35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аксель сколько оборотов

Содержание

Легендарный прыжок аксель в фигурном катании: техника освоения сложнейшего элемента

Фигурное катание — это один из самых красивых и сложных видов спорта. Таким его делают разнообразные элементы, наиболее запоминающиеся из которых — прыжки.

Существует две основных группы прыжков: рёберные и зубцовые (или носковые).

Аксель в фигурном катании: что это такое?

Прыжок королей, или аксель — по праву самый сложный из прыжковых элементов фигурного катания. Он выполняется с переменой ноги, с хода вперёд и с отталкиванием ребром конька ото льда. В нём не целое число оборотов, именно благодаря заходу спиной вперёд.

История появления и выполнения спортсменами

Такой прыжок впервые сделал в 1882 году фигурист-норвежец Аксель Паульсен. В честь него и назвали этот элемент. Причём стоит отметить, что исполнение проводилось не в фигурных, а беговых коньках.

Очень долго аксель исполняли только мужчины. Соня Хени — первая из женщин, кто его сделал, однако, не идеально, если судить по современным меркам.

На Олимпийских играх первым аксель сделал Дик Баттон в 1948 году. Первый чистый тройной аксель, исполненный на соревнованиях, принадлежит Александру Фадееву (1981).

Из женщин первой на соревнованиях правильно выполнила двойной аксель Кэрол Хейсс (1953), а тройной — Мидори Ито (1988).

Четверной аксель при выступлении на чемпионатах не покорился ещё никому.

Как правильно выполнять: техника исполнения пошагово

Важно! Нельзя поворачивать корпус!

Нужно помнить, что тройной аксель исполняется чуть ниже, чем двойной, ведь для 3,5 оборотов требуется более быстрая группировка.

Некоторые фигуристы способны делать его иначе. Так, левши выполняют этот элемент по часовой стрелке, ведь им так удобнее. А ещё есть спортсмены, способные прыгать с обеих ног. Самый известный из них — Стефан Ламбьель.

Фото 1. Знаменитый фигурист из Швейцарии Стефан Ламбьель во время выступлений выполняет прыжок аксель с обеих ног.

Прыжок можно и усложнить, если делать заход в комбинации с другим элементом, например, с «кораблика».

Фазы прыжка

Это единственный прыжок с нецелым числом оборотов.

Происходит это из-за того, что фигурист едет лицом вперёд, а приземляется спиной, т. е. в одинарном акселе будет 1,5 оборота, в двойном — 2,5, а в тройном — 3,5. Вполоборота делается перекидной — прыжок тройкой.

Варианты

Помимо традиционного полного акселя, есть ещё и другие варианты. С них начинают обучение либо тренируют для использования в комбинациях и каскадах.

Менее 1,5 оборота

Так называемый перекидной или вальсовый прыжок. Он проще и красивее, используется для связывания элементов или при переходе. Полной группировки не требуется.

Одноногий

При прыжке приземление происходит на ту же ногу, с которой он начинался. Делается совместно с «Сальховом» в каскаде. До 2011 года такой элемент не засчитывался, правила поменялись, и он стандартизирован.

Как научиться делать элемент?

Чтобы научить правильно делать этот элемент, следует учесть массу нюансов.

Выбор тренера

Главное условие — он сам должен уметь исполнять этот элемент чисто и правильно.

Акселю следует учиться только под руководством опытного спортсмена, ведь прыжок достаточно сложен и опасен.

И если с самого начала неправильно его исполнять, то затем будет сложно переучиться. Перед началом обучения фигурист должен уже уметь делать более простые элементы.

Обучение перекидному прыжку

Лучше начинать с тренировки без коньков, на полу. Когда отработается движение, можно выходить на лёд. Стоя на правой ноге, чуть согнув её в колене, отвести левую руку и плечо назад, а правую, соответственно, — вперёд. Делается шаг на левую ногу и вперёд. Лицом поворачиваться следует в сторону движения.

Теперь вперёд выходит левая рука, правая — назад. Правой ногой выполняется мах вперёд и вверх, в момент его окончания левая резко отталкивается от земли. Это происходит благодаря движению голеностопа и выпрямления в суставе.

Толчковая нога подводится к маховой, происходит пол-оборота в воздухе и выезд на правую ногу. Левая же отводится назад. И получается, что человек оказывается спиной к направлению движения.

Справка! Движение доводится до автоматизма. Человек учится делать его правильно и с соблюдением техники безопасности. Только после освоения этого элемента переходят к дальнейшему изучению акселя на практике.

Разбег и переход к толчку

Разбег должен быть очень мощный.

Переходят к скольжению назад и наружу. Очень важно сохранять устойчивое, ровное положение тела при движении.

Перед толчком важно отследить, чтобы бёдра не выпячивались, голова не опускалась и в целом не возникало сутулости. Руки должны быть подняты. Это облегчит выполнение.

Толчок

Переход от разбега к толчку нужно сделать быстро. При этом важно, чтобы не возникало изменений в направлении движения тела. Начинается движение за счёт толчка ноги, и затем уже происходит прыжок.

Варианты стопора

Существует несколько вариантов завершения толчковой дуги.

  • Зубцовый — конёк толчковой ноги перекатывается через его зубцы и так отрывается от земли.
  • Рёберный — торможение происходит за счёт поворота конька опорной ноги по направлению скольжения, то есть идёт скобление льда его ребром.
  • Комбинированный — начало здесь рёберное, конец же делается зубцовый, и так будет наиболее удобно для спортсмена.

Каждый из них имеет свою особенность, отличающую его от остальных. Зубцовый даёт высокую горизонтальную скорость, но с ним остаётся меньше времени на вращение. Рёберный помогает сделать больше вращений. А вот комбинированный, как понятно из названия, помогает сочетать плюсы обоих типов. И поэтому он обеспечивает большую стабильность во время исполнения.

Важно! При двойном акселе чаще используют рёберный стопор, комбинированный реже. Ведь тут важна высота прыжка. При тройном — чаще комбинированный.

Техника махов

Мах делается свободной ногой и руками. Они позволяют набрать большую высоту, длину полёта, а также контролируют количество оборотов. Махам учатся также сначала в зале. Когда спортсмен учится их делать, важно следить за тем, чтобы траектории рук и маховой ноги были близко к продольной оси тела, т. е. параллельно ей и минимально далеко. И главное — направление маха должно совпадать с направлением отталкивания.

Фото 2. Фигуристка на льду делает махи свободной ногой и рукой, так увеличивается длина полета.

Можно выполнять такое упражнение в зале. Стоя с опущенными руками, в движении отвести руки максимально назад, а потом — вперёд. Важно соблюдать строгую параллельность и согласованность движения. Чем дальше фигурист сумеет отвести их назад, тем больше скорость махового разгона.

Справка! Руки должны стремиться к горизонтальному положению. Угол маховой ноги при отведении — 45 градусов. Она также должна быть согнута в колене для улучшения выполнения прыжка.

Торможение при махах

Чем быстрее маховое торможение, тем лучше. Отрабатывать также лучше сначала в зале, только потом — на льду. Этим обеспечивается его эффективность. Но поначалу нужно научиться делать сами махи правильно, лишь потом концентрироваться на скорости.

Полезное видео

В видео в замедленной съемке можно посмотреть, как дети учатся делать прыжок аксель.

Заключение

При обучении акселю важны постоянные тренировки. Только так можно добиться успехов и научиться делать этот сложнейший элемент по всем правилам. Многим он покоряется только через год после начала занятий. Так что не стоит огорчаться, если аксель сразу не дается. При постоянных упражнениях ему легко научиться!

Читать еще:  Канатная дорога в горах как называется

Туктамышева, Косторная, Кихира и Ен делают тройной аксель. Чей прыжок лучше?

Sport24 — об элементе, который в этом сезоне может решить все.

Тройной аксель — один из самых сложных и дорогих прыжков в современном фигурном катании. Он исполняется с движения вперед. Приземление выполняется на ход назад. И потому в нем всегда не целое число оборотов, а немного больше. Проще говоря, когда судья видит в протоколе аксель в три оборота («3А»), на льду фигуристы накручивают все три с половиной.

Базовая стоимость элемента — 8 баллов. Практически на одном уровне с четверными. При качественном исполнении можно заработать еще больше — 12 баллов. Важный бонус: девушки имеют право включать тройной аксель и в короткую, и в произвольную программу. Четверные в короткой программе для них пока под запретом.

Такое ограничение может стать решающим в борьбе за награды в ближайшие пару лет. И уже стало серьезной мотивацией для фигуристок, которые планируют задержаться в топе. Прямо сейчас на триксель рассчитывают Елизавета Туктамышева, Алена Косторная, Рика Кихира и Ю Ен.

На самом деле, девушки серьезно рискуют. Во-первых, преимущество в короткой программе легко превращается в недостаток — срыв элемента там стоит слишком дорого. Во-вторых, тройной аксель — это очень опасно. Из-за особенностей исполнения в случае любой неудачи спортсмен фактически лишается возможности контролировать свое тело. Падения в этом случае — самые болезненные. Мириться с этим не всегда готовы даже мужчины.

Getty Images

Так, Стефан Ламбьель не рискнул ради Олимпиады — стал серебряным призером в Турине без тройного акселя.

Елизавета Туктамышева

Личный максимум за элемент: 10,40 балла — на командном чемпионате мира в сезоне-2018/19; 10,44 балла (в каскаде с двойным тулупом) — на Гран-при Америки в сезоне-2019/20

Минимум за элемент: 4 балла — на Гран-при Канады в сезоне-2018/19

Туктамышева делает тройной аксель стабильнее всех. За последние два года — всего несколько срывов. Отчасти — благодаря оригинальной технике исполнения, которую специально для нее разработал Алексей Мишин.

Лиза заходит на прыжок без очевидного маха левой рукой. Классическая технология предполагает это движение. Но когда Туктамышева только разучивала элемент, ее тренер заметил, что ей мешает левая рука, и предложил обходиться только правой, а левую — немного придерживать.

«Когда я только попала к Алексею Николаевичу, большинство прыжков делала неправильно, — вспоминает Туктамышева. — Прыгала с большой амплитудой, почти не группировалась. Первые полгода нашей совместной работы ушли на то, чтобы я приучила свое тело и свое сознание к тому, что надо группироваться плотно. И только потом начали восстанавливать все тройные прыжки.

С акселем — отдельная история. Тут мне повезло. Его я учила сразу с Алексеем Николаевичем, еще и в тот период, когда совсем не было страха перед прыжками. Я прыгаю по его технологии, а он в этом плане — маэстро, самый лучший специалист по акселю. Всем говорю: «Хотите улучшить свой тройной аксель, да и просто аксель — вам к Алексею Николаевичу».

Вообще, пример Туктамышевой — вдохновляющий. Свой первый тройной аксель на соревнованиях она прыгнула еще в 2015 году и стала чемпионкой мира, не до конца преодолев переходный возраст. Потом были проблемы со здоровьем и, как говорит сама Лиза, с психологией. Все это отбросило ее на несколько шагов назад.

«Года три назад были серьезные проблемы со спиной. Два месяца вообще не выходила на лед. Потом начала потихоньку кататься и прыгать все, кроме тройного акселя. Стало страшно на него заходить. Подзабыла ощущения и не знала, чего ожидать. А когда не знаешь, чего ожидать, сразу появляется страх».

Переломным стало прошлое межсезонье. После честного и открытого разговора с тренерами Лиза поняла, что еще не готова закончить с фигурным катанием. Сейчас в ее программах сразу три сложных прыжка, полноценно восстановить которые не мешает даже болезнь. Ценный опыт прошлого года.

Рика Кихира

Личный максимум за элемент: 10,86 балла — на командном чемпионате мира в сезоне-2018/19 и на Гран-при Канады в сезоне-2019/20; 15,06 балла (в каскаде с тройным тулупом) — на чемпионате мира в сезоне-2018/19

Минимум за элемент: несколько раз — по 0 баллов

Кихира смелее всех комбинирует тройной аксель с другими прыжками. Именно она первой решилась исполнять его трижды в двух программах. Дебют состоялся год назад на домашнем этапе Гран-при. Тогда заработать звание чемпионки и главной угрозы для русских фигуристок не помешал даже срыв в короткой программе. Каскад «тройной аксель-тройной тулуп» из произвольной без проблем компенсировал все потери.

К очередному этапу в Японии Рика готовит новую комбинацию — тройной аксель-ойлер-тройной сальхов.

Базовая стоимость такого сочетания не намного выше того, что уже делает Кихира (12,8 балла против 12,2 балла). Но ойлерные каскады эффектно выглядят, и их ценят судьи. А значит, можно рассчитывать на хорошую надбавку к GOE.

Правда, есть очень важный нюанс: Рике отчаянно не хватает стабильности. За весь прошлый сезон она ни разу не исполнила все три своих акселя чисто. Самым грустным в этом смысле получился французский этап Гран-при — бабочка в короткой программе и срыв в произвольной, после которого Кихира ограничилась только двойным акселем в каскаде с тройным тулупом.

На старте этого сезона стабилизировать прыжок тоже не получается. Показать максимум на этапе Гран-при в Канаде помешал степ-аут в произвольной программе.

Алена Косторная

Личный максимум за элемент: 10,63 балла — на этапе Гран-при во Франции в сезоне-2019/20; 11,59 балла (в каскаде с двойным тулупом) — там же

Минимум за элемент: 6,31 балла — там же

Косторная всегда дополняет свой аксель оригинальными и сложными заходами и выездами. Например, перед каскадом в произвольной программе она делает вращение в либеле и мини-растанцовку, затем идет серия шагов, включая сложные моухоки, чоктау, выкрюки и даже прыжок-шпагат.

Кроме того, Косторная всегда стремится к совершенству. В прошлом сезоне, будучи юниоркой, она могла заработать за двойной аксель почти столько же, сколько Рика Кихира за свои, часто неудачные, тройные. Так, в финале юниорского Гран-при сразу пять судей выставили Алене GOE +5, еще трое оценили качество исполнения элемента на +4.

В случае с тройным акселем об исключительном качестве говорить пока рано. Но это объяснимо. Включить элемент в свои программы ученица Тутберидзе решилась только после контрольных прокатов.

«Буквально через день после контрольных прокатов решила попробовать четверной сальхов, — рассказывала Алена после своей победы на первом взрослом Гран-при. — Но тренеры сказали мне пока его оставить и попробовать тройной аксель. Я отнекивалась: «Не хочу, не буду». Тренеры предложили попробовать на удочке. Ну уж нет, решила, что лучше сама, чем на удочке. Конечно, я падала, падала, падала, а затем раз — и он получился. Сначала по разу, по два получалось. А потом уже в какой-то момент три-четыре прыжка собрала. Вот тогда поняла, что какой-то шанс есть».

Алена пробовала сделать тройной аксель еще пару лет назад, но одно из падений оказалось настолько серьезным и болезненным, что она надолго отказалась от этой затеи.

В это межсезонье изучение тройного акселя оказалось в тренировочных планах всех учениц Тутберидзе. Но выучить элемент пока смогла только Алена. А Саше Трусовой, которая приземляет почти все четверные прыжки, но пока не справляется с трикселем, родители даже придумали дополнительную мотивацию — пообещали подарить королевского пуделя.

Личный максимум за элемент: 10,17 балла — на этапе Гран-при в Канаде в сезоне-2019/20

Минимум за элемент: 4 балла — там же

Вставить тройной аксель в свои программы Ю Ен пыталась еще в прошлом году. Правда, не очень успешно, хотя на тренировках показывала чистый прыжок в каскаде с тройным тулупом.

Интересно, что четверные кореянка начала учить даже раньше Трусовой и Щербаковой. Первая соревновательная попытка случилась в 2016 году. Это был четверной сальхов. Правда, с недокрутом и приземлением на обе ноги.

«Ю Ен прекрасно исполняла четверные перед началом соревнований. Думаю, она нервничала, потому что это были настоящие соревнования. Сейчас, когда Ю Ен начала прыгать четверные, другие фигуристки также могут получить дополнительный стимул. Надеюсь, это окажет позитивное влияние на фигурное катание в Корее», — говорил тогда Ко Сон Хи, директор судейской коллегии Южнокорейского союза конькобежцев.

Читать еще:  Как снять пыльник с подшипника

В родной Корее Ен считают главной наследницей Ю На Ким и возлагают на нее большие олимпийские надежды как минимум в Пекине. Первый шаг к мечте на взрослом уровне — попадание в финал Гран-при.

На канадском этапе Ю Ен запомнилась зрителям очень качественным прокатом короткой программы (с тройным акселем) и не совсем уверенным катанием в произвольной. В итоге — бронза.

Следующая попытка завоевать более ценную награду — уже в эти выходные на этапе в китайском Чунцине. Среди соперниц — Анна Щербакова. Девушки несколько раз выясняли отношения на юниорском уровне. А еще — Елизавета Туктамышева. И, значит, у зрителей и судей, помимо прочего, есть неплохой шанс в режиме реального времени увидеть и решить, чей тройной аксель лучше.

Расписание трансляций Гран-при Китая

8 ноября, пятница

12:10 — женщины, короткая программа (сайт Первого канала)

9 ноября, суббота

11:30 — женщины, произвольная программа (сайт Первого канала)

Участницы из России: Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и Софья Самодурова

Аксель в фигурном катании

Одним из самых сложных элементов фигурного катания является прыжок. Во время него спортсмен отрывается ото льда, совершает в воздухе несколько оборотов вокруг своей оси и приземляется на одну ногу. Аксель прыжок в фигурном катании считается наиболее сложным. Связано это с его технической уникальностью — он единственный имеет дробные количество оборотов.

Что такое аксель

Впервые новый прыжок исполнил Аксель Паульсен, по имени которого и назвали элемент. Произошло это в 1882 г., и это был первый прыжок в фигурном катании. А вот появления акселя в два оборота пришлось ждать больше полувека. Есть разговорные названия этого элемента. Дупель в фигурном катании — это аксель в два оборота, тройной прыжок называется триксель.

Аксель легко отличить от других прыжков. Вращение начинается в момент, когда спортсмен находится лицом по ходу движения. Поэтому число оборотов здесь никогда не бывает целым. Это единственный двойной прыжок, разрешенный в короткой программе вне каскада. На соревнованиях спортсмены исполняют 2,5 и 3,5 оборота. Одинарный аксель в 1,5 оборота в программы не включается никогда и на соревнованиях может получиться лишь случайно.

Техника прыжка

При выполнении акселя отталкивание происходит с ребра, приземление осуществляется на маховую ногу.

Фазы прыжка

Большинство спортсменов-правшей выполняют элементы против часовой стрелки. Для них пошаговое исполнения акселя выглядит следующим образом:

  1. Фигурист едет на правой ноге ребром назад-наружу, набирая скорость.
  2. Перед прыжком он разворачивается и переносит центр тяжести на другую ногу, слегка приседая.
  3. Продолжая скользить по дуге, фигурист делает тормозящее движение коньком и одновременно с отталкиванием совершает мах вперед свободной ногой.
  4. После отрыва ото льда нужно сгруппироваться и выполнить необходимое количество вращений.
  5. Приземление происходит на маховую ногу назад-наружу.

Внимание. Спортсмены, выполняющие элементы по часовой стрелке, делают их зеркально: начинают скольжение на левой ноге, а отталкиваются с правой.

Варианты акселя

Технически к акселю близок прыжок в пол-оборота, так называемый перекидной. Он не требует группировки и длительного отрыва ото льда, поэтому доступен даже любителям. На соревнованиях перекидной не засчитывается и не оценивается отдельно. Спортсмены используют его как прыжок во вращение или для связок. Считается, что его правильное выполнение закладывает техническую базу для успешного обучения другим прыжковым элементам.

Еще одной разновидностью является полуаксель. Фигурист отталкивается и приземляется на ход вперед. На соревнованиях такой прыжок не выполняют, поскольку бригада арбитров зачтет его как обычный одинарный аксель. Используют его преимущественно на разминках.

В редких случаях спортсмен приземляется на ту же ногу, с которой отталкивался. Так называемый одноногий аксель дает возможность выполнять прыжок в каскаде с сальховым. Однако из-за особенностей действующей системы судейства в программу такой каскад не включают.

Усложнение прыжка для получения более высоких баллов происходит за счет уменьшения группировки во время вращения (поднятая вверх рука). Спортсмены также изменяют заход на аксель и выезд с него — например, делают его с «кораблика».

В парном катании существует выброс аксель, но популярностью он не пользуется. Из элементов «ультра-си» спортсмены отдают предпочтение выбросу в четыре оборота. Единственная топ-пара, включавшая в свои программы акселевский выброс — Алена Савченко и Робин Шолковы. Но сделать его чисто спортсменам не удалось ни разу.

Советы фигуристам

На что необходимо обращать внимание при выполнении акселя:

  • начальное вращение происходит только за счет движения конька и маха свободной ногой. Попытки ускорить его за счет поворота корпуса в момент отталкивания приведут к «вываливанию» из оси вращения и неудачному выезду;
  • замедлить движения можно тремя способами: с помощью ребра, зубца или комбинируя оба способа. Для совершения многооборотных прыжков больше подходит реберный или комбинированный стопор. Он позволяет ускорить вращение в момент отталкивания и облегчает выполнение двойных и тройных прыжков;
  • требуется синхронное выполнение тормозящего и махового движения. Поскольку сам момент отталкивания занимает доли секунды, такая слаженность приходит с опытом. Облегчает разбор техники съемка с последующим просмотром на замедленной скорости;
  • в момент освоения прыжка можно мысленно проговаривать его фазы. Большинство спортсменов перед исполнением элемента также мысленно визуализируют его, тем самым как бы «программируя» тело на правильное выполнение.

Предупреждения и возможные травмы

Любой прыжок в фигурном катании таит в себе риск. Как любят говорить спортсмены, «лед скользкий». Поэтому от падений никто не застрахован. Но можно снизить их вероятность и опасность серьезных травм:

  • прежде, чем осваивать прыжки, желательно научиться «правильно» падать. Группировка поможет избежать серьезных травм;
  • приступать к выполнению нового элемента нужно после того, как освоен предыдущий;
  • коньки должны быть по размеру и хорошо фиксировать голеностоп.

Аксель можно назвать вершиной мастерства фигуриста. Это самый сложный прыжковый элемент, а его правильное выполнение говорит об отличном владении техникой. Перекидной прыжок, который является базой для акселя, может освоить любой. Но чтобы скрутить два или три оборота, потребуется время и терпение.

Прыжки в фигурном катании: названия и отличительные черты

Прыжки — обязательный атрибут фигурного катания. Без них не обходится ни одна одиночная или парная программа спортсменов. Их нет только в танцах. Прыжки в фигурном катании имеют свою базовую стоимость, которая измеряется в баллах. Чем они сложнее, тем выше итоговая оценка.

Баллы могут снимать за неуверенное приземление, недокруты и другие недочеты. Или же наоборот добавлять, если скачок выполнен безукоризненно и с включением дополнительных элементов. К примеру, в момент сложного захода были подняты руки.

Разберемся, как отличить прыжки в фигурном катании, выясним особенности каждого элемента и обозначим стоимость в баллах.

Классификация прыжков

Современные программа фигурного катания включает в себя два вида скачков — реберные и зубцовые. Последние иногда называют носковыми. Критичное отличие прыжков одной группы от другой кроется в опоре на конек.

Элементы зубцовой подгруппы осуществляются с опорой на зубцы. В момент подскока спортсмен отталкивается с его помощью ото льда. К зубцовым прыжкам относятся: тулуп, флитц, луп.

К реберным прыжкам относятся: сальхов, риттбергер, аксель. Подскоки такого плана выполняют с фиксацией на внутреннее ребро, либо на внешнее.

Зубцовые прыжки

Тулуп

Для профессионального спортсмена — это самый простой элемент. Название прыжка не имеет отношения к одежде и образуется от слов toe loop, что с английского переводится как «Петля на носке». Элемент попал в обязательную программу благодаря Брюсу Мэйпсу — американскому спортсмену.

Заход на тулуп достаточно короткий. Спортсмен после скольжения отталкивается, меняет свое положение на 180 градусов и уже на другой ноге продолжает двигаться назад. По завершению подскока фигурист оказывается на льду на ребре конька. Элемент признан одним из самых простых за счет смены ног.

Как отличить прыжок тулуп от других в фигурном катании:

  • толчок всегда с правой ноги.

Количество оборотов / баллы:

Это следующий по сложности реализации после тулупа элемент. Он получил свое название от английского слова lip, что в переводе означает «щелчок». В момент исполнения флипа действительно слышится необычный звук.

Подскок стартует с отхода назад, после чего левый конек фиксируется на ребре и происходит отталкивание. Затем спортсмен ускоряется и вместе с тем начинает вращение. Прыжок заканчивается приземлением на лед правого конька. Далее левая нога и рука перемещается за корпус.

Читать еще:  Налобный подводный фонарь

Как отличить флип от других элементов:

  • старт исключительно с левого конька на манер лутца;
  • перед флипом фигурист скользит спиной вперед.

Количество оборотов / баллы:

Это сложный зубцовый подскок, получивший свое название в честь спортсмена Алоиза Лутца из Австрии. Элемент достаточно зрелищный, эффектный и имеет привычное для фигурного катания определение: одинарный, двойной и т.д. Четвертной прыжок покорился американскому спортсмену Брендону Мрозу в 2011 году.

Старт происходит с наружного ребра левого конька подачей тела назад и далее по дуговой траектории без последующей смены ног. Фигурист отталкивается правым коньком, раскручивает корпус и расправляет руки, после чего касается правой ногой льда. Траектория движения спортсмена чем-то похожи на литеру S.

Иногда фигуристы совершают промах, переходя на внутреннее ребро в момент выполнения элемента. В этом случае подскок становится похожим на флип. Подобные ошибки на спортивном сленге называют «флутц».

Как отличить прыжок лутц в фигурном катании:

  • старт с левого конька наружного ребра;
  • подскок выполняется по продолжительной дуге лицом назад;
  • траектория вращения спортсмена против часовой стрелки.

Количество оборотов / баллы:

Реберные прыжки

Сальхов

Первым, кто исполнил этот прыжок был Ульрих Сальхов — фигурист из Швеции (1909 год). Элемент достаточно динамичный и зрелищный, но считается несложным. За счет простоты исполнения многие начинают освоение подскоков именно с него.

Спортсмен заходит на сальхов с вращения на льду по дуге. Далее происходит толчок внутренним ребром конька и последующий разворот. Правая нога в этом время идет по правильной траектории вокруг тела. На льду фигурист оказывается уже на наружном ребре правого конька.

Отличительные особенности прыжка:

  • заход выполняется одновременно с обеих ног;
  • свободная нога идет по траектории вокруг корпуса;
  • в момент приземления нет удара зубца о поверхность.

Количество оборотов / баллы:

Риттбергер

Другое название прыжка — loop («петля»). Первым его исполнил в 1920 году спортсмен Вернер Риттбергер из Германии. Элемент очень похож на тулуп, с той лишь разницей, что толчок происходит с ребра, а не с зубца. В динамике подскока также угадываются черты сальхова, что видно по специфичной петле.

Старт с внешнего ребра конька. Спортсмен скользит по кругу, развернув лицо в его центр. Перед самим прыжком ноги скрещиваются, а тело подается против часовой стрелки. Когда конек отрывается ото льда фигурист начинает вращение.

Отличительные особенности элемента:

  • перед скачком ноги спортсмена скрещиваются;
  • толчок и последующий контакт со льдом происходит посредством правой ноги;
  • нет удара зубцом.

Количество оборотов / баллы:

Аксель

Аксель — прыжок в фигурном катании появившийся достаточно давно — в 1882 году, благодаря стараниями Акселя Паульсена — спортсмена из Норвегии. Элемент по исполнению заметно отличается от других и кроме привычных оборотов может быть еще и перекидным.

На старте спортсмен начинает скользить с правой ноги назад, сменяя ее левой, после чего поворачивается лицом вперед и сгибает колено. Затем идет резкое торможение с прыжком. В полете фигурист вращается и перед соприкосновением конька со льдом выбрасывает свободную ногу.

Аксель — это самый сложный прыжок в фигурном катании. Выполненные без ошибок и помарок четыре полных оборота еще никому не покорились.

«Остался только один четверной. Поэтому он и интересен — он остался один, так что тот, кто прыгнет его, заслужит громкую славу». Курт Браунинг

Отличительные особенности элемента:

  • в силу специфика прыжка целых оборотов не бывает и, к примеру, двойной аксель — это 2,5 оборота);
  • разворот происходит с движения назад;
  • на старт прыжка фигурист заходит лицом вперед.

Количество оборотов / баллы:

Каскады прыжков

Здесь мы имеем сочетание нескольких элементов, где при выходе на каждый отсутствуют перегруппировка и смена ног. Каскад оценивается заметно выше обычной комбинации и не засчитывается, если спортсмен сделал разворот между прыжками.

Как правило, элементы соединяются посредством остаточного вращения от прошлого прыжка. Для высокой оценки важна плавность исполнения. Наиболее удачные каскады получаются из комбинаций аксель с петлей Риттберга соединенные прыжком, сальхов-тулуп или лутц-тулуп.

Техника исполнения

  1. Скорость. Для выполнения каскада фигуристу необходима скорость, поэтому первый элемент обычно как следует «разгоняют», чтобы инерции хватило на второй прыжок.
  2. Амортизация. Еще одна успешная составляющая. Если будет слишком глубокой, то последующий прыжок дастся заметно сложнее.
  3. Короткий заход. После завершения одного элемента спортсмен делает короткие заход на следующий. Техника должна быть отточена до совершенства. Если заход окажется длиннее, то каскад не засчитают, в то время как слишком короткая подготовка не даст необходимой скорости для следующего прыжка.

Тройной набор элементов

Самый сложный — тройной набор элементов. Он входит в обязательную программу одиночного фигурного катания международного уровня. Здесь действуют аналогичные правила: нельзя между прыжками менять ноги и перегруппировываться.

Какие-либо вольности в исполнении даже с соблюдением базовых правил не приветствуются. Выступление может быть эффектным для зрителя, но судьи редко ставят за него высокие баллы. Так что спортсмены стараются придерживаться базовой нормы, оттачивая свое мастерство именно на ней.

Прыжки во вращение

Элементы, где после приземления спортсмена он продолжает следовать круговой траектории называют прыжками во вращение. В этом случае фигурист не ставит перед собой задачу выполнить максимальное количество оборотов в воздухе. Здесь важны высота прыжка и устойчивое последующее вращение на льду.

Различаются элементы характером приземления и фигурой. Можно вращаться на толчковом коньке или на ноге выполняющей мах. Есть прыжки в волчок, ласточку, оллером, петлей и т. п. Качество и форма итогового элемента во многом зависит от позы фигуриста в момент полета.

Способ толчка также влияет на техническую часть прыжка во вращение. Многие программы профессиональных спортсменов включают в себя толчки сальховым, петлей и акселем. Все эти элементы отличаются разными углами поворота корпуса при нахождении фигуриста в воздухе.

Так же как и в случае с каскадами судьи чаще всего закрывают глаза на зрелищность прыжков во вращение, оценивая технику исполнения по базовым нормам. Наибольшие оценки получают программы, где финальные пируэты состоят из нескольких комбинаций вращения.

Другие виды прыжков

Кроме базовых элементов есть еще и дополнительные. Чаще всего их используют в связках с основными скачками. В доброй половине случаев на оценку они не влияют, а просто подогревают интерес зрителей на трибуне.

Перекидной

Это один из самых простых прыжков. Иногда его называют «вальсовым» и выполняется он в пол-оборота. Заход на прыжок начинается с движения назад по дуге, после чего делается фиксация на наружном ребре левого конька и сам прыжок, во время которого выпрямленная нога делает пол-оборота.

Шпагат

Спортсмен в момент прыжка исполняет шпагат. Суть элемента не в количестве и качестве вращений, а в точности позиции. При этом шпагат допустим как продольный, так и поперечный. Прыжок исполняется, как правило, в связке с флипом или петлей. Элемент не оценивается судьями, чаще выступая в качестве связки.

Поднятие рук

При исполнении базовых прыжков поднятия рук вверх не требуется. Это делается намеренно по инициативе тренера или самого фигуриста, чтобы усложнить нормативный элемент. Возможность более чем адекватного выполнения подобного трюка доказала российская спортсменка Евгения Медведева в 2017 году.

Наставник фигуристки Этери Тутберидзе в своих интервью не раз подчеркивала, что поднятие рук вверх в момент прыжка — серьезный риск для фигуриста. Он может потерять баланс и как следствие получить травмы от падения.

Но благодаря специфичным физическим данным Медведевой прыжок с поднятием рук вверх получался у нее особенно хорошо. Фигуристка и тренер решили рискнуть и в результате Евгения получила 79,01 бала, слегка недотянув до мирового рекорда.

Запрещенные прыжки

В фигурном катании есть элементы, которые категорически запрещены в соревновательных выступлениях. Если обобщить, то все скачки, где конек находится выше темени спортсмена недопустимы.

Среди прочих травмоопасных элементов можно выделить переднее или заднее сальто с оборотом через голову. За подобные финты судьи наказывают фигуристов серьезным штрафом. В ледовых шоу такие прыжки допускаются с соответствующей технической страховкой.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector