124 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Редуктор для акваланга

Регулятор для акваланга

Регулятор – устройство, позволяющее снизить давление дыхательной смеси, поступающей из баллона до уровня, необходимого для безопасного дыхания человеком, подачи ее для вдоха и отведения продуктов выдоха.

Типы регуляторов:

  • одноступенчатый регулятор
  • двухступенчатый регулятор

Изначально все регуляторы были одноступенчатыми (их и сейчас можно встретить в старых моделях дыхательных аппаратов)и обладали рядом существенных недостатков, потому с течением времени и научной мысли их вытеснили — двухступенчатые.

Современный регулятор состоит из двух основных частей:

  • редуктора (1-я ступень)
  • и лёгочного автомата (2-я ступень).

Воздух из баллона подаётся в редуктор, где понижается до установочного давления, (на 8-12 атм. больше давления окружающей среды), и далее по шлангу поступает в лёгочный автомат (загубник которого берётся в рот), понижающий давление до уровня соответствующего давлению окружающей среды, обеспечивая комфортное дыхание при любом положении тела.

К такому типу регуляторов дополнительно подключаются манометр и октопус. Манометр необходим для контроля расхода воздуха. Он часто монтируется в консоль, включающую глубиномер (или дайв-компьютер) и/или компас.

Октопус — дополнительный лёгочный автомат (дополнительная 2-я ступень), предназначеный для оказания помощи напарнику (в случае, если он остался без воздуха) или замены вышедшего из строя основного лёгочного автомата. Обычно корпус октопуса (как и его шланг) окрашен в жёлтый цвет, и шланг имеет большую длину, чем у основного легочного автомата.

Выбор регулятора

Вот следующие конструктивные различия, которые могут быть учтены при выборе регулятора:

  • конструкция первой ступени — диафрагменная или поршневая;
  • сбалансированная или не сбалансированная модель первой ступени;
  • вид соединения первой ступени с баллоном (YOKE, DIN);
  • количество портов высокого и низкого давления;
  • вращающаяся или сплошная конструкция первой ступени;
  • материал первой ступени;
  • установочное давление;
  • размер и материал второй ступени;
  • сбалансированная или не сбалансированная модель второй ступени.

Можно много спорить, что лучше поршень или мембрана, но какие бы аргументы за и против мы не приводили бы здесь, на легкости дыхания это почти не отразится и вы не заметите разницы между поршнем и диафрагмой в нормированном диапазоне температур и глубин (35-10 град тепла и 0-40м). Можно только заметить, что внутренности мембранного регулятора лучше защищены от окружающей среды герметизирующей диафрагмой в отличие от поршневой модели, которая менее устойчива к коррозии по объективным причинам.

Сбалансированность или не сбалансированности влияет только на некое комфортное ощущение, когда при меньшем давлении в баллоне вы не заметите разницу в легкости дыхания у сбалансированной модели.

Если вы технодайвер и баллоны спарки у вас забиты под 300 бар, то вам сам Бог велел пользоваться первой ступенью с переходником DIN300, причем данное решение более универсально, так как при необходимости можно использовать переходник DIN — YOKE что, кстати, невозможно в обратную сторону (с YOKE на DIN). Но, если вы не занимаетесь технодайвингом, то не стоит заморачиваться этой проблемой, YOKE будет легче в транспортировке и проще в обслуживании.

Количество портов необходимо учитывать опять же исключительно при технических видах дайвинга. И если вы ныряльщик «теплой воды», то не пытайтесь сосчитать количество портов высокого и низкого давления — их всегда будет достаточно для ваших нехитрых целей.

С точки зрения механической конструкции неразъемная и не вращающаяся первая ступень, такая как у Апекс 100-200 надежнее чем вращающаяся турель у Апекса 50. Правда, если это будет стоить дополнительных 100 USD, то вряд ли оно себя окупит.

Более легкие титановые конструкции, безусловно, более удобны при ограничениях веса в багаже, но стоит ли выкладывать дополнительные 100-200USD за это? Кроме того, многие сервисные центры не берут на обслуживание титановые модели. Потому как, титановая резьба легко срывается и в случае поломки по их вине возмещать полную стоимость испорченного регулятора клиенту для них не выгодно.

Чем меньше и легче вторая ступень, тем комфортнее ей пользоваться.

Установочное давление, имеет важный смысл при холодной нырялке (чем ниже давление, тем меньше шанс обмерзания), но для теплых морей оно абсолютно безразлично.

Сбалансированность и не несбалансированность второй ступени меньше отражаются на комфортности вашего дыхания в зависимости от объема оставшегося в вашем баллоне воздуха, но если есть модели, также сбалансированные по второй ступени, то почему бы не выбрать их при небольшой разнице в цене?

К слову сказать, многие забывают про такую важную деталь как загубник. Подчас комфортность плавания с регулятором зависит именно от него, потому загубник лучше использовать фигурный, расплавляемый по форме рта силиконовый.

Т.о. наиболее приемлемой можно считать легкую (возможно титановую, дело вкуса см. выше.) компактную модель (как первая, так и вторая ступени) известного производителя, с переходником YOKE и отсутствием любых регулировок, имеющую обе сбалансированные ступени и самое главное — обладающую минимальной ценой!

Эксплуатация

  1. Открыть клапан на баллоне и выдуть немного воздуха, чтобы пыль и частички воды не попали потом в регулятор.
  2. Проверить наличие и целостность резиновой прокладки на клапане баллона и убедиться в отсутствии загрязнения.
  3. Слегка смазать прокладку силиконовой смазкой или слюной. Смазывание предотвращает повреждение резиновой прокладки в подвижном сочленении с металлической частью регулятора.
  4. Прикрутить первую ступень регулятора к вентилю баллона. Больших усилий при этом прикладывать не следует, так как при открытии клапана баллона, давление воздуха закрепит это соединение.
  5. Открыть клапан на баллоне до конца и затем сделать пол-оборота в обратную сторону.
  6. Проверить показания манометра.
  7. Вдохнуть воздух из регулятора и проверить, нет ли посторонних запахов. Наличие таковых говорит о загрязненном воздухе в баллоне. Если запах обнаружится на глубине, немедленно прекратите погружение, так как токсичный эффект увеличивается пропорционально глубине.
  8. Проверить работу кнопки на второй ступени регулятора.
  9. Убедиться в целостности загубника и затягивающего ремешка.
  1. Перед снятием регулятора с баллона ополоснуть пресной водой регулятор на баллоне.
  2. Закрутить клапан на баллоне.
  3. Нажать кнопку на второй ступени регулятора и выпустить воздух из системы.
  4. Протереть резиновую заглушку на первой ступени регулятора насухо полотенцем или высушить струей воздуха из баллона. Частая ошибка — это направление струи воздуха не на заглушку, а на отверстие в первой ступени регулятора. Капельки воды в этом случае могут быть загнаны струёй воздуха внутрь регулятора.
  5. Просушенную резиновую заглушку крепко прикрутить к первой ступени регулятора.
  6. Прополоскать регулятор в пресной воде. Прополаскивание регулятора — это наиболее важная процедура сразу после выхода на поверхность. Даже, если невозможно промыть всё снаряжение, регулятор должен быть обязательно промыт, независимо от того, где вы ныряете — в море или в бассейне. Кристаллы морской соли, хлорки из бассейна, растворённые минеральные вещества рек и озёр могут испортить многие детали регулятора и послужить причиной коррозии.

При полоскании регулятора, нельзя нажимать клапан второй ступени. Дело в том, что когда в системе регулятора нет давления (регулятор отсоединен от баллона или баллон закрыт и из системы выпущен воздух), при нажатии на клапан второй ступени вода беспрепятственно поступает в шланги. Таким образом, внутренняя часть регулятора засоряется и коррозирует.

Промывание регулятора можно начинать, только убедившись, что заглушка на первой ступени плотно привинчена.

Читать еще:  Как научиться делать сальто вперёд

Использовать тёплую (не горячую) воду для полоскания и промывания регулятора. Она лучше растворяет соль, чем холодная.

После ныряния в соленой воде регулятор полезно подержать минут десять в пресной воде.

  • Просушить, но избегать воздействия прямых солнечных лучей.
  • Хранение.

    1. В промежутках между погружениями регулятор вместе с BCD сразу переставляют на новый баллон, баллон кладется в теневое место на пол (палубу) или вставляется в специальные фиксирующие ячейки.
    2. Все шланги регулятора засовываются внутрь жилета. Таким образом, баллон не упадет никому на ногу и никто случайно не наступит вам на консоль или вторую ступень.
    3. При длительном хранении рекомендуется хранить его в разобранном состоянии с отсоединёнными шлангами.
    4. При транспортировке регулятор помещается в отдельный пакет.

    Попадание воды внутрь регулятора.

    Если вы совершили ошибку, и вода все-таки попала внутрь первой или второй ступени, то нужно провести следующую процедуру оказания первой помощи регулятору:

    • Необходимо подсоединить регулятор к полностью заправленному баллону, открыть его вентиль.
    • Нажать на клапаны вторых ступеней (как основного, так и октопуса) и держать их нажатыми несколько минут. Таким образом, вы просушите внутреннюю часть системы и очистите ее мощной воздушной струей от попавшей туда грязи.

    В случае возникновения каких-либо неисправностей в работе регулятора лучше всего обратиться к специалисту. Кроме того, даже нормально работающий регулятор необходимо периодически показывать специалисту для диагностики.

    P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

    P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

    Регуляторы для дайвинга (как выбрать регуляторы для дайвинга?)

    Назначение регулятора-это понижать высокое давление воздуха, поступающего из баллона, до давления окружающей среды. Типовой регулятор, готовый к использованию должен состоять, как минимум, из четырех элементов, выходящих из первой ступени. Они включают в себя: первую ступень (редуктор), предназначенную для понижения давления от высокого давления баллона до установочного (на 6-12 бар выше давления окружающей среды) и вторую ступень, которая понижает давление от установочного до давления окружающей среды; дублирующую вторую ступень (альтернативный источник воздуха); шланг низкого давления устройства управления плавучестью (шланг инфлятора), и шланг высокого давления, прикрепляемый к манометру на приборной консоли.

    Некоторые системы сочетают дублирующую вторую ступень и шланг низкого давления устройства управления плавучестью в один узел. Кроме того, могут быть дополнительные шланги низкого давления для сухих костюмов. При покупке, когда говорят регулятор, имеют ввиду только первую и вторую ступени. Современные регуляторы являются аппаратами открытого или незамкнутого типа-это означает, что воздух, который вдыхается, выпускается в воду, а не назад в систему. Это более дешевый способ, чем способ, который используется в аппаратах с закрытым контуром для военных и коммерческих аквалангистов. От правильности выбора регулятора зависит ваш комфорт и безопасность.

    ВЫБОР

    В настоящее время выпускается большое количество модификаций регуляторов. Выбор нужного вам регулятора зависит от того, где вы собираетесь плавать, какой жилет использовать, что именно вы будете делать под водой и т.д. Таким образом, выбор-дело очень индивидуальное.

    При выборе любого регулятора следует учесть несколько моментов:

      Подходит ли регулятор к вашему жилету, с точки зрения совместимости шланга низкого давления с инфлятором.

  • Какое соединение с баллоном вам необходимо (DIN или YOKE).
  • Существует несколько видов регуляторов:

    YOKE соединение с баллоном. Это наиболее часто применяемый вид соединения регулятора с баллоном. YOKE наиболее простой и быстроразъемный вид соединения, хотя разница в сложности и скорости сборки, разработки между DIN и YOKE соединениями невелика.

    DIN соединение с баллоном. Этот вид соединения с баллоном предполагает ввинчивание первой ступени регулятора внутрь вентиля баллона. Считается, что оно более надежное, так как уплотнительное кольцо первой ступени находится внутри вентиля баллона и при соединении меньше трется. Соответственно, меньше вероятности и того, что оно треснет или порвется. Для баллонов с высоким давлением воздуха (300 бар) используется только DIN соединение. В настоящее время выпускаются переходники (адапторы) к регуляторам и баллонам, которые позволяют аквалангисту самостоятельно, в течение нескольких секунд совместить DIN соединение регулятора с баллоном YOKE и наоборот.

    Сбалансированная первая ступень
    Сбалансированная первая ступень регулятора дает возможность дышать с одинаковой легкостью, независимо от глубины и от того, сколько воздуха осталось в баллоне.

    Несбалансированная первая ступень
    Конструкция такого регулятора более проста и не требует сложного технического обслуживания и, кроме того, он дешевле. На большой глубине для вдоха из такого регулятора требуется некоторое усилие. Существенным минусом данной системы является то, что при дыхании партнерами из одного регулятора (например, в случае оказания помощи) вдохи надо будет делать по очереди.

    Изолированная первая ступень
    Изолированная первая ступень регулятора, исключает возможность замерзания и позволяет аквалангисту плавать в ледяной воде, а также в агрессивных средах.

    Мембранная первая ступень
    Как правило, такие регуляторы приспособлены для плавания в грязной и холодной воде, поскольку сама конструкция этих регуляторов предусматривает изоляцию от внешней среды.

    Поршневая первая ступень
    Такие регуляторы, исключая некоторые модели, созданы для плавания в чистой и теплой воде. Поршневые регуляторы, как правило, имеют меньше движущихся деталей, чем мембранные модели, это несколько снижает их стоимость и облегчает техническое обслуживание. Для аквалангиста, который покупает регулятор в месте, где он может получить полноценное техническое обслуживание, у тех, кто продает и обслуживает свои регуляторы на постоянной основе, не имеет значения какой тип конструкции используют их первые ступени. Очевидно, что преимущества и недостатки каждой конструкции распределены почти равномерно.

    Первая ступень, снабженная пилотным клапаном
    Такой регулятор оказывает меньшее сопротивление при вдохе. Минусом этой системы является то, что она имеет большое количество мелких деталей. Это усложняет конструкцию и повышает стоимость. И наконец, ей, как и любой другой технике, подходит принцип – “Чем проще – тем надежней”.

    ПЕРЕД ПОГРУЖЕНИЕМ

    1. Открыть клапан на баллоне и выдуть немного воздуха, чтобы пыль и частички воды не попали потом в регулятор.
    2. Проверить наличие и целостность резиновой прокладки на клапане баллона и убедиться в отсутствии загрязнения.
    3. Слегка смазать прокладку силиконовой смазкой или слюной. Смазывание предотвращает повреждение резиновой прокладки в подвижном сочленении с металлической частью регулятора.
    4. Прикрутить первую ступень регулятора к вентилю баллона. Больших усилий при этом прикладывать не следует, так как при открытии клапана баллона, давление воздуха закрепит это соединение.
    5. Открыть клапан на баллоне до конца и затем сделать пол-оборота в обратную сторону.
    6. Проверить показания манометра.
    7. Вдохнуть воздух из регулятора и проверить нет ли посторонних запахов. Наличие таковых говорит о загрязненном воздухе в баллоне. Если запах обнаружится на глубине, немедленно прекратите погружение, так как токсичный эффект увеличивается пропорционально глубине.
    8. Проверить работу кнопки на второй ступени регулятора.
    9. Убедиться в целостности загубника и затягивающего ремешка.

    ПОСЛЕ ПОГРУЖЕНИЯ

    1. Перед снятием регулятора с баллона ополоснуть пресной водой регулятор на баллоне.
    2. Закрутить клапан на баллоне.
    3. Нажать кнопку на второй ступени регулятора и выпустить воздух из системы.
    4. Протереть резиновую заглушку на первой ступени регулятора насухо полотенцем или высушить струей воздуха из баллона. Частая ошибка-это направление струи воздуха не на заглушку, а на отверстие в первой ступени регулятора. Капельки воды в этом случае могут быть загнаны струёй воздуха внутрь регулятора.
    5. Просушенную резиновую заглушку крепко прикрутить к первой ступени регулятора.
    6. Прополоскать регулятор в пресной воде. Прополаскивание регулятора-это наиболее важная процедура сразу после выхода на поверхность. Даже, если невозможно промыть всё снаряжение, регулятор должен быть обязательно промыт, независимо от того, где вы плаваете-в море или в бассейне. Кристаллы морской соли, хлорки из бассейна, растворённые минеральные вещества рек и озёр могут испортить многие детали регулятора и послужить причиной коррозии.
    7. Просушить, но избегать воздействия прямых солнечных лучей.
    • При полоскании регулятора, нельзя нажимать клапан второй ступени. Дело в том, что когда в системе регулятора нет давления (регулятор отсоединен от баллона или баллон закрыт и из системы выпущен воздух), при нажатии на клапан второй ступени вода беспрепятственно поступает в шланги. Таким образом, внутренняя часть регулятора засоряется и коррозирует.
    • Промывание регулятора можно начинать, только убедившись, что заглушка на первой ступени плотно привинчена.
    • Использовать тёплую (не горячую) воду для полоскания и промывания регулятора. Она лучше растворяет соль чем холодная.
    • После плавания в соленой воде регулятор полезно подержать минут десять в пресной воде.
    Читать еще:  Смазка unil кальциевая с силиконом

    ХРАНЕНИЕ

    1. В промежутках между погружениями регулятор вместе с BCD сразу переставляют на новый баллон, баллон кладется в теневое место на пол (палубу) или вставляется в специальные фиксирующие ячейки.
    2. Все шланги регулятора засовываются внутрь жилета. Таким образом, баллон не упадет никому на ногу и никто случайно не наступит вам на консоль или вторую ступень.
    3. При длительном хранении рекомендуется хранить его в разобранном состоянии с отсоединёнными шлангами.
    4. При транспортировке регулятор помещается в отдельный пакет.

    РЕМОНТ

    Попадание воды внутрь регулятора.

    Если вы совершили ошибку, и вода все-таки попала внутрь первой или второй ступени, то нужно провести следующую процедуру оказания первой помощи регулятору:

    • Необходимо подсоединить регулятор к полностью заправленному баллону, открыть его вентиль.
    • Нажать на клапаны вторых ступений (как основного, так и октопуса) и держать их нажатыми несколько минут. Таким образом вы просушите внутреннюю часть системы и очистите ее мощной воздушной струей от попавшей туда грязи.
    • В случае возникновения каких-либо неисправностей в работе регулятора лучше всего обратиться к специалисту. Кроме того, даже нормально работающий регулятор необходимо периодически показывать специалисту для диагностики в одном из следующих случаев:
    • После последней переборки прошел год или больше нормальной эксплуатации.
    • После последней переборки регулятор эксплуатировался в исключительно тяжелых условиях в течение шести или более месяцев.
    • Регулятор имеет видимые повреждения, например, потрескавшиеся шланги или загубники, или изменение цвета впускного фильтра.

    Регулятор для дайвинга

    Знакомьтесь — редуктор для дайвинга

    Для комфортного дыхания под водой, не отличающегося от дыхания на поверхности был сконструировано устройство под названием регулятор. Регулятор, как оборудование для дайвинга, состоит из трёх основных частей. Первая ступень, она же редуктор, вторая ступень, он же лёгочный автомат и третья часть, октопус тоже лёгочный автомат. Надёжная работа снаряжение для дайвинга залог вашего безопасного нахождения под водой, поэтому каждый регулятор должен отвечать следующим техническим требованием:

    1 Минимальная зависимость величины механического сопротивления дыханию независимо на какой глубине проходит погружение, давления воздуха в баллонах и от температуры окружающей среды.

    2 Незначительное механическое сопротивление дыханию подводного пловца.

    3 Минимальное изменение установочного давления в первой ступени в процессе дыхания под водой на разных глубинах.

    4 Исключение возможности прорыва воздуха высокого давления во время дыхания.

    5 Простота и надёжность первой и второй ступени.

    6 Достаточно удобны в использование и обладать устойчивостью к повреждениям.

    Две категории регуляторов

    Все современные регуляторы делятся на две категории — это одноступенчатые с понижением воздуха из баллона одним редуцирующим устройством до давления внешней среды и двухступенчатые в которых давление воздуха понижается в два этапа сначала до установочного давления, а потом до давления окружающей среды.

    Большинство регуляторов, выпускаемое мировыми производителями имеют двухступенчатую конструкцию, с которой познакомимся поподробнее. В современных конструкциях регулятора предусмотрена схема расположения первой ступени непосредственно на баллоне, а вторая непосредственно рядом со ртом пловца. Двухступенчатые регуляторы включают в себя три элемента, это первая ступень-редуктор, вторая ступень — дыхательный автомат и шланг среднего давления, соединяющий редуктор и дыхательный автомат. Первая ступень регулятора понижает давление воздуха в баллоне до промежуточного — установочного давления, обычно оно находится в диапазоне от 8,5 до 9,3 атмосфер. В первой ступени располагаются две камеры: высокого и среднего давления, а также водная камера, предназначенная для регулировки подачи воздуха в камеру среднего давления. В водной камере находится элемент первой ступени, который воспринимает давление внешней среды. Вторая ступень предназначена для снижение давления воздуха до величины давления воздуха окружающей среды и подачи в легкие подводника в необходимом количестве.

    В настоящие время выпускаются регуляторы двух типов, это мембранный редуктор и поршневой. Чем же хорош регулятор с мембранной. Во-первых разделяет корпус редуктора на две части, одна часть сообщается с водой, другая надёжно изолирована от неё. Данный вид конструкции позволяет использование регуляторов в грязной воде, даёт положительные результаты в борьбе с обмерзанием. Во-вторых, мембрана очень надёжный элемент, не подвержена внезапным отказам при погружении. У мембраны существует серьёзный недостаток, связанный со старением резины, появляются микротрещины, которые могут привести к расслоению и обрыву. Этого можно избежать, проводя ежегодное обслуживание регулятора в сервис-центрах, имеющих сертификат на обслуживание регуляторов данной фирмы.

    Регулятор с поршнем

    Поршневые регуляторы по сравнении с мембранными пользуются меньшем спросом у аквалангистов. Поршневые регуляторы, как правило, предназначены для использования в тёплой воде. Внутри такого редуктора расположен поршень, срок службы которого практически неограничен. К недостатку можно отнести отказ регулятора при попадание посторонних частиц на рабочею поверхность поршня, к его заклиниванию и остановки подачи воздуха, предрасположенность к замерзанию. Даны тип регуляторов предназначен для погружений в тёплой и чистой воде. Большинство современных редукторов имеют сбалансированную первую ступень, при такой конструкции полностью исключается зависимость от усилий необходимых для открытия редукционного клапана и от давления воздуха в баллоне. Корпус редуктора и его элементов изготавливаются из высокопрочных нержавеющих сталей с нанесённым на них покрытием из хрома, ванадия и других. В некоторых случаях корпус может изготавливаться из бронзы с последующим покрытием хромом или никелем.

    Для нормального и безопасного погружение недостаточно наличие редуктора, дыхательного автомата и шланга среднего давления в конфигурацию регулятора должен быть включён прибор, показывающий давление в баллоне и запасной дыхательный автомат, так намазываемый «октопус», который выполняет роль запасного дыхательного аппарата для напарника. Октопус имеет жёлтый окрас и шланг жёлтого цвета, который длиннее шланга для основного лёгочника. Шланг поддува жилета и в некоторых случаях шланг поддува «сухого костюма». В конструкции первой ступени предусмотрено один или два порта высокого давления, три или четыре порта среднего давления, позволяющие собрать необходимую конфигурацию.

    Читать еще:  Париж дакар маршрут на карте

    Для подсоединения первой ступени к вентилю баллона существует два способа соединения. Винтовое соединение оно же DIN более надёжно и прочно, приспособлено для давления в 300 атм. и выше. Хомутовое соединение YOKE менее прочно, чем резьбовое и рекомендуется использовать до давления в 230 атм.

    Что бы регулятор прослужил верой и правдой длительное время, не пренебрегайте правилами пользования и хранения. Ежегодное обслуживание обязательно, не забывайте об этом. После каждого погружения старательно промойте все части регулятора, просушите, закрутите защитный колпачок редуктора, храните регулятор в сухом помещение. Снаряжение для дайвинга при правильной эксплуатации прослужит верой и правдой много лет!

    Акваланг. Виды и работа. Устройство и как выбрать. Особенности

    В переводе с французского «акваланг» означает «водяные легкие». Это устройство создавалось не сразу. Постепенно разрабатывались отдельные его элементы: прежде всего регулятор подачи воздуха, который впоследствии был адаптирован для оснащения акваланга. В 1978 году был впервые опробован прибор для дыхания под водой на чистом кислороде. А непосредственно акваланг был запатентован в 1943 году французами Жаком-Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном.

    Устройство и принцип работы

    Акваланг включает в себя:
    • Баллон — одну, две или даже три металлические емкости, содержащие сжатый воздух. Обычно объем баллона составляет 5 и 7 литров, но имеются устройства на 10 и 14 литров. Емкости имеют форму цилиндра и вытянутую горловину. К ней крепится патрубок или трубка высокого давления (посредством резьбы внутри горловины). Баллоны производятся из стали, титана, углеволокна, сплавов алюминия и др. Разные материалы обладают различным весом, долговечностью и стоимостью. Но они должны отвечать основному требованию – выдерживать высокое давление (230-300 атм.). Стальные емкости обрабатываются специальным составом, защищающим их от коррозии.
    • Регулятор, в устройстве которого имеются редуктор и легочный автомат. Воздух из баллона под давлением поступает в редуктор, где давление опускается до среднего уровня. Затем через шланг воздух направляется в легочный автомат, где его давление приобретает рабочее значение, и через загубник используется для дыхания аквалангистом. В акваланге присутствуют основной и запасной регуляторы, но устройство может оснащаться и большим их числом.
    • Компенсатор плавучести — устройство, необходимое для компенсации переменной плавучести аквалангиста во время погружения и во время пребывания на поверхности.
    Принцип работы

    При опускании на глубину на аквалангиста действует давление воды. И чем больше глубина, тем большей силы давление. Для осуществления вдоха приходится преодолевать эту силу. Однако человеческие дыхательные мышцы не способны сделать это самостоятельно, поэтому воздух для вдыхания должен подаваться под давлением, большим, чем давление воды. За это отвечает регулятор.

    Давление воздуха в регуляторе проходит два этапа изменения.
    1. Первый и основной этап — понижение давления. Это происходит посредством редуктора — составного элемента регулятора, встраиваемого на вентиль баллона.
    2. Второй этап — нормализация давления до рабочего уровня и автоматизация дыхательного процесса. Эту функцию обеспечивает дыхательный автомат, который находится во рту аквалангиста и сообщается с редуктором посредством шланга.

    Редукторы бывают поршневыми и мембранными. Мембранные являются наиболее распространенными. Их принцип работы сводится к следующему.

    Первый этап
    • Когда давление в шланге принимает определенное значение, клапан редуктора блокирует поступление воздуха из баллона. Система достигает равновесного состояния.
    • Когда аквалангист делает вдох, давление падает, клапан вновь открывается и поступает новая порция воздуха.
    • Когда вдох произведен, давление в шланге опять повышается и клапан регулятора закрывается.

    Второй этап
    • Когда аквалангист вдыхает, он втягивает в себя воздух.
    • Мембрана смещается и сдвигает рычаг, который открывает клапан подачи воздуха.
    • С прекращением вдоха давление нормализуется и мембрана возвращается в прежнее положение, закрывая клапан.

    Резервный источник дыхания

    Некоторые аквалангисты предпочитают брать с собой дополнительные источники дыхательной смеси. Такими источниками выступают мини-акваланги. Мини-акваланг — это система небольшого размера, которую можно применять при неглубоководных погружениях. В нее включены емкость с дыхательной смесью небольшого объема и редуктор с загубником.

    Типы аквалангов

    По типу дыхания акваланги делятся на три группы.

    Акваланг с открытой схемой

    Этот тип оборудования работает только на вдох. Сжатый воздух при вдыхании поступает из дыхательного аппарата в лёгкие дайвера через загубник, а выдох происходит в воду. Переработанный и свежий воздух не перемешиваются между собой. Это предотвращает кислородное голодание и вероятность отравления углекислым газом.

    Регулятор расположен на выходе баллона и осуществляет подачу воздуха. Дыхательная смесь подается из каждой емкости по очереди через стопорные краны. Получить информацию о количестве оставшегося воздуха можно по манометру, который соединен с регулятором. По нему есть возможность узнать также и давление воздуха, имеющегося в баллоне.

    Акваланг с открытой схемой имеет несложное устройство и надежен в эксплуатации. Единственный его недостаток заключается в том, что он не предназначен для глубинных погружений вследствие большого потребления воздуха.

    С полузакрытой и закрытой схемой

    В оборудовании с полузакрытой схемой половина выдыхаемого воздуха возвращается на регенерацию, а половина выходит наружу.

    При закрытой схеме дыхания один и тот же воздух в баллоне используется для дыхания несколько раз. Выдыхаемый воздух поступает на регенерацию, очищается от углекислого газа и обогащается кислородом. Таким образом, характерные пузырьки при выдохе отсутствуют, и вид аквалангиста не так отпугивает морских обитателей, что важно для исследований подводной фауны.

    Закрытая система имеет множество преимуществ:
    • Обладает небольшими габаритами и весом.
    • Позволяет опускаться на значительную глубину и пребывать под водой длительное время.
    • Обеспечивает аквалангисту возможность меньше привлекать к себе внимание.

    К минусам можно отнести высокую стоимость и возможность использования оборудования данного вида только при достаточной натренированности.

    Выбор баллона
    Выбирая акваланг, следует оценивать определенные параметры этих устройств:
    Материал

    Наиболее распространены емкости для воздуха из стали или алюминия. Алюминиевые не подвержены коррозии, а стальные наиболее прочны. Среди профессиональных аквалангистов пользуются популярностью стальные баллоны, которые при грамотном использовании очень долговечны. Однако такие изделия обязательно должны иметь защитное антикоррозийное покрытие.

    Количество и объём

    Сколько сосудов должен иметь акваланг — дело личных предпочтений, так как не имеет принципиальных отличий, брать с собой один 14-литровый баллон или два по 7 литров. Здесь прослеживается только одно правило: чем более глубоким и продолжительным будет погружение, тем больший объем воздуха потребуется и тем больший объем баллона нужно брать.

    Опытные аквалангисты зачастую берут не камеры, а компрессор. При его наличии камеры можно арендовать или самостоятельно перезаправлять имеющиеся. Стоит он немало, поэтому покупать новый компрессор или бывший в употреблении — зависит от бюджета и индивидуальных пожеланий. Новичкам же заморачиваться с покупкой компрессора стоит только в том случае, если подводными погружениями планируется заниматься долго и серьезно.

    Регуляторы — это сложные и хрупкие механизмы. Для обеспечения их долгой и беспроблемной работы им требуется особый уход. После каждого использования регулятор обязательно нужно тщательно выполаскивать от соли. Сушить резиновые части автомата необходимо подальше от ультрафиолетовых лучей, поскольку под ними происходит пересыхание и растрескивание.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]