23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конструкция каретки неинтегрированная

Содержание

Устройство и разновидности кареток для велосипеда

7 минут Автор: Михаил Скворцов 180

Каретка велосипеда – один из узлов, без которого не обходится современный байк. Аналогично ушам, лапам и хвосту, велосипед состоит из рамы, руля, нашей «героини», колёс и трансмиссии. Это несложный узел, но к нему предъявляются очень жесткие требования по точности исполнения, установке и надёжности составляющих частей, потому для обслуживания жизненно важно знать устройство каретки.

Собственно, на данный узел приходится большая нагрузка:

  • силовая – энергия педалирования, полный вес велосипедиста в случае езды на педалях;
  • абразивная – силовое воздействие, плюс нахождение узла близко к земле приводит к большому риску попадания внутрь подшипников частиц грязи, которые очень быстро приведут к разрушению ключевых элементов детали.

Конструкция каретки

Каретка на велосипед состоит из четырёх частей:

  1. Корпус – основная часть каретки, на которую крепятся подшипники, в которые заводится ось, и на которой размещается чашка.
  2. Чашка – элемент для крепления устройства в стакане. В зависимости от стандарта и типа крепления, либо запрессовывается, либо особенным образом вворачивается в раму.
  3. Ось каретки – подвижная часть, находящаяся внутри корпуса, которая может свободно вращаться. Заканчивается местами крепления шатунов. Является одним из источников типизации по типу шатунов.
  4. Шлицы или места крепления шатунов.

К системе каретки можно отнести место её крепления. Это элемент рамы, называемый кареточным стаканом.

Таким образом, каретка у велосипеда – достаточно простой и небольшой по размерам элемент, который, правда, может быть достаточно высокотехнологичным и дорогим.

Типы кареток и элементов

Существует огромное количество стандартов и видов кареток. В основном они подразделяются по таким параметрам:

  • длина вала – она же длина оси, важна для положения системы и педалей, может варьироваться;
  • длина корпуса – должна соответствовать размерам стакана, но есть возможность отклонения;
  • тип резьбы – размеры резьбы для крепления в стакан. Варьироваться не может, необходимо точное соответствие;
  • тип крепления шатунов – размеры и способ крепления шатунов системы к валу. Необходимо полное совпадение.

История развития стандартов очень интересна, потому как в ней встречаются стандартизирующие организации, патентные споры и непрерывное совершенствование конструкции.

Есть разделение и по принципиальной конструкции.

По объединённости с системой

  • Интегрированные каретки для велосипедов составляют единое целое с системой. Ось в таком случае является единым целым с одним из шатунов, что уменьшает вес и стоимость, а также повышает надёжность всей конструкции.
  • Неинтегрированные модели – отдельный узел, который позволяет закреплять шатуны определённого типа.
  • Большинство моделей картриджные, т.е. подшипники составляют картридж, внутри которого они запрессованы заводским способом. Некартриджные каретки требуют постоянного обслуживания, так как возможностей попадания грязи внутрь узла намного больше.

По кареточному стакану

С резьбовой посадкой, под различные размеры:

  • «Английская резьба»;
  • 68 мм;
  • 73 мм – распространён в MTB байках;
  • 83 мм – в дисциплинах Trial и BMX;
  • 100 мм – круизеры с широкой рамой;
  • «Итальянская резьба» под стакан 70 мм – такое изделие легко найти в старых шоссейных велосипедах;
  • «Французская резьба» – использовалась в советских дорожных велосипедах.

Press-fit, иначе – стандарт BB30 – совсем новый, но очень перспективный. Подшипники запрессовываются в кареточный стакан, и в них продевается вал диаметром 30 мм, что увеличивает общую жесткость узла и его надёжность. Данный стандарт разбивается по размерам кареток:

  • BB30 – диаметр стакана 42 мм, ширина 62 мм для шоссейного и 73 мм для горного велосипеда;
  • PF30 – диаметр стакана 46 мм, ширина 68 мм и 73 мм;
  • Press-fit – модели под ось стандартных размеров (24 мм);
  • BB90, BB95 – диаметр стакана 37 мм, ширина 90,5 или 95,5 мм;
  • BB86, BB92 – диаметр стакана 41 мм, ширина 86,5 или 91,5 мм;
  • BBright Direct Fit – диаметр стакана 42 мм, ширина 79 мм;
  • BBright Press Fit – диаметр стакана 46 мм, ширина 79 мм;
  • 386 EVO – внутренний диаметр 46 мм, ширина 86,5 мм.

Эксцентриковые устройства со смещённым креплением, которые позволяют быструю и удобную установку: велосипедная каретка проворачивается в стакане, затягивая цепь, а затем фиксируется гайкой или болтами. Такие устройства обычно используются на велосипедах с фиксированной передачей или планетарной втулкой, на серийных байках встречаются очень редко. Существует также несколько размеров:

  • Посадочный диаметр 54 мм;
  • Стандарт 46 мм, под раму Press Fit 30, обычно поставляется интегрировано с осью 24 мм;
  • Стандарт BSA – с одноимённой резьбой, используется со специальным полузвеном, позволяя смещать натяжение цепи.

По креплению шатунов

  • Квадрат (SQR) – стандартный квадрат, очень старая система крепления, которая, однако, достаточно неудобна – при частой разборке шатун разбалтывается, и при педалировании будет повреждать вал, приводя к необходимости замены по причине износа вала каретки, а не, как обычно это бывает, износа или повреждения подшипников.
  • Шлицевой – с несколькими стандартными размерами, позволяет избежать проблем квадратного сечения, не позволяя валу и шатунам разбалтываться друг относительно друга.

Шлицевых соединения множество версий:

  • Octalink – стандарт от Shimano для недорогих байков. Существует две поставки – Octalink v1 и Octalink v2;
  • ISIS Drive – общий шлицевой стандарт для множества компаний. Основные производители – FSA, Truvativ, Race Face. Последняя компания была инициатором разработки стандарта из-за ограничений компании Shimano на Octalink;
  • Hollowtech II – применяется в интегрированных системах Shimano высокого уровня;
  • Giga X Pipe (GXP) – альтернатива Holowtech II от Truvativ, Noir и Stylo;
  • Howitzer – вариант, схожий с ISIS для экстремальных байков.

Выбор каретки

Некоторые советы по выбору новой модели, когда каретке требуется замена или ремонт. Например, если появился люфт или было получено физическое повреждение:

  • Внимательно следить за размерами и типом каретки.
  • Узнать из документации тип кареточного стакана.
  • Из документации к заднему переключателю узнать chainline – линию цепи (на неё влияет способ крепления шатунов к валу).
  • Из документации по системе получить размеры стакана.
  • В зависимости от типа переднего переключателя выбрать неинтегрированную модель.

Очень часто вместе с новым девайсом придётся покупать специализированный ключ для каретки, так как современные модели требуют уникального инструмента.

Заключение

Каретка в велосипеде – небольшой, но очень важный элемент конструкции, работа которого очень важна для велосипедиста. Особенно важен выбор модели для профессионалов – от этого узла зависит комплект шатунов, переднего переключателя и звёзд, которые могут быть даже овальными. На практике мы сталкиваемся с интегрированными картриджными каретками для велосипеда, а иные типы – решения для конкретных, чаще всего спортивных, задач.

Велосипедная каретка

Велосипедная каретка

Каретка велосипеда — это подшипниковый узел, служащий для обеспечения вращения шатунов с педалями и звездами относительно рамы. Каретка находится в кареточном стакане рамы, который расположен между нижней трубой и на пересечении нижних перьев велосипеда. Кареточный узел эргономично передает крутящий момент от педалей к колесам. Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Такие каретки требуют специальной рамы.

Интегрированные велосипедные каретки

Интегрированные каретки представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.

Читать еще:  Стантрайдинг обучение

Такие каретки являются частью интегрированной системы. Интегрированные каретки для шоссейных и для горных велосипедов, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.

Стандарты интегрированных кареток:

  • Совместимые с Shimano:
    • Shimano Hollowtech II;
    • Hope;
    • RaceFace X-Type;
    • Token;
    • Chris King;
    • FSA Mega Exo.
  • Совместимые с SRAM, Truvativ, Bontrager:
    • GXP (GigaX Pipe);
    • Hope (через фирменный адаптер);
    • Chris King (через фирменный адаптер).
  • Campagnolo Ultra-Torque.

Неинтегрированные каретки

Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

    Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.

  • Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).
  • Виды кареток по используемому кареточному стакану

    1. С резьбовой посадкой.

    В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

    • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
      • 68 мм — наиболее распространены,
      • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
      • 83 мм — для экстремальных дисциплин,
      • 100 мм — фэт-байки.
    • С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм — применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.
    • С французской/швейцарской резьбой М35×1 — применялись в советских велосипедах.

    2. Press-fit.

    В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность этой конструкции состоит в том, что подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это дает дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

    Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:

    • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
    • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.

    Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:

    • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
    • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.

    Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:

    • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
    • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
    • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

    3. Эксцентриковая каретка

    Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

    Разновидности эксцентриковых кареток:

    • Стандарт 54 мм — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
    • Стандарт 46 мм — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
    • Стандарт BSA — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

    Типы и функции кареток велосипеда, правила выбора и установки

    Важнейшим узлом всей конструкции велосипеда является его каретка. К ее выбору и установке относятся серьезно, ведь она принимает на себя нагрузку, являющуюся результатом кручения педалей. Любая каретка велосипеда располагается за передним колесом в нижней части рамы. Пользователям следует учитывать, что с разными моделями двухколесного транспорта совместимы определенные типы узлов.

    Что собой представляет

    Основная задача каретки — передача крутящего момента от педалей к колесам. Особое расположение механизма, в нижней части рамы, способствует загрязнению подшипников. Кареточному узлу достаточно регулярной очистки и смазки, но рано или поздно он все равно выйдет из строя из-за постоянной работы во время движения.

    Пройдите опрос

    Устройство каретки несложное:

    1. Корпус — главная составляющая узла, на него крепятся остальные части каретки.
    2. Чашка — часть велосипедного узла, служащая для крепления в стакане.
    3. Ось каретки — элемент, имеющий возможность свободного вращения. Заканчивается шлицами (местами для крепления шатунов).
    4. Места крепления шатунов.

    Кроме того, к устройству узла можно причислить кареточный стакан — место крепления каретки к раме. Крайне не рекомендуется затягивать с ремонтом этого элемента, в случае обнаружения неисправностей нужно как можно быстрее их устранить. О проблемах с кареткой свидетельствуют такие признаки: заклинивание механизма, стук внизу велосипеда, люфт.

    Типы кареток для велосипедов различаются по следующим критериям:

    • по длине вала каретки — то же самое, что и длина оси, может варьироваться;
    • по длине корпуса — в основном соответствует длине стакана, отклонения редки;
    • по виду резьбы;
    • по типу крепления шатунов;
    • по расположению подшипников (закрытая, интегрированная, открытая каретка).

    Неинтегрированная

    Неинтегрированные узлы представляют собой подшипники, запрессованные в 2 чашки, которые вкручиваются в кареточный стакан. Жесткость повышается путем увеличения толщины оси и ее впрессовования в один из шатунов. Для защиты от попадания грязи чашки между собой соединены проставкой из пластика или алюминия, что также способствует преднатягу подшипников.

    Основной плюс такой модели — возможность закрепления заранее выбранного вида шатуна. В большинстве случаев у неинтегрированной каретки подшипники не находятся в стакане. Минус всего один — достаточно большой вес.

    Квадрат

    Большинство велосипедов средней и низкой ценовой категории имеют каретку квадрат. Длина вала полностью зависит от модели шатунов. Такой вариант бюджетный, но довольно-таки тяжелый, да и особой прочностью не отличается. Отличительная черта — его форма с немного скошенными углами посадочного отверстия шатуна, который напрессовывается на вал каретки, напоминающий усеченную пирамиду, расширяясь к началу рамы.

    Картридж

    Картриджная каретка используется до тех пор, пока окончательно не выйдет из строя, после чего выбрасывается. Основной плюс — отсутствие потребности периодической регулировки за счет того, что в трубу подшипники и вал вворачиваются в алюминиевом или любом другом жестком металлическом корпусе. В основном модели этого типа неразборные, потому и не требуют никакого обслуживания. Картридж дополнительно оснащается сальниками, что исключает возможность попадания пыли, грязи и воды в каретку.

    Узел картриджного типа имеет подшипники сравнительно небольшого диаметра, вследствие чего у него невысокий уровень жесткости.

    Американка

    Американка, стандартный, или же bmx узел — самый первый тип каретки. Ее главные минусы — большой вес и неактуальность. Однако есть и существенные плюсы — прочность и износостойкость ввиду большого размера подшипников. Такая каретка для велосипеда может блестяще отработать несколько лет. Ширина трубы узла стандартная (68 мм), а диаметр составляет 56 мм. Изготавливается путем вбивания в нее подшипников, вставленных в чашки.

    На данный момент ни один производитель не выпускает качественные рамы с таким типом узла.

    На промподшипниках

    Велосипедные узлы на промподшипниках отличаются простотой устройства и удобством использования. Они отлично защищены от загрязнений и попадания влаги, а также широко применяются в изготовлении современных моделей двухколесного транспорта. Их большой плюс — длительный срок службы. Основной минус — непригодность к ремонту. Если поломка произойдет далеко от специализированного центра, то придется тяжело.

    Правильный выбор

    Визуально неисправность кареточного узла выявить невозможно. Поломка проявляется непосредственно во время движения в виде стука, прочих посторонних звуков и затрудненного кручения педалей. Для того чтобы подобрать правильную каретку для велосипеда, нужно провести замеры: измерить длину вала, определить стандарт шатунов двухколесного транспорта.

    Читать еще:  Тренажер для похудения в домашних условиях

    Алгоритм подбора неинтегрированного узла немного сложнее, чем у остальных:

    1. Узнать нужный стандарт каретки (квадрат или какой-то из шлицевых).
    2. Определить длину вала и вид резьбы (тип кареточного стакана).
    3. Узнать допустимую линию цепи (chainline).

    Самые распространенные размеры вала у велосипеда, которые также необходимо учитывать при выборе:

    • 113 мм (встречаются очень редко);
    • 115 мм (также редко используется);
    • 118 мм (стандартная ширина);
    • 122,5 мм (в основном у кареток под квадрат).

    Для приобретения достаточно будет назвать модель и производителя транспорта, длину вала, размеры старого узла и шатунов. Скоростные и городские велосипеды достаточно бюджетные, а у большинства недорогих велобайков устанавливаются каретка квадрат или картридж. Горный транспорт более дорогой и совместим с неинтегрированным и картриджным узлом. Но опять же, у разных производителей разные стандарты, соответственно, и модель каретки варьируется.

    Установка

    Инструменты, которые могут потребоваться для монтажа:

    • выжимка шатуна или же шестигранный ключ на 8 мм;
    • среднего размера молоток;
    • плоская отвертка;
    • рожковый ключ на 36 мм;
    • разводной или же газовый ключ;
    • кареточный съёмник.

    Не стоит забывать, что параметры используемых приспособлений могут изменяться в зависимости от типа устанавливаемого элемента. Пошаговая инструкция демонтажа старого кареточного узла:

    1. Велосипед тщательно очищается от грязи, чтобы позже она не попала в резьбовые соединения.
    2. Далее снимается шатун со стороны звездочек. Аккуратно, во избежание повреждений, поддеваются пластиковые заглушки, находящиеся на болтах. Они снимаются с помощью выжимки, шестигранника на 8 мм или же головки на 14 мм. После этого выжимка вкручивается в резьбу, а затем зажимается двигающая толкатель гайка.
    3. После снятия шатуна съемник каретки примеряется к шлицам его чашки. Бывают случаи, когда он не подходит и зацеп плохой. В такой ситуации применяется болт М8 следующим образом: на него надевается несколько гаек так, чтобы они свободно перемещались. После проделанных операций съемник фиксируется в шлицах путем вкручивания штифта в кареточный узел.
    4. Как только съемник прикреплен, по часовой стрелке выкручивается чашка. Когда резьба начинает поддаваться движению, аккуратно выкручивается болт.
    5. Далее из кареточного стакана демонтируется сам узел, а вместе с ним и левый шатун.
    6. По необходимости можно выкрутить стакан и с левой стороны, делается это по точно такому же алгоритму.

    Тщательно очистить велосипед от грязи, исключив ее попадание в резьбовые соединения Снять шатун со стороны звездочек и пластиковые заглушки, находящиеся на болтах С помощью специального ключа вывернуть из рамы левую чашку-адаптер Вынуть левую чашку Вставить в пазы съемник каретки и ключ с длинной рукояткой и вывернуть из рамы правую чашку Вынуть картридж или правую чашку с осью Из разборной каретки вытащить подшипники, убрать тряпочкой старую смазку и промыть все детали в растворителе

    Когда старая велосипедная каретка удалена, устанавливается новая по алгоритму, обратному данному:

    1. Если был выкручен левый стакан, то устанавливается новый.
    2. В кареточный стакан монтируются исправная каретка и левый шатун.
    3. Вкручивается болт. Против часовой стрелки, с помощью съемника, устанавливается чашка.
    4. Выжимкой, шестигранником или головкой вкручивается фиксирующий болт.
    5. Устанавливается шатун, находящийся со стороны звездочек.

    Если объединить всю представленную информацию, можно сделать следующие выводы:

    • кареточный узел — наиважнейшая часть всей системы на велосипеде;
    • для продолжительной работы данная система велосипеда требует должной очистки и смазки;
    • для разных видов велобайков подходят разные типы и размеры кареток;
    • демонтировать и установить новый узел можно как самостоятельно, так и в специализированном центре;
    • существуют различные виды велосипедных узлов;
    • размеры кареток зависят только от типов велобайков.

    Невозможно ответить на вопрос: какая модель лучше — интегрированная каретка или неинтегрированная, ведь с разными типами велосипедов совместимы разные узлы. Но представители низкой ценовой категории прослужат явно меньший срок, чем более дорогие. Именно в этом вопросе стоимость равняется качеству.

    Кареточный узел — одна из наиболее важных частей всей системы на велосипеде Продолжительную работу данного элемента обеспечат регулярная очистка и смазка Тип и размер каретки подбирается в соответствии с видом байка

    Видео


    ljvelo

    ljvelo

    Самодельная каретка на собранном мной велосипеде состояла из оськи и двух вбитых наглухо в раму 203х подшипника. Вот были времена 🙂 Теперь же каретка стала намного сложнее. Давайте попробуем разобраться с этой мудрённой штукой.

    Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.

    Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Требуют специальной рамы.

    Интегрированные каретки

    Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.

    Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.

    Стандарты интегрированных кареток:

    • Совместимые с Shimano:
      • Shimano Hollowtech II
      • Hope
      • RaceFace X-Type
      • Token
      • Chris King
      • FSA Mega Exo

    • Совместимые с SRAM, Truvativ, Bontrager:
      • GXP (GigaX Pipe)
      • Hope (через фирменный адаптер)
      • Chris King (через фирменный адаптер)

    • Campagnolo Ultra-Torque.

    Неинтегрированные каретки

    Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

    • Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.
    • Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).

    Стандарты неинтегрированных кареток:

    • С клиновой посадкой шатунов (у советских велосипедов).
    • Под квадрат (square taper) — стандарт несколько «плавает» у различных производителей.

    SQR – соединение на квадрат

    Octalink – стандарт Shimano

    Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.

    Виды кареток по используемому кареточному стакану

    С резьбовой посадкой

    В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

    • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
    • 68 мм — наиболее распространены,
    • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
    • 83 мм — для экстремальных дисциплин,
    • 100 мм — фэт-байки.
    • С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм — применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.
    • С французской/швейцарской резьбой М35×1 — применялись в советских велосипедах.

    Press-fit

    В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

    Каретка типа Press-fit

    Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:

    • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
    • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.
    • Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:
    • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
    • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.
    • Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:
    • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
    • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
    • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

    Особенности выбора каретки

    Эксцентриковая каретка

    Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

    • Стандарт 54 мм — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
    • Стандарт 46 мм — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
    • Стандарт BSA — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

    На http://www.bike-repair.ru очень подробно рассказывается про ремонт кареток и как их и чем можно снять. Давайте разберёмся и с этим вопросом.

    Инструменты для работы с кареткой

    Для работы с кареткой – картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.

    Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ –

    А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно – можно легко повредить раму.

    На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ

    Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты. Основная сложность при разборке каретки – не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность – особенно это относится к алюминиевым рамам – для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия. При этом нельзя допускать срыва ключа – можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.

    Снятие каретки картриджного и разборного типов

    Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна.

    После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы – один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек – если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

    0. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.

    Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.

    1. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа – можно повредить гайку.

    Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.

    2. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

    Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)

    3. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

    4. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.

    Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники ( если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (обычно керосин).

    Установка каретки картриджного типа выполняется в порядке, обратном снятию.

    Начинаем с того, что нанесем немного смазки на резьбу каретки и чашки-адаптера, чтобы потом ее легче было выворачивать.

    1. Начинаем с правой стороны. С помощью ключа для каретки и разводного ключа ввинчиваем каретку в раму до упора. Момент должен быть 50-70 Нм.

    Каретка с правой стороны имеет левую резьбу.

    2. Переходим к левой стороне. Тем же самым ключом вворачиваем левую чашку-адаптер Чашка с левой стороны имеет правую резьбу. Момент должен быть таким же – 50-70 Нм.

    Теперь надо установить шатуны и систему.

    Сборка и установка разборной каретки

    Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на советских велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

    Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую – он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку – смазка на ней, скорее всего, консервирующая.

    Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.

    Установка каретки производится в порядке, обратном снятию.

    0. При сборке каретки самое сложное – не перепутать концы оси каретки – ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси.

    Чашки перепутать не удастся – у них разная резьба (у левой чашки – правая и наоборот)

    1. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками – внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.

    2. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.

    3. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)

    Регулировка подшипников разборной каретки

    После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем – к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

    0. Перед началом регулировки надо снять только один левый шатун, снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.

    1. Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.

    Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.

    Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

    Когда каретка будет вращаться без заеданий и люфта, можно ставить шатуны.

    Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector