12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кроссовки для велосипедистов

Какую выбрать обувь для катания на велосипеде

13 минут Автор: Михаил Скворцов 311

Раньше было много споров относительно велообуви – насколько она безопасна, нет ли особенностей и вероятных травм при её использовании, какие размеры брать и стоит ли вообще этим заниматься. Сейчас существует единое мнение велосипедистов о том, что контактные туфли для велосипедиста – это норма, а «топталки», педали без контакта – устаревающий вид и удел бюджетных велосипедов.

Почему так изменяются представления? Всё дело в доступности. Пришедшая из спорта велообувь была предметом бурных дискуссий настолько долго, насколько была малодоступной – очень дорогой и требующей «нестандартных» педалей, которые приходилось заказывать. Сейчас в любом спортивном магазине можно купить велосипедные туфли и специальные педали.

Теперь же единственным аргументом против покупки контактных ботинок стала цена – всё-таки не каждый готов выложить 4-5 тысяч рублей (минимум) за туфли, которые можно использовать только на велосипеде.

История появления

Как и все нововведения, контактная велообувь пришла на массовый рынок из спорта. Первые модели начали появляться в середине 1980-х, заменяя собой очень неудобные рамки, которыми раньше оборудовались педали, чтобы «ловить» дополнительную силу движения ноги и максимально фиксировать ступню. В СССР рамка просуществовала довольно долго и в некоторых регионах называлась «шоссейная».

Серьёзно менялись материалы, из которых изготавливали велосипедные ботинки и сама концепция. Совпало это с появлением MTB и развитием технологий. Если в 60-хх годах во главу угла ставили удобство велосипедиста (мягкая кожа и отделка, внешняя строчка), то ближе к концу века исследования показали, что эффективность педалирования повышается, если обувь становится жесткой основой, удерживающей ступню настолько крепко, что сама педаль становится продолжением ноги. В МТБ это очень критично.

Конструкция и типы

Собственно, к концу XX века был сформирован «стандарт» для велообуви. Чем же она отличается от обычной спортивной?

  1. Наличие контактных шипов для велосипедной педали.
  2. Жесткая безвариантная подошва – ступня должна удерживаться.
  3. Жесткий задник (по той же причине).
  4. Минимальный вес.

Собственно, нога удерживается, а в остальном аксессуар не мешает райдеру двигаться и использовать свою мускульную силу.

Отдельно стоит выделить модели спортивной обуви, подходящей для катания на велосипеде. На ней нет точки крепления шипа, но жёсткая подошва и особый рисунок протектора.

Материалы

Особенно выделяется в велосипедных моделях подошва. В отличие от других спортивных изделий, она дополняется силовой прокладкой между протектором и стелькой, которая изготавливается из металла или углеродного волокна. Жёсткая и нестандартная форма подошвы должна удерживаться весь срок службы, а также испытывать серьёзные нагрузки при педалировании, что обуславливает очень высокие требования к материалам.

Много нововведений можно встретить в изготовлении задника. Пятка должна быть плотно зафиксирована, но не зажата. Боковые детали и элементы усиления аналогичны другим спортивным изделиям, интерес могут вызвать застёжки, которые, в силу важности конструкции, выпускаются в нескольких вариантах.

Застёжки

В велосипедной обуви очень важно плотное и гарантированное удержание стопы в течение длительного времени, так как иной раз просто нет возможности остановиться и перешнуровать ботинок. Вторым фактором становится требование к тому, что никакие элементы обуви не должны болтаться и иметь возможность намотаться на педали или попасть на цепь. Отсюда большая популярность различных липучек и хомутов.

Рассмотрим варианты застёжек подробнее:

  • Липучки (Velcro) – самый недорогой и самый ненадёжный вид застёжек. Используются как элемент крепления на недорогих ботинках и сандалиях, на хорошем уровне используются как дополнительный прижимной элемент и кожух поверх застёжки или шнурков.
  • Ленты и тросы с храповиком – более серьёзное крепление, быстрое и надёжное – не ослабевает и не перераспределяет со временем нагрузку, как это делают другие застёжки. Однако надёжность у храповика ниже, чем у шнурков – при физическом повреждении использовать застёжку уже не получится.
  • Шнурки – неувядающая классика, разные проушины и материалы сохраняют древний способ затяжки. Шнурки универсальны и всем знакомы, но из-за опасности расшнуровки производители добавляют липучки и другие аксессуары для повышения надёжности.

Типы велосипедной обуви

Условно всю велосипедную обувь можно разделить на три направления:

  • туристическая обувь – универсальные, для смешанного использования (и езда, и ходьба), или удешевлённые массовые модели;
  • спортивная обувь – нишевые и узкоспециализированные модели под конкретное применение;
  • зимняя обувь – её отдельно упоминают из-за нестандартного использования и сложной структуры.

О зимнем использовании велообуви мы поговорим отдельно, сейчас рассмотрим, какие модели выделяют в туристических и спортивных направлениях.

Туристическая обувь

К «туристическому» классу относят и повседневные ботинки, и достаточно серьёзные аналоги трекинговой обуви. Некоторые модели мало похожи на «велосипедные туфли». Шип у них снимается, место его крепления закрывается специальной заглушкой, а подошва достаточно мягкая, чтобы спокойно ходить по горам и даже носить на себе велосипед.

Рассмотрим варианты «туристической» велообуви:

  • Велоботинки универсльные – это классический «кроссовок» или тёплый ботинок с шипом для крепления к контактным педалям или просто жёсткой подошвой.
  • Велосандалии – открытая обувь для езды в жаркую погоду. При выборе стоит быть осторожными и подбирать верный размер, а при передвижении по пересечённой местности лучше выбрать ботинки или сандалии с закрытым носком.

Спортивная обувь

К спортивной велообуви относятся классические контактные туфли и несколько вариантов обуви, ориентированной на более горные дисциплины. Рассмотрим их классификацию:

  • Велотуфли для шоссе – лёгкие ботинки для контактных педалей с очень лёгким проветриваемым верхом и жёсткой подошвой для удержания стопы. Используются всеми профессионалами и совершенно не предназначены для передвижения пешком.
  • Ботинки для триала и даунхилла – другая крайность, ботинки с минимальным протектором и очень мягкими материалами, в том числе подошвы. Используются шнурки, которые прикрываются липучками. На многих моделях место для шипа не предусмотрено и вырезается под конкретного спортсмена и байк, или вовсе не вырезается, так как контактные педали не в фаворе в этих видах спорта.
  • Кросс-кантрийные велотуфли – крепкие ботинки с жёсткой подошвой и выраженным протектором. Встречаются даже специальные шипы в передней части подошвы, чтобы быстро взбегать по склонам с велосипедом наперевес. Для «обычного» хождения пригодны мало.
  • Прогулочные велотфули – полноценные спортивные кроссовки, в которые добавлен паз для контактного шипа, закрывающийся заглушкой. Сама подошва достаточно мягкая для того, чтобы ходить в обуви было удобно. Прогулочные велотуфли для катания не особо отличаются от обычной спортивной обуви.

Зимние особенности

Отдельно стоит упомянуть о зимнем периоде. Зимой всё против райдера: и температура, от которой необходимо спасаться с помощью дорогой специализированной одежды, и неприятный ветер, заставляющий покупать балаклаву, и неудобный снег, набивающийся под обувь.

Вообще, зимой появляется много проблем:

  1. Ноги мёрзнут – твёрдая подошва обычно плохо утеплена из-за необходимости жесткого контакта.
  2. Обувь производится для достаточно тёплых стран, и даже «зимние» варианты могут быть далеко не тёплыми.
  3. Сниженная подвижность стопы не разгоняет кровь, и нога немеет.

Многие выбирают для зимы классические педали «топталки» для комфортной езды на велосипеде без дополнительных сложностей. Но выпускается и зимняя велообувь. Выглядят она как полноценные трекинговые ботинки, стоит вполне приличных денег, но и служат довольно долго. Многие отмечают, что зимней велообувью можно пользоваться как обычными ботинками. Твёрдость подошвы здесь мешает не так сильно, а серьёзный протектор позволяет не бояться за чистоту контактных точек. Некоторые производители даже добавляют на подошву зимних моделей шипы.

Пожалуй, важнейшее при покупке зимних моделей – это рекомендация брать размер побольше, так как в наши зимы всегда пригодится дополнительная стелька, а какая бы ни была использована мембрана, плотный шерстяной носок в дополнение к ультрасовременным технологиям не помешает.

Способы утепления

К «нестандартным» способам утепления можно отнести:

  • тёплые бахилы поверх летней велообуви – недорого и удобно, правда, со своей реальной задачей – согреванием ног – практически не справляются;
  • химические грелки – любимы японцами, небольшие пакетики, которые вкладываются под стельку (или заменяют её) и согревают в процессе движения до 2-х часов.

Производители

Требования к велообуви аналогичны требованиям к обычной обуви. Она должна быть изготовлена из качественных материалов, не иметь дефектов и быть удобной. Если удобство проверяется исключительно лично (откуда рекомендация не покупать дорогие модели через интернет, а воспользоваться услугами магазинов), то относительно изготовления очень помогает репутация и практика использования товаров определённый марки. Благо, в наши дни в интернете можно найти отзыв о продуктах любой марки. Рассмотрим самые популярные из них.

Признанный лидер в производстве обуви для мотоциклов и горных велосипедов. Современные технологии, заключённые контракты с крупнейшими спортивными командами и большой штат научных сотрудников – достигнуть уровня Sidi вряд ли кому-то удастся в ближайшее время. В дополнение к высокой технологичности и качеству, производство Sidi всё ещё находится в Италии, хотя встретить и «азиатские» коробки можно со всё возрастающим шансом.

Как и о любом лидере рынка, о компании и её моделях можно прочитать много негатива, но следует помнить одно: десятки тысяч профессионалов и ценящих качество любителей выбирают Sidi в качестве своей основной обуви и не особо намерены от неё отказываться.

Читать еще:  Снаряжение для виндсерфинга

Mavic

Всемирно известная компания из Франции. Производство давно перенесено по большей части в Азию, но сами модели разрабатываются в Европе. Выбор не очень широк, и основной упор при производстве делается на спортивную составляющую в ущерб материалам. В первую очередь пользователи отмечают жесткость и удобство подошвы, отличный контакт с педалями и крепкий задник ботинка. На материалах Mavic, конечно, вряд ли можно экономить, но сравнить его с лучшими на рынке нет никакой возможности.

Shimano

В любой сфере, связанной с производством аксессуаров для велосипеда и велосипедистов, было бы сложно не найти этого производителя. Американская велообувь Shimano отлично показывает себя. Линейка SPD хоть и является негуманно дорогой для российского рынка, практически всеми принимается за «стандарт» велообуви.

Polaris

Не особо популярная компания, производящая дешёвые модели для развивающихся рынков. Периодически случаются «неудачные партии», и общее впечатление о производителе со столь «развитым» (в одной Британии как минимум три мотоциклетных бренда Polaris) названием среднее.
К слову, Polaris выделились тем, что одними из первых выпустили на российский рынок, действительно, качественные бахилы для зимы – накидки на велообувь, которые позволяют не замёрзнуть при зимнем катании.

Northwave

Ещё один итальянский бренд. Фирма открылась в 1993 году и признана в основном сноубордистами и обывателями. Пуховики Northwave в России можно встретить в любом городе. Northwave имеют огромную линейку производимой продукции – от велосипедной обуви до нательного белья и аксессуаров. Сотрудничество со спортсменами в плане тестирования продукции постоянно повышает качество изготовления велообуви, но сравниться с лидерами рынка пока нет возможности. А вот материалы, судя по всему, из-за работы и с одеждой, очень радуют.

Fiveten

Американская компания FiveTen, начинавшая с производства обуви для скалолазания и остающаяся в этой сфере одним из лидеров до сих пор. В 90-х, на волне бума горных велосипедов и кросс-кантри, выпустили обувь под замок и с тех пор поддерживают линейку качественных велотуфель для любителей.

Заключение

Велообувь прочно заняла свою позицию на рынке, но пока только в среднем и премиальном сегментах. Сейчас уже все понимают, что контактные педали – это стандарт, пусть и недешёвый. При выборе обуви всегда главное – это примерка, но вторичным аргументом становится качество материалов и изготовления, которые проще всего определить по бренду, поискав отзывы в интернете. Специализированная одежда и обувь для велосипеда достаточно дорога, но выбор и количество производителей достаточны, чтобы найти себе вариант по вкусу и по деньгам. Всем известные шимано не сильно превосходят небольшой Polaris, а в деньгах отличаться могут в 3-4 раза.

Женщины тоже не забыты. Многие производители выпускают отдельные линейки. Хотя никаких особенностей женская велообувь не демонстрирует, лишь немного изменяется форма подошвы.

Как начинающему велосипедисту выбрать обувь для поездок?

От того, в какой обуви человек «взгромождается» на велосипед, зависит многое. Например, от качества и модели обуви зависит то, насколько комфортной и безопасной будет поездка.

Для многих очевиден тот факт, что мужчинам не следует пробовать управлять велосипедом, будучи обутым в классические туфли, а женщинам — в любой обуви на каблуках. Конечно, для прогулок на двухколёсном транспорте лучше подходит спортивная обувь. Однако она тоже может различаться характеристиками.

О том, как не прогадать и выбрать действительно хорошую пару ботинок для поездок на велоснаряде, мы и поговорим в этой статье.

Мнение профессионалов

Уже давно для поездок на велосипеде изобретены специальные контактные ботинки. Если раньше мнения представителей велосипедного спорта относительно того, стоит ли использовать такую обувь, разнились, то теперь спортсмены сумели прийти к консенсусу. Существование и использование такой продукции вошло в норму.

Теперь считается, что бесконтактные педали и ботинки используют только те спортсмены, которые катаются на велосипедах изредка либо сильно ограничены в средствах. Остальным же есть смысл покупать специальную обувь для поездок.

История появления

Контактная обувь появилась примерно в восьмидесятых годах минувшего столетия. Изначально такие ботинки использовали только спортсмены, ведь от комфорта и безопасности езды зависело не только их здоровье, но и репутация.

Но позже глаз на такую продукцию положили и простые обыватели. Вскоре контактная продукция поступила на простой потребительский рынок и стала доступна для приобретения простым любителям велоспорта.

До этого

Конечно, и до появления такой продукции спортсмены старались передавать педали как можно больше толчковой силы. Для этого использовались так называемые рамки. Это устройство, по виду напоминающее стремена. Его неудобство заключалось в слишком близкой фиксации ноги. В случае падения спортсмен даже мог повредить стопу или голень. Именно поэтому контактная обувь смогла с такой лёгкостью заменить фиксаторы.

Однако нужно отметить, что в СССР к нововведению привыкали довольно долго. Многие спортсмены, не внемля опыту коллег, продолжали использовать неудобные приспособления.

Эволюция

Производители изначально старались делать контактную обувь такой, чтобы человек чувствовал себя в ней максимально комфортно и не хотел переобуваться. Это повышало продажи. Однако, спустя двадцать лет наблюдений, изготовители поняли, что намного важнее комфорта результативность. Они стали делать продукцию такой, чтоб спортсмен мог получить максимум полезного эффекта от кручения педалей. Поэтому ботинки стали делать очень жёсткими и цепкими. Они не такие удобные, как их «предки», зато помогают велосипедистам сохранять силы и добиваться хороших результатов в заездах.

Как устроена?

Итак, как же выглядит специальная велосипедная обувь и чем она так отличается от обычных беговых кроссовок?

«Контактники» определяют несколько особенностей:

  • наличие специальных шипов, обеспечивающих хороший контакт ноги и педали;
  • негнущаяся твёрдая подошва, не позволяющая прогибаться ступне;
  • твёрдый задник, удерживающий щиколотку;
  • как можно меньший вес, чтобы нога не уставала.

Из чего делается?

Материалы, из которых делаются такие ботинки, должны быть прочными и долговечными. Особенно это касается подошвы. Она не должна со временем становиться мягче.

Между протектором и стелькой подошвы устанавливается дополнительная силовая прокладка. Она, как правило, делается из углеродного волокна или лёгкого металла.

Из твёрдых материалов часто со вставками изготавливается и задник.

На что обратить внимание при покупке?

Как ясно из вышесказанного, при покупке велообуви нужно смотреть, чтобы подошва и задник были твёрдыми. Однако существует ещё один немаловажный элемент обувной архитектуры.

Застёжки

Неудивительно, что велосипедисты не пользуются простыми шнурками или липучками. Ведь и то и другое весьма непрочно и может подвести во время длительного заезда. Однако существуют специальные спортивные изделия, которые не должны развязываться или открепляться:

  • Липучки. Это далеко не самый надёжный способ фиксации. Однако вместе с тем наличие липучек помогает снизить цену на цельный продукт. Однако липучки должны быть хорошими с плотным мягким «принимающим» слоем и длинными крючками на цепкой поверхности.
  • Храповик на тросах и лентах. Преимущества такого вида фиксации — его быстрота и надёжность. Он может выдерживать длительные нагрузки и не ослабевать хватки. Однако у храповика есть один существенный минус: он моментально выходит из строя при механическом повреждении. Из-за этого спортсмен может потерять возможность доехать до пункта назначения, не произведя замены ботинка или застёжки.
  • Спортивные шнурки. Спортивные шнурки очень надёжны. Для их изготовления используется очень крепкое плетение. Однако шнурки могут развязываться. Поэтому для их дополнительного закрепления производители, как правило, используют ещё и липучки.

Виды ботинок

Не все велоботинки одинаковы. Они различаются в зависимости от того, спортсмен с каким уровнем квалификации будет их использовать, и от того, в каких целях будут осуществляться поездки:

  • Если цель поездок на велосипеде — простая прогулка, отлично подойдут туристические ботинки. Они прекрасно поддерживают ногу во время длительных, но неспешных поездок. Кроме того, в таких велоботинках удобно ходить. Стоят они весьма недорого по сравнению с профессиональными моделями.
  • Спортивная велообувь. Такую продукцию создают специально для спортсменов с учётом их профессиональных потребностей. Такие ботинки хорошо выдерживают интенсивные скоростные поездки. Однако в них, как правило, не очень удобно передвигаться пешком.
  • Зимняя обувь. Обувь с утеплителем. Профессиональные велоботинки редко делают утеплёнными, поэтому о такой обуви чаще говорят как о разновидности туристической.

Виды туристической обуви

Каждый вид велообуви подразделяется ещё на некоторые подвиды. Например, туристическая продукция бывает

К универсальному типу относятся зимние и летние закрытые ботинки. К сандальным — ботинки с открытым носком и иногда пяткой.

Важно при выборе велосандалей не прогадать с размером. Нога не должна выглядывать за пределы подошвы. Но и пустого места на стельке тоже оставаться не должно.

Виды спортивной обуви

Разновидностей спортивной обуви больше, чем туристической. Каждый тип выделяется в зависимости от того, в какой конкретной спортивной дисциплине желает проявить себя спортсмен.

  • Шоссе. Велогонщик, который передвигается по шоссе, должен приобрести лёгкую контактную шоссейную обувь для велосипеда. Верх у таких ботинок лёгкий и позволяет ноге дышать и проветриваться. Подошва очень твёрдая. Передвигаться пешком на такой подошве практически невозможно.
  • Даунхилл и триал. Так как в этих видах спорта всё реже используются контактные педали, то и специальную контактную обувь для занятий триалом или даунхиллом найти трудно. Ясно одно: рисунок протектора должен быть неглубоким. Чаще спортсмены сами вырезают его под конкретный байк на мягкой подошве кроссовок.
  • Кросс-кантри. Твёрдая подошва. Спереди рисунок протектора особо выражен. Это помогает не терять сцепления с педалью во время подъёмов на вершины. Спортсмены, привыкшие на байках покорять высоты, должны выбирать велотуфли, у которых на носке шипы чуть длиннее, чем на середине подошвы.
  • Прогулка. Если вы привыкли подолгу прогуливаться на велосипеде, можете приобрести специальные прогулочные велотуфли. У них не такой бугристый протектор, но присутствует паз для педали.
Читать еще:  Скрипят дисковые тормоза на велосипеде

Особенности зимнего катания

Если вы выбираете контактную обувь, чтобы кататься на велосипеде зимой, будьте готовы к сложностям. Дело в том, что твёрдая подошва хорошо промерзает и практически не нагревается от самой стопы. Даже если вы покупаете специальную продукцию с утеплителями, помните: она рассчитана на южные зимы и в условиях, например, сибирского климата наверняка не удовлетворит вас.

Даже профессионалы рекомендуют на зиму покупать обычные ботинки с выраженным рисунком протектора. Главное, чтобы они были тёплыми, иначе даже при удобном и результативном катании вы не получите радости от процесса.

Какую марку выбрать?

Перед тем как выбрать свою первую пару велоботинок, вы наверняка услышите «имена» некоторых популярных производителей. Чтобы нейминг не вгонял вас в ступор, мы расскажем о некоторых компаниях.

Эта компания считается лидером по производству обуви для катания на мотоциклах и горных велосипедных снарядах. Преимуществом этой организации является то, что в её штате работает много научных сотрудников, постоянно тестирующих и совершенствующих новые модели.

Sidi заслужила свою популярность. Сегодня у компании заключены контракты с крупнейшими мировыми спортивными организациями.

Mavic

Этот производитель родом из Франции, однако известен он тоже на весь мир. Модели очень качественные, жёсткие. Эскизы создаются в Европе, однако отшивается такая обувь в Азии.

Polaris

Производит хорошую велообувь по доступным ценам. Кстати, эта компания выпускает ещё и специальные зимние бахилы, которые в прохладную погоду можно надеть на простые велоботинки, чтобы не мёрзла нога.

Если вы очень часто катаетесь на велосипеде и раздумываете над тем, нужна ли вам контактная обувь для велосипеда, не думайте. Однозначно, нужна. Если вы думаете над тем, какая именно контактная обувь нужна вам, проанализируйте свои потребности, способ и цели езды, климатические и ландшафтные характеристики региона и выберете идеальную пару.

Сегодня производители выпускают специальные ботинки и для мужчин, и для женщин, и для детей. Поэтому ни пол, ни возраст не являются основанием к тому, чтобы не пользоваться этой продукцией.

Если вы можете поведать свою историю о выборе первой пары велосипедных туфель, сделайте это, пожалуйста, при помощи комментариев.

Как часто от велосипедистов можно услышать жалобы на боль в коленях. Проблема хоть и распространённая, но подавляющая часть велосипедистов не знают о ней ничего, кроме бесполезной и неправдивой информации.

Как отрегулировать шипы на велосипедной обуви своими руками при помощи подручных инструментов? Что дает грамотная регулировка и чем опасно пренебрежение основными правилами?

На что обратить внимание при выборе велосипедной обуви

Итак, вы увлеклись велоспортом настолько, что обычных башмаков или кроссовок, чтобы вращать педали, вам уже недостаточно и, наслушавшись о эффективности и пользе специальной обуви для велосипеда, вы всерьёз задумались о её покупке. Однако выбор велотуфель, особенно если это делается впервые, на практике оказывается задачей не из лёгких. Что вообще собой представляют велотуфли? На что конкретно смотреть при их выборе? Стоит ли платить больше, или можно обойтись чем-то подешевле?

Вот на что следует обратить внимание, чтобы выбрать именно то, что нужно.

Система застёжек

В основном есть четыре различные системы (или их комбинации), используемые для затягивания велосипедных туфель: ремешки на липучках, ремешки с микрометрическими застёжками-трещотками, «шнуровка» с микрометрическим колёсиком-храповичком и обычные шнурки.

Комбинированная застёжка на “шнуровке” с микрометрическим колёсиком-храповичком, дополненная ремешком на липучке снизу.

Почти все бюджетные велосипедные туфли начального уровня используют в качестве застёжки исключительно липучки, в основном потому, что это более дешёвый вариант. Ремешки на липучках хорошо держат обувь, но их довольно сложно отрегулировать в движении, к тому же с ними проблематично получить точную подгонку туфли по стопе.

Ещё одно из преимуществ ремешков на липучках – их лёгкость. Потому их можно видеть и на очень дорогих лёгких велотуфлях, разработанных специально для горняков.

Следующая ступень в системе застёжек – это ремешки на застёжках-трещотках. Храповик этой системы обеспечивает более точную регулировку, чем липучки, даёт действительно безопасное, плотное крепление и может быть легко подтянут на ходу. Однако ослабить такую застёжку уже не так просто и для этого требуется участие обеих рук. Застёжки-трещотки, как правило, встречаются на обуви среднего ценового сегмента и обычно сочетаются с ремешками на липучках, расположенными ниже по подъёму стопы.

Затем идёт шнуровка на стальном тросике (поначалу это была леска, но она частенько рвалась) с микрометрическими колёсиками-храповичками – система крепления, используемая на большинстве обуви высокого класса. Вообще, такая система довольно надёжна, легка для регулировки, в том числе на ходу, и даёт точную подгонку обуви по стопе. Однако существуют различия между брендами, предлагающими систему с колёсиками-храповичками. Если застёжки «Boa» являются своего рода золотым стандартом на рынке и именно их используют лучшие производители велосипедной обуви, то другие марки отнюдь не всегда обеспечивают лёгкость и чёткость затягивания и ослабления обуви.

Ещё один – особый – вариант, используемый на некоторых высококачественных велотуфлях – это старая добрая шнуровка. Возможно, вы будете удивлены, но шнурки дают не меньше плюсов, чем инновационные системы крепления. Во-первых, они очень аэродинамические. Во-вторых, они гарантируют очень точную подгонку по стопе. В-третьих, шнуровка очень комфортна. Однако, конечно, шнурки невозможно отрегулировать на ходу (ну, если вы не цирковой артист или Петер Саган какой-нибудь).

Подошва обуви для велоспорта

Как и в случае с системой крепления, существуют различные типы подошв, которые используются для разных велосипедных туфель. И, конечно, чем больше вы платите, тем больше получаете.

Главное, на что следует обратить внимание в подошвах велотуфель, – это чтобы они были жёсткими. Если вы нажимаете на педаль и подошва не гнётся, то вся сила, которую вы прикладываете, будет передана без амортизационных потерь непосредственно на трансмиссию велосипеда. Второе – это вес: более дорогая обувь, конечно, обладает более лёгкими подошвами.

Карбоновая подошва легка и обеспечивает жёсткость, чтобы как можно лучше передавать вашу энергию на трансмиссию велосипеда.

Велосипедная обувь начального уровня обычно поставляется с пластиковой подошвой, но если вы согласны раскошелиться немного больше, то получите обувь с подошвами из композита карбона (то есть смеси карбонового порошка и пластика). Обувь верхней линейки неизменно обладает подошвами из карбона, который обеспечивает и лёгкость, и жёсткость. Единственное «но» в том, что некоторые велотуфли высшего класса, с их чрезвычайно жёсткой подошвой, могут вызвать дискомфорт при длительной езде, поэтому стоит почитать или разузнать у знакомых о той или иной модели, прежде чем расстаться со своими деньгами.

Обувь начального уровня будет иметь пластиковые подошвы. Для новичка этого более чем достаточно, но, по мере роста вашей подготовки и амбиций велосипедиста, вы сможете оценить и преимущества жёсткой подошвы, чтобы не терять часть мощности из-за её гибкости. Со временем большинство велогонщиков-любителей переходят на карбон. Как обычно, вес также важен, ведь и верх карбоновой обуви часто намного легче, чем у простых пластиковых моделей.

Типы контактных шипов велосипедной обуви

Пока вы рассматриваете материал подошвы своих потенциальных новых велосипедных туфель, стоит обратить внимание на тип шипов, которые подойдут для них (от этого зависит тип педалей и, в конечном итоге, тип катания). Есть шипы на двух болтах, тогда как на других подошвах три крепёжных отверстия. Ваш выбор зависит от того, какой тип езды вы практикуете.

Слева велотуфли для МТБ с креплением шипов на двух винтах (четыре отверстия для возможности регулировки места крепления). Как видите, их подошва с протектором, что позволяет нормально ходить. Справа – шоссейные велотуфли, шипы на которые крепятся тремя винтами.

Если вы ездите по бездорожью или хотите иметь пару обуви, в которой удобно ходить, то выбирайте систему крепления шипа (и, соответственно, педальную систему), в которой используется крепление на двух болтах (это система педалей МТБ), такую, например, как Shimano SPD и Crankbrothers.

Однако для шоссейной езды вам нужны шипы с креплением на трёх болтах, обладающие более широкой платформой для лучшей передачи мощности на педали. Существуют также универсальные крепления под два или три болта, используемые на любительской обуви начального уровня, чтобы была возможность менять шипы и педали с горных на шоссейные в зависимости от предпочтения (настроения).

Читать еще:  Как разобрать велосипед

Обувь с термоформованием

На рынке есть ряд велотуфель, которые можно подогнать под стопу с помощью термоформования. Такая обувь должна хорошо поддерживать индивидуальную арку вашей ступни, обеспечивая удобство и улучшенную передачу энергии, поскольку нога вообще не будет двигаться в туфле. Если у вас плоскостопие или проблемы, связанные с аркой стопы, то термически формующаяся обувь может стать выходом из положения.

Обувь для триатлона

Обувь для триатлона отличается от шоссейной обуви. Если вы увлеклись триатлоном, то, наверное, стоит приобрести и специальную пару триатлонных велотуфель.

Обувь для триатлона отличается простотой и удобством застёжки, петлёй на пятке для удобства надевания и максимальной вентиляцией, чтобы ноги быстрее сохли после заплыва.

Триатлонная обувь создана для того, чтобы надевать и снимать её прямо при езде на велосипеде (время в транзитных зонах на вес золота) и, следовательно, отличается простотой открытой системы застёжек. Такие туфли обычно отличают петлёй на пятке, за которую можно легко ухватиться, чтобы быстрее натянуть их. Однако если вы ездите в холодную и сырую погоду, имейте в виду, что обувь для триатлона, как правило, имеет дренажные отверстия для мокрых после плавания ног. Если вы хотите именно шоссейную обувь, а не обувь для триатлона, обязательно проконсультируйтесь с продавцом, что вы точно берёте то, что хотите.

Как вы планируете ездить?

Если вы намерены провести большую часть времени в гонках и делать интервалы, тогда эффективные велосипедные туфли высокого уровня – это то, что вам нужно. Велотуфли с жёсткой карбоновой подошвой обеспечивают эффективную передачу энергии на трансмиссию.

Если вас не разбирают чемпионские амбиции и спортивный результат не слишком важен, то относительно недорогие велотуфли с пластиковой подошвой вполне удовлетворят все ваши потребности.

Однако, с другой стороны, если вы много ездите спокойно, без особых усилий и на дальние расстояния, то пары не слишком притязательных, но удобных туфель начального уровня может быть вполне достаточно.

Померить, прежде чем купить

Лучший способ проверить размер, посадку и удобство обуви – примерить её в велосипедном магазине перед покупкой. Лучше делать это днём или вечером, ведь ноги обычно несколько опухают в течение дня.

Размер обуви разных брендов довольно последователен, особенно по сравнению с другими предметами велосипедной одежды, но если ваши старые и изношенные велотуфли 44 размера были удобными, это вовсе не означает, что вы можете приобрести новую обувь другого бренда того же размера.

Высота арки стопы (у ряда производителей в комплекте с обувью есть сменные супинаторы под арку), ширина обуви и различные системы крепления могут несколько менять цифру размера вверх или вниз, так что обращайте на это внимание при покупке новых велосипедных туфель.

Как выбрать велосипедную обувь

Передвигаться на самом простом велосипеде можно в абсолютно любой обуви – будь то тапочки, кроссовки или концертные ботинки! Но любой, кто ездит часто и много, в конечном счете приходит к выбору своей первой велосипедной обуви, созданной специально для велосипеда.

Главная особенность велосипедной обуви – специально спроектированная жесткая подошва, предназначенная для максимально эффективной передачи энергии при педалировании. Велотуфли обычно идут в паре с подходящими педалями, чтобы надёжно держать ногу встёгнутой. Такая комбинация позволяет повысить управление велосипедом и снизить потерю энергии при педалировании, ровно как и увеличить эффективность последнего.

Типы велосипедной обуви
Типы шипов
Система фиксации
Размерная сетка велосипедной обуви
Уход за велосипедной обувью

Типы велосипедной обуви

    Шоссейные велотуфли сконструированы максимально лёгкими и с хорошей вентиляцией ног. В их основе лежит жесткая подошва, служащая для максимальной передачи энергии от ног на педали. Также шоссейные велотуфли не предназначены для долгой ходьбы – их подошва максимально главная и не гнется. В топовых версиях туфель подошва выполнена из карбона для придания максимальной жесткости.

Отдельное ответвление шоссейных туфель – триатлонные велотуфли. Их главное отличие – это наличие специальных широких застежек, которые позволяют максимально быстро обуться на ходу на выходе из транзитки и застегнуть обувь без потери времени. Еще одной особенностью такой обуви является распространенный формат 3-болтового шипа, который имеет специфичную форму и не встраивается в подошву, а крепится к ней.

МТБ велотуфли ненамного мягче шоссейных аналогов и имеют в своей конструкции резиновые вставки, которые позволяют обуви сгибаться, чтобы было удобнее передвигаться по скользкой или неровной поверхности трейлов. Для удобства ходьбы шипы встроены в подошву и скрываются за протектором, что позволяет велосипедисту ходить пешком. Благодаря такой конструкции МТБ велотуфли являются наиболее популярным вариантом у начинающих велосипедистов и велотуристов.

Поднимаясь в модельной линейке, можно увидеть варианты обуви с более жесткой подошвой, облегченные модели с дополнительной защитой сустава, влагозащитными вставками и элементами крепежа. Контактные велотуфли для МТБ обычно идут в комплекте с двухболтовыми шипами.

  • Универсальная или треккинговая обувь совмещает в себе удобство и комфорт повседневной обуви и шипы для контактных педалей. Идеально подходит для велопоходов и городской езды, но из-за резиновой мягкой подошвы она не очень подходит для соревнований и агрессивной езды.
  • Типы шипов

    Большинство велосипедной обуви предназначено для использования с контактными педалями, поэтому в их подошве проделаны специальные отверстия. Шипы вщёлкиваются в педаль, чтобы надежно соединить педаль и ботинок. Важный момент: шипы идут в комплекте с педалями, а не с обувью, к тому же у каждого типа обуви свой специальный шип, который не взаимозаменяем. Обычно производители велообуви указывают всю необходимую информацию на коробке или на сайте, где её можно приобрести.

    На рынке существуют модели, которые поддерживают 2 вида шипов, но обычно велосипедная обувь предназначена только для одного формата шипов. ВАЖНО: 3-болтовое соединение шипа нельзя переделать под 2-болтовое и наоборот.

    • 2-болтовая система называется SPD (Shimano Pedaling Dynamics). Её особенностью является то, что такой шип встроен во многие типы обуви (маунтинбайк, городской велосипед) таким образом, что он не мешает при ходьбе и не создает много шума.
    • 3-болтовая система именуется LOOK (пионеры в области контактных педалей). Такая система чаще всего используется в шоссе, так как широкий пластиковый шип равномерно распределяет силу на педаль при давлении и минимизирует риски повреждений или выстегиваний при сильном педалировании.

    Система фиксации

    Шнурки или резинки. Самый комфортный и привычный вариант для обуви. Обратите внимание, что при езде в грязь и дождь они могут намокать и пачкаться. Также имейте в виду, чтобы концы шнурков были короткие или могли быть убраны, иначе они могут попасть между цепью и звездочками.

    Липучки. Быстрое и простое застёгивание, хорошо подходящее для грязной и сырой погоды. Липучки не так сильно тянутся, как шнурки, и сохраняют надежную фиксацию. Обычно на ботинке находится от 2 до 3 липучек – чем их больше, тем фиксация ноги лучше.

    Застежки. Более дорогой вариант, но он гарантирует наибольшую степень фиксации ноги в ботинке и максимальную безопасность.

    Размерная сетка велосипедной обуви

    Первое правило – выбирайте ту обувь, которая вам наиболее комфортна. Из-за того, что у велосипедной обуви жесткая подошва, маловероятно, что она со временем «разносится» и станет мягче. У пальцев должно быть свободное пространство, они не должны упираться в носок. Стопа должна себя чувствовать комфортно, пятка не должна двигаться вверх и вниз.

    Второе правило – при ходьбе возможно небольшое проскальзывание в виду того, что эта обувь предназначена для поддержки ноги в стабильном положении при педалировании. Если при езде вы чувствуете проскальзывание, выберите другую модель или рассмотрите размер поменьше.

    Третье, самое важное правило – разная размерная сетка для разных стран и от разных производителей. Туфли одной марки могут не совпадать по размеру с аналогичными от другого производителя. Важная деталь – велосипедная обувь обычно маломерит, так что желательно примерить её перед покупкой. Оптимальный вариант для выбора обуви при заказе через интернет – ориентироваться на длину стельки.

    Уход за велосипедной обувью

    Велосипедная обувь не особо отличается в уходе от обычной обуви. Пыль или небольшую грязь необходимо протирать тряпкой. Если же обувь сильно испачкана, используйте теплую воду и немного порошка. После мойки обувь необходимо тщательно просушить – достаньте стельки и высушите их отдельно.

    Лайфхак – для быстрой сушки поместите скомканную газету в обувь, бумага быстрее впитает влагу и обувь высохнет быстрее. Также для быстрой сушки можно использовать специальные нагревательные приборы для сушки обуви.

    Отдельно стоит заострить внимание на шипах. Профессиональные гонщики изнашивают шипы за год, обычным катальцам шипов хватает порой и на 5 лет. Если шип треснул или поврежден – лучше всего его заменить, т.к. напрямую влияет на эффективность педалирования и безопасность.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: