72 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно ездить на картинге

Секреты езды и управления картом

Для того чтобы хорошо кататься на картинге, следует практиковаться. Можно перечитать кучу статей, узнать, как правильно выполнять повороты и другую тонкости езды. Современные гоночные симуляторы точно передают механику карта: они являются хорошей виртуальной тренировкой. В совокупности это дает хорошую теоретическую подготовку. Но пока вы не сядете за руль настоящего карта и не почувствуете движение машины, вы не поймете, как правильно управлять им.

Что должен знать пилот карта

Картинг – это высокие скорости, резкие маневры и перегрузки, которые требуют от пилота:

  • предельной сосредоточенности внимания;
  • быстрой реакции;
  • идеального зрения;
  • выносливости;
  • хорошей физической формы.

Кроме того, пилот должен иметь «холодную» голову, быть сдержанным, адекватно оценивать свои возможности и управлять картом, не рискуя впустую.

Навыки езды на карте

Очевидно, что карт отличается от обычного автомобиля в большей степени, чем от гоночного. Не вдаваясь с технические подробности устройства карта, отметим основные особенности управления им.

  1. Карт – легкий (не более 100 кг) и маневренный. Он не предполагает медленного управления.
  2. Этот аппарат резво реагирует даже на малейшее движение руля.
  3. Отсутствует амортизирующая подвеска – пилота основательно трясет.
  4. Основная педаль – газ. Время от времени используется тормоз.
  5. Аппарат резко реагирует на нажатие педали тормоза, делая, с одной стороны, возможным крутые маневры, с другой – повышая вероятность неконтролируемого дрифта и потери управления.
  6. Колеса карта обладают фантастическим сцеплением с дорожным полотном. Это делает начинающих гонщиков самоуверенными.
  7. Особенности физики движения карта изменяют ощущение скорости, дороги, поворотов. Это совсем не похоже на управление обычным автосредством.
  8. Требует от пилота физического напряжения и прикладывания усилий.

Подготовка карта к гонке

Успех гонки во много зависит от того, насколько удобно пилоту в карте. Положение сидения должно быть отрегулировано таким образом, чтобы тело водителя имело возможность отклонения назад на длину вытянутых рук. Руки упираются в руль на «2» и «10» часов.

Спина должна быть прямая, не допускается ссутуливание. Ноги согнуты в коленях, расслаблены, устойчиво оперты на пятки так, чтобы ступни не соскальзывали с педалей по время гонки. Положение гонщика должно быть стабильным. Иначе во время тряски положение его тела будет существенно смещаться, что приведет к снижению эффективности управления. Правильное положение тела – залог хорошего самочувствия и отсутствия усталости гонщика. Кроме того, положение водителя влияет на центр тяжести аппарата, что принципиально для его ездовых характеристик.

Помимо регулировки положения сидения, должны быть отрегулированы настройки ходовой части карта:

  • жесткость рамы;
  • жесткость задней оси;
  • передняя и задняя колеи;
  • развал/схождение;
  • настройка поворотного шкворня;
  • настройка угла Акермана;
  • подбирается соответствующая месту и времени резина;
  • регулируется давление в шинах.

Техника пилотирования

Цели гонки на картах:

  • поддерживать максимально возможную скорость аппарата и максимально высокие обороты двигателя;
  • свести к минимуму торможения;
  • занимать выгодную позицию на трассе для осуществления поворотов с минимальными потерями времени и скорости.

Разгон

Здесь проблемы нет. Жми на газ, и в зависимости от типа гонки и модели карта, аппарат резво разгонится до 100 км/ч за несколько секунд. Несмотря на то, что мощность картов начального уровня не превышает 10 л.с., а спортивного – 40 л.с., небольшая масса делает их проворнее, чем большинство легковых автомобилей с существенным превосходством по лошадиным силам.

Торможение

Тормозная система представлена механическими или гидравлическими тормозами на задние или на все колеса.

Карт тормозит резко. Чем дольше торможение, тем больше времени требуется на последующий разгон. По этой причине педаль тормоза используется редко: для остановки и при осуществлении маневра (вхождении в поворот). При этом техника езды предполагает, что до последнего выдерживается газ, и далее выжимается тормоз с той продолжительностью, с которой это необходимо для осуществления виража.

Повороты

Технически поворот состоит из 3 этапов:

  • вхождение в поворот;
  • апекс;
  • выход из поворота.

Принципиально важно начать вхождение в поворот в нужном месте и иметь на тот момент нужную скорость. Правильный расчет этих двух параметров и составляет основное мастерство гонщика. Здесь может помочь только практика. В теории это выглядит следующим образом:

  • гонщик следует по внешней стороне трассы;
  • в самый последний момент притормаживает и делает РЕЗКИЙ ВХОД в дугу так, чтобы, в повороте оказаться на внутренней стороне трассы (апекс);
  • ПЛАВНЫЙ ВЫХОД из дуги на внешнюю сторону трассы.

Важные правила:

  1. Тормоз выжимается слегка, чтобы обороты двигателя не упали существенно.
  2. Входя в поворот, руль не выворачивают, а лишь слегка подруливают.
  3. Точку апекса на внутренней стороне трассы стараются отодвинуть как можно дальше так, чтобы дуга выхода из поворота была более прямой.
  4. Достигнув апекса, плавно выдавливают газ.

Несмотря на то, что повороты бывают разными, описанная техника с небольшими корректировками работает на любом из них.

Естественно, что на трассе идеальный поворот мешают выполнять другие гонщики и поэтому не всегда можно войти в поворот в нужном месте. В реальной жизни исходят из имеющихся обстоятельств. Но нужно помнить, что правильный поворот – всегда плавный с минимальной перегрузкой для гонщика.

Траектория

Для того чтобы безошибочно ездить, следует руководствоваться 2 правилами:

  • Любой маневр нужно совершать, держа в уме трассу целиком. Входя в поворот, пилот должен представлять, как он из него выйдет и поедет дальше с минимальной потерей времени и скорости.
  • При совершении маневров траектория должна быть наиболее «выпрямленной».

Практикуясь, вы поймете, что никакого «расчета» траектории нет, а любой гонщик проходит повороты на автомате, абсолютно не думая о траектории.

Управление картом

Управлять картом под силу даже ребенку, поскольку карт имеет достаточно простой принцип работы. Однако управление картом, который с виду кажется достаточно простым транспортом, на деле сложнее, чем машиной, оснащенной автоматической коробкой передач. Вес карта, по сравнению с легковым автомобилем, намного легче. Поэтому на трассе карт реагирует даже на положение тела водителя.

За рулем карта

У новичка, впервые севшего за руль карта, создается обманчивое впечатление, что эта невысокая конструкция очень устойчива и на ней невозможно перевернуться. Практика показывает, что это далеко не так: из-за своей короткой базы, малого веса и довольно мощного двигателя, даже, казалось бы, небольшой резкий поворот или торможение, особенно на мокрой трассе, ведет к заносу задней оси. При неправильных действиях карт легко сносит с трассы или разворачивает в обратную сторону, может даже опрокинуть. Во избежание таких ситуаций, необходимо знать основные правила управления картом.

Особенности управления картом:

  • Карт, из-за своего легкого веса и маневренности, не предполагает медленной езды
  • Карт быстро реагирует на малейшее движение руля
  • Карт не имеет амортизирующей подвески, поэтому пилот ощущает тряску
  • Особенности физики движения карта изменяют ощущение скорости, трассы и поворотов
  • Колеса карта обладают сильным сцеплением с дорожным полотном.

Подготовка к управлению картом

Положение сидения следует отрегулировать, чтобы тело водителя можно было отклонять назад на длину вытянутых рук, руки упирались в руль на «2» и «10» часов, положение спины водителя — прямое, а ноги, согнутые в коленях, должны быть расслаблены, с устойчивой опорой на пятки.

Читать еще:  Красивые узлы из веревки

Должны быть проверены и отрегулированы настройки ходовой части карта: жесткость рамы, жесткость задней оси, передняя и задняя колеи, развал/схождение, работа поворотного шкворня, настройка угла Акермана, подобрана по сезону и трассе резина, давление в шинах.

6 базовых правил от профессионалов:

Тем, кто хотел бы овладеть мастерством профи, научиться проходить трассу на максимальной скорости с минимально возможным временем, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Во время гонки для сокращения времени прохождении поворота следует использовать всю ширину трассы, начинать поворот с внешнего радиуса, в середине переходить на внутренний, заканчивать опять на внешнем.
  2. За рулем карта следует помнить, что самая быстрая траектория не всегда та, которая короче: так при входе в поворот по внутреннему радиусу до предела снижается скорость, а значит увеличивается время его прохождения.
  3. Лучшая траектория не обязательно будет симметричной, потому как динамика торможения значительно превышает динамику разгона. Нужно медленнее въезжать в поворот и как можно быстрее из него выезжать. При повороте начинать тормозить нужно как можно позже и максимально ближе подходить к внутреннему краю трека.
  4. Важно остерегаться заносов, потому что занос снижает скорость и вынуждает к снижению оборотов мотора. В поворот нужно «вкатываться».
  5. Чтобы не возникало заноса в повороте, тормозить рекомендуется в тот момент, когда передние колеса находятся еще в прямом положении, то есть, непосредственно перед заходом в поворот, а не на самом повороте.
  6. Правильное управление телом очень помогает пилоту в преодолении поворотов. Проходя поворот, нужно наклонять корпус к наружному радиусу. Даже, если кажется, что это нелогичное действие. Перенос веса тела увеличивает сцепление с трассой «внешних» колес на повороте и не позволяет им проскальзывать. Таким способом делать виражи без заноса умелый пилот может даже на большой скорости.

Обучение картингу детей

Если принять к сведению эти советы и отработать их на практике, то полученные навыки позволят быть на трассе в числе лидеров и по-настоящему ощутить все преимущества этого вида спорта.

Для того, чтобы хорошо управлять картом, необходимо систематически практиковаться. Чтобы усвоить все тонкости езды — правильно выполнять повороты, умело использовать торможения и в нужный момент ускоряться — недостаточно освоить теорию или прочитать кучу специальной литературы.

Техника прохождения поворотов в картинге

Чтобы ехать по картинговой трассе быстро, нужно собрать воедино все компоненты пилотажа. Мы уже говорили о правильной посадке и органах управления, а сегодня обсудим технику прохождения поворотов.

Есть отличная книга с названием “Спортивные автомобили и особенности их вождения” (одна из многих на эту тему), автор которой – автогонщик и инструктор Поль Фрер – очень подробно, со всеми теоретическими выкладками, схемами и графиками рассказывает о построении идеальной траектории на гоночной трассе. Она для тех, кто желает вникнуть в тему максимально глубоко и с научным подходом. Мы же попробуем объяснить суть построения правильной траектории простыми словами в нескольких абзацах.

Итак, идеальная траектория – это самая быстрая траектория. Она, как ни странно, у разных пилотов может несколько отличаться, но только в деталях, связанных с индивидуальным стилем управления, погодными условиями, типом покрытия и состоянием техники. В общем и целом принцип поиска “своей” идеальной траектории один – чем меньше острых углов и движений рулем, тем выше скорость. Любой поворот руля – это торможение. Чем он больше, тем заметнее потеря скорости, и тем выше риск отправить карт в скольжение или даже потерять над ним контроль.

Идеальная траектория прохождения поворотов у каждого гонщика своя, но основана на базовых правилах.

Запомните: один поворот – одно движение рулем. Если вам приходится корректировать положение карта, значит вы выбрали либо неправильную траекторию, либо неправильную скорость.

Все повороты разные, поэтому найти какое-то универсальное правило их прохождения нельзя. Часто траектория в одном повороте сильно зависит от того, что за ним следует. В связке чередующихся поворотов часто приходится жертвовать “правильной” траекторией в одном повороте, ради большей скорости в следующем. Или, например, бывают ситуации, когда в борьбе с соперником нужно медленнее войти в поворот, чтобы на выходе иметь большую скорость и получить возможность обгона. Траектория прохождения поворота, естественно, будет иной.

Страшное слово “апекс”

В отношении любого поворота необходимо определить для себя три ориентира – точку входа, апекс и точку выхода. Каждая из них по-своему важна, однако главная задача – собрать их все в единую плавную дугу. Очевидно, что вход – наиболее важная точка. От нее зависит то, как мы проедем остальную часть поворота – апекс и выход на прямую. Точка входа подразумевает тот участок трассы, где мы поворачиваем руль, а определяется она тем, где мы видим апекс конкретного поворота.

Апекс – это точка или часть поворота, где внутренние колеса максимально приближаются к краю трассы. Кроме того, апекс – та часть поворота, где мы начинаем “распускать” карт наружу, одновременно ускоряясь. Апекс может быть ранним, средним и поздним. Если на выходе из поворота вы вынуждены довернуть руль, чтобы не вылететь с трассы, значит апекс был слишком ранним. Узкий выход из поворота говорит о том, что вы выбрали слишком поздний апекс. В том случае, когда вы выбрали правильный апекс, карт на выходе из поворота устремится к точке выхода из поворота. По сути, правильное прохождение поворота предполагает использование всей ширины трека. Благодаря этому мы получим на выходе из поворота максимально сбалансированный и быстрый карт.

Типы поворотов

Внимательно присмотревшись к любой конфигурации, мы обнаружим, что существует три типа поворотов:

  • повороты с выходом на прямую;
  • повороты после прямой;
  • связки поворотов.

На абсолютном большинстве трасс преимущественное время мы тратим на ускорение, а не на прохождение поворотов. Поэтому важнее озаботиться максимальной скоростью на прямой. Она, в свою очередь, зависит от того, как мы преодолеваем повороты первого типа. Идеальная траектория для поворота с выходом на прямую – с поздним апексом, то есть требует раннего торможения, стабильного карта в апексе и предельно раннего открытия газа. Результатом чего и станет максимальная скорость на прямом отрезке. Проще говоря, чем раньше вы начнете ускоряться на выходе из поворота, тем быстрее вы будете на прямом участке трассы.

Если прямая заканчивается поворотом, за которым нет еще одного скоростного участка, более уместен средний или ранний апекс, Поскольку в этом случае вы почти ничего не выигрываете на выходе из поворота, важнее как можно дольше сохранять максимальную скорость на входе. Иными словами, можно пожертвовать скоростью на выходе во имя максимальной скорости в самом повороте. Для этого нужно “оттянуть” точку торможения настолько глубоко в поворот, насколько это возможно, и выбрать ранний апекс, дотормаживая карт уже в самом повороте.

Читать еще:  Доска для лонгборда

Третий тип поворотов – связки (“эски”). Основное правило их прохождения – 100-процентное главенство последнего поворота связки, ведущего на прямой участок. Последний поворот “эски” (каким бы он ни был по счету) проходится по правилу поворотов первого типа, то есть – с поздним апексом.

На трассе картинг-центра “Жажда скорости” собраны все основные типы поворотов, включая 90- и 180-градусные, а также S-образные.

Чтобы понять, как проходить тот или иной поворот, перед заездом внимательно изучите схему трассы и постарайтесь запомнить конфигурацию. Это поможет быстрее адаптироваться в реальных условиях. И еще один важный совет от опытных картингистов – приближаясь к повороту, старайтесь концентрировать свое внимание не на том, как вы в него войдете, а как из него выйдете и что за ним следует. Научитесь “заглядывать” за поворот, не смотрите только на то, что находится перед вами здесь и сейчас.

Ну а где оттачивать свое мастерство, вы уже хорошо знаете: “Жажда скорости” (г. Киев, пр. Глушкова, 9, Ледовый стадион) – лучший картинг-центр Киева по мнению редакции АвтоМир UA.

Основы управления картом

Илюхин Александр Анатольевич. Родился в 1965 году в Москве. Мастер спорта по автомотоспорту, вице-чемпион СССР, двукратный вице-чемпион Москвы, двукратный ре-кордсмен России.

«Я не могу себе представить, что кому-то может не понравиться ездить на карте».

В последние годы значительно возрос интерес к занятию автоспортом, и в частности картингом. Некоторым людям достаточно прокатиться один раз на автомобиле «карт», чтобы понять прикладное значение этого вида спорта.

К большому сожалению уже более 15 лет мне не удается доказать нашим чиновникам, что занятия картингом необходимо включить в программу общеобразовательных школ. Занятия картингом в детстве помогут многим познакомиться с психофизиологическими особенностями своего организма и осознать некоторые аспекты в управлении автомобилем. Многим детям станет понятнее, что пешеходу проще сделать шаг назад, на тротуар, чем водителю остановить автомобиль. Для занятий картингом каждой школе не обязательно обзаводиться специальной кар- тинговой техникой. Достаточно того, чтобы школьный автобус в определенное время доставлял учеников на кар- тодром и, по окончании занятий, обратно в школу. Конечно, для занятий картингом в школах потребуется финансовая поддержка со стороны государства и меценатов. Но тем самым частично решится проблема большой аварийности на дорогах России.

Картинг (kart) — гонки на картах, микроавтомобилях без подвески. Трассы картинга в Москве отличаются сложной конфигурацией, обладают большим числом правых и левых поворотов разных (преимущественно малых) радиусов. Длина их от 400 до 1200 м, ширина от 6 до Юм, длина прямого участка не более 100 м. Большое распространение как «прокатное мероприятие» картинг получил в России в конце прошлого века. В Москве существуют частные школы картинга, и в основном они работа-ют по своим собственным программам. Перед началом практических занятий необходимо ознакомиться с основами управления картом.

Требования, которым должен соответствовать водитель

Многие считают, что картинг — это развлечение, а сесть за руль карта и привести его к победе может каждый, у кого есть хорошая машина. Такое утверждение ничем не обосновано. Водитель карта должен отвечать множеству требований, которые не касаются водителя автомобиля или мотоцикла.

Рассматривая эту проблему, надо четко представлять себе основные различия между условиями спортивных гонок вообще (и картинга особенно) и обычной прогулки на автомобиле. Принципиальная разница — в цели. Цель гонок — как можно быстрее проехать данную трассу, обогнать своих со-перников. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможности, те, что были известны перед стартом (например, возможности техники), и те, что появлялись во время соревнований. Одновременно всегда надо помнить о границах этих возможностей, которые никогда нельзя переходить.

Прокатные карты развивают скорость до 100 км/ч, гоночные — намного больше. Сколь же быстрой должна быть реакция гонщика, чтобы на таких скоростях в группе конкурентов не потерять контроль над картом. В таких условиях необходимо преодолеть множество поворотов, управлять мощностью двигателя и постоянно осознавать, что нельзя ошибиться, нельзя допустить малейшей неточности, любая ошибка может стать решающей, может даже привести к возникновению опасной ситуации. И все это под рев двигателей, в напряженной обстановке гонок, на глазах зрителей.

Примечательны слова, сказанные однажды чемпионом Польши по автогонкам, который попробовал свои силы в картинге. Он заметил, что на карте все происходит намного быстрее. Карт быстрее реагирует на малейшее движение руля, нажатие педали газа или тормоза. Расстояние всего несколько сантиметров между картами во время гонки только усиливает ощущение, что ни одно движение не должно быть случайным, вышедшим из-под контроля водителя.

Чтобы отлично управлять спортивным картом, желательно иметь талант. Под этим определением следует понимать полный набор особых психофизических качеств, которые не всегда можно оценить и измерить. Прежде чем решиться сесть за руль спортивного карта в качестве водителя, надо здраво взвесить собственные склонности. Правильно оценив свои возможности, можно избежать многих разоча-рований.

Первое условие — безупречное состояние здоровья. Трудно себе представить безукоризненное управление картом человеком, у которого болят суставы, ноет зуб или которого донимает желудок, не говоря уже о более серьезных физических недостатках или психической неуравновешенности.

Основная физическая черта водителя — это достаточная быстрота реакции.

Водитель карта должен иметь хорошее зрение, находиться в хорошей физической форме.

Езда на карте, вопреки ее кажущейся простоте, довольно утомительна. Выдержать несколько заездов в день, особенно на трассе с множеством виражей, нелегко. Картингист должен обладать хорошей выносливостью, чтобы сохранить реакцию и силы во время многочасовых гонок. Здесь надо говорить об устойчивости совокупности факторов, вызывающих усталость, среди которых немаловажную роль играют шум и вибрация, возбуждение, напряжение и т. п.

Водитель карта должен быть смелым, но и выдержанным, уметь ездить без лишнего риска. Он должен безошибочно оценивать ситуацию на трассе на протяжении всей гонки и тотчас определять свою тактику. Кроме того, он должен знать, интуитивно чувствовать, как вести себя в каждой конкретной ситуации.

Картингист обязан отлично владеть техникой скоростной езды, знать свой карт, его сильные и слабые стороны, его поведение в различных дорожных ситуациях. Кроме того, водитель карта должен отлично знать конструкцию и «характер» двигателя и других механизмов карта, предохранять их от перегрузки или повреждения, чтобы суметь довести карт до финиша.

Настоящий картингист должен иметь страсть к спортивной борьбе, быть стойким в ней, нельзя опускать руки после первой же неудачи. Надо помнить, что, пока гонка продолжается, пока борьба не кончилась, можно добиться успеха, ибо никогда не известно, что ждет едущих впереди.

Обязательным условием занятий картингом является соответствующая материальная и техническая база. Самый лучший гонщик не сможет добиться хороших результатов на плохой технике, но и водитель, не обладающий всеми необходимыми качествами, также не сможет их достичь. Только сплав мастерства в широком понимании этого слова и отличной техники могут привести к победе.

Читать еще:  Двухколесный электрический

Водитель, обладающий всеми упомянутыми выше психофизическими качествами, будет хорошим гонщиком. Но, чтобы стать выдающимся гонщиком, необходима еще одна черта, которую невозможно однозначно определить. При управлении картом необходимо чутье, врожденное «шестое чувство», благодаря которому водитель интуитивно ощущает ситуацию, умеет максимально использовать представившуюся ему возможность.

Водители картов, особенно в прокатных категориях, слишком мало внимания уделяют своей экипировке. А хорошая экипировка играет большую роль и может оказать влияние на результат гонки.

Обязательными предметами личной экипировки гонщика являются защитный шлем, комбинезон, ботинки и перчатки.

Основной предмет экипировки гонщика — это защитный шлем.

Очень важно, чтобы шлем хорошо держался на голове. Бывали случаи тяжелых травм из-за того, что при опрокидывании карта слетал небрежно застегнутый шлем.

Спортсмены гоночных категорий в обязательном порядке пользуются специальным комбинезоном. Комбинезон должен быть хорошо подогнан и не сковывать движения.

Обувь для картинга подбирается достаточно высокая, обязательно закрывающая щиколотки. Ботинки должны быть тщательно зашнурованы, чтобы шнурки не могли за что-либо зацепиться. Не следует пользоваться обувью с высоким рельефом на подошве или с подошвой из скользкого материала (второе особенно важно при езде в зимний период).

Использование перчаток обязательно для безопасности и удобства. Перчатки предохраняют руки от травм, ожогов и т. п. Благодаря перчаткам потные руки водителя не скользят по рулевому колесу.

Некоторые гонщики, защищаясь от шума, затыкают уши пористой резиной или ватой. Это можно рекомендовать лишь в гонках на большие дистанции, когда сильный шум способствует наступлению физической и нервной усталости. В гонках, время заезда в которых не превышает 30 минут, применение затычек для ушей нецелесообразно, так как мешает оценивать на слух работу двигателя, что особенно необходимо при отсутствии тахометра.

Водитель карта, принимающий участие в соревнованиях, должен подогнать машину по своему телу. Такую подгонку нетрудно сделать, если на карте предусмотрена регулировка положения рулевого колеса и сидения водителя. Когда такая регулировка не предусмотрена, надо провести конструктивные доработки, исходя из того, что правильная посадка гонщика на карте имеет первостепенное значение.

Водитель в карте должен сидеть свободно и удобно. Туловище должно быть отклонено слегка назад. Руки вытянуты, ладони держат рулевое колесо в положении «десять» и « два» по циферблату часов. Ноги слегка согнуты в коленях, пятки оперты таким образом, чтобы ноги лежали свободно, с расслабленными мышцами.

Педалям необходимо придать такую форму, чтобы их можно было нажимать свободно, без усилия. Очень важно, чтобы при тряске ноги не соскальзывали с педалей.

На картах, позволяющих занять правильное положение, некоторые гонщики этой возможности не используют. Часто можно видеть ссутулившихся, наклонившихся вперед гонщиков, судорожно вцепившихся в верхнюю часть рулевого колеса. В таком положении трудно держаться на поворотах, быстро наступает усталость и совершенно невозможно как следует управлять картом.

На трассе иногда полезно слегка упереться руками в руль, откинувшись одновременно на спинку сидения. Это не сказывается на управлении, но избавляет водителя от смещений при тряске.

Применяемые на картах тахометр и индикатор температуры охлаждающей жидкости должны быть хорошо видны. На тахометре целесообразно отметить диапазон ЧВ, в котором должен работать двигатель.

От торможения зависит само прохождение поворотов и время прохождения круга. Как это ни покажется парадоксальным, но практически все водители автомобилей делают одну и ту же ошибку — слишком рано и плавно тормозят. Ничего удивительного — это привычка, выработанная повседневной ездой на автомобиле в обычных условиях уличного движения. На спортивных трассах необходимо держать газ до последней доли секунды, а затем тормозить крайне жестко (экстренное торможение), вплоть до блокировки колес. Но не блокировать их на юз. Желательно стараться смоделировать работу АБС. Грамотный разгон и правильное торможение — это первое, чему следует научиться, сев за руль карта.

Размашистые эффектные скольжения в повороте не улучшают, а ухудшают результат. Боковое скольжение — это дополнительный тормоз. Когда-то трехкратный чемпион мира Ники Лауда сказал: «Несмотря на то что о траекториях написаны в книгах целые главы, все гонщики едут по одной и той же траектории, просто гоночный автомобиль хочет по ней ехать». Для болидов Фор-мулы-1, которыми управляют настоящие асы, это может быть и справедливо. Но относится ли это к картингу?

Устроители картинговых трасс как бы умышленно делают их в некоторых местах слишком широкими, провоцируя новичков на ошибки. И все же найти оптимальную траекторию несложно — по ней карт быстрее всего проходит поворот. Главный совет таков: нельзя рассматривать ни один поворот в отрыве от всей трассы. Если поворот является частью комбинации, то проходить его надо так, чтобы как можно правильнее попасть в следующий поворот. Значит, надо учиться проезжать некоторые повороты медленнее, чем ты можешь это сделать, чтобы следующий поворот, ведущий на прямой отрезок, пройти быстрее. А это совсем не просто. Еще очень полезно понаблюдать за лучшим картингистом, как он проходит дистанцию.

Азбука идеальных траекторий

Классический 90-градусный поворот важно проехать на одном дыхании, чтобы обороты двигателя ни в коем случае не упали на выходе. Вход в поворот снаружи, затем вовнутрь и на выходе снова наружу поворота — как можно шире.

Поворот на 180 градусов, или разворот, делается следующим образом. Вход широко снаружи, затем внутрь к вершине поворота (апекс) и плавный газ. Очень важно на входе не поворачивать руль до упора, а лишь слегка подруливать. Карт должен поворачивать как бы сам, инерцией вращения, заложенной на входе в поворот.

На примере комбинации из правого и левого поворотов становится понятно, что имеют в виду автогонщики, когда говорят, что из поворотов желательно делать прямые. Чередование внешних и внутренних заходов позволяет максимально спрямлять траекторию и выйти из связки поворотов с наибольшим ускорением.

Поворот на 180 градусов с короткой прямой посередине можно рассматривать как два 90-градусных поворота.

На выходе из первого поворота, который проходится как классический 90- градусный, надо «распустить» карт наружу, чтобы зайти в следующий поворот, выход из которого должен быть опять максимально широким наружу.

На трассе не может быть одного рецепта на все случаи жизни, при разных обстоятельствах возможны различные траектории прохождения поворотов. Но самый быстрый способ — тот, при котором карт поворачивает как можно плавнее, а сам гонщик и машина подвергаются наименьшим нагрузкам.

Никогда не забывайте, что первичным является техника управления картом, а только потом — тактика.

Многие родители, занимаясь образованием и воспитанием своих детей, задаются вопросом: «В каком возрасте целесообразнее приобщать ребенка к занятиям автоспортом?» Специалисты считают, что чем раньше начать «автомобильное образование», тем легче, быстрее и лучше оно дается. При этом многие сложные элементы управления автомобилем ребенок осваивает как ув-лекательную игру.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: