44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Летать на дельтаплане

Полеты на дельтаплане: ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ (FAQ)

Самые распространённые вопросы по теме дельтапланеризма и ответы на них. Мифы, слухи, сплетни, расследования. 🙂

Опасно ли летать?

Конечно, нужно понимать, что полёт относится к экстремальным видам спорта и развлечения, поэтому никаких гарантий тут, конечно же, быть не может. НО! Давайте я расскажу, что мы делаем для обеспечения безопасности полёта.

Я намерен донести следующую мысль: занимаясь дельтапланеризмом, каждое наше действие, каждый наш шаг направлен на безопасность. Вы только задумайтесь – каждое действие! Можете ли вы сказать, что катаясь на велосипеде, садясь в автомобиль или даже просто прогуливаясь по улице, вы направляете всё своё внимание на безопасность каждого своего шага, каждого своего движения и концентрируете всё своё внимание на каждой мелочи? Конечно, нет. В дельтапланеризме же это именно так. Оценивая общий комплекс мер по обеспечению безопасности, я считаю полёты более безопасным видом деятельности по сравнению со всеми другими видами спорта.

А если он вдруг упадёт?

Развею это повальное заблуждение: дельтаплан не может «вдруг» упасть. Просто не может и всё! Так он рассчитан и так он сделан. Он создан, чтобы лететь и он летит. Благодаря своей жёсткой конструкции он не может сложиться из-за порыва ветра и это очень хорошо. Крыло очень надёжное.

Ну а если вдруг ветер кааак дуванёт? Что тогда?

Снова «вдруг». Такую дикую погоду всегда видно ещё находясь на земле. В такую погоду мы просто не летаем. Если у Инструктора появляются сомнения в погодных условиях, то он совершает первый полёт для «разведки погоды» и оценки погодных условий в воздухе.

А вдруг если унесёт ветром куда-нибудь?
Опять это «вдруг». Дельтаплан летит туда и только туда, куда его направляет пилот. Полёт на дельтаплане, в отличие от некоторых других летательных аппаратов – это всегда управляемый полёт, поэтому никуда его унести не может.

А вдруг я упаду из дельтаплана?

Гм… вездесущее «вдруг». Пилот находится в специальной подвесной системе, из которой и на земле-то вылезти проблема, а не то что в воздухе выпасть. Когда сами увидите, как в ней находится человек, сколькими ремнями он пристёгнут, то всё поймёте.

Ну, если всё же что-то случиться?
Есть система спасения, именуемая в народе «запасной парашют». Кроме того, сам дельтаплан обладает большой парусностью, которая всегда замедляет падение. Дельтаплан это жёсткая конструкция. Пилот находится в середине каркаса из труб, поэтому в случае падения сначала ломается дельтаплан, спасая тем самым жизнь и здоровье своему пилоту.

А вы часто падаете?
Падений как таковых нет. Есть ошибки пилота, которые могут привести к жёсткой посадке. В процессе обучения все эти моменты отрабатываются. Подчеркну: всё зависит от пилота, от того насколько тщательно он подходит к своему обучению. Если пилот подходит к обучению ответственно, последовательно и основательно, то количество «падений» у него будет минимальным.

Тяжело ли учиться?
Дельтаплан предполагает определённые физические нагрузки всегда. И во время обучения и после допуска к самостоятельным полётам. Это спорт, и как любой спорт он требует физических нагрузок. Однако ничего запредельного или даже близко подходящего к этому термину нет и в помине. Если уж совсем доходяга, то тут довольно быстро накачаешься. В дельтапланеризме работают иные мышцы, чем те, что мы используем в обычной жизни. Вот они-то и накачиваются во время обучения.
Учитывая, тот факт, что на дельтапланах летают девушки, мягко говоря, совсем не бодибилдеры, то можно сказать, что это дело доступно всем желающим, при известной доле упёртости.

Можно ли взять и долететь на дельтаплане ?
Дельтаплан это не средство передвижения. Это не транспорт. Это совершенно отдельный вид деятельности, который не имеет применения в обычной жизни. Вам же не придёт в голову спрашивать «А на болиде «формулы 1» можно доехать до Краснодара?».

В дельтапланеризме есть задачи полётов на дальние расстояния, но эти задачи ставятся в рамках спортивных достижений, а не обывательских нужд.

Сколько стоит научиться летать и долго ли это?
Бешеные, неприподъёмные деньги! )) Ведь учиться придётся всю жизнь. Каждый пилот учится всё время. Никто не может сказать «Да, я умею летать на дельтаплане». Это просто невозможно. Умеют летать только птицы, да и то далеко не все, чего уж говорить о людях.

А если серьёзно, то, как и в любом деле, верхней ценовой границы не существует (в дельтапланеризме вообще не существует никаких границ). Но есть начальные вложения, без которых ничего не получится: это стоимость обучения в Лётной Школе «Пятый Океан» ))). А дальше уже всё будет зависеть от того насколько глубоко Вы будете готовы окунуться в Полёт. Чем глубже – тем дороже, причём цену Вы будете определять самостоятельно. Почему? Да потому что только от Вас будет зависеть, какое крыло Вы захотите себе купить, какое оборудование, как часто будете ездить по полётным местам и т.д. и т.п.

А что делать, если в воздухе захочется в туалет?
Ничего. Как правило, в воздухе в туалет не хочется, т.к. обычно это делается перед полётом, ну а если уж совсем припрёт, то только посадка.

Читать еще:  Плавание с трубкой и маской называется

А не страшно ли летать?
Не страшно. Т.к. обучение проходит постепенно, все страхи прорабатываются ещё на начальных этапах и страх плавно переходит в уверенность. Конечно, если у Вас панический страх перед высотой, то, скорее всего Вам не следует заниматься дельтапланеризмом, но, если очень-очень хочется, то Инструктор Лётной Школы «Пятый Океан» готов взять Вас на поруки и всё-таки открыть Вам Небо и Полёт.

Как высоко можно подняться?
Это зависит от высоты облаков. Выше облаков мы не поднимаемся, но под нижнюю кромку облака залетаем. В разной местности при разной погоде высота, на которой находится эта нижняя кромка, тоже будет разной. Средние высоты полёта над местностью 1 000 – 2 500 метров.

Как долго может длиться полёт?
Как сработаешь – так и полетишь. Рекорд, установленный в Австралии, составляет 16 часов, т.е. весь световой день. Мировой рекорд без посадочного полёта 37 часов.

А он меня выдержит?
Дельтапланы имеют разный размер, под разный вес пилотов. Летают и маленькие пилоты и большие. Максимальный весовой разброс от 45 до 110 кг. Выше 110 кг можно купить дельтаплан-тандем и летать на нём одному ))

Чем дельтаплан отличается от параплана?
Дельтаплан – это жёсткое крыло, параплан – мягкое.
Дельтаплан тяжелее, чем параплан.
Дельтаплан более безопасен (хотя кажется, что наоборот).
Дельтаплан имеет больший ветровой диапазон для полётов, чем параплан.
Дельтаплан гораздо труднее в транспортировке.
Дельтаплан летит, а параплан висит.
Дельтаплан красивее летит и вообще красивее сам по себе.
Дельтаплан дороже.
Дельтаплан не нужно менять каждые два года (у него в разы выше ресурс).

А можно сразу полететь с кем-нибудь в паре?
Пока нельзя. Для этого необходимо специальное тандемное крыло. В других местах оно есть, у нас, пока, нет.

С какого возраста можно летать?
С 18-ти лет. Это связано с особенностями нашего законодательства. Но никто не мешает выезжать вместе со Школой на полёты для принятия участия в наземном обеспечении полётной деятельности, можно изучать теорию и т.д. Если Вы намерены летать, то Вас никто не сможет остановить.

А в дождь Вы летаете?
Нет. При осадках (дождь, снег, пурга, туман) мы не летаем, но можем осуществлять другую полётную деятельность.

А можно самому построить дельтаплан?
Категорическое НЕТ! Ни в коем случае! Никогда не делайте этого! Даже не думайте об этом!

Что нужно знать, желая полетать на дельтаплане?

Дельтаплан — аппарат для перелетов, схема его построения — бесхвостка с крылом-стрелой. Название “дельтаплан” он получил за то, что крылья первых образцов были похожи на букву Дельта.

Он тяжелее воздуха, а управление им происходит за счет того, что пилот смещает центр масс. Отличается от большинства других летательных аппаратов тем, что для взлета и спуска на землю, нужно использовать ноги.

Насколько безопасно летать на дельтаплане?

Нельзя рассматривать безопасность полетов на дельтаплане только с технической стороны. Полеты могут травмировать человека, но летательная техника обычно к этому отношения не имеет.

Факторы, влияющие на безопасность делятся на 2 группы:

Природные факторы можно спрогнозировать и обезопасить себя. То есть, не нужно летать на дельтаплане во время грозы, сильного ветра, дождя, в туман и другие неприятные и опасные погодные условия.

Человеческий фактор зависит только от пилота. От того, насколько совершенно он владеет техникой полета и собой, зависит и качество воздушного путешествия. По этой причине нельзя отправляться в полеты без первоначального обучения с тренером или в летной школе.

Требования к физической подготовке

В первый день полететь, скорее всего, не получится. В первую очередь человеку нужно научиться бегать с ним. Такие тренировки обязательны в обучении.

Средний вес дельтаплана доходит до 40 кг. По этой причине тренера рекомендуют перед тем, как пойти тренироваться, проверить свою физическую подготовку: отжаться несколько десятков раз, подняться без остановок на 10 этаж, подтянуться 10 раз. Если не получается сделать это без проблем, возможно, стоит начать с параплана, так как тяжелый аппарат в ветреную погоду удержать на себе достаточно сложно.

Полеты на дельтаплане — это больше спорт, чем развлечение. Если нет возможности или желания подготовиться физически, подойдет полет с инструктором, хотя это и большая редкость.

В тандеме с профессиональным тренером в этом случае может полетать человек в любом возрасте и физической форме, ведь управлять дельтапланом будет квалифицированный человек.

Места проведения полетов

Выбирая, где можно полетать на дельтаплане, нужно учесть некоторые особенности.

  1. Дорога должна быть достаточно длинной, а движения и препятствий минимальное количество, то есть, заниматься этим лучше за городом или в сельской местности.
  2. Место должно способствовать парящим полетам. Обычно это холмистая местность, где есть много поверхностей, которые обращены в солнечную сторону.
  3. Авиатрасс быть не должно, так как высота полета может достигать двух километров.
  4. Зона разрешена для полетов.

Лучшие места и стоимость полета на дельтаплане

Большое количество мест есть в Европе, так как именно там множество площадок, которые удовлетворяют комфортному путешествию на дельтаплане. Одно из популярных мест — Черногория. Мест для полетов там предостаточно, но чаще всего они происходят над Будвой, над морской гладью. Старт и приземление — с пляжей курорта.

Читать еще:  Восьмерка на колесе

В местности, где нет гор, летать придется на мотодельтаплане. Обычно можно заказать полет на дельтаплане длительностью от 10 минут до часа. От времени зависит его стоимость. 10 минут стоит около $50 и больше.

Если же хочется полетать на безмоторном аппарате, нужно ехать в горную местность. Это могут быть Уральские горы, крымская гора Клементьевка или Юца недалеко от Пятигорска. Стоимость полетов составляет примерно $35 за 10-15 минут.

Как я на дельтаплане летать учился

Научиться летать было моей мечтой детства, только вот в родной провинции дельтапланерных клубов не было. Мечте суждено было осуществиться после того, как я приехал в нерезиновую учиться, и как по запросу натолкнулся на объявление о наборе учлетов (из названия, полагаю, понятно, что так называют зеленых юнцов, мечтающих оторваться от земли).

Позвонив по номеру, я узнал дату и время ближайшей тренировки. Нужно быть к 8:00, ехать мне туда полтора часа в воскресенье. Ну что же, на какие лишения не пойдешь ради дельтаплана. Прибыв на место, началась веселуха: народ только начинал стягиваться, чаи гонять, да разговоры разговаривать. “Можно было поспать еще”, – подумал я. Содержательная часть началась с погрузки аппаратов (дельтапланов), подвесных систем, шлемов, раций, лебедки и прочей мелочи. Тут стоит отметить, что собранный (разобранный?) дельтаплан – это такая 6-и метровая фиговина которая мне показалась люто тяжелой.

Собрав все необходимое, мы по утренним пробкам выдвинулись на поле.

2 hours later. Я впервые в живую увидел дельтаплан, да не один! Просто щенячий восторг! Опытные ребята рвутся в небо, кто-то уже летит!

Прибыв на поле и разгрузив все, пилоты (кто уже может летать самостоятельно) приступили к сборке, а нам, учлетам, начали объяснять устройство дельтаплана, попутно показывая, как же эту сборку делать. После совместной сборки одного крыла (нет, не половины дельтаплана, просто это еще один его синоним), нам под присмотром доверили собрать другой.
Тебе дают шлем. А теперь самое сложное: дельтаплан нужно поднять. А весят они 30 кг +- (самый легкий – 28).
Фото для понимания (с другого выезда). Треугольник, за который держится пилот – трапеция. Боковые трубы трапеции – стойки.

Так вот, ты встаешь под дельтапланом, распираешь плечами трапецию, держась руками за стойки, и поднимаешь. Больно, неудобно, ты весь красный пытаешься крутить крыло так, как показывает инструктор. Я сразу понял, зачем нужен шлем, хотя ты вроде просто стоишь на месте. Сделав несколько попыток, я немного приловчился. Стал уверенно поднимать крыло, создавать и исправлять крена, менять угол атаки (напомню, пока все еще стоя на одном месте).

А теперь бежать. Ну, вроде, все логично, стоя на месте, никуда не улетишь. Бежать надо быстро. Очень. С 30-и килограммовой фиговиной на плечах. Благо, дельтаплан уже начинает лететь и нагрузка уменьшается. При этом нужно удерживать правильный угол атаки и исправлять крена.

Дальше нам дали подвесные системы=подвески=фартуки – штука, в которой ты весишь, когда дельтаплан летит (см фото выше). Учлетов по одному цепляли к крылу и роняли, роняли, роняли, резко опуская нос дельтаплана. Это была симуляция неудачного приземления, нас учили группироваться.

Вдоволь поиздевавшись, нас снова отправили бегать. Теперь, когда крыло начинает лететь, ты уже чувствуешь подъемную силу и даже немного отрываешься от земли, когда пихаешь стойки в конце очередного забега (нужно, чтобы крыло затормозило об воздух, вроде стоп-крана). Выдохся довольно быстро, хоть и физру не прогуливал. В любом случае, я уже бегал более-мене ровно.Вечером на плечах были синяки.

Через неделю. Погода было отвратительной. Снег с дождем, мокрая трава по колено, лужи. Снег налипает на дельтаплан, его постоянно надо чистить. Хватило меня всего на пару пробежек. Я замерз и пошел в машину пить чай и греться.

Зато следующая тренировка была просто превосходной. Солнце, тепло, пробивается зеленая травка. Но не все так гладко. Для обучения такая погода плоха тем, что ветер может резко усиливаться и менять направление. Опытным это не мешает, наоборот, восходящие потоки позволяют летать намного дольше. Благо, я попал всего в один такой порыв, и то, когда уже был на земле. Вообще, лучше всего начинать учиться в сентябре – октябре, за зиму освоить азы, а весной-летом ездить на “большие полеты”.

Level UP. Теперь меня начали цеплять к лебедке. Лебедка – штука интересная, особенно зубной замок. Пока ты зажимаешь его зубами, трос прикреплен, выплевываешь/разжимаешь – трос отцепляется. При этом прям стискивать зубы не нужно, достаточно небольшого усилия. Освобождает руки. Как сейчас помню, как я трясся первые разы. Лебедка большая, страшная, гудит. Да и в принципе скорость – больше, высота больше, опасности больше.

Первые разы тебя больше дразнят, не дают тяги. Ты продолжаешь бежать, иногда отрываясь от земли. Постепенно тягу увеличивают и оторвавшись от земли, на небольшой высоте ты уже полноценно ЛЕТИШЬ. по прямой. И тут у учлетов случаются фэйлы. Да не только у учлетов. Вот прям с ходу могу вспомнить штук 5 инцидентов с поломкой стоек (не моих, я в этом плане бережливый). На этот случай, правда, есть запасные.

Читать еще:  Задняя втулка велосипеда стелс

Самое неприятное – тащить дельтаплан назад. Вперед тебя тащит лебедка, а назад – пешком. Плюс ветер мешает. И да, колеса там не для того, чтобы его катить, можно повредить спидбар (горизонтальная палка трапеции).

И этот цикл повторяется: пролет под тягой, отцеп, назад пешком. Постепенно высота увеличивается. И в один прекрасный момент ты просто пролетаешь по прямой 2/3 поля. И пешком назад (простите за занудство). Все что ты умеешь – лететь по прямой, хоть и высоко, но нужно поворачивать. И тебя учат поворачивать. Сначала просто отклонениями от курса где-то на 45 градусов, а потом полноценные развороты.

Все? Нет. Все эти полеты происходят в вертикальном положении (тушка весит вертикально). Нормальным же в полете является горизонтальное положение. Можно посмотреть на фото. Переход из вертикалки в горизонталку тренируется на земле.

И когда учлет может сам вернуться на старт (ну или почти на старт), при этом пролетев в горизонтальном положении, он считается готовым. Называется это полет на круг, и от освоившего требуют тортик 😉

Наибольшее же уважение у меня вызвали миниатюрные девушки, так же бодро таскающие дельтапланы, как и парни. И хотя слабой половине часто помогали с возвратом на старт, Поднять дельтаплан и сделать стартовый рывок – большая нагрузка.

Полет на дельтаплане

В общем, оказался я на аэродроме, рядом с этим чудо-аппаратом.

Мы оказались не единственными желающими покататься и пришлось занять очередь. Первым лететь никак не хотелось, решил лететь третьим :). Надо сказать, что все полеты на мотодельтаплане строго регламентированы. У пилота есть радионаушники с микрофоном и он должен запрашивать разрешение на взлет у диспетчера. В этот день кроме нас на аэродроме сдавали первый одиночный полет на одномоторном самолете несколько человек. Маленькие самолетики постоянно сновали туда-сюда – взлет-посадка.

Приоритет на взлет отдавался диспетчером им, поэтому нам приходилось довольно долго ждать своей очереди.
Покоптившись на поле при 35-ти градусной жаре около часа, до меня наконец дошла очередь.

Сердце заколотилось. Но деньги уже отдал – отступать было поздно 🙂 Больше всего опасений было за мою любимую зеркальную камеру. Я до этого смотрел на парней, полетевших вперед меня – все они держались что есть сил за ручки ОБЕИМИ руками. У меня был выбор – либо держаться так же и остаться без фотографий сверху, либо заиметь реальный шанс пиз..ться с высоты 300 метров вместе с любимой камерой. Но о другом “либо” думать как-то не хотелось. От этих мыслей сердце и колотилось. Еще сильнее оно заколотилось, когда я сел и НИКТО не подошел посмотреть, надежно ли я сел, и о УЖАС – никто меня не пристегнул. А двигатель уже ревел! Судорожно нашел ремень и заорал, стараясь перекричать вентилятор сзади, чтобы помогли пристегнуться, ибо из-за нелепого шлема я ничего не видел. Меня пристегнули. Но это можно назвать с большой натяжкой. Ремень ПРОСТО НАБРОСИЛИ на крепление и он свободно болтался, создавая видимость безопасности 🙂 Да, конечно, сейчас я уже понимаю, что эти мысли возникали только благодаря страху первого полета 🙂 До меня так же летало большое количество народа, и не первый день.
Последними осознанными действиями на земле были включение фотоаппарата, одевание бленды (которая потом от ветра повернулась на 90 гр. и обеспечила мне темные уголки на половине фоток) и закрытие забрала шлема.

Окинул взглядом присутствующих как в последний раз, мысленно перекрестился и все. ПОЕХАЛИ!

Аппарат выруливает на взлетку – наиболее лысую часть поля, притормаживает и пилот выжимает газ.

Шум от винта стоит такой – что хоть беги 🙂 Вот мы и побежали. Быстро, потом еще быстрее, потом 65 км/ч и .

ОТРЫВ!

(на этом фото не я)

Это необычное чувство полета! Вжимаешься в кресло что есть силы и пока не до фотографий. Нужно сделать пару виражей над аэродромом для набора высоты. Хотя она уже и сейчас не маленькая

Наконец вышли на прямой курс к Волге. Ветер почти не ощущался, тряска прекратилась. Вспомнил про фотоаппарат. Но, пусть профессиональные фотографы не пинают меня за завал горизонта и сбитый фокус, в видоискатель через забрало шлема на высоте 300-400 метров смотреть как-то не хотелось и не представлялось возможным. Щелкалось наобум и куда попало 🙂

Развернувшись над Волгой – пошли обратно. Самым неприятным был процесс посадки. Казалось, что мы стремительно падаем. Сильный ветер, вырывающий руль из рук пилота, обострял ощущения. Дышалось через раз 🙂 Колеса дельты долго не хотели сближаться с твердью, но это наконец произошло. Плавный полет превратился в сильную тряску и все закончилось. Благополучной остановкой! И ощущением дикого кайфа! И желанием полетать еще 🙂

Перед тем, как уехать с аэродрома, побродили среди небесной техники – арсенала аэроклуба.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: