53 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игнатьевская пещера

Игнатьевская пещера: древние рисунки, старец Игнатий и лик Богородицы

Игнатьевская – одна из самых удивительных и загадочных пещер Урала. В ней найдены древние рисунки и лик Богородицы, а в XIX веке в пещере жил отшельник. Интересна и сама река Сим, уходящая в этом месте под землю. Вокруг возвышаются высокие скалы. Место интересное и очень красивое.

Особенности Игнатьевской пещеры

У этой пещеры несколько названий: Игнатиевская, Игнатовская, Игнатьевская, Серпиевская, Симская, Ямазыташ. Она находится на правом берегу реки Сим в Катав-Ивановском районе Челябинской области.

Представляет собой горизонтальную карстовую полость коридорно-гротового типа с разветвленной системой ходов. Заложена в массиве темно-серых доломитизированных известняков верхнего силура – нижнего девона. Общая длина ходов пещеры 620 м, средняя ширина 3 м, средняя высота 2,3 м. Площадь пола 1860 м2. Объем полости более 3 тысяч м3.

Внушительный вход в пещеру открывается в дугообразном скальном обнажении на высоте 11 м над урезом воды реки Сим. Пещера очень эффектно выглядит с другого берега реки. Подняться к ней можно по установленной тут металлической лестнице. Входное отверстие ориентировано на юго-восток. Его размер 12х12 м. От входа начинается обширный Входной грот шириной до 10 м, высотой 7,5 м и длиной 44 м. Он хорошо освещается солнечным светом и прекрасно прогревается.

В конце грота установлены две решетки с несколькими замками, дальше уже не попасть. В 2018 году Игнатьевскую пещеру закрыли для туристов. Это связано с негативным воздействием на уникальный исторический памятник со стороны посетителей.

Если бы не решетка, из входного грота по широкому, но низкому ходу можно было бы попасть в главную Большую галерею (второе название – Основной коридор). Справа находится грот Логово, из которого идет система узких ходов лабиринтного типа общей длиной 78 м, с многочисленными короткими боковыми лазами, заканчивающимися тупиками. Большая галерея тянется на 134 м. Она приводит в самый обширный зал пещеры – Большой (второе название – грот Столба). В его центре возвышается большой известняковый столб-останец (14×6 м), подпирающий свод. В нем несколько сквозных ходов и окон. Из этого грота отходит галерея длиной 20 м. Там есть два отверстия, где начинаются боковые ходы, ведущие в последний зал — Келью старца Игнатия (или Дальний зал). Из грота идет несколько узких боковых ходов-щелей длиной от 4 до 9 м.

Схема Игнатьевской пещеры. Источник: http://quist.pro

Местами на полу пещеры сыро и грязно, в кальцитовых ванночках-гурах встречается вода. Особенно сыро в гроте Келья старца Игнатия: со стен и потолка сочится вода. Там, где спускается крутая осыпь из камней и глины, можно заметить сгнившие деревья – остатки избушки старца Игнатия. В дальней части пещеры по трещине образовался круто уходящий вверх лаз к дневной поверхности.

Игнатьевская пещера с 1969 года имеет статус комплексного природно-исторического и геолого-геоморфологического памятника природы Челябинской области и с 1983 года – статус историко-археологического памятника федерального значения.

Старец Игнатий и лик Богородицы

Пещера известна давно. Ее первое описание сделал в 1762 году П.И. Рычков. В 1770 году тут побывал П.С. Паллас. В своих путевых заметках он называл ее пещерой в горе Ямазе-таммаге-таш. Побывавший здесь в 1890-х годах геолог Ф.Н. Чернышев впервые назвал пещеру именем старца Игнатия. Он писал:

«Гора носит название Игнатьевская по имени келейника, жившего в пещере тут находящейся. Келейник Игнатий, умерший лет 40 тому назад, считался среди окрестных крестьян, особенно раскольников, за святого, и до сих пор память о нем благоговейно чтится всем населением».

По легенде, обитавший в пещере в XIX веке старец Игнатий якобы был сыном Павла I – отказавшимся от престола великим князем Константином, братом Александра I и Николая I. Однако известно, что Константин Павлович (1779–1831) умер от холеры в городе Витебске и похоронен в Петропавловском соборе. Историкам известно еще о трех лже-Константинах, появившихся после 1825 года.

По другой легенде, Игнатий был бывшим императором Александром I, уставшим от правления и подавшимся в странники. Есть и мнение, что он был простым беглым каторжником, отмаливавшим грехи. Конечно, Игнатий не был представителем царского рода, а его реальную историю мы вряд ли когда-то узнаем.

После смерти старца Игнатия, в конце XIX – начале XX века местные жители устраивали крестные ходы к пещере. Около входа проводились молебны. Эта традиция продолжалась вплоть до 1930-х годов.

«Путеводитель по Уралу» 1899 года сообщал:

«…В одной из таких пещер, называемой Игнатьевской, погребен человек, слывущий в народе за подвижника. Игнатова пещера — одна из самых обширных и известных на Южном Урале. Перед могилой висит медный образ и горит лампада. В девятую пятницу после пасхи в пещеру стекается масса народа из соседних заводов, сел и деревень. Рассказывают, что в пещерах этих и ныне живут сподвижники, причем в одной из них вырублена даже изба с подземной веревочной лестницей наверх».

На одной из стен грота Келья старца Игнатия кальцитовый натек напоминает фигуру женщины с младенцем. Считается, что это изображение Богоматери, сделанное старцем Игнатием. А может быть этот причудливый сталагмит был тут и раньше, побудив Игнатия поселиться в пещере. По бытующим среди религиозных людей поверьям, лик Богоматери в Игнатьевской пещере якобы приводит к исцелениям.

Древняя картинная галерея

Первое комплексное изучение пещеры в 1912 году провел археолог и палеонтолог С.И. Руденко. В археологическом раскопе он обнаружил железные, костяные и каменные орудия труда, осколки керамики и кости древних животных. В 1960 году археолог О.Н. Бадер провел разведочные раскопки и нашел кремневые орудия, что позволило датировать нижний культурный слой в привходовом гроте эпохой палеолита.

В 1980 году археологи В.Т. Петрин, С.Е. Чаиркин и В.Н. Широков сделали поистине сенсационное открытие: в пещере были найдены рисунки древних людей. Пещеру исследовали экспедиции В.Т. Петрина (1980-86 гг.) и В.Н. Широкова (1995 и 1999 гг.). Всего было найдено более 50 рисунков, сконцентрированных в Большом зале (грот Столба) и Дальнем зале (Келья старца Игнатия) на расстоянии более 120 м от входа.

В Большом зале (гроте Столба) фигуры нанесены в основном красной охрой на вертикальные и наклонные стены, полусводы, выступы стен, в многочисленных нишах и впадинах. В Дальнем зале (Келье старца Игнатия) — на потолок, реже — на стену; здесь преобладают рисунки черного цвета. Красные рисунки делались охрой, а черные – углем. Размеры рисунков – от 1,5 см до 2,3 м, а ширина линий – 1-5 см. Большинство изображений расположено на высоте не более роста человека.

Что же рисовали древние люди? В пещере изображены фигуры животных (мамонты, лошади, бык, носорог), людей, знаки и неопределенные изобразительные мотивы. Фигуры животных в Большом зале выполнены в силуэтной манере, а в Дальнем зале – в контурной, там они более натуралистичны.

Самой интересной композицией считают рисунок на потолке Дальнего зала, где можно увидеть антропоморфные фигуры обоих полов. Фигура женщины имеет хорошо различимые признаки пола. Между ее ногами нанесены три красных ряда из 28 точек. Видимо, они связаны с циклами женщин и лунным календарем. Точки идут к груди носорога. Возможно, композиция отражает бытовавший в то время миф о сотворении мира.

Интересно, что одно из антропоморфных существ совмещает черты человека и птицы. Также встречаются группы линий, отдельные линии, меандры, трезубец, треугольник, расчерченный параллелограмм, мотивы в виде скобы и якоря, крестообразные и стреловидные изображения, отдельные пятна. Один из рисунков выполнен в виде круга и обрамлен с трех сторон отрезками, напоминая след носорога.

Уникально и изображение животного с туловищем верблюда. Показаны изгибы горбов, отвислый живот, небольшой хвост и задняя нога животного. Голову верблюда заменяет личина в анфас.

По предположению ученых, в пещере могли проводиться обряды инициации. Два ведущих в Дальний зал лаза могли символизировать моменты смерти и нового рождения. Посвящаемый попадал в зал с рисунками через нижний ход, а обратно возвращался через верхний.

Картинную галерею Игнатьевской пещеры датируют палеолитом. По богатству пещерной живописи на Урале она может сравниться только с Каповой пещерой на реке Белой, а также она стоит в одном ряду с известными европейскими пещерами с древними рисунками.

Ученые провели в пещере археологические раскопки. Культурный слой эпохи верхнего палеолита здесь представлен многочисленными угольками от факелов и светильников, каменными и костяными изделиями, кусками охры, украшениями, костями животных. Каменные изделия (свыше 1300 экземпляров) изготовлены из яшмы, кремня, кварцита, песчаника, хрусталя, известняка и других пород и минералов.

Среди орудий преобладают скребки, пластины, резцы, долотовидные орудия. Найдены пластинки с притупленным краем, служившие вкладышами составных орудий. Украшения представлены двумя подвесками из клыка песца и зуба быка или бизона и двумя мелкими плоскими бусинами из кости или бивня. Среди остатков животных — кости лошади, северного оленя, сайги, бизона, пещерного медведя, шерстистого носорога и других млекопитающих, характерных для ледникового периода. Археологический памятник датирован 10-14 тысячами лет. Во Входном гроте были найдены вещи более поздних эпох – бронзы и железа (рисунков в этой части пещеры нет).

Считается, что рисунки в пещере были нанесены в эпоху верхнего палеолита – 12-14 тысяч лет назад. В пользу этого говорит и наличие изображений вымерших животных – мамонтов, а также находки в Большом зале только верхнепалеолитических изделий. Однако, к удивлению ученых, проведенный в 1998 году радиоуглеродный анализ образцов пигмента нескольких рисунков выдал результат примерно от 6 до 8 тысяч лет, что заметно меньше ожидаемого возраста. Как это можно объяснить? Археолог, исследователь уральских писаниц В.Н. Широков выдвинул три гипотезы:

  • Мамонтовая фауна могла дожить на Урале до ранних постледниковых периодов.
  • Изображения могли не базироваться на живых мамонтах.
  • Рисунки могли подводиться в более поздние периоды, что сделало возраст рисунков более молодым, чем изначальных изображений.
Читать еще:  Упражнения кегеля для женщин в домашних

На реке Сим древние рисунки также найдены в пещерах Колокольная и Белая Царица около села Серпиевка, но там они представлены главным образом лишь линиями.

Загадки суходола реки Сим

Очень интересны и окрестности Игнатьевской пещеры. Выше по течению реки Сим видна впечатляющая отвесная скала высотой до 100 м.

По сложной системе тектонических трещин река Сим здесь уходит под землю. Первые научные исследования суходола провел профессор ЧГПУ А.Д. Сысоев в 1950-х годах. Оказалось, что Сим теряет в трещинах и понорах 61% поверхностного течения при большой воде, заполняющей и участок суходола. Зато после выхода на поверхность в 1 км ниже по течению 4 родников воды в русле реки Сим становится сразу в 2,5 раза больше.

Под действием воды в земных недрах образовались карстовые пустоты, которые давно волнуют спелеологов. Они неоднократно предпринимали попытки попасть в загадочные подземелья.

И вот, в июле 1975 года, когда из-за сильной засухи обмелели реки и снизился уровень подземных вод, спелеологи Челябинского клуба «Плутон» под руководством Семена Баранова смогли проникнуть в одну из карстовых полостей суходола реки Сим. Разобрав глыбовый завал в самом крупном карстовом роднике, они проникли в большой грот, пол которого был залит водой подземного озера. Этот грот назвали Ривьерой. За ним шел наполовину открытый сифон, за которым оказалась просторная тоннелеобразная галерея высотой 3-4 м и шириной до 5 м. Она уходила в глубь горы Эссюм на 165 метров. Заканчивалась сифоном с мощным потоком воды. В подземной реке спелеологи заметили рыбу и речных раков. Новая пещера получила название Эссюмской. В 2010 году через сифон ее объединили в единую пещерную систему с пещерой Эссюмская-4, общая длина ходов составила 706 м, амплитуда 20 м.

Схема Эссюмской пещеры. Источник: http://quist.pro

Видео

Предлагаю посмотреть короткий видеоролик, снятый мной во время посещения этих мест.

Как добраться до Игнатьевской пещеры?

Игнатьевская пещера находится на Южном Урале – в Катав-Ивановском районе Челябинской области. Нужно ехать по трассе М-5 на участке Челябинск – Уфа, в районе Кропачево повернуть на юг на дорогу Шарлаш – Аратское – Серпиевка. Ехать до Аратского (10 км от М5). Там направо уходит грунтовая дорога в сторону кладбища и далее к Игнатьевской пещере. От трассы до пещеры – 8 км.

GPS-координаты Игнатьевской пещеры: N 54° 54.027´; E 57° 46.890´ (для смартфонов 54.90045° 57.7815°).

Здесь организован Серпиевский заказник. Несмотря на наличие дороги, проезд на машинах запрещен, о чем предупреждают информационные таблички около трассы. Одна из жительниц села Аратского чутко бдит за соблюдением этого запрета, особенно по праздникам, когда сюда едет наибольшее количество туристов. Нарушителям приходят повестки в суд и приличные штрафы. Впрочем, как это часто бывает, под раздачу обычно попадают законопослушные люди. Например, наши знакомые оставили машину около трассы, честно отшагали положенные 16 км, а спустя какое-то время получили «письмо счастья». При этом по «заповедной» дороге совершенно спокойно ездят лесовозы со спиленными деревьями. Мы оставляли машину на обочине и ходили от Аратского до пещеры пешком.

Расстояние от Челябинска – 280 км, от Уфы – 160 км, от Екатеринбурга – 400 км, от Перми – 440 км.

Путешествуя по этим местам, стоит также доехать до села Серпиевка и посетить Серпиевский пещерный град.

ДРЕВНЕЕ СВЯТИЛИЩЕ В ИГНАТЬЕВСКОЙ ПЕЩЕРЕ

На территории Южного Урала находится одна из самых уникальных пещер мира — Игнатьевская. Ее уникальность заключается в наскальных рисунках, украшающих своды некоторых из залов пещеры уже без малого 14 тысяч лет. Причем, рисунков древних художников так много, что пещеру даже называют древнейшей картинной галерей. При детальном исследовании пещерного комплекса археологи установили, что тысячи лет назад пещера была культовым местом – святилищем, здесь проводились обряды поклонения древним богам. Но не только рисунками интересна Игнатьевская пещера. Доподлинно известно, что в XIX веке здесь жил или скрывался некий старец по имени Игнатий, который по свидетельствам современников обладал даром исцеления. Именно в его честь и была названа пещера.

Игнатьевская пещера находится на западе Челябинской области у деревни Серпиевка. Эта пещера одна из самых крупных на Урале. Пещера тянется в виде коридоров внутри скалы за рекой, а выход ее виден издалека в виде крупного отверстия — грота.
Впервые Игнатьевская пещера упоминается в работах Петра Симон-Палласа побывавшего здесь в далеком 1769 году. Исследователь описал в ней подземное озеро, ход к которому ныне пока не найден — обвалился. В середине ХХ века пещера получила статус памятника археологии, затем — памятника природы, а в 1995 году — памятника истории и культуры федерального значения. Всего в Челябинской области три памятника подобного рода. В своё время в Игнатьевке закладывали шурфы мэтры археологии Отто Бадер и Валерий Петрин. В исторических слоях представлены следы всех эпох, начиная с палеолита и заканчивая нашими днями. Найдено и исследовано несколько сотен артефактов: от каменных наконечников стрел до советских монет 30-х годов. До сих пор исследователи изучают пещеру открывая ее тайны.

Художники из палеолита

В первую очередь пещера знаменита на весь мир своей «картинной галереей» каменного века. Древний художник изобразил на стенах пещеры многие из сцен жизни родового племени, а также отдельные эпизоды из мифов и легенд. К слову сказать, Игнатьевская пещера является одним из девяти уникальных памятников палеолита в мире, где были найдены рисунки человека возрастом более десяти тысячелетий. По значимости Игнатьевскую пещеру можно сравнить с такими пещерами-знаменитостями, как Альтамира в Испании и Ласко во Франции, но интерес отечественных туристов к нашей достопримечательности в разы ниже чем к далеким заграничным диковинам.

Подземные залы и галереи с рисунками расположены в труднодоступных местах, вдали от дневного света. Рисунки, которым 14 тысяч лет, выполнены красной и черной краской, на стенах едва различимы первобытная лошадь и непонятное лохматое чудовище. Мамонт? Шерстистый носорог? Или забытый бог войны?

На потолке — обнажённый силуэт пещерной дикарки, от которой проходит красная дорожка к быку-прародителю. Кстати, этот рисунок уникальное изображение древнего мифа, позже перекочевавшего в другие вехи развития человечества. Некоторые исследователей считают, что в данном рисунке отображен миф, исходя из которого человеческий род перешёл от быка к женщине. Так происхождение жизни на земле представляли древние Уральцы.

Ученые считают, что в пещере древние люди не просто жили и рисовали на стенах в свободное время от нечего делать. Остатки наконечников дротиков и стрел, обильно усеявшие пол зала, навели ученых на мысль о каком-то обрядовом, культовом предназначении Игнатьевской пещеры. Суть рисунков также сводилась к некому сакральному символизму.

Главная галерея пещеры протянулась примерно на 130 метров. Аркообразный вход в нее называется гротом Столба. Самое грандиозное помещение – Большой зал, высота потолка которого в некоторых местах достигает 8 метров. Чтобы из входного грота попасть в Основной коридор приходится опускаться на корточки, а чтобы попасть в Большой и Дальний залы, придется ползти по низкому переходу либо воспользоваться лестницей и преодолеть узкий лаз, который также ведет в Дальний зал на высоте 4,5 метра от пола пещеры.

В дальних залах пещеры расположено натечное кальцитовое образование, по форме напоминающее образ Божией Матери. Жители окрестных сел называют это нерукотворное чудо Игнатьевской Богоматерью. В последние годы возле ее лика постоянно горят свечи, паломники приносят и ставят рядом с ним иконы. Может быть, и вправду у тех кто обратился к иконе в жизни свершается чудо и кому-то этот обряд и реально помог. Ведь не зря в Серпиевских пещерах долго скрывались староверы. Так что места здесь намоленные, к тому же пещеры зачастую обладают целебными свойствами. Но это отнюдь не чудо. Все дело в чистейшем воздухе, минеральных водах и оптимальной температуре, так что пребывание в пещере может положительно сказаться на здоровье.

Свое название пещера получила по имени старца Игнатия жившего здесь долгие годы. Сложно однозначно сказать, кем был этот полулегендарный старец. Существуют три версии. Либо беглый каторжник, неспроста в преданиях рассказывается, как за ним охотился и выкуривал из пещеры отряд солдат. Либо старообрядцем. Либо… самим Константином Романовым, братом Александра I и Николая I. Якобы в Санкт-Петербурге вместо Константина похоронили другого, а сам он из столицы бежал на Урал. Так ли это или нет, сказать невозможно, но археологические находки подтверждают, что человек, живший в Игнатьевской пещере был глубоко религиозным.

По легенде старец Игнатий прожил долгие годы внутри пещеры и лишь изредка выходил наружу, после смерти он был захоронен, где-то в темных коридорах своей обители. Народная память хранит предание о том, что при жизни к старцу ходили люди и просили его о помощи в борьбе с различными заболеваниями, старец никому не отказывал и каждого исцелял, за это ему приносили пищу и всячески помогали в обустройстве быта.

Читать еще:  Как ориентироваться по компасу

Опять же по рассказам жителей Серпиевки еще в 50-е годы ХХ века в дальнем зале пещеры можно было обнаружить остатки деревянного сруба, где якобы жил Игнатий. Уникальной особенностью данной истории можно считать то, что после смерти старец почитался чуть ли не как святой, а в пещеру, согласно описаниям начала ХХ века: «в девятую пятницу после Пасхи… стекается масса народу из соседних заводов, сел и деревень». Неужто и вправду старец Игнатий на самом деле был царских кровей.

Всем кто посещает пещеру, обязательно рассказывают историю о том, что дух святого Игнатия до сих пор бродит по темным коридорам пещеры. В ночь полнолуния призрак старца выходит к самому входу пещеры и стоя на краю арки смотрит на Луну. Те кто ночевал в пещере, рассказывают о том, что иногда откуда-то из темных коридоров доносятся едва различимые шаги и не внятные голоса.

Игнатьевская пещера довольна популярна среди туристов, правда в последнее время ввиду опасности возникновения обвалов внутри пещеры, доступ простых зевак вглубь древнего святилища строго ограничен, возможно, пройдет еще несколько столетий и мы навсегда потеряем этот уникальный памятник. Так что не упускайте возможность посетить пещеру хотя бы по тем маршрутам, которые до сих пор разрешены.

КАК МЫ ЕЗДИЛИ В ОТПУСК. Игнатьевская пещера (продолжение)

После чудесного отдыха на реке Ай, мы направились на поиски легендарной Игнатьевской пещеры, которая находится в Усть-Катавском районе Челябинской области, не далеко от деревни Серпиевка на берегу реки Сим.

После реки Ай мы не поехали по загруженной до предела федеральной трассе М5, а пересекли ее и ехали до деревни Серпиевка по дорогам Усть-Катавского района, от деревни к деревне, по практически пустым и вполне приличным дорогам. В Серпиевке у местных спросили дорогу к пещере, нам объяснили, но съехав с асфальта, мы проехали мимо тропы на пещеру еще километров десять в горы, пока не кончилась дорога. Пришлось возвращаться. На обратном пути обратили внимание на место похожее на стоянку и решили проверить наши предположения. Так как уже смеркалось, оставив девчонок в машине, мы с Лехой двинулись на разведку. В принципе дорога, если так ее можно назвать, в сторону реки прослеживалась, но после дождей была сильная слякоть, причем на крутом спуске к реке, и мы решили сначала оценить обстановку. Пройдя метров 100 увидели УАЗик который видимо тоже не решился на спуск. Еще через пару десятков метров услышали голоса. Кто-то шел нам на встречу. Как выяснилось позже, голоса принадлежали группе туристов из трех человек с проводником, которые возвращались из пещеры. Встретившись, поговорили с ними и как выяснилось, мы ни черта не знаем и прем наугад! Вернулись к машинам и проводник, решив, что все-таки люди мы не плохие, нарисовал карту пещеры и объяснил дорогу к ней. На вопрос о зверях ответил, что медведь где-то ходит, но видимо на том берегу реки, так что его бояться не надо! А на счет того, что уже темнеет, и стоит ли идти туда на ночь глядя, ответил: – “какая разница, в пещере все равно темно, хоть днем, хоть ночью”. Вот такой своеобразный юмор.
Вот эта карта, которую нам нарисовал проводник. На ней он обозначил основные достопримечательности пещеры, хорошо сохранившиеся рисунки быка, змеи и вход на второй этаж в так называемую келью Игнатия.

Посовещавшись с нашими девчонками и надеясь на их “мужество” все-таки решились идти к пещере в ночь. Так как ставить палатку и разводить костер в темноте, и в ужасно сыром лесу после дождя тоже не было смысла. Да и проделав долгий путь всем хотелось скорее увидеть пещеру, не откладывая это дело до утра.
Спуск к реке прошел без проблем. Хотя солнце уже село, сумерки еще не совсем сгустились, и спускаться по скользкой тропе можно было вполне безопасно. Путь от стоянки до реки составил около полутора километров.

Пройдя вдоль реки по высокой мокрой траве еще метров 200, увидели железную лестницу метров 10-15 высотой, которая вела к огромному гроту, который предварял вход в саму пещеру.

Поднявшись по лестнице, оказались в прихожей Игнатьевской пещеры, стены которой были исписаны, куда только можно добраться, многочисленными “туристами” решившими таким способом уподобиться пещерным людям.

Из за высокой мокрой травы, мы добрались до пещеры по колено мокрыми. И только Лехе повезло, его кроссовки практически развалились от влаги еще раньше и он одел дежурные “болотники”, которые всегда у нас с собой в машине.

Роль фотографа в этот раз взяла на себя Галка, так как нам нужно было идти вперед с фонарями, а фотоаппарат в полной темноте подолгу не хотел фокусироваться и чтобы хоть как то сделать кадр, приходилось ловить фокус по фонарю впереди идущего.

Вход в саму галерею пещеры довольно низкий, пришлось пробираться на карачках. Сразу сделаю небольшое отступление для нравоучения. Собираясь в такое приключение нужно хорошо подготовиться. Чтобы лезть в “дикую” пещеру, как минимум нужно иметь каску, я не раз цеплялся макушкой о камни, хорошую прочную одежду, которая не боится грязи, высокую водоотталкивающую обувь (обратите внимание на мои кеды, они блестят от сырости), перчатки (можно строительные) и надежные фонари с резервным, аварийным питанием. Не плохо было-бы иметь несколько свечей, для совсем уж экстренной ситуации. Кроме надежных фонарей мы были экипированы из рук вон плохо, что не есть гуд!

Вот такие “драконы” встречали нас на входе в галереи.

По глазам Насти видно, что ей ужжжжасно интересно! К ее чести можно сказать, что она держалась бесстрашно наравне со всеми, и в пещере, и при возвращении из нее по ночному лесу.

Скажу пару слов и о мужестве и самообладании фотографа, Галка шла последней, за ее спиной была абсолютная темнота. Представьте себе, темнота. И десятки метров пещерных коридоров за спиной! Позже она призналась, что главной ее заботой была мысль не заорать или не упасть в обморок, чтобы не напугать Настю. Это при вспышке все выглядит так прекрасно, но вспышка длится доли секунды, а дальше. дальше опять кромешная темень и видно только то, что в данный момент выхватывает из темноты луч от фонарика.

Еще раз сверяем наше местоположение с картой.

И вот первая находка, непонятные рисунки неолита выполненные красной охрой (в центре), но испохабленные какими то эгоистичными придурками. Коля, Оля, Люда и Ко. – вы сказочные идиоты! Этим рисункам не меньше 15 тысяч лет.
На рисунке, скорее всего изображен сам вход в пещеру и человек перед ней, а за входом, змейкой схематически обозначены галереи пещеры.

Я один вижу здесь человека с копьем или вам тоже так кажется? (В центре)

Еще раз сверяемся по карте.

И вот она! Змея из двенадцати изгибов. Интересно, в эпоху неолита для людей, число двенадцать так же имело сакральный и прикладной смысл?
Справа видна еще группа непонятных рисунков.

В середине рисунок змеи поврежден, слой известняка вместе с рисунком отвалился.

Рисунки, что справа от змеи. Рискну предположить, что там изображено что-то, так-же связанное с временными циклами. Что-то вроде календаря.

Идем дальше на поиски быка. Страха больше нет, он улетучился, его заменили азарт поиска, желание увидеть как можно больше, прикоснуться к тысячелетней истории, трепет перед грандиозностью происходящего.

Вот он! Хорошо сохранившийся рисунок быка, выполненный красной охрой. Ниже, под натеками, также что-то нарисовано. Но рисунок уже не различить. Правее и ниже, возле черной цифры 65 тоже рисунок, но я его увидел только на фотографии. Цифрой, возможно обозначен сам рисунок или группа рисунков.

Стены пещеры, сильно закопченные дымом от факелов с которыми приходили сюда посетители с незапамятных времен. Возможно под слоем копоти еще много чего интересного.

Первая современная надпись в пещере датируется 1911-м годом. Сколько же любопытных сдесь побывало с факелами!

А это уже узкий лаз на второй этаж. Над входом видны геометрические рисунки высеченные в камне, вряд ли эти рисунки создала природа, наверняка это дело рук неолитических посетителей пещеры.

Спуск в яму, а потом подъем метров 6-8 по узкому лазу, где можно передвигаться только ползком.

И вот оно – то, зачем стоит лезть на второй этаж, в так называемую келью Игнатия. Нерукотворный образ Богоматери созданный самой природой. Природа создала настолько причудливый сталактит, что на нем четко просматриваются, руки, ноги, лицо, фигура, именно поэтому он так завораживает и удивляет. Слева и справа два натека напоминающих подсвечники, один из которых сломан (левый). Снизу видны монеты и натеки растаявших свечей, которые оставляют тут туристы.

Стены “кельи” как будто сложены из ровных каменных блоков. Позже, по приезду домой, прочитав материалы по Игнатьевской пещере я узнал, что многие рисунки находятся именно в “келье” но они или закопченые или сильно фрагментированы. Многие рисунки на потолке, куда мы вообще не обратили внимания. Есть и другой выход со второго этажа, о котором мы тоже не знали, потому не нашли.

Читать еще:  Мировой рекорд по задерживанию дыхания под водой

Обратный путь. Кстати, топор в Лехиных руках, не для вандализма, а взяли мы его на всякий случай. Как позже шутили, чтобы от медведей и сов отмахиваться.
Лехе приходилось таскать его везде с собой.

Считается, что это первая современная надпись в Игнатьевской пещере.

М. Алпатова и братья А. и М. Фроловы изъ Златоуста. 13 июня 1911-го года.

В пещере постоянная, круглый год одинаковая температура, в пределах +5 градусов. Не мудрено, что Настя, в тоненькой курточке и с мокрыми ногами, замерзла. Пришлось отдать ей свою олимпийку, до выхода на поверхность.

Фото на память наших смелых девчонок.

Вход в пещеру, для нас уже выход, когда-то пытались закрыть от вандалов, но замок видимо постоянно ломают.
Впереди нас еще ждала дорога от пещеры к машине по ночной тайге. Но как все согласились, после пещеры уже ничего не было страшного. Шли весело и с шутками. Добравшись до машины, решили не терять времени на ночевку и ехать дальше на Самару.

Утром, когда солнце было уже высоко, а на улице жарко, решили остановиться на какой-нибудь речке, чтобы отстираться от пещерной глины. А мне, нужно было вздремнуть, хотя-бы часок – другой.

В пещере конечно интересно. Но на поверхности лучше.
Надеюсь мы еще раз вернемся в Игнатьевскую пещеру, чтобы осмотреть ее более подробно. А так-же осмотреть другие пещеры Серпиевского пещерного града, где их великое множество. Кто с нами? ))

Игнатьевская пещера

Бесценный памятник природы и археологии мирового значения. Одна из самых таинственных и посещаемых пещер на территории Южного Урала. Первое ее описание было составлено еще в XVIII веке, исследования проводились с начала XX века. И только в 80-х годах произошло сенсационное открытие – на пещерных стенах археологами была обнаружена настоящая «картинная галерея», состоящая из многочисленных наскальных рисунков каменного века. Этот факт позволяет причислить Игнатьевскую пещеру к 9 мировым памятникам эпохи палеолита, в которых были обнаружены подобные древние изображения.

Содержание материала:

Игнатьевская пещера: описание, фото, видео

Сколько лет пещере – доподлинно неизвестно. На обнаруженных первобытных картинах, выполненных красной и черной охрой, довольно реалистично изображены люди, разные животные, сцены охоты, геометрические символы. В общей сложности исследовано порядка 40 групп рисунков. По оценке специалистов этой наскальной живописи не меньше 14 тысяч лет. Есть мнение, что пещера служила культовым храмом для первобытных людей, в ней проводили различные священные обряды. Подобных пещер в России всего три: две из них находятся в Челябинской области и одна – Капова пещера в Башкирии.

С пещерой связано множество преданий. Согласно одному из них, в XIX столетии здесь жил отшельником и был захоронен святой старец Игнатий, которого верующие почитают и после его смерти. Существует несколько версий относительно его личности. Предполагают, что он был царских кровей – чуть ли не сам император Александр I, отошедший от мирской суеты, либо принявший монашеский обет князь Константин Павлович, родной брат Александра I и Николая I. Также имеется версия, что старец этот был никем иным, как беглым каторжником, замаливающим свои грехи.

Еще одна достопримечательность пещеры, и одновременно ее самая большая загадка – «Игнатьевская Богоматерь», истинное нерукотворное чудо природы. Это завораживающее кальцитовое натечное образование на одной из пещерных стен, по форме напоминающее женскую фигуру с младенцем на руках, по бокам от которой расположены два сталактита в виде подсвечников. Верующие люди считают это место в пещере священным, возле лика Богородицы паломники зажигают свечи, приносят и оставляют иконы.

Где находится Игнатьевская пещера

Самая известная в Челябинской области пещера находится в южной части Уральских гор, на территории живописного Катав-Ивановского района, в окрестностях поселка Серпиевка. Она входит в состав крупного комплекса карстового ландшафта, состоящего из многочисленных арок, ниш, гротов, провалов, подземных рек и родников. Его название – Серпиевский пещерный град, и занимает он участок протяженностью 15 км вдоль по течению реки Сим.

Расстояние до некоторых населенных пунктов и областного центра:

  • Серпиевка – 7 км;
  • Сим – 18 км;
  • Катав-Ивановск – 21 км;
  • Уфа – 123 км;
  • Челябинск – 237 км.

Игнатьевская пещера на карте

Координаты Игнатьевской пещеры на карте:

Как добраться до Игнатьевской пещеры

Можно воспользоваться электричкой, идущей из Челябинска, и доехать до станции под названием Симская. Оттуда до города Сима идет автобус.

Далее есть два варианта:

  • дойти до пещеры пешком, двигаясь вдоль реки Сим;
  • доехать на маршрутке (или машине) до деревни Серпиевка, и далее пешком по тропе выйти к самой пещере.

Если добираться на личном автомобиле, с федеральной трассы М5 лучше свернуть к поселку Аратское, он находится в 7 км к северу от Серпиевки. От него к окрестностям пещеры ведет широкая накатанная дорога.

Когда можно посетить Игнатьевскую пещеру

До недавнего времени вход в пещеру был свободен для всех желающих в любое время года. Однако с 2016 года власти приняли решение о запрете массовых посещений и ограничении количества экскурсий (не более 2-х в день) на территорию исторического памятника. Это связано с аварийным состоянием пещеры. Внутри были обнаружены повреждения наскальных рисунков, появление новых надписей, самовольные раскопки, мусор, спровоцировавший коррозию стен и появление плесневых грибов.

Игнатьевская пещера внутри

С февраля 2018 года пещера временно закрыта на реставрацию, предположительно, на несколько лет. Обсуждается возможность создания на этот период искусственной подземной галереи в формате 3Д с воспроизведением всех наскальных рисунков и текстуры поверхности, на которую они нанесены. Располагаться галерея будет в окрестностях села Серпиевка.

Особенности

Игнатьевская пещера достаточно удобна для посещений туристами. Этому способствует доступное месторасположение и благоприятный микроклимат внутри нее – небольшая влажность, постоянная температура на уровне +5°С, слегка ощутимые потоки свежего воздуха. В больших количествах здесь присутствуют сталактиты, сталагмиты, кальцитовые образования, даже пещерный жемчуг. Общая протяженность всех пещерных ходов – 545 м. Они поделены на 4 участка: Входной грот, длинный Основной коридор и два зала – Большой и Дальний.

Вход в пещеру расположен на 10 м. выше уровня реки и представляет собой большую арку 12-метровой высоты и ширины, к которой ведет лестница. Самый роскошный – Большой зал, потолки в нем достигают высоты 8 м. Но, чтобы добраться к нему, придется идти по Основному коридору, пригнувшись, а иногда даже и на корточках. Дальний зал находится на «втором этаже» – на высоте 4,5 м над полом пещеры, в него можно попасть, преодолев узкий лаз. Здесь находится так называемая келья Игнатия и почитаемый образ Божьей матери. Из кельи есть еще один выход – в виде округлого отверстия в стене на уровне 2,5 м. надо полом.

Наскальные рисунки расположены в Большом и Дальнем залах – на стенах, сводах, в глубоких нишах подземной полости. Видны они не очень хорошо, только в Дальнем гроте защитная кальцитовая пленка помогла сохранить яркие краски изображений. Есть мнение, что рисунки в Большом зале отображают магию охоты, а в Дальнем – магию плодородия. Вероятно, это связано с обрядами, проводимыми в пещере.

Что посмотреть в окрестностях

Как уже упоминалось выше, Игнатьевская пещера находится на территории крупного пещерного града, растянувшегося вдоль берегов Сима. Он включает в себя порядка 30 карстовых пещер самых разных типов и форм. В одной из них также сохранились следы пребывания первобытного человека – это Колокольная пещера. Она представлена полостью, состоящей из нескольких узких коридоров и 4-х крупных гротов высотой 6-8 м. На их стенах в 80-х годах археологами были исследованы несколько групп рисунков эпохи палеолита.

Рядом с Колокольной находится еще одна пещера, заслуживающая внимания – Майская. Пройдя по коридору, высота которого не превышает 1,5 м, а затем по еще более низкому и узкому лазу, можно очутиться в оригинальном Молочном зале. Его потолок и стены покрыты белым веществом, напоминающим творог – мондмильхом, который еще называют «лунным молоком». Поблизости от пещер расположена интересная карстовая арка, называемая Скалой-кольцом. Она образована пластами известняка и имеет причудливую форму с тремя крупными сквозными отверстиями. Здесь же находится и гора Иремель, которая привлекает туристов со всего света.

На противоположном берегу Сима, в 100 м от Игнатьевской пещеры, находится пещера Эссюмская. Вход в нее имеет вид малого отверстия размерами 0,5 на 0,7 м и со стороны реки не виден, т. к. закрыт большими глыбами известняка. Главное украшение пещеры – зал Ривьера, заполненный подземным озером. В зимнее время в нем появляются восхитительные ледяные образования разнообразной формы. Еще одна особенность пещеры – в полнейшей темноте здесь обитают некоторые виды рыб и речные раки.

Игнатьевская пещера фото

Все пещеры Серпиевского града расположены в живописных уголках уральской природы, что делает походы в эти края еще более насыщенными и разнообразными. Что же касается Игнатьевской пещеры, то ее мировой известности поспособствовала еще и прошедшая в 1997 году в Уфе международная конференция на тему пещерного палеолита на Урале. С тех пор ежегодно сюда устремляются ученые, археологи, исследователи-краеведы, а также туристы и просто любители путешествий со всех уголков мира.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: