373 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как бортировать колесо на велосипеде

Как снять и поменять колесо на велосипеде

7 минут Автор: Михаил Скворцов 308

Велосипедные колеса крепятся на раме: переднее – на дропаутах вилки, заднее – на дропаутах перьев. Ремонт, чистка и смазка могут потребовать их снятия. Катить байк в сервис по этому случаю не нужно, так как снять колесо с велосипеда может каждый прямо у себя дома.

Для чего нужно демонтировать колеса? Как правило, это переборки втулок, ремонт спиц и ободьев, чистка велосипеда и небезызвестная замена покрышек.

Снятие переднего колеса с ободными тормозами

Прежде чем приступить к снятию колеса, велосипед надо поставить «вверх ногами» на седло и рулевые ручки. Предварительно все аксессуары – зеркала, фары переднего света, звонок, элементы декора – убрать, чтобы не мешали в работе и чтобы просто не повредить их. Под чувствительные манетки желательно подложить мягкую ткань, чтобы под весом байка не повредить их.

Вкратце переднее колесо снимается по схеме:

  1. Разжать ободные тормоза.
  2. Ослабить крепление к дропаутам.
  3. Аккуратно извлечь ось из лапок.

Разжать тормоза необходимо, чтобы легко вытащить колесо и не повредить при этом систему. Для этого сжать соединительную дугу и открутить шестигранным ключом ее крепление. Теперь тормоза свободны. Альтернативный вариант – снятие колодок с тормозного механизма, правда, после сборки колеса их придется настраивать заново.

Крепление колес на велосипеде представлено в двух вариантах – гайки на 15 и эксцентрик. Для съема оси с дропаутов на гайках понадобятся два ключа – один будет выступать как рабочий, а другой – как фиксатор. Против часовой стрелки отвернуть одну гайку, придерживая противоположную.

Что можно использовать? Традиционные рожковые или накидные ключи. Второй вариант даже удобнее и легче схватит гайку. Не рекомендуются к работе разводные ключи с широкими губами, так как они могут «съесть» углы гаек.

С эксцентриком намного проще – ослабить болт и приподнять рычажок-фиксатор. Если пружина ослабла недостаточно и рычаг приподнимается не полностью, отвернуть болт посильнее. Собственно, снять колесо в домашних условиях – проще простого.

В данном разделе была затронута тема снятия с тормозами V-brake. С дисками еще проще, а с синглспидами с ножным барабаном на задней втулке и подавно. Для дисковой тормозной системы с гидравликой есть одно ограничение – не держать байк в перевернутом положении слишком долго, так как трубки завоздушиваются. То есть колесо сняли и на время ремонта или других манипуляций вернули велосипед в обычное состояние.

Демонтаж и установка покрышки

Пробой шины на ходу – неприятное явление, которое может застать в любом месте. Спустить может даже дома. Ездить нельзя, придется поменять камеру, покрышку или все вместе. За решением проблемы можно обратиться в сервис, но кроме денег за новый расходный материал, возьмут еще и за работу. А зачем дополнительно тратиться и напрягать мастера, когда все манипуляции по снятию и установке шин можно провести самостоятельно? Рассмотрим, как разбортировать колесо велосипеда и собрать шину. Также снимать шины и надевать обратно придется при выпрямлении обода или замене спиц.

Для работы понадобятся специальные пластиковые монтажки или две небольшие обувные ложки. Нежелательно использовать отвертки, так как ими можно повредить обод.

Как разбортовать колесо:

  1. Полностью спустить шину (если она снимается для ремонта обода, а не замены).
  2. С противоположной к ниппелю стороны поддеть борт покрышки монтажками и закрепить их за спицы. Расстояние между лопатками – не менее 20 см. Третьей монтажкой подцепить борт в середине и вытащить его за пределы обода.
  3. Снять монтажки и стянуть покрышку с колеса. Если лопатки всего две, одной фиксируем, другой проводим по борту, извлекая его наружу.
  4. Вытащить ниппель из посадочного отверстия. На некоторых моделях он может крепиться дополнительной гайкой, тогда скручиваем ее.

Теперь, когда есть новый комплект или колесо отремонтировано, нужно надеть шину обратно, или забортировать:

  1. Накачать камеру до 0.5 атм, чтобы она приняла округлую форму и не изламывалась.
  2. Вставить ниппель в отверстие, камеру на поверхность обода. Важно, чтобы она точно соответствовала размеру колеса.
  3. Сжать борта покрышки и вставить со стороны ниппеля.
  4. Последовательно руками распределить края по всей окружности.
  5. На противоположной стороне понадобится усилие, чтобы вдавить борт.
  6. Накачать шину до нужного давления и поставить колесо на велосипед.

Вот так просто забортовать колесо своими руками.

Как правильно установить колесо и затянуть крепление

Процесс установки на законное место строго противоположен демонтажу:

  1. С учетом направления вращения «вперед» вставить ось в дропауты.
  2. Отрегулировать положение (для заднего).
  3. Затянуть гайки или эксцентрик.

На велосипед колеса надеваются только с покрышками, иначе поставить шины на ободья не получится. «Вперед» на перевернутом велосипеде – назад, смотреть по верхней части. Стрелка, лапки и другие указатели должны показывать в этом направлении.

На задних дропаутах положение оси относительно передней звезды может колебаться, а его удаленность влияет на натяжение цепи. Оптимальное положение – рекомендованное производителем, «до упора». Стоит отметить, что регулировка заднего колеса по дропауту справедлива для моделей с одной передачей и велосипедов с планетаркой.

Затяжка гаек. Иногда крепления снабжаются дополнительными шайбами-стопперами против прокручивания оси. Если это предусмотрел производитель, ставим их обязательно. Далее гайки с обеих сторон накидываются вручную. Снова берем два ключа: с одной стороны гайка фиксируется, с другой стороны закручивается. Затем переходим на другую сторону и затягиваем крепление до упора. В техническом паспорте к велосипеду указываются моменты затяжки для крепежных узлов. Следование этим рекомендациям обеспечит равномерное силовое распределение и оптимальную геометрическую целостность.

  1. Установить ось в дропауты.
  2. Повернуть болт по часовой стрелке.
  3. Нажать на рычаг и зафиксировать эксцентрик.
Читать еще:  Поездка на велосипеде

Фиксирующий рычажок должен идти с некоторым усилием и свободно опускаться до конца. Если он складывается слишком легко, нужно подтянуть болт, не опускается – ослабить.

Процедура снятия колеса является первым шагом к исправлению дефектов ободьев и замене шин на велосипеде. Поменять покрышки или временно их снять своими руками так же просто, достаточно уделить немного места и времени.

Как поставить упрямую покрышку на обод

Практически каждый велосипедист сталкивался с ситуацией, когда бывает очень тяжело надевать шину — остается примерно 10-15см по окружности обода, которые никак не натягиваются. Я с этим сталкивался много раз, так как люблю пробовать разные сочетания покрышек и часто их меняю.

Бывало, вдоволь наматерившись, стираешь пальцы до кровавых мозолей и наконец, ценой неистовых усилий, упрямая шина встаёт на своё место. А дальше, знаете что? Дальше замечаешь, что поставил шину с неправильным направлением вращения.

Причина затруднений заключается в совокупности факторов — жесткий шнур покрышки, неэластичная боковина, высокий бортик обода. Чаще всего тяжело натягиваются шоссейные шины, но иногда попадаются особо упрямые мтб экземпляры.

Сейчас попробую дать рекомендации, как поставить особо упрямую шину на велосипедный обод — всё, что я успел сам понять и применить. Если у кого тоже есть опыт в данном вопросе — прошу дополнить в комментах. Итак, вот последовательность действий.

  1. Сначала, как водится, натягиваем один борт — это просто.
  2. Аккуратно вставляем сосок камеры и расправляем её по всей внутренней полости покрышки. Можно даже насосом дать пару качков, чтобы она расправилась.
  3. Натягиваем второй борт, начинаем со стороны соска. Нажмите на сосок, чтобы камера в этом месте «уселась» внутрь.
  4. Теперь самое важное и самое неочевидное. Чтобы последние сантиметры покрышки смогли спокойно натянуться на обод, нужно сделать так, чтобы по ходу надевания не выбирался «зазор», то есть, нужно следить, чтобы шнур не начал потихоньку надеваться на обод уже в тех местах, где шина насажена.
    Короче, проще объяснить на картинке — любой обод имеет самое глубокое место в центре, вам нужно, чтобы края обоих бортов лежали в процессе бортировки в этом углублении, давая таким образом слабину, чтобы перекинуть оставшуюся часть окружности боковины через высокий бортик обода.
    Я практически уверен, что когда у вас затруднения с бортировкой, то причина в том, что край боковины уже немного вылез из этого углубления, тем самым натянув всю покрышку.
  5. Потихоньку бортируйте вторую боковину, следите за тем, чтобы края лежали в углублении, и постоянно встряхивайте уже забортованные части, чтобы вывести зазор, эту слабину в самый верх, там где у вас будут последние упрямые сантиметры.
  6. Если последняя часть уперлась и не натягивается, не стоит продолжать тянуть — распустите всё и попробуйте заново.

Знаю, что некоторые механики советуют использовать для упрямых покрышек монтажные лопатки, но на мой взгляд, они не очень-то и помогают, а риск порвать боковину вполне реальный.

90% покрышек спокойно забортовывается руками, а для оставшихся 10%, как выяснилось, существует специальная монтажка, о существовании которой я узнал несколько дней назад. Я заезжал в веломастерскую, чтобы мне выпрямили погнутый петух, механик там как раз занимался бортировкой покрышки на обод. Попытки натянуть руками, несколько энергичных слов на испанском, и он достал из ящика штучку, которая позволила «добить» упрямые сантиметры буквально за пару секунд.

Вот она , стоит копейки, обязательно закажу себе. Механик сказал, что эта монтажка используется у него чуть ли не каждый день, когда встречается злобная покрышка с высоким ободом.

Надеюсь, с моими рекомендациями и этой монтажкой упрямые покрышки будут натягиваться веселее.

PS. Кстати, говорят, что существуют покрышки, которые проблема снять с обода, но лично мне такого ни разу не встречалось, а я за свою веложизнь попробовал несколько десятков разных шин, как мтб, так и шоссейных. Расскажите в комментариях, были ли у вас когда-нибудь проблемы со снятием шины.

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке – вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Бортировка колес своими руками

Самой частой причиной невозможности дальнейшего движения на велосипеде является такая досадная, но неизбежная при регулярном катании вещь, как прокол. Хорошо, если это происходит около веломастерской. Но неисповедимы пути велосипедные, а мастерские располагаются не на каждом шагу.

Разбортировка колеса

  • Первое, что необходимо сделать для разбортировки и ремонта, это снять колесо с велосипеда. Если у него дисковые тормоза, то тут все просто. Раскручивается эксцентрик, колесо снимается. В случае с ободными тормозами v-brake, сперва необходимо отстегнуть тормоз, и только потом открутить эксцентрик и вытащить колесо;
  • Второе. Выпустить оставшийся воздух из камеры. Для этого достаточно надавить на шток ниппеля, и воздух выйдет сам. Естественно, предварительно открутив колпачок ниппеля.
  • Третье. Нужно поддеть монтажной лопаткой борт камеры, и аккуратно продвигая его вдоль обода, разбортировать колесо с одной стороны. Все, доступ к камере получен.
  • Четвертое.Чтобы вытащить камеру с ниппелем системы Шредера (или автомобильным), нужно просто ее вытащить. Камера системы Преста дополнительно крепится гаечкой, которая легко откручивается руками.
Читать еще:  Велосипед транспортное средство или нет

Ремонт камеры после повреждения

Итак, в руках камера, рядом разбортированное колесо. Что делать дальше? А дальше надо найти прокол. Для этого камеру надо накачать. Накачать не получится, в ней дырка. Вот как раз выходящий из дырки воздух и его шипение помогут найти источник проблемы. Прекрасно. Когда дырка найдена, нужно достать из велоаптечки клей и заплатки. И небольшой кусочек шлифовальной шкурки или «терку», в каждой аптечке по разному.

Обязательно зачистить место прокола, после чего нанести тонкий слой клея. И дать ему подсохнуть в течении 5-15 минут (точное время написано на упаковке клея). После подсыхания клея надо приложить заплатку к дырке и сильно прижать. Имеет значение не время, но которое прижимается заплатка, а именно сила прижатия. Чем сильнее – тем лучше.

Пока клей подсыхает, не стоит терять времени. Что-то камеру прокололо, и это «что-то» возможно еще торчит в покрышке. Изнутри. Нужно провести тщательный осмотр внутренней и внешней поверхностей покрышки. Если взгляд ничего не обнаружил, необходимо очень аккуратно провести рукой по внутренней части покрышки.

Иногда инородное тело может быть столь малым, что заметить его визуально практически невозможно. Однако, искать его пальцами нужно очень медленно и очень аккуратно, соблюдая все меры предосторожности.

После того, как прокол заделан, инородные предметы с внутренней с внутренней стороны покрышки удалены (или есть уверенность, что их там нет), можно приступать с бортировке колеса.

Бортировка колеса

  • Вставить ниппель в отверстие на ободе. Если это ниппель Преста, то не забыть закрутить гайку. Расправить камеру между покрышкой и ободом.
  • Слегка накачать камеру. Это позволит при бортировке избежать ее попадания между ободом и монтажной лопаткой.
  • Забортировать покрышку руками, насколько это возможно. Как правило, современные покрышки позволяют при бортировке обойтись без дополнительного инструмента, но это правило не всегда работает. В некоторых случаях все же придется заправлять покрышку в обод с помощью лопаток.
  • Вставить собранное колесо на место. Закрутить эксцентрик. В случае в тормозом V-brak не забыть застегнуть его обратно. В случае с дисковым тормозом может поджидать маленький неприятный сюрприз. Снятие колеса может изменить расстояние между диском и колодками и нарушить регулировку. Чаще всего это нарушение не критично, но все таки может потребоваться дальнейшая небольшая регулировка тормозов.
  • Довести давление в камере до необходимого. Ждать, пока высохнет клей, не требуется, так как давление камеры к покрышке играет роль пресса.

Все, велосипед вылечен, прокол заделан. Можно ехать дальше.

Ремонт бескамерного колеса

В случае, если на велосипеде стоит бескамерное колесо, все немного сложнее. Провести его ремонт в «полевых» условиях вряд ли получится, поэтому в дальние поездки берут камеру. В случае проблем бескамерное колесо делают «камерным». А вот в домашних условиях провести самостоятельный ремонт «бескамерки» вполне возможно.

Если необходимо поставить покрышку на колесо без использования камеры, то:

  • Наклеивается ободная лента.
  • Если покрышка новая, то необходимо придать ей правильную форму. Для этого производится сборка колеса в «камерном» варианте и одни сутки она отлеживается в таком виде. Через сутки камера одна сторона покрышки разбортируется и камера вынимается.
  • Вставляется и закрепляется ниппель.
  • Внутрь колеса заливается герметик. Обычно на одно колесо требуется от 50 до 100 грамм.
  • Колесо бортируется и накачивается. На этом этапе очень важно использовать достаточно мощный насос. Именно потому, что ручные насосы не могут создать сильного давления, трудно произвести ремонт бескамерного колеса в «полевых» условиях.
  • После того, как колесо накачано, необходимо его покачать, покрутить. Чтобы герметик распределится по всей поверхности и заделал мельчайшие отверстия.

Необходимые инструменты для бортировки/разбортировки

Для бортировки колес рекомендуется использовать монтажные лопатки. Их производят либо из пластика, либо из металла. Закругленные края лопаток не дают возможности повредить обод или покрышку. Изгиб монтажных лапаток помогает легко подцепить обод при разбортировке, и так же легко поставить обод на место при обратном процессе.

В случае отсутствия лопаток придется использовать подручные средства. Однако это очень сильно увеличивает риск повреждения деталей велосипеда. Справедливости ради нужно сказать, что в большинстве случаев бортировку можно произвести и без использования инструмента. Однако эти получается не всегда, так что монтажки должны быть.

Тем более что стоят они сущие копейки, дешевле камеры. Занимают очень мало места, и очень легкие. Их присутствие не обременит даже в дальней поездке, а удобство их использования дорогого стоит. Купить монтажные лопатки можно практически в любом веломагазине.

Оценка износа и повреждений колеса

При разбортировке колеса самое время обратить внимание на его состояние. Если недостатки камеры выявляются сразу, то обнаружение дефектов обода, спиц и покрышки требует некоторого внимания.

Обод:

  • Проверить наличие трещи и вмятин.
  • Если тормоза на велосипеде системы V-brak, то надо регулярно проверять износ обода. В случае стачивания его канавок необходима замена.

Спицы:

  • Все ли спицы на месте.
  • Нет ли разболтавшихся или ослабленных.

Покрышки

  • Состояние протектора. Насколько он стерт.
  • Наличие порезов. Нужно помнить, что опасен не только сквозной порез.
  • Наличие протертостей. В некоторых случаях неправильная регулировка тормозов может привести к сквозному протиранию протектора.
Читать еще:  Виды велосипедных кареток

Велосипед – достаточно сложное техническое изделие. Однако многие велосипедисты вполне могут справиться с его обслуживанием и ремонтом самостоятельно. Если уделять своему двухколесному другу достаточно внимания, то он долгое время будет радовать хозяина. Бортировка колес и ремонт камер — один из самых простых элементов в ремонте и обслуживании велосипеда, и постичь эту премудрость совсем не трудно. Для этого нужно совсем не много – насос, велосипедная аптечка, монтажные лопатки и умелые руки.

Как разбортировать колесо велосипеда своими руками

Собираясь впервые заменить покрышку, новичок не видит трудностей в предстоящей работе, но они появляются, когда ему требуется «поймать» изгиб велосипедного круга. Чтобы разбортировать колеса велосипеда нужна сила физическая и опыт.

В каких ситуация требуется разбортировка

Известно, что покрышка изнашивается быстрее в три раза задняя, поскольку колесо заднее у байка ведущее. Да и нагрузка больше на колеса задние. Перекос сильнее заметен у байков, имеющих задний тормоз.

Порой, чтобы «выровнять» ситуацию, покрышки меняют местами. Являясь естественным, предотвратить износ невозможно, но отодвинуть можно. Для исправления шин известно два метода: камеру заклеить или заменить, если она не подлежит ремонту.

Причины повреждения шин

Эти детали байка больше страдают от воздействий механических внешних, при недостаточно накачанном колесе велосипеда. Трещины, появляющиеся на протекторе, не представляют опасности, а вот поврежденные покрышки могут приводить к неприятностям.

К часто встречающимся повреждениям относят:

  • порезы, появляющиеся при наезде на острые предметы (камни, стекло и пр.);
  • проколы проволокой, гвоздем, осколком стекла и др. Чаще страдают от них покрышки спортивные облегченные и находящиеся в изношенных шинах;
  • двойные отверстия, называемые «змеиным укусом», возникающие при ударе и защемляющие камеру.

Как определить, что покрышка изношена

Сделать это не просто, осмотрев ее. У изношенной покрышки потеряна эластичность, она становится твердой и в дальнейшем растрескивается. Преждевременный износ шин объясняется рядом причин.

Среди них выделяют такие:

  • неграмотная эксплуатация;
  • неблагоприятные условия погоды;
  • низкокачественный обод, имеющий острые края;
  • настроенные не правильно тормоза;
  • состояние дорог;
  • повышенная влажность.

Избежать негативного влияния перечисленных факторов, не удается, поэтому покрышки изнашиваются и повреждаются. Ситуацию исправляют, проводя замену изношенной шины или ремонт. Чтобы это сделать, ее необходимо с колеса велосипеда снять. Применяя монтажную лопатку, можно облегчить и ускорить процесс.

Достоинства лопатки монтажной

Снять без подручных средств покрышку по силам опытным механикам. Для новичков же она оказывается неплохим помощником. Специальная пластиковая лопатка входит в комплект, где представлены инструменты разными размерами. Достоинство лопаток в материале, из которого их изготавливают. Благодаря ему невозможно повредить корды и обода, в отличие от подручных металлических средств: ключей, отверток и пр.

Как колесо (пошаговая инструкция) разбортировать

Снять шины помогает монтажка, продающаяся в магазинах:

  • открутив гайки, с помощью которых на раме крепится колесо велосипеда, снимают его. Если байк современный, делать это проще, поскольку у него для этого есть съемный механизм. В ситуациях других помогает WD-40;
  • колодки тормозные отсоединяют, переключаются на нижнюю передачу ( при работе с колесом задним), и цепь снимают со звездочки;
  • не до конца спустив колесо велосипеда, нажимают на клапан, расположены на ниппеле. Ниппель нужно полностью выкрутить, если шина камерная, «сосок» вытащить наружу. Проделав эти манипуляции, снять шину легко;
  • две лопатки вставить под шину, чтобы между ними интервал составлял 10-15 сантиметров;
  • на окружность давят одной из них в сторону, противоположную усилию, прикладываемому к другой лопатке;
  • освобождают шину.

Далее колесо, камеру и извлеченную покрышку осматривают, чтобы не пропустить дефекты и повреждения (выпирающие спицы и предметы с острыми краями) Если острые предметы обнаружены, их удаляют.

Рекомендуем:

Как отремонтировать камеру

После снятия шины, требуется проверить колесо велосипеда. Выявив повреждения в камере или покрышке, решают, выполнить ремонт или заменить. Замена потребует набора инструментов.

Для того, чтобы камеру заклеить, выполняют следующие действия:

  • камеру погружают в воду, предварительно слегка накачав: в месте прокола выходит воздух, поэтому обнаружить его легко;
  • отметив место, насухо вытирают камеру, зачищают наждачной бумагой проблемное место;
  • намазывают на него клей и накладывают латку. После этого ее помещают под пресс;
  • когда клей высохнет, проводят контрольное накачивание, чтобы проверить качество склейки.

После этого в обратном порядке проводится бортировка.

Как в домашних условиях проводится бортирование колеса велосипеда

Если велосипед – хобби, т.е. пользуетесь вы им постоянно, то можно своими руками сделать или купить в магазине устройство для бортировки, которое процесс упростит.

Но, обойтись и без него можно, если колесо велосипеда отремонтировать нужно срочно.

Действия выполняют в следующей последовательности:

  • покрышку надевают по указанному направлению на обод;
  • докачивают камеру, и вставляют в обод;
  • в специально предназначенное для этого отверстие заправляют «сосок»;
  • в шину с помощью монтажной лопатки заправляют обод, действия начиная от «соска»;
  • проверяют, чтобы не пережималась нигде камера, которая при накачивании может лопнуть;
  • подкачивают еще (не до конца), закрепляют колесо велосипеда;
  • накачивают колесо велосипеда до нужного давления, и ставят на место цепь, фиксируя колодки тормозные.

Вот и все встречающиеся нюансы бортировки и разбортировки.

Напоследок совет – ремкомплект берите в дорогу, чтобы не омрачить прогулку на велосипеде.

Видео: Как разбортовать колесо без монтажек

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: