1 272 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чертежи катамарана для самостоятельной постройки

Катамаран из фанеры: изготовление каркаса поплавков, обшивка корпуса, установка палубы, ходового мостика и вспомогательного оборудования

Для многих владельцев загородных участков, расположенных в непосредственной близости к естественному или искусственному водоему, имеет смысл задуматься над приобретением или самостоятельной постройкой собственного плавсредства, которое можно использовать для небольших водных путешествий, рыбалки, или семейного летнего отдыха на воде.

В качестве такого плавсредства для небольших закрытых водоемов, в большинстве случаев используются всевозможные пластиковые, надувные, деревянные или металлические лодки, однако лучше всего для этих целей подойдет катамаран, который обладает более высокой остойчивостью, хорошей непотопляемостью, и при равноценной массе позволяет вместить большее количество людей.

Самодельный катамаран с корпусом из водостойкой фанеры.

Самостоятельная постройка катамарана из водостойкой фанеры

Купить готовый небольшой катамаран в настоящее время не так просто по нескольким причинам. Во-первых, в серийную продажу подобные изделия практически не поступают, во-вторых, модель и размеры нужно подбирать строго индивидуально, в зависимости от личных запросов и конкретных условий плавания, и в третьих, цена готового изделия обойдется значительно дороже, чем стоимость затрат на инструменты и материалы при самостоятельном изготовлении.

Принимая во внимание вышеуказанные факторы, при наличии собственной домашней мастерской, небольшой катамаран по готовым чертежам можно изготовить своими руками, а поможет в этом несложная пошаговая инструкция, которая представлена в этой статье.

Соединение корпусов катамарана.

Подготовительные работы

Любой катамаран состоит из двух симметричных корпусов-поплавков, обладающих определенным запасом плавучести и соединенных между собой палубным настилом, на котором расположены места для людей, органы управления, парусное вооружение и силовая установка, а в некоторых случаях легкая крыша или закрытые палубные надстройки.

Перед выполнением работ следует подготовить открытую ровную площадку с тентом или легким навесом, расположенную на участке в пределах прямой видимости водоема, чтобы было проще спустить готовое судно на воду после постройки.

Организация рабочего пространства.

Далее нужно приобрести следующие материалы:

  1. Для изготовления рамы и силовых элементов поплавков понадобятся деревянные бруски и рейки сечением от 25х40 до 60х100 мм, изготовленные из древесины сосны;
  2. Обшивка поплавков изготавливается из водостойкой фанеры толщиной 6 мм, а для изготовления шпангоутов и палубного настила понадобится авиационная фанера толщиной не менее 9 мм;
  3. Гидроизоляция и усиление наружного корпуса выполняется при помощи армирующих слоев стеклоткани, которые пропитываются и склеиваются между собой при помощи двухкомпонентной эпоксидной или полиэфирной смолы;
  4. Из лакокрасочных материалов понадобится натуральная олифа «Оксоль», водостойкий палубный или паркетный лак, скипидар, уайт-спирит, ацетон, а также масляные или алкидные эмали выбранных цветов и водостойкий универсальный клей для дерева и полимерных материалов;
  5. Для скрепления наборных элементов деревянного корпуса, фиксации деталей наружной обшивки и крепления палубного настила потребуются болты и саморезы по дереву со шляпкой впотай.

Совет!
Все крепежные элементы и металлические детали должны быть изготовлены из нержавеющей или оцинкованной стали.
Для крепежа деталей обшивки, которые армируются стеклотканью, допускается использование саморезов из латуни.

Изготовление каркаса поплавков

Сборку корпусов катамарана удобнее всего выполнять так, как показано на приложенном видео в этой статье, используя для этого простейший стапель, который представляет собой ровное горизонтальное основание из досок с закрепленными на нем вертикальными стойками, предназначенными для временной установки набора шпангоутов и транцевой доски.

  1. Платформу основания нужно установить на земле строго горизонтально, стойки для крепления поперечных шпангоутов установить под углом 90°, а стойку для крепления транцевой доски – под углом 78° к поверхности основания ;

Схема стапеля с вертикальными стойками.

  1. Используя сборочные чертежи катамарана из фанеры своими руками нужно вырезать два одинаковых набора шпангоутов и две одинаковые транцевые доски , а после вырезания, усилить их по периметру накладными рейками сечением 25х40 мм, и закрепить на стапеле к вертикальным стойкам в нужной последовательности;
  2. В технологический вырез каждой поперечной переборки установить и закрепить при помощи саморезов сначала днищевые стрингеры из бруска 40х40 мм, а затем скуловые стрингеры из рейки 25х40 мм ;

Сборочный чертеж катамарана из фанеры (обшивка условно не показана).

  1. После этого, таким же образом установить фигурный форштевень сечением 50х90 мм , имеющий наборную конструкцию и состоящий из двух досок толщиной 20 мм, между которыми вклеивается авиационная фанера толщиной 10 мм;
  2. По окончанию сборки несущего каркаса, нужно проверить его геометрические размеры на соответствие чертежам , затянуть и проклеить все крепежные узлы, после чего срезать и отшлифовать выступающие части.

Чертежи поперечных шпангоутов.

Совет!
Для проверки геометрических размеров и формы обводов корпуса, нужно вырезать из картона несколько шаблонов, которые в точности повторяют форму транцевой доски и поперечных вертикальных переборок.

Наружная обшивка корпуса

В качестве материала наружной обшивки деревянного каркаса рекомендуется использовать листы фанеры толщиной 6 мм крупного формата, для того чтобы на корпусе было как можно меньше поперечных стыков. Каждая деталь обшивки вырезается и подгоняется по месту.

Зная размер поплавка из фанеры для катамарана, для удобства работы листы нужно предварительно нарезать на более узкие длинные полосы.

  1. В первую очередь выполняется обшивка бортов. Для этого нужно полосу фанеры 6 мм приложить к каркасу, и по всей длине притянуть струбцинами к стингерам и внутреннему привальному брусу;
  2. Убедившись в плотном прилегании листа к набору корпуса, начертить на фанере развертку бортовой обшивки, а затем вырезать деталь, оставляя небольшие припуски для дальнейшей подрезки и шлифовки;
  3. Промазать стрингеры клеем, и приложить к набору вырезанную деревянную деталь обшивки, а затем закрепить ее саморезами к продольным стрингерам и поперечным вертикальным переборкам с шагом 100-150 мм;

Изготовление корпусного набора на стапеле.

  1. Подобным образом выполнить обшивку второго борта, а затем срезать выступающие припуски фанеры на скуловых стрингерах так, чтобы ее срез был расположен параллельно плоскости стрингера;
  2. После обшивки бортов, аналогичным способом выполнить зашивку днища, срезать все выступающие части фанеры и отшлифовать корпус крупной наждачной шкуркой;
  3. Каждый поплавок катамарана просушить и очистить от пыли, а затем нанести на его поверхность слой эпоксидной смолы, на которую наклеить один слой армирующей стеклоткани, уделив особое внимание стыкам и выступающим углам;
  4. После разравнивания складок, нанести финишный слой эпоксидной композиции, а при необходимости, выполнить двойное армирование еще одним слоем стеклоткани.

Крепление бортовой обшивки.

Совет!
При невозможности сделать выкройки для катамарана из фанеры без стыков, их нужно расположить между поперечными переборками, усилив изнутри деревянной накладкой из планки, шириной не менее 120 мм, которая приклеивается на клей, а затем дополнительно крепится саморезами впотай.

Установка палубы и ходового мостика

После изготовления двух корпусов, их нужно установить строго параллельно друг другу на горизонтальной ровной площадке таким образом, чтобы расстояние между внутренними бортами составляло 1000 мм, и скрепить для устойчивости временными перемычками.

  1. Из соснового бруса сечением 65х100 мм вырезать четыре соединительных балки, которые перед установкой нужно несколько раз пропитать горячей олифой;

Монтаж палубного настила (вид снизу).

  1. В местах расположения поперечных шпангоутов, при помощи балок соединить корпуса между собой, используя для этого длинные болты М10 из оцинкованной стали и самоконтрящиеся гайки с широкими шайбами;
  2. На соединительные балки уложить авиационную фанеру толщиной 10 мм, обрезать ее выступающие края по наружному контуру привальных брусьев, и закрепить по всей площади при помощи саморезов впотай с шагом не более 160 мм;
  3. Для повышения надежности и долговечности, палубный настил нужно со всех сторон и с торцов промазать эпоксидной смолой, затем обернуть одним или двумя слоями стеклоткани, после чего нанести финишный слой эпоксидной смолы.

На фото показано армирование корпуса стекловолокном с эпоксидной смолой.

Совет!
Перед окончательной сборкой, все деревянные детали корпусов катамарана изнутри нужно пропитать несколько раз натуральной олифой, разогретой до температуры 50 °С, при этом в целях безопасности, разогревать ее следует только на водяной бане.

Монтаж вспомогательного оборудования

После полного отвердевания полимерной смолы, корпуса готового катамарана нужно тщательно отшлифовать при помощи электрической шлифмашинки, уделяя особое внимание подводной части, поскольку многочисленные бугры и неровности на поверхности будут создавать гидравлическое сопротивление во время движения на воде.

Завершающим этапом изготовления будет покраска и установка необходимого оборудования:

  1. По всем углам палубы, а также в носовой и кормовой части нужно расположить швартовочные устройства, кнехты и прочую фурнитуру для рыбалки, швартовки у берега или постановки на якорь;

Швартовочный кнехт из нержавеющей стали.

  1. Далее следует установить посадочные места для рулевого и пассажиров с таким расчетом, чтобы не превысить максимально допустимую нагрузку, исходя из водоизмещения и запаса плавучести судна;
  2. Под посадочным местом рулевого следует разместить деревянный ящик с отверстиями для стока воды, в который нужно уложить металлический якорь с якорным канатом длиной не менее 30 м;
  3. При наличии подвесного мотора, нужно предусмотреть место для установки топливных баков или аккумуляторов, а также возможность монтажа системы дистанционного управления двигателем;

Разборный якорь для маломерного флота.

Обратите внимание!
Любое плавсредство в обязательном порядке должно быть укомплектовано спасательными жилетами в количестве по одному на каждого пассажира, а также парой запасных гребных весел на случай поломки или остановки мотора.

Заключение

В завершение следует напомнить, что в некоторых случаях самодельные катамараны из фанеры подлежат обязательной регистрации в Государственной Инспекции Маломерных Судов, поэтому чтобы избежать неприятностей, лучше заранее выяснить условия подобной регистрации в ближайшем отделении ГИМС.

В случае возникновения, каких либо вопросов или комментариев, их можно оставить в соответствующей форме в конце этой статьи.

Кают-Компания “Катера и Яхты”

катамаран 38-40 футов для самостоятельной.

Kir13 16 июн 2015

asket_ 16 июн 2015

. я как бы в творческом тупике.

Читать еще:  Как быстро набрать массу в домашних условиях

Надо обратиться к профессионалам за проектом!? Какие проблемы? Их есть у нас!
Сообщение отредактировал asket_: 16 июня 2015 – 16:36

svettorg@yandex.ru 16 июн 2015

Разборность имеет смысл в ограниченых пределах.
Где собираетесь ходить/держать лодку?
Таскать 40-ка футовый кат вы перестанете после первого раза, даже трим более 10 метров не захочется, а он на порядок мобильнее

В идеале на Клязьминском в течение первых двух лет эксплуатации и походы по центральному региону, пока не наберусь достаточного опыта. Потом куда то к морю сплавляться, если политическая обстановка позволит -в идеале в Крым. Крым меня манил давно и сильно пока был украинский, и сейчас привлекает не меньше (хотя в данном аспекте его принадлежность кому бы то ни было хотелось бы оставить за рамками дискуссий).

альф 16 июн 2015

До Крыма от Москвы месяц, ну с хвостиком, хода по красивым местам. Зачем тогда разборность катамарана?

BotsmanJ 16 июн 2015

Что касается проектов, упоминавшиеся:

И между прочим – большинство проектов для самостройщиков – под фанеру.

При качественной оклейке обыкновенная ФСФ может служить достаточно долго. И алюминиевый корпус тоже имеет свои минусы. Прежде всего – необходимость в дополнительной теплоизоляции. Ремонт в походных условиях тоже не сильно доступен. Ну и тот мелкий момент, что алюминий не имеет собственной плавучести. Впрочем – это решается герметичными переборками (они и на фанерном не помешают).

svettorg@yandex.ru 16 июн 2015

Что касается проектов, упоминавшиеся:

И между прочим – большинство проектов для самостройщиков – под фанеру.

При качественной оклейке обыкновенная ФСФ может служить достаточно долго. И алюминиевый корпус тоже имеет свои минусы. Прежде всего – необходимость в дополнительной теплоизоляции. Ремонт в походных условиях тоже не сильно доступен. Ну и тот мелкий момент, что алюминий не имеет собственной плавучести. Впрочем – это решается герметичными переборками (они и на фанерном не помешают).

спасибо за ссылки! сам сразу не смог отыскать, буду изучать!

a_max 16 июн 2015

“сборка корпусов скорее всего будет на производстве в одном месте, потом оттащить их на дачу (100 км), достроить, доотделать, потом привезти на точку сброса (30 км), там окончательно собрать и спустить на воду”

Это не проблема, у самого такая же. Для себя продумывал схему постройки фанерного жестко-мостного ката с возможностью дособрать в единое целое за пару недель. Если будет интересно- нарисую схемку. Для люминя точно тоже подойдет. В остальном Вам уже коллеги в общем все описали. Добавлю по выбору материала.

Составьте бизнес-план своего проекта (не в смысле сколько заработаете), а сколько вы готовы потратить, и что хотите получить в итоге. Нет смысла делать дорогой алюминиевый или пластиковый корпус, если вы не готовы потратится на качественную отделку, фирменные движки , парусное вооружение и другое оборудование. Только в этом случае лодка при продаже будет стоить достойно. Довольно часто видишь продажу дорогих в постройке голых корпусов. Так что фанеру со счетов я бы не сбрасывал. Хотя если есть возможность купить люминь по оптовой цене, недорого нарезать и сварить, то может иметь смысл. Сэкономите на оклейке- шпаклевке , ошкуривании и окрасочных работах. Если устоит такой “экспедиционный” вид.

катерщик 16 июн 2015

svettorg@yandex.ru 16 июн 2015

Если Вас такая ерунда заводит в тупик – что же будет дальше?!

Из любого тупика всегда есть по меньшей мере один выход – он там, где вход

катерщик 16 июн 2015

Farmazon 16 июн 2015

Вот сайт австралийский с катами. Кажется здесь ещё не было.

На мой взгляд весьма стильные. Материал – фанера, рейка. Размеры от трейлерных до 14 метров. Цены на проекты весьма гуманные.

svettorg@yandex.ru 16 июн 2015

Вот сайт австралийский с катами. Кажется здесь ещё не было.

На мой взгляд весьма стильные. Материал – фанера, рейка. Размеры от трейлерных до 14 метров. Цены на проекты весьма гуманные.

Да, Воллеры мне нравятся. Дизайн отличный!

svettorg@yandex.ru 17 июн 2015

В общем, оказалось, что на территории ворота все 3 м шириной. Что в цехах, что на выезде. Через забор манипулятором тоже негде перекинуть – клумбы, газоны, деревья – буду жестоко наказан арендодателем А строиться все же сильно желательно на работе, т.к. только таким образом радикально оптимизируется время постройки – хотя бы потому, что можно строить по 3-4 часа до работы, таким образом можно за полгода набрать 500-600 человеко-часов, необходимых для первичной постройки хулов. Опять же помощь коллег возможна. Опять же оборудование. Если переносить стройку на дачу, то сразу возникает время на дорогу и нормально поработать удастся только в выходные. А выходные нужны семье. В общем, если строиться на моей текущей площадке – то из готовых приемлем воллеровский вариант. У него корпуса строятся отдельно, потом соединяются мостом и надстройками на нем. Можно все таки собрать корпуса, временно врезать мост, собрать его до некой готовности, чтобы оставалось часов 100.. и потом их уже на берегу добить. Если брать фанерную технологию.. возможен ли такой вариант? Корпуса и мост делаются под чистовую, т.е. оклеиваются стеклом, шлифуются, красятся.. только оставляются места соединений.. потом разбирается по стыкам, привозится на место – и только потом уже стыковочные места окончательно отделываются.

Unik 17 июн 2015

В общем, оказалось, что на территории ворота все 3 м шириной. Что в цехах, что на выезде. Через забор манипулятором тоже негде перекинуть – клумбы, газоны, деревья – буду жестоко наказан арендодателем А строиться все же сильно желательно на работе, т.к. только таким образом радикально оптимизируется время постройки – хотя бы потому, что можно строить по 3-4 часа до работы, таким образом можно за полгода набрать 500-600 человеко-часов, необходимых для первичной постройки хулов. Опять же помощь коллег возможна. Опять же оборудование. Если переносить стройку на дачу, то сразу возникает время на дорогу и нормально поработать удастся только в выходные. А выходные нужны семье. В общем, если строиться на моей текущей площадке – то из готовых приемлем воллеровский вариант. У него корпуса строятся отдельно, потом соединяются мостом и надстройками на нем. Можно все таки собрать корпуса, временно врезать мост, собрать его до некой готовности, чтобы оставалось часов 100.. и потом их уже на берегу добить. Если брать фанерную технологию.. возможен ли такой вариант? Корпуса и мост делаются под чистовую, т.е. оклеиваются стеклом, шлифуются, красятся.. только оставляются места соединений.. потом разбирается по стыкам, привозится на место – и только потом уже стыковочные места окончательно отделываются.

Возможно причем без особых затруднений.

roman-3k-hi 17 июн 2015

У Назарова есть проект моторного ката (чуть больше 40 футов длины по КВЛ) из трех секций каждая из которых может перевозиться в стандартном 40 футовом контейнере. На месте сборка.

Если намерения серьёзные, то имеет смысл связаться с ним по поводу разработки проекта.

a_max 17 июн 2015

Вот посмотрите, примерно ваш размер. Можете даже прикинуть стоимость материалов, там список набора.

Так же прикладываю возможную схему разъема. По диаметральной плоскости, зеленые-несущие переборки, вклеиваются на месте сборки, синие овалы- место где будут соединятся коробчатые балки. Ну и рубка в конце. Так можно собрать корпуса до готовности почти, с оборудованием и отделкой. Везти на боку на низком прицепе по одному.

Прикрепленные изображения

svettorg@yandex.ru 17 июн 2015

У Назарова есть проект моторного ката (чуть больше 40 футов длины по КВЛ) из трех секций каждая из которых может перевозиться в стандартном 40 футовом контейнере. На месте сборка.

Если намерения серьёзные, то имеет смысл связаться с ним по поводу разработки проекта.

попробую найти контакты, спасибо!

svettorg@yandex.ru 17 июн 2015

Вот посмотрите, примерно ваш размер. Можете даже прикинуть стоимость материалов, там список набора.

Так же прикладываю возможную схему разъема. По диаметральной плоскости, зеленые-несущие переборки, вклеиваются на месте сборки, синие овалы- место где будут соединятся коробчатые балки. Ну и рубка в конце. Так можно собрать корпуса до готовности почти, с оборудованием и отделкой. Везти на боку на низком прицепе по одному.

спасибо за ссылку! по материалам тоже уже прикидывал, примерно так и получилось, хорошо, значит не сильно ошибался.. сам проект мне чуть меньше нра, чем http://www.wallerdes. to_wal1100.html

у воллера в мосту койко-места, за счет этого носовые каюты становятся именно каютами, а не просто спальными местами.. и вообще кажется у воллера так все упрощено для самостоятельной постройки.. минимум гнутых в 2 плоскостях элементов.. и т.п.. как то к нему склоняюсь.. хотя и этот тоже надо пристально изучить

a_max 17 июн 2015

Эти лодки (ckd-Proteus и W-1100) несколько разные по концепции. Ckd на порядок легче, значит менее трудоемок в постройке. Меньше мощность мотора, легче и дешевле мачта и т.д. Ну и лично мне не нравятся каты с покатыми палубами, как-то “притянут за уши” дизайн. Планировку же можно и поправить, сдвинуть койки назад, получатся хорошие кормовые каюты, высоты достаточно. Там есть чисто моторный вариант, похоже планировка под него. Место под мощные движки выгорожено.

Farmazon 17 июн 2015

По вопросу присоединения поплавков к корпусу, простоты постройки и наглядности посмотреть можно здесь.

За одно можно оценить стоимость постройки.

svettorg@yandex.ru 17 июн 2015

По вопросу присоединения поплавков к корпусу, простоты постройки и наглядности посмотреть можно здесь.

Читать еще:  Как называется большая волна

За одно можно оценить стоимость постройки.

о! восхитительно! 900 часов и 21 т.долларов – это то, что вдохновляет меня! жаль, чертежей нет, но может удастся как то найти контакты.. рубку конечно сразу хочется побольше )) но, может, перехочется..

a_max 17 июн 2015

Не обольщайтесь-)) Это совсем легкий класс. Если на него установить-загрузить вот этот списочек, думаю потонет нафиг.

Снабжение прикидывал для 28 футового круизера. Меньше не будет, скорее больше. Составьте все-таки подробное ТЗ на постройку, и выбирайте проект больше по водоизмещению чем по длине.

Прикрепленные файлы

  • CAT_снабжение.doc19К 280 Количество загрузок:

Farmazon 17 июн 2015

Согласен с a_max, что это разного класса лодки.

Стоимость нужно как минимум пересчитывать по ВЕСУ. А трудозатраты и того больше.

У того же Воллера есть и поскромнее катамараны, где он прямо пишет ” low cost”. Но на мосту там только рубка-убежище, ну и кокпит.

Кстати весьма похож на тот что The $21,000, 30 foot+ Catamaran!”

Как самостоятельно построить катамаран

Ко мне обращаются сотни разных людей с вопросами о самостоятельной постройке яхт. Я добросовестно отвечаю каждому на все, как правило, одинаковые вопросы. Поэтому я решил объединить свои ответы в цикл статей, и разобраться, наконец, как самому построить катамаран.

Прежде всего надо понять зачем вам все это нужно.

Если вы хотите иметь катамаран такой же как «Лагун», «Леопард», или любой другой серийно выпускаемый катамаран, но не хватает средств на его приобретение, то обратитесь к вторичному рынку. 5-ти, 10-ти, 20-ти летний катамаран может быть вам по карману. Все равно он будет красивым, белоснежным и пафосным. И это будет дешевле, чем построить такой же самостоятельно. Только надо отдавать себе отчет, что стоимость возможно-необходимого ремонта бывалого катамарана может превышать его изначальную цену.

Если вы придумали лучший катамаран, с гениальными обводами и умопомрачительной внутренней планировкой, то сам Бог велел вам строить самостоятельно! Но в нашей компании, даже после двадцатого построенного катамарана, приходят мысли, что лучше было бы изменить, для улучшения конструкции в следующем.

И вот только после того, как вам удалось попробовать в качестве капитана большинство серийных лодок, и вы составили для себя список того, что бы вы хотели в них изменить, самое время задуматься о самостоятельной постройке.

2. Выбор материала для постройки катамарана.

Подавляющее большинство современных катамаранов строится из стеклопластика. Стекломат, на полиэфирной основе укладывается в матрицу и оборачивается полиэтиленовым пакетом из которого откачивают воздух. 12 часов и красивая скорлупа будущего катамарана готова. Сверх технологично! Но есть, о чем задуматься.

Если бы у вас были такие матрицы, то вы бы и были заводом «Лагун». И тогда, вы бы для себя, любимого, склеили бы корпус с правильной толщиной обшивки, чтобы при любой ошибке пилотирования, именно ваша лодка не была бы похожа на рваные лохмотья при встрече в море с полузатопленным грузовым контейнером.

Вторая проблема стеклопластиков – постоянный стирольный фон, который излучает корпус. Конечно, если вы берете лодку в чартер на недельку, то проблем немного. Разве что неприятный запах в каютах, да и то его уже через пару лет почти не замечаешь. Но жить в такой лодке месяцами я бы не рекомендовал и врагу. Не хочу никого критиковать. Но любой человек может легко в интернете найти информацию о воздействии стирола на организм человека.

Достойных морских катамаранов из дерева или из металла я лично не встречал.

Алюминиевые лодки строят. Но это сложный и крайне недешевый процесс. Дюралевые катамараны относительно легкие, прочные, но как правило, с кондовыми формами. Дюралевый лист не может гнуться в трех плоскостях поэтому неизбежны острые углы корпуса и рубленные обводы, не позволяющие воде правильно обтекать корпус. К тому же длительность эксплуатации алюминиевого сплава в морской воде сильно зависит от качества именно конкретного сплава, из которого строится лодка. А если просто приобрести АМГ 5 или 6, то может сильно не повести. И через несколько лет корпус начнет превращаться в белый порошок, пока не исчезнет совсем.

Только изучив досконально весь мировой опыт постройки катамаранов, мы приступили к экспериментам с тогда, абсолютно новым и прогрессивным материалом – полиуретаном. Все это произошло 20 лет назад. Но с тех пор и по сей день почти каждый год в мире появляются все новые и новые виды полиуретанов. Это и мастики, и краски, и герметики, и шпаклевки. Одним словом, все, что необходимо для постройки катамарана.

Мы не торгуем полиуретанами и не рекламируем их, но наши лодки, построенные 20 лет назад, эксплуатируются и по сей день без ремонтов. Производители этих материалов дают гарантии на 50 лет, и мы начинаем в это верить.

Но главное! Полиуретаны не выделяют вредных веществ! В полиуретановых емкостях можно хранить продукты и питьевую воду потому что этот материал не вступает в реакцию практически ни с чем, даже с самим собой.

А значит, в полиуретановых катамаранах можно жить месяцами без вреда для здоровья. Чем, собственно, мы и занимаемся.

3. Деньги.

Построить морской круизный катамаран для длительного проживания за 1 млн. руб. нельзя! Даже если вы все умеете делать своими руками и собираетесь выдолбить корпуса из дуба, растущего у вас во дворе.

Крайне неправильно прикинуть стоимость фанеры и массу связующего, чтобы оценить себестоимость постройки катамарана. Вам еще придется закупать тысячи мелких и не совсем, позиций из чего и будет складываться общая стоимость будущего катамарана. Якорные лебедки, палубное покрытие, сотни кисточек, швартовые утки, кранцы, рангоут, такелаж, паруса, моторы, водопровод, канализация, электричество, навигация, нержавеющие болты, иллюминаторы, аккумуляторы, и этот список не иссякаем.

Да, вы возможно сможете вдвое сократить расходы при самостоятельной постройке своего катамарана относительно покупки нового, серийного у мировых производителей. Но вы потратите на это годы собственного титанического труда и будете вынуждены приглашать помощников. А на выходе, все равно получите убогое подобие того французского аналога, к которому вы так стремились.

Если вы прошли тысячи морских миль в качестве капитана на своих или чартерных лодках и точно поняли, что бы вы хотели в них переделать и улучшить. Если вам стало не уютно на жестких банках в кокпите, а теснота в каютах стала раздражать, если автономность вашей лодки достаточна только для того, чтобы переходить от марины к марине, если вы собираетесь проводить в своей лодке больше времени, чем воскресные прогулки вдоль берега, если вам все еще интересно, что там за поворотом, а земля еще кажется круглой, то надо строить лодку для себя.

Чувствуете в себе уверенность, есть достаточно средств, свободного времени и подходящее помещение на берегу водоема – в добрый час. Ответим на любые ваши вопросы, расскажем обо всем, что сами знаем. Пишите, задавайте вопросы.

Хотите все сами, но в самых трудоемких моментах, например, в постройке корпуса, обратиться к профессионалам. Пишите – обсудим.

ВЫ ПРОЧИТАЛИ ЭТУ СТАТЬЮ. ЕЕ АВТОР БЫЛ БЫ ВАМ ПРИЗНАТЕЛЕН, ЕСЛИ БЫ ВЫ НАПИСАЛИ, ЧТО ВАМ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ В НЕЙ. А МОЖЕТ БЫТЬ У ВАС ПОЯВИЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЭТО ЗАЙМЕТ У ВАС ВСЕГО ПАРУ МИНУТ. ДЛЯ БЫСТРОЙ СВЯЗИ КЛИКНИТЕ ЗДЕСЬ.

Конечно, вы можете просто молча уйти, но тогда у автора не будет стимула писать для вас.

Самодельный катамаран

Многие задаются вопросами: “Как? Из чего? С помощью каких инструментов? По каким чертежам?” можно самостоятельно изготовить Катамаран. На просторах интернета есть масса информации по данной теме, конечно множество способов, идей, смет и схем будет представлено вашему вниманию. Теоретические знание определенно понадобятся, но лучше увидеть весь процесс собственными глазами и выбрать ту модель катамарана, которая подходит именно вам, и запастись терпением при осуществлении задуманного. В данной статье представлено несколько вариантов постройки катамарана.

Первый вариант

Какое парусное судно можно построить при минимальных затратах, не имея ни специального места для постройки и хранения судна, ни высококачественных материалов?
Таким судном был признан сверхмалый катамаран длиной менее двух с половиной метров. В том, что на катамаране подобных размеров можно успешно ходить под парусом, нас убедила фотография в одном из номеров французского журнала «La Revue Marittirne». Выбранная длина позволила не только построить корпуса в условиях любой городской квартиры, но и перевозить их в электричке, на трамвае и тем более на крыше автомобиля.

Требовалось обеспечить и другие качества катамарана: простоту сборки и вооружения, легкость в управлении и быстроходность. Была разработана разборная конструкция со съемным мостиком и герметичными корпусами.

Тип парусного вооружения—бермудский кэт.

Основные параметры малого катамарана:

  • Длина наибольшая, м – 2.43
  • Ширина наибольшая, м – 1.34
  • Ширина корпуса, м – 0.30
  • Осадка со швертом, м – 0.42
  • Осадка без шверта, м – 0.13
  • Вертикальный клиренс, м – 0.23
  • Полное водоизмещение, кг – 120
  • Вес, кг – 40
  • Площать парусности, м2 – 5.3
  • Площадь смоченной поверхности, м2 – 2.1

Для увеличения продольной остойчивости корпуса имеют довольно полные оконечности. Округлые обводы обеспечивают минимум смоченной поверхности, которая при выходе одного корпуса из воды уменьшается еще на УзМатериалом для обшивки корпусов послужил картон толщиной 3 мм, имеющийся в большом выборе в магазинах строительных товаров. Картон достаточно прочен и технологически удобен.

Читать еще:  Что нужно в бассейн

Обшивка приклеена к набору казеиновым клеем с запрессовкой шурупами. Корпуса обтянуты снаружи бязью на эпоксидном клее и пропитаны изнутри смесью олифы и скипидара.
Продольный набор корпуса состоит из киля, мидельвейса (карленгса), привальных брусьев и двух стрингеров. Шпангоуты выпилены из фанеры толщиной 12 мм. В оконечностях шпация уменьшена для удобства крепления обшивки.

Сборка корпусов производилась без стапеля с проверкой по струне.
Мостик опирается на корпуса концами двух коробчатых балок. Подмачтовая балка имеет сечение 64X80 мм и рассчитана на изгиб от давления мачты 150 кг. Запас прочности фанерных поясов балки n=3,5. На корпусах установлены ясеневые подушки с широкими петлями, в которых концы балок фиксируются четырьмя болтами. При таком креплении мостик приподнят над корпусами, что увеличивает вертикальный клиренс.

Пустотелая мачта состоит из двух частей. Верхняя половина надевается на нижнюю и крепится болтом. Место стыка закрыто обтекателем из пенопласта. В нижней части к мачте крепится пара бамбуковых ног; эти ноги заменяют штаги, принимают часть нагрузки вант, облегчают установку мачты.

Разобранная мачта и гик хранятся в корпусе катамарана. Для этой цели в транце одного из корпусов сделан лючок, который задраивается крышкой с резиновой прокладкой.
Шверты и рули вырезаны из дюралюминия Д16 толщиной 3 мм.

Фаловая дощечка паруса служит одновременно для крепления пенопластового поплавка. Объем мачты, обтекателя и поплавка достаточен, чтобы предотвратить полное опрокидывание лежащего на борту катамарана.
Остойчивость столь малого судна зависит, прежде всего, от эффективности откренивания. При выходе из воды наветренного корпуса с рулевым на нем восстанавливающий момент равен 100—120 кгм. Номинальным для катамарана следует считать ветер 7—8 м/сек. В этом случае кренящий момент не превысит 90 кгм, а расчетная скорость на курсе галфвинд будет равна 12 узлам. Полное сопротивление судна при этом составляет 16 кг.

Быстроходность для катамарана (даже такого маленького, как «Колибри») справедливо считают вопросом престижа. Результаты расчета позволяют надеяться, что на закрытых водоемах скорость будет достаточно высокой.
Катамаран имеет запас плавучести 280 кг и может брать на борт второго человека или груз. Увеличение осадки при этом составит 1 см на 12 кг груза.

Второй вариант

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАТАМАРАНА

  1. Баллоны скорее всего мы будем менять, т.к. их форма нас не устроила. Нужны носы с острыми штевнями.
  2. Вместо бочек будем использовать рундуки, которые также вынесем за пределы палубы.
  3. Подумаем над ходовой рубкой. А то в этот раз ее все-таки очень не хватало.
  4. Может быть слегка увеличим палубу, благо конструкция это позволяет.

В остальном катамаран нас полностью устраивает, насколько это в принципе возможно с данным типом судна, т.е. с надувным и разборным.

  • Баллоны. Суммарный объем двух баллонов – 3 куб.м. Купили их в украинской фирме Нэрис, 20 000 рублей, но сейчас они должны стоить подороже.
  • Паруса. Общая площадь 10 кв.м. Обошлись они нам в 10 000 рублей.
  • Мотор Mercury, 4 л/с, с длинной ногой. Купили его в Москве, в компании Велход. Их сайт www.velhod.ru Обошелся мотор нам в 43 000 рублей.
  • Для руля и шверта была использована фасадная солнцезащитная ламель из алюминиевого аэродинамического профиля. 3 метра ламели обошлись нам в 3 000 рублей.
  • Якоря Денфорта – 2 шт, по 6 кг каждый.
  • Фанера для палубы – 6 листов, 1,2х2,4 м, 8 мм толщины.
  • 50 м профильной трубы 80х40х2, сплав АД31Т. 20 м профильной трубы 35х35х2, сплав АД31Т. Шина разных размеров из такого же сплава.
  • Несколько метров алюминиевой трубки 12х1, которая использовалась в качестве втулок под болты в местах соединения продольных и поперечных элементов конструкции.
  • Около трех тысяч вытяжных алюминиевых заклепок.
  • Около сотни разных болтов, гаек, шайб, преимущественно из оцинкованной стали.
  • На мачту – 8 м. трубы 50х2 Д16Т, на втулки несколько метров трубы 45х2 Д16Т. Примерно 50м стального троса 6х19, 3мм, из которых 20 м. – нержавеющего.
  • Колуши, талрепы, кольца, мочки и прочее.
  • Несколько метров медной трубки 8х2, продается в магазинах сантехники. Использовалась она для опрессовки огонов на тросе.
  • Веревка в количествах.

Использование нержавеющего крепежа, как показал опыт, особого смысла не имеет, за исключением некоторых самых мелких деталей. Стальной оцинкованный крепеж не особо ржавеет. Заменить его дешевле, чем покупать нержавеющий. Ну и преимущество оцинкованного крепежа также заключается в том, что он не вызывает электрохимической коррозии алюминиевого сплава. То же можно сказать и про тросы.

На яхтенные комплектующие также не имеет смысла тратить огромные деньги, так как в других магазинах можно найти более дешевые аналоги, практически не уступающие фирменным компонентам по функционалу. Например, яхтенный двушкивный блок может стоить в яхтенном магазине 5 000 рублей, а в туристическом магазине альпинистского снаряжения подобные изделия можно купить за 300 рублей. Альпинистский блок будет сделан из такой же стали, с теми же подшипниками, разве что без стопора.

Третий вариант

Самодельный катамаран из пенопласта непотопляем, удобен в эксплуатации, долговечен и прост в изготовлении.

Его размеры: 3750 х 1600 мм, толщина пластин от 40 до 150 мм, высота поплавка 200 мм и ширина 400 мм. Вес 1 м3 пенопласта составляет около 20 кг.

Пластины вырезают на специальном приспособлении проволокой из нихрома, нагретой до 200-250°С, или на специальном станке.
Диафрагму носовой части (2 шт.), перегородки (4 шт.), шпангоут (4 шт.) изготавливают из фанеры толщиной 12 мм. Стяжные трубы, которые служат для крепления деталей,- дюралюминиевые, однако приемлемы и тонкостенные стальные; годятся для стяжки также дюралюминиевые стержни диаметром 10-12 мм. Резьбу на трубах диаметром 1/2 нарезают трещоткой клупа или плашкой, а на стержнях – плашкой с основной метрической резьбой (М10).

Носовая часть поплавков катамарана делается отдельно из алюминиевых уголков 25 х 25 мм и обшивается тонким (0,5 мм) листовым алюминием. Металлическая конструкция имеет фанерную диафрагму, скрепленную болтами М5с уголками; детали алюминиевой обшивки соединены заклепками.
Крышки из фанеры или листового дюралюминия толщиной 1-1,5 мм прикрепляются винтами к уголкам носовой части. Носовую часть насаживают на концы стяжных труб и закрепляют гайками, как показано на рисунке. Затем ее заполняют кусками пенопласта и закрывают крышкой.
Надстройку (палубу) собирают из деревянных брусков и реек. Вся конструкция крепится к шпангоутам восемью болтами с гайками. Для передвижения по воде в корме устанавливается лодочный мотор мощностью 1-5 л.с. Можно плавать и на веслах, сделанных из тонкостенных дюралюминиевых труб. Возможна также установка на катамаране косого паруса площадью до м/2.

Четвертый вариант

Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтам:

  • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
  • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
  • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
  • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
  • на катамаран можно установить двигатель любого типа.

Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

  1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
  2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
  3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
  4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
  5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: