2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ралли париж дакар трасса

Ралли Дакар

Ралли Дакар (ранее Ралли Париж-Дакар) – ралли-марафон, который проводится ежегодно с 1978 года. Изо всех раллийных гонок является самым большим по протяженности. Соревнуются не только профессионалы – до 80% участников составляют любители, которым в жизни не хватает адреналина. Участники разбиты на категории автомобилей, мотоциклов, квадроциклов и грузовиков. До переноса гонки на Американский континент в 2009 году, маршруты ралли пролегали по территории Европы и Африки.

История.

Организатором нового ралли по пустыне стал известный французский мотогонщик Тьерри Сабин. В 1977 году, участвуя в другом ралли, проходившем по пустыне Сахара, он сбился с пути, но был спасен местными жителями. Дебютное Ралли Дакар началось в Париже под новый, 1979 год, а завершилось в Дакаре через три недели.

В первой гонке экипажи автомобилей, грузовиков и мотоциклов ушли со старта одновременно, в результате весь пьедестал заняли мотоциклисты. С 1980 года введена классификация участников, и с тех пор призы вручают победителям каждой из трех категорий. Основатель гонки трагически погиб в 1986 году в катастрофе с вертолетом, но его дело продолжает жить.

Изначально маршруты ралли прокладывались по странам Европы и Африки, а одной из крайних точек гонки, за редким исключением, был город Дакар – столица Сенегала. Накануне гонки 2008 года в Мавритании произошла стычка приезжих с местным населением на религиозной почве, в результате которой погибли французские туристы. Поэтому гонку пришлось отменить, а с 2009 года состязание проводится в Южной Америке по территории Аргентины, Перу и Чили. Сахару заменила пустыня Атакама. Также с 2009 года был введена категория квадроциклов.


Правила.

Ралли стартует ежегодно в первые дни января. Гонки проводятся на трассах общего пользования без ограничения движения транспорта. Соревнования идут каждый день, средняя длина дневного этапа от 700 до 900 км. Обычно организаторы прокладывают трассу по горным дорогам через Анды, вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки, по пустыне Атакама.

Общая протяженность маршрута – около 10 000 километров.

Дорожное покрытие характерно для пустыни – солончаки, песок песчаных дюн, камни. К тому же погода тоже подбрасывает сюрпризы, что усложняет соревнования.

Для контроля участникам выдают GPS передатчики, но прокладывать маршрут им предстоит традиционным способом, для этого выдают легенду и карту местности. При прохождении трассы гонщики отмечаются на контрольных пунктах. Для более точного контроля существуют и скрытые пункты, о которых участники не знают.

Старт идет раздельно по категориям – сначала мотоциклы и квадроциклы, потом авто и грузовики. Стартуют через каждые две минуты, согласно тому, каким участник пришел на финиш на предыдущем этапе.

Этап проводится весь день – от рассвета до заката, когда гонщики приезжают на промежуточный финиш. Для сна, как правило, отводится пару часов, остальное время идет ремонт и подготовка машины к участию в гонке.

Победителем становится лидер в общем зачете. Если серьезные заводские команды бьются за первые места пьедестала, то для большей части любителей главное в гонке – хотя бы просто дойти до финиша. Доходит же, как правило, меньше половины участников.

По результатам гонки присуждается звание Чемпиона Дакара среди пилотов, штурманов, производителям вручается Кубок конструкторов. Памятный приз в виде маленькой фигурки туарега вручается каждому участнику, благополучно доехавшему до финиша. Несмотря на то, что практически каждый год на ралли случаются аварии и несчастные случаи со смертельным исходом, сотни энтузиастов отправляются ежегодно под Новый год в Южную Америку. Прямо, как в песне Высоцкого «Здесь вам не равнина».

Рекорды.

В классе автомобилей и мотоциклов лучшим пилотом является француз Стефан Петрансель, который до 1998 года выступал на мотоциклах, а потом пересел на автомобиль (5 и 6 раз соответственно выигрывал). В 2015 году завоевал свой пятый титул мотогонщик испанец Марк Кома. В классе квадроциклов дважды побеждали аргентинцы Алехандро Патронелли и Маркос Патронелли. Вне конкуренции в классе грузовиков Владимир Чагин (7 побед).
Лидеры в Кубке конструкторов в каждом классе: автомобили — Mitsubishi (12 побед), мотоциклы — КТМ (14 побед), квадроциклы — Yamaha (7 побед) и грузовики — КАМАЗ (13 побед).
В зачете наций лидируют Франция (автомобили – 20 раз, мотоциклы — 22 раза), Аргентина (квадроциклы — 4 раза) и Россия (грузовики – 13 раз).

История легендарного ралли Париж — Дакар

Ралли Париж – Дакар является хорошим примером своевременной успешной идеи. Француз Тьерри Сабин был одним из лучших гонщиков 1970-х. Обстоятельства его жизни сложились так, что в определенный момент он сумел запустить маятник, который не останавливается уже четвертое десятилетие.

Прагматичное начало

В 1970-х гг. европейцы, которым нечем было заняться у себя дома, во всю гоняют по северной части африканского континента на двух- и четырехколесных аппаратах. Об этих небольших заездах было известны узкому кругу любителей. Но уже тогда существовали призовые места. Спонсоры обеспечивали финансовую поддержку, а администраторы занимались решением организационных вопросов.

Читать еще:  Сдать на права на квадроцикл

Официальная история Дакара преподносит зарождающиеся гонки как исключительно державшиеся на энтузиазме гонщиков. Это не совсем так: энтузиазма было много, но коммерческая составляющая присутствовала и тогда.

Тьерри Сабин был одним из тех «энтузиастов», который гонял по пескам и камням Африки на мотоцикле. Ему было 28 лет. Участвуя в одном из ралли в 1977 г., он заблудился в африканской пустыне Тенере, простирающейся по территориям Нигера, Ливии и Чада.

История умалчивает, каким чудом он спасся. Известно лишь, что местные кочевники оказали ему помощь. Сам факт возвращения из африканской пустыни был экстраординарным: Сабин стал известной, как сейчас бы сказали, медиафигурой. Он получает прозвище «спасшийся из песков». На фоне героического ареола Сабина в сообществе гонщиков, их спонсоров и администраторов вырисовывается перспектива организации масштабного заезда, который по всем расчетам мог бы привлечь внимание большого количества людей.

Расчет оказался абсолютно правильным. К концу 1978 г. подготовлен маршрут с расписанием ежедневных заданий, заявлены участники, а Тьерри Сабин как «настоящий пионер» («true pioneer») начинает придумывать увлекательные лозунги. Наиболее удачный используется и сегодня: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».

Сложности с названием

На каком основании дакаровская гонка была названа «ралли» — не совсем понятно. Значение слова «ралли» — гонка по трассе, которая может проходить и на коротких дистанциях, и на продолжительных расстояниях между городами и странами. Однако наличие автомобильной дороги общего назначения, любой, необязательно асфальтированной, является отличительным элементом такого вида гонки. Напротив, Париж-Дакар – это езда по бездорожью на выносливость (человеческую и транспортного средства). Чтобы устранить терминологическую путаницу, придумали название «ралли-рейд» («rally raid» — «ралли-набег»), которое стало обозначать гонку по бездорожью. Но сложный термин не прижился: до сих пор употребляют просто «ралли», хотя это и неверно.

Из Парижа гонка стартовала первые 6 лет. С 1985 г. место начала ралли периодически менялось. Различные районы Франции, испанские города и даже португальский Лиссабон становились местом старта. В связи с этим присутствие Парижа в названии стало неактуальным. Оставили простое «ралли Дакар».

Африканские маршруты

Африка – континент неспокойный. Низкий уровень жизни, политическая нестабильность, терроризм – эти факторы преследовали ралли на протяжении всего африканского этапа. Организаторы Дакара смогли провести гонку по начальному маршруту 2 раза: в 1979 г. и в 1980 г. Гонщики после высадки на африканский континент следовали через Алжир, Мали, Нигер и далее на восток через небольшие африканские страны до синегальского Дакара.

Но уже в третьем заезде, в 1981 г., из соображений безопасности маршрут начинают менять: гонка проходит, минуя ту или иную страну. В 1984 г. маршрут проложили со значительным отклонением на юг, с заездом в Кот-д’Ивуар. Сложная ситуация в Алжире привела тому, что с 1989 г. высадка на африканском континенте попеременно осуществлялась в Тунисе, Ливии и Марокко.

Несмотря на небольшие изменения в маршрутах, общее направление движения в течение 12 лет лежало с северного побережья Африки на юг, в центр континента, и затем – на западное атлантическое побережье. 1992 год стал революционным. Организаторы отказались от крюка с севера на запад и решили провести первую в мире трансафриканскую гонку. Участники ралли проехали континент с севера на юг – от Ливии до ЮАР. Маршрут, естественно, максимально выпрямили, но все равно вышло длинно – более 12 тыс. км.

Из соображений безопасности с 1994 г. кататься по центральной Африке перестают. Аккуратно прокладывают путь по западному побережью с заездом в относительно спокойные Мавританию и Мали.

Выделяются маршруты 2000 и 2003 г. Первый – снова стал трансафриканским, только на этот раз – с запада на восток. Гонщики проехали от Дакара до Каира. В 2003 г. пунктом назначения стал Шарм-эль-Шейх.

Африканская история закончилась в 2008 г., когда за несколько дней до начала гонок МИД Франции официально предупредил организаторов, что их проведение по предполагаемому маршруту несет в себе потенциальную угрозу безопасности не только участникам, но и нескольким тысячам зрителей. Террористы предполагали провести атаку в Мавритании, по которой проходила большая часть пути. Времени на проработку нового маршрута не было: заезд был отменен.

Американские маршруты

С 2009 г. ралли Дакар кардинально меняет свое место дислокации. Из находящейся неподалеку от европейского берега Африки оно перемещается через Атлантический океан в Южную Америку. Здесь не стреляют, не захватывают заложников и не взрывают отели. Организационно мероприятие от переезда только выиграло. Европейским болельщикам стало дороже и дольше добираться.

Так как по тропическим джунглям особо не поездишь, для гонок были выбраны менее жаркие и более проходимые Аргентина, Чили, Перу и немного Боливии. Сегодня южноамериканский Дакар – хорошо организованное безопасное соревнование. Однако сумасшедшие маршруты по 15 тыс. км. остались в далеких 1980-х гг.

Таблица 1. Маршруты, протяженность и количество участников в ралли 1979-2016 гг.

Трасса Париж-Дакар — история и особенности

Трудно переоценить важность идеи, поданной в нужное время и реализованной с трудолюбием и усердием. Примером такой идеи может стать всем известное ралли Дакар. Давайте же поближе познакомимся с его «отцом», Тьерри Сабином и историей создания одной из самых популярных гонок во всём мире.

Читать еще:  Что лучше всего есть перед тренировкой

Истоки

В ранних 1970-х состоятельные европейцы начинают устраивать первые заезды по северной части Африки на мотоциклах и автомобилях. Гонки, разумеется, проводились не для всех: в круг гонщиков попадали по особой привилегии. У этого небольшого гоночного клуба были даже свои спонсоры и организаторский состав.

Тьерри Сабин не раз участвовал в подобных заездах на своём мотоцикле. В одном из таких заездов 28-летнему гонщику не повезло заблудиться на территории пустыни Тенере, однако чудом и не без помощи местных бедуинов он сумел выжить и выбраться, что принесло ему достаточно большую известность не только в среде местных любителей колесить по барханам, но и вне её. На фоне героического спасения гонщика-одиночки из пустыни в умах организаторов начинает формироваться идея об организации заезда, который благодаря своим масштабам, смог бы привлечь внимание зрителей по всему миру.

Сказано – сделано, и уже в 1978 году первый маршрут был проложен и готов к использованию. В число его авторов затесался и сам Сабин. Задания были составлены, участники – заявлены, и дело оставалось за малым – запустить первый полномасштабный заезд, который вскоре успешно состоялся.

Справка! Тьерри Сабин является автором самого знаменитого слога ралли Париж-Дакар: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».

Ралли без трассы

Согласно своему словарному определению, под ралли понимается заезд на короткие или длинные дистанции, проходящий по автомобильной дороге. В связи с этим название «Ралли Париж-Дакар» становится не совсем логичным, поскольку трассой бескрайние барханы африканских пустынь назвать трудно. Такое «ралли» – настоящая проверка на выносливость машины и её водителя, и зачастую неизвестно, кто выйдет из строя первым.

Справка! Для «Париж-Дакар» придумали специальный подтермин «ралли-рейд», обозначающий заезд, проводимый по бездорожью, однако новое название в народе не прижилось, и гонку все называли просто «ралли».

До 1985 года заезд традиционно стартовал из Парижа, однако после организаторы приняли решение разнообразить маршруты, и в качестве исходного пункта стали выступать различные города Франции, Испании и Португалии. История вновь внесла свои коррективы в название, и гонка стала называться «Ралли Дакар».

«Забеги» по пескам

Африканские страны, как правило, не отличаются высоким уровнем жизни и стабильной политической обстановкой, поэтому организаторам всего дважды удалось провести заезд по изначально проложенному маршруту: в 79 и 80 годах. В 1984 году маршрут и вовсе пришлось сместить на юг, с остановкой в Кот-д’Ивуар.

Однако несмотря на многочисленные корректировки маршрута, общее направление оставалось всё тем же: с севера на юг Африки, по направлению к центру континента, а затем – на запад, к побережью Атлантического океана. В 1992 году, организаторы решились на проведение первой в мире трансафриканской гонки. Заезд был максимально «выпрямлен», чтобы пересечение континента не вышло слишком сложным и долгим, однако, проехав от Ливии до ЮАР, участники «намотали» по Африке больше 12 тысяч километров.

2000 год также стал годом трансафриканского маршрута, однако в этот раз участники пересекли континент с запада на восток, покрыв немного меньшее количество километров. В 2003 году участники заезда почтили визитом Шарм-эль-Шейх.

Справка! Африканские маршруты приходилось постоянно корректировать по соображениям антитеррористической безопасности, однако 2008 год стал для организаторов особенно печальным: МИД Франции выступил с официальным заявлением о потенциальной опасности проведения заезда из-за угроз террористов провести атаку в Мавритании, через которую проходил основной маршрут. Времени на корректировку пути категорически не хватало. Не став рисковать жизнями гонщиков и тысяч зрителей, организаторы приняли решение отменить гонку.

После разочаровавшей сотни тысяч болельщиков по всему миру отмены заезда, организаторам необходимо было срочно реабилитироваться в глазах зрителя, а заодно и навсегда решить вопрос о безопасности. Так «Ралли Дакар» перебралось в Южную Америку…

Меньше, но безопаснее

Нельзя сказать, что от перемещения ралли в Южную Америку выиграли все: европейским болельщикам, к примеру, билет на заезд стал обходиться гораздо дороже, а дорога длилась дольше. Тем не менее в 2009-м на этом континенте хотя бы не стреляли и не захватывали заложников, что само по себе располагало к выбору его как меньшего из двух зол.

В списке стран, по которым проходил в то время маршрут, значились Чили, Перу, Аргентина и Боливия. Мало-помалу мероприятие превратилось в довольно безопасный и не слишком долгий заезд, а безумные гонки на 12 000 километров стали лишь одной из вех истории.

Дух свободы

В одном «Ралли Дакар» отказать нельзя – организаторы его как могут стараются сохранить формат соревнований, предполагающий, что фактически любой человек на любом транспортном средстве может стать полноценным участником Дакара. Благодаря такой лёгкой политике, Дакар до сих пор считают одной из самых свободных гонок в мире, несмотря на попытки производителей автомобилей превратить свои машины в гигантские рекламные стенды.

Однако не стоит считать, что у гонки нет чёткого свода правил. В «маст хэв» любого заезда в рамках «Ралли Дакар» входят следующие пункты:

  1. Строгое следование заданному маршруту.
  2. Выполнение ежедневных заданий.
  3. Наличие спецучастков (грязь/песок/горная порода).
  4. Поэтапная организация трассы с максимальной длиной этапа в 900 км.
  5. Дифференциация ТС и маршрутов для них.
  6. Наличие одного выходного дня за весь заезд.
Читать еще:  Упражнения кегеля для женщин

На трассах этого ралли в своё время получали лавры победителей и наши автогонщики. Увереннее всего русские гонщики чувствуют себя в заездах на грузовиках (верные КАМАЗы нередко приводили нашу команду к победе).

История «Дакара»: 1979-2019

Официально нынешний ралли-рейд «Дакар-2019» будет 41-м, но в действительности гонка проходила только 40 раз. В 2008-м она была в последний момент отменена из-за террористической угрозы. Мы решили напомнить вам историю одной из самых знаменитых гонок в мире.

Ралли-рейды – одна из самых старых форм автогонок, так как первоначально автоспорт зародился именно как гонки из одного города в другой. При этом качество дорог между ними зачастую оставляло желать лучшего, и гонки того времени от нынешних ралли-рейдов они отличались не так уж сильно.

Что касается «Дакара», то он родился случайно. В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин, участвовавший в ралли-рейде «Абиджан-Ницца», заблудился в Ливийской пустыне. Выжил он чудом – его нашли только спустя три дня, но за это время в голову Сабину пришла мысль устроить в Африке постоянную гонку, которой не будет равных в уровне сложности.

Первый ралли-рейд, организованный Сабином, стартовал уже в декабре 1978-го (финиш состоялся уже в январе следующего года, так что в официальной истории «Дакара» гонка датируется 1979 годом), и в нём приняли участие 182 транспортных средства – 80 автомобилей, 90 мотоциклов и 12 грузовиков. Правда, в официальном зачёте присутствовало только 170 – грузовики официально к участию не допускались, им позволят соперничать только через год.

Старт состоялся в Париже, но основная часть «боевой» дистанции пришлась на пески Сахары. Финишировала гонка в столице Сенегала, Дакаре, на берегу Атлантического океана. Всего на первом «Дакаре» было восемь этапов, но само понятие этапа в то время было другим. Каждый этап, как правило, включал в себя очень длинный маршрут с несколькими контрольными точками в разных городах и продолжался три дня. Так что эти восемь этапов заняли у участников более двух недель.

Первым победителем гонки стал Сирил Неве на мотоцикле Yamaha – в то время зачёт у всех участников был общим. Собственно, мотоциклисты заняли весь подиум.

Среди автомобилей лучшим оказался экипаж Алена Женестье на Range Rover – хотя в общем зачёте они оказались лишь четвёртыми. Все участники, разумеется, были любителями, и выступали за частные команды – заводских в то время в гонке просто не было. Но очень скоро они появятся – завсегдатаями ралли-рейда стали Yamaha, Volkswagen, BMW и советская «Лада». С тех пор эти соревнования проводились регулярно – в том числе и после гибели Сабина. В 1986 году во время очередного ралли-рейда вертолёт, на котором он летел, рухнул в пустыне Мали.

Чтобы соперничать было интереснее, маршрут ралли каждый год менялся – проходил то через Алжир, то через Ливию, то через Мавританию и так далее. Совпадали лишь места старта и финиша, потому марафон получил название «Париж-Дакар». Но к девяностым находить новые способы добраться из столицы Франции в столицу Сенегала становилось всё сложнее, и организаторы начали экспериментировать с местами старта и финиша.

Гонка проводилась и по маршруту Париж-Дакар-Париж, и Дакар-Агадес-Дакар, и Гранада-Дакар, и Париж-Каир, и даже Марсель-Шарм-эль-Шейх. Один из самых сумасшедших вариантов был выбран в 1992 году, когда участникам пришлось проехать через всю Африку с севера на юг, от Парижа до Кейптауна! Тем не менее, чтобы как-то обозначить связь между гонками, все они теперь назывались «Дакаром», даже если через сам Дакар маршрут не проходил.

В 2000-х организаторы (в 2004 году они сменились – права на проведение гонки выкупила французская компания ASO) столкнулись с серьёзной проблемой – на севере Африки, где и проводилась большая часть рейда, постоянно росла террористическая угроза. Не раз и не два гонщики сталкивались с вооружёнными людьми, и далеко не всегда эти встречи проходили без последствий. К примеру, российский гонщик «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин попадал под обстрел дважды.

В 2008-м «Дакар» впервые не состоялся – гонку, которая должна была пройти по маршруту Лиссабон-Дакар, пришлось отменить всего за сутки до старта из-за серьёзной террористической угрозы в Мавритании. После этого было решено перенести ралли-рейд в Южную Америку, сохранив прежнее название. Первый южноамериканский «Дакар» стартовал 3 января 2009 года в аргентинском Буэнос-Айресе, и после двух недель соперничества по горам и пустыням Аргентины и Чили, финишировал там же. На этом же «Дакаре» впервые появился четвёртый класс транспортных средств – квадроциклы.

С тех пор самый знаменитый марафон в мире ежегодно проходит в Южной Америке и собирает огромное количество участников. Несмотря на значительный стартовый взнос, каждый год на старт «Дакара» выходит почти 400 транспортных средств, здесь соревнуются ведущие авто- и мотокомпании мира – KTM, Honda, Yamaha, MINI, Toyota, Mitsubishi и многие другие. А в зачёте грузовиков основное внимание всегда приковано к российским КАМАЗам, на счету которых уже 15 побед, в том числе восемь – в десяти гонках южноамериканской версии марафона.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector