42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карбоновая рама для велосипеда

Карбоновый велосипед

Углеводородное волокно или карбон – это материал, «сотканный» из нитей углерода. Они тонкие, как человеческий волос, но прочные, как сталь. Их очень тяжело порвать, но сломать вполне возможно. Именно поэтому при производстве деталей используют несколько слоев карбона. Накладывая карбоновые слои друг на друга в различном порядке, производители добиваются наибольшей износостойкости и ударопрочности. Несмотря на свою «молодость», карбон уже прочно закрепился на рынке высокотехнологичных материалов.

Использование карбона

Сначала им заинтересовались космические и военные специалисты. Еще бы! Вещество, позволяющее снизить вес в несколько раз и при этом имеющее отличные показатели в прочности – это ли не чудо?

Затем углепластик постепенно начал завоевывать автомобильную отрасль. Сначала это были отдельные детали, требующие высоких результатов в устойчивости к разрывам, сейчас же карбон чаще всего служит эксклюзивным украшением авто, например как карбоновая «юбка».

И вот, сравнительно недавно, углеводородное волокно стали использовать на благо спортивных достижений. В частности, оно широко применяется для создания велосипедной рамы.

Дань моде или шаг в будущее?

На протяжении многих лет рама велосипеда изготовлялась из стали или алюминия. Прочная, легкая, износостойкая – она идеальна для велотуризма и профессиональных марафонов. Но постепенно место железа занимает карбон, значительно превосходящий металл по многим показателям.

Все чаще на турнирах по велоспорту можно встретить карбоновые велосипеды, да и любители обычных прогулок по парку не гнушаются приобретать дорогостоящие модели. Оправдано ли такое массовое увлечение новыми технологиями или это всего лишь очередная модная тенденция?

Главный секрет углеводородного волокна заключается в его изготовлении. Сложный технологический процесс запекания деталей, их выпиливания и соединения дает гарантию надежности. Однако в погоне за быстрой прибылью, фирмы-однодневки часто сокращают стадии и время производства, тем самым значительно ухудшая технические характеристики.

Такие карбоновые рамы от качественных аналогов на глаз не отличишь, зато при любом, даже самом незначительном повреждении, байк развалится буквально под хозяином. И все же именно спрос рождает предложение. Желая оказаться в тренде и при этом сэкономить, многие велолюбители готовы рискнуть и приобрести карбоновый велосипед подпольного изготовления.

Сталь или карбон?

Главным конкурентом углепластика в вопросе надежности и долговечности является сталь. Многие приверженцы консервативных взглядов считают, что металл намного больше подходит для изготовления велосипедных рам. И на то есть весомые аргументы:

  • Цена. Стоимость типового байка из карбона сомнительного качества значительно превышает цену стальной рамы, сделанной на заказ.
  • Долговечность. На сайтах и газетных страницах частенько можно увидеть объявления о продаже «стального коня» с рук. Даже спустя 10, 20, 30 лет велосипед не утрачивает своих основных характеристик. Разве что потускнел от времени. При этом продажа подержанного байка из углепластика – случай редкий. Рама такого велосипеда не всегда находит второго хозяина.
  • Ремонт. И здесь любителям металла впору ликовать. Все дело в том, что при сильном ударе карбоновая рама не гнется, а ломается на части. Как ваза, разбившаяся о кафель. То есть восстанавливать двухколесного друга бессмысленно и дорого. Рассказывать же о ремонте стальных рам не имеет смысла. Каждый велолюбитель со стажем хотя бы раз самостоятельно паял или выравнивал детали. Да, внешний вид байка после этого, прямо скажем, не праздничный, но ведь это уже особого значения не имеет.

И все же карбоновая рама находят своего потребителя. Ведь новейшие технологии изготовления предлагают неоспоримые плюсы своего товара. Во-первых, вес углепластиковой рамы может быть меньше килограмма. Возможно, для катания вокруг дома или до магазина этот аргумент не слишком актуален. Зато легкость байка в полной мере оценят любители дальних туристических маршрутов. Когда велосипед необходимо пронести на себе в гору, каждый грамм имеет значение.

Во-вторых, амортизация на таком средстве передвижения продумана до мельчайших деталей. Ни одна кочка или пригорок больше не будут неприятно отзываться эхом во всех органах едущего. Карбоновая рама остается в неподвижном состоянии. Это неоспоримый плюс. Ну и, в-третьих, благодаря цвету и фактуре карбона, байк выглядит стильно и модно. На таком не стыдно и девушку на свидании прокатить!

Секреты производства

Многие мастодонты изготовления велосипедного «железа» все чаще приходят к выбору переориентирования производства на создание карбоновых деталей. И это вполне объяснимо.

Во-первых, углеводородная рама велосипеда делается вручную, с минимальным участием техники. А это значит, что можно сохранить количество рабочих мест и не растрачиваться на ремонт дорогостоящего оборудования.

Во-вторых, спрос на новейшие технологии только растет, а значит, сулит большую прибыль. И речь идет не только об обычных покупателях, но и о звездах велосипедного спорта мирового уровня! Так как же выглядит процесс изготовления карбона?

  1. Чаще всего углепластик поступает на завод в виде листов, пропитанных смолой. Реже – как катушки ниток;
  2. Материал режется на части, соответствующие деталям велосипеда. Однако уже здесь производители берут во внимание тот факт, что при наложении слоев, волокна должны «смотреть» в разные стороны для большей надежности. Поэтому полоски углеводорода не всегда идеально подходят под предполагаемую форму;
  3. Затем происходит непосредственное создание чуда. Карбон нагревают и как бы лепят с его помощью раму велосипеда. Этот процесс требует предельного внимания и сосредоточенности;
  4. Переходим к «горяченькому». Все детали фиксируются и укладываются на специальную форму. Пункт назначения: печь!;
  5. После нескольких часов томления, карбоновая рама достается, и ей дают остыть. На этом же этапе проверяют все стыки, неровности и недочеты;
  6. Теперь можно и шлифовкой заняться. Все основание будущего байка зачистят и покрасят;
  7. Рама готова!

Своими руками

Несмотря на довольно кропотливый технологический процесс, народные умельцы умудряются воссоздавать карбоновые рамы своими руками. В интернете можно найти массу видео и фото-инструкций с описаниями на эту тему, начиная от чертежей и заканчивая температурой печи. Удивительно, но у них действительно получается отличная рама! Может, получится и у вас? Ведь создание собственного байка своими руками – поистине бесценное удовольствие!

Карбоновая рама велосипеда – предмет долгих и жарких дискуссий в интернете. Одни считают ее дорогим, но бессмысленным китчем. Другие уверены, что время алюминия и стали осталось в прошлом и теперь будущее за высокими технологиями. Тратить ли все свои средства на приобретение карбона – решать только вам. Однако стоит лишний раз подумать и сделать правильный выбор.

Карбоновая рама для велосипеда

Практически каждый более или менее продвинутый велосипедист рано или поздно задумывается о замене своей штатной велосипедный рамы на карбоновую, покупке готового карбонового велосипеда или сборке подобного велосипеда на заказ. В данной статье я постараюсь максимально детально дать ответ читателям сайта bikelifefоrms.ru на вопрос относительно плюсов и минусов карбонового велосипеда.

Выбор карбонового велосипеда

Рынок современных велосипедов буквально завален в наши дни различными карбоновыми байками («карбон» — просторечное название углепластиков). Цена на такие новые велосипеды известных брендов, как правило, начинается от 1400 долларов США. Хотелось бы отметить, что в последнее время с активным ростом потребительской активности на велосипеды, собранные на карбоновой раме, производители зачастую прибегают к различным уловкам, устанавливая на недорогие карбоновые велосипеды оборудование не самых высоких групп. Часто на витрине магазина или в интернет-магазине можно встретить вроде с первого взгляда отличный карбоновый велосипед. Однако, внимательно разобравшись в его комплектации, становится ясно, что колеса, установленные на нем, собраны на весьма дешёвых ободах и втулках, а покрышки не выдерживают никакой критики.

Руль, вынос, подседельный штырь, седло ничем не отличаются по качеству и весу от таких же рулей, установленных на алюминиевые велосипеды среднего ценового уровня. Даже вместо хорошей лёгкой воздушной вилки зачастую на недорогих карбоновых банках иногда можно уже встретить какие-то невнятные варианты от малоизвестных производителей. Вследствие чего вес подобных велосипедов и их ходовые характеристики оставляют желать лучшего и, по сути, мало чем, кроме рамы, отличаются от своих младших алюминиевых собратьев.

По сути получается, что действительно хороший новый карбоновый велосипед с хорошим оборудованием и грамотно подобранными комплектующими и хорошей отдачей от езды будет стоить явно не менее 1900 долларов США; есть, конечно, также вариант сборки на заказ, здесь цена будет несколько выше, но зато владелец в данном случае получает определённый эксклюзив и имеет отличную возможность подобрать комплектующие именно под свой стиль катания. Например, установить покрышки под тип той местности, где велосипед будет эксплуатироваться. Подобрать под себя седло, длину выноса и ширину руля, тот или иной тип тормозов и так далее.

Читать еще:  Крепление для велосипеда на авто

Чем же карбон лучше?

В чем же основные плюсы карбонового велосипеда хорошего уровня относительно алюминиевого? Во-первых, у карбонового велосипеда рама будет весить на 400-700 грамм меньше, чем у алюминиевого. Кто-то может возразить, что какие-то там 500-600 лишних грамм особой погоды не сделают, но поверьте мне на слово, что это не так. В моем арсенале три велосипеда: титановый, алюминиевый и карбоновый. Вся троица собрана на оборудовании топового уровня, оснащена легкими катящими колёсами. Но именно карбоновая рама на мой вкус оказалась самой быстрой, жёсткой и отзывчивой в езде. Вибрации от дорог на такой раме практически незаметны. Карбон отлично гасит мелкие колебания от неровностей на сингл-треках, к тому же без потери жесткости, в отличие от титановой рамы. Карбоновая рама великолепно залетает в любой даже самый сложный подъем.

Многие велосипедисты старой школы до сих пор считают, что карбоновый велосипед — это только одноразовый велосипед для гонок. Да, карбон создан для гонок, чтобы быть лучше, быть быстрее, но об одноразовом использовании подобного рода велосипедов в наши дни не может быть и речи. Современные карбоновые велосипеды по своей прочности практически не уступают алюминиевым велосипедам. Лучшие спортсмены мира выигрывают именно на них свои подиумы.

Многие велосипеды продаются, что называется, из-под гонца на вторичном рынке, и годами без особых проблем служат верой и правдой своим новым владельцам. Очень много именно таких велосипедов прошли через мои руки веломеханика, и проблем с карбоном мною замечено не было. Карбон верток, быстр, упруг и в наше время весьма долговечен.

Минусы карбонового велосипеда

Несмотря на все вышеперечисленные плюсы, карбон, как и любой углепластик, является немного хрупким материалом. Крепость той или иной карбоновой рамы зачастую зависит от качества смол, лакокрасочного покрытия, а также завода и фирмы-изготовителя.

Карбоновая рама, в отличие от других рам, так или иначе более боится точечных ударов, и, как показывает практика, сколы и царапины на подобной раме — явление более частое, нежели на рамах из стали или алюминия. Правда, стоит отметить, что сразу после покупки карбоновой рамы или велосипеда вы можете обклеить её плёнкой «3М». В таком случае проблем со сколами и мелкими царапинами вы сможете избежать на долгие годы.

Ещё один минус карбонового велосипеда — как правило, отсутствие возможности установить на него багажник и ездить на нем в велосипедные походы. Но, опять же, среди моих знакомых есть несколько человек, которые ездят в велопоходы именно на карбоновых велосипедах. И никаких поломок рамы у них до сих пор не произошло. Правда, им пришлось устраивать определенный «колхоз» с установкой багажника на велосипед.

Возможно, кто-то может мне не поверить и возразить, что карбоновый велосипед слишком хрупкий и все равно не надежен… Да, соглашусь, однако мне еще не приходилось видеть в своей практике поломанные карбоновые рамы после падений. Но такое, увы, иногда случается, если давать велосипеду непосильные нагрузки — например, прыжки с высоты более метра или сверхжесткое катание в горах.

Стоит ли ремонтировать карбоновую раму велосипеда

Карбон все-таки ломается, и если 5-6 лет назад подобные рамы отправлялись в помойку, то в последнее время появились технологии ремонта изделий из карбона. Правда, как показывает практика ремонта карбоновых рам, такой ремонт не бывает дешёвым, и обойдется владельцу поломанной рамы от 4000 до 12000 рублей в зависимости от сложности ремонта. Стоит отметить, что и после подобного ремонта целостная конструкция рамы будет уже нарушена, поэтому при ремонте любых изделий из карбона требуйте гарантию минимум на 3 месяца. В целом, 65% карбоновых рам отлично себя чувствуют и бороздят велосипедные трассы после ремонта. Тут, как говорится, многое зависит от места и вида поломки, а также прямых рук мастера, выполнявшего ремонт карбонового изделия.

Какой-то особо большой статистики качества ремонта карбоновых рам у меня нет. За последние пару лет в кругу моих клиентов моей мастерской было сломано 6 карбоновых рам. Три из них были сломаны при перевозке велосипедов в самолёте. Одна шоссейная после жёсткого падения в открытый на дороге люк, и 2 рамы, как ни странно, пострадали при въезде автомобиля в гараж в тот момент, когда велосипеды были на крыше автомобиля. Такое, увы, тоже бывает.

Несколько раз мне приходилось видеть поломанные карбоновые вилки, пару раз — рули и подседельные штыри. Причиной же их поломки явилось чрезмерное затяжение тормозных ручек, манеток и подседельного хомута соответственно. Поэтому при работе с любыми карбоновыми комплектующими всегда используйте динамометрической ключ.

Вернёмся к статистике ремонта карбоновых рам. По данным крупного английского портала около 65 процентов карбоновых рам продолжают себя отлично чувствовать и после ремонта. Другие 35% ломаются в этом месте снова. В этом сезоне в моей мастерской побывали 3 карбоновые рамы после ремонта, и, честно сказать, отремонтированы они были на таком высоком уровне, что место поломок мне удалось найти с огромным трудом. Замечу, что там, где сломается карбоновая рама, скорее всего, сломается или погнется рама из алюминия и прочих материалов. И, в целом, сломать фирменную карбоновую раму весьма и весьма непросто.

Китайский карбон: стоит ли покупать?

В настоящее время в Китае производится несметное количество карбоновых рам. Такие рамы обычно торгуются от 300 до 600 долларов США. Некоторые из них делаются на небольших производствах и имеют неважное качество, а некоторые практически ничем не отличаются, и даже в чем-то превосходят фирменные рамы от известных производителей велосипедов. Поэтому при возможности всегда читайте отзывы, обзоры и не покупайте кота в мешке.

Совсем дешевые карбоновые рамы я бы не советовал. Основная проблема в том, что они почти наверняка окажутся смесью стеклопластика и карбона. Такие смеси имеют разное соотношение карбонового волокна и дешевого стеклопластика. Стоимость 100% карбоновой рамы по китайским оптовым ценам раза в два больше стеклопластика. Так, например, рама, где 70% карбоволокна и 30% стеклопластика будет стоить 500$, а в аналогичном составе с точностью наоборот — 250$.

Поэтому всегда тщательно выбирайте поставщика. Однако замечу, что для спокойной езды подойдет и недорогой карбон.

И все-таки карбон впереди планеты всей

В чем же все-таки основное отличие карбоновой рамы от алюминиевой, стальной или титановой? Такая рама, несомненно, лучше едет, лучше разгоняется и отлично гасит мелкие вибрации от дорожных покрытий. Карбоновый велосипед будто бы вылетает из-под ног своего хозяина. Он быстр, проворен и очень хорошо управляем. Он легче и быстрее. Если вы катаетесь не очень быстро — подобный велосипед, однозначно, улучшит ваши показатели на трассе.

Основным минусом для меня в карбоном велосипеде является невозможность ехать медленно и вдумчиво. Карбон подо мной едет практически сам, превосходно ускоряясь при каждом нажатии на педали. И ведь правильно говорят, карбон придуман для гонок и долгих грунтовых марафонов, однодневных покатушек, легкоходного велотуризма и байкпэкинга. С каждым годом карбон приходит на наши дороги, завоевывая сердца многих и многих велосипедистов. Это не просто так. Это волшебный велосипед, за которым будущее велостроения.

Стоит ли себя побаловать карбоновым велосипедом — решать, в любом случае, Вам. Если есть бюджет и лишние деньги, то такой велосипед непременно должен быть в гараже каждого продвинутого современного велосипедиста. Если же надо копить, ужиматься, то, пожалуй, можно обойтись и тем, что есть. Катались же мы все в свое время на советских велосипедах и проблем не знали — не знали до тех пор, как появилась зарубежная техника.

Читать еще:  Установка гидравлических тормозов на велосипед

Сила в движении, в движении сила!

Искренне ваш автор проекта Велосипедные Формы Жизни

Велосипеды из карбона

8 минут Автор: Михаил Скворцов 494

Технологии не стоят на месте. В нашем 21 веке из чего только не изготавливают рамы велосипедов! Это различные виды стали, алюминиевые сплавы, магниевые, титановые, карбоновое волокно. С того момента, как рамы велосипедов стали изготавливать из карбона, райдеры разделились на два лагеря: любители этого материала и противники. Давайте разберёмся, какие же свойства присущи карбоновому велосипеду.

Что такое карбон?

Карбоновое волокно – это переплетённые между собой особым образом нити углерода. Эти нити сплетаются по-разному: рогожа, ёлочка и другие типы.

Чтобы получить прочную деталь, ткани из углеродных нитей плетут слоями, причём направление плетения меняется с каждым слоем. Карбон используется там, где необходима лёгкость и прочность.

Органические вещества при производстве карбона проходят сложные технологические процессы, гораздо сложнее, чем при изготовлении металлов. Поэтому карбоновые рамы для велосипедов дороже, чем стальные и алюминиевые.

Раньше инженеры компании Specialized утверждали, что невозможно создать несимметричную карбоновую раму. Однако сомнения рассеялись с появлением Specialized Demo 8 S-Works 650b Carbon

Карбоновая рама

Карбоновую ткань для велосипедной рамы плетут таким образом, чтобы в нужных местах усилить прочность, а в других – облегчить раму, жертвуя прочностью. Усиливают в тех местах, на которые приходится максимальная нагрузка: рулевой стакан, каретка, перья и другое. Верхние перья терпят нагрузку на сжатие, а значит, карбоновое волокно нужно плести вдоль.

Алюминий, вопреки общепринятому мнению, менее прочный, чем карбон. Ударная волна в металле проходит по всему сварному шву, поэтому в местах сварки алюминиевые рамы наиболее уязвимые. У карбона могут появляться канавки между нитями, их необходимо вовремя заклеивать.

Алюминий более жёсткий, поэтому на велосипеде с такой рамой вы будете чувствовать все мелкие неровности дороги. Карбон же, напротив, гасит вибрации, немного деформируется без потери прочности. Дело в том, что при производстве карбон пропитывают смолой, которая при ударе рассеивает энергию по всей раме. При идеально верном расположении и направлении карбоновых нитей упругость такой конструкции будет очень высокой. Некоторые производители делают заднее верхнее перо несколько изогнутым, чтобы рама ещё сильнее гасила вибрации.

Компания Cannondale даже выпустила велосипед-двухподвес, у которого не было шарниров. Роль заднего амортизатора выполняли перья.

Чаще всего из карбонового волокна делают шоссейный велосипед, ведь в дисциплине шоссе очень важен вес байка. Минимальной массы велосипеда можно добиться только с помощью карбоновой рамы.

Горный байк часто изготавливают не полностью из карбонового волокна: передний треугольник из карбона, а задний – из алюминия.

Сложно найти недорогие карбоновые рамы. Производство такой детали – очень сложный процесс, поэтому и стоят они дорого. Если вы всё же нашли бюджетную раму, не рекомендуется её покупать: в ней, возможно, не учтены технологии, поэтому она может быстро сломаться.

Велосипедные рамы из карбона хороши в плане ремонтопригодности. Если сравнить с тем же алюминием, то его сложно варить, да и если уж металл накопил усталость, значит, новых трещин не миновать. Чтобы заклеить карбоновую раму, нужна лишь стеклоткань и эпоксидная смола.

Есть у карбона один недостаток: из-за перетянутых болтов рама со временем может треснуть. Поэтому затягивать болты на велосипеде с карбоновой рамой нужно только динамометрическим ключом.

Складной велосипед из карбона вы вряд ли найдёте: нет никакого смысла облегчать такие байки.

Достоинства

  • Хорошая усталостная прочность.
  • Амортизирует мелкие неровности.
  • Низкий вес.
  • Ремонтопригодность.
  • Долговечность.

Недостатки

  • Стоимость.
  • Отсутствие возможности поставить велосипедный багажник, а значит, нельзя ездить в длительные походы.
  • Нельзя перетягивать болты.

Типы карбонового волокна

Рамы из карбона плетутся несколькими различными способами.

Это волокно лучше всего увеличивает прочность и снижает массу велосипеда. Благодаря специальному расположению и размеру карбоновых слоёв, идеально подобрано соотношение жёсткости и прочности. Если вам нужна максимальная прочность, то это волокно подойдёт именно вам.

Характеристики:

  • Модуль упругости = 126 Гпа
  • Предел прочности = 2450 Мпа

HMX-SL

Здесь чувствуется рука нанотехнологов. Нанотрубы из карбона пропитаны эпоксидной смолой. Рама усилена волокном T1000G, которое очень прочное на растяжение. Оно даже используется в изготовлении космических кораблей. Эта лёгкая рама не только прочная, но и в меру жёсткая.

Это карбоновое волокно используется только инженерами компании Scott. Оно на 20% более жёсткое, чем другие виды карбона, без потери веса. Это самое высокотехнологичное волокно из всех. Стоимость рамы из HMX в три раза больше, чем из HMF.

Характеристики:

  • Модуль упругости = 154 Гпа.
  • Предел прочности = 2950 Мпа.

Волокна HMX тоньше, чем HMF, поэтому раму из первого можно сделать намного легче и прочнее, чем из второго.

Распространённые мифы о карбоне

1. Велосипед из карбонового волокна плохо выдерживает точечные удары, нанесенные камнями и другими предметами.

На самом деле невозможно так просто взять и сломать карбоновую раму камешком. Чтобы это произошло, нужно подвергать её постоянным чрезмерным нагрузкам. Недаром этот материал используют в авиастроении, в том числе и при производстве военных самолётов. Даже от пуль карбон не сразу придёт в негодность.

В общем, если приложить к алюминию нагрузку, при которой сломалась карбоновая рама, он просто сложится, и его невозможно будет отремонтировать.

Шоссейный велосипед может сломаться с первого падения, ведь в этих типах гонок спортсмены развивают огромную скорость. Никакой карбон не выдержит таких колоссальных нагрузок. На них, кстати, даже высокопрофильные обода изготавливают из карбона.

2. При повреждении карбоновых волокон раму можно выбросить.
Карбон очень легко подвергается ремонту! Это обходится даже дешевле, чем ремонт алюминиевых и стальных труб. На повреждённый участок накладывается специальный бандаж с использованием эпоксидной смолы.

Если повредилось место, где нельзя наложить бандаж, например, маленькие зазоры, куда сложно даже руку просунуть.

Чтобы рама дольше вам прослужила, сразу после покупки оклейте её защитной плёнкой.

3. От ультрафиолета и тепла карбон теряет свои свойства.

Это не так. На углеродные волокна солнечное излучение и высокая температура не влияют вообще никак. Температура плавления карбона находится в районе 1000 градусов по Цельсию, а до этой температуры материал никаких физических изменений не испытывает.

С другой стороны, эпоксидные смолы не стабильны при повышенной температуре. Но я не думаю, что вы катаетесь по улице при +60-100 градусах по Цельсию, поэтому ничего со смолой не произойдёт.

4. На карбоне нельзя кататься в холодное время года.

Этот материал используют также при изготовлении лыж. Если бы карбон менял свои свойства при холодной температуре, то его бы и не использовали в производстве инвентаря для зимних видов спорта.

Стоит ли рисковать при покупке дешёвой рамы из углепластика?

В таком случае лучше купить металлическую раму. Кто знает, какие технологические процессы происходили при изготовлении карбоновой рамы. Вполне возможно, что всё производство было нарушено. Ведь прокладывание слоёв требует точности и правильности исполнения. Иначе велосипед не получит нужных положительных качеств.

Отзывы о дешёвых китайских рамах неутешительные: в Интернете море фотографий треснутых и поломанных рам. Лучше не рисковать своим здоровьем и купить за те же деньги хорошую алюминиевую или стальную раму.

Итак, мы выяснили, что углепластик – современный материал, из которого можно сплести множество различных деталей. Из него делают не только рамы. Сейчас уже и переключатели, и манетки, и рули, и подседельные штыри производят из карбона. Будущее за углепластиком, ведь он по всем параметрам обходит своего ближайшего конкурента – алюминия.

Карбоновая рама для велосипеда: плюсы и минусы, советы по уходу и ремонту

Карбоновые элементы в конструкциях современного транспорта стали уже обыденностью, чему есть много причин. И если в составе автомобиля наличию углеродных компонентов владельцы не уделяют особого внимания, заочно принимая их эксплуатационные особенности, то велосипедисты напрямую контактируют с данным материалом. Он имеет выраженные отличия на фоне привычных металлов, хотя не всегда получает положительные отзывы. Так или иначе, карбоновая рама для велосипеда является современным и устоявшимся решением, и перед покупкой модели с такой конструкцией будет не лишним составить представление о ее эксплуатационных качествах.

Читать еще:  Как натянуть тросик переключения скоростей на велосипеде

Карбон в составе велосипеда

Углеродистый пластик действительно может формировать несущую основу велосипедов, перенося на общую конструкцию собственные характеристики. Казалось бы, приобретая такую модель, можно рассчитывать на улучшение ездовых и других эксплуатационных качеств. Но тут есть свои нюансы. Во-первых, производители не всегда используют полностью карбоновые конструкции, оставляя место для включения алюминиевых деталей. Не говоря о том, что и сам карбон бывает разным, и не стоит скидывать со счетов стремление изготовителей сэкономить. Во-вторых, карбоновая рама для велосипеда может улучшить отдельные его характеристики, но остальные элементы, в свою очередь, могут сохраняться на традиционном технико-эргономическом уровне. Инженерам ничего не стоит обеспечить карбоновый байк средними по качеству материалами для седла, выноса, руля и подседельного штыря. Нередко встречаются модификации, в которых наряду с углепластиком применяются дешевые втулки, обода и покрышки. Этот нюанс следует учитывать, обращая особое внимание на остальную комплектацию велосипеда.

Основные характеристики

С точки зрения эксплуатации для многих важны характеристики высокой жесткости и виброгашение. Например, благодаря гибкости материала инженеры смогли освоить концепцию двухподвесных безшарнирных рам, в которых верхние или нижние перья гнутся без структурной деформации. Это качество как раз и обуславливает повышенную амортизирующую способность карбоновой рамы. Вес при этом нисколько не повышается по сравнению с теми же алюминиевыми аналогами – средняя величина составляет 1100-1300 г. По расчетам специалистов, такие показатели на 200-400 г ниже, чем у традиционных байков. И это не говоря про облегченные модификации, вес которых укладывается в 1000 г. В остальном характеристики вполне укладываются в устоявшиеся стандарты исполнения велосипедов. Например, карбон не накладывает никаких ограничений на использование существующих диаметров колес – средний спектр варьируется от 24 до 29 дюймов. Теперь стоит ознакомиться с другими достоинствами углепластиковых рам.

Преимущества карбона

Исходя из прочностных характеристик и жесткости, можно сделать вывод о минимальной склонности конструкции к деформирующим и ударным нагрузкам. Интересен и сам процесс разрушения карбона. Конечно, для этого потребуются сверхэкстремальные нагрузки, но и такой риск полностью исключать нельзя. Дело в том, что полного разрушения конструкции с отделением частей произойти не может, что обуславливает высокую степень безопасности для велосипедиста. Разрушение может проявляться лишь в отдельных процессах образования трещин в структуре волокон, связанных между собой специальными смолами. Но и в этом случае серьезной опасности для владельца байк не представляет. Выгодна карбоновая рама для велосипеда и своей практичностью. Опять же небольшая масса упрощает транспортировку конструкции – особенно если она складная. И внешний вид с оригинальными дизайнерскими решениями тоже идет в плюс углепластиковому материалу, который эстетически выделяется на фоне стальных и тем более алюминиевых моделей.

Недостатки карбона

Как и большинство новых высокотехнологичных материалов, карбон имеет и весьма ощутимые негативные стороны эксплуатации. Но начать стоит с высокого ценника. По сравнению с теми же стальными и алюминиевыми байками, такие модели стоят на 20-30 % дороже. Далее следует тема ремонтопригодности, которую часто представляют как главный недостаток карбоновой рамы велосипеда. Плюсы и минусы в данном случае взаимосвязаны, поскольку именно повышенные прочность и жесткость материала затрудняют процессы ее восстановления. Но о ремонтных работах будет отдельный разговор. Также стоит отметить негативное влияние на конструкцию со стороны соленой воды. При таких контактах происходят нежелательные физико-химические процессы, которые в долгосрочной перспективе могут привести к снижению эксплуатационных свойств велосипеда. Впрочем, производители выпускают специальные модификации для водного спорта, в которых применяются особые защитные обработки поверхностей углепластика.

Правила ухода

Карбон как таковой особого внимания к себе не требует. Однако следует поддерживать в оптимальном состоянии его защитное покрытие – будь то заводская пленка с лаком или уже своими руками нанесенная антигравийная оболочка. Главная задача владельца такого байка – не позволять защитным покрытиям оголяться. Если основа может противостоять тем же ударам, то ни один лак с пленкой такими способностями не наделен. Кроме того, многие владельцы моделей с матовым карбоном полагают, что он «голый» и вовсе кроме мойки ничего в плане ухода не требует. Это не так. Защитными покрытиями обрабатываются все конструкции такого типа. При обнаружении сколов на покрытии простейший уход за карбоновой рамой велосипеда может заключаться в оклейке поврежденного участка. Для этого можно использовать или временное средство в виде скотча, или кусок той же антигравийной наклейки. Более основательные меры требуют применения специализированных замазок. Это те же лаки, которые можно подбирать под цвет рамы в специализированных магазинах.

Выполнение ремонтных работ

Серьезные поломки углепластиковых рам встречаются редко, но, как уже говорилось, и такое случается в виде образования трещин и сколов уже в структуре самого карбона. К слову, вышеупомянутые замазки как раз и ставят целью не только предотвращение образования трещин, но и препятствование их увеличению. Что же делать, если было обнаружено повреждение конструкции? Восстановление карбоновой рамы для велосипеда выполняется с применением специализированных средств – это могут быть смолы, частицы углепластиковых тканей, ровинги и отдельные заготовки конструкции. В зависимости от характера повреждения следует применять то или иное средство. Что касается самого процесса ремонта, то в нем задействуются как механические инструменты в виде лобзиков, напильников и ножовок по металлу, так и аппараты термического воздействия, которые как раз и сделают структуру карбона податливой для восстановительной деформации.

Выбор карбоновых байков

Собственно, основной выбор для непрофессионального пользователя может стоять между шоссейными и горными байками. В первом случае это будет вариант универсального типа, но без резкого уклона в сторону спорта. Типовые шоссейные велосипеды с карбоновой рамой могут использоваться и в скоростных поездках, и в легких неспешных прогулках. Такое решение будет оптимальным выбором для городской эксплуатации. Опять же небольшая масса конструкции облегчит манипуляции с техникой, если нужно будет преодолеть зоны, не предназначенные для велотранспорта.

Горные модели в силу специфики эксплуатации чаще обеспечиваются карбоном. Если планируется часто использовать байк для поездок по пересеченной местности, то лучше варианта просто не найти. Хотя и в этой группе есть свои нюансы выбора. Например, складной велосипед с карбоновой рамой лучше оставить для тех же спокойных городских поездок, где особенно важен комфорт. Такие конструкции не так прочны по сравнению с монолитными, что может проявиться в условиях горного массива. Оптимальным вариантом может стать представитель сегмента кросс-кантри, который по совокупности характеристик подходит для экстремальной езды.

Особенности карбонового велосипеда-фэтбайка

Это отдельный сегмент велотранспорта, принципиальным отличием которого являются расширенные покрышки и увеличенный диаметр колес. Такая особенность обуславливает высокую проходимость байка, что ценится любителями езды по горной местности. Надо сказать, что велосипеды-фэтбайки стали обеспечиваться карбоном совсем недавно, хотя упрочнение конструкции таких моделей более чем оправдано. Более того, материал находит свое место не только в раме, но и в других частях, среди которых ободья.

Заключение

Вхождение карбона в велоспорт обеспечило немало существенных практических преимуществ байкам, что способствовало широкой популяризации материала и за пределами профессиональной сферы. Но есть ли смысл в переходе от металла к углепластику для рядового велосипедиста? С одной стороны, в улучшении технико-эксплуатационных свойств есть только положительные стороны. Но имеет место и препятствие в виде ценника. Сколько стоит карбоновая рама для велосипеда? В зависимости от характеристик и производителя ее можно приобрести в среднем за 70-150 тыс. руб. Подержанные конструкции стоят 40-60 тыс. руб. Также не стоит забывать об эксплуатационных ограничениях карбона и особенностях выполнения ремонтных работ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: