80 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шаги в фигурном катании

Шаги в фигурном катании

Шаги в фигурном катании соединяют все элементы программы в единое целое[1]. Они представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.

Разные шаги и повороты корпуса, выполняемые в комбинации, называются «дорожкой шагов», которая являются обязательным элементом в программе фигуристов. Шаги могут служить для набора скорости перед прыжком или в качестве связующих элементов, то есть для украшения программы. Они создают естественный переход от одной части композиции к другой или соединяют один элемент с другим. В исполнении шагов ценится четкость, плавность и то, попадает ли фигурист в такт музыке. Елена Чайковская пишет, что шаги «должны раскрывать ритмические особенности музыки, техническое и артистическое мастерство спортсмена».

Шаги и повороты — главные критерии оценки спортсменов в танцах на льду. Например, партнеры в обязательном порядке исполняют синхронные серии твизлов — быстрых поворотов на одной ноге.

Содержание

  • зелёный — простейшие (широко применяются в обучении катанию на коньках). Простейшие безымянные [1] переходы с заднего хода на передний отмечены вопросительным знаком ( ? ).
  • оранжевый — простые.
  • красный — сложные (признаются таковыми правилами фигурного катания [2]

Дугой называется участок, на котором фигурист едет на одной ноге, в одном направлении и на одном ребре. Длина участка не играет роли: это может быть и коротенькая дуга в 30–40 см, присущая каскаду «любой прыжок — риттбергер», и проезд в половину катка.

Дуги — основа фигурного катания, и фигуристов учат уверенно держать ребро, а на длинных дугах — демонстрировать красивую позу. Одно из первых упражнений — разучивание дуг в форме полукруга поочерёдно на двух ногах.

Простейшая из обязательных фигур называется «дугой», «голландским шагом» или «кругом». Это круг, диаметром примерно в 10 длин конька фигуриста, исполненный три раза на каждой ноге. Коэффициент сложности всех дуг равен единице, исключение составляют дуги назад-внутрь (LBI и RBI), коэффициент сложности которых равен двум.

Запись шагов

Дуги характеризуются тремя параметрами: нога, направление и ребро. Ноги различают правую (R) и левую (L); направления — вперёд (F) и назад (B), рёбра — внутреннее (I) и внешнее (O). Шаги записывают как последовательность дуг. Например, простейший разворот в движении — вальсовую тройку — можно записать как LFO → LBI → RBO.

Дополнительно детальное описание шага может содержать обозначение положения свободной ноги, плеч и участка соприкосновения лезвия конька со льдом.

Петля

Петля считается сложным шагом: чтобы проехать по самопересекающейся траектории, нужно совершить сложное движение корпусом, руками и свободной ногой. Петли исполняются, как правило, в дорожках шагов.

Тройка

Тройка (Шаблон:Lang-en) — поворот на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения. Тройка, пишет Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках», выполняется за счет небольшого разворота плеч и бедер в сторону движения. [3] Она называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3: [4] каждое ребро оставляет дугообразный след, а изгиб посередине формируется во время смены ребра. Тройка — базовый элемент фигурного катания и основной способ изменить направление движения по льду. Именно тройку и моухок начинающие фигуристы выучивают в первую очередь. Кроме того, она используется в заходах на прыжки тулуп и флип. Это наиболее часто встречающийся поворот в танцах на льду. [3]

Скобка

Скобка — поворот на одной ноге, оставляющий след наподобие фигурной скобки «>». Скобки считаются сложным видом поворота и исполняются, как правило, только в дорожках шагов. Она похожа на «тройку», но более сложна в исполнении, потому что во время тройки зубец поворачивается внутрь окружности, по направлению движения, а в скобке — в противоположную сторону. [5] В произвольном катании распространены две последовательных скобки в разные стороны: сначала конёк двигается зубцом назад, потом оказывается зубцом вперёд, а потом опять назад.

Если на тройке фигурист разворачивается за счёт реакции льда, то скобка выполняется против реакции льда, за счёт движения корпусом в противоположную сторону.

Крюк (Шаблон:Lang-en) — это поворот на одной ноге. В отличие от троек и скобок, где конек в начале и в конце движется по единой линии, в выкрюках направление меняется на противоположное. Если представить, что фигурист движется по окружности вдоль бортика катка, то в тройках и скобках после поворота конька он продолжает движение в прежнем направлении, а после крюка происходит смена окружности. [6] Это выглядит так, будто фигурист заходит на поворот-тройку, а выходит из «скобки».

Выкрюк

Выкрюк — это обратный вариант крюка. Он выглядит так, как будто фигурист заходит на скобку, а выходит тройкой.

Выкрюки и крюки используют для простой смены направления, но чаще их можно увидеть в дорожках шагов и в обязательных танцах у танцоров на льду.

Перетяжка

Элемент фигурного катания, при котором вес тела спортсмена, скользящего на одной ноге, плавно переносится с внутреннего на наружное ребро. После перетяжек, как правило, остается след в виде «змейки».

Твизл

Во время исполнения твизлов (Шаблон:Lang-en) фигурист поворачивается на одной ноге по часовой или против часовой стрелки, [7] одновременно перемещаясь по дуге или прямой. От вращения твизл отличается тем, что спортсмен не остается на одной точке, а двигается по льду. Предпочтительно, если фигуристы поднимают руки вверх. [8]

Серии твизлов выполняются партнерами в танцах на льду, где этот элемент является обязательным. Кроме того, он в обязательном порядке выполняется в синхронном фигурном катании. Твизлы являются одним из наиболее сложных танцевальных элементов. [3]

Основной шаг

Шассе

Простой танцевальный шаг, напоминающий основной. Внешняя нога отталкивается как обычно, внутренняя — лишь слегка поднимается.

Кроссролл

Танцевальный шаг со сменой ноги. Фигурист делает дугу на наружном ребре, после чего свободная нога заносится вперёд накрест с опорной. Заодно — упражнение на скольжение на внешнем ребре.

Подсечка

Подсечка (Шаблон:Lang-en) используется для набора скорости, при заходах на прыжки и вращения. [9] Подсечка считается простым связующим компонентом, поэтому если фигурист в промежутках между сложными элементами (например, прыжками) будет передвигаться по льду только подсечками, без сложных шагов и поворотов, его программа станет менее интересной с хореографической точки зрения, потеряет в сложности, красоте и будет оценена судьями ниже.

Беговой шаг

Последовательность подсечек вперед или назад.

Моухок

Моухок (Шаблон:Lang-en) — шаг со сменой направления движения, в котором участвуют обе ноги. [10] Обычно используется именно для смены направления движения или в дорожках шагов, но может служить и для захода на прыжок флип.

Простейший разворот LBO → RFO (применяемый, например, для захода на аксель) моухоком считать не принято [1] . В любом случае, «настоящий» моухок (LFI → RBI или LFO → RBO) приходится специально разучивать, в то время как простейший разворот обычно «приходит» сам по себе, с отработкой езды спиной вперёд. Некоторые специалисты признают слово «моухок» только за красивыми танцевальными шагами — а не за бесхитростным переходом спереди назад из одиночного и парного катания.

Происхождение слова «моухок» таково. В начале XIX века Великобритания была увлечена индейцами, и однажды из Нью-Йорка приехал ансамбль индейцев мохоков, исполнявший воинские танцы. У них в танце было движение, напоминавшее «кораблик». А ведь именно через «кораблик» проще всего развернуться на примитивных коньках с недостаточной кривизной лезвий. [11]

Читать еще:  Знаки дайверов под водой

Чоктау

Чоктау (Шаблон:Lang-en) похож на моухок, но при чоктау дополнительно происходит смена ребра. [12] Он чаще всего используется в дорожках шагов. Чоктау включены во многие из обязательных танцев у танцоров на льду. Простейшие шаги без противодвижения руками (например, традиционный заход на вращение RBI → LFO) чоктау называть также не принято.

Название «чоктау» впервые встречается в книге Максвелла Уитхэма (конец XIX века). Шаг, похожий на моухок, был назван по аналогии, другим индейским племенем. [11]

У всех этих комбинаций шагов есть огромное количество вариантов. Здесь указан наиболее распространённый, с движением против часовой стрелки, жирным шрифтом выделено «ядро» комбинации.

Вальсовая тройка RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (перейти на правую ногу) RBO [13] . Начинающие фигуристы не способны, совершив тройку, удержать дугу выезда [14] . Намного проще перейти на правую ногу и выехать в красивой позе. Вальсовая тройка — самый простой разворот на правильно заточенных фигурных коньках. Джексон LFO (моухок) RBO («накрыть» левой ногой) LBI (толчок левой ногой) RFI (толчок правой ногой) LFO [15] . Противовращательные элементы — те, в которых туловище вращается против дуги движения — обычно сложны (лутц, скобка, крюк, чоктау). Джексон уникален тем, что это очень простая противовращательная комбинация. Поэтому он широко применяется в дорожках шагов детей и непрофессионалов, чтобы резко сменить направление вращения. Спортсмены нередко «разбивают» джексоном перебежку. Риттбергерная тройка RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (неполная подсечка) RBO (тройка) RFI (моухок) LBI (перейти на правую ногу) RBO. Подводящее упражнение к прыжку «риттбергер» [16] . На задней тройке фигурист должен держать свободную (левую) ногу вперёд-накрест, а перед тем, как сделать моухок — совершить свободной ногой элегантное движение вокруг тела.

В одиночном и парном катании разрозненные шаги считаются связующими элементами. Но если исполнить шаги длинной цепочкой один за другим, получается зачётный элемент — так называемая «дорожка шагов».

Дорожка шагов, как обязательный элемент короткой и произвольной программы фигуристов, имеет свои правила, хотя фигуристы, как правило, стараются разнообразить движения и включать декоративные элементы или движения руками. Умеренные движения корпусом также требуются по правилам ИСУ. [17] Однако Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках» отмечает, что в дорожках оценивается прежде всего сложность и мастерство в исполнении шагов. [18]

В правилах 2018‒19 есть два типа дорожек — техническая ( StSq ) и хореографическая ( ChSq ). В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую, пары — только хореографическую. Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −5 до +5, в зависимости от качества исполнения). Хореографическая — только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать спираль.

Действующие правила ИСУ регулируют исполнение дорожки следующим образом:

Шаблон:Начало цитатыШаги должны соответствовать ритмическому рисунку музыки. Шаблон:OqШаблон:Конец цитаты

Шаблон:Начало цитатыНельзя перемежать шаги прыжками и подскоками более чем в половину оборота, а также вращениями более чем в 1 оборот. [18]

В парном катании и танцах на льду в дорожку запрещается включать поддержки. Если в любую из дорожек будет включен запрещенный элемент (например, прыжок более, чем в 1 один оборот), то техническая бригада снимает с фигуристов баллы. [19]

Шаблон:Начало цитатыРазрешено делать небольшие остановки, попадающие в такт музыки. Шаблон:OqШаблон:Конец цитаты

В парном катании поощряется смена рук и положения партнеров (то есть партнер и партнерша меняются местами) по ходу исполнения, а также близость их друг к другу. [20]

Популярные шаги в фигурном катании для связки элементов

Программа фигурного катания оценивается по сложности исполняемых элементов, и красоте танца. Практически все фигуристы стараются выполнить самые головокружительные пируэты, которые дают наивысший балл, но для неискушенных зрителей намного важнее хореографическая композиция. Правильно подобранные шаги в фигурном катании дают возможность не откатать программу, а представить на суд зрителей эффектный, завораживающий своей красотой и легкостью исполнения танец.

Шаги по степени сложности исполнения

Распространенный вальсовый шаг в фигурном катании предполагает в ходе исполнения изменение вектора движения, ноги, ребра лезвия. В парном исполнении, когда партнеры находятся лицом друг к другу, запись вальсовой тройки будет выглядеть следующим образом: мужчина будет выполнять шаговую часть по схеме (LFO → LBI → RBO), у его партнерши прокат будет прямо противоположным (RBI → RFO → LFI). Синхронность исполнения — это высший «пилотаж». Несмотря на кажущуюся легкость, исполнить вальс на льду могут только мастера не один год работающие в паре.

Сложность вальсовой тройки для детей заключается в том, что после выполнения основных фрагментов удержать равновесие и осуществить идеальный выезд на дугу техника начинающего фигуриста не позволяет. Упрощенным вариантом вальсовой тройки является менее сложный для разучивания элемент фигурного катания — чоктау.

Проще него для начинающего фигуриста только дуга. Не предусмотрен перекат с ребра на ребро при его выполнении, что практически исключает падение. Исполнение дуги длиной в 30-40 см позволяет связывать каскад прыжков, включая риттбергер. Но есть дуги, когда спортсмен описывает до половины всей площади ледового пространства.

Обучать юных фигуристов начинают с поочередного выполнения дуг, описывая полукруг на обеих ногах поочередно. Учебный процесс заключается в том, чтобы на коротких дистанциях научить уверенно держать ребро конька под заданным педагогом углом наклона по отношению ко льду. Второй задачей тренера является — научить фигуриста демонстрировать зрителям красоту позы.

Как любой танец, программа для ледовой арены имеет схему записи, что помогает не забыть поставленный номер на начальных репетициях.

Как прочесть обозначение:

  • левая нога — L;
  • правая нога — R;
  • вперед — F;
  • назад — B;
  • внутренняя сторона ребра — I;
  • внешняя сторона конька — O.

Подобная запись возникла из необходимости точных указаний при переходе движений. Она выглядит сложнее, чем треугольнички и кружочки, используемые в записи обычных танцев.

Шаги фигурного катания делятся на три категории по степени сложности. Одни и те же характерные движения имеют нюансы исполнения, могут быть зачислены в разряд легких и сложных. Это моухок и чоктау.

Сложность шагов влияет на балл в оценке программы, в правилах соревнований шаги делятся так:

  1. Сложные — твизл, петля, чоктау, скобка.
  2. Простые — перетяжка, моухок, тройка.
  3. Простейшие — дуга, основной, беговые, кросскрол, подсечки, шассе.

Проходя обучение под руководством опытного тренера, фигурист должен овладеть всеми техниками, научиться мастерски их комбинировать, что позволит сделать его номера более разнообразными и зрелищными.

Но первый этап — это освоение азов, простейших шагов, без смены опорной стороны конька в процессе исполнения.

Уровень мастерства растет постепенно. Проще усваивают новые движения дети дошкольного возраста. Чтобы получить юношеский разряд, заниматься дети начинают с 4-5 лет.

Описание шагов

Дорожка в фигурном катании может состоять из шагов одного вида, но наиболее интересно смотрятся комбинированные пробежки с внезапными переходами на другой вектор движения. Чаще всего смена ритма диктует выбранный для музыкального оформления номера трек, скорость, внезапные изменения ритма, сфорцандо, диминуэндо — все это спортсмен должен отразить движениями своего тела. Из выполнения этих правил складывается отметка за артистичность. Одной только техники в фигурном катании крайне мало, скорость дает преимущество в шорт-треке, а не в танцах.

Читать еще:  Как растянуться на шпагат в домашних условиях

Шаги без смены ноги, направления и ребра

Описание этой категории элементов нужно начать с того, что в воображении фигуриста всегда должно присутствовать два соприкасающихся круга, часть которых придется очерчивать при выполнении шаговых элементов.

Один из самых распространенных связывающих прыжки элементов. Он часто комбинируется с более сложными танцевальными па. Он исполняется по следующим канонам:

  • выезд по воображаемой окружности с завалом одного конька внутрь или наружу;
  • самая короткая дуга — 30 см;
  • длинная, ограничений практически не имеет, она определяется только художественным замыслом постановщика.

Петля

Элемент, относящийся к разряду сложных. При его выполнении корпус и свободная нога спортсмена играют роль руля, что позволяет неоднократно пересекать выбранную траекторию дуги. Выглядит это как игра, но требует хорошей физической подготовки и надежного вестибулярного аппарата.

Ритм шагов должен совпадать с ритмическим рисунком выбранного музыкального произведения.

Шаги без смены ноги

У каждого шага есть свои наиболее часто исполняемые завершения в виде прыжков, что предполагает катание на ноге, не являющейся маховой. Для левшей и правшей наиболее удобный вариант шаговых элементов при заходе в сложные пируэты выбирает тренер.

Тройка

Название шаг получил за характерный след на льду в виде цифры «3». Этот базовый фрагмент используется при заходе на прыжки флип и тулуп, а также позволяет изменить направление движения. Форма характерного следа — это две дуги, прочерченные разными ногами, а мысок получается при смене опорной стороны конька.

Поворот на одной ноге, с осуществлением смены опорного ребра конька и направления движения — «тройка». Разворот производится за счет движения плечевого пояса и бедер в сторону выбранного направления.

Скобка

Используется только в сочетании с другими шагами, составляющими комбинированную цепочку. Сложность исполнения заключается в развороте в противоположную сторону при исполнении промежуточной части — наружного мыска, соединяющего дуги. Скобка — более сложна для катания, чем тройка.

В исполнении этого элемента задействована не только нога, а весь корпус. Крюк — поворот, осуществляемый одной ногой со сменой траектории на противоположную. След после исполнения крюка можно сравнить с изображением профиля остроносого человека или знаком параграфа, где соединительный круг заменен выступающим мыском, как в тройке.

Выкрюк

Он отличается от крюка направлением рисования на льду мыска, соединяющего расходящиеся дуги. На следе он такой же, как в скобке. Что больше напоминает молнию с размытыми границами нижнего и верхнего концов.

Перетяжка

Перетяжка — при скольжении с опорой на одну ногу, тело спортсмена плавно смещается относительно льда, что потворствует органичному перемещению с внутреннего на наружное ребро конька и наоборот. Эта игра со сменой положения тела может продолжаться довольно долго, напоминая движения змеи, реагирующей на звук дудки заклинателя. Грация кобры присутствует не только в движениях спортсмена, но и след от конька имеет змееобразный вид.

Твизл

Несмотря на замысловатое название, твизл — это перемещение по дуге (на одной ноге) по или против часовой стрелки. Часто этот шаг сопровождается поднятыми вверх руками. В некоторых программах твизл является обязательным, как наиболее сложный для парного катания. В отличие от вышеописанных шагов, в момент исполнения твизла фигурист на долю секунды не может остаться на месте, все происходит при постоянном передвижении.

Внимание, ошибка! При составлении программы ее нельзя перегружать элементами. При использовании дорожек шагов, их нельзя разрывать прыжками или подскоками чаще, чем вполоборота, а вращения должен разделять хотя бы 1 оборот.

Шаги со сменой ноги

В этой категории подобраны элементы разной степени сложности, но одинаково необходимые для органичности соединений частей программы. Способствующие замедлению или ускорению последующего после них ледового действа.

Основной шаг

Скользящий и в то же время четкий, напоминающий неспешную, бодрую прогулку по узкой тропинке. Его можно замедлять и ускорять в такт музыке. Прямая спина, корпус без наклона, непринужденность исполнения — основные инструменты художественной выразительности шага, неосложненной сменой вектора движения или опорного ребра.

Шассе

Шаговое поочередное скольжение, то на одном, то на другом коньке. Если опора правой ноги приходится на внутреннюю сторону ребра, то в левой опора придется на внешнюю часть лезвия. Такое положение задается наклоном корпуса боком к ледовому покрытию. Четкое переступание в медленном темпе смотрится так же эффектно, как при быстром прокате.

Кросс-ролл

Дуговое скольжение вперед начинается с опоры на наружное ребро конька. Свободную ногу нужно занести накрест опорной, опустив лезвие конька на лед под тем же углом наклона. Особенность его в том, что при каждой смене опорной ноги, изменяется траектория дугообразного выезда за счет толчка свободной ногой.

Подсечка

Стремительный разбег перед прыжком или для исполнения связки сложных пируэтов, требующих высокой скорости. Этот элемент сам по себе не отличается особой зрелищностью, но без него не обойтись при исполнении сложной программы. Иногда он исполняется перед поддержкой в парном катании. Наталья Бестемьянова неоднократно при выполнении этого элемента заставляла зрителей замирать.

Беговой шаг

Чередование подсечек. В отличие от шорт-трека беговые фигурные шаги могут иметь направление как вперед, так и назад.

Шаги со сменой ноги и направления

Эти элементы позволяют фигуристам сделать свое выступление разнообразным и интересным.

Моухок

Необходим для органичной смены траектории движения в танце. Фактически это шаговый разворот, осуществляемый методом смены ног, как при обычной ходьбе.

Чоктау

Похож по исполнению с моухоком. Различие заключается в необходимости смены опорного ребра на противоположное. На схеме чоктау выглядит как RBI → LFO. Он является частью обязательной программы, позволяет сделать заход во вращение более легким. Чаще остальных связующих используется в комбинированных дорожках.

Наиболее известные комбинации шагов

Перечислим элементы, которые встречаются чаще всего:

  1. Риттбергерная тройка — широкий размашистый элемент предваряющий исполнение одноименного прыжка. Представляет собой скрестный шаг на коньках со сменой опорного ребра, после широкого размашистого движения исполняется переход на другую ведущую ногу. Бывшая опорная нога остается впереди. После столь разудалого перехода следует тройка с прокатом назад по наружной дуге, она сменяется движением вперед, внутрь воображаемого круга, затем следует естественный переход за выезд назад, внутрь воображаемого полукружья с опорой на толчковую ногу, после осуществляется возврат к опорной.
  2. Комбинирование чередующихся па: тройки, выполняемой с выездом вперед за внешнюю часть дуги; поочередных выпадов на свободную и опорную ногу; подсечки; открытого моухока — обманный шаг. Вальсовая тройка предшествует развороту. Тройка, направленная вперед с выездом за пределы воображаемой дуги; перехода на векторное движение назад по наружной траектории со сменой опорной и свободной ноги.
  3. Джексон. Схема выполнения не требует разряда по аэробике и спортивной гимнастике. Его способны выполнить дети, недавно вставшие на коньки и любители. Хотя танцевальная первая позиция должна быть идеальной, потому что задние фрагменты коньков должны «смотреть» друг на друга и находиться на одной прямой. После завершения моухока ноги скрещиваются, на внутренней части лезвия, с левой ноги, начинается движение назад. Заключение — прокат на правой ноге вперед (внутрь). Запись этой части номера выглядит так: LFO (моухок); RBO («перекрыть» левой ногой); LBI(толчок левой ногой); RFI (толчок правой ногой); LFO.
Читать еще:  Как делать сальто вперёд

Дорожка шагов

Дорожка шагов оценивается как неотъемлемая часть обязательной программы. Имея план, поставить рекорд по количеству введения в программу максимального количества разноплановых шагов, необходимо не только сопоставить их сложность со своей спортивной подготовкой, но и соразмерить со скоростью музыкального произведения.

Правильно составленный номер — залог успеха. Усложнять программу следует постепенно, вводя новые элементы по мере их разучивания, заменяя простейшие теми, что выглядят эффектнее и оцениваются выше.

О дорожках шагов

Об оценивании прыжковых элементов в фигурном катании пишут и говорят многие, но то, как оцениваются непрыжковые – вращения и дорожки – часто остается в тени. Чтобы помочь поклонникам этого прекрасного вида спорта понять, какими алгоритмами пользуются судьи при выставлении оценок за дорожку шагов – один из самых трудных и интересных элементов любой программы – была создана эта статья с опорой на официальные документы на эту тему.

Требования к дорожкам

Дорожки, как и всякие непрыжковые элементы, имеют градацию по уровню. От уровней зависит базовая стоимость элемента, то есть баллы, которые фигурист получит за него без сбавок и надбавок. Список базовых стоимостей элементов перечислен в Коммюнике 2168.

Уровни начисляются согласно критериям по принципу 1 критерий = 1 уровень. Минимальным является базовый уровень (ни одного критерия, т.е. меньше минимального количества шагов на 1 уровень и отсутствие прочих критериев), а максимальных – 4 уровень (выполнены все 4 пункта). Критерии на новый сезон перечислены в Коммюнике 2254 .

О сложных шагах из перечня с пояснениями я написала серию статей до этого:

После выставления уровня технический специалист выставляет элементу GOE (надбавку) по определенным критериям:

Жирным выделены обязательные критерии для получения надбавки выше +3. Наличие одного критерия дает GOE на 1 пункт выше.

Есть и критерии получения отрицательного GOE за дорожку шагов:

В некоторых ситуациях дорожку могут даже не засчитать, как, например, это случилось с Евгенией Медведевой на одном из ее этапов юниорского гран-при.

По сумме всего алгоритма элемент получает оценку, состоящую из базовой стоимости (учитывая выставленный уровень) плюс надбавки по критериям, переведенной в баллы согласно коэффицентам по таблице. То есть, дорожка из 9 сложных шагов и поворотов, включающих повороты в обоих направлениях на примерно половине поверхности катка и с полноценным использованием движений всего тела, при этом с чистыми глубокими ребрами и исполнением поворотов в музыку, получит 3 уровень и GOE +2 – итого 3.30 + 0.66 = 3.96 балла за элемент.

Как должна выглядеть хорошая дорожка

Одной из самых интересных и высоко оцененных дорожек сезона стала дорожка шагов Алены Косторной в ее новой произвольной программе на Finlandia Trophy.

Дорожка шагов начинается сразу после вращения, в точке посередине катка. Первыми шагами в ней является комбинация из поворотов:

Ребра чётко просматриваются. Эта комбинация на левой ноге из трех шагов является первой из двух необходимых для максимального уровня (вторая должна быть исполнена на правой ноге).

После выезда с комбинации совершается несколько подсечек и после этого чоктау – сложный шаг – на ноге выезда при этом делается тройка с выбрасыванием свободной ноги высоко вверх (в качестве хореографии):

чоктау rfo – lbi (cw – ccw)

После этого начинается вокал – новая музыкальная фраза – и она отображается в дорожке остановкой с хореографическими движениями.

После этого выполняется петля вперед-наружу по часовой стрелке на правой ноге:

После нескольких технических шагов начинается вторая комбинация –

После комбинации спортсменка совершает хореографическую подпрыжку в акцент музыки и выполняет серию твиззлов с руками наверх с явным ускорением:

И после выезда с твиззлов фигуристка исполняет второе чоктау в дорожке:

После чоктау в дорожке поставлены еще несколько хореографических движений – выпад и короткая спираль со свободной ногой вперед.

Затем выполняется одиночная скоба, выезд из который обыгран подпрыжкой с отталкиванием по типу сальхов:

И сразу после подпрыжки серия твиззлов:

Заканчивается дорожка разгоном на прыжковый элемент.

Итого, состав дорожки выглядит так: 12 сложных шагов, из них две комбинации (3 шага на левой ноге и 3 шага на правой ноге),

Техническим специалистом и судьями соревнования элементу был присвоен 4 уровень (StSq4) и среднее GOE в 1.50 (при максимуме с учетом коэффициента 1.95). При этом 3 из 8 судей оценили исполнение элемента на максимум – на +5 GOE.

В данной дорожке действительно присутствует всё требуемое по критериям – музыкальность (шаги поставлены согласно музыкальным фразам, передано начало вокала), креативность и оригинальность (места между шагами заполнены различными хореографическими элементами, необычно поставлены руки на самих шагах – внимание на твиззлы, разнообразие позиций рук на них), покрыта бòльшая поверхность льда, задействовано все тело, виден контроль за скоростью – есть явное ускорение на некоторых из шагов, в достатке энергия и ритм исполнения.

То, что не все оценки являются максимальными, вызвано субъективностью некоторых из критериев и разницей восприятия, но то, что абсолютно все оценки являются весьма высокими и положительными, говорит о том, что хорошая дорожка должна выглядеть примерно так.

Надеюсь, эта статья была чем-то полезна для вас! С радостью приму отклики, исправлю возможные недочеты.

Как научиться выполнять элементы на катке? Фонарик, циркуль, перебежки

С наступлением зимнего сезона открывается всё больше катков и жители городов смело выходят на лёд. А те, кто хоть раз любовался фигурным катанием, пытаются повторить за профессионалами их грациозные трюки. Некоторые элементы окажутся слишком сложными и даже небезопасными для новичков, другие же вполне можно изучить самому. Рассказываем, почему многие движения фигуристов лучше не пытаться делать самостоятельно и какие под силу выполнить даже начинающим.

Какие элементы не стоит повторять за профессиональными фигуристами?

Ответ прост: прыжки, вращения, элементы спиралей и сложные шаговые дорожки. Именно эти трюки придают зрелищности фигурному катанию, но новичкам их не рекомендуется исполнять по нескольким причинам.

Недостаточная физическая подготовка

В первую очередь, начинающим будет не хватать физической подготовки для исполнения сложных элементов. Для того чтобы твёрдо стоять на коньках, фигуристы тренируются ежедневно, несколько раз в день: как на льду, так и в спортивном зале. Они развивают силу, выносливость, растяжку и даже вестибулярный аппарат. Если же человек без опыта попробует выполнить даже лёгкое вращение, то головокружения ему не избежать.

Коньки для массового катания недостаточно оснащены, чтобы выполнять в них сложные элементы. Во-первых, ботинок значительно мягче, чем у профессиональных. Твёрдость нужна для стабилизации ноги, например, при приземлении с прыжка. Во-вторых, отличаются лезвия: у фигуристов они заточены специальным образом и наделены развитыми зубцами спереди, которые не дают упасть лицом об лёд. Чем выше уровень катания у спортсмена, тем более продвинутое лезвие из качественной стали должно быть у конька.

При всём профессионализме даже опытные фигуристы часто падают. Но вероятность получить серьёзную травму у них меньше, чем у начинающих. Всё дело в технике падений. Спортсменов с самого начала их карьеры учат по возможности приземляться на внешнюю часть бедра. Такой исход наименее болезненный. Новички же из-за недостатка практики могут упасть неправильно и довольно сильно удариться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: