27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дельтаплан и параплан отличия

Параплан или дельтаплан – что выбрать?

Параплан по большинству важнейших летных качеств сильно проигрывает дельтаплану. Ниже приведена довольно провокационная и в чем-то спорная статья двух молодых людей, которая доказывает это.

Сравнение характеристик и субъективных ощущений.

За последние 10 лет популярность парапланов значительно возросла, а былая известность дельтапланов потускнела на их фоне. Есть ли этому объективные причины или это просто веяние моды и лучшая рекламная политика коммерческих парапланерных школ? В этой статье мы попытаемся выявить объективные преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов. Замечу, что мы летаем как на дельтаплане, так и на параплане и, несмотря на то, что на дельтаплане летаем заметно лучше, отнюдь не призываем летать именно на чем-то одном. Но нам кажется, что дельтапланы необоснованно «ущемлены в правах» и очень часто общеизвестная информация о них необъективна, а представление «в целом» осталось на уровне 80-х годов, хотя дельтапланы шагнули в своем развитии не меньше, чем парапланы, если не больше.

Так чем параплан лучше дельтаплана?

Что лучше летает?

Ответ на этот вопрос однозначен – дельтаплан. И чтобы не думали и не говорили на этот счет адепты парапланеризма, есть объективные доказательства. Аэродинамическое качество современных дельтапланов – 17-18, параплан – 8-9. И если вам скажут, что парапланы имеют качество 12 – не верьте, ибо это бред с целью повысить продажи определенного производителя парапланов.

Аэродинамическое качество – это, говоря простым языком, способность пролететь N километров (к примеру, 17) с высоты 1000 м. То есть коэффициент, отражающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. Дельтаплан летит дальше. К тому же они летают значительно быстрее – максимальная скорость современного дельтаплана – 130 км/ч, параплан едва дотягивает до 70 км/ч и при этом становится весьма опасным – у него все время пытается подвернуться передняя кромка (т.е. он пытается сложиться).

Возможно, вы предположите, что парапланы лучше набирают высоту, потому что они легче? Нет, это не так. Способность набирать высоту зависит только от одного – от минимального снижения летательного аппарата. В этом отношении параплан и дельтаплан равны (у современных дельтапланов минимальная скорость снижения = 0,7 м/с, у хороших парапланов примерно столько же).

Бытует мнение, что у параплана меньше радиус спирали вследствие меньших полетных скоростей, и они способны обрабатывать более узкие потоки. Это неверно. К сожалению, многие парапланеристы очень плохо знают аэродинамику. И забывают, что радиус спирали зависит не только от скорости, но и от угла крена. Дельтаплану нужен больший крен, чтобы «вписаться» в радиус спирали параплана, но если на дельтаплане при таком угле крена скорость снижения такая же, как у параплана при меньшем крене, то скажите – в чем он будет проигрывать? Доказательством этого служат бесчисленные примеры, когда дельтаплан и параплан набирают в одном потоке «в противофазе» (друг напротив друга в спирали).

Так в чем преимущество параплана перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам – ни в чем. Параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. А планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих.

Что безопаснее?

Прежде всего, надо понимать, что безопасность зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, от того, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Другой вопрос, какой вид ЛА предоставляет больше возможностей и у какого больший диапазон допустимых метеоусловий. Тут явно лидирует дельтаплан.

В виду того, что у дельтаплана (который по своей конструкции больше похож на планер), в отличие от параплана (который конструктивно больше похож на парашют), жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены «внешним воздействиям среды». Кроме того, дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.

Парапланы имеют одни существенный недостаток – у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях сильной турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Вот только на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан.

Нельзя сказать, что с дельтапланами можно делать в воздухе все что угодно. В конце концов, имея должное упорство, дельтаплан можно просто сломать в воздухе. Но для этого требуются настолько «суровые» условия и термоядерная турбулентность, что парапланы не летают в такую погоду в принципе.

На чем проще и быстрее научиться?

Вопрос спорный. Первоначальный этап проще и быстрее на параплане, потому что он легче и его проще носить в горку при учебных полетах. Дальнейшее обучение проще и быстрее на дельтаплане, потому что дельтаплан, обладая большей стабильностью и предсказуемостью в воздухе, требует менее отточенного владения техникой пилотирования при полетах в более сложных условиях.

Субъективно, обучение на параплане кажется быстрее, потому что ученика практически сразу запускают с большой высоты, в то время как на дельтаплане высота наращивается постепенно, по мере закрепления моторных навыков и по мере привыкания к ней.

Ничего хорошо в подобном «экспресс-обучении» в парапланеризме нет. Даже если человек фактически может приземлиться живым, когда его в первый же день выпускают с самого верха горы, все равно за столь короткий общий срок обучения человек не может в полной мере осознать поведение крыла и окружающего воздуха и быть готовым к правильным действиям в нештатной ситуации. На наш взгляд, это очень рискованно.

И что еще хуже – сам новоиспеченный пилот не отдает себе отчет в том, насколько он мало знает и умеет, что очень быстро приводит его к физическим или моральным травмам, если рядом нет более опытных товарищей. Причина же столь малых сроков обучения банальна – деньги. Во многих парапланерных школах обучение поставлено «на поток» и каждый лишний день для школы только дополнительные расходы за ту же цену.

В дельтапланерном спорте обучение более «монументально». Сразу «выпихивать» ученика с самого верха никто не будет. Все происходит поэтапно по мере закрепления навыков. Как правило, обучение проходит в дельтапланерном клубе или школе и когда человек проходит первоначальный курс, он вступает в клуб и фактически продолжает свое совершенствование под присмотром инструкторов и более опытных товарищей.

Почему-то многие считают, что учиться летать на дельтаплане это суперсложно и длится это годами. Это неправда. Сроки первоначального обучения вполне сопоставимы со сроками в парапланерных школах – 10-15 летных дней, в то время как на параплане – 5-7 дней. А лишняя неделя в этом случае скорее полезна, чем вредна. Куда торопиться? Лучше поучиться немного дольше, но летать потом увереннее.

Обучение на дельтаплане физически сложнее, потому что дельтаплан весит больше (35 кг. дельтаплан, и 10 кг. параплан). Но, во-первых, этот период длится не так долго, чтобы брать в расчет в «глобальном» жизненном плане при выборе вида летательного аппарата, во-вторых, для физически слабых людей (к примеру, для очень слабых девушек) можно просто найти себе помощника для переноски дельтаплана на эти 10-15 дней.

Читать еще:  Максимальная задержка дыхания

Субъективные ощущения.

Мы можем только высказать наше мнение на этот счет, свои ощущения от полетов на дельтаплане и на параплане. Что нравится и не нравится в том и в другом. В любом случае – это субъективные ощущения.

Что нам действительно нравится в парапланеризме – это подход к популяризации параплана. К сожалению, дельтапланерные школы не обладают такими финансами и возможностями, чтобы так агрессивно рекламироваться. По большей части дельтапланерные клубы носят некоммерческий характер, и денег на «продвижение» этого спорта в массы у них просто нет.

Еще одним плюсом параплана, является, пожалуй, возможность выполнять более разнообразный и зрелищный пилотаж.

Параплан также легче и мобильнее. Его можно взвалить на плечи и поехать летать относительно «налегке». Дельтапланы тяжелее. Но, с другой стороны, нет никакой необходимости таскать дельтаплан на себе (только на этапе самого первоначального обучения, когда использование машины не имеет смысла), его можно положить сверху на крышу машины и завести на гору. Довольно забавно бывает наблюдать запыхавшихся парапланеристов, тянущих свои рюкзаки на гору, проезжая мимо на машине с дельтапланом на крыше. Невольно возникает недоумение – так что же в итоге легче – дельтаплан на крыше или параплан за спиной? Сейчас нам собратья парапланеристы начнут возражать, что и параплан можно запихать в машину, что они частенько и делают – согласны, что и требовалось доказать – разницы нет, возить на машине 10 кг. или 35 кг.

10 утерянных иллюзий парапланериста

Ниже приводятся ответы на наиболее частые вопросы парапланеристов о дельтапланах. Пусть товарищей парапланеристов не смущает некоторая доля стёба и иронии в ответах. В конце концов, мы все летаем в одном небе и друзья по крылу не зависимо от степени жесткости оного. Поэтому можем позволить себе немножко поиздеваться друг над другом 🙂

1. Парапланы лучше летают, потому что легче!
Учите аэродинамику. Вес крыла не влияет на летные характеристики. В таком случае планера вообще летать не могут, ибо весят в 20-30 раз больше дельтаплана.

2. Парапланы легче и мобильнее!
Положите параплан и дельтаплан на крышу автомобиля и почувствуйте разницу в весе и мобильности. Не чувствуете? Это потому что ее нет. Да, дельтаплан в автобус или маршрутку запихнуть проблематично (хотя возможно), но спрашивается, – зачем его туда пихать?

3. Парапланы безопаснее, потому что летают медленнее!
Скорость не враг, а друг. Она дает дополнительную динамику и дополнительные возможности в экстремальных ситуациях. К тому же лично нам не приятно висеть на одном месте сидя на «табуретке» и называть это полетом. И подобный «дефицит» маневренности намного опасней.

4. Дельтапланы сложнее на старте, надо долго бежать!
Хотелось бы это услышать от парапланериста, когда он будет снимать свой купол с кустов после попытки стартовать в сильный ветер. В штиль на дельтаплане нужно пробежаться, но лучше пробежаться в штиль, чем играть в «унесенные ветром» даже при несильном ветре.

5. Параплан может сесть на любую ограниченную площадку!
У дельтапланеристов есть такая штука – называется тормозной парашют. При ее использовании глиссада самого «навороченного» дельтаплана практически равна глиссаде параплана, и можно сесть даже на очень ограниченную площадку.

6. Дельтаплан может сломаться в воздухе!
Может. Но это очень редкие случаи и при этом дельтаплан ничем не отличается от порванного в воздухе параплана – оба падают вниз и нужно кидать «запаски». Только вот парапланы еще умеют складываться и падать целыми.

7. Дельтапланеристы долго собирают свои аппараты. Я вон пришел на старт и полетел.
Мы собираем свои аппараты за 15 минут. А если кто-то и собирает их долго, то только потому, что в данный момент никуда не торопится.

8. Да на вас смотреть страшно, страшные конструкции и «ободранные» пилоты.
То, что обычно видят (хотят видеть) – это не более чем учебные аппараты на этапе первоначального обучения. Почему-то никто не хочет замечать современные высокотехнологичные летающие машины. Но это не удивительно, потому как современные дельтапланы с современными пилотами заметить сложно – они уходят из зоны видимости под облака настолько стремительно, что висящий на одном месте в динамике парапланерист их не замечает, но замечает учебные аппараты на склоне внизу под собой.

9. Дельтапланерный спорт дороже парапланерного!
Это наверно шутка такая. Во всяком случае, если посмотреть на разодетых в модные красивенькие комбезы парапланеристов, с модными приборами, на дорогущих куполах и в дорогущих аэродинамикоподобных подвесках, создается ощущение, что они очень богатые люди, раз платят деньги за часто бессмысленные для них вещи ;-). Ну а если серьезно, то дельтапланерный спорт не дороже парапланерного. Стоимость дельтапланов варьируется от 400 до 4000 евро. С парапланами то же самое. Накладные расходы на полеты совершенно одинаковы и зависят, прежде всего, от того, где, как и на чем летать. А когда парапланеристы ездят просто полетать на выходные куда-нибудь в Индию, то возникает ощущение, что пилотам Российской сборной, которые с трудом и боем пробивают себе зарубежные соревнования, еще расти и расти в плане благосостояния до «простых» отечественных парапланеристов.

10. Дельтапланеризм вымирает!
Ерунда. Нам, аффторам сего трактата, 26 и 23 года. Большинство наших друзей-дельтапланеристов не старше 30. Замучаетесь ждать, когда же мы, наконец, вымрем :-). А пока что наше число медленно, но неуклонно растет. В спорт приходят молодые ребята, которые достаточно умны, чтобы понять, что дельтапланерный спорт, как и планерный, никогда не вымрет. Просто он был и остается элитарным видом спорта, а причина его сравнительной малочисленности – отсутствие информации о нем в массах (а иногда просто дезинформация от элементарной неграмотности, люди даже не знают, как правильно пишется слово «дельтаплан»).

Философское послесловие

Конечно, вы можете сказать, что мы дельтапланеристы, поэтому «хвалим свое болото». Но не стоит забывать, что мы также летаем и на парапланах. И задайтесь вопросом – почему мы предпочитаем летать на дельтаплане, умея и то, и другое. Еще спросите, как много парапланеристов умеют летать на дельтаплане – я думаю единицы, а вот 50% дельтапланеристов умеют летать также и на параплане, но делают это очень неохотно. Для того чтобы рассуждать об обоих видах летательных аппаратов, нужно иметь представление и о том, и о другом. Спросите у своего инструктора-парапланериста, умеет ли он летать на дельтаплане, прежде чем выслушать все что он будет говорить про то, чего не знает, только ради того, чтобы удержать вас от полетов на дельтаплане. Хотя умный инструктор этого делать не будет.

Мы не хотим в чем-то ущемить параплан, наоборот, часто восхищаемся мужеству и мастерству этих людей, которые чтобы достичь того, что так просто дается нам, вынуждены проходить суровую школу выживания.

Ну и еще немножко эмоций. Что бы и как бы не говорили адепты парапланеризма, каких бы немыслимых усовершенствований парапланов они бы не обещали, ну не хотим мы летать сидя или вперед ногами. Это не естественно. Птицы летают вперед головой, широко расставив крылья. Параплан не похож на птицу, он скорее похож на новомодный парашют.

Читать еще:  Вариатор срок службы

Бессмысленно спорить что лучше. Потому что это разные вещи. Когда мы хотим летать «всерьез», далеко и быстро, мы летаем на дельтаплане. Когда хотим просто повисеть и освежиться в вечернем бризе у склона в спокойную мягкую погоду – летаем на параплане. Мы не призываем делать выбор. Наоборот, призываем расширить свои горизонты и уметь летать и на параплане, и на дельтаплане, и даже на планере.

Параплан или дельтаплан: что лучше, безопаснее, интереснее

Когда поклонникам воздушных видов спорта задается вопрос: «Что лучше параплан или дельтаплан?», то ответить на него всегда очень сложно, поскольку это зависит от предпочтений человека. Этот вопрос сродни детскому «Кто сильнее: кит или слон?», поскольку летательные аппараты разные, и объединяет их лишь великолепное чувство полета, которое тоже дает несколько различные ощущения. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе и помочь сделать осознанный выбор между дельтапланом и парапланом, прежде всего стоит обратить внимание на следующие критерии.

Конструктивные особенности дельтапланов и парапланов

Главное их отличие состоит в том, что дельтаплан — это жесткая конструкция и жесткое крыло, а параплан — мягкое. «Веер» дельтаплана, закрепленный на трех трубах, позволяет развивать гораздо большую скорость, чем та, что доступна парапланеристам.

130 км/час — вот что выдают современные дельтапланы, при том, что параплану доступна скорость до 70 км/час. Из этого вытекают и ощущения для пилота. Для дельтапланеристов на первый план выходят ощущения стремительного полета, для парапланеристов — замечательного парения.

Что касается аэродинамических характеристик, то они гораздо выше у дельтапланов. То есть с одинаковой возвышенности они пролетят быстрее и дальше, чем парапланы. Об этом свидетельствует их показатели аэродинамического качества. У дельтапланов он составляет 17-18, у парапланов — 8-9.

Именно поэтому рекорд дальности дельтаплана составляет более 700 километров, а у парапланов — 436. Так что в этом ракурсе жесткая конструкция дает определенные преимущества перед мягким крылом, которое либо надувается при движении через воздухозаборники, либо при помощи специальных баллонов.

На заметку! Более подробно про стандарты и рекорды высоты и дальности полёта в парапланеризме мы ранее рассказывали в отдельной статье.

Что безопаснее: дельтаплан или параплан?

На этот вопрос также нет однозначного ответа, хотя большинство экспертов склоняются все-таки к тому, что параплан безопаснее из-за его меньшей скорости. Также у этого летательного аппарата самые простые требования к площадке, если потребуется экстренная посадка. Кроме того, обучение на параплане проходит легче из-за его конструктивных особенностей, и цена ошибки пилота на нем не так велика, как на дельтаплане.

Но вот ярые поклонники дельтапланеризма говорят, что параплан хуже переносит турбулентность. Мягкие конструкции его крыла в случае сильных порывов ветра могут сложиться.

Правда, у опытных пилотов параплана есть определенные методы снова «разложить» его в воздухе, чего нет у дельтапланов, на которых если началось падение, то спасение только в применении запасного парашюта. Ну, и при приземлении, которое в обоих аппаратах осуществляется на ноги, все-таки у парапланеристов меньше шансов на неудачный исход из-за меньшей скорости, с которой начинается отсчет ее гашения перед посадкой.

Какие есть еще аргументы выбора?

Параплан легче и компактнее дельтаплана. Он весит всего 5-7 кг против примерно 35 кг. Поэтому учиться на параплане и транспортировать его легче, да и стоимость его ниже. Но выбор — все равно за вами, поскольку это дело сугубо личное и субъективное. Одно можно сказать наверняка: эйфория от полета гарантирована и на дельтаплане, и на параплане.

Параплан. Виды и устройство. Как летать и особенности

Параплан – безмоторный планер(парашют)-паритель с неподвижным крылом, которое наполняется воздухом через специальные воздухозаборники. Полет на параплане позволяет ощутить все прелести свободного парения, без каких-либо ограничений. Этот аппарат можно носить в рюкзаке, а чтобы подготовить его к полету достаточно пяти минут. Если оснастить его парамотором, то он станет маленьким личным самолетом, помещающимся в багажнике автомобиля.

Отличия от парашюта и дельтаплана

По своему виду параплан схож с парашютом, но он намного длиннее, больше по площади, а вот количество строп меньше. Парашют нужен для приземления, а параплан — для полета. Его устройство не предусматривает раскрытие в состоянии свободного падения, взлет производится с возвышенности. Он способен парить в воздухе в течение нескольких часов, подниматься выше, передвигаться по заданному маршруту.

Дельтаплан, в отличие от параплана, имеет жесткую конструкцию, и техника управления им сложнее. Преимущество дельтаплана в том, что он развивает большую скорость и может преодолевать большие расстояния. Но транспортировка его по земной поверхности сопряжена с немалыми затруднениями, в то время как со сложенным в рюкзак парапланом можно без труда сесть в машину или в поезд. Для посадки дельтаплана необходима большая площадка, параплан же способен приземлиться практически везде, поэтому и места для полета на нем не ограничены.

Характеристики

Параплан – самый медленный из всех безмоторных аппаратов и самый легкий. Его скорость варьирует в пределах от 20 до 70 км/ч, а вес составляет 5-7 кг. Его легко освоить начинающему пилоту, поскольку аппарат может самостоятельно выходить на стандартный режим пилотирования. Но летные характеристики невысоки, поэтому возможность эксплуатации и безопасность очень связаны с метеорологическими условиями:

  • Совершать полеты можно только в сухую погоду.
  • Допустимая скорость ветра для подъема на параплане — не более 7 м/с, а оптимальная и того меньше — 3-4 м/с.
Устройство

В конструкцию параплана входят:
  • Крыло
  • Подвесная система
  • Стропы
  • Ручки управления
  • Запасной парашют

Подъёмная сила появляется в результате наполнения крыла встречным воздушным потоком, все элементы функционируют на растяжение, поэтому в конструкции аппарата отсутствуют жесткие детали. Ими могут быть оснащены только парапланы, используемые на соревнованиях, для поддержания формы крыла на большой скорости движения.

Крыло

Имеет два слоя, сшитые из воздухонепроницаемой прочной ткани, которые прикрепляются друг к другу нервюрами по всему периметру, кроме передней кромки. Именно здесь и находится воздухозаборник, через который происходит наполнение крыла. Воздуху необходимо заполнить все секции, поэтому в нервюрах предусмотрены специальные отверстия. Закрытыми для доступа воздуха остаются только крайние секции с обеих сторон крыла, что необходимо для улучшения аэродинамики.

Чтобы воздухозаборник не терял своей формы, на передние нервюры настрачивают плотную ткань. Внизу нервюры расположены петли для строп.

Стропы

Параплан оснащен несколькими рядами и ярусами строп. Они отличаются прочностью, выдерживают растяжение от 80 до 250 кг, причем более прочные устанавливаются на нижние ярусы. Стропы, отвечающие за управление, пристрачиваются к задней кромке крыла. Внизу стропы соединяются и заканчиваются свободными концами. На них карабинами фиксируется подвесная система.

Ручки управления

Всего их две – левая и правая, и называются клевантами. Если вытянуть одну из них, задняя кромка с соответствующей стороны подгибается и крыло делает поворот в соответствующую сторону. Если потянуть обе ручки, снизится скорость параплана.

Для набора скорости предусмотрен акселератор — приспособление, которое фиксируется на подвесной системе и присоединяется к стропам. Пилот нажимает на акселератор ногой, меняет тем самым угол наклона аппарата и скорость повышается.

Читать еще:  Банджи джампинг несчастные случаи
Подвесная система
В ней располагается пилот. Система составляется из высокопрочных лент и соединяется со свободными концами строп. Состоит из:
  • Силовой ленты, удерживающей сиденье пилота.
  • Ножных, плечевых, поясных обхватов.
  • Грудной перемычки.

Подвеска должна быть правильно центрована, чтобы обеспечить устойчивость, удобство и безопасность в небе.

Запасной парашют

Находится в подвесной системе в контейнере с кольцом — дергая за него, пилот высвобождает запасной купол. Запасной парашют в параплане круглый — такая форма сокращает время раскрытия. При его производстве используются высокопрочные стропы из синтетического волокна и особый материал для купола — он не склеивается и не накапливает статическое электричество.

Как летает параплан и как им управлять

Подъемную силу формирует крыло, наполняемое встречным потоком воздуха. Горизонтальную скорость определяет сила тяжести. Эту скорость ограничивает сила сопротивления, и чтобы преодолеть ее, параплан тратит запас высоты и, соответственно, постепенно снижается. При недостаточном опыте пилот может вновь подняться в небо, лишь прыгнув снова с горы. Профессионалы же поддерживают нужную высоту, используя восходящие потоки, и находятся в воздухе без приземления желаемое время. Но такую технику необходимо освоить.

Взлет
Подняться на параплане получится только с горного склона:
  • Крыло параплана раскладывают на земле, при этом передняя кромка должна располагаться сзади, а задняя — спереди, по направлению движения.
  • Стропы распрямляются во всю длину и разъединяются между собой. Их перепутывание недопустимо.
  • Ремни крепления к стропам надеваются на пилота, все карабины застегиваются.
  • Стоя лицом к параплану, пилот прикрепляет подвесную систему к стропам крест накрест, иначе при развороте стропы окажутся перекрещены.
  • Для того, чтобы произвести взлет, пилот начинает быстро двигаться спиной вперед. Локти рук необходимо выпрямить и повернуть внутренней стороной вверх. Крыло должно начать надуваться и устремляться ввысь.
  • Когда крыло займет вертикальное положение, пилот поворачивается и продолжает движение до края склона.
  • Почувствовав напряжение строп, он отрывает ноги от поверхности и взлетает.
Управление

Клеванты, предназначенные для управления, при полете расположены у головы пилота. При свободных клевантах устройство движется прямо с установившейся скоростью. Для поворота влево или вправо нужно потянуть за соответствующую клеванту. Пилот способен повернуть и другим способом — перенося центр тяжести своего тела в необходимом направлении.

Для сброса скорости пилот тянет за обе клеванты, а для набора — надавливает ногой на акселератор, изменяя угол наклона параплана.

Виды парапланов

Видов парапланов существует большое количество, но все они объединены в 4 класса:
  1. Standard. Используется новичками для первых полетов. Такой аппарат — самый простой в управлении и безопасный, способный самостоятельно стабилизировать свой полет.
  2. Performance. Требует наличия навыков пилотирования, но не обладает летными качествами спортивных парапланов. Такими парапланами управлять труднее, их эксплуатируют пилоты, регулярно занимающиеся парапланеризмом.
  3. Competition. Аппараты для профессиональных спортсменов. Имеют хорошие летными характеристиками, способны преодолевать большие дистанции. Их применяют для проведения состязаний.
  4. Biplace. Предназначены для тандемных обучающих полетов и обладают повышенной грузоподъемностью. Пилотом выступает опытный тренер, а пассажиром — его ученик.

Отдельно необходимо сказать о моторизированных парапланах. Такие аппараты укомплектованы легким двигателем с пропеллером, позволяющим улучшить летные характеристики. Параплан с мотором позволяет произвести взлет с земли и находится в небе, пока не кончится бензин. Затем продолжать планирование можно уже без мотора.

По назначению парапланы разделяют на:
  • Учебные, предоставляемые обучающимся планерными школами или клубами.
  • «Акро», на которых профессионалы показывают фигуры высшего пилотажа.
  • Тандемные, предназначенные для совместных полетов с тренером.
  • Моторизованные.
Опасен ли полет на параплане

Неверно утверждать, что планерный спорт безопасен. Каждый понимает, что падение с высоты может быть сопряжено с серьезными увечьями.

Травмы чаще всего имеют место в двух случаях:
  1. В ходе спортивных соревнований, когда происходит гонка за результатом, заставляющая забыть о собственной безопасности.
  2. При первых самостоятельных полетах без инструктора, когда вчерашний ученик опьянен своим успехом, уверен, что ничего плохого с ним не случится и начинает творить все, что ему заблагорассудится.

Начиная покорять небо, не следует забывать, что в полете пилот сам отвечает за свою безопасность. Все учителя советчики находятся внизу, и помочь при случае некому. Поэтому необходимо тщательно готовиться к полетам и никогда не фамильярничать с воздушной стихией.

В чем отличие параплана от дельтаплана?

Параплан

Параплан — удивительно легкий летательный аппарат, внешне напоминающий парашют. Он значительно легче дельтаплана благодаря новым сверхлегким материалам. Конструктивно параплан состоит из оболочки купола и строп, которые сходятся на лямки свободных концов. Купол параплана изготовлен из легкой непродуваемой ткани, которая называется скайтекс (Франция), гельвенор (ЮАР) и доминико (Корея). Ткани этих производителей являются прочными и легкими (40 г/кв.м), поэтому идеально подходят для изготовления оболочек купола. Информация взята с http://feoparagliding.com​

Купол параплана состоит из верхней и нижней поверхностей, которые сшиты практически по всему периметру, за исключением передней кромки, где располагаются воздухозаборники. Набегающий поток воздуха наполняет крыло через воздухозаборники.

Конструктивные особенности параплана

Необходимый профиль крыла параплана создают расположенные внутри поперечные перегородки — нервюры, благодаря которым обеспечивается профиль крыла. Нервюры имеют отверстия для того, чтобы воздух перетекал по всему крылу. Благодаря этому в крыле создается равномерное давление, которое обеспечивает необходимую форму крыла.

Дельтаплан

Дельтаплан – штука куда более серьезная. При явной простоте конструкции, этот аппарат позволяет подниматься на очень приличные высоты и рассекать с хорошей скоростью. Не будем углубляться в авиамеханику, описывая принципы полета на дельтаплане. Видели, как парит бумажный самолетик? – Здесь то же самое, только в больших масштабах.

Отличие дельтапланериста от парапланериста заключается не только в скорости и дальности полета, но и в том, что парапланеристу собраться – только подпоясаться (все его причиндалы помещаются в специальную сумку).

Где полетать

Горы для полетов на дельтаплане желательны, но вовсе не обязательны. Отечественные дельтапланеристы с успехом поднимаются в небо и на родине. Аппараты поднимаются в воздух с помощью мощной лебедки или мотодельтаплана. Управлять дельтапланом тоже несложно. Повороты осуществляются за счет перемещения веса тела относительно трапеции, за которую держится пилот. Ею же регулируют и скорость аппарата.

Разочарования

В основном те же, что и при полете на параплане. А при посадке следует учитывать, что площадка, которую нужно выбрать заранее, для дельтаплана должна быть гораздо больше чем для параплана. Кроме того, при выполнении фигур пилотажа дельтаплан вполне может сломаться от перегрузок. Или, если пилот переоценил свои силы, уйти в пике, в штопор, в «голландский шаг». Дельтаплан далеко не так прост, как его более легкий «коллега». Полетам на этом аппарате нужно учиться.

Что выбрать дельтаплан или параплан?

Зависит от пристрастий и финансовых возможностей. На параплане (без мотора) можно достичь скорости от 20 до 50 км/час. Дельтаплан может развить и все 120.

Хороший парапланерист может подняться на высоту в 2-3 тысяч метров, дельтапланерист же в состоянии забраться и на 4000. Парапланерист, при обилии восходящих потоков может парить практически сколько угодно, дельтапланерист – несколько часов. Дальность полета на параплане – 400 километров, а мировой рекорд дальности полета на дельтаплане – 700 километров.

Более подробно вы можете ознакомиться на парапланерном сайте

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: