40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техосмотр велосипеда

Как правильно выполнять техобслуживание велосипеда своими руками

10 минут Автор: Михаил Скворцов 278

Простой, на первый взгляд, велосипед скрывает большое количество взаимосвязанных механизмов. Исправность каждого из них гарантирует комфортные и безопасные поездки, а сам двухколесный конь используется как полноценный транспорт.

Для поддержки отличного состояния необходимо периодическое обслуживание велосипеда. Как часто нужно проводить мероприятия по чистке, переборке и ремонту, зависит от многих факторов. В их числе особенности модели, качество комплектующих, продолжительность поездок и стиль катания.

Простой способ устранять неисправности, своевременно менять детали и расходные материалы – обращаться в квалифицированную мастерскую. В некоторых случаях это единственный вариант привести велик в готовое состояние. Однако большинство работ по обслуживанию велосипеда можно выполнять самостоятельно. Потратив время, владелец байка получит бесценный опыт и сэкономит немалую сумму.

Общие правила по уходу за велосипедом

Купленный в магазине новый велосипед начинает потихоньку «привыкать» к своему новому хозяину: притираются подвижные узлы и крепчают неподвижные. Большую роль в качестве работы всех деталей и стыков играет смазка. Со временем она вбирает в себя частички металлической стружки и грязи. Когда вместимость смазывающего состава превышает допустимую, он утрачивает свои свойства и начинает работать во вред механизмам. Как следствие, повышенный износ.

Первое и самое важное правило при уходе за велосипедом – содержать его в чистоте и уделять большое внимание смазке трущихся механизмов. Системный подход к поддержанию велика в рабочем состоянии, это:

  • своевременная и тщательная мойка;
  • очистка от пыли чувствительных деталей – втулок, кареточного узла, переключателей;
  • удаление отработанной смазки и пятен;
  • обработка специальными смазывающими составами;
  • своевременное удаление очагов коррозии;
  • обеспечение геометрической целостности конструкции – тщательное закручивание всех болтовых соединений.

Очень важно правильно хранить велосипед. В несезонное время байк простаивает без дела, и его состояние будет напрямую зависеть от окружающих условий. Не рекомендуется держать на балконе в холодное время года и во влажных помещениях. Вокруг велосипеда должно быть чисто, также неплохо обеспечить ему небольшое пространство. Если оптимальные условия хранения создать не получается, можно разобрать его и поместить в герметичный чехол.

Негативно на состояние рамы, колес и механизмов влияет падение велосипеда. Конечно, при активных катаниях это неизбежно, да и дома он может случайно завалиться на бок или вовсе упасть со стены. Тем не менее, «полеты» лучше свести к минимуму, обращаться с байком аккуратнее и выбирать более безопасные места для езды.

Собственно, все перечисленное – общее обслуживание велосипеда. Это позволяет увеличить срок службы всех деталей и сохранить приличный внешний вид. Но со временем придется углубиться в детали устройства велосипеда и поглубже.

Инструменты для ремонта и расходные материалы

Проводить работы по переборке и ремонту своими руками невозможно без набора инструментов. Условно их можно поделить на обязательные и специальные. Первые так или иначе понадобятся для всех видов ремонтных работ.

Базовые инструменты для обслуживания:

  • гаечные ключи разных размеров + подвижный разводной ключ;
  • шестигранники (подобрать соответствующие размеры);
  • плоская и крестовая (понадобится чаще) отвертки;
  • плоскогубцы для «грубых» работ;
  • лопатки для разбортировки колеса;
  • тонкие спицы;
  • хомуты;
  • насос;
  • шинно-ремонтный комплект.

Дополнительный инструментарий необходим для профессионального ремонта механизмов. Например, переборку каретки или системы трансмиссионных звезд не получится осуществить только с помощью отвертки или обычного ключа.

В комплект профессиональных средств по ремонту велосипеда входят:

  • съемники шатунной пары и каретки;
  • кассетный съемник с хлыстом;
  • кривошипный съемник;
  • выжимной ключ для цепи;
  • ключ для регулировки натяжения спиц;
  • ножницы для обрезки тросов;
  • ремкомплект для прокачки гидравлических тормозов;
  • цепомойка;
  • дозиметр масла (для специальных деталей) и мерный стакан.

Инструмент приобретается раз и навсегда, он помогает улучшить техническое состояние отдельно взятого механизма. Расходные материалы играют роль в поддержании механизма в процессе эксплуатации, при этом сами приходят в негодность. В число расходников для велосипеда входят:

  • различные виды смазок: водо- и грязеотталкивающие для цепи и звезд, для амортизационной вилки, загущенные составы для подшипников;
  • чистящие средства;
  • тормозная жидкость (для гидравлики);
  • герметики;
  • петух;
  • тормозные колодки;
  • тросики и пружинки.

Своевременное обновление расходных материалов вместе с использованием правильных инструментов гарантирует 100% исправное состояние механизмов.

Обслуживание рамы, колес и подвески

Начинаем техобслуживание отдельных неподвижных частей велосипеда. Рама – основной компонент, без которого велика не существует в принципе. Каркас воспринимает на себя все усилия и от человека, и от всех закрепленных на нем составных частей.

Со временем в трубах и на стыках накапливается усталость, которая вынуждает раму искажать форму. Стоит отметить, что заметно это только после очень долгой эксплуатации велосипеда. Условия, провоцирующие искажение рамы: езда в непредназначенных условиях, частые падения велосипеда, несоответствие грузоподъемности весу велосипедиста.

Рама уязвима и к появлению коррозии. Сколы и порезы на краске вызывают интенсивное окисление металла. Чтобы предотвратить развитие ржавчины, необходимо часто проводить осмотр рамы, устранять очаги коррозии специальными составами и при необходимости загрунтовать и покрасить проблемный участок.

Серьезные повреждения (трещины и разломы) отремонтировать своими руками не получится, здесь стоит обратиться к мастеру.

Колеса склонны к деформациям. Изгибы обода делают движение некомфортным и ухудшают состояние колеса. Своевременно устранить деформацию «восьмерка» или «яйцо» можно с помощью изменения натяжения спиц при помощи спицевого ключа.

Избежать искривления колес можно путем поддержания оптимального давления в шинах. Камеры и покрышки должны быть без порезов и проколов, а ниппель – герметично держать воздух внутри шины. Если прокол застал в пути, нужно воспользоваться ремкомплектом – специальными латками для заклеивания дырок.

Снимать покрышки рекомендуется с помощью мягких лопаток – монтажек. Они позволяют сохранить целостность покрытия обода, камеры и флиппера, а также быстро демонтировать шину.

Требует тщательного ухода и центральная часть колеса – втулка. Особенности обслуживания втулок:

  • не мыть под сильным напором воды;
  • периодически протирать от пыли и наносить чистую смазку;
  • при проворачивании колеса открыть, заменить подшипники и смазать внутренние полости.

Обслуживание передней вилки включает в себя периодическую замену смазки, очистку ног от пыли и налета, своевременную замену уплотнительных деталей. В некоторых случаях, когда мягкость амортизатора не регулируется, требуется замена пружины и (или) демпфера. Поддерживать амортизацию горного велосипеда в рабочем состоянии крайне важно, так как она играет ключевую роль в комфортности передвижения и состоянии рамы.

Некоторые велосипеды, кроме амортизационной вилки, имеют задний гаситель колебаний. Требования по уходу за ним аналогичны, разве что чаще придется протирать пыльники от грязи.

Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии

Переходим к элементам велосипеда, которые обеспечивают четкость управления, движение и остановку.

Рулевая колонка

На велосипедах представлены два типа колонок – интегрированные с пром-подшипниками и полуинтегрированные с шариками.

В обслуживание рулевой с пром-подшипниками входит только своевременная смазка. С полуинтегрированными колонками все сложнее: со временем нагрузки внутри нее перераспределяются, в результате чего шарики рассыпаются. Как следствие, проворот руля или его затрудненный ход. Ремонт рулевой с насыпными шариками включает в себя их замену и тщательную смазку. Также не лишним будет проверять колонку на наличие грязи. Работы обязательно поводить перед каждым сезоном или по необходимости.

Тормозная система

Поддержка тормозов в рабочем состоянии – залог безопасности. Проверка системы должна проводиться как можно чаще, в среднем – два раза в неделю. Проверяем:

  • изношенность колодок;
  • состояние тормозной поверхности;
  • целостность и натяжение тросиков;
  • смазку подвижных узлов калипера и ручки;
  • линию на воздух (для тормозов с гидравликой).

Для эффективного торможения важно правильно выставить колодки: зазор должен быть минимальным, но не затормаживать колесо. Разумеется, на самом ободе не должно быть искривлений. Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения.

Читать еще:  Как настроить скорости на велосипеде стелс

От натяжения и общего состояния тросов зависит точность и скорость торможения. Оптимальное натяжение – колодки мгновенно прилегают и отскакивают при нажатии/отпускании ручки. Большое значение имеет хорошее состояние рубашки – без трещин на оболочке и растяжек обмотки.

Для гидравлических тормозов необходимо поддерживать рабочее состояние линии. Причина плохой работы кроется в наличии воздуха или в загрязнении жидкости. Прокачка системы проводится с помощью специального инструмента раз в сезон. Жидкость должна соответствовать предписаниям производителя.

  • проверка и замена подшипников в каретке, смазка узла;
  • осмотр целостности шатунов;
  • чистка и смазка велосипедной цепи;
  • проверка и замена звезд на кассете;
  • настройка переключателей.

Демонтировать каретку и шатуны можно только при помощи специальных съемников. Особое внимание уделяется состоянию шатунной пары (не должно быть трещин) и состоянию подшипников внутри каретки. Ключевую роль играет обильная смазка специальным составом.

Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет. Снять цепь можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли.

Изношенные звезды на кассетах можно заменять по отдельности. Чтобы освободить ось заднего колеса от системы, понадобится специальный ключ-съемник с цепным хлыстом для удерживания.

Переключение скоростей зависит от состояния переключателей: их настройки и состояния приводного троса. Здесь находится подробная инструкция по настройке переднего и заднего переключателя.

Обслуживание велосипеда – поддержание его в чистоте, смазка механизмов, замена изношенных деталей и расходных материалов – неотъемлемая часть жизни велосипедиста. Своевременное исправление всех недочетов, аккуратное обращение и предусмотрительность позволяет получить от велосипеда максимум и наслаждаться катаниями многие-многие сезоны.

Ремонт велосипеда своими руками

Регулярный осмотр и ремонт велосипеда – это гарантия того, что владелец этого транспортного средства будет жив и здоров, с ним не случится никакого форс-мажора. Многие предпочитают обращаться для профилактического обслуживания велосипеда к профессионалам, но и своими руками вполне реально подготовить транспортное средство к эксплуатации.

Подготовительный этап

Прежде чем начинать текущий ремонт велосипеда, нужно запастись определенными инструментами. Они пригодятся в любом случае и прослужат долгое время. Основные инструменты для обслуживания велосипедов:

  • шестигранные ключи разных размеров – их желательно приобретать сразу в наборе;
  • гаечные ключи разных размеров – целесообразно купить набор;
  • отвертки – понадобятся и крестообразные, и шлицевые;
  • плоскогубцы разных размеров;
  • пинцет;
  • киянка;
  • насадки торцевые;
  • ножницы;
  • хомуты.

Эти инструменты и приспособления должны всегда находиться в наличии, потому что понадобиться они могут в любой момент. Кроме перечисленного, стоит приобрести:

  • щетку для чистки велосипедной цепи;
  • втулочный ключ;
  • выжимка для велосипедной цепи;
  • трещоточный ключ;
  • спицевой ключ.

К необходимому инструменту для ремонта и обслуживания велосипедов относятся и расходные материалы – они должны быть не только всегда в наличии, но и в достаточном количестве. К расходным материалам в данном случае относятся:

  • тормозная жидкость;
  • масло для различных деталей;
    Обратите внимание:иметь в наличии нужно масло для каждой детали – для вилки, цепи, педалей и так далее.
  • растворители;
  • очистители;
  • гидравлическое масло.

Все эти расходные материалы помогут не только качественно отремонтировать велосипед, но и поддерживать свое транспортное средство практически в идеальном состоянии. Особое внимание нужно уделить смазочным материалом – выбор их на рынке просто огромный, доверять продавцам можно, но с опаской. Чтобы не ошибиться, следует запомнить следующие рекомендации специалистов:

  1. Любая жидкая смазка (масло И5А, например) подходит только для обработки барабана задней втулки и цепи. У такой смазки есть индивидуальная особенность – она отлично подходит для точечного применения. Но есть и один критический момент – если планируется кататься на велосипеде в холодное время года, то жидкую смазку применять нельзя, так как при минусовых температурах она быстро твердеет и затрудняет работу механизмов.
  2. Если времени для проведения полноценных ремонтных работ нет, а необходимо срочно смазать цепь и тросики, то можно использовать аэрозольные смазки. Они моментально восстанавливают работу всех шарнирных соединений, в эксплуатации просты – с работой справится даже ребенок.
  3. Для обработки резьбы и подшипниковых узлов оптимальным вариантом станет использование густой смазки.

Как перебрать велосипед своими руками

Чтобы грамотно перебрать велосипед, нужно знать и предназначение каждой детали и уметь внимательно осматривать их.

Рама велосипеда

Самое важное в уходе за рамой велосипеда – содержание ее в чистоте. Поэтому перед тем как приступать к переборке транспортного средства нужно тщательно очистить раму от загрязнений, пыли и отшелушившейся краски, чтобы эти частицы не попали в механизмы и не привели их в негодность. Оптимальным вариантом для очищения рамы велосипеда будет ее мытье мыльным теплым раствором.

Избежать проблем при эксплуатации велосипеда можно только при тщательном осмотре раны на предмет наличия трещин и сколов. Специалисты рекомендуют особое внимание при осмотре уделять верхним перьям заднего треугольника, рулевому стакану, задней подвеске и кареточной трубе. Если при осмотре рамы велосипеда обнаруживаются потертости и сколы краски, то их нужно устранить – целесообразно использовать для этого краску из баллончика, предварительно очистив место от ржавчины, пыли и остатков краски.

Рулевая колонка

Правила переборки рулевой колонки велосипеда зависят только от ее типа – если установлена интегрированная колонка, то понадобится лишь смазать ее, а вот при полуинтегрированной рулевой колонке с шарикоподшипниковым механизмом нужно будет заменить не только смазку, но и шарики. Есть даже прямой признак необходимости замены деталей – при эксплуатации велосипеда будет явно слышен скрип рулевого стакана и появятся проблемы с поворотом колеса.

Подвеска велосипеда

Обязательно при обслуживании двухколесного транспортного средства особое внимание уделяется вилке – нужно регулярно очищать ноги пыльники от дорожной грязи, при необходимости проводить замену сальников, поршней, пружин и смазочного материала.

Обратите внимание: при обслуживании вилки велосипеда очень важно не повредить кольцевые пружинки – они выполняют роль защиты от частиц пыли и внешней грязи.

Мастера не рекомендуют самостоятельно чистить и ремонтировать подвеску – ее механизм достаточно сложный и требует наличия определенных знаний и опыта. Но даже если перебрать подвеску получилось самостоятельно, то замену картриджей пусть проводит профессионал.

Кассета, цепь, система, переключатели передач и трещотка – перебираем трансмиссию

В регулярном уходе нуждается и велосипедная цепь – ее снимают с помощью специальной выжимки, если на цепи имеется замок, а если он отсутствует, то процесс осуществляется вручную. Цепь очищается от грязи, проверяется ее натяжение, смазываются ролики – это необходимый минимум работы, которую нужно провести.

Систему нужно очистить с помощью специального растворителя (этой жидкостью можно пользоваться и при работе с цепью). Обязательно нужно проследить, чтобы при сборке системы звездочки были поставлены в нужном порядке – ориентируйтесь по специальному пину на средней звезде, который должен «смотреть» на каретку.

Набор задних звезд (они называются кассетой) нужно снять с помощью съемника и тщательно очистить их от грязи и пыли – эта работа не представляет сложности даже для малоопытного велосипедиста.

Переборка трещотки заключается в промывании и смазывании промышленного подшипника, если установлен шариковый механизм, то он внимательно осматривается, при необходимости детали заменяют. После такого обслуживания велосипедный механизм будет работать намного лучше.

От переключателей передач зависит комфорт велосипедиста при движении транспортного средства. Не рекомендуется самостоятельно производить их обслуживание, лучше доверить работу профессионалам. Но если решено своими руками перебрать переключатели передач, то понадобится правильно настроить винты, которые ограничивают ход лапки. Обязательно обратите внимание на правильную установку механизма по отношению к системам и звездам. Нельзя забывать и о регулярной проверке натяжения троса.

Читать еще:  Разобрать заднее колесо велосипеда

Каретка

Вообще, конструкция каретки выполнена таким образом, что не подлежит разборке. А в реальности многие мастера разбирают ее для проведения текущего обслуживания.

Обратите внимание: если осуществляется переборка каретки, то нужно запомнить исходное расположение всех ее деталей и чашек промышленных подшипников – они при сборке должны встать точно в свои места.

Тросики и манетки

Особенность манеток в том, что они при эксплуатации велосипеда испытывают минимальную нагрузку – это позволяет проводить их обслуживание один раз за весь сезон. При работе с ними нужно будет почистить весь механизм, смазать его. Нельзя забывать и о тросиках – их протирают специальным маслом, что обеспечивает их мягкое скольжение внутри механизма.

Тормозные ручки, гидролинии и калиперы – тормозная система

Тормоза велосипеда – это безопасность эксплуатации транспортного средства, поэтому при обслуживании им нужно уделять особое внимание. Специалисты считают, что при переборке велосипеда работа с тормозной системой – самый важный процесс.

Работа с тормозной системой должна осуществляться в трех направлениях:

  1. Проверка поршней, переборка калиперов и при необходимости замена деталей на новые. Обнаружить проблемы в работе калиперов очень легко – велосипедист отметит «проваливание» тормозной ручки и неоправданно долгое торможение транспортного средства.
  2. Тормозная ручка должна полностью разобраться. И хотя ее устройство простое (ручка, корпус и поршень), могут случиться проблемы – например, часто из строя выходят уплотнительные кольца. В случае обнаружения такой проблемы, кольца подлежат полной замене.
  3. Проверка тормозной жидкости в гидролинии. Обязательно этот этап нужно провести, потому что даже изменение структуры тормозной жидкости (она часто теряет свою однородность) может привести к сбоям в работе тормозной системы.

Педали

Педали – самая нежная часть всего велосипеда, а вот нагрузка на них оказывается всегда максимальная. Чтобы проверить их работу, достаточно будет рукой прокрутить их. Если педали крутятся слишком медленно или слишком быстро останавливаются, значит нужно их разобрать и смазать. Этот процесс осуществляется классически – разборку проводят с торца, внимательно осматривая подшипниковый механизм.

Обратите внимание: на некоторых моделях велосипедов стоят контактные педали. При их переборке очень важно тщательно смазать пружинки, в противном случае, обувь будет защелкиваться слишком туго.

Втулки, спицы, обода – переборка колес

Колеса также относятся к деталям велосипеда, которые постоянно испытывают повышенные нагрузки. Что следует учесть при переборке колес:

  • втулки с промышленными подшипниками нужно перебирать 1 раз в два сезона – запас прочности у них просто огромен;
  • втулки с шарикоподшипниками перебирают перед каждым сезоном – шарики могут быть с вмятинами и потертостями, что подразумевает их замену;
  • обода проверяют на искривление и в случае обнаружения этой проблемы вытягивают спицы в противоположную сторону.

Уровень изнашиваемости деталей

Велосипедистам нужно знать не только особенности ремонта и регулярного обслуживания своего транспортного средства. очень важно вовремя обращать внимание на износ некоторых деталей и сразу же устранять проблемы. На какие детали велосипедов рекомендуют обращать внимание специалисты:

  • подшипники;
  • трансмиссия;
  • рама;
  • тормозная система;
  • колеса;
  • подвесы.

Техобслуживание велосипеда. Как, когда, зачем?

Не секрет что велосипед, как любой механизм, для нормальной работы, требует периодического обслуживания.

Когда-то его обслуживание не представляло больших трудностей, с этим мог справиться любой, хоть немного разбирающийся в технике, мальчишка.

Да и обслуживать было особенно нечего: смазал цепь, напихал смазки в заднюю и переднюю оси, подтянул скрипящие болты, вот, в общем-то, и все.

Современный байк – совсем другое дело. В нем появилось столько новых деталей и узлов, что, можно сказать его изобрели заново.

Что же в теперешнем велосипеде требует обслуживания и с какой периодичностью оно должно проводится?

Об этом и поговорим в сегодняшней статье.

Для начала коротко расскажу о периодичности технического обслуживания.

Установить строгие рамки для проведения ТО будет сложно, ведь каждый из нас по-разному эксплуатирует железного коня, однако условно его можно разделить на контрольный осмотр, поточное обслуживание и сезонное обслуживание.

Контрольный осмотр подразумевает под собой проверку (осмотр) основных механизмов велосипеда перед выездом.

Визуально осматриваем покрышки на отсутствие повреждений, шишек, торчащего корда. Есть проблемы – заменяем.

Проверяем давление в шинах и при необходимости подкачиваем.

Зажав передний тормоз, покачаем рулем назад-вперед, при этом не должны ощущаться люфт и биения. Ощущаются – подтягиваем верхнее кольцо качения или крышку с якорем.

Зажав переднее колесо между ног, вращаем руль вправо-влево, он проворачиваться не должен. Проворачивается – подтягиваем затяжной болт или болты крепления выноса руля.

Поочередно отрываем колеса от земли и, слегка крутнув их, проверяем, не задевают ли тормозные колодки за обод (диск, покрышку). Задевают – регулируем болтами подтяжку колодок (предварительно убедившись, что колесо не имеет форму восьмерки или цифры 0).

При нажатии на тормозной рычаг (допускается его небольшой люфт) колесо должно надежно блокироваться, при отпускании разблокироваться (не заклинивать).

Тормозные колодки не должны быть изношены, а сам износ должен быть равномерным по всей поверхности. Толщина тормозных накладок для дисковых тормозов не должна быть менее 1 мм.

Приподнимаем заднее колесо и слегка вращаем педали, цепь не должна задевать щечки переднего переключателя скоростей, раму, шатуны, при переключении недопустимы скрежет и хрусты.

Если есть проблемы – ровняем (заменяем) переключатель (передний, задний), шатуны, смазываем цепь, винтами регулируем механизм переключения.

Установив цепь на большую переднюю звезду, оттягиваем ее вперед – звенья не должны оголять зубья больше чем наполовину. Иначе подтягиваем (укорачиваем) ее регулировочным винтом.

Поточное обслуживание проводится более детально, после, ориентировочно, каждой 500-2000 км пробега.

Проверяем и подтягиваем все резьбовые соединения. Во время езды слышен посторонний шум – скорее всего где-то ослабло соединение и наша задача выявить такое место.

Вариант «убитой» каретки

Беремся за шатуны и стараемся покачать их вправо-влево, люфта быть не должно. Есть люфт: в разборной каретке – подтягиваем чашки, в неразборной – заменяем каретку.

В случае, когда болтаются сами шатуны на валу каретки, подтягиваем их крепления к валу, не помогает – заменяем шатуны или вал (скорее всего, разбиты шлицы).

Нормальная колесная втулка

Удерживаем велосипед вертикально и пробуем покачать колеса вправо-влево, люфта быть не должно. Есть люфт – подтягиваем конусные гайки. Не помогает – возможно, развалились подшипники и пора их заменить.

Смазка цепи и очистка кассеты.

Смазку рекомендуется проводить по мере необходимости, и если до нынешнего момента мы ее не делали, то самое время этим заняться.

Однако замечу, что смазывать цепь нужно с умом. Слишком много смазки, в данном случае – хуже, чем совсем без нее.

Дело в том, что большое ее количество притягивает больше пыли, грязи и песка, а они, в свою очередь, сильнее изнашивают и цепь, и кассету, и другие сопутствующие механизмы (тормозные диски, систему переключения передач, и т.д.)

Потому смазываем только шарнирные соединения цепи. Т.е. те места, которые реально трутся друг о друга. Лишнюю смазку обязательно удаляем.

Кассету снимаем и хорошенько, щеткой, проходимся по всем «злачным» местам, особое внимание уделяя пауку (на котором закреплены звезды). После чего смазываем тонким слоем смазки и устанавливаем обратно.

Ну явно не адекватные колеса

Колеса – наверное, самые нагруженные части велосипеда.

С заводского конвейера они выходят идеально ровными и отцентроваными, с равномерно натянутыми спицами.

В процессе эксплуатации, натяжение спиц ослабевает, появляются биения, восьмерки и т.д. Кроме того от сильных ударов могут деформироваться оси втулок, что еще больше усложняет ситуацию.

Своевременная подтяжка спиц, регулярный осмотр ободов и втулок позволит заранее выявить возможную проблему и своевременно ее устранить.

Рама готовая к утилизации

Рама – несущая часть велосипеда, потому ей регулярно приходится выдерживать большие нагрузки.

Читать еще:  Выбор рамы велосипеда по росту

Перевозка грузов, удары при езде по бездорожью, агрессивный способ езды – все это укорачивает срок службы рамы, отчего на ней могут появиться трещины.

Чаще всего это точки соединения нижней трубы рамы с рулевым стаканом и точки крепления подвески, хотя тут все завистит от конструкции велосипеда.

Если в результате осмотра мы выявили трещину в раме, то, как бы не было прискорбно, раму лучше заменить.

Если рама стальная можно попробовать заварить трещину сварочным аппаратом, но даже в этом случае уже стоит задуматься о приобретении новой.

Сварка алюминиевой или титановой рамы обойдется в приличную сумму, а карбоновую придется только менять.

Ездить с треснутой рамой – опасно для жизни. В любой момент она может лопнуть окончательно.

Седло и подседельный штырь.

«Убитая» подседельная труба

Кроме осмотра основных деталей велосипеда, планового осмотра требует также то место, с которым мы контактируем собственной пятой точкой.

Осматриваем седло на наличие порывов и расслаивания материала. Проблемные участки подклеиваем, подшиваем и т.д. Если проблемы с седлом более серьезные – заменяем его.

Подседельный штырь осматриваем на отсутствие изломов и трещин. Если при езде слышен скрип – извлекаем его (штырь) из подседельной трубы, смазываем часть, которая будет находиться в трубе и устанавливаем обратно.

Регулировка заднего переключателя передач

Проверка состояния переключателей передач сводится к их визуальному осмотру на отсутствие явных повреждений и проверка в движении на отсутствие лязганья и хрустов при переключении передач, а также их смазка.

Если появилось лязганье – скорее всего, нужно подтянуть тросик переключателя, если хруст – мы не правильно переключаемся или сбились регулировки переключателя.

Как правильно переключать передачи читайте в статье 9 советов по переключению скоростей на велосипеде

О том, как правильно отрегулировать переключатели передач поделюсь в отдельной статье, потому рекомендую подписаться на обновления блога.

Проверку тормозных систем, как мы уже говорили выше, стоит проводить перед каждым выездом.

Если с тормозами проблем не возникает – это отлично, но, несмотря на это, время от времени нужно производить их чистку, замену износившихся колодок, подтяжку тросиков и общую регулировку тормозов.

Гидравлические тормоза необходимо хотя бы раз в сезон прокачивать для удаления возможных подсосов воздуха.

Манетки и тросики.

Смазка манеток и тросиков

Хотя на эти механизмы в целом приходятся небольшие нагрузки, они также требуют чистки и смазки.

Манетки очищаем и смазываем, тросики и рубашки проверяем на отсутствие порывов, смазываем жидкой смазкой, стараясь, чтобы она (смазка) попала под рубашку.

Сезонное техобслуживание проводится два раза в год: при переходе на летний и зимний периоды эксплуатации.

Во время сезонного техобслуживания проводим все вышеописанные проверки, а также некоторые дополнительные.

Для того чтобы оно прослужило дольше и не потеряло форму после воздействия влаги, хорошо его вытираем, удаляем грязь и сушим, после чего пропитываем специальным средством для защиты кожаных изделий.

Сушку проводим без прямого воздействия тепла (например, фена), иначе седло сморщится.

Куда стоит обратить внимание

Хотя элементы подвески и защищены от воздействия внешних факторов пыльниками, в осенне-зимний период им становится сложнее выполнять свою работу.

Всему виной повышенная влажность, грязь, соль которой посыпают дороги и другие внешние раздражители.

Постепенное проникновение этих раздражителей в смазку элементов подвески может вызвать (и вызывает) задир зеркальных поверхностей, а это в свою очередь плохо отражается на работе подвески.

Сезонная замена масла в передних и задних амортизаторах поможет подольше прослужить нашей подвеске.

Если велосипеда у Вас пока нет, но очень хочется, могу порекомендовать горные велосипеды в Санкт-Петербурге. Кроме того на этом ресурсе Вы найдете много сопутствующих велоаксессуаров по адекватным ценам.

Придерживаться рекомендаций по техобслуживанию или нет, вопрос частного характера. Некоторые велобайкеры предпочитают ничего не трогать, пока не возникнут проблемы, другие – слишком лелеют свой велосипед.

К какому «виду» относитесь Вы? Предлагаю написать в комментариях под статьей.

А у меня сегодня все.

С уважением, Сергей Дроздов

P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

Как провести ТО велосипеда дома, смазка узлов

Не буду затрагивать сложные вещи — например, кареточный узел, который нужно разобрать специальным инструментом, чтобы добраться до подшипников. С такими вопросами вам могут помочь в сервисных центрах, и я частенько пользуюсь их услугами, когда надо провести серьезную замену или настройку. Я расскажу о местах, до которых очень просто добраться и произвести их плановую подготовку к процессу эксплуатации.

Перед тем, как приступить к смазыванию деталей, я провожу небольшие очистительные процедуры при помощи влажной тряпки и затем насухо все вытираю. Затем следует внешний осмотр и проверка всех крепежных болтов и гаек, на предмет их надежной затяжки. Главное здесь не переусердствовать — некоторые болты вкручены в алюминиевую резьбу и сорвать ее хватит сил даже у ребенка.

Итак, все детали и узлы в норме, колеса не болтаются и подкачаны, руль не люфтит, спицы не прослаблены и т. д. Приступаем! Для смазки, в зависимости от того, что именно требуется обработать, я использую два вида масел.

Первый вид – это любая универсальная пластичная смазка для механизмов, в удобной тубе, похожей на зубную пасту. Обычно литиевая.

Второй – жидкое машинное масло, пластиковый флакон с тонким носиком-масленкой. Можно воспользоваться аэрозольной смазкой, но у меня ее под рукой не оказалось, поэтому в другой раз.

Детали, которые надо смазывать жидким маслом

Смазка амортизационной вилки

В месте, где ее ноги (блестящие трубы) входят штаны (нижнюю часть с перемычкой), капните небольшое количество и, навалившись на руль всем телом, покачайте вверх и вниз, чтобы оно проникло поглубже. Вытрите излишки тряпкой и верните на место защитные пыльники. Ноги в итоге должны быть практически сухими — цель работы заключается в очистке, а не смазке (для полноценной смазки вилку нужно разбирать). После этой операции на ногах останется тонкий слой смазки, грязь к нему плохо прилипает и будет легко счищаться пыльниками.

Смазка тросов на тормоза и переключение скоростей

Эту операцию стоит начинать делать только тогда, когда трос уже начал залипать! Хорошие нержавеющие троса и их оплетку (рубашку) смазывать не нужно, это приводит к налипанию пыли на них и ускоренному повторному загрязнению. Если вы начали их смазывать — будьте готовы в будущем делать это регулярно.

Не надо лезть в те участки, где тросы соединяются с переключателями, начните смазывать с рамы. Они обычно зажаты в крепежных пазах и легко вынимаются. Особенно тщательно стоит очистить трос и кожух возле заднего переключателя, это самое грязное место.

В итоге передо вами окажется большая часть троса, которую сначала нужно прочистить, а затем промазать и поставить все обратно. Несколько нажатий тормозных ручек или рычагов манеток — и можно переходить к следующему тросу.

Смазка рулевой колонки

В узкие соединения, куда можно добраться при помощи медицинского шприца с иголкой, выдавите немного масла и покрутите в разные стороны рулевую колонку.

Смазка цепи

Сперва требуется очистить звезды спереди и сзади, а также ролики заднего переключателя. Если цепь грязная, ее стоит вымыть растворителем и вытереть насухо чистой тряпкой. Потом прокапайте каждый ролик из масленки жидким маслом, покрутите педали назад, пока масло не растечется по всей цепи, и снова вытрите излишки смазки с цепи, роликов и звезд чистой тряпкой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: