по высоте, что приходится делать довольно часто.

Заднее, ведущее, колесо собирается на базе алюминиевого обода от дорожного велосипеда, а втулка берется от «Старт-шоссе» с «пятерником» 13-15-17-19-21 или штатная от «Спутника» (в последнем случае самая маленькая звездочка имеет 14 зубьев, следовательно, максимальная скорость будет несколько меньше). Переднее колесо также лучше оборудовать ободом прямоугольного сечения от дорожного велосипеда, поскольку «спутниковские» слабоваты. В крайнем случае можно «обуть» их дорожной «резиной» — это смягчит удары и уменьшит вероятность «пробоев» до ободов.

Следует помнить, что на заднее колесо приходятся большие нагрузки, и на моем тандеме пришлось сменить уже два обода и две покрышки; переднее же до сих пор в норме. Поэтому нужно сразу вырабатывать в себе аккуратный стиль езды, а также регулярно следить за давлением — оно должно быть от 2…2,5 кг/см2 до 3…3,5 кг/см2. Важно не забывать и о постоянном и сильном натяжении спиц. Выполняя эти рекомендации, можно продлить срок эксплуатации колес.

Большое значение на двухместном велосипеде имеет надежность тормозной системы. Для ее повышения при использовании бестормозной втулки и тормозов клещевого типа на ободах желательны насечки, увеличивающие коэффициент трения.

Спортивный вариант тандема можно оборудовать туклипсами на все педали. Однако для повседневного или туристского использования делать это не следует — достаточно туклипсов только на передних педалях, так как не все напарники умеют ими пользоваться; кроме того, при езде в одиночку они цепляются за землю.

Чтобы задний грязезащитный щиток не мешал закатывать тандем в лифт, он немного обрезается. Его крепление осуществляется в задней части к багажнику.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector