6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сплавляться по реке

Отдых Мастер

Сайт для любителей активного отдыха. Советы путешественникам, Секреты бывалых туристов, Рекомендации новичкам

Планирование и подготовка к сплаву по реке

Такое мероприятие, как сплав по реке требует тщательной подготовки. При этом нужно учитывать все нюансы. Новичкам лучше всего консультироваться с более опытными товарищами. Это гарантирует отсутствие ошибок при сборах. Ведь это довольно сложное мероприятие.

Выбор реки для сплава

Подбор маршрута начинается с выбора реки. При этом учитывайте, что все водоемы делятся по категориям сложности. Для новичков подойдут варианты со II и III категорией. В целом выбор маршрута во многом зависит от вашей подготовки и морального состояние. Даже опытные рафтеры проходившие реки сложностью V, регулярно с большим удовольствием сплавляются по маршрутам с меньшей протяженностью. При выборе обязательно учитывайте следующие факторы:

  • Сезон. Водность во многом зависит от времени года. Даже спокойные речушки во время весеннего паводка могут быть довольно бурными;
  • Физические возможности. Тут все понятно, учитывайте свое текущее состояние;
  • Наличие специального снаряжения.

Итак, подведем некоторый итог. Для самого первого сплава выбирайте реки низкой категории. Речушки I категории могут подойти для семейного отдыха. Но, на таких придется работать веслами, иначе даже короткий поход может затянуться.

Всегда обращайте внимание на наличие подъездных путей к месту старта и финиша. Неплохо было бы предусмотреть наличие пеших обходов сложных мест. Это будет не лишним, если в команде имеется новичок.

Планирование маршрута для сплава

Перед выходом на реку нужно продумать маршрут. Они бывают короткими 10-20 километров, их проходят за один день. Иногда за день можно пройти большее расстояние, но это в случае быстрого течения.

Многие опытные рафтеры предпочитают более продолжительные путешествия. Они проходят за время сплава 100-200 километров. При этом делают несколько остановок для ночлега. Обычно на такой поход уходит от двух до семи дней. При этом на первый план выходит возможность обеспечения качественных привалов. Это нужно просчитывать заранее.

Привалы

Как уже упоминалось, многодневные сплавы не обходятся без привалов. Даже при коротком сплаве вам придется отдыхать, но тут достаточно найти удобное место.

На некоторых реках проблем с привалами нет. К ним можно подъехать на автотранспорте, если и не во всех местах, то во многих. В таком случае в рафты спортсмены берут с собой только самое необходимое:

  • Аптечки;
  • Элементарные средства для выживания.

Все основные вещи перевозят на автомобиле до места привала. Для этого выделяется один или два человека, которые сопровождают группу на автомобилях. В их задачу входит организация привалов, а также поддержка сплава при возникновении сложных ситуаций. Нужно выбирать место для остановки. В первую очередь нужно выбирать участки с пологими берегами, будет значительно проще пришвартоваться. Также участок берега, свободный от зарослей должен быть достаточным для комфортного расположения группы.

Некоторые реки не имеют подъездов. В таком случае придется все необходимое брать с собой. На таких реках имеются в определенных местах оборудованные привалы. Они обустроены сотнями, и даже тысячами туристов. Перед сплавом по такой реке проконсультируйтесь с людьми, которые здесь уже были. Отметьте на карте места возможных стоянок. На них имеются схроны, в которых люди оставляют консервы. Это позволяет туристам потерявшим запасы при сплаве без особых проблем добраться до конца маршрута.

Оборудование при подготовке к сплаву

В первую очередь обратите внимание на свое личное оборудование. Рюкзак должен быть с защитой от влаги. Это позволит сохранить вещи от намокания. Даже летом нужно брать с собой теплые вещи, ночью возле воды всегда прохладно. Обязательно обзаведитесь спасжилетом. Он должен быть яркой окраски. Это позволит в случае аварии (переворота лодки) максимально быстро вытащить вас из воды.

Обязательно нужно иметь при себе индивидуальную аптечку. Подбирать ее следует с учетом своего состояния. Для долгого похода необходимо обзавестись спальником.

Также должно быть общее оборудование. Сюда можно отнести палатки, их берут из расчета общего количества участников похода. К костровому оборудованию относят специальный тент. Он позволит вам развести костер под дождем. Котелки и треноги, также относятся к общему оборудованию. Заранее определите, кто их возьмет. На реках нередко можно встретить завалы из деревьев. Поэтому, не лишним окажется топор. В команде их должно быть не меньше двух. Если, вас сопровождает автомобиль, не лишней окажется специальная мебель для кемпинга.

В целом реки России для сплавов не предъявляют особых требований к подготовке сплава. За исключением мелких нюансов, связанных с особенностями передвижения по воде, вся подготовка схожа с любой другой туристической вылазкой.

Готовимся к туристическому сплаву по реке. Общее туристическое оборудование.

Ну, что же, мы уже знаем какую одежду и обувь надо обязательно взять с собой на сплав по реке. Так же, нам известно какое личное оборудование нам потребуется в этом походе. Пришла очереь поговорить о том туристическом оборудовании, которым пользуются все, т.е. общем.

Общекомандное кемпинговое туристическое оборудование

1. Палатки . Выбору туристической палатки следует уделить особое внимание. Это та самая крыша над вашей головой, которая защитит вас от любых невзгод. Палатка должна быть без явных недостатков: дыр, разошедшихся швов, без сломанных замков, застежек и завязок, с целыми и функционирующими дугами. Те недостатки, которые в городе покажутся мелочью, на природе в сильную непогоду могут привести к большому дискомфорту и испортить весь отдых, а в худшем случае могут стать серьезной угрозой здоровью. Желательно, чтобы она была двухслойной (однослойных сейчас практически и не производят за редким исключением). При покупке палатки обратите внимание, на какую погоду (а если быть точным, то “непогоду”) она рассчитана. Эта величина указывается в тысячах единиц и колеблется от полутора до трех тысяч ( палатки для любительского туризма). Идеальный вариант, если дуги в палатке алюминиевые или из дюраля. Эти материалы значительно прочнее и долговечнее, чем углепластик. Но, если вы не постоянно ходите в походы, а выбираетесь лишь один-два раза в год за город, на природу, то палатки с дугами из углепластика в полной мере перекроют все ваши потребности. Стоят они дешевле, чем палатки с металлическими дугами, а при правильной эксплуатации и при умелом хранении служат до 10 лет.

Читать еще:  Отжимания под углом

Напоследок, скажем, что если ваша команда довольно большая и стоит вопрос “сколько палаток брать?”, то всегда рассчитывайте так, чтобы количество спальных мест было больше, чем количество туристов. Дело в том, что количество мест в палатках рассчитано очень экономно, для пеших походов (когда очень большое значение имеет объем и вес оборудования). А мы, в наших статьях, говорим с вами о сплавах по рекам (этот вид отдыха иногда еще называют туризмом для ленивых) и в данном случае можно позволить себе взять одну или даже две “лишние” палатки . Вариант с большим количеством спальных мест позволит вам отдохнуть со значительно большим комфортом, чем вариант со спальными местами “впритык”, т.е. один в один.

2. Костровое оборудование . Самое главное во время подготовки к сплаву по реке — это не забыть взять котелки и чайники . Желательно, чтобы был один большой котел для приготовления супов и каш и один котел для заварки чая. Брать именно чайник (с “носиком”) мы не рекомендуем, т.к. они менее прочные, более капризные к транспортировке. В походе вполне можно обойтись и простым котелком . К котлу и чайнику есть одно общее требование — ручка не должна быть деревянной или пластмассовой, во избежания ее возгарания.
Кроме общего котла и чайника на сплаве надо иметь обязательно одну-две разделочные доски (можно просто куски фанеры), одну большую тарелку-салатницу, один-два контейнера под сыпучие продукты. Обязетально возьмите половник или черпак.

Так же, к костровому оборудованию относят и так называемые треноги , туристические тросики , решетки и т.д. В общем, те приспособления, которые позволяют держать котелок и чайник надо огнем. Здесь трудно дать какие-то рекомендации, т.к. все зависит от пожелания и опыта туристов. Главное, чтобы это было в наличии. Хотя, многие обходятся и рогатинами и поперечинами, которые рубят на месте.

3. Тент . В любом сплаве по реке желательно иметь с собой тент или, на крайний случай, большой кусок полиэтилена. Им всегда можно накрыть вещи во время дожда (на катамаране или в лагере, пока палатки не установлены). Под тентом можно укрыться самим во время приготовления пищи или во время ее приема.

4. Топор и бензопила. В любой команде топоров должно быть два (один запасной). Топоры должны быть функционально исправны и наточены. Бензопила тоже желательна, т.к. сильно облегчает жизнь на сплаве, но не обязательна. Можно обойтись и без нее (если местность позволяет).

5. Индустрия производства кемпингового оборудования развивается год от года и предлагает огромное количество вещей, котоыре делают жизнь на природе довольно комфортной. Эти вещи не обязательны для каждого сплава , во многом они даже лишние, но мы упомянем их одной строкой, чтобы у наших читателей было представление о том, что они существуют. Во-первых, следует сказать туристической мебели . Например, стол и стулья делают любой сплав по реке более комфортным.

Во-вторых, можно взять на сплав большие тент-палатки или шатры . Они не предназначены для ночевок в них, но дают возможночть комфортно обедать, пережидать дождь и непогоду и укрывают от активных солнечных лучей.

В-третьих, в любой поход можно взять с собой дизельный или бензо-генератор . Тогда у вас вечерами будет электрический свет, будет возможность подзарядить аккумуляторы на сотовых телефонах, фотоаппаратах и навигаторах. В-четвертых, упомянем о пластиковых бочках с широкой горловиной, в которых очень удобно хранить продукты питания, а некоторые даже транспортируют в них палатки (жесткость бочек позволяет защитить хрупкие углепластиковые дуги от поломок).

Общекамандное оборудование —
средства для сплава

1. Катамаран . Самым идеальным средством для сплава по реке для большой компании служит катамаран . Катамаран (или рафт , который для любительского некатегорийного сплава выполняет те же функции) позволяет всей команде находиться на одном “борту” и способствует общению. Кроме того, катамаран/рафт безопаснее для детей и в целом для туристов, тем более, если он оборудован палубой в виде баннерного или деревянного настила. Туристы-любители, как правило, катамараны арендуют.

Поэтому, мы дадим несколько рекомендаций и советов, на что надо обратить внимание при аренде катамарана . Во-первых, обязательно проверьте целостность баллонов. Идеальным является вариант, когда вы пришли забирать катамаран и баллоны при вас сдувают и упаковывают в сумку или герму (а до этого баллоны простояли в накаченном виде сутки). В этом случае есть гарантия того, что приехав на реку вам не придется клеить баллоны катамарана . Во-вторых, обязательно проверьте наличие и комплектность ремнабора. В нем обязательно должен быть клей (непросроченный), куски резины, наждачная бумага (нулевка или единичка), ножницы, широкий скотч, изолента. В-третьих, проверьте целостность и комплектность рамы (если рама у катамарана фабричная). В-четвертых, не забудьте про весла. В-пятых, обязательно убедитесь, что в комплекте с катамараном идут спасжилеты и проверьте, чтобы по размеру они подходили всем членам команды. В-шестых, желательно, чтобы катамаран был укомплектован настилом или палубой. Иногда баннерная палуба катамарана сделана в виде большой гермаупаковки, куда можно складывать все вещи во время сплава — это очень удобно. Ну, и напоследок, дадим совет проверить обвязку, т.е. веревки, которыми баллоны привязываются к раме или которыми рама вяжется.
К несомнным плюсам катамарана следует и отнести тот факт, что его конструкция легко позволяет установить транец и навесить лодочный мотор .
Советы по аренде рафта будут примерно такими же, но с учетом того, что не будет рамы.

Читать еще:  Как получить права на вертолет

2. Байдарки . В нашей статье мы вынесли байдарки отдельно, т.к. сплав на них имеет свою специфику. Во-первых, скорость сплава на байдарках , как правило, выше, чем на катамаране . Сплав на байдарках требует лучшей физической подготовки от туристов. Во-вторых, сплав на байдарках требует большей организованности и дисциплины в команде, т.к. у кого-нибудь обязательно появится соблазн уплыть побыстрее вперед, встать лагерем на берегу и не заметить, что ты встал на берегу одной протоки, а основная команда прошла по другой и все — потерялись. Байдарки бывают каркасные и надувные. Говорить о преимуществах того или иного вида байдарок не будем, т.к. на уровне любительского сплава (а мы посвятили свои статьи именно этому) различия между надувными и каркасными байдарками совершенно незначительны.

3. Надувные лодки . Наверное, это один из самых демократичных и недорогих вариантов сплава. В принципе, каждый может себе позволить купить небольшую 2-местную резиновую лодку (стоимость в пределах 7-8 тысяч рублей на период 2012 года).

Резиновые лодки надо брать из расчета одна 2-местная лодка на одного человека. Не забывайте про вещи! У сплава по реке на резиновых лодках есть один минус — плыть всем придется отдельно, а если связывать лодки, то скорость сплава значительно падает. Вариант с лодками подойдет лишь для небольших команд в 3-4 человека.

4. Самодельные средства сплава. Просто упомянем их и ничего не будем говорить о преимуществах или недостатках. Итак, туристы иногда делают деревянные плоты (в последние годы все реже и реже) на месте старта. Зачастую делают плоты при помощи автомобильных камер. Автору этой статьи доводилось видеть небольшое сплавсредство, сделанное из … пластиковых бутылок!
Серьезно относиться к этим сплавсредствам не рекомендуем, т.к. в первую очередь встает вопрос безопасности сплава. А во-вторых, в сплаве по реке не последнюю роль играет эстетика. Сплавляться на красивом и величавом катамаране или на плоту из камер — это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы!

Речной сплав. К чему готовиться и что брать с собой

1 августа 2019 в 17:15

Для первого раза (и спокойной воды) профессионалы советуют выбирать байдарку, которая может быть каркасной или каркасно-надувной. Преимущество этого вида водного транспорта — относительно невысокая скорость хода и умеренная маневренность, которые делают ее подходящей для малоопытного гребца.

В трехместной байдарке хватает места, чтобы туристы не испытывали дискомфорта, могли расположить личные вещи и при необходимости отдохнуть. В отличие как от катамарана, так и от некоторых других плавсредств, сплав на байдарке хотя и требует значительных физических усилий, зато прощает несовершенные навыки управления и гребли.

«Байдарка — судно для равнинных рек и озер, другими словами — для относительно спокойной воды. По сравнению с катамараном на ней значительно легче идти по стоящей или вялотекущей воде, а также против ветра, — рассказывает Иван, сплавляющийся по рекам разной категории сложности больше 30 лет. — И наоборот, катамаран есть смысл использовать для бурной воды, а на спокойной он будет сильно проигрывать байдарке».

Если вы верите в себя и силы своих товарищей — есть смысл выбрать катамаран. При этом, по словам Ивана, байдарка дает новичкам ценный опыт, который потом находит применение на любом судне. «Те, кто пересел на катамаран с байдарки, лучше видят и читают воду, чем те, кто начал с катамарана, — говорит он. — На бурной воде структура потока неоднородна, и из кокпита байдарки человек приучается видеть все во всех подробностях. Те, кто сразу сел на катамаран, как правило, видят только курс и направление движения».

Вне зависимости от того, какой транспорт вы предпочли, перед началом водного похода его необходимо тщательно осмотреть. При выборе байдарки внимание стоит обратить на каркас и оболочку, которая может быть брезентовой или пластмассовой. Ищите потертости и плохо залатанные дыры в корпусе. Изучите перечень необходимых для сборки байдарки деталей: если чего-то не хватает — непременно поставьте в известность владельца судна. Катамаран нужно проверить на предмет целостности корпуса, баллонов, рамы и веревочной обвязки, которая скрепляет между собой его детали.

Тут ничего необычного. Как и в случае с сухопутным походом, сплав может быть развлечением на выходные или серьезным приключением на время летнего отпуска.

Что бы вы ни решили, любой сплав состоит из нескольких этапов: прибытия к началу маршрута (заброски), сборки плавательных средств, непосредственно сплава вместе со всеми остановками и, наконец, разбора плавсредств и доставки группы к точке окончания похода. Если поход длится дольше трех дней, обязательно должен предусматриваться вариант отхода на случай поломки плавсредства или ухудшения здоровья туристов.

Организаторы туров зачастую берут на себя хлопоты по нахождению и заказу трансфера, сборке оборудования и планированию маршрута вместе с точками выхода. Плохая новость состоит в том, что их услуги не дешевеют.

  • гидрокостюм и гидроботинки
  • спасательный жилет
  • свободная футболка
  • шорты или штаны
  • панама или кепка
  • ветровка
  • термобелье
  • хлопчатобумажные или кевларовые перчатки
  • непромокаемая обувь
  • GPS и/или бумажная карта

Федерация спортивного туризма России делит водные туристические маршруты на шесть категорий в зависимости от их протяженности и препятствий: порогов, валов, быстрин (мест быстрого течения) и шивер (мелководных каменистых участков с быстрым течением). Неопытным туристам рекомендуется выбирать маршруты или совсем без труднопроходимых участков, или с препятствиями первой категории сложности. Проще говоря, сплав по горным рекам лучше оставить на потом. Выбирать в качестве водоема озера также не рекомендуется. На открытом пространстве группа оказывается во власти погоды: внезапно поднявшийся ветер создает волны, способные запросто перевернуть судно. Для первого раза вполне сгодится путешествие по равнинному водоему: там шанс перевернуться или повредить судно стремится к нулю.

Профессиональные туристы регулярно составляют отчеты о пройденных сплавах. В таких заметках рассказывается о состоянии маршрута и путевых ориентирах, а также объясняется, как и где лучше начинать сплав и откуда проще всего эвакуироваться. В официальном перечне маршрутов Федерации спортивного туризма указаны маршруты, сложность которых может меняться в зависимости от времени года. Даже на протяжении летних месяцев некоторые участки рек мельчают, а судно приходится перетаскивать вручную. О том, что происходит на маршруте, где образуются завалы из камней и деревьев или появляются плотины и жилища бобров, также можно и нужно узнавать из отчетов. Чем они свежее, тем лучше. Халатность при изучении маршрута грозит поломкой или опрокидыванием судна.

Читать еще:  Занятия по фигурному катанию

Водный сплав — все-таки экстремальный туризм. В качестве маршрута можно выбрать спокойную равнинную реку, но чувствовать себя в полной безопасности все равно не стоит. Находясь на воде, не снимайте с себя спасательный жилет и слушайте указания руководителя группы.

Участникам похода запрещается в полный рост вставать на борт байдарки или катамарана. Во время движения не рекомендуется хвататься за встреченные на пути предметы: ветки, опоры мостов, торчащие из воды сваи, камни. Следите за прогнозом погоды: не оборудованные парусом плавсредства в сильный ветер становятся крайне уязвимыми.

В продолжительном походе (обычно длиной в неделю и больше) в обязательном порядке организуется дневка — день, полностью посвященный отдыху от гребли. На большой стоянке туристы разбивают лагерь, при необходимости ремонтируют плавсредства, стирают вещи и развлекаются.

Располагая байдарками или катамаранами, трудно удержаться от соблазна отправиться на рыбалку. Однако не спешите хвататься за удочки: на некоторых участках или в определенное время года ловля рыбы может быть запрещена. В качестве альтернативы можно отправиться в лес за грибами и ягодами.

Во время дневки туристы, которым все это время приходилось мыться в реке, наконец-то получают шанс организовать походную баню. На ее сооружение уходит в среднем от четырех до шести часов, а у некоторых — целый день. Из собранных по округе больших камней необходимо сложить печь и топить ее в течение как минимум нескольких часов. Когда камни наконец достаточно прогреются, прямо над печью устанавливается заранее собранный каркас из бревен. Рекомендуется скреплять их между собой армированным скотчем или веревками, чтобы в нужный момент баня не развалилась. В свою очередь, каркас покрывается специальным банным тентом или несколькими слоями полиэтиленового полотна. Слишком тяжело, а попариться хочется? Обзаведитесь походной баней-палаткой.

Сплав по реке. 10 советов новичкам. Часть 1.

Когда люди слышат слово “сплав”, у многих в мозгу сразу возникает картина: оранжевая лодка на бешеной скорости несется мимо камней и деревьев, ныряет куда-то под воду, а потом появляется на поверхности, уже растеряв половину своих пассажиров. Спору нет, бывают и такие сплавы. Но они – категорийные, туда идут подготовленные спортсмены, хорошо умеющие управляться со своим плавсредством, будь это байдарка, катамаран или рафт. Новички же могут сплавиться по спокойной медленной реке, получив при этом массу удовольствия и незабываемого опыта. Так что смелее! Идем на сплав! Я приведу в этой статье десять полезных советов для новичков.

1. Идеальное время – июнь

Самым благоприятным месяцем для сплава можно считать июнь. С одной стороны, вода уже успокоилась после таяния снегов, и нет такого сильного течения, как в мае. С другой стороны, если лето жаркое, а река достаточно мелкая, то она не успеет пересохнуть, и вы не нарветесь на мель, как это возможно в июле или августе.

2. Выберите проверенный маршрут

Заманчиво отправиться туда, где на десятки километров вокруг нет других людей, и вы сможете наслаждаться тишиной и спокойствием. Однако для начала карьеры водного туриста подобный вариант нежелателен. Всегда существует опасность в виде прокола лодки, травмы, болезни и прочих форс-мажоров. Лучше выбрать проверенный маршрут, где доподлинно нет порогов и серьезных перекатов, и где вам смогут прийти на помощь другие водные туристы или местные жители. В Интернете можно найти сотни маршрутов разной категории сложности, которые уже испытаны и описаны другими людьми. Воспользуйтесь одним из них.

3. Трезво оценивайте свои силы

Предположим, вы плаваете лучше акулы, умеете открывать консервы зубами, а половину своей жизни провели в тайге. Вам может показаться, что подобных навыков достаточно для того, чтобы сразу отправиться на сплав второй-третьей категории сложности. Увы, это не так. Река не любит шутить. Даже если вы профессионал, то наверняка в вашей команде найдется человек неопытный. Всегда трезво оценивайте свои силы. Никто не осудит вас, если ваш первый сплав пройдет по самому простому маршруту.

4. Можно и в советской лодке

Для того, чтобы сплавиться по спокойной реке, вовсе не нужно покупать дорогую лодку. Ваша советская двухместная лодка вполне способна пройти несложный маршрут. Главное, убедиться, что она не протекает и не слишком быстро сдувается. Да, современные лодки из ПВХ намного легче и во многом надежнее, чем старые, но это не должно вас останавливать. Однако, внимание: обязательно возьмите с собой ремонтный комплект – клей и заплаты.

5. Безопасность и еще раз безопасность

Об этом сказано уже много тысяч раз, но повторить снова не будет лишним. Да, безопасность. Спасательный жилет в идеале должен быть у каждого, но если сплав проходит по спокойной и неглубокой реке, то хорошие пловцы могут от него отказаться. Тем, кто не уверен в своих силах, а также всем, без исключения, детям жилет строго обязателен. На сплавах, где могут встретиться пороги любой категории сложности, жилет обязателен для всех. Все вышесказанное актуально также и для каски.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить вторую часть статьи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: