37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полеты на мотодельтаплане

Как я на дельтаплане летать учился

Научиться летать было моей мечтой детства, только вот в родной провинции дельтапланерных клубов не было. Мечте суждено было осуществиться после того, как я приехал в нерезиновую учиться, и как по запросу натолкнулся на объявление о наборе учлетов (из названия, полагаю, понятно, что так называют зеленых юнцов, мечтающих оторваться от земли).

Позвонив по номеру, я узнал дату и время ближайшей тренировки. Нужно быть к 8:00, ехать мне туда полтора часа в воскресенье. Ну что же, на какие лишения не пойдешь ради дельтаплана. Прибыв на место, началась веселуха: народ только начинал стягиваться, чаи гонять, да разговоры разговаривать. “Можно было поспать еще”, – подумал я. Содержательная часть началась с погрузки аппаратов (дельтапланов), подвесных систем, шлемов, раций, лебедки и прочей мелочи. Тут стоит отметить, что собранный (разобранный?) дельтаплан – это такая 6-и метровая фиговина которая мне показалась люто тяжелой.

Собрав все необходимое, мы по утренним пробкам выдвинулись на поле.

2 hours later. Я впервые в живую увидел дельтаплан, да не один! Просто щенячий восторг! Опытные ребята рвутся в небо, кто-то уже летит!

Прибыв на поле и разгрузив все, пилоты (кто уже может летать самостоятельно) приступили к сборке, а нам, учлетам, начали объяснять устройство дельтаплана, попутно показывая, как же эту сборку делать. После совместной сборки одного крыла (нет, не половины дельтаплана, просто это еще один его синоним), нам под присмотром доверили собрать другой.
Тебе дают шлем. А теперь самое сложное: дельтаплан нужно поднять. А весят они 30 кг +- (самый легкий – 28).
Фото для понимания (с другого выезда). Треугольник, за который держится пилот – трапеция. Боковые трубы трапеции – стойки.

Так вот, ты встаешь под дельтапланом, распираешь плечами трапецию, держась руками за стойки, и поднимаешь. Больно, неудобно, ты весь красный пытаешься крутить крыло так, как показывает инструктор. Я сразу понял, зачем нужен шлем, хотя ты вроде просто стоишь на месте. Сделав несколько попыток, я немного приловчился. Стал уверенно поднимать крыло, создавать и исправлять крена, менять угол атаки (напомню, пока все еще стоя на одном месте).

А теперь бежать. Ну, вроде, все логично, стоя на месте, никуда не улетишь. Бежать надо быстро. Очень. С 30-и килограммовой фиговиной на плечах. Благо, дельтаплан уже начинает лететь и нагрузка уменьшается. При этом нужно удерживать правильный угол атаки и исправлять крена.

Дальше нам дали подвесные системы=подвески=фартуки – штука, в которой ты весишь, когда дельтаплан летит (см фото выше). Учлетов по одному цепляли к крылу и роняли, роняли, роняли, резко опуская нос дельтаплана. Это была симуляция неудачного приземления, нас учили группироваться.

Вдоволь поиздевавшись, нас снова отправили бегать. Теперь, когда крыло начинает лететь, ты уже чувствуешь подъемную силу и даже немного отрываешься от земли, когда пихаешь стойки в конце очередного забега (нужно, чтобы крыло затормозило об воздух, вроде стоп-крана). Выдохся довольно быстро, хоть и физру не прогуливал. В любом случае, я уже бегал более-мене ровно.Вечером на плечах были синяки.

Через неделю. Погода было отвратительной. Снег с дождем, мокрая трава по колено, лужи. Снег налипает на дельтаплан, его постоянно надо чистить. Хватило меня всего на пару пробежек. Я замерз и пошел в машину пить чай и греться.

Зато следующая тренировка была просто превосходной. Солнце, тепло, пробивается зеленая травка. Но не все так гладко. Для обучения такая погода плоха тем, что ветер может резко усиливаться и менять направление. Опытным это не мешает, наоборот, восходящие потоки позволяют летать намного дольше. Благо, я попал всего в один такой порыв, и то, когда уже был на земле. Вообще, лучше всего начинать учиться в сентябре – октябре, за зиму освоить азы, а весной-летом ездить на “большие полеты”.

Level UP. Теперь меня начали цеплять к лебедке. Лебедка – штука интересная, особенно зубной замок. Пока ты зажимаешь его зубами, трос прикреплен, выплевываешь/разжимаешь – трос отцепляется. При этом прям стискивать зубы не нужно, достаточно небольшого усилия. Освобождает руки. Как сейчас помню, как я трясся первые разы. Лебедка большая, страшная, гудит. Да и в принципе скорость – больше, высота больше, опасности больше.

Первые разы тебя больше дразнят, не дают тяги. Ты продолжаешь бежать, иногда отрываясь от земли. Постепенно тягу увеличивают и оторвавшись от земли, на небольшой высоте ты уже полноценно ЛЕТИШЬ. по прямой. И тут у учлетов случаются фэйлы. Да не только у учлетов. Вот прям с ходу могу вспомнить штук 5 инцидентов с поломкой стоек (не моих, я в этом плане бережливый). На этот случай, правда, есть запасные.

Самое неприятное – тащить дельтаплан назад. Вперед тебя тащит лебедка, а назад – пешком. Плюс ветер мешает. И да, колеса там не для того, чтобы его катить, можно повредить спидбар (горизонтальная палка трапеции).

И этот цикл повторяется: пролет под тягой, отцеп, назад пешком. Постепенно высота увеличивается. И в один прекрасный момент ты просто пролетаешь по прямой 2/3 поля. И пешком назад (простите за занудство). Все что ты умеешь – лететь по прямой, хоть и высоко, но нужно поворачивать. И тебя учат поворачивать. Сначала просто отклонениями от курса где-то на 45 градусов, а потом полноценные развороты.

Читать еще:  Польза езды на велосипеде для женщин

Все? Нет. Все эти полеты происходят в вертикальном положении (тушка весит вертикально). Нормальным же в полете является горизонтальное положение. Можно посмотреть на фото. Переход из вертикалки в горизонталку тренируется на земле.

И когда учлет может сам вернуться на старт (ну или почти на старт), при этом пролетев в горизонтальном положении, он считается готовым. Называется это полет на круг, и от освоившего требуют тортик 😉

Наибольшее же уважение у меня вызвали миниатюрные девушки, так же бодро таскающие дельтапланы, как и парни. И хотя слабой половине часто помогали с возвратом на старт, Поднять дельтаплан и сделать стартовый рывок – большая нагрузка.

Что нужно знать, желая полетать на дельтаплане?

Дельтаплан — аппарат для перелетов, схема его построения — бесхвостка с крылом-стрелой. Название “дельтаплан” он получил за то, что крылья первых образцов были похожи на букву Дельта.

Он тяжелее воздуха, а управление им происходит за счет того, что пилот смещает центр масс. Отличается от большинства других летательных аппаратов тем, что для взлета и спуска на землю, нужно использовать ноги.

Насколько безопасно летать на дельтаплане?

Нельзя рассматривать безопасность полетов на дельтаплане только с технической стороны. Полеты могут травмировать человека, но летательная техника обычно к этому отношения не имеет.

Факторы, влияющие на безопасность делятся на 2 группы:

Природные факторы можно спрогнозировать и обезопасить себя. То есть, не нужно летать на дельтаплане во время грозы, сильного ветра, дождя, в туман и другие неприятные и опасные погодные условия.

Человеческий фактор зависит только от пилота. От того, насколько совершенно он владеет техникой полета и собой, зависит и качество воздушного путешествия. По этой причине нельзя отправляться в полеты без первоначального обучения с тренером или в летной школе.

Требования к физической подготовке

В первый день полететь, скорее всего, не получится. В первую очередь человеку нужно научиться бегать с ним. Такие тренировки обязательны в обучении.

Средний вес дельтаплана доходит до 40 кг. По этой причине тренера рекомендуют перед тем, как пойти тренироваться, проверить свою физическую подготовку: отжаться несколько десятков раз, подняться без остановок на 10 этаж, подтянуться 10 раз. Если не получается сделать это без проблем, возможно, стоит начать с параплана, так как тяжелый аппарат в ветреную погоду удержать на себе достаточно сложно.

Полеты на дельтаплане — это больше спорт, чем развлечение. Если нет возможности или желания подготовиться физически, подойдет полет с инструктором, хотя это и большая редкость.

В тандеме с профессиональным тренером в этом случае может полетать человек в любом возрасте и физической форме, ведь управлять дельтапланом будет квалифицированный человек.

Места проведения полетов

Выбирая, где можно полетать на дельтаплане, нужно учесть некоторые особенности.

  1. Дорога должна быть достаточно длинной, а движения и препятствий минимальное количество, то есть, заниматься этим лучше за городом или в сельской местности.
  2. Место должно способствовать парящим полетам. Обычно это холмистая местность, где есть много поверхностей, которые обращены в солнечную сторону.
  3. Авиатрасс быть не должно, так как высота полета может достигать двух километров.
  4. Зона разрешена для полетов.

Лучшие места и стоимость полета на дельтаплане

Большое количество мест есть в Европе, так как именно там множество площадок, которые удовлетворяют комфортному путешествию на дельтаплане. Одно из популярных мест — Черногория. Мест для полетов там предостаточно, но чаще всего они происходят над Будвой, над морской гладью. Старт и приземление — с пляжей курорта.

В местности, где нет гор, летать придется на мотодельтаплане. Обычно можно заказать полет на дельтаплане длительностью от 10 минут до часа. От времени зависит его стоимость. 10 минут стоит около $50 и больше.

Если же хочется полетать на безмоторном аппарате, нужно ехать в горную местность. Это могут быть Уральские горы, крымская гора Клементьевка или Юца недалеко от Пятигорска. Стоимость полетов составляет примерно $35 за 10-15 минут.

Полёты на мотодельтаплане. Абхазия

Здесь дана общая информация о вариантах активного отдыха в Абхазии, организацией отдыха мы не занимаемся .

Полёты на дельтоплане и мотодельтаплане организует практически каждая 2-а турфирма города Гагра. Организация полёта такова – на легковом транспорте Вас поднимают на вершину горы Мамдзышха. Во время поездки предусмотрены остановки на 2-х смотровых площадках, дабы полюбоваться видом окрестностей. Высота первой – 400 метров и второй – 1300 метров. Путеществие продолжится до отметки в 1500 метров. Здесь перед вами открывается прекрасный вид на город Гагра, так же видна гора Арабика и мыс Пицунда.

Это стартовая точка для совершения полета. Полёт осуществляется в тандеме с инструктором, а посадка может быть осуществлена в любой точке берега моря. Сам полёт длится от 20 до 30 минут. Не мене интересным полётом будет полёт на сверхлегком летательном аппарате – мотодельтаплане. Полёт на мотодельтаплане совершается в тандеме с опытным пилотом над Гагрой и Пицундой.

Читать еще:  Двухместный веломобиль

О мотодельтапланах

Мотодельтаплан – моторный сверхлегкий летательный аппарат. Возник мотодельтаплан на базе дельтаплана и унаследовал от своих предшественников многие элементы конструкции и технологии изготовления. Крыло дельтаплана используется для создания подъемной силы, а винтомоторная установка – для создания тяги. Мотодельтаплан оборудован шасси для взлета и посадки. Патент на изобретение мотодельтаплана принадлежит французу Жерару Тавено (1974 год).

Мотодельтаплан нашел свою нишу в иерархии моторных летательных аппаратов. Ниже расположились мотопарапланы, а выше – легкие и, отчасти, сверхлегкие самолеты. По стоимости мотодельтаплан также занимает среднее положение : в среднем он в два раза дороже параплана и в два раза дешевле (как минимум) сверхлегкого самолета. При этом он позволяет летать подобно самолету, но требует значительно меньше эксплутационных расходов, чем самолет.

Мотодельтаплан может использовать для взлета и посадки дороги и поля. В этом он близок к мотопараплану, но в отличии от него менее критичен к погодным условиям и летает на больших скоростях (60-100 км/ч вместо 30-45 км/ч у мотопараплана), позволяя перевозить дополнительно груз или еще одного человека до 120 кг. Для взлета и посадки можно использовать кроме колес ещё и лыжи для снега или поплавки для воды, что расширяет возможности применения по сравнению с парапланом.

Безопасность полетов. Поскольку мотодельтаплан произошел от дельтаплана – планера по сути, то он планирует со снижением. В программу подготовки пилотов в обязательном порядке входит посадка с выключенным двигателем. Поэтому, при отказе двигателя пилот должен посадить аппарат, только вот нашлась бы подходящая площадка.

Погодные условия. Очень много зависит от мастерства пилота и конструктивных особенностей мотодельтаплана. В целом полеты допустимы при ветре до 12 м/с. Нежелательно летать летним днем над землей, поскольку термическая активность велика, а следовательно и возрастает турбулентность – в сильную болтанку летать небезопасно, особенно, если возникают отрицательные перегрузки. Зимой при температурах близкой к нулю и/или при высокой влажности воздуха может наблюдаться обледенение крыла – это тоже небезопасно.

Из истории мотодельтапланов

Дельтапланеризм, в 70-х годах XX века, переживавший период бурного развития, за короткий срок стал популярнейшим видом спорта. Секрет успеха находит объяснение прежде всего в простой конструкции и уникальных летно-технических характеристиках летательных аппаратов.

Но дельтапланы требуют для старта определенной возвышенности и восходящих потоков для набора высоты. Желание спортсменов расширить возможности дельтаплана за счет старта с равнинной местности привело к тому, что стали появляться дельтапланы, оборудованные двигателями – мотодельтапланы.

Мотодельтапланы того периода отличало большое разнообразие схем и компоновок, поиск оптимальных технических решений. В период 1980 – 1984 годов такие решения были в основном найдены, и последовал бум в развитии этих видов летательных аппаратов.

Компановка мотодельтапланов

На всех этапах развития мотодельтапланов встречались различные схемы и компоновки. Их можно условно разделить на две группы.

В первую группу вошли мотодельтапланы, стартующие за счет разбега пилота. К преимуществам аппаратов этой группы следует отности малую массу конструкции, возможность устанавливать на них маломощные двигатели и использование для старта неровных площадок. Однако они непригодны для

транспортирования полезного груза, поскольку при выполнении старта на долю пилота выпадают большие физические нагрузки. Кроме этого снижается и безопасность полетов, поскольку пилот такого аппарата не зафиксирован жестко относительно конструкции, а находится в мягкой подвесной системе, допускающей маятниковое перемещение относительно крыла.

Анализ авиационных происшествий на дельтапланах (мотодельтапланах первой группы) показывает, что подавляющее большинство тяжелых травм происходит при ударе головой или грудью о землю. При сваливаниях, которые возможны во время полетов на малых высотах и малых скоростях, мотодельтаплан сталкивается с землей когда его траектория круто наклонена; в подобной ситуации корпус пилота наклонен вперед, что увеличивает вероятность неприятных последствий.

Наибольшее распространение получили мотодельтапланы второй группы, имеющие шасси, во многом повторяющий фюзеляж микросамолета и включающий силовую раму, сидение пилотов и т.д. (в разговорной речи – “тележка”). На шасси монтируется силовая установка (двигатель с воздушным винтом, бак для топлива и т.д.). Мототележка (подвесная система) крепится к крылу через шарнир, имеющий не меньше двух степеней свободы в угловом движении. Силовая установка, кресло пилота, шасси, оборудование и другие элементы закреплены на мототележке.

Мотодельтапланы с тележкой просты в эксплуатации, не имеют особых конструктивных сложностей, что позволяет быстро разбирать и собирать их, заменять крыло. Такие мотодельтапланы более комфортабельны, а управляются так же, как и спортивные дельтапланы. Мототележку же приспособливают для перевозки грузов и пассажиров. При снятом крыле такой мотодельтаплан может служить наземным транспортным средством.

Классификация мотодельтапланов

По назначению мотодельтаплан можно классифицировать на следующие группы:
спортивные и любительские для полетов в собственное удовольствие. Характеризуются разнообразием конструкции и могут иметь существенные ограничения;
для проведения аэрофотосъемки и выполнения авиаработ для сельского хозяйства и т.п. Это наиболее массовая группа. Особенностью данной группы является унификация и серийное производство; туристко-экскурсионные, как правило, имеют привлекательный вид (широко применены стеклопластиковые обтекатели, но имеют избыточный вес и цену).

Читать еще:  Максимальная глубина погружения с аквалангом

Как перевозить мотодельтаплан?

Все зависит от размеров. Некоторые мотодельтапланы умещаются в багажнике автомобиля, но чаще требуется прицеп. Крыло складывается в пакет длиной 2. 4 метра.
Длина взлетно-посадочной полосы для мотодельтаплана?
Безусловно, чем больше, тем лучше, но 100-150 м должно хватить для взлета и посадки. Самое главное чтобы после взлета при наборе высоты и перед посадкой при планировании не было препятствий.

Продолжительность полета на мотодельтаплане?
Продолжительность полета во многом определяют емкости топливных баков и перевозимый мотодельтапланом груз. В среднем считается 10 литров топлива на час полета, но это зависит от типа двигателя. Вместимость бензобака составляет 20-50 литров. Вы можете лететь вдвоем, или в одиночку с дополнительным топливным баком. Те есть, конструктивные особенности мотодельтаплана и перевозимый груз, а также скорость, т.е. режим работы двигателя (расход топлива) будут определять продолжительность Вашего полета.

Как далеко можно улететь на мотодельтаплане?
В связи с тем, что горизонтальный полет зависит от тяги двигателя, то дальность определяется запасом топлива на борту. На дальность полета существенное влияние оказывает также встречный/попутный ветер. Если у вас в баке 30 литров, то в среднем полет составит 3 часа, а при средней скорости 70км/ч в штиль дальность полета достигнет 210 км. Из расчетов убираем влияние взлетного веса и направление ветра.

На каких высотах летает мотодельтаплан?


Как правило, высота полета по кругу составляет 100 м, высота полетов в зоне (для выполнения более крутых разворотов, наборов высоты и горок) достигает 200-300 м. Если у Вас есть желание устанавливать “высотные” рекорды, то Вам необходим мотодельтаплан с хорошим/мощным двигателем. Проскакивает информация, что кто-то забирался с пассажиром на 4500 метров на двигателе ROTAX-582, мощностью 64 л.с., но там холодно и неинтересно.

На каких скоростях летает мотодельтаплан?
Это зависит от летно-технических характеристик. Обычно минимальная скорость составляет 45-55 км/ч, максимальная соответственно 90-110 км/ч. Балансирная скорость – это полет совершается с брошенной трапецией – в среднем 55-70 км/ч.

Какое топливо используется для двигателя мотодельтаплана?
Для двухтактных двигателей требуется бензин (76, 92, 95) и масло (специальное, для двухтактных двигателей), а зимой еще и спирт. Для четырехцилиндровых двигателей – бензин (92, 95). Смотрите характеристики двигателя.

Обучение полётам на дельталёте

Обучение пилотов Дельталета (мотодельтаплана) проводится в соответствии с ЕСПС АП СЛА Единая система подготовки и сертификации авиационного персонала сверхлёгкой авиации.

Обучение на дельталёте

Обучение на дельталёте

Обучение на дельталёте

Обучение на дельталёте

Курс обучения полетам на мотодельтаплане включает в себя следующие этапы:

ЗАДАЧА I ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРВОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫЛЕТА

Задача и упражнения

Вывозной полет в зону (по большому кругу) для обучения элементам техники пилотирования со второго сидения

Вывозной полет по кругу для обучения взлету, построению маршрута, заходу, расчету и посадке со второго сиденья

Контрольный полет для проверки освоения элементов техники пилотирования, взлета и посадки со второго сиденья

Вывозной полет в зону для обучения элементам техники пилотирования с первого сидения

Вывозной полет по кругу для обучения взлету, построению маршрута, заходу, расчету и посадке с первого сиденья

Вывозной полет по кругу для обучения исправлению отклонений в расчете и на посадке, уходу на второй круг

50 – 100
50 – 100

Вывозной полет по кругу для обучения взлету, построению маршрута и посадке с боковым ветром

50 – 100
50 – 100

Контрольно-вывозной полет для обучения действиям в особых случаях при отказе двигателя, оборудования, управления, закрытии и смене старта

200 – 300
200 – 300

Контрольно-вывозной полет в зону для ознакомления с пилотированием на минимально и максимально допустимых скоростях, кренах, углах набора и снижения, и обучения действиям по выводу СЛА в запланированный режим полета

200 – 300
200 – 300

Шлифовочные, контрольные и зачетные полеты по кругу

Первый самостоятельный вылет

50 – 100
зач. 3 раз.

Обучение на дельталете

Обучение на дельталете

Обучение на дельталете

Ниже приведен видео фильм о Сергиево Посадской авиационной семье Корнеевых, которые начинали свой путь в авиацию с ДЕЛЬТАЛЕТА.

Все, что вы видите на нашем сайте, можно купить: парапланы, дельтапланы парамоторы, паралеты и другие СЛА, а также средств радиосвязи, навигации итп звоните 8 926 906 08 57 и пишите на amd7373@bk.ru Skype: amd7373. Отправляем оборудование в регионы почтовой или транспортной компанией. Возможна также аренда парапланерного и дельтапланерного снаряжения на наших полетах.

Внимание! Элементы конструкций используемые в производимой нами авиационной технике не могут использоваться в летательных аппаратах других производителей без соответствующих адаптационных доработок! Так как у каждого производителя свои стандарты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: