18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кроссовки велосипедные

Какую выбрать обувь для катания на велосипеде

13 минут Автор: Михаил Скворцов 311

Раньше было много споров относительно велообуви – насколько она безопасна, нет ли особенностей и вероятных травм при её использовании, какие размеры брать и стоит ли вообще этим заниматься. Сейчас существует единое мнение велосипедистов о том, что контактные туфли для велосипедиста – это норма, а «топталки», педали без контакта – устаревающий вид и удел бюджетных велосипедов.

Почему так изменяются представления? Всё дело в доступности. Пришедшая из спорта велообувь была предметом бурных дискуссий настолько долго, насколько была малодоступной – очень дорогой и требующей «нестандартных» педалей, которые приходилось заказывать. Сейчас в любом спортивном магазине можно купить велосипедные туфли и специальные педали.

Теперь же единственным аргументом против покупки контактных ботинок стала цена – всё-таки не каждый готов выложить 4-5 тысяч рублей (минимум) за туфли, которые можно использовать только на велосипеде.

История появления

Как и все нововведения, контактная велообувь пришла на массовый рынок из спорта. Первые модели начали появляться в середине 1980-х, заменяя собой очень неудобные рамки, которыми раньше оборудовались педали, чтобы «ловить» дополнительную силу движения ноги и максимально фиксировать ступню. В СССР рамка просуществовала довольно долго и в некоторых регионах называлась «шоссейная».

Серьёзно менялись материалы, из которых изготавливали велосипедные ботинки и сама концепция. Совпало это с появлением MTB и развитием технологий. Если в 60-хх годах во главу угла ставили удобство велосипедиста (мягкая кожа и отделка, внешняя строчка), то ближе к концу века исследования показали, что эффективность педалирования повышается, если обувь становится жесткой основой, удерживающей ступню настолько крепко, что сама педаль становится продолжением ноги. В МТБ это очень критично.

Конструкция и типы

Собственно, к концу XX века был сформирован «стандарт» для велообуви. Чем же она отличается от обычной спортивной?

  1. Наличие контактных шипов для велосипедной педали.
  2. Жесткая безвариантная подошва – ступня должна удерживаться.
  3. Жесткий задник (по той же причине).
  4. Минимальный вес.

Собственно, нога удерживается, а в остальном аксессуар не мешает райдеру двигаться и использовать свою мускульную силу.

Отдельно стоит выделить модели спортивной обуви, подходящей для катания на велосипеде. На ней нет точки крепления шипа, но жёсткая подошва и особый рисунок протектора.

Материалы

Особенно выделяется в велосипедных моделях подошва. В отличие от других спортивных изделий, она дополняется силовой прокладкой между протектором и стелькой, которая изготавливается из металла или углеродного волокна. Жёсткая и нестандартная форма подошвы должна удерживаться весь срок службы, а также испытывать серьёзные нагрузки при педалировании, что обуславливает очень высокие требования к материалам.

Много нововведений можно встретить в изготовлении задника. Пятка должна быть плотно зафиксирована, но не зажата. Боковые детали и элементы усиления аналогичны другим спортивным изделиям, интерес могут вызвать застёжки, которые, в силу важности конструкции, выпускаются в нескольких вариантах.

Застёжки

В велосипедной обуви очень важно плотное и гарантированное удержание стопы в течение длительного времени, так как иной раз просто нет возможности остановиться и перешнуровать ботинок. Вторым фактором становится требование к тому, что никакие элементы обуви не должны болтаться и иметь возможность намотаться на педали или попасть на цепь. Отсюда большая популярность различных липучек и хомутов.

Рассмотрим варианты застёжек подробнее:

  • Липучки (Velcro) – самый недорогой и самый ненадёжный вид застёжек. Используются как элемент крепления на недорогих ботинках и сандалиях, на хорошем уровне используются как дополнительный прижимной элемент и кожух поверх застёжки или шнурков.
  • Ленты и тросы с храповиком – более серьёзное крепление, быстрое и надёжное – не ослабевает и не перераспределяет со временем нагрузку, как это делают другие застёжки. Однако надёжность у храповика ниже, чем у шнурков – при физическом повреждении использовать застёжку уже не получится.
  • Шнурки – неувядающая классика, разные проушины и материалы сохраняют древний способ затяжки. Шнурки универсальны и всем знакомы, но из-за опасности расшнуровки производители добавляют липучки и другие аксессуары для повышения надёжности.

Типы велосипедной обуви

Условно всю велосипедную обувь можно разделить на три направления:

  • туристическая обувь – универсальные, для смешанного использования (и езда, и ходьба), или удешевлённые массовые модели;
  • спортивная обувь – нишевые и узкоспециализированные модели под конкретное применение;
  • зимняя обувь – её отдельно упоминают из-за нестандартного использования и сложной структуры.

О зимнем использовании велообуви мы поговорим отдельно, сейчас рассмотрим, какие модели выделяют в туристических и спортивных направлениях.

Туристическая обувь

К «туристическому» классу относят и повседневные ботинки, и достаточно серьёзные аналоги трекинговой обуви. Некоторые модели мало похожи на «велосипедные туфли». Шип у них снимается, место его крепления закрывается специальной заглушкой, а подошва достаточно мягкая, чтобы спокойно ходить по горам и даже носить на себе велосипед.

Рассмотрим варианты «туристической» велообуви:

  • Велоботинки универсльные – это классический «кроссовок» или тёплый ботинок с шипом для крепления к контактным педалям или просто жёсткой подошвой.
  • Велосандалии – открытая обувь для езды в жаркую погоду. При выборе стоит быть осторожными и подбирать верный размер, а при передвижении по пересечённой местности лучше выбрать ботинки или сандалии с закрытым носком.

Спортивная обувь

К спортивной велообуви относятся классические контактные туфли и несколько вариантов обуви, ориентированной на более горные дисциплины. Рассмотрим их классификацию:

  • Велотуфли для шоссе – лёгкие ботинки для контактных педалей с очень лёгким проветриваемым верхом и жёсткой подошвой для удержания стопы. Используются всеми профессионалами и совершенно не предназначены для передвижения пешком.
  • Ботинки для триала и даунхилла – другая крайность, ботинки с минимальным протектором и очень мягкими материалами, в том числе подошвы. Используются шнурки, которые прикрываются липучками. На многих моделях место для шипа не предусмотрено и вырезается под конкретного спортсмена и байк, или вовсе не вырезается, так как контактные педали не в фаворе в этих видах спорта.
  • Кросс-кантрийные велотуфли – крепкие ботинки с жёсткой подошвой и выраженным протектором. Встречаются даже специальные шипы в передней части подошвы, чтобы быстро взбегать по склонам с велосипедом наперевес. Для «обычного» хождения пригодны мало.
  • Прогулочные велотфули – полноценные спортивные кроссовки, в которые добавлен паз для контактного шипа, закрывающийся заглушкой. Сама подошва достаточно мягкая для того, чтобы ходить в обуви было удобно. Прогулочные велотуфли для катания не особо отличаются от обычной спортивной обуви.

Зимние особенности

Отдельно стоит упомянуть о зимнем периоде. Зимой всё против райдера: и температура, от которой необходимо спасаться с помощью дорогой специализированной одежды, и неприятный ветер, заставляющий покупать балаклаву, и неудобный снег, набивающийся под обувь.

Вообще, зимой появляется много проблем:

  1. Ноги мёрзнут – твёрдая подошва обычно плохо утеплена из-за необходимости жесткого контакта.
  2. Обувь производится для достаточно тёплых стран, и даже «зимние» варианты могут быть далеко не тёплыми.
  3. Сниженная подвижность стопы не разгоняет кровь, и нога немеет.

Многие выбирают для зимы классические педали «топталки» для комфортной езды на велосипеде без дополнительных сложностей. Но выпускается и зимняя велообувь. Выглядят она как полноценные трекинговые ботинки, стоит вполне приличных денег, но и служат довольно долго. Многие отмечают, что зимней велообувью можно пользоваться как обычными ботинками. Твёрдость подошвы здесь мешает не так сильно, а серьёзный протектор позволяет не бояться за чистоту контактных точек. Некоторые производители даже добавляют на подошву зимних моделей шипы.

Пожалуй, важнейшее при покупке зимних моделей – это рекомендация брать размер побольше, так как в наши зимы всегда пригодится дополнительная стелька, а какая бы ни была использована мембрана, плотный шерстяной носок в дополнение к ультрасовременным технологиям не помешает.

Способы утепления

К «нестандартным» способам утепления можно отнести:

  • тёплые бахилы поверх летней велообуви – недорого и удобно, правда, со своей реальной задачей – согреванием ног – практически не справляются;
  • химические грелки – любимы японцами, небольшие пакетики, которые вкладываются под стельку (или заменяют её) и согревают в процессе движения до 2-х часов.

Производители

Требования к велообуви аналогичны требованиям к обычной обуви. Она должна быть изготовлена из качественных материалов, не иметь дефектов и быть удобной. Если удобство проверяется исключительно лично (откуда рекомендация не покупать дорогие модели через интернет, а воспользоваться услугами магазинов), то относительно изготовления очень помогает репутация и практика использования товаров определённый марки. Благо, в наши дни в интернете можно найти отзыв о продуктах любой марки. Рассмотрим самые популярные из них.

Читать еще:  Как убрать 8 на колесе велосипеда

Признанный лидер в производстве обуви для мотоциклов и горных велосипедов. Современные технологии, заключённые контракты с крупнейшими спортивными командами и большой штат научных сотрудников – достигнуть уровня Sidi вряд ли кому-то удастся в ближайшее время. В дополнение к высокой технологичности и качеству, производство Sidi всё ещё находится в Италии, хотя встретить и «азиатские» коробки можно со всё возрастающим шансом.

Как и о любом лидере рынка, о компании и её моделях можно прочитать много негатива, но следует помнить одно: десятки тысяч профессионалов и ценящих качество любителей выбирают Sidi в качестве своей основной обуви и не особо намерены от неё отказываться.

Mavic

Всемирно известная компания из Франции. Производство давно перенесено по большей части в Азию, но сами модели разрабатываются в Европе. Выбор не очень широк, и основной упор при производстве делается на спортивную составляющую в ущерб материалам. В первую очередь пользователи отмечают жесткость и удобство подошвы, отличный контакт с педалями и крепкий задник ботинка. На материалах Mavic, конечно, вряд ли можно экономить, но сравнить его с лучшими на рынке нет никакой возможности.

Shimano

В любой сфере, связанной с производством аксессуаров для велосипеда и велосипедистов, было бы сложно не найти этого производителя. Американская велообувь Shimano отлично показывает себя. Линейка SPD хоть и является негуманно дорогой для российского рынка, практически всеми принимается за «стандарт» велообуви.

Polaris

Не особо популярная компания, производящая дешёвые модели для развивающихся рынков. Периодически случаются «неудачные партии», и общее впечатление о производителе со столь «развитым» (в одной Британии как минимум три мотоциклетных бренда Polaris) названием среднее.
К слову, Polaris выделились тем, что одними из первых выпустили на российский рынок, действительно, качественные бахилы для зимы – накидки на велообувь, которые позволяют не замёрзнуть при зимнем катании.

Northwave

Ещё один итальянский бренд. Фирма открылась в 1993 году и признана в основном сноубордистами и обывателями. Пуховики Northwave в России можно встретить в любом городе. Northwave имеют огромную линейку производимой продукции – от велосипедной обуви до нательного белья и аксессуаров. Сотрудничество со спортсменами в плане тестирования продукции постоянно повышает качество изготовления велообуви, но сравниться с лидерами рынка пока нет возможности. А вот материалы, судя по всему, из-за работы и с одеждой, очень радуют.

Fiveten

Американская компания FiveTen, начинавшая с производства обуви для скалолазания и остающаяся в этой сфере одним из лидеров до сих пор. В 90-х, на волне бума горных велосипедов и кросс-кантри, выпустили обувь под замок и с тех пор поддерживают линейку качественных велотуфель для любителей.

Заключение

Велообувь прочно заняла свою позицию на рынке, но пока только в среднем и премиальном сегментах. Сейчас уже все понимают, что контактные педали – это стандарт, пусть и недешёвый. При выборе обуви всегда главное – это примерка, но вторичным аргументом становится качество материалов и изготовления, которые проще всего определить по бренду, поискав отзывы в интернете. Специализированная одежда и обувь для велосипеда достаточно дорога, но выбор и количество производителей достаточны, чтобы найти себе вариант по вкусу и по деньгам. Всем известные шимано не сильно превосходят небольшой Polaris, а в деньгах отличаться могут в 3-4 раза.

Женщины тоже не забыты. Многие производители выпускают отдельные линейки. Хотя никаких особенностей женская велообувь не демонстрирует, лишь немного изменяется форма подошвы.

Как выбрать велосипедную обувь

Передвигаться на самом простом велосипеде можно в абсолютно любой обуви – будь то тапочки, кроссовки или концертные ботинки! Но любой, кто ездит часто и много, в конечном счете приходит к выбору своей первой велосипедной обуви, созданной специально для велосипеда.

Главная особенность велосипедной обуви – специально спроектированная жесткая подошва, предназначенная для максимально эффективной передачи энергии при педалировании. Велотуфли обычно идут в паре с подходящими педалями, чтобы надёжно держать ногу встёгнутой. Такая комбинация позволяет повысить управление велосипедом и снизить потерю энергии при педалировании, ровно как и увеличить эффективность последнего.

Типы велосипедной обуви
Типы шипов
Система фиксации
Размерная сетка велосипедной обуви
Уход за велосипедной обувью

Типы велосипедной обуви

    Шоссейные велотуфли сконструированы максимально лёгкими и с хорошей вентиляцией ног. В их основе лежит жесткая подошва, служащая для максимальной передачи энергии от ног на педали. Также шоссейные велотуфли не предназначены для долгой ходьбы – их подошва максимально главная и не гнется. В топовых версиях туфель подошва выполнена из карбона для придания максимальной жесткости.

Отдельное ответвление шоссейных туфель – триатлонные велотуфли. Их главное отличие – это наличие специальных широких застежек, которые позволяют максимально быстро обуться на ходу на выходе из транзитки и застегнуть обувь без потери времени. Еще одной особенностью такой обуви является распространенный формат 3-болтового шипа, который имеет специфичную форму и не встраивается в подошву, а крепится к ней.

МТБ велотуфли ненамного мягче шоссейных аналогов и имеют в своей конструкции резиновые вставки, которые позволяют обуви сгибаться, чтобы было удобнее передвигаться по скользкой или неровной поверхности трейлов. Для удобства ходьбы шипы встроены в подошву и скрываются за протектором, что позволяет велосипедисту ходить пешком. Благодаря такой конструкции МТБ велотуфли являются наиболее популярным вариантом у начинающих велосипедистов и велотуристов.

Поднимаясь в модельной линейке, можно увидеть варианты обуви с более жесткой подошвой, облегченные модели с дополнительной защитой сустава, влагозащитными вставками и элементами крепежа. Контактные велотуфли для МТБ обычно идут в комплекте с двухболтовыми шипами.

  • Универсальная или треккинговая обувь совмещает в себе удобство и комфорт повседневной обуви и шипы для контактных педалей. Идеально подходит для велопоходов и городской езды, но из-за резиновой мягкой подошвы она не очень подходит для соревнований и агрессивной езды.
  • Типы шипов

    Большинство велосипедной обуви предназначено для использования с контактными педалями, поэтому в их подошве проделаны специальные отверстия. Шипы вщёлкиваются в педаль, чтобы надежно соединить педаль и ботинок. Важный момент: шипы идут в комплекте с педалями, а не с обувью, к тому же у каждого типа обуви свой специальный шип, который не взаимозаменяем. Обычно производители велообуви указывают всю необходимую информацию на коробке или на сайте, где её можно приобрести.

    На рынке существуют модели, которые поддерживают 2 вида шипов, но обычно велосипедная обувь предназначена только для одного формата шипов. ВАЖНО: 3-болтовое соединение шипа нельзя переделать под 2-болтовое и наоборот.

    • 2-болтовая система называется SPD (Shimano Pedaling Dynamics). Её особенностью является то, что такой шип встроен во многие типы обуви (маунтинбайк, городской велосипед) таким образом, что он не мешает при ходьбе и не создает много шума.
    • 3-болтовая система именуется LOOK (пионеры в области контактных педалей). Такая система чаще всего используется в шоссе, так как широкий пластиковый шип равномерно распределяет силу на педаль при давлении и минимизирует риски повреждений или выстегиваний при сильном педалировании.

    Система фиксации

    Шнурки или резинки. Самый комфортный и привычный вариант для обуви. Обратите внимание, что при езде в грязь и дождь они могут намокать и пачкаться. Также имейте в виду, чтобы концы шнурков были короткие или могли быть убраны, иначе они могут попасть между цепью и звездочками.

    Липучки. Быстрое и простое застёгивание, хорошо подходящее для грязной и сырой погоды. Липучки не так сильно тянутся, как шнурки, и сохраняют надежную фиксацию. Обычно на ботинке находится от 2 до 3 липучек – чем их больше, тем фиксация ноги лучше.

    Застежки. Более дорогой вариант, но он гарантирует наибольшую степень фиксации ноги в ботинке и максимальную безопасность.

    Читать еще:  Парашют д5 и д6 отличие

    Размерная сетка велосипедной обуви

    Первое правило – выбирайте ту обувь, которая вам наиболее комфортна. Из-за того, что у велосипедной обуви жесткая подошва, маловероятно, что она со временем «разносится» и станет мягче. У пальцев должно быть свободное пространство, они не должны упираться в носок. Стопа должна себя чувствовать комфортно, пятка не должна двигаться вверх и вниз.

    Второе правило – при ходьбе возможно небольшое проскальзывание в виду того, что эта обувь предназначена для поддержки ноги в стабильном положении при педалировании. Если при езде вы чувствуете проскальзывание, выберите другую модель или рассмотрите размер поменьше.

    Третье, самое важное правило – разная размерная сетка для разных стран и от разных производителей. Туфли одной марки могут не совпадать по размеру с аналогичными от другого производителя. Важная деталь – велосипедная обувь обычно маломерит, так что желательно примерить её перед покупкой. Оптимальный вариант для выбора обуви при заказе через интернет – ориентироваться на длину стельки.

    Уход за велосипедной обувью

    Велосипедная обувь не особо отличается в уходе от обычной обуви. Пыль или небольшую грязь необходимо протирать тряпкой. Если же обувь сильно испачкана, используйте теплую воду и немного порошка. После мойки обувь необходимо тщательно просушить – достаньте стельки и высушите их отдельно.

    Лайфхак – для быстрой сушки поместите скомканную газету в обувь, бумага быстрее впитает влагу и обувь высохнет быстрее. Также для быстрой сушки можно использовать специальные нагревательные приборы для сушки обуви.

    Отдельно стоит заострить внимание на шипах. Профессиональные гонщики изнашивают шипы за год, обычным катальцам шипов хватает порой и на 5 лет. Если шип треснул или поврежден – лучше всего его заменить, т.к. напрямую влияет на эффективность педалирования и безопасность.

    Руководство по велосипедной обуви для начинающих

    Правильная велосипедная обувь обеспечивает вашим ногам комфорт, улучшает передачу энергии и позволяет воздуху остужать ваши ноги в жаркую погоду. Значение этого элемент гардероба велосипедиста часто недооценивают. Кроме этого, хорошая специализированная обувь не обязательно должна стоить целое состояние.

    Ключевой частью велосипедной обуви является подошва. Подошвы велосипедной обуви гораздо жёстче, чем аналогичные элементы обычных ботинок или кроссовок. Им не нужно сгибаться для ходьбы, поэтому они могут быть очень жёсткими. Это позволяет распределить прилагаемую к педалям силу по всей поверхности ступни, а так же не даёт обуви сгибаться по краям педали.

    Давайте рассмотрим велосипедную обувь, начиная с подошв и двигаясь вверх.

    Подошвы

    Подошвы велосипедной обуви отличаются особой жёсткостью, поскольку они изготовлены из твёрдого пластика, часто усиленного стекловолокном или углеродным волокном. Большинство типов велосипедной обуви снабжены резьбовыми вставками, к которым можно прикрутить шипы для контактных педалей. Впрочем, встречается и обувь в стиле ретро с гладкой подошвой, ориентированная на использование зажимов и ремешков.

    Ботинок Pearl Izumi M Elite Road IV с тремя резьбовыми вставками для шипа и вентиляционными отверстиями

    Существует два типа подошв для контактных педалей. Обувь для шоссейных гонок имеет три резьбовые вставки для шипа, расположенные на внешней стороне подошвы. Обувь для горного велоспорта, с другой стороны, имеет только два крепления для шипа, устанавливаемого в углублении протектора подошвы, что облегчает ходьбу, когда вам приходится слезть с велосипеда.

    Зимняя обувь Shimano MW7 с углублением в подошве для шипа под два болта (одновременно используется только одна пара крепёжных отверстий).

    Обувь для шипов под три болта отлично подходит для заездов, во время которых вы практически не слезаете с велосипеда, разве что иногда останавливаетесь рядом с кафе. Если же ваш маршрут включает участки, которые придётся пройти пешком, воспользуйтесь обувью с двумя креплениями.

    Рядом с пяткой и носком обуви с тремя отверстиями, обычно, находится несколько выступающих резиновых элементов, слегка облегчающих ходьбу, но они лишь незначительно улучшают ситуацию.

    Эти ботинки Quoc Pham Fixed предназначены для использования с зажимами и ремешками, поэтому не имеет крепёжных отверстий для шипов

    Верхние части

    Верхняя часть ботинок Bontrager Classique изготовлена из синтетической кожи и снабжена шнурками в стиле ретро.

    Верхние части велосипедной обуви делаются из множества разных материалов, включая натуральную кожу или замшу, синтетическую кожу или замшу и нейлон. Обычно, верхняя часть сшита из нескольких отдельных кусочков материала, но в некоторых дорогих ботинках она представляет собой единый элемент, что позволяет уменьшить общий вес обуви. Ищите швы, усиленные двойными линиями стежков по краям отдельных панелей.

    Чашки для пяток особой формы надёжно удерживают вашу ногу внутри ботинка

    Основной корпус верхней части велосипедной обуви снабжён набивкой, а так же элементами, усиливающими его жёсткость в разных местах. Самым жёстким местом, как правило, является пятка. Чашки для пяток обладают особой формой, прижимающей вашу пятку к подошве, чтобы она случайно не выскользнула из ботинка во время вращения педалей. Носки, обычно, защищены от стирания, особенно в обуви, предназначенной для маунтинбайкинга. Вдобавок к этому, рядом с пяткой ботинка и в его верхней части имеется набивка, обеспечивающая дополнительное удобство.

    Ботинки Shimano RP900 сконструированы из множества панелей, а так же снабжены резиновой накладкой в районе носка

    Верхние части некоторых дорогих велосипедных ботинок можно подстроить под форму ваших ног. Продавец разогревает их в специальной печи, а затем вы их надеваете. По мере остывания ботинки принимают форму ваших ног.

    Застёжки

    Шнурки всё ещё можно увидеть на простых моделях обуви, вроде этих Giro Petra VR

    Чтобы обувь не соскальзывала с ваших ног, её нужно как-то закрепить. Классические ботинки использовали для этого шнурки, но сейчас большинство моделей снабжены ремешками на липучке, застёжками с храповиками, ленточными липучками или какой-то их комбинацией.

    Обувь со шнурками, обычно, имеет ремешки на липучке, закрывающие узел, пряжку для удержания шнурков на месте и кармашек, в котором можно спрятать болтающиеся концы. В любом случае, вы не хотите, чтобы шнурки застряли в цепи или намотались на ось педали, поэтому убедитесь, что они надёжно закреплены и спрятаны. Всё это может показаться вам не слишком удобным, но шнурки позволяют равномерно распределить давление обуви на ногу, что делает ботинки со шнурками очень комфортными.

    Ботинки B’Twin Road 5 — типичный представитель обуви с тремя липучками

    Ремешки на липучке — самый дешёвый вариант. Чаще всего, три таких ремешка располагаются в верхней части ботинка. Вы просто затягиваете их и прилепляете к застёжкам. Эти ремешки просты в обращении и хорошо удерживают обувь на ногах, но их всего три, и вы легко можете слишком сильно затянуть один из них, в результате чего часть вашей ноги окажется зажатой. Поэтому делайте это внимательно.

    Ботинки Vittoria Speed снабжены парой липучек и застёжкой-трещоткой

    На более дорогих ботинках верхнюю липучку обычно заменяют застёжкой-трещоткой. Такая застёжка облегчает изменение натяжения во время езды. Вы можете без особого труда затянуть её, готовясь к решительному броску, или наоборот ослабить, если ваши ноги начинают уставать.

    Обувь Bontrager Specter объединяет застёжку BOA с одной липучкой

    Некоторые ботинки высокого класса снабжены двумя ручками, регулирующими уровень натяжения качественных стальных кабелей, покрытых пластиком. Этот высокотехнологичНижняя ный ответ шнуркам равномерно распределяет давление по всей поверхности ступни. Впервые эта идея была применена в застёжке BOA. Сейчас у нескольких производителей есть собственные её версии. Как и застёжка-трещотка, система BOA позволяет регулировать натяжение во время езды.

    Стельки

    Сторона этих стелек CurrexSole Bikepro демонстрирует различные области поддержки и амортизации

    На что обратить внимание при выборе велосипедной обуви

    Итак, вы увлеклись велоспортом настолько, что обычных башмаков или кроссовок, чтобы вращать педали, вам уже недостаточно и, наслушавшись о эффективности и пользе специальной обуви для велосипеда, вы всерьёз задумались о её покупке. Однако выбор велотуфель, особенно если это делается впервые, на практике оказывается задачей не из лёгких. Что вообще собой представляют велотуфли? На что конкретно смотреть при их выборе? Стоит ли платить больше, или можно обойтись чем-то подешевле?

    Вот на что следует обратить внимание, чтобы выбрать именно то, что нужно.

    Читать еще:  Как сделать колесо без рук

    Система застёжек

    В основном есть четыре различные системы (или их комбинации), используемые для затягивания велосипедных туфель: ремешки на липучках, ремешки с микрометрическими застёжками-трещотками, «шнуровка» с микрометрическим колёсиком-храповичком и обычные шнурки.

    Комбинированная застёжка на “шнуровке” с микрометрическим колёсиком-храповичком, дополненная ремешком на липучке снизу.

    Почти все бюджетные велосипедные туфли начального уровня используют в качестве застёжки исключительно липучки, в основном потому, что это более дешёвый вариант. Ремешки на липучках хорошо держат обувь, но их довольно сложно отрегулировать в движении, к тому же с ними проблематично получить точную подгонку туфли по стопе.

    Ещё одно из преимуществ ремешков на липучках – их лёгкость. Потому их можно видеть и на очень дорогих лёгких велотуфлях, разработанных специально для горняков.

    Следующая ступень в системе застёжек – это ремешки на застёжках-трещотках. Храповик этой системы обеспечивает более точную регулировку, чем липучки, даёт действительно безопасное, плотное крепление и может быть легко подтянут на ходу. Однако ослабить такую застёжку уже не так просто и для этого требуется участие обеих рук. Застёжки-трещотки, как правило, встречаются на обуви среднего ценового сегмента и обычно сочетаются с ремешками на липучках, расположенными ниже по подъёму стопы.

    Затем идёт шнуровка на стальном тросике (поначалу это была леска, но она частенько рвалась) с микрометрическими колёсиками-храповичками – система крепления, используемая на большинстве обуви высокого класса. Вообще, такая система довольно надёжна, легка для регулировки, в том числе на ходу, и даёт точную подгонку обуви по стопе. Однако существуют различия между брендами, предлагающими систему с колёсиками-храповичками. Если застёжки «Boa» являются своего рода золотым стандартом на рынке и именно их используют лучшие производители велосипедной обуви, то другие марки отнюдь не всегда обеспечивают лёгкость и чёткость затягивания и ослабления обуви.

    Ещё один – особый – вариант, используемый на некоторых высококачественных велотуфлях – это старая добрая шнуровка. Возможно, вы будете удивлены, но шнурки дают не меньше плюсов, чем инновационные системы крепления. Во-первых, они очень аэродинамические. Во-вторых, они гарантируют очень точную подгонку по стопе. В-третьих, шнуровка очень комфортна. Однако, конечно, шнурки невозможно отрегулировать на ходу (ну, если вы не цирковой артист или Петер Саган какой-нибудь).

    Подошва обуви для велоспорта

    Как и в случае с системой крепления, существуют различные типы подошв, которые используются для разных велосипедных туфель. И, конечно, чем больше вы платите, тем больше получаете.

    Главное, на что следует обратить внимание в подошвах велотуфель, – это чтобы они были жёсткими. Если вы нажимаете на педаль и подошва не гнётся, то вся сила, которую вы прикладываете, будет передана без амортизационных потерь непосредственно на трансмиссию велосипеда. Второе – это вес: более дорогая обувь, конечно, обладает более лёгкими подошвами.

    Карбоновая подошва легка и обеспечивает жёсткость, чтобы как можно лучше передавать вашу энергию на трансмиссию велосипеда.

    Велосипедная обувь начального уровня обычно поставляется с пластиковой подошвой, но если вы согласны раскошелиться немного больше, то получите обувь с подошвами из композита карбона (то есть смеси карбонового порошка и пластика). Обувь верхней линейки неизменно обладает подошвами из карбона, который обеспечивает и лёгкость, и жёсткость. Единственное «но» в том, что некоторые велотуфли высшего класса, с их чрезвычайно жёсткой подошвой, могут вызвать дискомфорт при длительной езде, поэтому стоит почитать или разузнать у знакомых о той или иной модели, прежде чем расстаться со своими деньгами.

    Обувь начального уровня будет иметь пластиковые подошвы. Для новичка этого более чем достаточно, но, по мере роста вашей подготовки и амбиций велосипедиста, вы сможете оценить и преимущества жёсткой подошвы, чтобы не терять часть мощности из-за её гибкости. Со временем большинство велогонщиков-любителей переходят на карбон. Как обычно, вес также важен, ведь и верх карбоновой обуви часто намного легче, чем у простых пластиковых моделей.

    Типы контактных шипов велосипедной обуви

    Пока вы рассматриваете материал подошвы своих потенциальных новых велосипедных туфель, стоит обратить внимание на тип шипов, которые подойдут для них (от этого зависит тип педалей и, в конечном итоге, тип катания). Есть шипы на двух болтах, тогда как на других подошвах три крепёжных отверстия. Ваш выбор зависит от того, какой тип езды вы практикуете.

    Слева велотуфли для МТБ с креплением шипов на двух винтах (четыре отверстия для возможности регулировки места крепления). Как видите, их подошва с протектором, что позволяет нормально ходить. Справа – шоссейные велотуфли, шипы на которые крепятся тремя винтами.

    Если вы ездите по бездорожью или хотите иметь пару обуви, в которой удобно ходить, то выбирайте систему крепления шипа (и, соответственно, педальную систему), в которой используется крепление на двух болтах (это система педалей МТБ), такую, например, как Shimano SPD и Crankbrothers.

    Однако для шоссейной езды вам нужны шипы с креплением на трёх болтах, обладающие более широкой платформой для лучшей передачи мощности на педали. Существуют также универсальные крепления под два или три болта, используемые на любительской обуви начального уровня, чтобы была возможность менять шипы и педали с горных на шоссейные в зависимости от предпочтения (настроения).

    Обувь с термоформованием

    На рынке есть ряд велотуфель, которые можно подогнать под стопу с помощью термоформования. Такая обувь должна хорошо поддерживать индивидуальную арку вашей ступни, обеспечивая удобство и улучшенную передачу энергии, поскольку нога вообще не будет двигаться в туфле. Если у вас плоскостопие или проблемы, связанные с аркой стопы, то термически формующаяся обувь может стать выходом из положения.

    Обувь для триатлона

    Обувь для триатлона отличается от шоссейной обуви. Если вы увлеклись триатлоном, то, наверное, стоит приобрести и специальную пару триатлонных велотуфель.

    Обувь для триатлона отличается простотой и удобством застёжки, петлёй на пятке для удобства надевания и максимальной вентиляцией, чтобы ноги быстрее сохли после заплыва.

    Триатлонная обувь создана для того, чтобы надевать и снимать её прямо при езде на велосипеде (время в транзитных зонах на вес золота) и, следовательно, отличается простотой открытой системы застёжек. Такие туфли обычно отличают петлёй на пятке, за которую можно легко ухватиться, чтобы быстрее натянуть их. Однако если вы ездите в холодную и сырую погоду, имейте в виду, что обувь для триатлона, как правило, имеет дренажные отверстия для мокрых после плавания ног. Если вы хотите именно шоссейную обувь, а не обувь для триатлона, обязательно проконсультируйтесь с продавцом, что вы точно берёте то, что хотите.

    Как вы планируете ездить?

    Если вы намерены провести большую часть времени в гонках и делать интервалы, тогда эффективные велосипедные туфли высокого уровня – это то, что вам нужно. Велотуфли с жёсткой карбоновой подошвой обеспечивают эффективную передачу энергии на трансмиссию.

    Если вас не разбирают чемпионские амбиции и спортивный результат не слишком важен, то относительно недорогие велотуфли с пластиковой подошвой вполне удовлетворят все ваши потребности.

    Однако, с другой стороны, если вы много ездите спокойно, без особых усилий и на дальние расстояния, то пары не слишком притязательных, но удобных туфель начального уровня может быть вполне достаточно.

    Померить, прежде чем купить

    Лучший способ проверить размер, посадку и удобство обуви – примерить её в велосипедном магазине перед покупкой. Лучше делать это днём или вечером, ведь ноги обычно несколько опухают в течение дня.

    Размер обуви разных брендов довольно последователен, особенно по сравнению с другими предметами велосипедной одежды, но если ваши старые и изношенные велотуфли 44 размера были удобными, это вовсе не означает, что вы можете приобрести новую обувь другого бренда того же размера.

    Высота арки стопы (у ряда производителей в комплекте с обувью есть сменные супинаторы под арку), ширина обуви и различные системы крепления могут несколько менять цифру размера вверх или вниз, так что обращайте на это внимание при покупке новых велосипедных туфель.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: