55 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маркировка велосипедных покрышек

Как расшифровывается маркировка велосипедных шин

5 минут Автор: Михаил Скворцов 692

При покупке велосипеда нельзя забывать о таком важном требовании к транспортным средствам как надёжность его составных частей. Чтобы грамотно осуществлять подбор и замену покрышек велосипедных колёс, важно, чтобы расшифровка маркировки велосипедных шин не была для владельца велотранспорта тайной за семью печатями.

Размеры камер

Размеры велосипедных камер напрямую зависят от размера колёс, а они, в свою очередь, – от вида велосипеда. Прежде чем выбрать тот или иной показатель для ориентира, необходимо запомнить, что:

  • колёса с диаметром 16, 18 и 20 мм и выше устанавливаются на детские велосипеды и ВМХ;
  • колёсами с диаметром ободьев 22 мм и 24 мм оборудуют подростковые байки;
  • диаметр колёс 26 мм считается идеальным для горных и городских прогулочных велосипедов;
  • 29-дюймовые колёса, как правило, встречаются только на найнерах и на шоссейных велосипедах.

Прежде и теперь

Постичь премудрости современной веломаркеровки не так уж трудно, а вот ещё полстолетия назад разные страны мира никак не могли договориться между собой и привести показатели высоты и ширины велосипедных камер к одному знаменателю. Иногда одинаково маркировали покрышки, которые подходили на одни и те же ободья. К примеру, 26 размеру обода должна была соответствовать камера с 25-тимиллиметровой шириной, по факту имевшей колесо с внешним диаметром 24 7/8. Некоторые производители намеренно указывали чересчур приблизительные размеры, чтобы увеличить число вынужденных продаж, обойти конкурентов. На сегодня вопрос расшифровки числовых кодировок доступен абсолютному большинству велолюбителей.

Европейская маркировка

Покрышки на колёсах большинства современных велосипедов имеют европейскую маркировку, использующую классификацию ETRTO. Эта аббревиатура расшифровывается как European Tire and Rim Technical Organization.

В данной классификации, как правило, используются следующие виды маркировки:

  • двойная цифровая маркировка велосипедных шин (37-662), где первая цифра соответствует ширине велопокрышки в миллиметрах, а вторая – её диаметру.
  • тройная цифровая маркировка велосипедных покрышек (28 х 15.8 х 13.8), где указываются примерный внешний диаметр, высота и ширина покрышки соответственно.

Интересно, что на велосипедах советского производства показатели двойной маркировки «переставлены»: сначала значится внутренний диаметр покрышки (он же – посадочный размер ободьев), затем следует ширина камеры.

В настоящее время маркировка, получившая распространение в Европе, признана наиболее чёткой и удобной для применения среди всех существующих. Несмотря на это, во Франции и Великобритании принято маркировать покрышки велосипедных шин по-своему.

Маркировка в дюймах

Эта маркировка, как и предыдущая, состоит из двух значений, записанных через знак умножения или дробь. Если покрышки маркированы, к примеру, как 28 х 1.4, первое число будет соответствовать внешнему диаметру покрышки, а второй – его предполагаемой ширине в дюймах.

У данного вида нанесения маркеров есть существенный недостаток: он имеет приблизительные показатели, что затрудняет подбор велопокрышек с одним и тем же маркером для велосипедов разных видов.

Французская маркировка

Во Франции маркировка может выглядеть вот так: 700 х 35С. Там принято маркировать изделие по внешнему диаметру, ширине и внутреннему диаметру, где 700 – примерный показатель внешнего, а буква – внутреннего диаметра. Чем меньше показатель, тем буква ближе к началу алфавита.

Соответственно, А – самый маленький, а D – самый большой размер. В маркировке представленного образца буква «С» обозначает внешний диаметр в 622 мм. В отличие от других маркировок, французская система записи показателей используется не на всех велосипедах. К примеру, такое обозначение никогда не наносится на горные байки.

Какой посадочный диаметр назвать продавцу?

Подводя итоги и возвращаясь к строгим цифрам, мы должны определиться с тем, какую маркировку назвать продавцу покрышек в вашем конкретном случае.

Для этого нужно в первую очередь определить посадочный диаметр.

  • Ободу колеса с диаметрами 28 и 29 соответствует показатель в 622 мм. (Друг от друга покрышки этих двух диаметров отличаются лишь высотой).
  • У колёс на 27.5 дюймов посадочный диаметр может равняться как 584, так и 590 мм.
  • 26 дюймам соответствуют 559 мм.

А ширина покрышек?

При подборе ширины камер можно пользоваться таблицами соответствия, имеющимися на специализированных технических сайтах или консультациями проверенного продавца. Важно помнить, что предпочтительно выбирать покрышку с шириной, превышающей внутреннюю ширину обода в 1,5-2 раза.

В противном случае могут возникнуть некоторые трудности:

  • Покрышки, ширина которых многократно превосходит ширину ободьев, затрудняет возможность управления велосипедом на низких скоростях; могут сорваться с обода при внезапном повороте; быстро изнашиваются.
  • Покрышки с шириной, которая значительно уступает внутренней ширине ободьев, увеличивают риск проколов и механических повреждений обода.

По факту, правильно подобрать размеры и расшифровать маркировку велошин может каждый. Так что держите в голове 2-3 размерных показателя конкретно для вашего байка, чтобы назвать их, как только настанет необходимость заменить камеру. Ну, а если на память вы не надеетесь, сохраните велопокрышку «для образца» и прямо с ней отправляйтесь покупать новую.

Что означает маркировка покрышек для велосипеда

Одна модель велосипедной шины — пять разных версий по разной цене, знакомо? Ничто так не запутывает начинающих катальцев, как маркировка велошин, и эта статья призвана внести ясность. Маленькая оговорка в начале — если вы катаетесь в спокойном стиле по асфальту, то интерес для вас представляет только пункт «Антипрокольные свойства». Ну, а тех, кто относится к выбору покрышек для велосипеда также серьезно, как и я — прошу читать.

Читать еще:  Устройство каретки заднего колеса велосипеда

Я попробую сделать классификацию на примере резины для МТБ от Schwalbe, а принцип маркировки верен для всех производителей. Итак, возьмем широко распространенную модель Rocket Ron , я часто ставил её на переднее колесо — она отлично цепляется и имеет небольшое сопротивление качению.

Посмотрите, что написано на боковине этой шины, куча всяких аббревиатур, что они означают?

Причем, на самой резине пишется не вся информация, которая касается её свойств, для получения полной информации нужно идти на сайт производителя.

Итак, начнем расшифровку.

Конструкция покрышки

Фолдинг или проволока

Основным различием в конструкции является материал, из которого сделан корд — жесткий бортик, который надевается на обод. Короче, та часть, которая образует её внутренний диаметр. Раньше все шины были со стальным проволочным кордом, но когда велосипеды начали облегчаться, то первое, что сделали для уменьшения веса шины, была замена проволоки корда на кевлар.

Параллельно с облегчением получили полезное свойство — резина с кевларовым кордом стала складной (folding), хранить и транспортировать такие экземпляры стало гораздо удобнее.

Цена на одну и ту же модель, но с проволочным или кевларовым кордом, может различаться в два раза. Среди более-менее продвинутых велосипедистов считается неприличным покупать проволочные версии, потому что с проволокой остались только самые базовые модели — тяжелые и с самым простым составом резины (компаундом).

Если вы уже дошли до того, чтобы гонять на горном байке по трейлам и прочему бездорожью, то разумеется, не нужно покупать шины с проволочным кордом, они тяжелее, имеют меньший накат и хуже цепляются за поверхность.

В описании резины на английском это будет folding/wire — складная/проволочная.

Строение боковины

Боковина — это гораздо важнее, чем кажется, от её строения зависят многие свойства покрышки.

Во-первых, она должна быть прочной — люди, которые катают по каменистым трейлам (например, я), знают, как горько выбрасывать почти новую, но порванную сбоку шину.

Во-вторых, эластичность боковины: от неё зависит, насколько хорошо шина будет поглощать вибрацию. Слишком жесткая конструкция — дубовость даже на низком давлении, слишком мягкая — покрышка «плывет».

Конструкция боковины швальбовских покрышек для горного байка называется Snakeskin или Liteskin, если вы не видите этих маркировок, то или резина совсем низкого уровня, или она из старого модельного ряда. Snakeskin это прочный материал, обеспечивающий надежную (в соответствующих условиях) защиту, а также достойное поглощение вибраций. У меня было много претензий к прошлым технологиям боковин Швальбе, и переход на Snakeskin прямо порадовал.

Liteskin — облегченная боковина, для гоночного применения, особенно противопоказана тяжелым катальцам с агрессивным стилем. Ну, а если в вашей локации много острых камней на трейлах — Liteskin не жилец.

Еще бывают покрышки с двойной боковиной, для применения в жестких условиях каменистых трейлов, например, мне пришлось взять тяжеленную Maxxis Agressor Dowble Down, потому что вся кросскантрийная резина просто рвалась.

На английском, слово sidewall означает боковина, обращайте внимание в описаниях, хорошо ли она защищена.

Snakeskin и Liteskin — названия технологий у Швальбе, другие производители называют по своему, но суть всегда сводится к выбору между облегченными и усиленными вариантами.

TPI и строение покрышки

Не могу сходу придумать разумный перевод слова casing, короче, это основа шины, на которую наносится резина. Эта основа делается из нескольких слоев специальных материалов. В зависимости от назначения, там может быть нейлон с антипрокольным слоем, или еще какие-то варианты, но в целом, важная информация для потребителя — это количество нитей на дюйм, TPI (thread per inch) или EPI (ends per inch).

Чем больше этих нитей, тем они тоньше, а значит, покрышка легче. В резине для кросс кантри применяются шины с большим TPI, 120 и больше. Этим добиваются не только легкого веса, но и лучшего наката, поведения шины при рулежке.

А для дисциплин, где нужна большая прочность — эндуро, DH, TPI 60: нити в основе толще, конструкция тяжелее, но надежнее.

Тут еще есть нюанс: не всегда малое количество нитей свидетельствует о прочности конструкции, дешевая резина может быть даже 24 TPI, это означает, что там нитки тонкие, а всё пространство между нитями залито резиной, в результате, покрышка и тяжелая, и непрочная.

Бескамерная установка

Очень важный фактор — подготовлена ли покрышка для установки без камер. Здесь все просто, у всех производителей маркировка будет связана со словом Tubeless (бескамерный) или буквой Т. Например, Tubeless Easy, Tubeless Ready, TLR и так далее.

Для тру-МТБ катальца переход на бескамерки это важнейший этап, я писал статью, про бескамерные покрышки для велосипеда, как их поставить и для чего это вообще нужно.

Компаунд

Состав резины называется компаунд, это очень важный параметр, от него зависят сцепные свойства покрышки, её накат и быстрота износа. Компаундов очень много, каждый производитель имеет (как ему хочется думать) самый лучший рецепт приготовления резины, отсюда всякие интересные названия в спецификации модельного ряда. Например, у Continental, дорогой компаунд Black Chili — мягкая резина для хорошего сцепления.

Как я писал выше, Schwalbe улучшила свою продукцию, применив технологию Snakeskin для боковин, и также это касается компаундов, они стали лучше. Более того, швальбовцы сделали то, что должны все сделать — упростили выбор компаундов: цветная полоска вместо непонятных названий. Красный цвет — хорошо катит, синий — хорошо держит (эти два подходят для кросскантри), оранжевый и фиолетовый для гравити дисциплин (фрирайд, даунхилл).

Читать еще:  Взрослый складной велосипед

Теперь стало просто — для заднего колеса берешь с красной полоской, для переднего с синей. Названия: Addix Speed, Addix SpeedGrip, Addix Soft, Addix Ultra Soft.

Информацию по компаундам для других производителей нужно искать на их сайтах, но принцип одинаковый — как правило, они подразделяются на три категории: катит, держит/катит, очень хорошо держит/плохо катит.

Антипрокольные свойства

Если резина оснащена антипрокольным слоем, то это всегда отмечается особо: Puncture protection, Puncture resistance, Flatless, Anti-flat и т.д. У туринговых покрышек, типа Schwalbe Marathon, есть специальный слой из плотного материала, который очень сложно проколоть.

Недостатки: лишний вес (много), сопротивление качению. Также, возможность прокола всё равно остается, если какая-нибудь проволочка воткнется ближе к боковине.

Горные и шоссейные шины защищаются тонким слоем из композитного материала, поэтому даже если на них написано Protection, эта защита не полноценная.

Ценовой уровень

По цене разделяют шины для продвинутых велосипедистов и простых катальцев. Например, у Schwalbe, резина для продвинутых маркируется Evolution, для обычных людей — Performance.

У других производителей тоже есть свои разделения на ценовые уровни.

Бывает еще гоночный уровень — Race. Для соревнований покрышки всегда самые легкие и самые дорогие. Надежность такой резины на последнем месте — главное это накат, сцепление и вес.

Расшифровка

Теперь давайте расшифруем несколько «одинаковых» покрышек, у которых разная цена.

Schwalbe Rocket Ron Performance, wired bead

Дешевая, базовая резина, с проволочным кородом, без нового компаунда Addix и технологии Snakeskin.

Schwalbe Rocket Ron Evolution, TLR, Addix SpeedGrip, Snakeskin

Покрышка продвинутого уровня, готовая к бескамерной установке, компаунд с повышенным сцеплением, усиленная боковина Snakeskin.

Schwalbe Rocket Ron Evolution, Addix Speed, Liteskin

Гоночная шина, максимально облегченная, нет маркировки TLR, значит не подходит для бескамерной установки, с накатистым компаундом и тонкой боковиной.

Названия, как видите, практически идентичные, но разница в цене между первой и третьей в два с половиной раза.

Теперь вы знаете, почему одна и та же модель может иметь разное исполнение, от которого зависит цена.

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке – вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Спасибо за статью, по кантрийной резине Швальбе теперь вопросов почти нет.
Однако, не могу не подправить: кордом называется вся совокупность нитей, создающая форму шины, а не только бортовое кольцо.

Корд это же шнур, само слово-то? А совокупность нитей — casing, или как мне подсказали — каркас.

Постоянно путают корд и бортировочный трос. Корд — это и есть casing. Можно назвать его плетением. Такие-вот, дела.

Виктор, всё правильно пишет человек. Основа шины — корд, на корд напластовываются боковины и утолщённый слой резины на поверхности катания — бреккер. Поверх бреккера наносится уже протектор — это не только выступы и канавки, но и вообще слой резины, на котором они формируются и нарезаются.

Если подходить филологически, то танк — это не боевая машина с пушкой, а бак или лохань.
У нас кордом называется именно вся основа покрышки, на что бы само слово не было похоже.

Расшифровка маркировки велосипедных покрышек

Обилие надписей на современных покрышках велосипедов порой вводит в заблуждение райдеров. К тому же все эти цифры и буквы не всегда точно отображают реальные размеры шины. Разные производители пользуются различными системами обозначения размеров колёс. Так что пользователю нужно знать расшифровку маркировки велосипедных покрышек, чтобы не купить «кота в мешке».

Диаметр и ширина колеса

Это первое, что приходит на ум. Однако производители хитрят и указывают примерные размеры колеса. Особенно это характерно для привычных 26 и 28-дюймовых колёс. Дело в том, что это внешний диаметр покрышки, а посадочный размер совсем другой.

Для исправления этого безобразия была придумана система ETRTO (European Tire and Rim Technical Organization, Европейская Техническая Организация Шин и Ободов). В этой системе указывается всего 2 размера – ширина шины и посадочный диаметр. Пример такой маркировки: 37–622. Здесь цифры означают, что 37 мм – ширина шины, 622 мм – внутренний диаметр. Во избежание ошибок посадочный диаметр обычно указан на ободе колеса.

Также широко распространены дюймовые обозначения с разделителем х. Например, шина шириной 1,75 и диаметром 24 дюйма обозначается 24х1,75.

Чисел на шине может быть 3, например, 28х1,4х1,75, где 28 – внешний диаметр шины, 1,4 – высота покрышки, 1,75 – её ширина.

В обоих случаях посадочный размер не указан, а размеры указаны примерно. Кроме того, размер 1,75 и 1 ¾ дюйма совпадают математически, но не всегда совпадают в реальности. Будьте внимательнее.

Чтобы избежать недоразумений, новые шины покупайте по образцу старых. Также выбирайте модели, у которых обозначения в дюймах дублируются маркировкой системы ETRTO.

Читать еще:  Двигатель велосипедный

Иногда на европейских покрышках используется французская система обозначений. Ширина и внешний диаметр обозначаются цифрами, а посадочный – буквой. Например, 700х35С. 700 мм – внешний размер, 35 – ширина покрышки. Буква С соответствует посадочному диаметру 622 мм. Чем ближе буква к началу алфавита, тем меньше ширина. На шинах для горных велосипедов такую маркировку не применяют.

Советская система маркировки была аналогична ETRTO, но первое число обозначало посадочный размер, а второе – ширину шины. Например: 622-37. В большинстве случаев этого достаточно. Если нет, тогда вам помогут специалисты.

Полностью расшифровать размеры покрышек вам поможет эта таблица.

ETRTO – международный стандарт обозначений размеров велосипедных ободов и покрышек

ISO 5775 — международный стандарт обозначений размеров велосипедных ободов и покрышек. При разработке стандарта использовалась система «ETRTO», разработанная одноимённой организацией «European Tyre and Rim Technical Organization» (Европейская техническая организация по ободам и покрышкам).

Обозначение размера по ISO состоит из двух чисел, например, «57-559»:

Первое число — ширина покрышки в миллиметрах. Действительная ширина покрышки может отличаться от указанной в зависимости от того, на ободе какой ширины она будет установлена. Обода измеряются между фланцами.

Второе число — посадочный диаметр обода в миллиметрах.

Это обозначение, наряду с другими, можно увидеть на боковой части покрышки.

Совместимость покрышки и обода

На сегодняшний день в мире существует огромное количество разных размеров велосипедных покрышек. Еще большую неразбериху вносит тот факт, что на заре велостроения в каждой стране, производящей велосипеды, была введена своя собственная система обозначений размеров и маркировки покрышек. Это привело к тому, что покрышка одного и того же размера в разных странах обозначается по-разному. Более того, несовместимые покрышки разных производителей часто имеют одинаковую маркировку.

Стандартная система обозначений

Стандартная система обозначений основана на измерении внешнего диаметра покрышки. Этот размер обычно выражается или в дюймах (26», 27» и т.д.), или миллиметрах (650, 700 и т.д.).

К сожалению, эволюция ободов и покрышек привела к тому, что данная маркировка перестала совпадать с реальным диаметром. История данной неразберихи берёт начало ещё в 30−х годах прошлого века, когда были популярными тяжёлые толстые покрышки «балунеры» размером 26 х 2.125, которые и по сей день устанавливаются на некоторые прогулочные и пляжные велосипеды. Внешний диаметр такого колеса очень близок к 26». Многие велосипедисты, всё же, были не до конца удовлетворены характеристиками данных колёс и хотели что-то более скоростное и лёгкое. Промышленность откликнулась на их просьбу производством более лёгких и узких покрышек, подходящих к тому же ободу, и обозначаемых 26 х 1.75.

Хотя такие покрышки и продолжали называться «26−дюймовыми», их реальный диаметр был 25 5/8», а не 26». Позднее тот же размер обода использовали родоначальники горного велосипеда с западного побережья США, который и в наше время остаётся для него стандартным. Рынок начал диктовать свои условия производителям, и в продаже появились покрышки шириной всего 25 миллиметров для «26−дюймового» обода. В действительности же внешний диаметр колеса был равен 24 7/8».

В стандартном обозначении размера покрышки второе число или буквенный код указывает её ширину. Например, 26 x 1.75; 27 x 1 1/4; 650B; 700C.

Действительно ли 0,75 = 3/4?

Обратите внимание на то, что в стандартной дюймовой системе обозначений размеров покрышки, её ширина может обозначается как десятичной дробью (26 x 1.75), так и простой (26 x 1 3/4). Хотя в математическом смысле ширина указанных покрышек равнозначна, на практике они являются несовместимыми. Этот факт зачастую приводит к тому, что недостаточно компетентный покупатель приобретает покрышку неправильного размера.

В целом, трудно вывести некое обобщённое правило для обозначения размеров покрышек, но я смог выявить одну закономерность:

Если размер двух взятых покрышек совпадает с точки зрения математики, но один из них выражен десятичной, а другой простой дробью — эти две покрышки совершенно точно несовместимы.

Ложная маркировка

В жёсткой конкурентной борьбе зачастую страдает точность предоставляемой производителями информации. Предположим, что вы занимаетесь поиском высококачественных покрышек размерностью 700−25. Естественно, вы изучаете и каталоги, и рекламу, чтобы найти самые лёгкие покрышки этого размера. Если, например, компании Pepsi Tire и Coke Tire производят покрышки по одинаковой технологии и примерно одинакового качества, но при этом компания Pepsi маркирует покрышку шириной 24 мм как 700−25, она будет весить меньше, чем честно промаркированная покрышка 700−25 компании Coke. Такой маркетинговый приём даёт компании Pepsi ощутимое преимущество. В качестве ответной меры компания Coke выпускает ещё более легкую покрышку 700−23, снова промаркировав её как 700−25.

В 70−х — 80−х годах подобная маркетинговая уловка была очень популярной. В итоге ситуация совершенно вышла из-под контроля, и всем производителям всё-таки пришлось взяться за голову и начать указывать только истиные размеры своей продукции.

Стандарт ISO (ETRTO)

Также, важно учитывать, что ширина покрышки должна быть в 1,45−2 раза шире внутренней ширины обода.

Если сдуть покрышку и измерить её ширину между бортов, полученный результат будет приблизительно в 2,5 раза больше значения по стандарту ISO .

Следующие таблицы показывают соответствие стандартных размеров, принятых в США, и посадочного диаметра ISO .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]