1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение на пилота вертолета

Как стать пилотом вертолета

Если есть желание каждый день смотреть на мир с высоты птичьего полета, подумайте о самом простом способе его реализации – стать пилотом вертолета.

История профессии

Проекты аппарата, способного взлетать вертикально, можно найти еще в трудах Леонардо да Винчи, хотя первые идеи приписывают китайцам и датируют их IV веком до н. э. В России прототипы такого рода машин создавал еще Михаил Ломоносов, позже, уже в XIX веке – Павел Кузьминский.

Первым пилотом вертолета считается француз Поль Корню, который сумел в 1907 году подняться на 20 секунд на высоту 50 метров. С тех пор количество авиаторов росло в геометрической прогрессии, появлялись все новые модели аппаратов, рассчитанные на ту или иную специализацию. На сегодня в России в строю находится более 2,5 тысячи вертолетов и несколько тысяч действующих пилотов.

Описание профессии

Сейчас специальность пилота вертолета востребована в военной и гражданской сферах. Но подготовка профессионалов для каждой из них имеет свои особенности, так как летчикам требуются разные знания, умения и навыки.

В составе воинских подразделений используется несколько категорий машин:

  • боевые (ударные, противолодочные);
  • транспортные, не вооружены, применяются для десантирования или перевозки грузов;
  • транспортно-боевые (общего назначения или многоцелевые), несут на борту оружие и могут перевозить людей и грузы;
  • специальные (разведывательные, тральщики, заправщики, корректировщики артиллерии, учебные).

Винтокрылые машины могут использоваться также в качестве командных пунктов, воздушных госпиталей, минных заградителей и т. д. Поэтому от пилота военного вертолета требуется не только умение поднять в воздух и посадить «транспорт», но и способность обеспечить выполнение соответствующих боевых задач.

В мирной жизни вертолеты применяются для таких целей:

  • перевозка пассажиров;
  • доставка грузов, в том числе габаритных на внешней подвеске;
  • поисково-спасательные работы;
  • обработка посевов в сельском хозяйстве;
  • туризм.

Большая часть гражданских (так же, как и военных) машин не универсальна, а выполняет специфические функции, поэтому простой лицензии пилота для управления ими недостаточно – необходимо иметь соответствующую квалификацию. Ведь вертолетчику придется не только выполнять полеты, но и использовать специальное оборудование (тралы, емкости с водой и химикатами, лебедки и др.), причем нередко в сложных условиях. Такие навыки приобретаются в летных училищах и непосредственно по месту работы или службы.

Где учат

Обучение на пилота вертолета можно пройти по-разному: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном вузе или на частных курсах. В России есть два главных вуза, где учат гражданских летчиков:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение для подготовки специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и на зарубежных направлениях. Оно имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. На специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» нужно учиться 5 лет.
  • Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Здесь учат летчиков, диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей и других специалистов. Филиалы вуза функционируют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). На балансе вуза более 50 воздушных судов для практических занятий студентов и соответствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, учебные корпуса, лаборатории, тренажерные залы).

Пилотов ВВС, а также вертолетчиков для ВМС и силовых структур с 1953 года готовят в Сызранском филиале Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Теоретическая подготовка и летная практика проводятся в г. Сызрани и п. Соколовый под Саратовом. Для обучения используется авиапарк, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226, а также комплексные пилотажные тренажеры.

В гражданских и военных вузах летчики получают фундаментальные знания, а на практике – большой налет. Но поступить в высшие учебные заведения на летные специальности трудно, а учиться долго. Поэтому, если в планах не значится стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, то вопрос можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно краткосрочный курс в частных летных школах. Они проводят не настолько придирчиво жесткий отбор по состоянию здоровья, как вузы, и обучают почти всех желающих, но за внушительные суммы.

Одна из самых известных компаний, которая поможет реализовать мечту о небе, – Heliport Moscow. Она предлагает несколько программ обучения пилотов вертолета:

  • Первоначальная подготовка предусматривает 232 часа теории и 43 часа летной работы. Цена зависит от модели вертолета, на котором проходит обучение. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн рублей, а на Robinson R66 – 2,075 млн рублей. Если практика проводится на борту курсанта, то делается большая скидка.
  • Переподготовка предполагает 125 часов за партой и около 10 часов практики. Эта услуга стоит от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели машины.
  • Повышение квалификации – это 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.

Вся программа индивидуальной подготовки или в малых группах (до 5 человек) обычно проходится за 2–3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, воздушное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Прежде чем сесть за штурвал, студент изучает устройство вертолета и системы управления.

На стартовом этапе слушатели не вылетают за пределы базового аэродрома. Они осваивают взлет, посадку, зависание над ограниченной территорией. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на захватывающий полет над Москвой.

После того как студент сдаст экзамен, ему выдадут свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, за рубежом потребуют его валидации, нередко за границей летать разрешают исключительно с местным пилотом на борту. Внутри страны тоже действуют некоторые ограничения: полеты возможны в одиночку – без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие перевозки людей, нужно длительное обучение в летном училище гражданской авиации.

Обязанности на работе

В должностные обязанности профессионального пилота вертолета входит выполнение таких функций:

  • подготовка машины к вылету;
  • проработка маршрута, изучение орнитологических и метеорологических условий по курсу движения;
  • контроль правильности крепления грузов;
  • размещение пассажиров в салоне и их инструктаж;
  • корректный радиообмен и выполнение команд пункта управления полетами;
  • выполнение полета в соответствии с заданием;
  • ведение летной документации.
Читать еще:  Трос переключения передач

В зависимости от места трудоустройства пилот может выполнять аварийно-спасательные или поисковые работы. В таком случае он изучает территорию в определенном для него квадрате, постоянно поддерживая связь с землей.

Кому подходит

Чтобы стать пилотом вертолета, нужно грезить небом. На такую работу редко идут ради заработной платы или карьеры, это, в первую очередь, призвание и состояние души.

От вертолетчика требуются такие качества:

  • дисциплинированность и ответственность;
  • хорошая координация движений и память;
  • умение концентрироваться;
  • самообладание и хладнокровие;
  • быстрая реакция.

Пилоты должны иметь хорошее здоровье, поэтому поступлению в любой вуз или учебный центр предшествует прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Медики проверят состояние сердечно-сосудистой системы, выяснят, нет ли проблем со слухом, зрением или дыханием, а также подтвердят психологическую устойчивость претендента. Обычно к любителям отношение более снисходительное, чем к профессионалам, от которых зависят жизни других людей. Впоследствии комиссию придется проходить периодически (до 40 лет – раз в 5 лет, до 50 лет – каждые 2 года, после 50 лет ежегодно).

Сколько получают

Вертолетчик – профессия высокооплачиваемая. В среднем пилот в России зарабатывает от 75 до 100 тысяч рублей в месяц. На уровень дохода также влияет специализация и условия, в которых выполняются полеты. В столице и центральных регионах страны работу найти непросто, в отдаленных областях вакансий больше, но и труд там более сложный и опасный.

Перспективы профессии

Если раньше вертолеты были в распоряжении исключительно государственных структур, то сейчас легкие модели активно используются частными компаниями в качестве аэротакси, для туристических или обзорных полетов, доставки срочных грузов. Пилоты в ближайшее время будут востребованы в самых разных сферах деятельности.

Где учат на вертолетчиков

Рынок труда пилотов сильно зависит от рынка вертолетостроения и спроса на использование вертолетов. По итогам 2016 года количество вертолетов в реестре гражданской авиации России впервые за несколько лет сократилось — на 12 машин, до 2632 воздушных судов. Помимо снижения поставок из-за рубежа причиной стало выбытие вертолетов из эксплуатации по окончании срока действия ресурса, в основном за счет списания вертолетов Ми-2.

На сегодняшний день в России всего несколько тысяч активно летающих пилотов. «Для страны с таким авиационным наследием, как Россия, этот показатель мал. Потеря исторически существовавшей цепочки «авиамодельный кружок — планерный клуб — аэроклуб — летное училище» уже привела к изменениям в отрасли», — говорит доцент РЭУ имени Г.В. Плеханова , специалист по вертолетной технике Александр Тимофеев.

Снижение поставок вертолетов, добавляет эксперт, наблюдается во всем мире, однако в ближайшие десять лет ожидается рост парка гражданских машин. В России они все нужнее не только государству, но и частным компаниям.

«Вертолетное сообщение в стране активно развивается: полетов на вертолетах становится больше, помимо государственных структур их совершают частные компании, владельцами вертолетов становятся физические лица», — говорит ведущий эксперт УК « Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, все это делает актуальным вопрос обучения на право управления этим типом воздушных судов, а развитие технологий ставит вопрос постоянного повышения квалификации.

Диплом пилота можно получить как в российских (государственных и частных) профильных учебных заведениях, так и за рубежом — дипломы многих иностранных заведений признаются российскими авиационными властями.

Государственные и частные

«Обучение в государственных учебных заведениях может накладывать дополнительные ограничения по здоровью; кроме того, не факт, что можно будет выбрать будущее место работы, не исключено, что придется отработать свое обучение на определенном месте», — говорит Баранов. По его словам, в частных учебных заведениях требования к здоровью, безусловно, есть, но они могут быть менее жесткими при условии, что речь не идет о коммерческих перевозках.

Как рассказали в компании Heliport Moscow, программа первоначальной подготовки частных пилотов позволяет получить знания и навыки для самостоятельного управления вертолетом Robinson R44 в качестве командира воздушного судна; она занимает 135 дней, включает летную подготовку в течение 43 часов и стоит 1,462 млн руб. По окончании курса выпускник получит от Росавиации свидетельство пилота-любителя гражданской авиации.

Аналогичное обучение для самостоятельного управления вертолетом Robinson R66 обойдется уже в 2,075 млн руб. Компания Heliport Istra предлагает такой же курс по аналогичной цене, но за 88 дней. В свою очередь, дилер вертолетов Robinson — компания Robinson Russia предлагает также обучить на управление Robinson R44 за 1,5 млн руб.

Переподготовка пилота вертолета на вертолет Robinson обойдется в частных училищах примерно в 500 тыс. руб., уточняет Александр Тимофеев.

Альтернативой частным курсам может быть обучение в профильных вузах. «Сейчас действуют две формы подготовки пилотов: начальная в рамках среднего или высшего образования по федеральному госстандарту и дополнительная профессиональная переподготовка специалистов с техническим средним или высшим образованием», — говорит Александр Тимофеев. По его словам, государственное обучение есть в вузах в Ульяновске и Санкт-Петербурге и длится пять лет, еще в четырех училищах можно выучиться на пилота вертолета за три года. Те же вузы могут провести переобучение с одного типа воздушного судна на другой, о чем Росавиация выдает свидетельства. «Основной спрос на пилотов приходится на регионы, удаленные от центральной части России», — говорит Тимофеев. Зарплату при этом зачастую предлагают высокую: первый пилот может получать 150–300 тыс. руб. в месяц.

По словам Александра Тимофеева , мониторинг вакансий пилотов показывает, что значительно сократилось количество «возрастных» пилотов: обновляется и техника, растет сфера использования беспилотных аппаратов. Появилась и новая специальность: управляющий беспилотными летательными аппаратами — дронами .

Пилоты и беспилотники

«Все больше практикуются автономные режимы полета и посадки, бурно растет сфера использования дронов », — отмечает Александр Тимофеев.

По его словам, в военной сфере вертолеты уже используются в связке с дронами . Подобная методика позволяет значительно расширить дальность обнаружения цели и использовать оружие пилотируемого вертолета на безопасной дистанции от огня противника. По словам эксперта, беспилотные летательные аппараты в МВД входят в состав авиационных отрядов особого назначения, а в августе 2017 года планируется провести испытания нового ударного беспилотника «Альтаир», который был создан казанским научно-производственным объединением ОКБ имени Симонова по заказу Минобороны. Российский тактический беспилотник «Корсар» вышел на уровень государственных испытаний и в ближайшее время поступит на вооружение отечественных силовых структур.

Читать еще:  Экшн камера для подводной съемки

По словам Александра Тимофеева , эра беспилотных летательных аппаратов в мире во многом началась именно благодаря интересу к ним военных: разработка дронов активно велась с 50- х годов прошлого века. Руководили ею представители ВВС, поэтому в Советской армии БПЛА воспринимались не в качестве самостоятельного класса устройств, а варианта самолета, в котором отсутствует пилот. « Дроны используются на наиболее сложных для патрулирования участках российской границы на Дальнем Востоке, Кавказе, на границе с Казахстаном, то есть там, где мало дорог, большая протяженность границ и сложный рельеф местности», — говорит Тимофеев.

В обозримом будущем, предсказывают эксперты, дроны потеснят пилотируемые машины во многих невоенных сферах применения. Поэтому необходима четкая программа, в которой будет прописана потребность в кадрах — пилотах вертолетов и пилотах, управляющих дронами .

В России из-за дефицита кадров появится второй вуз по подготовке пилотов вертолетов

Гражданская вертолетная авиация России взывает о помощи. По данным Ульяновской транспортной прокуратуры, единственное учебное заведение в стране, которое готовит коммерческих пилотов вертолетов, не может выпустить сотню курсантов 2019 года выпуска и порядка 90 — 2017-2018 годов. Речь по-прежнему идет об Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского (ОЛТК ГА). В других филиалах Ульяновского института гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева — Краснокутском и Сасовском летных училищах — летом прошлого года не завершили практику 140 и 119 человек.

Весной 2019 года Федеральное агентство новостей рассказывало о том, почему курсанты до сих пор ждут своей очереди на налет. Смотрите наш новый специальный видеорепортаж.

«В ОЛТК ГА из 16 экипажей, которые нужны для отлета училища, есть только восемь. Это связано с неконкурентоспособностью инструкторского и преподавательского состава училища», — сказал корреспонденту ФАН президент профсоюза летного состава России, член Общественного совета при Росавиации Мирослав Бойчук.

В августе Ленинский районный суд Ульяновска назначил руководству ВУЗа штраф в 75 тысяч рублей за неисполнение программы подготовки специалистов. Месяцем ранее Рособрнадзор обнаружил в омском филиале грубые нарушения лицензионных требований.

«У некоторых преподавателей нет высшего авиационного образования, что не дает им права заниматься преподавательской деятельностью, у кого-то нет педагогического образования и так далее. Такие нарушения были выявлены», — рассказал студент 3 курса ОЛТК ГА Александр Кобылкин.

Пять преподавателей отстранили от работы. Позже один из них предоставил документы о наличии опыта работы по своему профилю, и его восстановили. Двоих уволили, еще столько же перевели на другую работу в филиале, сообщил Федеральному агентству новостей и. о. ректора Николай Африкантов.

«Институт устранил все нарушения, устранение которых зависело от учебного заведения», — сказал он.

Курсанты и общественники недоумевают, почему нарушения были обнаружены только сейчас. По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Олега Смолина, требования Рособрнадзора к квалификации преподавателей завышены.

«В результате формальные требования далеко не всегда соответствуют реальной квалификации работника. Не говоря уже о том, что 30 лет назад, когда его принимали, они были совершенно другие», — утверждает парламентарий.

Одна из причин многолетних задержек выпуска курсантов — нехватка воздушных судов и преподавателей, объясняют в администрации президента РФ. По состоянию на октябрь 2019-го из восьми выпускных вертолетов Ми-8 исправны только три, из пяти вертолетов первоначального обучения — два Bell-407 GXP.

«Приобретение воздушной техники возможно только при поступлении соответствующего финансирования, которого до настоящего времени в институт не поступало. Необходимые расчеты и запросы в уполномоченные органы направлены», — сообщил корреспонденту ФАН Николай Африкантов.

По штату положено 27 пилотов и бортмехаников-инструкторов, но в ОЛТК ГА не хватает 15-ти.

«Чтобы обеспечивать нужный налет, нужно более десяти инструкторов. Сейчас их четыре», — подсчитал Олег Смолин.

Средний возраст вертолетчиков приближается к 50-60 годам. Эксперты прогнозируют интенсивное выбывание летного состава и предупреждают: потери нужно восполнять.

«Это ужасно. Стыдно подходить к вертолету в эти годы. А это только средний возраст! — Поделился эмоциями с корреспондентом ФАН заслуженный пилот России, генеральный директор и совладелец ЗАО «Авиакомпания Спарк+» Вадим Базыкин.

Главной проблемой образования в авиации Заслуженный пилот РФ видит в отсутствии преемственности поколений.

«У каждого командира должен быть второй пилот. Они выпускаются и только имеют право возить пассажиров. Допуск к активному пилотированию дают на предприятиях. И тут начинается процесс обучения, становления летчика. Это самый интересный процесс. Любой командир мечтает о том, чтобы у него был ученик свой. Без этого нельзя, а, когда вы летаете два дедушки в салоне вертолета, простите меня, это хрень какая-то! Нельзя такие вещи делать», — сказал он.

Учить будущих пилотов некому: опытные вертолетчики уходят на пенсию, остальные исчезают в авиакомпаниях. Главная причина — размер зарплаты летно-инструкторского состава. Так, в АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги» она составляет в среднем 314300 рублей, в ООО «Авиакомпания «Скол» 226000. А в Омском летно-техническом колледже 77630 рублей.

«Проблему надо решать кардинально, — призвал Мирослав Бойчук. — Надеяться на то, что учебное заведение изыщет какие-то внебюджетные средства, чтобы доплатить пилоту-инструктору, бессмысленно».

Курсанты ОЛТК ГА также заявили: заработную плату преподавателей нужно поднять до конкурентоспособной.

«Преподаватель должен отработать в сфере авиации не мене двух лет, иметь именно профильное, по которому он читает этот предмет, иметь педагогическое образование. В Омске таких людей нет. А иногородние за ту зарплату, которую сейчас получает преподавательский состав, не идут», — констатировал Александр Кобылкин.

Одного добровольца курсанты все-таки нашли — среди своих же выпускников. Никита Беспалько закончил Московский авиационный институт, решил выучиться в Омском летно-техническом колледже и устроиться туда на работу. Но молодого человека не взяли.

«Отучился, прошел повышение квалификации как преподаватель авиационно-учебного центра. Документы все имелись, в сентябре передал в комиссию. Ответа никакого не поступило, но через товарища, который передавал документы и пытался решить ситуацию, мне сказали, что отказ», — рассказал корреспонденту ФАН выпускник МАИ и ОЛТК ГА.

Как и десятки других выпускников Омского колледжа 2019-го года, Никита до сих пор не получил свой диплом. Молодой пилот переехал в Москву и работает где придется.

По разным данным, каждый год гражданскую авиацию покидают около 200 вертолетчиков, а ежегодная потребность авиакомпаний во вторых пилотах вертолетов превышает 90 человек.

«Я думаю, что около 400 человек пришли бы в вертолетную авиацию, и все бы были трудоустроены», — оценил Вадим Базыкин уровень дефицита вертолетчиков в стране.

Читать еще:  Упражнения для позвоночника в бассейне

Больше всех от нехватки кадров и вертолетов страдают Якутия и Дальний Восток. При этом от малой авиации зависит жизнь сотен тысяч россиян в труднодоступных населенных пунктах. Как рассказал корреспонденту ФАН зампредседателя комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов, в Якутии вертолетных кадров «катастрофически не хватает».

«В Якутии было много вертолетных отрядов, авиаотрядов, но это все разрушили в 90-е годы. За 30 лет опытные авиаторы разъехались, постарели, ушли на пенсию», — сказал он.

Сенатор заявил: на Дальнем Востоке обанкротились почти все региональные авиакомпании.

«В авиакомпании «Якутия» не хватает больше сотни вертолетчиков, не говоря уже о командирах, бортмеханиках, вторых пилотах. Их обучать надо. Все это надо заново возродить. Нужно модернизировать вертолетную площадку, закупить вертолеты. А главное — обучить ребят».

Чтобы восполнить кадровый запас в вертолетной авиации и обеспечить учебные заведения воздушными судами, нужны деньги. На вопрос, где их взять, в профильных ведомствах ответа нет. Зато есть немало предложений о реформе образовательных стандартов при подготовке коммерческих пилотов.

«В Росавиации и Минтрансе РФ прорабатывается вопрос поставки для нужд ОЛТК ГА пяти вертолетов Ансат; пяти вертолетов Ми-8 АМТ; шести вертолетов Bell 407; двух комплексных тренажеров вертолета Ансат; двух комплексных тренажеров вертолета Ми-8 АМТ», — сообщают в администрации президента РФ.

В Росавиации заявили, что готовы уровнять зарплату летно-инструкторского состава образовательных организаций гражданской авиации с уровнем оплаты труда пилотов авиакомпаний, повысив ставку летного часа от 500 рублей до 3000.

«К сожалению, Минфин навстречу не идет. Некоторые решения Минфина приводят к тому, что мы теряем кадры. Как итог, мы будем иметь провал, особенно в вертолетной авиации с выпускниками, — констатировал Мирослав Бойчук. — Есть поручение вице-премьера по социальным вопросам Татьяны Голиковой по решению проблемы оплаты инструкторского состава в летных училищах. К сожалению, до сих пор оно не выполнено. Надеюсь, что в 2020 году будет выполнено».

Проблему дефицита кадров мог бы решить механизм целевого обучения, который заработал в России 21 марта 2019 года. Однако авиакомпании не спешат заключать договоры с учебными заведениями. Большинство надеются, что государство найдет деньги на обучение курсантов самостоятельно.

Выход из кадрового тупика нашли в АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии». Руководство предложило Росавиации открыть на базе Якутского авиационного технического училища гражданской авиации — филиале ФГОБУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» специальность «летная эксплуатация вертолетов».

«Полярные авиалинии» сталкиваются с острой проблемой — дефицитом летного и инженерного состава. Наибольшая нехватка ожидается среди экипажей вертолетов Ми-8: командиров воздушного судна, вторых пилотов и бортмехаников. Это отразится на выполнении социально-значимых внутриулусных рейсов, срочных санитарных заданий, проведения аварийно-спасательных мероприятий. Уже сейчас ежегодно нам требуется более 10 командиров Ми-8 и вторых пилотов», — сообщил корреспонденту ФАН гендиректор АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» Семен Винокуров.

В Совете Федерации инициативу авиакомпании поддержали. В 2020 году Якутское авиационное техническое училище обещает стать второй кузницей вертолетных кадров в стране. Желающих поступить на новую специальность уже больше сотни.

«Такая специальность будет введена, мы этот вопрос держим на контроле, — сказал Александр Акимов — Другого пути нет. Это даст нам молодых ребят, которые через три года будут летать на вертолетах, а через десять лет станут опытными пилотами».

Обучение на пилота вертолета

Омский летно-технический колледж гражданской авиации уже два года не выпускает курсантов: в 2018 г. не был выпущен 81 человек, в 2019 г. – 115 человек, рассказал советник гендиректора «Вертолетов России» Вячеслав Карцев на круглом столе «Проблемы подготовки пилотов вертолетов коммерческой авиации». В предыдущие годы колледж выпускал в среднем по 100 человек. Холдинг «Вертолеты России» – единственный в стране разработчик и производитель вертолетной техники.

Проблема в том, что значительная часть учебных вертолетов Омского колледжа не работает, объяснил Карцев. У колледжа восемь средних вертолетов: семь Ми-8Т и один Ми-171А2 (новейшая версия Ми-8) – из них четыре Ми-8 неработоспособны. Также у колледжа пять легких вертолетов: три Bell 407 и два Eurocopter – последние также находятся в ремонте, рассказал Карцев со ссылкой на руководство колледжа. При этом колледж не заказывал запасных частей для вертолетов Eurocopter, заявил директор по развитию бизнеса Airbus Helicopter в России Сергей Клочков.

Омский колледж является филиалом Ульяновского института гражданской авиации, подведомственного Росавиации. «Ведомости» ожидают комментарий представителя Росавиации. Федеральный чиновник подтвердил наличие финансовых проблем у колледжа.

Для выпуска из колледжа курсант должен налетать 140 часов на легких и средних вертолетах, продолжает Клочков. Но из-за нехватки вертолетов суммарный недолет всех курсантов сейчас составляет 16 000 часов.

При этом сотни выпускников колледжа и так не хватало, так как из отрасли ежегодно уходит около 200 пилотов вертолетов, в основном из-за возраста, рассказал Карцев.

Только Омский колледж может выпускать пилотов вертолетов для коммерческой авиации, частные авиационные учебные центры (АУЦ) имеют лицензии на подготовку пилотов только для авиации общего назначения, рассказал директор компании «Хелипорт Истра» (готовит частных пилотов) Денис Шанькин. То есть выпускник АУЦ может летать на вертолете для собственного удовольствия, но не имеет права перевозить даже одного пассажира за деньги и не имеет права работать в коммерческой вертолетной компании, которая возит грузы и пассажиров.

«Мы уже пять лет бьемся за то, чтобы АУЦ разрешили выпускать коммерческих пилотов. Государство само просто не в состоянии профинансировать подготовку нужных вертолетной отрасли кадров», – сказал вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Александр Виндермут.

Учебный курс на легком вертолете в частном центре стоит свыше 1 млн руб., рассказывал «Ведомостям» сотрудник одного из центров. За рубежом люди берут кредиты на прохождение курса, так как потом смогут получить высокооплачиваемую работу пилота.

С 2016 г. резко выросли поставки в Россию гражданских вертолетов, прежде всего по госпрограмме развития санитарной авиации. Из-за этого возникнет дефицит летчиков, говорил гендиректор Utair Андрей Мартиросов на вертолетном форуме в Казани в ноябре 2018 г.

«Сейчас пилотам платим по 150 000–200 000 руб. в месяц. Будем [платить] как самолетным», – говорил Мартиросов. Сейчас вторые пилоты самолетов в гражданской авиации получают 250 000–350 000 руб. в месяц, командиры воздушных судов – 500 000–550 000 руб.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector