2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Швертбот своими руками

Швертбот своими руками

Среди технологий строительства лодки своими руками, пожалуй, на первом месте стоит технология методом «сшей и склей». Она появилась с появлением такого замечательного материала для судостроителя как фанера.

Технология «stitch and glue» («скрепки-клей» или «сшей и склей»), способ не новый — первый легкий гоночный швертбот, созданный с её помощью, появился в Англии еще в 50-х годах. Тогда такие конструкции не считались надежными – швертбот из фанеры со стыками, проклеенными полиэфирной смолой не отличался долговечностью. Второе рождение технологии связано с появлением на рынке эпоксидных смол.

Приступая к строительству

Сейчас мы обсудим, как и какой нам выбрать материал, чтобы построить своими руками маломерное судно, как лучше доставить его к месту строительства, раскроить и склеить детали корпуса. На такие масштабы, как пятнадцатиметровая яхта, мы пока размахиваться не будем, а вот чтобы построить что-то не столь грандиозное, например, небольшую лодку или швертбот, нам понадобятся 150-160 часов свободного времени, половина из которого уйдёт на операции по шлифовке и покраске корпуса и нижеперечисленные материалы.

Например, для небольшого швертбота вам понадобится:

  1. Фанера 6 мм — 3-4 листа
  2. Фанера 10 мм — 1-2 листа
  3. Эпоксидная смола — 6-7 кг
  4. Стеклоткань Э3-200 — 9-10 п/м (погонных метров)
  5. Эпоксидная шпатлевка — 1,9 кг
  6. Эпоксидная эмаль — 1 кг
  7. Медный провод 2 мм — 12 п/м

Корпус

Итак, строим швертбот. Для таких целей рекомендуется фанера на основе фенольного клея. Наиболее доступный отечественный вариант такой фанеры именуется ФСФ и, как правило, изготовлен из березового шпона. Фанеру желательно приобретать «верхних» сортов и шлифованную. Необходимо иметь в виду, что в последние годы ситуация с фанерой на рынке заметно ухудшилась. Даже на тех строительных базах, где эта фанера присутствует в рекламе, она всегда «только что закончилась». Не стоит из-за этого волноваться, если не удастся приобрести фанеру марки ФСФ, швертбот вполне можно построить и из фанеры марки ФК, которая всегда найдётся на ближайшей строительной базе. Фанера этой марки изготавливается на основе карбамидного клея и имеет меньшую заявленную водостойкость шва, но это не слишком принципиально. Требуется только осмотреть со всех сторон торцы листов фанеры, в штабелях часто попадаются экземпляры с дефектами в виде сквозных щелей. Не стоит также слишком сильно полагаться на указанную сортность. Как ни странно, но иной раз низкосортная фанера имеет вид куда лучше, чем якобы более качественная. Поэтому лучше просто осмотреть листы на предмет наличия крупных сучков и отверстий от мелких. А теперь – небольшой совет: строить швертбот можно начинать сразу после покупки фанеры, чтобы сэкономить на транспортировке, можно своими руками раскроить её прямо на базе.

Раскрой

Теперь пару слов насчёт раскроя. Следует знать, что практически все имеющиеся в интернете проекты таких маломерных судов, как швертбот предлагают раскрой заготовок, оптимизированный по количеству отходов для западного стандарта листов фанеры 4х8 футов (1200х2400). Первое, что из этого следует — необходимость оптимизации для листов 1525х1525, а второе – неизбежное применение соединений «на ус». В последнем нет ничего страшного, для выполнения соединений всех деталей, из которых состоит строящийся швертбот, а точнее его корпус, достаточно пары часов. Раскроить фанеру можно острой ножовкой с припуском 2-3 мм и обработать начисто рубанком. Чтобы швертбот не получился «косым», его симметричные детали необходимо приложить друг к другу и скрепить струбцинами, затем обработать по всему периметру рубанком. Сами «усы» каждой заготовки обрабатываются по отдельности торцевым рубанком, затем доводятся ленточной шлифовальной машинкой.

На этом – всё. В следующий раз мы поговорим о том, как правильно склеить и сшить детали, из которых состоит наш швертбот и защитить от гниения его фанерный корпус.

Чертежи небольшого швертбота в формате pdf (на английском языке)

Видео: Швертбот на Ладоге

Кают-Компания «Катера и Яхты»

Постройка швертбота 3.7 м

s.bar 15 июл 2016

Решил построить швертбот. Мотивы моего решения не оригинальны и многократно перечислены во многих темах форума «КиЯ». Короче говоря — сложились желания и возможности во времени и пространстве. Прототипом явился швертбот Farr 3.7. К выбору прототипа пришел далеко не сразу. Перебрал множество вариантов. Искал швертбот-одиночку (матроса у меня нет и не предвидится). Хотелось скорость, но без экстрима. Покупать готовое или восстанавливать «олимпийские» лодки тоже не хотелось. Да! Хотел трапецию.

За время анонимного чтения форума приобрел массу информации, чем, считаю, задолжал парусной общественности. Долго сомневался, стоит ли публиковать свою деятельность. Может быть серьёзные специалисты ничего нового не увидят, но возможно, кто-то поверит в свои силы.

Читать еще:  Уроки фигурного катания

Якорь 15 июл 2016

Решение хорошее. Ждем продолжения.

s.bar 15 июл 2016

Швертбот Farr 3.7 был спроектирован в 1971 году.

Автор проект Брюс Фарр (Новая Зеландия).

Вес корпуса 50 кг.

Парусность (грот) 8,8 кв.м.

Материалы: фанера, композиты

s.bar 15 июл 2016

Так как Farr 3.7 был выбран за прототип, то я решил его немного приспособить к нашей реальности. Задумал сделать поворотный шверт. Ближайший ко мне крупный водоём- Плещеево озеро изобилует мелями, поэтому с кинжальным швертом никаких вариантов не было.

Соответственно пришлось придумывать дополнительные шпангоуты для компенсации длинного (более метра) швертового колодца. Покупать проект, а затем менять его не стал, памятая слова Дадли Дикса «ради бога не вносите изменения в мои проекты». Поиски в интернете дали кое-какую информацию по конструкции набора и используемых материалах.

Почерпнув информацию с форума о программных продуктах , установил Фришип. Накачал фотографий. Начертил в программе корпус. Выгладил обводы. Вывел шпангоуты. И тут сильно затормозил. Все таки создать чертежи полностью в программной среде оказалось проблематичным. Времени на совершенствование в Фришипе и других NURBS не было.

Поэтому сделал плаз размерами 4,5 м х 1,5 м и начертил швертбот в натуральную величину.

s.bar 15 июл 2016

Это то, что я хочу построить.

Не обманули! После 10 сообщений на форуме действительно появилась возможность выкладывать файлы.

Сообщение отредактировал s.bar: 15 июля 2016 — 13:01

s.bar 15 июл 2016

Прикрепленные изображения

rn6lek 15 июл 2016

Поздравляю с окончанием постройки Надеюсь Вы получили то что хотели.

А паруса и рангоут от прототипа родные?

Про тележку поподробнее.

Как затягиваете на прицеп? Корпус при перевозке на тележке лежит или на прицепе? Если чертежей нет то фото пожалуста.

Серьёзный подход и результат судя по фото соответствующий.

s.bar 15 июл 2016

Внутренний набор — фанера ФСФ 4 мм 1220х2440 мм 2 листа, обшивка ФК 3мм 1525х1525 мм 6 листов, фанера ФСФ 6 мм 1220х2440 1 лист.

Доска еловая 25 мм

Смола Этал 370 + отвердитель Этал 45М

фанера 12 мм 3 листа, ДСП 16 мм 1 лист, бруски сосновые

ДСП 16 мм 1 лист, бруски сосновые

Поздравляю с окончанием постройки Надеюсь Вы получили то что хотели.

А паруса и рангоут от прототипа родные?

Про тележку поподробнее.

Как затягиваете на прицеп? Корпус при перевозке на тележке лежит или на прицепе? Если чертежей нет то фото пожалуста.

Серьёзный подход и результат судя по фото соответствующий.

Фото австралийское Мне до окончания еще далеко, но хочу отметиться на воде в этом сезоне. Плаз сделан в мае.

Сообщение отредактировал s.bar: 15 июля 2016 — 13:27

s.bar 15 июл 2016

Вообще пилить фанеру я начал 12 июня. Поэтому фотографии, которые я выкладываю нагоняют реальный процесс.

Собран центральный элемент набора и установлен на стапель:

Сообщение отредактировал s.bar: 15 июля 2016 — 13:20

Nnnnnnn 15 июл 2016

Хотелось скорость, но без экстрима.

Удачи в постройке.

У всех все же свои мерки экстрима. Это конечно не на крыльях лодка, но по сравнению с

остальным швертботным миром вполне экстремальная.

rn6lek 15 июл 2016

Внутренний набор — фанера ФСФ 4 мм 1220х2440 мм 2 листа, обшивка ФК 3мм 1525х1525 мм 6 листов, фанера ФСФ 6 мм 1220х2440 1 лист.

Доска еловая 25 мм

Смола Этал 370 + отвердитель Этал 45М

фанера 12 мм 3 листа, ДСП 16 мм 1 лист, бруски сосновые

ДСП 16 мм 1 лист, бруски сосновые

Фото австралийское Мне до окончания еще далеко, но хочу отметиться на воде в этом сезоне. Плаз сделан в мае.

Ну что же Желаю что бы Ваша оказалась не хуже. Удачи. И терпения при достройке.

asket_ 15 июл 2016

Решил построить швертбот. Прототипом явился швертбот Farr 3.7.

хе-хе, вот это широкая аудитория у лодки, от детей, до .

Прикрепленные изображения

s.bar 16 июл 2016

хе-хе, вот это широкая аудитория у лодки, от детей, до .

Прикольный перевод old buggers. Вообще buggers на просторах английских диалектов весьма многозначное слово. Кроме вышеупомянутых есть ещё little buggers. Первое в Новой Зеландии означает приблизительно старые «перцы», а второе маленькие оторвы. Извините за офф-топ

s.bar 16 июл 2016

Продолжаю репортаж:

Напилил шпангоуты, большая примерка шпангоутов и транца.

Игорь К. 16 июл 2016

Прикольный перевод old buggers(старые «перцы»и маленькие оторвы). Вообще buggers на просторах английских диалектов весьма многозначное слово. Кроме вышеупомянутых есть ещё little buggers. Первое в Новой Зеландии означает приблизительно старые «перцы», а второе маленькие оторвы. Извините за офф-топ

Где то в просторах форума у ЮЛАы была тема с похожим названием.

s.bar 17 июл 2016

Заказал мачту из алюминиевого профиля:

s.bar 17 июл 2016

Дошло дело до стрингеров. Распустил еловые доски на рейки. Елки без сучков не растут.

Значит будем усовать. Сделал приспособу с уклоном 1:10. Из фото, думаю, все понятно.

Заусовка прошла успешно

Dr. Bu 17 июл 2016

Дошло дело до стрингеров. Распустил еловые доски на рейки. Елки без сучков не растут.

Значит будем усовать. Сделал приспособу с уклоном 1:10. Из фото, думаю, все понятно. IMG_20160717_154656_.jpg IMG_20160717_154706_.jpg

Заусовка прошла успешно

Классная вещь. Я, в свое время, мучался с лобзиком и шлифмашинкой-трактором. Ничего другого не было )

s.bar 18 июл 2016

Классная вещь. Я, в свое время, мучался с лобзиком и шлифмашинкой-трактором. Ничего другого не было )

Сначала старый кухонный стол и книжная полка реинкарнировались в виде циркулярки Вот тут то дело и пошло-поехало.

s.bar 18 июл 2016

Визуализация цели, ну и просто посмотреть на красивую лодку:

турбо-вариант:

s.bar 18 июл 2016

Коллега Dr. Bu посоветовал «композитную втулку» для установки сливных пробок.

Композитная втулка в транце и сливная пробка:

s.bar 18 июл 2016

Удачи в постройке.

Читать еще:  Коньки бауэр размерная сетка

У всех все же свои мерки экстрима. Это конечно не на крыльях лодка, но по сравнению с

остальным швертботным миром вполне экстремальная.

Спасибо за пожелание удачи. Вообще-то говоря, в расчете на наши подмосковное летнее безветрие, заказал еще и геннакер 12 кв. м. Уже сшили.

IRQ 18 июл 2016

в расчете на наши подмосковное летнее безветрие

Ну это как сказать. Я на прошлой неделе был в Павло-Посадском районе. Там лето было далеко не безветренным. Аж рекламные щиты на бетонном основании вырвало А деревья как спички поломало.

s.bar 19 июл 2016

Ну это как сказать. Я на прошлой неделе был в Павло-Посадском районе. Там лето было далеко не безветренным. Аж рекламные щиты на бетонном основании вырвало А деревья как спички поломало.

А мы в Сергиево-Посадском районе с удивлением смотрим новости и слушаем рассказы очевидцев из Москвы. Дожди идут, а с ветром никак.

s.bar 19 июл 2016

нужно ли укрепить переднюю стойку швертового колодца в обозначенных местах сквозными шпильками М8 из наржавейки или достаточно шурупов?

Как сделать швертбот своими руками?

Швертбот “Оптимист” – это классический гоночный одноместный швертбот международного класса, который используется для преподавания основ техники управления парусами.

Эта яхта была спроектирована Кларком Миллсом – кораблестроителем из Мичигана, после Второй Мировой войны, по просьбе майора Клиффорда Маккея из города Клируотера, который хотел создать небольшую, удобную и достаточно экономичную лодку на парусе, чтобы на ней мог упражняться его сын. Мистер Миллс поддержал этот проект, а через некоторое время создал первые чертежи будущей легендарной яхты.

Задача Миллса была в том, чтобы его лодка способствовала популяризации парусного спорта среди молодёжи, следовательно, при проектировании подбирались максимально доступные для широких слоёв населения строительные материалы, и в целом максимально сокращались расходы. В результате построить полностью укомплектованный швертбот “Оптимист” можно было приблизительно за 480-500 долларов. Ниже представлен скан чертежей изначального проекта швертбота «Оптимист», написанного от руки самого создателя:

Само собой, чертежей-первоисточников недостаточно, существует большое количество вариантов реконструкций “Оптимиста”, а также сотни методов строительства. И это при том, что к лодкам такого класса существует ряд требований, которые любой участник парусного спорта обязан соблюдать.

Тем не менее, начать следует именно со строительства, а условности оставим на потом. Сделать свой швертбот своими руками в наше время не так уж и сложно, если у вас есть необходимые ориентиры.

Строительство швертбота Международного класса “Оптимист” из дерева

Данное руководство весьма толерантно относится к методам строительства лодки, в основном из-за того, что вес доступной фанеры в разных частях света различается.

В данном случае мы будем исходить из наличия сравнительно лёгких материалов. Так, в качестве материала для днища лодки следует использовать фанеру толщиной 12мм. При этом материал не подойдет для работы, если масса 1 кв.м материала шириной 12 миллиметров превышает 6 килограмм (кг. м2) и фанеры шириной 6 миллиметров – не больше 3 кг. м2 .

Строительные материалы

Уже было сказано, что в данном методе строительства швертбота используются достаточно лёгкие типы древесины. Сравнительно недорогие и достаточно распространённые в нашей стране виды фанеры, подходящей под данное руководство — это “Габон” или “Окуме”.

При этом, при судостроительстве следует использовать исключительно морскую фанеру, обладающую повышенной влагостойкостью.

Вот что вам понадобится, чтобы построить одну полноценную яхту:

  • Лист фанеры формата 1220 х 2500 мм. на днище, мачту и мидль-шпангоут; 12 миллиметров (семь слоёв).
  • Лист фанеры формата 610 х 2500 мм. на шверт и перо руля; 12 миллиметров.
  • Лист фанеры формата 1220 х 2500 мм. на борты, транцы, кницы и мачтовую переборку; 6 миллиметров (5 слоёв).
  • Лист фанеры формата 610 х 2500 мм. для разнообразных усилений; 3 миллиметра (3 слоя).
  • Внутренний привальный брус: 6 брусков чистого дерева (отлично подойдёт брус из ели или красного дерева) по 2,4 метра, формата 16 x 35 мм.
  • Наружный привальный брус: 2 брусьев по 2,40 метров, формата 20мм x 25мм. Рекомендуется использовать лиственные породы деревьев.
  • Стапель: 1 штука — формат 16мм x 2.40м x 150мм
  • Степс-мачта: 1 штука — 100мм x 60мм x 180мм
  • А также эпоксидный клей, шурупы и различные инструменты

Строительство

Одной из положительных сторон применения 12мм фанеры при формировании днища лодки является тот факт, что её минимальной толщины вполне хватает, чтобы прикрутить к ней недоработанные борта и транцы одними только шурупами. Благодаря этому фактору, часть днища обрезается именно так, чтобы борта и транцы поместились полностью.

Старайтесь также быть осторожными при использовании рабочих проектов, потому что в рабочих планах не учитывается большое количество “рабочих деталей” — к примеру: в проекте толщина днища указана как ровно 6 миллиметров.

  1. Первым делом следует вырезать носовые и кормовые транцы из 6-миллиметровой фанеры. Нужно использовать рабочий проект, но не забудьте добавить 6 миллиметров к толщине днища, чтобы учесть разницу в конструировании, которая здесь изложена. В официальном проекте показано сколько нужно обрезать и указана минимальная длина и ширина транцев. Не забывайте отметить осевые и другие важные при работе с чертежами линии. Присоедините транцы к днищу и проверьте соответствие высоты лодки в районе носового и кормового транцев.
  2. Затем обрежьте мидель-шпангоут из 12-мм фанеры. В данном случае необходимо оставить нижнюю долю на 6 миллиметров меньше в высоту, вследствие того, то что проект предполагает применение 6-миллиметровой фанеры при формировании днища, а мы применяем 12-миллиметровую фанеру.
  3. Вырезать ланиты швертового колодца из 12-миллиметровой фанеры, следуя рабоччим чертежам. Применяйте альтернативный способ монтажа и строительства во всех случаях, где имеете дело с днищем (и где альтернативный метод попросту удобнее и надёжнее использовать).
  4. Обрежьте бортовые заготовки. Следуйте согласно линиям рабочего чертежа, но не стесняйтесь немножко корректировать по ходу работы, если плановые чертежи немного не соответствуют итоговому результату, или вы чувствуете, что это не совсем вам подходит. Для облегчения процесса монтажа, линии проводятся на внутренней стороне корпуса.
  5. При помощи резака, подкорректируйте немного заготовку днища, однако, прибавьте приблизительно 5 миллиметров к носовой части (позднее их следует обрезать). Все масштабы и размеры каждого материала были спроектированы и скорректированы таким образом, чтобы меньший срез обладал скосом, по углу равняющимся восьми градусам.
  6. Обрежьте и смонтируйте усиления днища. Как правило, рекомендуется применять материалы, имеющие минимальные размеры и вес (чтобы, соответственно, уменьшить общий вес объекта). Прикрепите их к днищу, комбинируя зажимы и шурупы. Клея должно быть так много, чтобы не возникало никаких сомнений, что усиления приклеены максимально крепко: они предназначены для укрепления надёжности фиксации ножных ремней, блока гика-шкота, для основания мачты.
Читать еще:  Стать пилотом гражданской авиации

Лучше всего поначалу сконструировать швертбот «всухую» (без использования эпоксидного клея), применяя в работе исключительно шурупы. Удостоверьтесь, то что мидель-шпангоут смонтирован по всем правилам, затем немного отдалитесь до транца, чтобы проверить все оси. Всё должны быть идеально, что говорит о том, то что яхта собрана грамотно.

Как построить швертбот «Кадет» своими руками

Швертбот «Кадет» наверняка знаком многим с детства. В то время, когда не было интернета, мальчишки всей страны управляли собственноручно сделанными…

Швертбот «Кадет» наверняка знаком многим с детства. В то время, когда не было интернета, мальчишки всей страны управляли собственноручно сделанными самолетами или мечтали соорудить швертбот своими руками. Однако впервые его спроектировал англичанин Джек Холт в 1947 году для тренировки подростков к управлению гоночными швертботами более серьезных классов. Наравне с «Оптимистом» яхта «Кадет» пользовалась большой востребованностью в кружках и секциях. Начиная с 1957 года, недели гонок проходили каждый год, а к 1966 году они переросли в чемпионаты мира по классу «Кадет». В настоящее время он числится в международном классе и активно используется для обучения парусному спорту. После прохождения тренировки на «Кадете» юные матросы могут участвовать в соревнованиях на «Летучем голландце» или «470», которые проводятся в различных ветровых и погодных условиях.

Этот небольшой швертбот предназначен для подростков до 17 лет. Он имеет два места: для рулевого и шкотового. Изначально корпус яхты делали из дерева, но со временем перешли на стеклопластик, его рангоут производят из алюминия, а паруса — из синтетической ткани. Также в конструкцию швертбота своими руками входят отсеки непотопляемости, благодаря которым в случае переворачивания можно легко вернуть лодку на воду. Корпус судна обшивают водонепроницаемой фанерой толщиной 6 мм, бортовая опалубка служит местом размещения экипажа.

Парус швертбота — бермудский шлюп. А одним из важных моментов в «Кадете» является установка спинакера — дополнительного паруса площадью 3,5 кв.м и управление им. В идеале эти действия должны быть доведены до автоматизма и иметь четкую последовательность.

Яхта этого класса очень популярна, а всего зарегистрировано около 8000 таких лодок. Иметь собственный швертбот очень увлекательно, ведь регулярно проводимые европейские и мировые чемпионаты открыты для участия любому юноше.

Чертежи швертбота «Кадет»

Данное судно относится к монотипам, что означает единый чертеж, по которому и строится каждая яхта. Для того, чтобы построить швертбот своими руками, чертежи тщательно изучают и строго следуют инструкции. Их можно найти в интернете и в третьем выпуске сборника «Катера и яхты» 1964 года.

Размеры и параметры парусника «Кадет»:
— длина наибольшая – 3,22 м;
— длина по КВЛ – 2,90 м;
— ширина – 1,27 м;
— высота борта – 0,42 м;
— осадка со швертом – 0,75 м;
— вес порожнем – 52 кг;
— площадь парусности – 5,2 кв.м;
— спинакер – 3,5 кв.м.

Этот швертбот разрабатывался специально для того, чтобы школьники смогли справиться с его постройкой своими руками. Большим подспорьем в работе является то, что данная лодка обладает упрощенными остроскулыми обводами. Следовательно, если строго соблюдать правила постройки и обмера, можно соорудить качественную яхту с отличным ходом.

Процесс самостоятельного изготовления

Удовольствие от постройки швертбота своими руками — незабываемое, а если поблизости есть водоем, то по окончании можно прочувствовать всю романтику плавания под парусом.

Итак, сначала приобретаются листы водостойкой фанеры, на которых раскраиваются сразу все необходимые части. Цена одного такого листа составляет примерно 280 руб. Для более быстрого выполнения всех работ и их удобства не помешают электрическая дрель, рубанок и циркульная пила. А соединить дно и борта можно с помощью водостойкого клея и шурупов или сшить проволокой. По окончании этого этапа постройки швертбота своими руками желательно установить распорки под определенным углом, чтобы яхта начала приобретать знакомые очертания.

Распорки стоит оставить на некоторое время, пока не закрепится форма. Между бортом и днищем можно проложить скругленный желобок, чтобы закрыть швы или выступающую проволоку. Также это придаст дополнительную прочность, равно как и полоски стеклоткани на местах соединений. Стеклоткань следует пропитать эпоксидной или полиэфирной смолой, а для минимизации осмоса закатать один слой из изофталевой смолы, а сверху — гелькоутом. Такой метод гарантирует долгую жизнь строящегося «Кадета» и повышенную влагостойкость.

Следующий этап постройки швертбота своими руками — изготовление опалубки, планок, мачты. После этого — ошкуривание корпуса, покраска грунтовкой, последующая шлифовка. Парус и спинакер следует шить из синтетической парусной ткани, но если ее трудно найти, подойдет плотная и прочная хлопчатобумажная. Когда все будет сделано, останется только закрепить румпель и шверты, установить уключины и утки. Можно ставить паруса и отправляться на воду!

С учетом затраченных материалов и покупки инструментов строительство лодки своими руками обойдется в 50-70 тысяч руб. В статье приведены основные моменты постройки швертбота своими руками. Однако приступая к делу, рекомендуется подробно изучить инструкцию и чертежи, а также почитать общие и доступные книги для судостроителей. Литература такого типа описывает приемы работ по изготовлению деталей, сборке корпуса, окраске лодок и шитью парусов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector